Адыги. Средние века. Северный Кавказ.

История не «из Казани»

http://www.diletant.ru/blogs/6971/6073/

Большинство исследователей считает, что христианство пришло к адыгам из Византии. Некоторые же выводят его из Грузии и Руси (Тмутаракань).1

Судя по всему, христианизаторская роль Тмутаракани у адыгов была значительной. С X в. в русских летописях впервые упоминаются адыги под именем касогов. Касоги состояли в дружине Тмутараканского князя Мстислава и принимали участие в русских походах.

Одновременно с Тмутараканью большую роль в распространении христианства у адыгов сыграло христианское Абхазское государство, ставшее в X веке большой политической силой на Кавказе.

Помимо распространения христианства православного толка, Римской Церковью делались попытки привнести христианство в католической форме. Но в основном адыги оставались под влиянием греческой религии, тесно переплетавшейся с народными верованиями (а что делать?)). Европейские путешественники замечали:

Они называют себя христианами и имеют греческих священников, но своих детей они крестят только после восьми лет, причем священники просто окропляют их, по своему обычаю, святой водой, произнося краткое благословение. Дворяне не входят в церковь до тех пор, пока им не исполнится лет шестьдесят; они живут все разбоем и поэтому совестятся входить в церковь, полагая, что они могут осквернить ее своим присутствием. Но когда проходят для них такие лета, и они перестают уже воровать и грабить они посещают богослужение, которое слушали в своей молодости за стенами церкви, сидя верхом на лошади.2

Вот такой (уж такой) ХРИСТИАНСКИЙ Северо-Западный Кавказ. Рядом – Крымское ханство.

И Северный Кавказ, и Крымское ханство – осколки Золотой Орды. Но если первоначально в Орде была веротерпимость, то вот с распадом Орды почему-то крымские ханы (приверженцы ислама) решили, что они главные над всеми осколками. И начали диктовать свою волю: «А будьте все приверженцами ислама». И направил Крым на адыгов (черкесов) проповедников. Как там проповедование тогда проходило? Правильно. Войском.

Вот всё крымское воинство заявилось на Кавказ к адыгам: «Эй, неверные!»… Что? Правильно. Все крымские проповедники там и полегли. Это Кавказ.

Но с 1475 года царствующая в Крыму династия Гиреев сама признала себя вассальной по отношению к правителям по-настоящему сильной Османской империи. И уже как вассалы запросили крымцы у османов помощи: «Помогите усмирить неверный Кавказ!». Вот только так. Только «под крышей» османов какую-то силу и представляли крымские ханы.

Этноним «черкес», кстати, возник в тюркоязычной среде – между крымцами и османами — для обозначения адыгов. Вот так ислам двинулся «на черкесов». Массой.

Необходимо заметить, что османы научили крымцев многому. В том числе тому, что не только силой (войском), но и хитростью можно захватывать чужое и навязывать то, что угодно тебе – достаточно подкупать «местную элиту» или… Да многому научили османы крымцев. Теперь это описывается так:

Традиционно в отечественной историографии было принято описывать историю взаимоотношений адыгов с Османской Турцией и Крымским ханством исключительно в черных красках. Как правило, это делалось для того, чтобы показать благотворность вхождения адыгов в состав Российского государства. Идеализация, как и демонизация исторических деятелей, стран и народов, конечно же, неуместна и неплодотворна для истории. В ее палитре, помимо белой и черной, много других красок.3

Вот. Согласен. Не всё же было в отношениях адыгов с тюрками «черное»? Нет. Много и «других красок». Целая хитрая палитра. (Да и сами адыги бывало в Крым забегали — погромить… ой, это опять «черное»).

Но не малая часть адыгов ушла от этой «палитры» подальше — к Руси. Еще при Иване Грозном. Я уже вспоминал (в другом посте).4Мария Темрюковна – достаточно вспомнить. Это был союз. И не короткий брачный союз, а союз народов.

Хочет адыг на Русь? Приезжай, крестись – будешь русским князем (если на родине князь). Не хочешь на Русь? Живи дома. Какой ты веры? Не имеет значения (это только греки да католики «ругали» адыгов: вроде христиане, да не такие; русские не ругали – не наше дело – как хотите, так и живите – вы у себя дома). А вот крымцы и османы…

По свидетельству османского историка «когда крымские ханы назначались, то у черкесских беков было принято набирать 300 человек ясыря (невольников) и отдавать новому хану под именем подарка».

И большой конфликт случился в 1699 г. в Бесленее, в доме князя Темир-Булата Канокова.

Крымский царевич Шахбаз-Гирей, находившийся в Черкесии, позволил себе силой захватить девушку в счет ясака сверх уже избранных по жребию. Ай, орел царевич. Только вышли братья той девушки и закопали в грязь этого орла. И охрана крымского царевича еле ноги унесла.

Два похода (в 1700 и 1701 гг.) попытались крымцы организовать на адыгов. Мол, отомстим за царевича. Да силенок не хватало: ни адыгов покарать, ни убийц царевича найти.

В 1707 году состоялась третья попытка «наказать черкесов». Крымский хан Каплан-Гирей направил на Кавказ мощный отряд. И… Разбили адыги всю крымскую мощь. Еле ноги унесли остатки.  И на поклон к османам: «Братья! Помогите черкесов наказать. Дань не хотят платить, не позволяют нам их женщин силой забирать».

Причиной военного конфликта было нежелание кабардинцев платить дань крымскому хану и турецкому султану. Крымские татары и турки — всего примерно 20 тыс.чел. (во главе с ханом Каплан Герай) выступили в Кабарду для усмирения кабардинцев. Благодаря действовавшему тогда Константинопольскому мирному договору (1700) крымцы и татары рассчитывали на невмешательство русских, а потому рассчитывали на лёгкую победу против малочисленных кабардинцев.5

Решающее сражение произошло в начале сентября 1708г. у горы Канжал, в верховьях Малки. Крымско-османские войска, преследуя противника, проникли в горы — операционную базу черкесов, где скрывались их семьи и скот. По некоторым данным, сами черкесы отправили Каплан-Гирею мнимых перебежчиков, которые обещали провести его войска по горам. Стесненная горами и обрывистым берегом Малки крымско-османская армия, измотанная продолжительной военной кампанией, подверглась неожиданной ночной атаке. Непосредственно перед атакой черкесы скрытно приблизились к вражескому лагерю, в котором находились десятки тысяч верховых лошадей и вьючного скота, и пустили в их гущу до 300 лошадей с привязанными к ним вязанками горящей соломы. Обезумевшие татарские лошади усилили суматоху и панику в рядах крымских воинов.3 Турецко-крымское войско было уничтожено за одну ночь.5

Канжальская битва.

Только потом, устав от этих бесконечных «исламских набегов», адыги постепенно стали принимать ислам: «А единоверцев в рабство брать не будете? А женщин в рабыни не будете требовать?». Только потом. Да и то не все. Потому что рядом выросла мощная христианская Россия.

*   *   *

Бывает, на Кавказе… сидишь с «черкесами», разговариваешь. Начнут про ислам рассказывать: «Вера отцов, вера предков, древняя наша вера…». Вспомнишь битвы с татарами, с турками. И сразу: «Э-э, брат. Что религии? Смотри, какие горы, смотри какое небо. Красота».

Если в XVI веке лишь отдельные группы черкесов исповедовали ислам, то к ХIХ веку черкесы смотрели на османского султана, как на своего духовного главу…6

Только к XIX веку! Никакой «древности» ислама тут нет. Да и тот — «огнем и мечем». Да и не все адыги изменили действительно «вере предков».

И многие адыги (черкесы) принявшие ислам, приняли тот ислам… лишь формально. Христианство, ислам… На первом месте у настоящих адыгов — через века… морально-этический кодекс адыгэ хабзэ.

Мусульманские же институты и ценности заняли лишь органичное место в системе традиционных адыгских этнических норм и мотиваций. Для адыга быть адыгом важнее, чем мусульманином.7

…И Россия не мешает. Адыгу быть адыгом.

————-

http://www.djeguako.ru/content/view/105/72/

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1820-1840/Dubois_Monpere/text1_1.htm

http://adygi.ru/index.php?newsid=2149

http://www.diletant.ru/blogs/6971/4192/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Канжальская_битва

http://ru.wikipedia.org/wiki/Религии_адыгов

http://adygi.ru/index.php?newsid=8876
Комментарии
Для того что бы тебе фундаментально разобраться в этом вопросе рекомендую почитать для начала монографию моего чеченского друга Мусхаджиева. А дальше по ссылкам. Шариатское движение имело место в Черкессии но позже. Охватывало оно далеко не все регионы Черкессии и в целом вызывало в том числе и вооруженное противостояние сторонников и противников этой идеи. Об этом есть у Джимова Б.М. Что касается в целом нашего наследия то оно включает и Христианство (моздок) и Ислам и Язычество. Это все наше.
http://aheku.org/forums-m-posts-q-1814.html?d=225

Ну, и с чего в комментариях начал:
— Если адыги пойдут направо, а мусульмане налево — куда пойдешь ты?
— Я пойду за адыгами. Я сначала адыг, а потом уже всё остальное.
http://www.abaza-agigskaya.ru/adige4/avax1776511.html
———————
Из поста:
Мусульманские же институты и ценности заняли лишь органичное место в системе традиционных адыгских этнических норм и мотиваций. Для адыга быть адыгом важнее, чем мусульманином.

Али, спросили у «своих» черкесов, что я Вам сказал в комментариях в прошлой теме?
Спростите еще, почему у черксов не приживается (даже если они живут в мусульманской стране и есть возможность) многоженство.
Многоженство для черкеса (если и встречается) — редкость.

Национальный вопрос — достаточно острая тема. Поэтому плюс автору поста за смелость, которой впрочем, Андрею не занимать. Какие культурологические проблемы сегодня вышли на первый план в этом сложном вопросе? Кстати, они актуальны и для Западной Европы. Какие исторические изменения произошли?

«Беда в том, что чужеземцы не могут принять русскую культуру ввиду собственной слабости русского народа. Мы не в силах передать им свою культуру… русский народ усиливался, а не ослабевал из-за внешних вливаний. Мы никогда не боялись чужеземцев, приходящих к нам. Поэтому у нас никогда не было ксенофобии в прямом смысле. А сейчас это явление у нас свидетельствует об ослаблении национального здоровья. Безусловно, это проявление инстинкта самозащиты, но не сильного, а слабого народа… Коренятся все эти угрозы… в духовном упадке общества. И слабость интеллигенции, и неразвитость культурного потенциала – следствие духовного и нравственного упадка, религиозного, по сути.» Источник: http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/24/chuzhezemcy_ne_mogut_prinyat_russkuyu_kulturu_vvidu_slabosti_russkogo_naroda/

1.
Христианство на западе Северного Кавказа – обычное древнее дело (насколько христианство можно увести в древность). От Нового Афона до Керчи – древняя христианская земля. Северного Кавказа. (См. например Майкопская и Адыгейская епархия или Абхазы (братья адыгов) – христиане или моздокские адыги-христиане или…)

2.
Адыги – не подарок, конечно. Да никто ничего и не дарит никому.
С татарами и с турками бились адыги крепко. Веками. И ни под каких татар не хотели. Веками.
7208 (1699) года декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец указал сказать:
Известно ему, великому государю, стало — не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны — как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята — все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.
И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год.
http://rus-biography.ru/DocPage/?IdDocs=108

«Вот как описывает события 1863-1864 гг. офицер русской армии Иван Дроздов:

“В конце февраля пшехский отряд двинулся к речке Мартэ, чтобы наблюдать за выселением горцев, а если понадобится, так и силою выгонять их … Поразительное зрелище представилось глазам нашим по пути: разбросанные трупы детей, женщин, стариков, растерзанные, полуобъеденные собаками; изможденные голодом и болезнями переселенцы, едва поднимавшие ноги от слабости, падавшие от изнеможения и еще заживо сделавшиеся добычей голодных собак…

Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество; но только ужасом и можно было подействовать на воинственных дикарей и выгнать их из неприступных горных трущоб…

Теперь в горах Кубанской области можно встретить медведя, волка, но не горца”3.»

http://circassian.narod.ru/rus/circass/abroad.htm

А где подобного не было? Жестокий век. Жестокие сердца. Но для того и существует цивилизация. Пмять. История. Что бы не было подобных ремейков. Увы… Кстати тут следует помянуть ещё один факт. Имперское правительство оплачивало туркам депортацию черкесов в Турцию. Многие капудан-паши высаживали репатриантов репатринтов милях в десяти от берега… в море… и возвращались за новыми пассажирами и гонораром. Это о братьях мусульманах. О tempore o more — тогда. Всюду. Везде. Монета имеет две стороны — но может принадлежать к двум валютам.Кстати черкессы (как и татары крымские) и императора личном конвое были. И за храбрость награда вместо георгия — звезда восьмиконечная. Русские умели ценить доблесть врагов. И к врагам сдавшимся милость являли — Шамиль разве не пример. Его сыновья в русской и турецкой армии генералами были — друг против друга воевали. А старший когда был отдан в заложники стал русским офицером. А когда возвратился к отцу умер от тоски по России и Петербургу — хотя крещение не принимал.

Россия всегда была в немецкой сфере культурного влияния. Немцев вербовали до середины 19 века служить офицерами и чиновниками, немцев завозили в качестве академиков и профессоров университетов, а национальные кадры посылали учиться в Германию, чай недаром жаловался самородок Михайло Ломоносов на засилье немцев в русской науке, правда самого выучили в Германии, и Ермолов острил, чтоб немцем назначили. Вся система образования как её унаследовал и продолжал СССР была скопированна с немецкой, там до сих плор нет Бакалавров и Магистров, а выпускники Высших Технических Школ имеют в дипломе запись «Дипломированный Инженер». Половина русской технической терминологии заимствована из немецкого, а все стандарты ГОСТ это переведённые на русский ДИН. Естественно сформировался очевидный провинциализм когда всё немецкое относящееся к технике обявляется Золотым Стандартом, в культуре же всё Французское. Правда сейчас происходит неизбежная подвижка, у нас теперь другой образец для подражания. Грибоедов бы писал » ..не смешение Французского с Нижегородским», а «Американского Английского с Нижегородским».

Мит Андрей, сайт diletant.ru

Оставьте комментарий