Русские. Взгляд через столетие

Быть русским

Все производные слова «русский» заряжены настырной энергией упорства и желанием жить без чьей бы то ни было указки: русские штыки, русская армия, русский флот, русский дух, русский мир, русский солдат, русский фронт. Почему так? С чем это связано? Потому, что слово русский — это слово-знамя, а знамена всегда под собой собирают активных людей.Произношение этого слова начинается на рокочущую букву «р», переходит в упорную «у», акцентируется на успокаивающем двойном «с» и заканчивается на выдохе. Как удар.
Русские — очень «раскрученный» бренд, сопричастность ко всему русскому дает человеку большой заряд самоуважения и позиционирует его во внешнем мире как представителя самой большой страны, с богатейшей историей побед, достижений, завоеваний и открытий. С тысячелетней историей созидательности, с русским балетом, русской культурой и гордой фразой «Русские — не сдаются!».К сожалению, на данный момент понятие «русский» очень и очень размыто: сказываются «интернациональный» советский период и понятийная путаница в средствах массовой информации. По-этому, на страницах этого сайта,  мы попытаемся разобраться в том кто такие русские и как соответствовать своему личному желанию быть русским.
Многим людям хочется сказать про самого себя:
Я русский!
Но принадлежность к русским — это не модная футболка: захотел — надел, стало не выгодно — снял, надоела в таком виде — взял переделал под свой вкус, другу понравилась — дал поносить или обменялся на время. Русская самоидентификация — это ответственность и обязанность. Мало хотеть быть русским, надо обязательно соответствовать этому.
Надо быть носителем русских признаков и демонстрировать окружающим принадлежность к русской культуре: без этого ваш национальный выбор будет всего лишь подделкой под модный тренд, попыткой смухлевать в надежде на получение определенных социальных преференций.
К сожалению, современный принцип самоназвания себя русским не подразумевает собой процесса обрусевания, как процесса сознательного приобщения к русскому народу — его культуре, традициям, религии и мировоззрению. То что сейчас происходит с нами, русскими, можно без тени сомнения назвать революцией русской идентичности. Это связано с тем, что в данный момент, в одной временной точке сошлось несколько конфликтующих этно-идеологических течений, которые и породили коллективный поиск критериев русской этнической идентичности.
Вот эти направления:

iamruss.r

Кто называл себя русскими до русских

На свете есть много теорий, описывающих происхождение названия Руси и русских, как отдельного народа.«Повесть временных лет» старейшего извода была переписана в XIII веке, и для ее авторов русский народ – это уже объективное и устоявшееся понятие. Русские, как пишет автор летописи, живут в той части света, в которой обитают все потомки Иафета, сына Ноя, к которым относят не только русь, но и «весь, и чудь, и ям, и мурома…», а народ, именующийся «русью», входит в общую семью европейских народов, включающих в себя и венецианцев, и немцев, и англов, и шведов, и норманнов.При этом автор «Повести» называет балтийское море Варяжским, а Черное – Русским и уточняет, что в него впадает Днепр (то есть ошибиться невозможно).

Русью были русины?

«Повесть временных лет» описывает, как один славянский народ расселился по всей местности – полоняне пришли и «сели» по Днепру, другие назвались древлянами, в междуречье Двины и Припяти появились дреговичи, на Полоте встали полочане, племя на озере Ильмень «назвались своим именем» – словене, а те племена, которые стали жить в долинах рек Десна, Сейм и Сула – стали называться северянами. При этом автор летописи не раз упоминает, что все славянские племена – это одни и те же ранее единые славяне.

Тогда откуда появилась русь?

Если верить летописи, в первый раз земля, которую заняли славяне, стала называться «Русскою» в 852 году, «в царствование» императора Византии Михаила. Однако название появилось раньше – еще до 842 года на Крымское побережье обрушилась новгородская рать под руководством князя Бравлина, и её в византийских источниках тоже назвали русью. Согласно летописи, именно русь при Михаиле ходила в поход на болгар.Итак, мы видим на территории Древней Руси два центра – Киевскую Русь и новгородских словен. Причем, русские – «русь» не просто «сидят» в Киеве – в их честь названо Русское море, а сами они ходят в походы то на Цальград (Константинополь), то на болгар, то на Крым, а мимо них «проходят «черные угры».Большинство историков склоняются к тому, что изначально русью стали именовать себя русины – славянское племя, которое ранее занимало большую часть территорий западнее Киева. Они до сих пор живут в Закарпатье, на территория таких стран. Как Польша, Чехия, Венгрия, Сербия и Словаки. Задолго до Киевской Руси это племя объединялось то в королевство Русь, то в Карпатскую Руссию. Оно назвало себя то «руснаки», то «руски», то «карпатороссы», а также «рутены» и «русские». Именно это племя дало название Киевской Руси, а затем и всему нарождающемуся русскому государству.

А как же тогда варяги-русь?

Однако последующие события летописей ставят под сомнение такое происхождение названия «русь». Согласно им, в 862 году на новгородской земле пошли настроения, после которых племена весь, чудь, словене и кривичи пошли «за море» к варягам. Но не просто к варягам, а к племени русь и пригласили их князей княжить.Лаврентьевская летопись уточняет, что новгородские племена выбирали между князьями из Киева, с Дуная, «от хазар» и от варягов. Канадский автор Сергей Парамонов указывает, что им нужен был человек, знающий обычаи и веру предков, не притеснитель и не угнетатель, а справедливый судья и управляющий.Очевидно, что живущая за морем «русь» была тоже славянским племенем – чужака бы не пригласили. Об этом же косвенно говорят и западные хроники, которые не знают ни германцев, ни норманнов с таким названием. Зато известно, что на берегах Балтики жило славянское племя русь, о котором упоминается в житии епископа Отгона Бамбергского. Креститель ходил по балтийскому побережью с проповедью и указывал, что крестил славянское племя рутенов, они же – русины.Действительно, немецкий остров Рюген ранее назывался Рутин и был населен ругами (рутами). Славянство ругов сомнению не подлежит, так как о нем пишут такие авторы как Адам Бременский, Гельмольд, Саксон Грамматик и Титмар. Это славянское племя встречается в хрониках и документах в разных вариациях – руззи, руции или рустици.Даже княгиня Ольга упоминается в хрониках Европы не как «регина руссорум», а как «регина ругорум» – королева славян.

Родственники? Или нет?

Но были ли руги – руты родственны русинам? Было ли это одно племя, когда-то разделившееся? Скорее всего, да.Живших в Закарпатье русов в наших летописях называли «русинами», а землю их называли «Русська»; западные же источники на латинский лад этот же народ называли «рутенами», а язык – «рутениш».Скорее, новгородские племена послали «за море» гонцов к славянскому князю ругов (рутов), чтобы сыновья дочери новгородского князя Гостомысла Умилы, которая была замужем за князем ругов, вернулись на свою историческую родину и помогли народу своей матери преодолеть трудные времена.Само же племя ругов исчезло с лица земли в XII веке, когда руги-руты были покорены германскими племенами и словно нарочно забыты европейскими историками. Есть версии, что все, чтобы связано со славянскими народами, было намеренно вымарано из истории Европы папистами, а позже — нацистами.Что же касается названия «варяги», ведь послы поехали за море к варягам – к руси, то современные авторы считают, что в летописях слово варяг имеет совершенно другое значение – это не название народа, а название рода занятий.

И все же русины?

То есть получается, что славянское племя русинов стало первым назвать себя русью, русией. Это племя дало название Киевской Руси, а другая его часть, которая по каким то причинам стала жить на южном побережье Балтики, и которую на германский манер стали называть рутенами, рутам или ругами, дало то же самое название Русь новгородцам, когда те попросили их на княжение.Вопрос, как русы-русины попали в Европу, пока остается открытым. Скорее всего, они были автохтонным населением Европы, которое многие тысячелетия жило на просторах от устья Эльбы от устья Дуная и об истории которого современные европейцы стараются забыть.
cyrillitsa.ru

Взгляд через столетие


Говорят, что просмотр старых фотографий способен возвращать гармонию в жизни. Поэтому давайте посмотрим, какими мы были всего 100 лет назад. Возможно, это укрепит нашу веру в Россию и в самих себя.


МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД
МЫ ВЕК НАЗАД

Фотографии: Евгений Петрович Вишняков, Петр Веденисов,  «Несколько народных типов России», «Типы населения Пензенской губернии»

VII

 

Волга впадает в русскую душу

13 Июнь

Волга впадает в русскую душу

Путешествие по главной «сердечной артерии» России

«Волга впадает в Каспийское море». Сегодня таким образом иронично иллюстрируют очевидные вещи. Так, давайте сделаем из очевидного невероятное – и «впадем» вместе с водами Волги в Каспий.

В лихие минуты порой рождают сомнения: «Почему я появился на свет именно в России?», «Что я вообще здесь делаю – вдалеке от мира «правильности» и комфорта?». Однако пока мысли окончательно не закрутили вас в пучине вывода «Пора валить!», просто езжайте к истоку Волги, в Тверскую область.

ВОЛГА ВПАДАЕТ В РУССКУЮ ДУШУ

Отсюда начнется ваш путь к ответам на вопросы. Несколько дней плавания откроют вам тайну места вашего рождения и вашу миссию. И вы поймете главное, что Волга впадает не только в Каспийское море, но и в русскую душу.

Львы Валаама

9 Сентябрь

Львы Валаама

Монахи Русского Севера
Теги

В христианской символике лев — зверь «двуполярный». На южном полюсе зла он воплощает собой грех гордыни. На северном полюсе Блага —  ревнителя и защитника Веры…

Миссия жизни доброго православного человека пройти чрез антарктическую стужу гордыни и ледники зависти к Атлантическому океану Веры. Дальше, преодолев у мыса Горна течение уныния, отправиться вверх по Гольфстриму Надежды. Затем нужно уверено проскользнуть через Ла-Манш алчности, держась на расстоянии от берегов сладострастия и чревоугодия. Потом необходимо удержать штурвал в шторм в Северном море гнева, и скоро вы окажетесь в акватории Янтарного моря Любви, которое по Неве Вечной Жизни доставит вас до Ладожского озера любви. Там будет остров Валаам, на который вы выйдете львом Благочестия и встретите других львов. Впереди, на Крайнем Севере, будет только Царствие Небесное…

Василий Устинов

16737

Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский

 

«Лев яростно устремляется на свою добычу и терзает ее своими острыми когтями и зубами. Так монах или монахиня должны с такой же яростью устремляться на свои страсти. Разве не львами были преподобные отцы и подвижники? Воистину львами! Они не щадили своего тела, лишь только видели приближение какой-нибудь страсти».

ЛЬВЫ ВАЛААМА

Преподобный Амвросий Оптинский

 

«Образ монашеский есть образ покаяния и смирения, а не повод к тщеславию, высокомерию. На мытарствах и за простое тщеславие будут очень истязывать, кольми паче за тщеславное вышение длинною мантиею».

ЛЬВЫ ВАЛААМА

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

«Монах – это битые черепки… его все бьют: и бесы, и мирские люди. От всех он постоянно терпит уничижения и унижения. Бьют его, и остаются от него одни битые черепки… А Господь возьмет его да и склеит… Только это происходит не здесь, а там…»

ЛЬВЫ ВАЛААМА

Святитель Феофан, затворник Вышенский

 

«…Велика ли вещь мантия?! Мантия – мундир. Она ничего ни прибавляет, ни убавляет в духовной жизни. Посмотрите на получивших теперь мантию: стали они святей? Все такие же. А если стали фонфаронить мантиею, то стали хуже».

ЛЬВЫ ВАЛААМА

Преподобный Пимен Великий

 

«Три главные делания инока: бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему».

ЛЬВЫ ВАЛААМА

Преподобный Исихий Иерусалимский

 

«Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд – сделать монахом человека внутреннего».

ЛЬВЫ ВАЛААМА

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский

 

«Монах – это покойник, в дому лежащий, около которого еще ходят, на которого глядят и даже целуют его; он еще близ мира и мир его еще видит, но однако мир для него не существует… Схимник же – это покойник, уже погребенный в могиле, для которого не только мир не существует, но и он для мира».

Фото из альбома «Остров Валаам и тамошний монастырь», 1887 г.

Привет от русского севера

10 Сентябрь

Привет от русского севера

И снова Русский Север, и снова Билибин
Сегодня почтовая открытка, как средство коммуникации, практически исчезла из обращения. Но вряд ли «смс», «ммс» способны передать ту душевную интонацию, которая имела открытка.

Над почтовыми карточками работали лучшие художники своего времени. Например, великий русский иллюстратор Иван Яковлевич Билибин создал несколько серий открыток. Особняком здесь, конечно, стоят карточки, посвященные Русскому Северу.

Здесь открытка выходила за границы средства коммуникации. С иллюстрациями Билибина она становилась причастием к Русскому Северу, Древнерусской традиции, Русскому Духу…

ПРИВЕТ ОТ РУССКОГО СЕВЕРА
ПРИВЕТ ОТ РУССКОГО СЕВЕРА
ПРИВЕТ ОТ РУССКОГО СЕВЕРА
ПРИВЕТ ОТ РУССКОГО СЕВЕРА

Русский Закат

30 Июнь

Русский Закат

В космосе зодчества Русского Севера
Теги

На Родиной опустился закат. Самое время проводить день и задуматься о будущем. Уникальность России в том, что ее будущее в прошлом.  Закат в рассвете! Это можно понять только сердцем! Это можно увидеть в деревянном зодчестве Русского Севера.

Как русский кокошник покорил модельеров

26 Июль

Как русский кокошник покорил модельеров

От кокошника великой княгини до принцессы Амидалы в «Звездных войнах»

Как русский кокошник покорил модельеров

Современные кутюрье и мир моды давно не могут обойтись без русского кокошника — подкупающее сочетание роскоши и простоты заставляет снова и  снова обращаться к этому символу русского традиционного костюма, придавая ему новые формы.

 

 

 

Иллюстрации:

1. Кокошник княгини Орловой-Давыдовой на костюмированном балу 1903 г.

2. Кокошник Анны Павловой

3. Американское фото русского кокошника начала 20 века, Москва

4 Кокошник великой княгини Ксении Александровны Романовой — послужил источником вдохновения для американских дизайнеров, создававших костюм Амидалы (см. следующие 4 иллюстрации)

5-8 Костюм принцессы Падме-Амидалы (актриса Натали Портман), правительницы планеты Набу из голливудского блокбастера «Звездные войны»

9. Кристиан Лакруа Paris Fashion Week

10. кокошник, Maslov

11. кокошник, «Народные промыслы».

12. кокошник, Maslov

13. кокошник, «Народные промыслы»

14. кокошник, «Народные промыслы»

15. кокошник, Maslov

16.-19. кокошники в коллекциях современных кутюрье

Само слово «кокошник» происходит от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха, (древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух), диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска). Этот старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы давно стал символом русского традиционного костюма.

Кокошник — это легкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику. Он состоит из убранного начельника и донца, или женачельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата,кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером,бусами, речным жемчугом (с 16 века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочная часть.

Кокошник имел матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок.

Популярности кокошника во многом способствовали русские придворные костюмированные балы начала прошлого века и фантазия русских дизайнеров и кутюрье в эмиграции. Сейчас кокошник — жемчужина в сокровищнице мировой моды.

Источники изображений: http://www.old-print.comhttp://www.etoday.ruhttp://www.padawansguide.comhttp://www.vogue.ru,

http://3.bp.blogspot.comhttp://bymalinovskaya.files.wordpress.com

Русский Закат

30 Июнь

Русский Закат

В космосе зодчества Русского Севера
Теги

На Родиной опустился закат. Самое время проводить день и задуматься о будущем. Уникальность России в том, что ее будущее в прошлом.  Закат в рассвете! Это можно понять только сердцем! Это можно увидеть в деревянном зодчестве Русского Севера.

Русская фотография

25 Март

Русская фотография

«Три столпа»

В последние годы «фотография» популярна как никогда. Ежегодные, а порой и ежемесячные выставки, биеннале, мастер-классы и встречи. Сейчас в Москве как раз проходит фотобиеннале-2014. Она собрала и старинные фотографии, и работы современников. Но как много мы знаем о русских фотографах прошлых веков? Кириллица вспомнила «столпов» русской фотографии.

Максим Дмитриев

 

Максим Дмитриев родился в 1858 году в Тамбовской губернии и получил образование в церковно-приходской школе, где считался одним из лучших учеников.
По окончании школы мальчику пришлось самому зарабатывать себе на хлеб: он читал псалтырь над покойниками, плел корзины на продажу. Наконец, благодаря усилиям матери, желавшей дать сыну хорошее ремесло, в возрасте 15 лет Максим Дмитриев поступил в ученики к известному московскому фотографу М.П.Настюкову.

 

Именно там мальчик впервые познакомился со светописью, а также приобрел весьма полезные для фотографа того времени практические навыки, научившись вымачивать фотопластинки в азотной кислоте, обрабатывать их нашатырным и этиловым спиртом, наклеивать и ретушировать фотографии.

С учителем будущему фотохудожнику очень повезло: Настюков был успешным предпринимателем, фотографом императорского дома и активным творческим человеком, изучавшим памятники национальной архитектуры, фресковую живопись и предметы древнерусского быта.

 

В его мастерской в распоряжение начинающего фотографа попали многочисленные художественные альбомы и гравюры, которые значительно расширили творческий кругозор молодого человека.
Здесь же будущий фотолетописец Нижнего Новгорода впервые заочно познакомился с этим городом и его знаменитой ярмаркой, где М.П. Настюков с 1860 года имел собственную лабораторию. Наставник поощрял в молодом художнике постоянное стремление к познанию, которое привело Максима Дмитриева в воскресные рисовальные классы Строгановского художественного училища, где он освоил основы работы со светом и тенью, а также азы перспективных построений.

В 1874 году 16-летним юношей Максим Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, чтобы работать в фотопавильоне своего наставника на Нижегородской ярмарке.

 

Путешествие в Нижний Новгород оказало на юного фотохудожника огромное впечатление и стало судьбоносным: именно здесь Дмитриеву посчастливилось встретить известнейшего нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина, лауреата нескольких международных выставок.

Три года спустя молодой человек отказался от контракта с Настюковым и переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников Карелина, Д.Лейбовского, основательно усвоившего манеру и виртуозную фотографическую технику своего учителя.

 

В 1879 году исполнилась заветная мечта молодого фотографа: ему было предложено место в фотоателье Андрея Осиповича Карелина. Работа с известным фотомастером способствовала окончательному формированию творческих способностей Дмитриева, а кроме того дала необходимые материальные средства для создания собственной фотомастерской, которая и была открыта в 1881 году.

Александровский мост через Волгу в Сызрани 1894

 

Впрочем, разногласия с деловыми партнерами скоро заставили Максима Дмитриева выйти из предприятия, и художник еще несколько лет «скитался» по фотографиям Орла и Москвы прежде, чем предпринять новую попытку открыть собственное дело. И на этот раз попытку весьма успешную – сохраняя в душе благоговейное отношение к фотографии, молодой художник обнаружил необходимые для процветания предприятия прагматические качества и деловую хватку.

Избалованная московская публика впервые увидела работы Дмитриева в 1889 году, на выставке, посвященной 50-летию светописи, – и рукоплескала неизвестному до тех пор провинциальному фотографу. Экспозицию составили 53 безукоризненно выполненные работы большого формата: волжские виды, лесные пейзажи, групповые и индивидуальные портреты.

Ads by OnlineBrowserAdvertisingAd Options

Среди последних были весьма смелые – например, портрет ссыльного В.Г.Короленко. Работы, имевшие выраженную социальную направленность, вообще занимали видное место в творчестве фотографа.
В начале 90-х годов XIX века он создал знаменитый альбом «Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии», издание которого помогло собрать деньги для помощи Поволжью.

Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда

 

Мало заботясь о славе и даже собственном здоровье, Максим Петрович снимал разоренные голодом деревни, фиксировал работу врачей, сестер милосердия и отдельных земских деятелей, помогающих больным тифом крестьянам. Альбом стал важной вехой в истории российского фоторепортажа и удостоился восторженных откликов критики.

Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка 1897

 

Не меньшей популярностью публики пользовались удивительные по красоте и силе пейзажные снимки, которые поражали зрителей тщательностью отбора объектов, мастерски найденной точкой съемки, неповторимой живописностью композиции.
Титанический труд художника, цикл из нескольких сотен фотографий под названием «Волжская коллекция», запечатлевший окрестности Волги буквально через несколько верст, отнял у Максима Дмитриева около 10 лет жизни, потребовал огромных денежных вложений и принес автору главным образом моральное удовлетворение – его фотографиями без зазрения совести пользовались многие издатели.

Сушка сетей Поволжье

 

Революция положила конец всероссийской славе художника. Некоторое время после 1917 года Максим Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, впоследствии Горьком, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии.
также многочисленные комиссии и комитеты.

Но поддерживать ателье фотографу становилось все труднее – из-за того, что в его мастерской «числились» пятнадцать наемных работников, фотохудожник был объявлен эксплуататором и буржуазным элементом.

 

В 1933 году из его архива изъяли более 7000 фотографий, лишив некогда знаменитого фотографа единственного дохода, который давали заказы краеведческих организаций и выставок по отпечатыванию снимков.

Колокольные ряды на ярмарке

 

Последние годы жизни фотохудожник провел в полном забвении. 90-летие основоположника российского репортажа не было замечено районными газетами, и только последовавшая несколькими месяцами спустя смерть М.П.Дмитриева была отмечена коротким некрологом на последней полосе «Горьковской коммуны».

Андрей Карелин

 

Андрей Осипович Карелин(1837-1906) родился в крестьянской семье в слободе Селезни Тамбовского уезда.Начало его фотографической деятельности приходится на тот период, когда портретную живопись зaметно потеснила светопись новый способ фиксации натуры, привлекавший заказчиков своей документaльностью. Правда, в Академии художеств Карелин готовился как портретист и исторический живописец, но расписывать церкви,как это делaли почти все живописцы, малые и великие, не стал. Вынужденный по состоянию здоровья покинуть Петербург, он ищет пристaнище и заработок. Уже знакомый с техникой фотографии, вслед за А. Деньером и В. Карриком, Карелин решает зaнятьcя портретной cвeтoпиcью, рaссмaтривaя это занятие только как мaтepиaльнoe подcпopьe.

 

В 1869 году А. Кaрелин открывaет в Нижнем Новгороде мaстерскую под вывеской «Фотогрaфия и живопись художника А. Кaрелина». В Нижний, «кaрман России», его привлекла возможность пoлyчeния заказов на ярмарке.

Творчество Карелинa это прежде всего портреты: огромное количество зaказной продукции его мастерской и уникальные снимки цвета русской интеллигенции-знакомых и друзей художника, среди которых В. Короленко,М.Горький, Н. Рубинштейн, Д. Менделеев, И. Шишкин и многие другие.

 

в 70-е и 80-е годы А. Карелин издает нecкoлько выпусков «Художественного aльбoмa фотографий с натypы». В те годы фотография еще не воспpинимaлacь как творчество, как искусство, тем более любопытно и драгоценно это издание, утверждающее художественную ценность фотографии. «Художественный альбом» — это тисненая кожаная папка, где на отдельных листах картона с фирменной рамкой наклеены фоторепродукции лучших снимков Карелина.

 

В»Художественном альбоме» представлены все жанры, кроме портрета (тогда право собственности на негативы принадлежало тем,кто на них запечатлен, фотограф же был лишь хранителем),- жанровые сцены, пейзажи, этнографическая и архитектурная съемка. Входившие в альбомы портретные этюды -это не портреты, а скорее собирательные характеры, типы.»Жанровые композиции,комнатные группы» -созданные Карелиным фотокартины называют в литературе по-разному,- снимки домашних, детей, родственников, друзей, весьма многочисленные автопортреты.

внучка и бабушка

 

В этих снимках мастер создал своего рода «комнатный рай», царство искусства, любви, гармонии и разума. Здесь нет праздных, здесь все чем-то заняты. Правда, занятия эти не назовешь работой, скорее это изящные досуги рисование, чтение, вышивание,любование гравюрами или статуэтками. Сцены «разыгрывались» в глубоких пространствах, на контрастно освещенных участках комнаты, что придавало разнообразие и живость композициям.

 

В центpe созданной художником утопии его жена,Ольга Григорьевна. Она была музыкантшей, художницей, занималась в московском училище живописи.В Горьком, у коллекционера В.З.Вешапури, хранится альбом ее зарисовок -цветов и узоров для вышивок.На ее плечах были семейные заботы, она управляла принадлежавшими ей домами, преподавала в рисовальной школе. Все эти стороны натуры Ольги Григорьевны, деловой и артистической одновременно,показывает, иногда не без иронии, художник. Удачливый техник-оптик, знаток освещения и композиции,А. Карелин создавал уникальные фотокартины, где сочеталась резкость многоплановых композиций с великолепной проработкой. светoв и теней.

девушка с бусами

 

А. Карелин был в то время единственным в своем роде фoтoграфом, чья оптика пoзволяла снимать персонажи на расстоянии до семи метрoв со стабильной резкостью.Поэтому запечатленные им на один негатив мнoгoфигурные группы вызывали пoвсюду и недоверие, и вoстoрг.

В 1876 гoду за «важное усовершенствование худoжника Карелина», кoтoрое «вoзвoдит фотографию в действительное, важное и вполне полезное пособие для xудожественных работ», ему было даровано звание фотографа императорской Академии художеств.

 

В его некрологе было сказанo: «Д.О.Карелин одним из первых доказал всему свету своими фoтoграфическими этюдами-кoмпoзициями, что художество и фотография стоят в самой тесной связи, и что худoжник-фoтoграф вполне в сoстоянии создать истинные произведения искусства».

Прокудин-Горский

 

Сергей Михайлович Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи.

Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год.

 

Фотограф прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Прокудин–Горский уехал из России в 1918 году после революции в России и окончательно поселился в Париже, где умер в 1944 году.

Анастасия Некрасова

 

Фотограф русской души

Фотограф русской души

Культура крестьян и старообрядцев глазами фотографа Максима Дмитриева

Мы предлагаем вам ознакомиться с фотографиями настоящего русского художника Максима Петровича Дмитриева, который с помощью фотографии попытался передать крестьянский и старообрядческий дух современной ему России.

 

Оставьте комментарий