Пётр I, первый российский император

Потомство Петра I: Как сложились судьбы многочисленных сыновей и дочерей первого российского императора

Если забыть на минуту о том, как сложилась история русского государства, в каком порядке наследовали трон российские монархи, можно увидеть за официальными летописями обычные человеческие склонности, привязанности и антипатии, те, что приводили к появлению на свет будущих великих монархов или становились причиной опалы и гибели многообещающих претендентов на трон. Петр I известен как главный российский реформатор и вообще фигура грандиозной величины. Куда реже его описывают как человека увлекающегося, с легкостью заводившего романы, а еще – детей, которых у Петра было не то одиннадцать, не то больше – словом, есть что изучить в этой части генеалогического древа рода Романовых.

Первый брак Петра и царевич Алексей

Совсем молодому Петру невесту выбирала мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. Она и занималась воспитанием внука Алексея

Совсем молодому Петру невесту выбирала мать, Наталья Кирилловна Нарышкина. Она и занималась воспитанием внука Алексея

Знаменитых отпрысков Петра I двое – это царевич Алексей, по-видимому, умерщвленный по велению отца, и цесаревна Елизавета, ставшая императрицей. Но ими двумя не ограничивался перечень наследников императора – правда, пережить младенческий возраст удавалось мало кому из детей Петра.

Царевич Алексей

Царевич Алексей

Первой женой будущего императора и реформатора стала Евдокия Лопухина – к которой молодой на тот момент царь не испытывал никаких особенно теплых чувств, со временем же супруга вообще стала тяготить Петра, в итоге отправившись в монастырь. За время брака она успела произвести на свет сыновей Алексея и Александра. Первый рос на попечении матери и бабушки, с отцом общался немного, со временем же охлаждение становилось все больше – причиной была и обида за судьбу матери, и тот факт, что на свет стали появляться дети от новой, любимой жены, а среди них – и будущий наследник престола, который должен был опередить Алексея, чье право на монарший титул было освящено веками традиций.
Вторым сыном Евдокии Лопухиной от Петра стал Александр, умерший в возрасте семи месяцев. Молва приписывала супругам еще одного сына, Павла, что умер не то при родах, не то сразу после них.

Второй брак и дети от Екатерины I

Екатерина I

Екатерина I

С 1703 года император имел связь с Мартой Скавронской, которая после крещения приняла имя Екатерины Алексеевны. Первыми отпрысками этой пары стали Петр и Павел, но официальная хроника начинает список с Екатерины, родившейся в 1707 году и прожившей всего несколько месяцев. Следующей из череды дочерей, рожденных будущей императрицей, стала Анна, та самая, благодаря кому продолжится правящая ветвь династии Романовых. Анна умерла в двадцать лет, вскоре после того, как произвела на свет Карла Петера Ульриха, будущего императора Петра III.

Цесаревна Анна Петровна

Цесаревна Анна Петровна

Елизавета, третья дочь Петра, прожила дольше всех официальных детей императора, интересно, что она отличалась прекрасными физическими данными, в то время как ее братья и сестры часто не могли пережить первых месяцев и лет жизни, умирали во время родов или вследствие инфекций и недостаточной гигиены.

Наталья Петровна (младшая)

Наталья Петровна (младшая)

Вслед за Елизаветой появилась на свет Наталья – прозванная старшей, чтобы не путать с ее младшей сестрой, тоже Натальей. К слову, эти две родственницы так и не встретились, первая умерла в возрасте двух лет, вторая прожила семь, став последним ребенком Петра и Екатерины. До нее у пары родились еще Маргарита (прожившая 1 год), Петр и Павел, который умер почти сразу после рождения.
Что касается Петра Петровича, этот мальчик с самого своего появления на свет стал считаться наследником российского престола – несмотря на то, что уже существовал царевич Алексей. Император не был особенно привязан к своему старшему сыну, и если какое-то время смотрел на него как на продолжателя своего дела, то только по причине отсутствия других сыновей.

Петр Петрович - официальный наследник престола

Петр Петрович — официальный наследник престолаРеклама

Известно, чем обернулись прохладные отношения отца и старшего сына – в 1718 году арестованный Алексей умер в Петропавловской крепости, а маленький Петр стал официальным наследником престола.
Собственно, и имя он получил в честь своего отца – чтобы подчеркнуть преемственность власти, указать на продолжение политики Петра I в будущем, в правление нового императора. Но стать им маленькому царевичу не довелось: он умер, не дожив до четырех лет, в 1719 году, и государство оказалось на пороге кризиса престолонаследия.

Миниатюра времен Петра I: Петр с Екатериной, дочерьми и внуков Петром Алексеевичем

Миниатюра времен Петра I: Петр с Екатериной, дочерьми и внуков Петром Алексеевичем

Правда, оставался сын убитого Алексея – тоже Петр, но фигурой он был весьма нежелательной, ведь его отец уже был скомпрометирован интригами с западными правителями, да и в России его поддерживали недоброжелатели Петра I. Результатом размышлений о будущем устройстве власти стал указ о престолонаследии, который был выпущен в 1722 году. По этому документу монарх сам назначал своего преемника на российском троне.
Предполагается, что именно свою жену Екатерину Петр хотел видеть занявшей трон, незадолго до смерти он короновал ее императрицей и соправительницей – правда, отдать соответствующего распоряжения о назначении ее своей преемницей не успел. Несмотря на это, престол после Петра I заняла именно она, известно и то, что Петру Алексеевичу довелось-таки править несколько лет под именем Петра II.

Непризнанные дети Петра

Петр I

Петр I

Одиннадцать детей, появившихся на свет в двух официальных браках – по-видимому, не исчерпывающий список, некоторые исследователи приходят к выводам, что это едва ли не треть всех рожденных от Петра I детей. Потому что император славился достаточно горячим темпераментом, то и дело вступал в любовную связь с женщинами как знатных родов, так и из семей попроще. Никаких официальных подтверждений тому, что в этих отношениях действительно появлялись на свет дети, нет, сам Петр тоже не признал ни одного из внебрачных детей (за исключением тех, что родились у него и Екатерины I до их официального венчания в 1712 году).

Авдотья Чернышева

Авдотья Чернышева

Но слухи ходили – тем более, что император частенько выдавал своих любовниц замуж, не прекращая с ними отношений – а потому не исключено, что некоторые из родившихся в период брака дворян на деле являлись очередными Петровичами и Петровнами. Про Петра Румянцева-Задунайского ходила такая молва, основанная в том числе и на его внешнем сходстве с Петром I.

Петр Александрович Румянцев-Задунайский - сын Петра I?

Петр Александрович Румянцев-Задунайский — сын Петра I?

В числе дам, пользовавшихся особой благосклонностью императора, были Авдотья Ржевская (в замужестве – Чернышева), долгая любовь Петра Анна Монс, Мария Гамильтон, осужденная и казненная за детоубийство, Мария Кантемир – дочь молдавского господаря князя Дмитрия Кантемира. Она действительно была беременна от императора – дело было в 1722 году, и из переписки приближенных ко двору можно узнать, что в случае рождения наследника Петр был готов даже развестись с женой, чтобы вступить в новый брак с Кантемир. Но выносить ребенка Марии не удалось.

Мария Кантемир

Мария Кантемир

Потомство Петра – интересный объект для изучения, многие вопросы до сих пор не получили объяснения. Например, о том, почему нарушалось правило называть детей «традиционными» именами рода Романовых – почему дочери Петра были крещены как Елизавета и Маргарита. Остается открытым вопрос даже о количестве детей в официальных браках императора – порой утверждается, что был еще один царевич Петр, кстати, это давало когда-то пищу и для фантазии самозванцев – в 1732 году Петром Петровичем и претендентом на трон объявил себя некто Ларион Стародубцев.


Кукуйская царица, возлюбленная Петра I и любовница Лефорта: Трагедия блистательной Анны Монс


Это был, видимо, не первый и уж точно далеко не последний раз, когда европейская барышня очаровала русского мужчину, сама оставаясь к нему равнодушной. И если причин, по которым влюблялись в Анну Монс, было предостаточно, то объяснить неспособность претендента на ее сердце вызвать ответные чувства довольно сложно, ведь таким претендентом был сам царь Петр I.

Знакомство русского царя и немецкой дачницы

Анна Монс родилась в 1672 (по другим данным – в 1675) году в Москве, в Немецкой слободе, в семье Иоганна Георга Монса, виноторговца из города Миндена, что в Германии. Мать, Модеста Могерфляйш, ставшая в России Матреной, родила мужу еще троих детей, из которых двое сыграли в жизни государства не меньшую роль, чем их сестрица Анна. Сама судьба способствовала тому, чтобы пути молодой девицы Монс и царя Петра Алексеевича рано или поздно пересеклись: она была хороша собой, прекрасно управлялась с хозяйством и умела развлечь гостей интересным разговором, к тому же отец, успешный делец, поставлявший провиант для русской армии, был достаточно состоятелен, чтобы принять в своем доме царя.

Немецкая слобода в конце XVII века. Гравюра Г. де Витта

Немецкая слобода в конце XVII века. Гравюра Г. де Витта

Монсы, особенно Матрена, отличались стремлением к роскоши и честолюбием, потому есть вероятность, что мать сама способствовала тому, чтобы у ее дочери и царя завязались отношения.
Не менее важно и дальновидно в тот период было дружить и поддерживать хорошие отношения с Францем Лефортом, ближайшим на тот момент советником Петра, с которым молодой царь сблизился в 1690-х годах. Именно он представил государю в 1691 году Анну Монс. Считается, что девушка была к тому времени любовницей самого Лефорта, а ее связь с Петром способствовала бы укреплению его политической позиции при дворе. Несмотря на то, что Иоганн Монс был человеком состоятельным, все же после его смерти вдове пришлось продать лавку и мельницу, а дом и гостиница продолжали исправно служить семье.

Франц Лефорт

Франц Лефорт

Сам же Петр после знакомства с девицей Монс оставил тогдашнюю свою фаворитку Елену Фадемрех и сосредоточил внимание на Анне. Кстати, еще с 1689 года он был женат – на Евдокии Лопухиной, матери царевича Алексея, невесту сыну подобрала Наталья Нарышкина.
К сожалению, до настоящего времени не сохранилось ни одного портрета Анны Монс, если они существовали, известно лишь, что Анна была очень красива. Правда, даже относительно цвета ее глаз нет общего мнения – одни современники рассказывали, что они синие, другие утверждали, что черные.

Кадр из кинофильма «Юность Петра»

Кадр из кинофильма «Юность Петра»

Анна была отличной хозяйкой, с удовольствием и знанием дела возделывала землю, занималась огородом. Царь был действительно увлечен – он не просто посещал Анну при каждой удобной возможности, он еще и дарил ей дорогие подарки. В Немецкой слободе специально для нее был куплен каменный двухэтажный дом, из казны был назначен ежегодный пансион – ей и матери-вдове, в качестве украшения Петр подарил Анне свой портрет в миниатюре, украшенный алмазами стоимостью в тысячу рублей. Монс получила от царя Дудинскую волость в Козельском уезде.

Почти царица

Петр благодаря тесному общению с Анной и другими иностранцами, в том числе со своими давнишними наставниками, все больше задумывался о европейском способе организации государства, интересовался западными технологиями, медициной и жизненным укладом в целом. Анна была в глазах царя тем лучшим, что только может дать европейская цивилизация.

М. Добужинский. Петр Великий в Голландии

М. Добужинский. Петр Великий в Голландии

В 1697 году царь под именем урядника Петра Михайлова отправился за границу изучать тамошние нравы и налаживать дипломатические отношения с рядом государств. Инкогнито Петра было номинальным, он лично встречался с королями и курфюрстами, заключал союзы и достигал внешнеполитических договоренностей, а еще изучал корабельное дело и другие ремесла. Россия времен его отца, царя Алексея Михайловича, представляла собой настолько непохожую на Европу державу, что можно только удивляться целеустремленности молодого царя, взявшего курс на такие решительные перемены. Но если принимать во внимание его глубокую любовь к Анне, а по свидетельствам современников он действительно был чрезвычайно привязан к своей фаворитке, становится понятно, откуда черпал силы и вдохновение самый главный российский реформатор.Реклама

Д. Костылев. Выбор пути. Петр I в Немецкой слободе

Д. Костылев. Выбор пути. Петр I в Немецкой слободе

Анна, как рассказывали, отлично умела вести себя в обществе, была остроумна, весела, кокетлива. Стоит ли удивляться, что одним из петровских нововведений станет проведение ассамблей, куда отныне будет велено приглашать и женщин. Сразу же после возвращения из Великого Посольства, 25 августа 1698 года, царь отправился к своей возлюбленной, даже не встретившись с женой. Более того, спустя несколько дней он таки смог отправить ее в Суздальский Покровский монастырь.
В народе Анну Монс прозвали Кукуйской царицей – по названию Немецкой слободы, Кукуй, которая, в свою очередь, получила прозвище от одноименного ручья.

После возвращения Петра из Европы Евдокия Лопухина была отправлена в монастырь

После возвращения Петра из Европы Евдокия Лопухина была отправлена в монастырь

Разрыв

Казалось бы, после десятилетней связи фаворитка могла просто-напросто надоесть государю, но этого не случилось. Зато вскрылись обстоятельства, доказывающие, что своему покровителю Анна Монс была неверна. Осенью 1703 года из Невы вытащили тело саксонского посланника Кенигсека, который утонул за полгода до этого. В его вещах обнаружили любовные письма, написанные Анной – они были датированы тем периодом, на который пришлось Великое Посольство. Кстати, та корреспонденция, которую Монс адресовала Петру, не содержала ни слова о любви – злые языки утверждали, что немка не только не испытывает нежных чувств к государю, более того, он вызывает у нее настоящее отвращение. “Челом бью милостивому государю за премногую милость твою, что пожаловал, обрадовал и дал милостиво ведать о своем многолетнем здравии, жду милостивое твое писание, о котором всегда молю Господа Бога”.

А. Бенуа. Дом Анны Монс в Немецкой слободе

А. Бенуа. Дом Анны Монс в Немецкой слободе

Возможно, эта версия была недалека от истины – так или иначе, с 1704 года фаворитка, уже бывшая, была заключена под домашний арест, ей разрешали посещать лишь церковь, и только спустя два года. «Подлой, публичной женщине» пришлось пережить и обвинения в ворожбе на Петра, отчего были арестованы и преданы суду несколько десятков человек, а дом Анны был конфискован.

С 1705 года царь уже состоял в близких отношениях с Мартой Скавронской, будущей императрицей Екатериной I, а вот руки Анны несколько лет добивался прусский посланник Георг Иоганн фон Кейзерлинг – своего позволения на брак Петр не давал. Более того, разразился даже небольшой дипломатический скандал, когда посланник был побит правителем и Александром Меншиковым – конфликт улаживал сам король Пруссии Фридрих I.

Свадьба все же состоялась, произошло это 18 июня 1711 года, а уже в сентябре новоиспеченный муж умер по дороге в Берлин при невыясненных обстоятельствах. Анну ждали несколько лет судебных тяжб со старшим братом мужа, в результате которых она все же получила курляндское имение. Но вскоре сама умерла – от чахотки. Произошло это в 1714 году.
Свое немаленькое состояние Анна Монс завещала последнему в ее жизни возлюбленному, шведскому капитану Карлу Иоганну фон Миллеру. По всей видимости, детей у Анны не было.

Ж.-М. Наттье. Императрица Екатерина I

Ж.-М. Наттье. Императрица Екатерина I

Брат Виллим прославился тем, что добился особого расположения императрицы Екатерины, и вместе с сестрой Матреной, статс-дамой, на несколько лет приобрел огромное влияние в дворцовых кругах. Но в 1724 году он был казнен по приказу Петра по обвинению в экономических преступлениях – Монсы не гнушались брать взятки от заинтересованных лиц. Матрена, к тому времени жена ставленника Петра Ф.Н. Балка, отчего получила в народе прозвище Балкша, была сослана в Тобольск. В пути ее застала весть о смерти императора и о приказе Екатерины помиловать и вернуть назад осужденных по этому делу.

Зачем Великое посольство Петра I отправилось в Европу и что делал в путешествии урядник Петр Михайлов


Историю России с ног на голову – или наоборот – перевернули те восемнадцать месяцев, что Петр I провел в Европе. И сейчас уже кажется, что царь поехал за границу именно ради таких вот исторических перемен, записанных в учебники. Но что на самом деле двигало молодым правителем, который, в отсутствие образования, опыта и даже мало-мальски серьезного плана действий отправился в это долгое путешествие? То, что на протяжении всей истории человечества влияет на поступки великих сильнее, чем логика и расчет. Это настоящая страсть, не поддающаяся делению на пункты и параграфы, та, что давала Петру энергию менять историю России.

Положение дел на момент отправления в путешествие

9 марта 1697 года (а точнее 7205 — ведь летоисчисление еще велось «от сотворения мира») из Москвы в сторону Прибалтики стартовало Великое посольство. Петру было двадцать пять; он уже успел познать все прелести государственных интриг, видел бунты и их жестокие подавления, умел бояться за жизнь – свою и матери, умел и пугать врагов потерей их собственной жизни.

К. Лебедев. Дьякон Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте

К. Лебедев. Дьякон Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте

Петр родился в 1672 году, он был первым ребенком царя Алексея Михайловича от Натальи Нарышкиной и четырнадцатым из всех официальных детей государя. Претендентами на трон долгое время были старшие братья Петра, а после провозглашения его царем вместе с братом Иваном страной правила Софья – на правах регента, а потому детство его проходило вдали от столицы, и мальчик был предоставлен себе и своим играм.

Н. Неврев. Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым

Н. Неврев. Петр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым

К тому времени, как Посольство отправилось в путь, царь уже восемь лет как управлял государством и три года как похоронил мать, царицу Наталью Кирилловну, имевшую большое влияние на сына. Он был женат на Евдокии Лопухиной, которая родила двух сыновей – младший, Александр, умер во младенчестве, а старшему, Алексею, будет суждено погибнуть позже вследствие гнева отца.

Молодого Петра едва ли можно было назвать правителем-стратегом, или вдумчивым политиком, выстраивающим сложные схемы взаимодействия на дипломатической арене.
Хорошего образования Петр так и не получил, зато с юных лет был общительным, умел находить общий язык с самыми разными людьми, а кроме этого, постоянно стремился к новым навыкам, умениям, что и привело его в итоге к главной, пожалуй, страсти всей жизни. В возрасте около пятнадцати лет он нашел в одном из амбаров в Измайлово старый английский ботик. Испытанное в водах реки Яузы, это судно затем было отправлено на Плещеево озеро, где Петр уже вовсю занимался новым любимым делом — создавая потешные полки и потешную флотилию, устраивая не то игры, не то военные учения, полностью погружаясь в процесс и вовлекая в него всех, кто оказывался под рукой.

Ботик «Святой Николай»

Ботик «Святой Николай»

Мальчик, который бредил кораблестроением

На тот момент единственный морской порт России находился в Архангельске, и царь, окончательно заболевший флотом и навигацией, неоднократно совершал оттуда небольшие путешествия на яхтах. Тогда он и поставил своей целью получить новые выходы к морю – и приблизился к этой цели, взяв в 1696 году крепость Азов. Но поскольку Керченский пролив оставался под контролем османов, требовалось освободить акваторию Черного моря от турецкого контроля. На севере Петр изучал возможность получения доступа к балтийским берегам.

М. Клодт. Петр I за изготовлением руля

М. Клодт. Петр I за изготовлением руля

Всем известно, чем закончилось Великое посольство и какие перемены оно принесло в жизнь русского государства. Календарь, европейское платье, бритье бород, множество нововведений в системе государственного управления, новые названия ведомств и должностей – кажется, что царь добросовестно исполнял предначертанный ему план. Но если попробовать приглядеться к Петру-человеку, а не политической фигуре, можно увидеть в этом путешествии много сентиментального и даже юношеского, подросткового.

Г. Кнеллер. Портрет Петра

Г. Кнеллер. Портрет Петра

Отправился он в путь под именем Петра Михайлова – инкогнито. Не то чтобы кого-то вводила в заблуждение такая конспирация — внешность русского царя была слишком заметной, да и скрывать свою личность Петр не собирался. Но неофициальный статус его позволял отступить от соблюдения разных церемониалов и чувствовать себя в поездке куда свободнее, будучи не связанным протоколом. Всего посольство насчитывало более двух десятков дворян и более трех десятков волонтеров, тех, что должны были перенимать премудрости европейских мастеров и потом применять их на родине. Среди полномочных послов значился Франц Лефорт из Немецкой слободы, швейцарец, чей авторитет был для Петра непоколебим с самого раннего детства царя. Лефорту царь был обязан и своим деятельным характером, требовавшим освоения все новых навыков, и интересом ко всему западному, и даже знакомством с Анной Монс, первой серьезной любовью.

Франц Лефорт

Франц ЛефортРеклама

Девушка из Немецкой слободы, дочь виноторговца, была куда милее сердцу Петра, чем дочь боярина Лопухина. Отправиться в тот мир, откуда была родом главная на тот момент женщина его жизни, было дополнительным стимулом к посещению европейских стран. Еще до отъезда в Европу Петр сделал попытку постричь Евдокию в монахини, но тогда это не удалось.

М. Добужинский. Петр Великий в Голландии

М. Добужинский. Петр Великий в Голландии

Разумеется, дипломатические задачи Посольства никак нельзя было отодвинуть на задний план – Петру за время путешествия довелось встретиться со многими правителями разных земель, и за полтора года Посольства были заключены ряд соглашений и союзов, предопределивших внешнюю политику России на ближайшее время. Петр решил польский вопрос, поддержав курфюрста саксонского Августа II и добившись его избрания королем Польши, подружился с Вильгельмом III Оранским, достиг договоренностей с Австрией. Царь произвел яркое впечатление на дам европейского высшего света. Жена ганноверского курфюрста так отзывалась в письме о Петре: «Это – государь одновременно и очень добрый и очень злой, у него характер – совершенно характер его страны. Если бы он получил лучшее воспитание, это был бы превосходный человек, потому что у него много достоинства и бесконечно много природного ума».

При ближайшем рассмотрении путешествия «Петра Михайлова» по европейским странам на каждом его шагу видны не столько дамы, сколько корабли, судостроение, верфи и флот.

Маршрут посольства

Из Москвы посольство отправилось в Лифляндию, в Прибалтику. В Риге, в то время шведском городе, Петра заинтересовала крепость, но на ее осмотр губернатор разрешения не дал. Так город заслужил от царя прозвище «проклятого места». А вот в Митаве, столице Курляндского герцогства, гостям был оказан куда более теплый прием. Далее запланированный заранее маршрут изменился – визит в Австрию потерял свою актуальность, поскольку нужный России договор о союзе против османов уже был подписан послом Нефимоновым.

«Беседа Петра I в Голландии». Картина неизвестного художника

«Беседа Петра I в Голландии». Картина неизвестного художника

Далее Петр самостоятельно отправился морем в Кенигсберг, там состоялась встреча с курфюрстом Фридрихом III. Само Посольство прибыло на несколько дней позже.
Затем путь лежал к Голландии. Здесь было о чем договариваться, России требовалась поддержка в создании антитурецкой коалиции. Но все же огромное количество времени царь проводил на верфях – сначала в городе Заандаме, где строили небольшие торговые суда. Потом Петр, стремясь освоить процесс создания больших кораблей, добился разрешения работать на верфях Голландской Ост-Индской компании в Амстердаме. Ради этого было заложено новое судно, и царь смог поучаствовать в процессе строительства с самого начала.

16 ноября 1697 года фрегат «Петр и Павел» был спущен на воду.
Искусством голландцев в области строительства кораблей Петр был несколько разочарован: все мастера основывали работу лишь на личном опыте, не используя чертежей, без теоретической базы. За ней царь отправился в Англию. Там Петр провел время с января по апрель 1698 года, там вместе с Вильгельмом III Оранским принимал участие в зрелище учебного морского сражения с 12 крупными кораблями. В Англии царь изучал теоретические основы кораблестроения.

А. Сторк. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I

А. Сторк. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I

В мае Петр наконец отправился в Вену. Посещение Венеции и Рима пришлось отменить, так как из России пришли вести о восстании стрельцов, и царь принял решение возвращаться. Бунт был подавлен, пока Петр был в дороге. Великое посольство завершилось не только и не столько достигнутыми договоренностями – царь осознал, что не отвлеченными идеалами руководствуются европейцы при поддержке тех или иных держав, а скорее собственной практической пользой. В Россию возвращались закупив огромное количество снаряжения – прежде всего такого, что требовалось для запуска верфей – плотничий инструмент, парусное полотно, сукно, а еще оружие, навигационные приборы, медицинские инструменты и разные «диковинки».

В Архангельск прибывали суда с иностранными специалистами, приглашенными для работы в России – всего около девятисот человек. Дворянами и волонтерами были осмотрены множество мастерских европейских мастеров, изучены основы строительства, медицины, разных прикладных наук. Весь этот огромный багаж знаний и технологий ждал лишь своего часа, чтобы начать преобразовывать тот московский уклад, что господствовал в стране веками.
Но главным приобретением Петра стали его навыки в области кораблестроения и управления морскими судами, их оснащения по новейшим для того времени технологиям.

Вернувшись, Петр отправил жену в монастырь

Вернувшись, Петр отправил жену в монастырь

В августе 1698 года посольство возвратилось в Москву. Через несколько дней Петр окончательно избавится от ненавистной жены, отправив ее в Суздальско-Покровский монастырь, через два года поменяет летоисчисление в России, через пять на болотистых берегах Финского залива начнется строительство новой столицы. Позже появится и Петергоф – второй Версаль, расположенный на берегу Финского залива, с видом на морские горизонты.

Я. Амигони. Петр I с Минервой

Я. Амигони. Петр I с Минервой

Петр, без сомнения, был Великим, но стал ли он таким уже во время своего путешествия в чужие европейские земли? Или же следование за мечтой сделало его настоящим новатором и созидателем?
Во всяком случае, любовь к морю и к судоходству проявлялась и у его последователей, которые не просто продолжали дело Петра по развитию русского флота, но и поддерживали отдельное явление в истории отечественного судостроения – императорские яхты.

Как были устроены императорские яхты, и почему императрица Александра Федоровна всегда улыбалась, вступив на палубу «Штандарта»



Морские яхты для первых лиц государства – это особенный вид судов и особенный вид резиденций. Кажется вполне естественным, что они воплощали в себе все лучшее, что придумано для комфорта и безопасности, но удивительно то, что и спустя более века уровень оснащенности императорских кораблей на первый взгляд кажется недостижимым для обычного человека XXI столетия – правда, тут мнения могут расходиться.

Все началось с Петра Первого

Петр выходил в море и до Великого посольства - на кораблях голландских и английских мастеров

Петр выходил в море и до Великого посольства — на кораблях голландских и английских мастеров

История императорских яхт, то есть легких, быстрых судов, предназначенных для перевозки высочайших лиц государства, берет начало с эпохи Петра I. Великое посольство 1697-1698 годов, в котором царь принимал участие под именем Петра Михайлова, позволило ему овладеть множеством разных профессий, и в том числе научиться строить суда. Некоторый опыт у Петра уже был – еще во времена Потешной флотилии на Плещеевом озере он сконструировал ботик «Фортуна» — небольшую дубовую шлюпку на пять пар весел.

Яхта «Фортуна» сохранилась до настоящего времени. То, что ее берегли на протяжении нескольких веков, служит косвенным подтверждением участия Петра I в ее строительстве

Яхта «Фортуна» сохранилась до настоящего времени. То, что ее берегли на протяжении нескольких веков, служит косвенным подтверждением участия Петра I в ее строительстве

Выход к морю и доступ в балтийские воды дал возможность царю создать российский флот, и яхтам «представительского» класса в нем была уделена немалая роль. В 1697 году нидерландский император Вильгельм II Оранский подарил Петру яхту «Транспорт Ройал», ее водоизмещение тогда составляло 297 тонн, длина – 25,6 метра.

Модель яхты «Транспорт Ройал»

Модель яхты «Транспорт Ройал»

С 1702 года в России на Воронежской верфи началось строительство «придворных» яхт, на свет появились «Святая Екатерина», «Либе», «Надежда». Петр приобщал к морскому делу знать и представителей разных общественных слоев и разных профессий. В 1713 году был учрежден «Потомственный Невский флот», его правилами регулировалось использование придворных яхт, а для их владельцев устраивались обязательные еженедельные «экзерциции», учения, пропускать которые не рекомендовалось, чтобы не навлечь на себя гнева государя. Петр, страстно любивший море и корабли, заставил-таки полюбить их и русское дворянство, от него же тяга к морским путешествиям передалась и последующим правителям, каждый из которых способствовал и развитию флота в целом, и модернизации тех судов, что принимали на борт первых лиц государства.

Живущие в Петербурге дворяне были вынуждены пользоваться яхтами - таково было повеление императора

Живущие в Петербурге дворяне были вынуждены пользоваться яхтами — таково было повеление императора

В 1719 году была заложена яхта «Принцесса Анна», самая крупная для своего времени, она использовалась дочерью Петра Анной для путешествия после бракосочетания, а позже – для поездок царской семьи в Петергоф и Кронштадт.

Придворные и императорские яхты XVIII – XIX веков

Если первый русский император подходил к строительству и дворцов, и судов скорее практично, нежели со стремлением поразить окружающих роскошью, то для тех, кто правил Россией и флотом после него, приоритеты были уже несколько иные. Екатерина II, продолжая дело своего великого предшественника, куда более расточительно подходила к отделке придворных судов. В 1764 году была построена яхта «Счастье», она предназначалась для его высочества Павла I, который благодаря своей матери стал генерал-адмиралом русского флота в восемь лет. Он и придумал для своего судна такое название.

С. Торелли. Портрет цесаревича Павла Петровича

С. Торелли. Портрет цесаревича Павла Петровича

Яхта, богато отделанная ценными породами дерева, прослужила десять лет и была разобрана, после чего Екатерина велела создать судно уже для себя самой. Новая яхта получила то же название – «Счастье», но была больше – достигая в длину 23,5 метра. Императорские каюты были отделаны красным деревом и палисандром, обставлены роскошной мебелью, украшены зеркалами и бронзой, устелены дорогими коврами.

Гребцы придворной команды в I половине XVIII века

Гребцы придворной команды в I половине XVIII века

Надо сказать, в истории русских императорских яхт – а «императорскими» они стали называться лишь начиная с 1892 года – таких кораблей-«тезок» было довольно много. Вот и новая «Святая Екатерина» была построена в 1795 году – незадолго до смерти императрицы. Пришедший к власти Павел I, в отличие от матери, стремился к более скромной отделке судов, такой стала яхта «Эммануил», заложенная в 1797 году. Во время поездки на этом судне, когда море было неспокойным, выяснилось, что император плохо переносит качку.

Модель яхты «Королева Виктория», подаренной английским двором Николаю I

Модель яхты «Королева Виктория», подаренной английским двором Николаю I

При Александре I придворные яхты были включены в состав «Морского гвардейского экипажа». Всего в позапрошлом столетии были созданы 22 великокняжеские, должностные и императорские яхты. А расцвет строительства и использования судов «представительского класса» в XIX веке пришелся на период правления его брата Николая I. Уже в 1825 году, в самом начале правления, он велел заложить яхту «Дружба», на которой много ходил по Финскому заливу. «Дружбой» император не ограничивался, с развитием судостроительных технологий появлялись все новые суда для августейших пассажиров. В 1831 году был заложен шестипушечный колесный пароход «Александрия», получивший такое имя по названию дворца в Петергофе, выстроенного для императрицы Александры Федоровны. На судне была установлена паровая машина мощностью 90 лошадиных сил. Богато декорированная, «Александрия» имела собственный герб, который был изображен, в том числе, и на сервизе – для каждой из императорских яхт он был уникальным. С 1851 года это судно стало военным пароходом, переменив название на «Тосну», а для правящей семьи была построена новая «Александрия», более современная, превосходившая предыдущую более чем в полтора раза и по метражу, и по мощности паровых машин.

Яхта «Александрия»

Яхта «Александрия»

Эта «Александрия» служила правящей семье более полувека, на ней выходили в море семьи четырех российских императоров – Николая I, Александра II, Александра III и Николая II. За время эксплуатации она совершила 326 походов, принимала на борту иностранные делегации, становилась местом проведения государственных церемоний. В разные годы «Александрия» предоставлялась во временное распоряжение правителей различных государств – королевы Дании, короля Греции, персидского шаха.

Л. Лагорио. «Императорская яхта «Держава»

Л. Лагорио. «Императорская яхта «Держава»Реклама

В 1866 году в период правления Александра II была построена яхта «Держава», мощность ее паровых машин составляла уже 720 л.с. Она служила царской семье до 1898 года. Во время путешествий и поездок на яхте на ней находилось 238 человек экипажа, 50 человек царской прислуги и свиты. На носу судна красовалась фигура двуглавого орла.

Длина «Александрии» составляла 54,9 м

Длина «Александрии» составляла 54,9 м

С приобретением императорской семьей резиденции в Крыму возникла потребность построить и черноморскую яхту – первой стал «Тигр», пароход длиной 62,8 метра, созданный еще в 1855 году. Следом были построены две «Ливадии» — первая, 1869 года, выдерживала 11-балльный шторм, но погибла, попав на риф. В 1880 году появилась куда более роскошная «Ливадия» — общая площадь ее кают, залов и салонов составляла чуть меньше 4 тысяч квадратных метров, яхта была электрифицирована.

Внутреннее убранство «Ливадии»

Внутреннее убранство «Ливадии»

Николай II и его семья: на яхте как дома

Самой любимой яхтой последнего русского императора был «Штандарт», ставший настоящей «дачей» для царской семьи. Это был уже второй «Штандарт» — первый, построенный в 1857 году, побывал и в Средиземном море, и в финских шхерах, ставших популярным местом для вылазок Николая II и Александры Федоровны.

А. Беггров. «Императорская яхта «Штандарт»

А. Беггров. «Императорская яхта «Штандарт»

Новый «Штандарт», заложенный в Копенгагене в 1893 году, стал самой большой яхтой и, разумеется, самой совершенной для того времени. Ее комфортабельность и сейчас поражает воображение – на судне было предусмотрено горячее и холодное водоснабжение, имелись опреснители воды, размещались электрическая жаровня, паровая пекарня. Для каждого члена императорской семьи были предусмотрены собственные гостиная, спальня, ванная. Для Николая II были созданы рабочий кабинет, приемная, имелась также столовая для официальных приемов. «Штандарт» посещали король Сиама, германский император, президент Франции.

Внутренняя отделка «Штандарта»

Внутренняя отделка «Штандарта»

С 1906 года последние Романовы проводили на яхте очень много времени. Только во время морских путешествий, по воспоминаниям близких к царской семье, императрицу Александру Федоровну можно было увидеть улыбающейся. Болезнь царевича Алексея и риски, связанные с ней и с оглаской, на «Штандарте» уходили на второй план – экипаж яхты воспринимался императрицей как часть семьи. К слову, количество членов экипажа составляло 373 человека, не считая прислуги.

Редкие кадры, где на лице императрицы улыбка, сделаны на яхте «Штандарт»

Редкие кадры, где на лице императрицы улыбка, сделаны на яхте «Штандарт»

Императорская семья на яхте

Императорская семья на яхте

О жизни на «Штандарте» сохранились воспоминания тех, кто был частью этого общества – в том числе и фотографа Николая Саблина, сделавшего бесчисленное количество фотографий и отснявшего множество кинохроник, благодаря которым можно представить себе яхтенный быт царской семьи.
В 8 часов утра на судне поднимали флаг, на церемонии присутствовал и Николай, и его дети. В 9 пили утренний чай со сдобой, которую выпекали тут же. Молоко и масло доставляли с берега, с царскосельской или петергофской фермы.

А вот на яхте «Полярная звезда», что совершала дальние путешествия, были и церковь, и коровник, и каюта для коровницы - чтобы дети могли пить в путешествии парное молоко

А вот на яхте «Полярная звезда», что совершала дальние путешествия, были и церковь, и коровник, и каюта для коровницы — чтобы дети могли пить в путешествии парное молоко

После чая император занимался греблей на лодке или на байдарке. В 12 часов был завтрак, плотный, одним из блюд обязательно подавался суп. После завтрака сходили на берег – там устраивали пикники, собирали ягоды и грибы, купались. В 5 часов подавался чай, после него император занимался делами и документами.

Каждая из императорских яхт была оснащена уникальным сервизом

Каждая из императорских яхт была оснащена уникальным сервизом

В 8 вечера наступало время обеда, обедали долго, не меньше часа, потом наступало время настольных игр, лото, домино, Александра Федоровна занималась рукоделием. В 11 вечера подавали фрукты и печенье, и наступало время ложиться спать. Николай ложился поздно, до ночи работая с документами.

Матрос Деревенько официально значился «дядькой» царевича Алексея

Матрос Деревенько официально значился «дядькой» царевича Алексея

Яхта принимала царскую семью и во время путешествия в Крым: несмотря на то, что специальное судно могло принять Романовых на Черном море, они были слишком сильно привязаны к «Штандарту», а потому яхта отправлялась в путь, огибая Европу, и ждала прибытия Николая II с семьей, путешествующих на юг на поезде.

На императорской яхте

На императорской яхте

Экипаж яхты и ее венценосные пассажиры считали себя одной семьей

Экипаж яхты и ее венценосные пассажиры считали себя одной семьей

После революции императорские яхты были разобраны или использовались как мишени при испытаниях противокорабельных снарядов.






kulturologia.ru

О любви Петра к Анне Монс: здесь.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/271119/44775/