Этнополитика

Этническая самоидентификация в мировой культуре признана универсальным явлением, определяющим ролевой репертуар личности, в том числе её национальную роль, которая формируется уже на ранних этапах социализации и является общей для всех носителей данного языка и данной культуры. Особенностью национального состава населения Черновицкой области является его полиэтничность (76 национальностей). Данные Всеукраинской переписи населения 2001 года, по которой 37,9 тыс. чел. или 4,1% в области и 26,7 тыс.чел. или 11,3% от общего населения города Черновцы и 10,2 % от общего населения города Ново-Днестровска самоинтендифицировали себя как русские, безусловно, будут существенно отличаться от данных грядущей переписи населения 2013 года, которая, вероятнее всего, станет не только статистической, но и политической акцией, призванной отразить дальнейшее уменьшение количестве граждан, считающих себя русскими и русский язык — родным.

При подавляющем большинстве украинцев, численность которых составляла 689,1 тысяч человек — 75% от  общего количества населения, самыми многочисленными этническими  группами края являются Румыны (12,7%), Молдаване (7,3%), Русские (4,1%), Поляки (0,3%), Белорусы (0,2%) и Евреи (0,2%). В  области  проживают также представители таких народов, как Венгры, Ромы, Американцы США, Афганцы, Кубинцы, Персы, Греки, Тaтapы, Чувaши, Бaшкиpы, Моpдвa, Чeчeнцы, Удмуpты, Мapийцы, Авapцы, Буpяты, Осeтины, Кaбapдинцы, Якуты, Дapгинцы, Коми, Кумыки, Лeзгины, Ингуши, Тувинцы, Кaлмыки, Кapaчaeвцы, Коми-пepмяки, Кapeлы, Адыгeйцы, Лaкцы, Тaбaсapaны, Xaкaсы, Бaлкapцы, Ногaйцы, Алтaйцы, Чepкeсы, Нанайцы, а также Азepбaйджaнцы, Армяне, Гpузины, Киpгизы, Узбeки, Туpкмeны, Кaзaxи, Тaджики.

Таким образом, Ассоциация «Культурный ландшафт» представляет интересы и проживающих на Буковине представителей коренных народов и народностей бывшего СССР, для которых Россия — основное или даже единственное место обитания.

Ранее к коренным народам  причислялось 93% населения, из них свыше 81% — русских, свыше 6% населения — народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья. Этнографы объединили коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически. На долю народов Поволжья и Урала — башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей — приходилось менее 8% населения страны (из них почти 4% татары — второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир — ислам, калмыков — буддизм, остальных — православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) — составляли менее 3% населения России. Кроме большинства осетин — христиан, они традиционно исповедуют ислам.

Народы Сибири и Севера — алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера — 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы — буддисты, остальные — православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.

Важным каналом ассимиляционных процессов служат этнически смешанные браки / семьи. У украинок и белорусок, а также немок, евреек, представительниц финоязычных народов (карелов, мордвы, коми и удмуртов) — наибольшая доля детей, рожденных в смешанных браках (40-90%). Кроме того, расчеты, сделанные на основании данных о демографических процессах, никак не учитывают этнических процессов, а они, наряду с естественным движением и миграцией, также служат одним из компонентов динамики численности народов и могут проявляться через прямое изменение этнического самоопределения при переписи (так, при переписи 1989 г. в Якутии показали себя эвенками и эвенами около 1,5 тысяч человек, в более ранних переписях относивших себя к другим народам, скорее всего, к якутам (Для двух десятков тысяч эвенков и эвенов Саха-Якутии — это очень заметное количество)). Вероятность такого изменения выше для народов, подверженных ассимиляции. В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном / русском окружении.

Существенное влияние на национально-культурное развитие этнических меньшинств в области оказывают религиозные общины. В области действуют 106 православных и 81 протестантских румыноязычных общин, 33 — римско-католические (преимущественно польские), 1 — армянская, 9 — еврейских и 10 – русских старообрядческих. В некоторых этнических общинах они выступают ещё и как основной источник изучения родного языка, в частности, в польской и армянской. Русских воскресных школ в городе нет, а в местах компактного проживания старообрядцев изучается церковно-славянский язык в индивидуальном порядке.

Оставьте комментарий