Большая императорская корона


В Историческом музее выставлена на обозрение большая императорская корона.

Но нет, это не та самая корона, которой короновались сначала Екатерина Вторая, а после нее и все прочие императоры России. Та пребывает в Алмазном фонде, откуда экспонаты не выдают никому и никогда. Эта же – реплика, воспроизведение той короны, выполненное недавно (ну, относительно недавно, если в историческом масштабе) ювелирами из Смоленска. Что произошло по случаю нагромождения юбилеев: 250 лет самой исторической короне, 400 лет дому Романовых, 50 лет смоленскому объединению «Кристалл», да еще и 10 лет компании «Смоленские бриллианты». В Историческом, естественно, помещена также в юбилейную романовскую экспозицию.

Вообще это не первый случай изготовления реплик большой короны. Исторически известно еще два. Сначала уменьшенное воспроизведение всех государственных регалий было сделано фирмой Фаберже для международной выставки (после чего весь комплект приобрел Николай II). Второй раз копию делали для… для съемок фильма «Корона российской империи или снова неуловимые» (разумеется, в тот раз ее сделали из стразов). На этот раз и размер, и материалы соответствуют, а вот с прочими нюансами сейчас разберемся.

Что интересно – корону из Алмазного фонда смоленским ювелирам для изучения тоже никто не давал. Их туда пустили ровно на один день, в выходной. И вытащили для них ненадолго корону из витрины – но и тут, между прочим, в руки не дали. Корону держал главный хранитель Алмазного фонда, а гости могли только вести макросъемку и дистанционно измерять корону специальными приборами.

Оригинал был полностью оцифрован. Художники-ювелиры нарисовали каждый элемент короны и внесли его в компьютер. Была создана трехмерная модель в электронной форме. После чего и приступили к работе (эти кадры любезно предоставлены организаторами).

Оригинальная корона была изготовлена из серебра. Что все-таки создавало проблемы, поскольку серебро окисляется и темнеет (при реставрации в 1980 году металл пришлось чистить). Корону-реплику поэтому сделали из золота – но золота белого, чтобы впечатление оставалось прежним.

Всего над новой короной работало более 60 человек. Это модельеры, закрепщики, монтировщики и другие специалисты. Процесс создания занял полгода. Отметим, что оригинал когда-то сделали за два месяца. Как это тогда удалось? Из-за нехватки времени использовалась особая техника закрепки, схожая с заворачиванием камней в фольгу. Затем лишний металл срезался.

Это было быстрее, но зато исчезал эффект «подсветки» камней. Сейчас использовали современные методы закрепки, включая пайку лазером (что заодно сделало корону более «жесткой» и позволяет, не опасаясь, возить ее по выставкам). Кстати, при изготовлении короны было произведено около полумиллиона лазерных вспышек.

Что еще изменилось? Возникла симметрия. Да-да, изначально ее не было, поскольку не было возможности подбора строго одинаковых, симметричных камней.

Бриллианты, которые использовались в оригинале, были огранены в XVII и начале XVIII веков — а может быть, и раньше, так как известно, что для создания Большой императорской короны камни были демонтированы из украшений, хранившихся в императорской сокровищнице. В общем, использовали что было (зато какие были камни! Были и по 16 карат – к этой теме мы еще вернемся).

В те годы еще не изобрели современную бриллиантовую огранку (круглый бриллиант с 57 гранями), в основном использовалась огранка «роза». Сейчас сделали огранку современную (что, в сочетании с иной закрепкой, сделало реплику короны более блестящей и сияющей).

Симметрия симметрией, но вот найти сейчас камни того размера и в том количестве было проблематично. Поэтому одиночные камни исторической короны местами заменены схожими по форме комплексами бриллиантов, регулярными орнаментами (так что если в оригинале нет и пяти тысяч бриллиантов, то в реплике – почти одиннадцать тысяч с половиной).

Оттуда камни? Все бриллианты российские, из Якутии. Жемчуг, понятно, чужой – из Южных морей Австралии.

Проблема была с большим центральным камнем (в оригинале – неограненная шпинель). Найти подобную было, понятно, нереально. Удалось найти в Юго-Восточной Азии красный рубеллит — разновидность турмалина. В отличие от оригинальной шпинели, он был огранен.

В Историческом музее корону поместили на открывшуюся ранее выставку «Династия Романовых в портретах» (кстати, весьма интересную и саму по себе). Естественно, в зал, посвященный Екатерине. Где, в частности, есть ее скульптурный портрет работы Мари-Анн Колло.

Но с точки зрения информации нам тут интереснее парадный рокотовский.

Вот на нем основные государственные регалии – большая корона, держава и скипетр с алмазом «Орлов».

Но известно, что большая корона использовалась только непосредственно для коронации. Для прочих официальных ситуаций изготавливалась «малая корона». Именно она присутствует и на парадном, и на прочих живописных портретах Екатерины.

Ну, и немного статистики в заключение. При создании реплики Большой императорской короны использованы 11426 бриллиантов общим весом 1980 карат. В центре обруча помещен самый крупный бриллиант огранки «овал» массой 10,11 карата. Два ряда жемчуга — 74 натуральных белых морских жемчужин общей массой 748,30 карата. В навершии – рубеллит в 384,71 карата. Общая масса короны — 2312 грамма.

Комментарии Посмотреть то что теперь есть, Большая императорская корона можно здесь: http://smol.kp.ru/daily/25982.5/2915137/ Турмалин превалирует в царских коронах считается, что турмалин этот был рожден халдейским демоном, отчего и наделял своего хозяина некими сверх-способностями. А история с камнями и короной такова: «После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу , министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов. Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938. Драгоценности положили в сейфы в правительственных зданиях и на время забыли о них. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло , принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации. Поэтому говорить, о полной идентичности короны Российской Империи в Алмазном фонде и короне в 1917 году говорить можно, но утверждать, что все камни на короне «свои» …это останется пока секретом мастеров занимавшихся реставрацией короны. Спасибо Мастерам- В. Г. Ситников, В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин. восстановившим один из главных символов Российской Империи, просто великолепно! А что, уже собираются эту корону на кого-то возложить? ну что за красота, ну какие молодцы смоленские ювелиры! надо же, даже 2, 5 кг не весит, можно подумать — что много больше, столько на ней камней, но вот жемчуг умопомрачительно крупный для натурального… К тому же, говорят, что если жемчуг не носить, то он темнеет, а корону-то не носят 🙂 малая корона мне тоже очень нравится, похожа на дионисийский веночек 🙂

Пелипейко Татьяна, сайт diletant.ru

Оставьте комментарий