17 ноября 1757 года в Петербурге была учреждена Академия художеств…

Императорская Академия художеств. 1757 год.
Спб.: Изд. Контрагентства А. С. Суворина и К°, 1912

«В России с императора Петра I начинаются заботы о принятии мер, содействующих развитию художеств. Петр вызывает из-за границы граверов, живописцев, архитекторов, а затем предполагает открыть преподавание искусств в задуманной им «академии наук и курьезных художеств». План Петра отчасти осуществился: в открытой при Екатерине I Академии наук было введено преподавание искусств — живописи и скульптуры. Академия наук при бедности условий, в которые поставлено было преподавание искусств, не могла образовать художников, но успела подготовить множество сведущих мастеров, успешно исполнявших делавшиеся академии заказы. Множество сделанных ими копий с известных картин знакомили общество с потребностями эстетическими. При Елисавете Петровне преподавание искусств в Академии наук было значительно поднято, что вызвало очень скоро мысль о необходимости учредить для этого образования самостоятельную школу, отдельно от Академии наук. С полным успехом развил эту мысль И. И. Шувалов, представивший императрице о необходимости завести «особую трех знатнейших художеств академию». Он предполагал открыть ее в Москве, при задуманном им университете. Но Академия художеств учредилась в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете. Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато личные средства академии Шувалову удалось создать на первый раз удачно. Приглашенные им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры Кокоринова сделалась возможною надлежащая организация академии. Полное учреждение Императорской академии художеств издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 г., имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, устроить иначе посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу. В 1812 г. Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Но часть учебная поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, вызвало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления. Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачею ее в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым уставом 30 августа 1859 г. совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу. По нынешнему штату на академию отпускается ежегодно 72626 р. Кроме подготовления художников, Академия художеств открывает периодические выставки картин и имеет постоянно открытый для публики художественный музей. Деятельность Академии художеств, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды ее жизни, дала уже немаловажные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаются общества художников, и преподавание живописи делается предметом, входящим в программу общего образования». Академия также была и центром научно-исследовательской мысли, осваивающей художественное наследие, исторический и современный опыт мирового и российского изобразительного искусства. В петербургский период, который длился вплоть до Октябрьской революции 1917 года, Академия давала блестящую профессиональную подготовку молодым живописцам и скульпторам. Декретом Совета народных комиссаров от 12 апреля 1918 года Императорская академия художеств была упразднена. На ее базе продолжало действовать Высшее художественное училище. После революции Академия пережила ряд тяжелых десятилетий, и осталось лишь ее образовательное ядро. В 1932 году была воссоздана Академия художеств в Ленинграде, которая в 1991 году стала Российской Академией Художеств. За два с половиной века членами Российской академии художеств были видные деятели русской и мировой культуры, обогатившие сокровищницу мировой культуры многими выдающимися произведениями. Среди них – Ломоносов, Баженов, Брюллов, Роден, Репин, Суриков, Кончаловский, Фаворский и другие знаменитые личности. Российская академия художеств Указом президента РФ наряду с Эрмитажем, Большим театром, Третьяковской галереей отнесена к особо ценным объектам национального достояния народов России.      © Calend.ru

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.
Реклама

Об авторе culture landscape

Kulturnyj landshaft
Запись опубликована в рубрике Культурное наследие, Этнополитика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s