7 ноября (25.10 ст. ст.) 1856 года умер русский фольклорист и публицист Пётр Киреевский

Петр Васильевич КиреевскийПетр Васильевич Киреевский (11.02.1808–25.10.1856), публицист, археограф и фольклорист. Видный деятель славянофильства, младший брат знаменитого славянофила И.В. Киреевского. Семья Киреевских принадлежит к числу старинных дворянских родов. В грамоте на обширное Долбинское поместье говорится, что оно пожаловано Государем Михаилом Федоровичем семье В.С. Киреевского «за отца его многие службы», который «при царе Василье [Шуйском], в тяжелое и прискорбное время за веру христианскую и за святые Божьи церкви и за всех православных христиан против врагов наших, польских и литовских людей, которые до конца хотели разорить Царство Московское и веру христианскую попрать… стоял крепко и мужественно и много дородства, и храбрости, и службы показал». В этом родовом имении своих родителей Петр вместе с братом провел детские годы и получил прекрасное домашнее образование. Отец его, Василий Иванович, при Императоре Павле I служил в гвардии, выйдя в отставку, увлекся химией. Он умер в 1812 г., заразившись тифом при оказании помощи раненым в госпитале. Мать Авдотья Петровна Киреевская (урожденная Юшкова) в 23 года осталась вдовой с тремя малолетними детьми – шестилетним Иваном, четырехлетним Петром и годовалой Марией. Она стала жить в том же Долбине у бабушки с ее младшей дочерью Е.А. Протасовой, тоже рано овдовевшей и оставшейся с двумя дочерьми – Машей и Сашей. В 1813 г. к ним приехал участник Бородинского сражения и уже известный поэт В.А. Жуковский, приходившийся сводным братом Е.А. Протасовой по отцу. Жуковский – будущий воспитатель наследника престола Александра II, занялся воспитанием своих осиротевших племянников и племянниц – Ивана, Петра, Маши и Саши. Это во многом определило их дальнейшие судьбы. В 1822 г. семья Киреевских переехала в Москву, чтобы продолжить образование детей. В середине 1820-х гг. Петр Васильевич установил литературные и дружеские связи с А.С. Хомяковым, С.П. Шевыревым, Д.В. Веневитиновым, вместе с братом входил в «Общество любомудрия». Петр Васильевич изучил семь иностранных языков, много переводил Байрона, Шекспира, Кальдерона. Первые литературные опыты его относятся к 1827 г. (изложение «Курса новогреческой литературы» в «Московском вестнике»). В 1829–1830 гг. выезжал вместе с братом в Германию, где в Мюнхенском университете изучал немецкую философию, слушал лекции Шеллинга – кумира тогдашних русских «любомудров». Знакомство с Европой, немецким университетом и лично с Шеллингом стало решающим поворотом в национальном самосознании Петра Васильевича. О своих германских впечатлениях он писал в одном из писем: «Только побывши в Германии, вполне понимаешь великое значение Русского народа, свежесть и гибкость его способностей, его одушевленность. Стоит поговорить с любым немецким простолюдином, стоит сходить раза четыре на лекции Мюнхенского университета, чтобы сказать, что недалеко то время, когда мы опередим их в образовании». Зато в Мюнхене братья обрели дружбу с секретарем русского посольства в Баварии Ф.И. Тютчевым, стали одними из первых его читателей и почитателей. Свои славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье «О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину» (1845). В 1840–1850 гг. Петр Васильевич приобрел известность собиранием и изучением памятников русского фольклора. Уже в 1831 г. он начал собирать народные песни и сказания в Московской, затем в Новгородской и Тверской губерниях. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы при его жизни в журналах и сборниках. Полностью изданы уже посмертно («Песни, собранные Киреевским», вып. 1–10, 1860–1874). Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин, которые уже в то время стали предаваться забвению в образованном обществе. В этой работе Киреевскому помогали А.С. Пушкин (побудивший его к этому занятию, предоставивший собственные материалы и собиравшийся написать предисловие к готовому собранию), Н.В. Гоголь, В.И. Даль, Аксаковы и другие славянофилы. В последние годы жизни Киреевский жил в своем орловском имении Киреевская Слободка, сообщая родным, что почти все время занят «приведением своих песен хоть в некоторый порядок». Его верным помощником стала младшая сестра Мария Васильевна. Подобно брату, П.В. Киреевский завещал похоронить себя в Оптиной пустыни.             rusidea.org

Реклама

Об авторе culture landscape

Kulturnyj landshaft
Запись опубликована в рубрике Культурное наследие, Этногенез, Этнополитика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s