18 октября — Память Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, всея Руси чудотворцев…

В этот день Русская церковь особо чтит святителей Московских – митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Патриарха Гермогена – как их совместный праздник русских духовных вождей, подчеркивающий их особое значение как заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества в его новой столице – Москве, Третьем Риме. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь возносит их как образец подлинных духовных вождей в Русской истории. Как не хватает ныне Русской Церкви и Российскому государству таких духоносных пастырей!..  После разрушительного татаро-монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущее значение Москвы. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр (†1326) избрал своей резиденцией Владимір и завещал похоронить его в заложенном его руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела – собирания Русской Земли. Подвиг его продолжил святитель Алексий (†1378), «правило монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель Великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженик Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и собеседник преподобного Сергия Радонежского, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенство духовное с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами. Он не дожил до великой победы на Куликовом поле, но победа эта стала возможна лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию пред Господом. Прославлением чудотворных мощей святителя Алексия начал свое первосвятительское служение Русской Церкви святой митрополит Иона(†1461) – достойный преемник «осиянных светом Божественным» первопрестольников Российских. Уроженец Костромских пределов, с двенадцати лет вручивший свою жизнь монастырским старцам, он подвизался, восходя по лествице добродетелей, в московском Симоновом монастыре, где послушанием его было «Божественных книг списание». Посвященный в архиерейское достоинство святым митрополитом Фотием (†1431), он по смерти последнего должен был стать его преемником, но Господь послал в эти годы Русской Православной Церкви великие испытания: митрополитом поставлен был в Царьграде (в 1439 г.) латинствующий Исидор. Святитель Иона, поборник истинного почитания Святой Троицы, претерпел много трудов и скорбей в обличении лжепастыря во имя веры и благочестия. Милость Божия была ему наградой – он сподобился стать в 1448 г. первым Предстоятелем Автокефальной Русской Церкви, независимой от Константинополя. Служением правды и милости был недолгий первосвятительский подвиг святого митрополита Филиппа (†1570). В прошлом московский боярин, он сменил придворные одежды на рубище странника, покинул богатый свой дом, возревновав о пустынножительстве. Много лет подвизался он в Соловецкой обители, удостоился быть в ней игуменом, иноческий остров среди Студеного моря преобразил в возделанный цветущий сад. Возведенный по воле Царя Иоанна Грозного на Русскую митрополию, святитель Филипп, «Христова смирения ревнитель», взывал к милосердию, мужественно обличал Царя в пролитии невинной крови, напоминал, что «начало мудрости есть любовь». Ярость Грозного Царя разбивалась о необоримую кротость святителя, пребывавшего верным заповедям любви до своей мученической смерти, но также и в стойкости по отношению к властителю, требуя от того должного исполнения своего долга перед Богом. Святитель Гермоген (†1612), родом из донских казаков, в годы правления Иоанна Грозного был приходским священником в одном из храмов новопросвещенной Казани. В 1579 г. по воле Божией он участвовал в обретении чудотворной Казанской иконы Божией Матери, позже в сане митрополита Казанского составил Сказание о ее обретении и Службу. В Смутное время, «среди ночи нечестия и вражеского обстояния», когда с помощью самозванцев и польского нашествия, иезуиты надеялись подчинить себе Русскую Церковь, Господь привел святого Гермогена на патриарший престол. Духоносный старец-Патриарх вдохновителем всенародной борьбы за освобождение столицы и всей Русской Земли от «нахождения иноплеменных». Мученическая кончина достойно увенчала святую жизнь Патриарха. Празднование в один день в честь Московских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено первым русским Патриархом Иовом 5 октября 1596 г. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 г., по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта и 23 сентября), а святитель Гермоген – в 1913 г. Память святителей также совершается (по ст. ст.): святителя Петра – 21 декабря, святителя Алексия – 12 февраля, святителя Ионы – 31 марта, святителя Филиппа – 9 января, святителя Гермогена – 17 февраля.        rusidea.org

Реклама

Об авторе culture landscape

Kulturnyj landshaft
Запись опубликована в рубрике Культурное наследие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s