8 апреля (26 марта ст.ст.) 1902 года в Пекине был подписан российско-китайский Договор о Маньчжурии, в соответствии с которым Россия обязалась поэтапно вывести свои войска из Маньчжурии

На протяжении 19 века Китай подвергается активному проникновению и торговой экспансии западных держав. К концу века это приводит к заключению ряда неравноправных договоров с Японией, США и странами Европы. Китай потерял ряд морских портов, проникновение западных товаров на китайский рынок подорвало промышленность страны. При этом правительство отказывалось идти на либеральные преобразования, что увеличивало противоречия в развитии Китая. В то же время, с ростом активности западных держав в Китае Россия стала проявлять беспокойство относительно своих территорий в Сибири и на Дальнем Востоке, фактически оторванных от центральной части страны. Требовалось обеспечить постоянную и надежную связь с отдаленными восточными регионами. Поэтому в 1891 году было принято решение о сооружении Транссибирской железной дороги. Строительство началось одновременно из Владивостока и Челябинска, с восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, с западной стороны железнодорожные пути были доведены до Забайкалья. 
При начале работ над прокладкой Транссиба рассматривались два варианта ее прохождения из Забайкалья на восток. По первому варианту магистраль должна была пройти вдоль берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска, а по второму — через Маньчжурию к Тихому океану. Сторонником маньчжурского варианта был министр финансов С. Ю. Витте, считавший, что железная дорога будет содействовать мирному завоеванию Маньчжурии. В пользу маньчжурского варианта сыграло также усиление на Дальнем Востоке Японии, угрожавшее интересам Российской империи в Китае. Кроме того, маньчжурский вариант давал возможность выхода России на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этот проект в итоге и был принят, и 27 августа 1897 года началось сооружение железнодорожной магистрали, получившей название Китайско-Восточная железная дорога, через территорию Маньчжурии. При обсуждении планов строительства КВЖД было решено привлечь к участию в нем частный капитал, для чего была проведена соответствующая подготовительная работа. В декабре 1895 года был создан Русско-Китайский банк. Для его формирования 3/8 средств предоставил Петербургский международный банк, а 5/8 поступило от 4 французских банков. 

Карта Китайской Восточной железной дороги

3 июня 1896 года состоялось подписание секретного Российско-китайского договора о союзе России и Китая против Японии. С российской стороны подписи под договором поставили С. Ю. Витте и А. Б. Лобанов-Ростовский, с китайской стороны — Ли Хунчжан. Договор предоставил России право на постройку железнодорожной магистрали через территорию Манчжурии. 8 сентября 1896 года китайский посланник в Российской империи Сюй Цзэнчэн подписал с правлением Русско-Китайского банка соглашение со сроком действия 80 лет о предоставлении банку права на постройку железной дороги через Манчжурию. В целях охраны строительства КВЖД была создана специальная Охранная стража, позднее преобразованная в Заамурский округ отдельного корпуса пограничной стражи. В 1899 году в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней (Боксёрское восстание), продолжавшееся до 1901 года включительно, что вызвало перерывы в строительстве ряда участков КВЖД. Участники организации ихэтуаней регулярно занимались физическими упражнениями (цюань), напоминавшие кулачный бой, отчего и получили название «боксеры». Это было национальное движение сопротивления. 2 ноября 1899 года лидер движения ихэтуаней призвал весь китайский народ бороться с иностранцами и династией Цин.. Именно эта дата считается началом Ихэтуаньского восстания, хотя де-факто оно началось ещё в 1898 году.

Участники движения ихэтуаней

Целью восставших было взятие Китая, к зиме количество ихэтуаней выросло до 100000 человек. К власти приходит императрица Цы Си, поддержавшая бунтовщиков, так как сильно опасалась угрозы власти с их стороны. Российская империя направила свои войска для подавления мятежников, отреагировали на «боксерское» восстание и другие государства, имевшие «сферы влияния» в Китае. К берегам Китая отправился Императорский флот Японии под командованием Хэйхатиро Того, российский Тихоокеанский флот, Королевский военно-морской флот Великобритании, ВМС США, ВМФ Франции и несколько военных кораблей Австро-Венгрии. 13-14 июня ихэтуани вступили в Пекин, где начали осаду посольского квартала, продолжавшуюся 56 дней. Во время осады был убит германский посланник Кеттелер. 16 июня 1900 года в порту города Дагу, где базировался союзнический флот, состоялось совещание генералов стран-членов коалиции. Было принято решение предъявить китайскому правительству ультиматум о сдаче всех приморских городов и укреплений.17 июня их войска заняли форты Дагу. Цинское правительство объявило войну державам, но при этом продолжало карательные операции против ихэтуаней за пределами столицы. Наместники центральной и южной провинций сурово расправлялись с вспыхнувшими во 2-й половине 1900 антииностранными выступлениями в Центральном и Южном Китае. В середине июля иностранные войска, преодолевая сопротивление ихэтуаней, овладели Тянь-цзинем и в скором времени начали поход на Пекин. Численность иностранных войск к этому времени достигла 40 тыс. чел. Маньчжурское правительство оказало слабое сопротивление интервентам. В середине августа интервенты заняли Пекин и с приездом главнокомандующего войсками интервентов нем. фельдмаршала Вальдерзе предприняли многочисленные карательные экспедиции против отдельных очагов движения и мирного населения. Цинские правители бежали из Пекина в Сиань. К декабрю 1901 года восстание было подавлено, хотя выступления отдельных групп продолжались еще в 1902 году. В итоге войны Китаю был навязан очередной неравноправный договор, названный «Заключительным протоколом» или «Боксёрским протоколом». Протокол был подписан ещё до окончания военных действий 7 сентября 1901 года. С одной стороны договор заключило Цинское правительство, с другой — США, Япония, Германская империя, Австро-Венгрия, Российская империя, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Бельгия и Нидерланды. Россия же 8 апреля 1902 года подписала с Китаем ещё один договор, по которому российские войска должны были покинуть Маньчжурию, а Цинская империя обязывалась соблюдать определённые условия в регионе, выдвинутые российской стороной. Российская империя безоговорочно включила в свой состав Ляодунский полуостров и получила право пользования КВЖД, проходящей по китайской территории.                        runivers.ru
Сергей Рунич: Принимая во внимание не раз отмеченную уже выше преобладающую в характере китайцев черту — их практичность и положительность их натуры, с одной стороны, а с другой — отсутствие у них внутренней народной индивидуальности, которое характеризуется слабостью патриотизма и развития национально-религиозного духа, можно с достаточною долею уверенности утверждать, что то государство, которое захочет господствовать над Китаем, может легко достигнуть этого, если, насаждая среди китайцев блага европейской культуры, в выгодности которых сами они наглядно убеждаются, сумеет в то же время щадить внешние стороны и особенности их быта. И можно только повторить то высказанное уже ранее основное положение, что для населения Маньчжурии, как и для всех вообще китайцев, важнейший вопрос их государственной жизни заключается не в том, кто ими управляет, а в том, как управляет. Понятно, что, как в особенности раньше, так отчасти и до сих пор, та известная часть населения, которая имела мало общения с новою утвердившеюся в крае властью или находится под посторонним влиянием, может относиться к этой власти с враждебностью естественною, расовой. Но, во всяком случае, можно утверждать, — и выше приведено немало примеров этого, — что у большей части населения Маньчжурии, по мере того, как оно убеждается в выгодности перемен, пережитых краем за последнее время, эта инстинктивная враждебность все более и более вытесняется работою рассудка, которая доказывает китайцу так же ясно, как и европейцу, каких могущественных результатов можно достигнуть мирною борьбою с косностью и невежеством при помощи великих культурных средств. И какие бы тяжелые испытания ни приходилось переживать этой истине, она всегда останется истиною, такою же яркою, как огонь, и такою же сильною, как меч.
Цитируется по: Исторический вестник. № 4, 1904

Реклама

Об авторе culture landscape

Kulturnyj landshaft
Запись опубликована в рубрике Этногенез, Этнография, Этнополитика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s