Хасиды

Зачем некоторые иудейки бреют голову наголо

Многие религии мира особо требовательны к соблюдению человеком скромности в одежде и поведении. Так у мусульман ношение хиджаба не является попыткой как-то выделиться на фоне неверующих. Это всего лишь потребность в скромности человека истинно религиозного, ставящего на первое место в своей жизни веру, а не какую-то внешнюю атрибутику. В зависимости от религиозных догм это требование скромности может принимать более или менее суровые формы. В иудаизме существует особый закон, регламентирующий нормы поведения женщины-иудейки. Он называется цниут (или цниют). Согласно этому закону женщина обязана не просто носить головной убор, а полностью скрывать свои волосы под платком (тихлей).

Почему некоторые иудейки голову бреют

Самые радикальные ответвления в иудаизме очень требовательны к внешнему виду женщин. Даже собственная супруга или дочь не должна отвлекать своим неподобающим видом иудея, когда он читает Тору или произносит молитву. Это значит, что она обязана скрывать тело и волосы не только на улице, но и непосредственно в своем доме.
В иудаизме женские волосы считаются соблазном, отвлекающим помыслы мужчины от бога и направляющие их в греховное русло. Распущенные волосы нарушают все законы цниута. Даже выбившаяся из-под платка прядь или один-единственный волосок считается нескромными и провоцирующими. Чтобы не ввергать своих мужей в грех, некоторые истинные иудейки бреют голову наголо. Это принято у жен хасидов «Толдот Аарон» и некоторых других ортодоксальных групп.Супруги хасидов не только бреют наголо черепа, но еще и покрывают их сверху платком. У этой части еврейского населения особо суровые законы. Хасиды называют себя «благочестивыми» (само слово переводится как «благочестивый»), строго соблюдают принятые несколько тысяч лет назад законы и не собираются идти ни на какие уступки в угоду современной моде.

Другие правила поведения жены хасида

Помимо необходимости обривать наголо и покрывать платком головы женщинам из этой группы иудеев приходится полностью скрывать свое тело. Им нельзя носить платья, открывающие икры, даже если на ногах надеты толстые чулки. Демонстрация своих коленей — верх разврата для иудейки. За такое поведение женщина может понести самое суровое наказание, быть оплеванной и избитой.
Хасиды крайне нетерпимо относятся к вольностям в одежде. Даже неподобающим образом одетая 8-летняя девочка может быть подвергнута публичному порицанию, а ее мать, которая не следит за благочестием дочери, и подавно. У некоторых ортодоксальных иудейских групп даже принято ношение никаба. Это длинные черные шали, в которые женщина закутывается полностью, включая кисти рук, лицо и глаза. Такая суровость в соблюдении скромности не принята даже у мусульман.
russian7.ru

 Дворцу цадиков возвращено его назначение

370 паломников со всех стран мира присутствовали на открытии Международного центра хасидизма в Черновцах.


РЕБЕ АВРААМ ЯНКЕЛЬ ИЗ ДИНАСТИИ САДАГУРСКИХ ЦАДИКОВ ФРИДМАНОВ СОСРЕДОТОЧИЛСЯ НАД ЧТЕНИЕМ ТОРЫ ВО ВРЕМЯ РИТУАЛЬНОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРАПЕЗЫ / фото из архива «Дня»

В исторической Садагуре, — когда-то колоритном торговом городке, который даже чеканил монеты, а сегодня серой окраине Черновцов, — происходило что-то невероятное. Дело в том, что сюда съехались со всего мира хасиды, чтобы в разрушенной советской индустриализацией святыне — дворце-резиденции цадиков — открыть Международный центр хасидизма и поклониться могиле чудотворного раввина и знаменитого на весь хасидский мир цадика Израиля Фридмана из Ружина. Среди приблизительно 370 паломников, прибывших из разных стран и континентов, был и прямой потомок хозяина Садагурского дворца — 90-летний Авраам Янкель Фридман, который приходится Ружинскому ребе далеким правнуком. С ним приехал и его сын — также, кстати, названный Израилем. Потомки садагурского цадика сегодня живут в Израиле.
С замечательным событием украинских хасидов в лице главного раввина Северной и Западной Украины г. Шломо Вильгельма поздравили директор Департамента по делам религии М. Бондарчук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в Украине Наоми Бен Ами, представители местной власти.
Хасидизм как мистическое течение в современном иудаизме возник и начал распространяться в еврейской среде Галичины, Подолья и Волыни в первой половине XVIII в. Само название происходит от древнееврейского слова «хасид», означающего «благочестивый, праведный». Как религиозное течение хасидизм является в определенной степени наследием предыдущих мистических школ. Основателем этого течения считается проповедник Израиль (или Израэль) бен Элиезер, которого позже назвали Баал Шем Товом — «обладателем доброго имени», «добрым чудотворцем» (сокращенно — Бешт).
По мнению одних исследователей истории хасидизма, основатель этого течения родился в 1700 году в бедной семье в городке Окопы на Подолье на берегу Днестра. Другие исследователи считают, что Бешт родился в 90 х годах XVII в. в городке Товсте на Тернопольщине. Выдвигаются и гипотезы, что Израиль бен Элиезер якобы родом из Буковины. В любом случае, рано оставшись сиротой, он рос на попечении родственников, отдавших его на обучение в хедер — начальную религиозную школу для мальчиков при синагоге. Имея доступ к библиотеке при синагоге, Израиль в свободное время, ночами, много читал. Особенно увлекся Каббалой — мистическим учением, адепты которого пытались постичь «истинный», тайный смысл Торы и других священных книг иудаизма.
Еще в молодости Израиль женился на дочери богатого еврея из Брод, и семья переехала на Прикарпатье, осев где-то на полпути между Кутами и Косово. По хасидским преданиям, когда Израиль достиг 36-летнего возраста, он, по велению свыше, «открылся миру», то есть стал Баал Шем Товом — «добрым чудотворцем». Фактически Бешт начал жизнь странствующего знахаря-целителя, которых тогда было много на украинских землях.
Когда Бешту исполнилось 40 лет, он, уже будучи известным, поселился в городке Меджибожи на Подолье, где провел двадцать лет вплоть до своей смерти. Сюда стали съезжаться паломники со всей Украины и даже соседних стран. Они приходили к Бешту не только за физическим, но и за духовным исцелением, за моральной поддержкой и помощью. Баал Шем не оставил никаких письменных работ, поскольку свои идеи и наставления излагал в форме устных проповедей с притчами, поговорками, народными рассказами и библейскими сказаниями. Все сказанное Бештом запоминали и потом бережно записывали его благодарные ученики, среди которых было много образованных богословов. В процессе развития в течение следующего века учение Бешта разделилось на отдельные течения, или направления. По состоянию на начало ХХ в. хасиды составляли около половины всех евреев Центрально-Восточной Европы. Демократические и даже простонародные истоки хасидизма, заложенные еще Бештом, надо думать, не без влияния народных верований украинцев Карпат, определили приоритет непосредственного радостного и экстатического восприятия Божественной сущности и молитвы. Оптимистическое веселое настроение пронизывает всю культовую практику хасидизма. Специфично для хасидизма проведение особых коллективных трапез, во время которых принято пить водку, петь и обсуждать любые вопросы, касающиеся религии.
Последователи Баал Шема также верили, что в состоянии самовозбуждения можно достичь ясновидения, чудотворства и пророчества. Необычным даром наделены прежде всего праведники — цадики, способные достичь слияния и единства с Богом и благодаря этому могут быть посредниками между людьми и Всевышним в передаче Божественной благодати. Такие верования привели к возникновению династий цадиков и распространению среди хасидов их культа.
Изысканным образцом архитектуры хасидских молитвенных домов, называвшихся клойзами, был роскошный ансамбль резиденции цадика в Садагуре под Черновцами, еще известный как дворец-резиденция чудотворного раввина (или великого раввина). Это сооружение было таким же известным, как и его хозяин — Израиль Фридман из городка Ружин, расположенного на юге нынешней Житомирщины. Бесспорно, это одна из наиболее колоритных фигур в раннем хасидизме. Друзья считали его мудрецом, и искрометные изречения Израиля Фридмана передавали из уст в уста как жемчужины хасидской мудрости. Недруги и оппоненты упрекали его в пристрастии к чрезмерной роскоши, которой так избегали легендарный Баал Шем и его ученики. Рассказывают, что в своем дворце в Садагуре Израиль ел исключительно из серебряной и золотой посуды, для него играли два оркестра, а когда он отправлялся в дорогу, то в карету запрягали четверку коней, и роскошному экипажу садагурского цадика мог позавидовать даже губернатор. Царская власть считала его политически неблагонадежным и даже недолго продержала в тюрьме; благодаря этому обстоятельству он обрел в глазах единоверцев ореол мученика за веру.
А для рядовых людей, независимо от вероисповедания, он был «чудодейственным раввином из Садаґуре», ясновидящим и пророком, который мог предсказывать судьбу, будущий брак, торговое соглашение или куда пропала курица, забежавшая на соседский огород…
Однако независимо от легенд и анекдотов, Израиль Фридман оставил после себя прекрасный памятник — построенный за его счет роскошный архитектурный ансамбль, состоявший из собственно семейного дворца цадиков и клойза- синагоги. Святыня, построенная в 1842 г. (достроенная в начале ХХ в.) в романтическом стиле с мавританскими мотивами, очень характерными для культового зодчества иудеев Украины, предназначалась для местной хасидской общины. Во второй половине ХХ в. этот прекрасный архитектурный памятник был адаптирован под производственное помещение, при этом гармоничную планово-пространственную композицию обезобразили, пристроив к южному и восточному фасадам корпуса фабричных цехов. В большинстве случаев были утрачены интерьеры. Более-менее сохранилась ниша Торы, промежуточный секционный карниз и аркатура из девяти больших арок.
Сами же хасидские общины в течение прошлого века постигла такая же печальная судьба, как и других верующих иудеев в Украине и вообще в Центрально-Восточной Европе. В СССР хасидов преследовали во время тотальных атеистических кампаний, в ходе которых были закрыты и уничтожены почти все хасидские святыни: клойзы и дворцы цадиков — переоборудованы по большей части в хозяйственные помещения. Во время Второй мировой войны хасиды, проживавшие на оккупированных нацистами территориях, стали жертвами геноцида. Уцелевшие хасиды эмигрировали в США, Канаду, Западную Европу и Израиль, где сейчас проживает большинство сторонников этого течения (в частности, в Садгору прибыли хасиды из Израиля, Канады, США, Бельгии, Великобритании).
Культурную самобытность хасиды представляют и своим внешним видом, который, в частности, могли наблюдать в начале ноября жители Садгоры. Среди прочих евреев хасиды выделяются специфичной манерой одеваться, являющейся данью исторической традиции. Последователи Баал Шема — обычно мужчины носят черный длинный кафтан или пальто, также черную фетровую или велюровую шляпу или ермолку. Самый примечательный элемент одежды — конечно же, праздничная черная бархатная ермолка с пушной оторочкой, напоминающая шапку круглой формы. Поговаривают, что сшитые именитыми «кашерными» портными ермолки стоят как некоторые машины. По типу ермолок и крою брюк можно отличить сторонников разнообразных хасидских «дворов». Женатые хасиды бреют наголо голову и носят парики. Хасиды почти везде живут в отдельных кварталах или даже отдельных поселениях.
Хотя современные хасиды общаются вне дома на разных языках, в зависимости от страны проживания, в быту многие из них сохранили язык предков — идиш, звучавший когда-то повсеместно и в Черновцах. В религиозной практике хасиды пользуются ивритом — языком священных книг иудаизма.
За рубежом хасиды — одна из самых состоятельных религиозных общин. Среди них можно встретить юристов и торговцев недвижимостью стоимостью в миллионы в Нью- Йорке, владельцев предприятий по обработке алмазов в Лондоне и Бельгии, совладельцев авиакомпаний, бизнесменов из больших городов Западной Европы, Северной Африки, Азии и даже Австралии.
Именно благодаря поддержке из-за границы в наши дни начинают понемногу восстанавливаться хасидские общины и на своей исторической родине — в Украине. В частности, уже несколько лет действует хасидская ячейка и в Черновцах. Однако независимо от нынешнего местожительства, ежегодно хасиды со всего мира осуществляют паломничество к своим святыням, оставшимся в Украине. Главными местами паломничества являются Меджибож и Умань — исторические центры хасидизма. Меджибож освящен двадцатилетним пребыванием здесь Баал Шема, а в Умани, на окраине городка, находится могила одного из наиболее выдающихся последователей Бешта, духовного лидера брацлавских хасидов Ребе Нахмана из Брацлава, который умер и был похоронен в 1810 году. Ежегодно в Умань прилетают и приезжают тысячи хасидов, прежде всего, конечно же, брацлавских, — почтенные седобородые патриархи со своими сыновьями и внуками, но только лица мужского пола, — чтобы поклониться могиле Ребе и отметить заодно праздник Рош- га-Шана — еврейский Новый год, который обычно припадает на сентябрь — начало октября по иудейскому лунному календарю. По неофициальными данным, в этом году в Умань прибыли около двадцати тысяч паломников.
Характерной особенностью хасидских паломников является практически автономный режим самообеспечения всем необходимым, которое должно отвечать требованиям ритуальной чистоты, то есть быть кошерным: от кошерных продуктов до кошерной ложки и даже кастрюль и сковородки. Единственное, чего хасидам не удается прихватить с собой в дорогу, так это кошерное жилье. Поэтому они вынуждены довольствоваться тем, что есть на месте, — следовательно, снимать жилье в немногочисленных местных гостиницах и гостеприимно растворенных для них частных домах здешних «гоев», то есть «чужаков», иноверцев. Гостеприимство местного люда к паломникам подкреплено щедрой оплатой за жилье, стоимость которого в эти дни тут достигает до 50 долларов в сутки с человека. Умножьте это на те десятки тысяч… Кстати, говорят, что и в Садгоре во время пребывания здесь хасидских паломников стоимость «койко-места» составляла 20 евро в сутки.
В Черновцах создадут Международный Центр хасидов
Но в течении последних полтора десятилетия бывшая резиденция садагурских цадиков в Садгоре лишь отпугивала поклонников историко-культурного туризма пустошью и разрушалась буквально на глазах. Поэтому даже проводить экскурсии тут было опасно — в любой момент просто на голову мог свалиться потолок. Между тем государственного охранного знака на этом уникальном памятнике никогда не было. Хочется надеяться, что торжественно открытый под еврейские мелодии и благословленный самим Ребе из династии садагурских цадиков Фридманов Центр хасидизма вдохнет новую жизнь в обезображенный и разрушенный архитектурный и культовый памятник.

day.kiev.ua, Игорь ЧЕХОВСКИЙ, Наталия ЖИТАРЮК, журналист, Черновцы

*** 

Началось восстановление синагоги в Садгоре

 

Фирма «Верхбуд» выиграла тендер на выполнение ремонтно-реставрационных работ в синагоге, — рассказывает прораб Сергей Шмалько. — Все строители — пятого-шестого разрядов. Многие из них были за границей и имеет опыт реставрационных и восстановительных работ. Работаем по двум проектам, разработанным израильским архитектором и Львовским проектным институтом. Сейчас наш координатор, черновицкий архитектор Ярослав Кордунян сводит эти проекты вместе. Каждый этап работы согласовываем, фотографируем малейшие детали и отправляем снимки в Израиль.

— Ежедневно в синагоге работает 13-14 человек. За месяц сделали довольно много,-уверяет Сергей. — Начали с наведения порядка: вывезли семь КамАЗов мусора, вырубили кусты, покосили траву. Сделали железобетонное перекрытие на крайних башнях. Сейчас начали восстанавливать мерлоны по верхнему периметру здания. Всего их будет 74. Стены мерлоны из красного облицовочного кирпича — под цвет стен, хотя их надо будет еще подкрашивать немецкой краской высокого качества. Существует очень сложная технология восстановления старого кирпича, которой будем придерживаться. После всех процедур она будет выглядеть как новая.

На днях в синагоге побывали председатель еврейской религиозной общины «Ружин Садгора» Джозеф Моше Шалом Фридман и известный израильский архитектор Аарон Остерайхер. Они остались довольны сделанным. Пообещали в ближайшее время направить второй транш — до трех миллионов гривен.

К зиме надо обязательно перекрыть крышу. Нужно очень много дорогих арочных окон, которые, возможно, произведет киевская фирма. Они будут металлопластиковые, покрытые сверху деревом, с мозаичным стеклом.

— Реально закончить все работы за год. Но это будет зависеть от спонсоров и финансирования, — уверяет Сергей. — Не хочется останавливаться, потому что мы уже набрали разгон. Ждем деньги.

Из истории памятника 

Садгорская синагогу построен в 1870-х годах. В фундамент здания была заложена землю, привезенную из Иерусалима. Раввином синагоги был известен цадик Исраэль Фридман, о котором рассказывали легенды.В 1940-х годах в синагоге сначала ремонтировали советские танки, а впоследствии — тракторы. Сейчас полуразрушенное культовое сооружение облюбовали для ночлега
бомжи и наркоманы.

 

Сотни паломников в Садгоре почтили пророка

Дети зарабатывали по двадцать гривен за незначительную работу, которую их просили выполнить хасиды. Они проводили много времени на кладбище, за что получали от паломников деньги «за помани».% 0% Около четырехсот хасидов-паломников собрались в минувшие выходные в Садгоре, чтобы почтить память пророка Фридмана, которого похоронен в этой земле. Экзотический вид и необычное поведение гостей сразу привлекли внимание местного населения.Также хорошо зарабатывали таксисты, которые подвозили хасидов от кладбища в синагогу и получали за это неожиданно щедрую оплату.- Приехал и преемник Фридмана, Садгорский ребе, которого уже покидают силы, но он считал обязательным попасть на паломничество к могиле Садгорского раввина.
Приехали также хасиды из Израиля, Великобритании, Франции, Канады, Бельгии и США.
— В Садгоре похоронен раввина Фридмана, почтить котором собрались хасиды со всего мира, — рассказал нам представитель буковинской еврейской общины Борис Фрихман (еврейской Барух — благословенный).Хотя накануне паломничества ее стены подрихтовали, а дыру, которая светилась здесь вместо крыши, наскоро залатали деревянными балками и толем. Изнутри «потолок» затянули белым полотном.
Кошерная пища для хасида — это святое.По их календарю сейчас 5766, и именно он ознаменовался самым многочисленным паломничеством в Садгора — одного из центров хасидизма.
Садгорский раввин Фридман имел свою школу, а также синагогу,
которая сейчас находится в запущенном состоянии.Издавна хасиды не употребляют мяса и молочных продуктов одновременно. Причем мяса некоторых видов животных и рыбы они не попытаются ни.
% 1% Во время паломничества в Садгора мы не заметили ни одной женщины рядом с хасидами. Оказывается, им запрещено молиться вместе с мужчинами.В Садгорский синагоге некогда даже был второй этаж, специально для женщин.
В субботу хасиды не имеют права передвигаться на автомобилях, делать любую работу и даже включать свет.
Главный раввин Черновицкого региона Ноах Кофманский:
— Около четырехсот паломников прибыли сюда, чтобы почтить годовщину смерти пророка Исраэля Фридмана, который похоронен здесь. Мы сделали на кладбище палатку праведника.
После торжеств, перед самым отъездом, в синагоге накрыли столы. Это называется трапезой прощания с Королевой Субботой. На горячее во время застолья подали картофельное пюре, красную рыбу и овощной салат. Некоторые из паломников с удовольствием запивал это блюдо слабеньким вином.Во время празднований нашлось время и для приветствия гостей. Черновицкий мэр Николай Федорук и первый заместитель председателя ОГА Петр Гасюк появились в синагоге в маленьких еврейских шапочках.Под радостные возгласы собрания они станцевали еврейский танец и провозгласили свои речи, которые должны были символизировать товарищеские отношения еврейской общины с буковинцами.А в Садгорский синагоге располагалась резиденция покойного Фридмана. Поэтому у нас не возникало вопросов, где собираться на молитвы и торжества. Мы еще не знаем, какой будет судьба синагоги, ведь для ее восстановления требуются значительные взносы, а также старания настоящих профессионалов. Иначе ничего не получится.

В Садгоре восстановят разрушенную синагогу

В Садгоре восстановят разрушенную синагогу

Сессия Черновицкий городской совет решил передать в ссуду религиозной организации «Громада религии Ружин Садгора» комплекс культовых зданий бывшей синагоги и сооружение водонапорной башни и на ул. Тореза, 192Г, в г. Черновцы сроком на 18 месяцев.
К сентябрю 2014г. «Громада религии Ружин Садгора» должна осуществить ремонтно-реставрационные работы по восстановлению комплекса культовых зданий за собственные средства и открыть их для проведения богослужений, провести благоустройство прилегающей территории, рассмотреть возможность устройства гостевой стоянки автотранспорта на прилегающей территории и отеля.После завершения ремонтно-реставрационных работ на заседании городского совета будет рассмотрен вопрос о передаче в собственность комплекса культовых зданий на ул. Тореза, 192Г, религиозной организации «Громада религии Ружин Садгора». Напомним, комплекс упомянутых культовых зданий имеет уникальную историческую, духовную и культурную ценность как давняя резиденция Садгорского цадика иудеев-хасидов и некрополь рядом с ним.

Садгорская синагогу отреставрируют потомки цадика Фридмана

Синагогу и жилье садагурського цадика Израиля Фридмана, которые являются выдающимися историческими достопримечательностями Черновцов, все-таки реставрировать. На территорию памятника уже начали завозить стройматериалы, осталось только оформить разрешение на начало строительных работ.— Официально реставрация начнется через неделю, когда будет оформлено разрешение на начало строительных работ, — рассказывает сотрудник Черновицкого областного благотворительного фонда «Ор Авнер» Святослав Померанцев. — Конкретных сроков для завершения реставрации установлено не было.Такой ее хотят видеть заказчики, потомки цадика Фридмана. После завершения реставрации ожидается значительный поток паломников. Сейчас они приезжают, но не в синагогу, а к могиле Израиля Фридмана, находящийся на Садгорском кладбище.Несмотря на значительные повреждения, хасидская святыня Садгора составляет бесспорную историческую ценность как самобытная культовая достопримечательность иудаизма в Украине.Михаил СалитраНа всех старых фотографиях видно, что комплекс состоял не из двух, а из трех зданий. Благотворительный фонд «Ор Авнер» при поддержке мирового еврейства занимается реставрацией этого сооружения. Основная задача — доведение синагоги до первоначального вида.Сейчас потомки садагурськои династии живут в США, Великобритании, Бельгии и Израиле.
Синагога и дом — составляющая комплекса бывшей резиденции Израиля Фридмана. Синагога была возведена 1842 года в романтическом стиле с мавританскими мотивами.Работы будут осуществлять в зависимости от финансирования. А с ним пока проблем нет.Когда это здание возвели, она была самой красивой в Черновцах, потому верхней части города начали застраивать несколькими годами позже.Во второй половине ХХ века памятник архитектуры был переоборудован под производственное помещение советской властью. Синагогу реконструировали и достраивали к ней фабричные цеха, через которые были уничтожены уникальные интерьеры.

В Черновцах создадут Международный Центр хасидов

Международный Центр хасидов планируется создать в Черновцах. Рассматривается вопрос о передаче Центра в безвозмездное пользование синагоги в Садгоре. Об этом говорилось на заседании комиссии по рассмотрению обращения религиозной организации «Общество религии Ружин Садгора», Сообщает сектор информации и связей с общественностью городского совета. Из исторических источников известно, что в середине XIX в. Садгора превратилась в один из ведущих центров еврейской культуры, что связано с прибытием сюда 1842 хасидского проповедника (цадика) Исраэля Фридмана из Ружина (1796-1850), основателя хасидской династии Фридман. Он был внуком основателя хасидизма Исраэля Бен Элиэзера из Меджибожа, получивший от современников имя Баал Шем Тов (Владелец Здравствуйте имени). Рядом, на ул. Яна Нелепкы, размещенное еврейское кладбище, занимающее площадь более 14 гектаров. Здесь находится могила цадика Фридмана, которая является предметом паломничества хасидов со всего мира (кладбище постоянно посещают иностранцы из США, Великобритании, Румынии). Благоустройством кладбища занимался благотворительные фонд «От сердца к сердцу», Благотворительный фонд «Мирьем» занимается местом захоронения цадика — огилем. Садгорская синагога-резиденция И. Фридмана на сегодня включена в туристические маршруты г.Черновцы, проводятся экскурсии. В настоящее время здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, начаты ремонтно-реставрационные работы на указанных объектах культурного наследия г.Черновцы не завершены, проводятся научно-исследовательские работы. Учитывая уникальную историческую, духовную и культурную ценность бывшей резиденции Садгорского цадика и некрополя у нее , комиссией будут отработаны условия передачи в безвозмездное пользование культовых зданий на ул. Торез, 192-Г Черновцы

Садгорская синагогу отреставрирует потомок раввина

Деньги выделяет прямой потомок известного цадика Исраэля Фридмана, основоположника рода Садгорский раввинов, 85-летний Аврам Яков, проживающий в Иерусалиме. Возможно, Садгорская синагога в будущем станет международным центром паломничества хасидов вроде Уманского.Областной еврейский благотворительный фонд «Ор-Авнер» собирается отреставрировать разрушенную Садгорская синагогу, которая находится на улице Мориса Тореза. Уже разработан проект реставрации культового сооружения, определен генподрядчик и получен первый транш средств от инвестора.— Областному еврейскому благотворительному фонду «Ор-Авнер» передано в долгосрочную аренду на 49 лет помещения Садгирской синагоги, — рассказал главный заказчик проекта реконструкции синагоги Святослав Померанцев.Поскольку он достаточно почтенного возраста, то всеми делами занимается его 27-летний внук — тоже раввин, который недавно приезжал в Черновцы. Львовский историко-архитектурный институт уже разработал проектную документацию, которая прошла профессиональную экспертизу. Заключен договор с генподрядчиком.- И хотя это было сделано четыре года назад, мы не смогли сразу приступить к реставрации этого культового сооружения, поскольку не имели средств. А в 2007 году нашелся спонсор, который согласился профинансировать все работы. Кстати, это Авраам Яков — прямой потомок в пятом колене известного цадика Исраэля Фридмана.Это будет черновицкая строительная организация. Мы уже получили первый транш на реставрацию синагоги, однако начать работы пока не можем.Как оказалось, задержку вызвали несоответствия в документах, за что горисполком не дал согласие на начало работ.Рассказывают, что он ходил в сандалиях с золотыми застежками, но без подошв, исцелял безнадежно больных, помогал всем обездоленным. Могила цадика на Садгорском кладбище стала местом паломничества хасидов со всего мира.
Надежда БУДНИ

Синагогу в Садгоре хотят отдать или продать

Синагогу в Садгоре городские власти планируют передать в собственность еврейской религиозной общине. Только после этого там восстановят реставрационные работы. В возрождения в Садгоре места массового паломничества хасидов готов вложить средства потомок садигурського раввина Исраэля Фридмана. А это примерно три миллиона долларов. — Синагога — почти руина. Предыдущая власть сдала в аренду это помещение, — сообщил во время пресс-конференции советник в. о. мэра Борис Руснак. — Состоялись предварительные переговоры. В ближайшее время будет принято решение. Или синагогу передадут в собственность, либо за символическую цену продадут. Мы выставим определенные условия, потому что если продаем за копейки, то владелец должен хотя бы что-то сделать для этого района. Возможно, мы в арендной плате потеряем, но получим гораздо больше. Святослав Померанцев, директора религиозной еврейской общины «Ружин Садгора» большие планы. Он хочет превратить Садгору на центр паломничества хасидов. «Хочу, чтобы в Садгора приезжали 35 000 паломников, как в Умань. Чтобы они жили в гостиницах, ходили в рестораны. Чтобы синагога была жемчужиной Садгора », — говорит С. Померанцев. Садгоре действует еврейская религиозная община «Ружин Садгора». Ее глава — потомок Исраэля Фридмана, благодаря которому в Садгоре и построили синагогу. Сейчас помещение еврейская община арендует. Она обратилась к Черновицкого горсовета с просьбой передать помещение ей в собственность. — Аренда — это ерунда, — считает Святослав Померанцев. — Фридман — а это помещение было их до 1940 года — вложил три миллиона гривен в начало реставрационных работ, а потом спохватился: зачем вкладывать средства не в свое. Надо, чтобы приходили люди с большими деньгами и делали серьезные аттракции. Только синагогу передадут в собственность религиозной общине, реставрационные работы возобновят. Для воплощения замыслов потомков цадика Фридмана требуется примерно два года. Стоить проект три миллиона долларов. (М. Карасева)
Что планируют
В помещении синагоги будет большой молитвенный зал. В одном крыле будет резиденция ребе (главы семьи садигурських хасидов). В остальном — учебные классы, столовая и кошерная кухня. В малом помещении — бывшем доме раввина — админздание, охрана и комнаты для гостей и паломников. Также благоустроят территорию вокруг синагоги.
Из истории
Изгнанный в 1841 г. из Ружина раввин Исраэль Фридман переехал в Садгору. Здесь он в 1842 г. построил синагогу. В ее фундаменте есть земля, завезенная из Иерусалима. Постепенно этот район превратился в один из центров хасидизма. Исраэль Фридман умер 5 ноября 1851 года, похоронен в Садгоре. К его могиле приезжают тысячи паломников, которые верят: если помолиться у стен часовни, отойдут все болезни. В 1940-х годах синагогу переоборудовали под промышленное помещение: уникальный интерьер уничтожили, а само сооружение исказили, пристроив фабричные цеха.

Восстанавливают синагогу в Садгоре

В мае этого года началась реставрация исторической синагоги в Садгоре. Финансирует восстановление настоятель династии Садгорский хасидов, потомок их духовного вождя ребе Исроэля Фридмана.— Реставрацию здания мы начали весной, — рассказывает прораб строительной фирмы «Ваша крыша» Олег ПРОБКИ. — Прежде всего нас интересует фасад. Его постараемся восстановить. Но есть немало трудностей. Нижние части боковых крыльев через избыточную влажность потеряли несущую способность.Чтобы сохранить памятник, нам нужно снизить уровень настила. В советское время значительно подняли бетонный насыпь. Мы его должны снять и вывезти. Кроме того, стены бывшей резиденции в аварийном состоянии. Помещение построено с австрийской кирпича. Поэтому сейчас ищем, где бы достать ее аналоги.— Финансирует восстановление памятника внук Исроэля Фридмана в пятом колене, ребе Садигура, раввин Садгора, — рассказывает главный заказчик реставрации, работник фонда «Ор-Авнер» Святослав Померанцев. — Этот человек — духовный наставник хасидской династии Садигура.Она насчитывает примерно четыре сотни семей, проживающих в США, Бельгии, Великобритании и Израиле. Ребе Садигура — человек преклонного возраста. Поэтому вопросами реставрации занимается его внук, будущий ребе Мордехай Шалом Фридман.Поручителем в Черновцах выступает главный раввин Черновицкого региона, президент Черновицкого областного благотворительного фонда «Ор-Авнер» Менахем-Мендел Глиснштайн. Наш инвестор — раввин мирового уровня. Для этой династии важно восстановить памятник предков.— Сейчас выполняем черновую работу, — продолжает строитель. — На участке работает 10-15 рабочих. Реставруватимемо и дом, где раньше жил цадик Фридман. С домом раввина тоже есть свои проблемы. В помещении только две кирпичные стены несущие. А боковые — из деревянных балок.Они хотят ежегодно приезжать в Садгора на паломничество и молиться в этой синагоге.— С весны на объекте продолжаются работы, — продолжает Святослав. — С 2005 года синагогу взяли в аренду.С 2007 года готовили проект реставрации, который выполнял Львовский проектный институт «Укрзападпроектреставрация». Сама реставрация синагоги, согласно смете, разработанным проектным институтом, будет стоить 7,5 миллиона гривен. В действительности же эта сумма будет больше.На реставрацию дома раввина проекта пока еще нет. И в планах инвестора восстановление всего комплекса.— Сколько времени уйдет на восстановление, пока сообщить не можем. Все зависит от финансирования объекта, — продолжает сотрудник благотворительного фонда.- Единственное, что могу сказать, при синагоге будет музей семейных реликвий династии. Восстановим внутренний интерьер помещения. Правда, ни самих росписей, ни фото с внутренним убранством синагоги не сохранилось.Поэтому внутренний интерьер помещения разрабатывала израильская фирма, которая специализируется на реставрации синагог. Она долго изучала традиции и орнаменты династии Садигура.
После восстановления исторического памятника обещаем, что синагога будет открыта для всех.Она будет принимать и религиозных паломников, и туристов. Синагога построена в 1870-х годах в романтическом стиле с использованием мавританских мотивов в правление духовного вождя Садгорский хасидов ребе Исроэля Фридмана. Он проповедовал в Садгоре. Послушать проповеди съезжались тысячи хасидов. Умер он в 1850 году и похоронен в Садгоре. Помещение синагоги по роскоши сравнивали с дворцом. В таком виде она сохранилась до Второй мировой войны.
Антонина Бабчук
***

Хасиды не дают поставить крест  на паломничестве

Традиция молитвы на могиле раввина стала разменной монетой в международных интригах

Хасиды отказались от ритуалов на берегу пруда. Фото Reuters

 

Иудеи всего мира отметят праздник Рош а-Шана, в просторечии называемый «еврейским Новым годом», а в религиозной традиции знаменующий начало череды так называемых Судных дней, когда на Небесах измеряются и оцениваются поступки каждого иудея за прошедший год. В информационном поле этот праздник связан прежде всего с паломничеством тысяч последователей хасидизма в маленький украинский город Умань. Паломничество совершается к могиле лидера одного из течений хасидизма рабби Нахмана из Брацлава. Последователи учения верят, что близость к праведнику даже после его смерти помогает искупить грехи.
Накануне нынешнего паломничества в украинской глубинке разразилась серия скандалов, предвещающая небывалый накал конфликта между приезжими хасидами и местными жителями. С каждым годом в Умань приезжает все больше паломников, и острота противоречий растет соответственно. В этом году ожидают чуть ли не 30 тыс. гостей, прежде всего из Израиля, а также из других стран.
Первые признаки готовящегося скандала появились еще в июне. В городе произошла драка между местными молодыми людьми и последователем иудаизма. Сначала этот инцидент был представлен как антисемитское нападение. Драки между местными и паломниками происходили и в прошлые годы. Однако еврейская община предпочла замять скандал, представив происшествие как бытовую ссору. Опровержение дал представитель Международного фонда брацлавского хасидизма Шимон Бускила. Он сказал, что кто-то намеренно пытался раздуть скандал, сообщив израильским СМИ о якобы имевшем место избиении еврея.
То, что у официальных представителей хасидского движения есть радикальные оппоненты, стало очевидно после инцидента, случившегося в середине августа. Тогда был расписан надписями на иврите поклонный крест, который незадолго до этого установили на берегу пруда в Умани некие общественные деятели. Неизвестные написали на изображении Христа «Не гневите Бога». Этот пруд находится в непосредственной близости от места захоронения рабби Нахмана и стал традиционным местом для иудейского ритуала Ташлих. Этот ритуал совершается на берегу водоема в первый день Рош а-Шана и символизирует очищение от грехов.
Инициатива воздвижения креста принадлежит Совету общественных организаций и якобы связана с празднованием 1025-летия Крещения Руси. Это достаточно необычный для православной традиции крест: на его деревянном основании – скульптурное изображение Христа из гипса или похожего материала. Как заявляют общественники, крест был освящен клириками Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) и Украинской Греко-Католической Церкви. Сейчас активисты пытаются представить инцидент с осквернением как акцию, направленную против всех христиан. Правда, на официальном сайте Уманской епархии УПЦ МП нет упоминания об установке и освящении поклонного креста.
Совет общественных организаций был создан в 2012 году для борьбы с «хасидской коррупцией и оккупацией». С тех пор как хасидам разрешили совершать паломничество в Умань, здесь появился целый еврейский квартал со своими магазинами и киосками. В украинской прессе пишут, что хасиды якобы подрабатывают контрабандой, по возвращении пытаясь провезти через границу дешевые украинские товары в коммерческих количествах. В свою очередь, развилась особая индустрия обслуживания религиозных гостей, которая приносит немалый доход местным жителям. На этой почве и в прошлые годы, и накануне нынешнего праздника возникало много недоразумений и даже криминальных происшествий. Так, в конце июля с.г. было совершено нападение на организаторов палаточного лагеря для хасидов и ограбление, похищено 50 тыс. долл.
Во время паломничеств «общественники» неоднократно пытались организовать акции протеста. Однако Совет успел отличиться не только в акциях против еврейских паломников. Так, в марте с.г. эта организация участвовала в штурме горсовета Умани, когда депутатов пытались убедить не вырубать парк. В этой акции «советчики», как сообщала украинская пресса, участвовали вместе с местными ячейками оппозиционных партий – как относительно умеренных вроде «Батькивщины», так и националистической «Свободы». Связь с националистами проявилась и в случае с поклонным крестом. «Нас шокировало увиденное, – заявил член Уманского городского комитета «Свободы» Сергей Яремчук. – Мы немедленно вызвали милиционеров и требуем расследовать это не как хулиганство, а как вандализм. Это провокация с целью разжечь межнациональную вражду. Переносить крест мы не дадим и готовы к адекватному ответу власти и хасидам, которые попытаются это сделать».
Эти слова были сказаны в ответ на просьбы представителей местных еврейских организаций и международного движения брацлавских хасидов. «Через несколько дней в Умань начнут съезжаться тысячи хасидов для молитвы. И они не смогут молиться у водоема, так как в направлении молитвы поставили символ другой веры. А евреи не имеют права молиться на символ другой веры», – заявил в интервью сетевой газете «Киев еврейский» глава Объединения иудейских религиозных организаций Украины, член Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций раввин Яков Дов Блайх. Представитель Международного фонда имени рабби Нахмана Шимон Бускила предложил перенести крест в другое место, чтобы избежать противостояния. «Мы уважаем другие религии и никогда не будем портить символ чужой веры. Но, к сожалению, не все наши единоверцы это понимают. Крест могут сломать или повредить. Тогда начнется настоящая война между хасидами и христианами. Мы не можем этого допустить». Сообщалось, что заместитель главы администрации Умани Владимир Виблый поддержал идею переноса креста. Как уже было сказано, чиновник и раввины получили отказ от общественной организации.
«Бог с вами, это ваш город. Никто не имеет права выступать против религиозного символа. Чтобы решить этот вопрос и избежать возможного конфликта, мы встретились с архиепископом Пантелеимоном (глава Уманской епархии УПЦ МП. – «НГР») и представителями общественной организации, установившей крест. После разговора поняли, что возможности перенести крест нет», – сказал после этого Бускила. Руководством движения было принято решение совершать ритуал в другом месте. Теперь на берегу пруда дежурит наряд милиции и караулит крест.
Администрация Умани и еврейские организации Украины оказались меж двух огней. С одной стороны, это националистическая оппозиция, а с другой – религиозные фанатики-хасиды, которые проникают в город во время паломничества. Не все конфликты хасидов из Израиля и США и местных жителей могут быть объяснены разницей в менталитете. Просматривается и участие религиозных радикалов. Причем их агрессия направлена не только на иноверцев, но и на официальные межгосударственные структуры, связанные с еврейской общиной Украины. В феврале 2012 года хулиганы избили членов рабочей группы Межгосударственного комитета по развитию Умани Исраэля Токара и раввина Ицхака Кенига. Этот комитет был образован по инициативе украинского президента Виктора Януковича. Соответствующая договоренность достигнута весной 2011 года во время визита Януковича в Израиль. Посол Израиля в Украине Реувен Динель возложил ответственность за нападение на «религиозных радикалов-хасидов».
Надо заметить, что и в прошлом вокруг принадлежности праха рабби Нахмана бушевали нешуточные споры. Израильские СМИ писали о тайных планах правительства Израиля перенести останки хасидского лидера в Иерусалим, на Масличную гору. Такие публикации появлялись в 2007 и 2011 годах, когда премьер-министрами страны были соответственно Эхуд Ольмерт и Биньямин Нетаньяху, политики из разных партий, что говорит о том, что идея принадлежит каким-то силам, стоящим над определенными партиями. В свою очередь, украинские националисты в 2011 году обращались с подобной просьбой к Виктору Януковичу.
В этом году раввин из Тель-Авива Ави Зарки призвал израильтян не ездить на Рош а-Шана в Умань, сообщает сайт израильской радиостанции «Седьмой канал». Зарки назвал массовые богослужения у могилы рабби Нахмана «бессмысленным экстазом». «Кто вам разрешил спускаться с Эрец Исраэль? Кто разрешил убегать от жены и детей на Рош а-Шана? Какой праздничный стол будет у детей, отец которых находится за рубежом?» – отчитал хасидов раввин. Надо пояснить, что приезд в Святую землю считается в еврейской традиции «подъемом в Иерусалим», в том числе подъемом духовным, и уехать из Израиля – значит «духовно пасть». Что касается слов об оставленных семьях, тут дело в том, что паломничество совершают исключительно мужчины, иногда они берут с собой сыновей. К слову, сам раввин Зарки известен тем, что совершает дорогостоящие обряды в богатых семьях Израиля и на этой почве конфликтовал с тогда еще главным сефардским раввином Израиля Шломо Амаром.
Таким образом, маленький украинский городок Умань оказался в центре борьбы, где в сложный узел завязаны экономические интересы, политическое интриганство и религиозная нетерпимость. С каждым годом пузырь паломнической индустрии в украинской глубинке надувается все больше, а вместе с ним множатся противоречия и конфликты.
Тель-Авив
Григорий Уринсон, ng.ru*

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s