Эмиграция и иммиграция подданных Российской Империи и Австро-Венгрии.

В журнале «Вопросы истории» прочитала любопытную статью об эмигрантах и иммигрантов Российской Империи и Габсубргской империи Австро-Венгрии. Заинтересовало то, как русские адаптировались на новом месте (раздел о русских староверах в Буковине) – оказывается, совсем не плохо. Эти староверы потом еще осваивали Приамурскую область Российской Империи (после указа о свободе вероисповедания императора Николая II), так что, верна пословица «Где наша не пропадала», — где русские только не начинали все с нуля, а оставляли цивилизацию: города, дома, мосты, корабли, образованность. Любопытен раздел и о российских евреях (подданных Российской империи), которые широкомасштабно переселялись, например, в Австро-Венгрию. Оказывается, только единицам из них удалось реализовать «американскую мечту» на новом месте, а большинство «нищих русских евреев» так и умерли нищими на чужбине, согласно отчетам. Интересно, что русское консульство отчитывалось перед императором за всех российских подданных, в том числе и за евреев. Приходилось также выслушивать нарекание от габсбургского правительства о том, что им тоже не нужны евреи, «которые затем селятся в таких селах, где евреев отродясь не было, и начинают наживаться за счет местного населения продажей спиртных напитков или ростовщичеством». Еще показалось интересным, что Российская Империя пользовалась большим успехом у иностранных эмигрантов, так иммиграция в Россию из Австро-Венгрии по фактическим показателям намного превышала эмиграцию российских подданных. «По данным переписи 1897г. в России проживало 122 тыс. подданных Габсбургской империи. Австро-венгерские подданные в России уступали в своем количестве только подданным Германии, и составляли 20% всех иностранцев, проживающих на территории Российской Империи». «Российская диаспора в Габсбургской монархии занимала в то время 3-е место среди русских зарубежных диаспор, — так, в Германии тогда проживало 57,4 тыс. россиян, в Великобритании – 14,5 тыс., во Франции – 10,9 тыс., в Швейцарии – 2 тыс.».

 
———— —————
 
Цитируемый источник:
Российская эмиграция в Австро-Венгрии в конце XVIII – начале XX вв. / А.Н. Птицын с. 145-151 // Вопросы истории, №7/2010.
 
 

ДВОРЕЦ КНЯЗЯ РАЗУМОВСКОГО В ВЕНЕ.

 

«В XIX веке в Габсбурской монархии была представлена и аристократическая русская диаспора. Некоторые российские аристократы предпочитали жить в Европе, в том числе в Вене. Они приобретали там особняки, заводили шикарные экипажи, принимали активное участие в светской жизни. Русские «бояре», как их называли местные жители, поражали венцев неслыханной роскошью и вызывающим поведением.

 

Воплощением образа «настоящего русского вельможи» для австрийцев стал известный российский дипломат, князь А.К.Разумовский, который прожил в Вене почти полвека. Его дворец считался одним из архитектурных шедевров австрийской столицы, сейчас там располагается Геологическое ведомство Австрии [9].

 

[9] Leidinger H., Moritz V. Russisches Wien. Begegnungen aus vier Jahrhundenten. Wien – Koln – Weimar. 2004. S. 75».

 

ОБЪЕМ ДВУСТОРОННИХ МИГРАЦИЙ В XVIII – XX вв.

 

«Миграционные потоки между Россией и Габсбургской империей были весьма интенсивными. Переселение носило двусторонний характер. Из Австро-Венгрии в нашу страну выезжали, главным образом, представители ее славянского населения: чехи, русины, поляки, словаки и т.п. Их эмиграция объяснялась некоторыми экономическими причинами.

 

Миграционный баланс между двумя странами в XIX веке неизменно был в пользу России, составив с 1828 по 1900 годы 815000 человек, приехавших в Россию. Однако в начале XX века он изменился в пользу Австро-Венгрии, и составил с 1901 по 1910 годы 29000 человек, уехавших из России в Австро-Венгрию [1]».

 

[1] Кабузан В.М. Русские в мире. Динамика численности и расселения (1719-1989). Формирование этнических и политических границ русского народа. – СПб., 1996. – с.307.

 

В целом масштабы двусторонней миграции были столь значительными, что в 1904 году российское правительство официально предложило австро-венгерскому правительству ввести безвизовый режим между странами. Однако эта революционная по тем временам идея была отвергнута Австро-Венгрией, поскольку Габсбургское правительство опасалось утратить контроль за миграционными потоками [2]».

 

[2] Архив высшей политики Российской империи (АВПРИ). – ф.155 – Второй Департамент, оп.408, д.1, л.176об.

 

 ТРИ ВОЛНЫ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИИ.

 

«Миграция россиян в Габсбургскую монархию вызывалась различными причинами: конфессиональными, политическими, национальными, экономическими, семейными и прочими. В истории российской миграции в Австро-Венгрию можно выделить три этапа. Первый, самый значительный, охватывает время с конца 1770-х по 1860-е годы. В этот период эмиграция формировалась за счет российских старообрядцев (липован), переселявшихся в Буковину, а также поляков, бежавших в Галицию из Королевства Польского, после подавления восстаний 1830-1831 гг. и 1863-1864 гг. Второй этап относится к 1870-м годам до начала Первой мировой войны. Он характеризуется масштабным переселением в Австро-Венгрию российских евреев, а также ростом политической эмиграции россиян».

 

Как известно, Первая мировая война началась с убийства Австро-Венгерского эрцгерцога. А также теперь прекрасно известно, кто готовил покушения на российского императора Александра II Освободителя, а позднее на прогрессивных российских политических деятелей (например, П.Столыпина). Так что, к миграции некоторых отдельных диаспор стоило относиться более настороженно. Массовое переселение русских (монархистов в душе) в 18-19 вв. не повредило Габсбургской монархии, а вот российские евреи, массово переселявшиеся в конце 19 – начале 20 вв. в Австро-Венгрию, вряд ли, на новой «родине» изменили своим привычкам «добиваться успеха».

 

РУССКИЕ В БУКОВИНЕ.

 

«Одна из старообрядческих русских общин сложилась на территории тогда турецкой Буковины. После присоединения Буковины к Габсбурской монархии (в 1777г.) жившие там липоване стали австрийскими подданными. Австрийский император Иосиф II по «императорскому патенту» от 9 октября 1783 г. разрешил русским раскольникам свободно исполнять свои религиозные обряды и «навечно» освобождал их от воинской обязанности, барщины, десятины и других повинностей, а также от уплаты налогов на 20 лет!

 

В 1784 г. русскими переселенцами было основано село Белая Криница, ставшее центром старообрядческой колонии в Буковине. В 1786 г. на территории этой австрийской провинции проживало уже 83 русских семейства (около 400 человек). В последующие десятилетия старообрядческое население прирастало за счет беглецов из России, увеличившихся из-за гонений на раскольников в правление императора Николая I. В 1847 г. на территории Буковины проживало уже 2000 липован [3]».

 

 

[3] Зарубежные славяне и Россия. Документы архива М.Ф.Раевского. 40-80-е годы XIX века. – М., 1975, с.206-207.

 

Постепенно Буковина стала главным центром русского старообрядчества поповского толка. В Белой Кринице действовало два монастыря (мужской и женский), где готовили пастырей для российских приходов, работала типография, издававшая старообрядческую литературу.

 

В 1846 г., с разрешения австрийского правительства, была образована Белокриницкая старообрядческая митрополия, что вызвало протесты российских властей, поддерживающих единую православную церковь.

 

Буковинские старообрядцы были выходцами из великорусских и малорусских губерний Российской империи и занимались земледелием, ремеслами (особенно славились буковинские плотники), торговлей, лесными промыслами, ловлей рыбой и т.п. Липоване были известны, как мастера по сушке и консервированию фруктов, и имели монополию на этот промысел по всей Буковине. Старообрядцы занимались также строительством дамб, дорог и других технических сооружений, лесозаготовками, и были «хорошими хозяйственниками».

 

Русские в Буковине старались сохранить свою национальную и религиозную идентичность. Они долго противились открытию в Буковине светских австрийских школ, опасаясь тлетворного влияния на молодежь. В то же время, их митрополия была центром религиозного и национального воспитания подрастающего поколения [4].

 

[4] Субботин Н. История Австрийского или Белокриницкого священства. — Т.1. – М., 1874.

 

Среди старообрядцев Буковины никогда не угасало желания – возвратиться на Родину. Первый опыт их репатриации относится к 1873 г. Однако тогда масштабная репатриация так и не состоялась из-за взаимного недоверия российских властей и старообрядцев.

 

Полноценная миграция старообрядцев на историческую родину состоялась только после издания указа императора Николая II «О свободе вероисповеданий» (1905г.). Тогда российское правительство предоставило старообрядцам, желавшим вернуться в Россию, земли в Приамурском крае. В 1908 г. туда прибыли из Австрии около 200 человек. Переселение старообрядцев на Амур продолжалось до начала Первой мировой войны, хотя большая часть липован предпочла остаться в своей митрополии в Австрии [6]».

 

[6] Российский исторический государственный архив (РГИА). – ф.391, оп.4, л.1261, л.5.

 

ПОЛЬСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ ИЗ РОССИИ.

 

«Польская эмиграция в Габсбургскую империю была вызвана политическими причинами. После подавления восстаний 1830-1831 гг. и 1863-1864 гг. тысячи их участников нашли прибежище в австрийской тогда Галиции (древне-русская Галичина) [7].

 

[7] Кабузан В.М. Эмиграция и реэмиграция в России в XVIII – начале XX века. – М., 1998. – с.121.

 

Со временем некоторые из них были амнистированы и получили возможность вернуться на родину. В Австро-Венгрии в различные годы проживали: Р.Дмовский, Б.Вислоух, Ю.Пилсудский и другие.

 

Кроме политических деятелей Польского королевства в Галицию (своеобразный «оазис» польской национальной жизни) переселялись из России и Германии польские интеллектуалы и деятели культуры. Там также проживало немало представителей польской шляхты и аристократии, приехавших из западных губерний Российской Империи [8].

 

[8] Архив высшей политики Российской империи (АВПРИ). – ф.155 – Второй департамент, оп.408, д.1352, л.10.

 

Помимо Галиции российские поляки оседали в Вене, Праге и других городах Австро-Венгрии. В австрийскую Галицию из России активно переселялись и деятели украинского националистического движения, самым известным из которых был М.С.Грушевский».

 

КОЛИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ ПОДДАННЫХ В АВСТРО-ВЕНГРИИ.

 

«Массовый характер российская эмиграция приобрела в последней трети XIX столетия. Об этом свидетельствуют материалы австро-венгерских переписей: по данным 1869 года в Австро-Венгрии проживало 4,1 тысячи российских подданных. Среди иностранцев Габсбургской империи россияне занимали 4-е место по численности. Их доля равнялась 3,3%. Доминировали же, среди иностранцев, подданные Германии (72,1 тыс. человек или 57,7%) и Италии (33,5 тыс. человек или 4%) [10].

 

[10] Янсон Ю.Э. Сравнительная статистика России и западно-европейских государств. –Т.1. – СПб., 1878. – с.80.

 

По данным следующей переписи (1880г.) на территории Австрии было уже зафиксировано 11,7 тыс. российских подданных, т.е. за 12 лет количество россиян выросло почти в 3 раза. Российская диаспора в Габсбургской монархии занимала в то время 3-е место среди русских зарубежных диаспор, — так, в Германии тогда проживало 57,4 тыс. россиян, в Великобритании – 14,5 тыс., во Франции – 10,9 тыс., в Швейцарии – 2 тыс. [11].

 

[11] Статистика Российской империи. Сборник сведений о России за 1884-1885гг. – СПб., 1887. – с.57.

 

В 1900г. очередная перепись показала, что количество российских подданных в Австрии достигло 21 тыс. человек, — т.е. в последней трети XIX века оно выросло в 5 раз [12].

 

[12] Оболенский (Осинский) В.В. Международные и межконтинентальные миграции довоенной России и СССР. – М., 1928. – с.17.

 

 

КОЛИЧЕСТВО АВСТРО-ВЕНГЕРСКИХ ПОДДАННЫХ В РОССИИ.

 

«Небезынтересно сопоставить данные о количестве подданных Франца-Иосифа, проживающих в России. По данным переписи 1897г. в России проживало 122 тыс. подданных Габсбургской империи. Австро-венгерские подданные в России уступали в своем количестве только подданным Германии, и составляли 20% всех иностранцев, проживающих на территории Российской Империи. Сравнивая данные и принимая во внимание, что населении России превосходило тогда население Австро-Венгрии в три с лишним раза, можно сказать, что масштабы австрийской миграции были намного выше [13].

 

[13] Общий свод по империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 29 января 1897г. – Т.1. – СПб., 1905. – с.122-123.

 

РОССИЙСКИЕ ЕВРЕИ В АВСТРО-ВЕНГРИИ.

 

«Австро-Венгрия, наряду с США, Германией и Великобританией, являлась страной, куда активно эмигрировали российские евреи. Габсбургская монархия была одной из немногих стран, не знавшая антисемитизма на официальном уровне, а евреи там пользовались реальным равноправием и даже занимали заметные позиции в экономической и культурной жизни. Причиной миграции был ряд антисемитских законов, принятых в России, а также с начала 1880-х прошла первая волна еврейских погромов.

 

Евреи стремились попасть в экономически развитые австрийские, венгерские и чешские земли. Самая крупная еврейская община сформировалась в Вене. Именно евреи (согласно отчетам российского консульства) с началаXX века составляли большинство российских уроженцев [17]. По данным австрийского министерства юстиции, среди иностранных евреев доминировали выходцы из России [18].

 

[17] Архив высшей политики Российской империи (АВПРИ). – ф.155 – Второй департамент, оп.408, д.1352, л.27.

 

[18] Die Habsburgermonarchie 1848-1918. – Bd.III. – Wien, 1980.- s.889.

 

Большое количество российских евреев осело в венгерской половине Габсбурской монархии, — всего за 10 лет (с 1891 по 1900гг.) еврейское население Венгрии увеличилось на 62%, из которых 43% дала миграция и только 19% естественный прирост [19].

 

[19] Маврокордато Г.Д. Описание Венгрии. – Париж, 1916. – с.249.

 

Значительный приток евреев вызвал в Венгрии антисемитские политические настроения. Так, ярый противник еврейской иммиграции Еатар выступил с запросом в адрес правительства, в котором заявил что «в Венгрию стали ежедневно прибывать из России десятки еврейских семейств, совершенно нищих, которые затем селятся в таких селах, где евреев отродясь не было, и начинают наживаться за счет местного населения продажей спиртных напитков или ростовщичеством». Он предложил «в интересах местного населения положить конец иммиграции евреев и даже выселить из Венгрии всех евреев, поселившихся там с 1867г» и, кроме того, организовать давление на Россию «дабы принудить ее не выселять евреев из империи, и не наделять ими своих соседей» [20].

 

[20]  Архив высшей политики Российской империи (АВПРИ). – ф.172 –Посольство в Вене, оп.514/2, д.358, л.59, 60-61об.

 

Между тем в самой Габсбургской империи существовала проблема «лишнего населения», которая вызывала значительную эмиграцию из монархии, в том числе и местных евреев. Часть российских евреев была подхвачена этой волной, и переселилась затем в США [21].

 

[21] Die Habsburgermonarchie 1848-1918. – Bd.III. – Wien, 1980.- S.890.

 

Занятия еврейских эмигрантов, поселившихся в Австро-Венгрии, оставались теми же, что и в России. Наиболее успешными были торговцы. По свидетельству российского консула в Триесте М.Щекина (1908г.), в этом городе действовали 4-ре крупные торговые фирмы, созданные бывшими российскими евреями, и более 70 российских эмигрантов занимались разностной и развозной торговлей [22].

 

[22] Щекин М. Русская торговля в Триесте (Донесение консула в Триесте) // Сборник консульских донесений. – СПб., 1908. – с.268.

 

Вместе с тем немало было евреев, променявшим одну нищету на другую. В списках неимущих российских поданных, получавших пособия в консульствах в Австро-Венгрии, евреи занимали подавляющее большинство. Сумма «вспомоществований» колебалась от 16 до 60 крон [23] [24].

 

[23] В конце XIX – начале XX века австрийская крона составляла около 40 копеек Российской империи.

[24] Архив высшей политики Российской империи (АВПРИ). – ф.217 – Генеральное консульство в Будапеште, оп.1015, д.53, л.4, 76.

 

Материальное положение российских евреев в Австро-Венгрии характеризуют строки из отчета консула в Вене Л.В.Иславина (1912г): «За год скончались 164 русских подданных, по большинству неимущие евреи, умершие в больницах, не оставив имущества, наследственных дел ликвидировано всего 12» [25].

 

[25] Архив высшей политики Российской империи (АВПРИ). – ф.155 – Второй Департамент, оп.408, д.1352, л.40об.

 

РЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В АВСТРО-ВЕНГРИИ.

 

С начала 1870-х годов Австро-Венгрия становится одним из центров российской революционной эмиграции. Народники создали свои организации в Вене, Львове и Праге [26].

 

[26] Попов В.Ж. Деятельность революционных народников в Австро-Венгрии в 70-е годы XIX века // Культурные и общественные связи Украины со странами Европы. – Киев, 1990. – с.171.

 

Однако события 1881 г. заставили австро-венгерское правительство (ранее смотревшее на деятельность российских революционеров сквозь пальцы) принять решительные меры по борьбе с ними. На территории Габсбургской монархии была развернута агентура российской политической полиции, а несколько видных политэмигрантов были выданы российским властям. Все эти меры привели к сокращению политэмиграции из России, а Австро-Венгрия стала периферийным центром революционной эмиграции [27]».

 

[27] Гросул В.Я. Международные связи российской политической эмиграции во второй половинеXIX века. – М., 2001. – с.340.

Гросул В.Я. Российская революционная эмиграция на Балканах в 1889-1895гг.- М., 1988.- С.201.

 

Последний раздел я бы соотнесла с предыдущим, так как в конечном итоге все революционные события в мире с начала XX века, так или иначе, были связаны с переделом мира евреями. Как видно из статистики, русские (например, староверы в Буковине) совсем неплохо приживались на новых землях, в отличие от евреев, основными занятиями которых была торговля, порой не совсем честными методами. Если русские создавали новые колонии, начиная с нуля, то евреи приходили на все готовое и стремились все приспособить под себя, игнорируя интересы местного населения. Показателен тот факт, что именно русские некогда осваивали мало комфортные земли Приамурья, Сибири или Русской Америки.

 

Обращает на себя внимание и тот печальный вывод, что власти Российской Империи плохо понимали трудности государства, преследуя русских верующих раскольников и в то же время, допуская покушения (в общем-то, инородцев) на российского Императора. Все-таки принцип национального виденья мира и национального образа жизни порой более значимый фактор, чем религиозные и политические убеждения.

Наталья Рождество

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s