Цыгане…

Главная ценность

Из-за настойчивого недоверия к цыганской культуре рома сами взрастили в себе недоверие и продолжали существовать как отдельные группы и крупные семьи. Распорядки и правила они устанавливают для себя сами, в лидеры предпочитают выбирать кого-то из своего народа.

Хотя это наблюдение касается не всех цыганских народностей, оно достаточно точно применимо к большинству. Урбанизация нарушила традиционные сельские обычаи многих группировок, но одно остается главным в их жизни: семья. Традиции передаются из поколения в поколение, чаще в устной, нежели письменной форме, включая национальную музыку, систему правосудия и свадебные обычаи. На протяжении долгих лет изгнаний и преследований, несмотря на постоянные оскорбления и презрение, рома остаются сплоченным сообществом семей. Итальянские, румынские, русские, скандинавские, американские цыгане – не имеет значения. Важность семьи – вот что обеспечило сохранение цыганской культуры. — Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/post/society/111292?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Максим Эвальд, syl.ru/ 

Какие существуют запреты у цыган

 

О цыганах ходит множество мифов, в том числе их нередко пытаются представить совершенно нецивилизованной нацией, погрязшей в криминале и разврате… Между тем, у этого народа существует довольно сложная система культурных и морально-этических ценностей. Значительное место в ней занимают разнообразные табу.

Понятие скверны

В первую очередь, понятие «скверны» связано с нижней частью женского тела. Причем речь идет только о замужних или половозрелых женщинах. Считается, что ниже пояса женщина является «нечистой» и любой контакт с ней может осквернить. Даже если она просто пройдется над чем-то или над кем-то. Единственное исключение – исполнение супружеских обязанностей.

Ни в коем случае нельзя прикасаться к одежде, которую цыганка носит ниже пояса, или ее обуви. Если семья живет в двухэтажном доме, то женщинам нельзя подниматься на второй этаж – туда допускаются только девочки и девушки. Если на верхнем этаже дома побывала цыганка, мужчинам-цыганам нельзя входить в этот дом, дабы не оскверниться.

У мужчин все, что ниже пояса, тоже почитается «нечистым», но область распространения «скверны» меньше, чем у женщин.

«Оскверненными» считаются вещи, которые используют женщины во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Впоследствии они уничтожаются. С беременными женщинами и роженицами стараются не контактировать.

Если человек умирает, то все вещи, к которым он прикасался, тоже объявляются «нечистыми». Их хоронят вместе с хозяином.

Априори нечистым считается мясо собак и кошачьих, так как эти звери имеют привычку вылизывать свои половые органы. Цыганам нельзя есть конину, так как они считают коней своими «братьями». А вот говядину, свинину, баранину, курятину никто употреблять в пищу не запрещает.

«Оскверненные» цыгане становятся изгоями. К ним нельзя прикасаться, есть с ними за одним столом. Через какое-то время постановляют, что «скверна» с такого человека сошла и он очистился. Но не во всех случаях дело заканчивается так благополучно. Если один цыган «осквернил» другого намеренно или попытался скрыть свое «осквернение», его могут изгнать из сообщества навсегда.

Иногда к «осквернению» приговаривают за какой-либо проступок. Чаще всего это касается мужчин. Такому цыгану обрезают волосы, усы и бороду, а потом одна из цыганок ударяет его по голове или лицу специально принесенной юбкой. Он становится «оскверненным» до тех пор, пока его не простят. Приговоры выносит «цыганский суд», состоящий из наиболее уважаемых в сообществе людей.

Подобное наказание может следовать за воровство у своих (к кражам у нецыган это, как правило, не относится), изнасилование, убийство, предательство интересов своего клана.

 

Брак и половая жизнь

Отношение к браку и половой жизни в разных цыганских сообществах разное. У одних допускаются измены мужа, а жены – нет. У других неверность вообще не поощряется. Где-то проституция вообще не допускается, где-то – только для мужчин или только для женщин. Где-то запрещены однополые связи, а где-то на них смотрят сквозь пальцы…

Цыганский закон требует, чтобы взрослые цыганки скрывали свои бедра и колени (поэтому они носят длинные широкие юбки). А вот демонстрация груди кормящими матерями обычно не возбраняется.

В большинстве цыганских сообществ девушка должна вступать в брак целомудренной. Наутро после первой брачной ночи принято показывать гостям ночную рубашку или простыню с пятнами крови. Потом молодую переодевают в красное платье. Кстати, хотя браки между цыганами заключаются в достаточно раннем возрасте (14-16 лет), обязательным условием является, чтобы и жених и невеста к этому моменту достигли половой зрелости.

Застольные традиции

Особый этикет связан с застольями и приемом гостей. Женщины обычно сидят отдельно от мужчин – по разные стороны стола, за другим столом или вообще в другом помещении. При этом женщинам не рекомендуется проходить перед сидящим мужчиной, предписывается обходить его сзади или становиться к нему спиной.

Младшим членам семей (даже если они уже взрослые люди) запрещается употреблять спиртные напитки при старших, или же необходимо спрашивать у них разрешения.

Считается крайне невежливым отказываться от угощения. Если ребенку в гостях понравилась какая-то вещь, ее дарят, за исключением дорогостоящих предметов, таких, как бытовая техника или драгоценности.

Для различных ситуаций используются определенные речевые формулы. Их необходимо употреблять, причем непременно на цыганском языке, даже в разговоре с людьми другой национальности.

russian7.ru

Образ жизни

Принято считать, что цыгане подолгу не задерживаются ни на одном месте и постоянно кочуют. В настоящее время это не так, например, из всех российских цыган, кочует только 1%. Оседлый образ жизни позволил цыганам обосноваться в обыкновенных домах со всеми удобствами. Цыганский дом отличается помпезным дизайном и «богатой» отделкой с закосом под роскошный особняк или какое-то знаменитое сооружение. Особенно хорошо это видно на примере румынских цыган. Но это, разумеется, если у хозяина есть деньги.

Gypsy_home-15.jpg

Gypsy_home-02.jpg

gipsy-003.jpg

Дома зажиточных цыган снаружи

gipsy-033.jpg

gipsy-023.jpg

Gypsy_home-04.jpg

И внутри

А дома бедных румынских цыган — это, как правило, одноэтажные крошечные лачуги.

zig-082.jpg

Кстати, одноэтажная застройка имеет прямое отношение к цыганскому понятию «скверны», идущей от женщины, а точнее, от нижней части ее тела. Считается, что «скверна» стекает вниз и способна замарать все, что находится «под». Поэтому многие цыгане предпочитали отстраивать одноэтажные дома, чтобы женщины не поднимались выше.

В современных домах богатых цыган, разумеется, не один этаж, и выше разрешается подниматься только мужчинам и маленьким девочкам, у которых еще нет «способности» к «осквернению». Кстати, нет точного определения, в какой момент у женщины эта «скверна» появляется: либо когда она становится половозрелой, либо когда лишается невинности.

zig-182.jpg

Цыгане, начало 20-го века

К браку цыгане относятся очень серьезно. Считается, что у них принято хранить верность своей половинке, но, разумеется, женщин это касается в большей степени. Цыгане-мужчины заботятся о своей семье и не оставляют детей без внимания и заботы. Детям же в цыганских поселениях живется лучше всех: они являются объектом внимания всех окрестных женщин, их принято баловать и вообще обходиться очень ласково.

О цыганских свадьбах ходят легенды. Считается, что это масштабное торжество, с песнями и танцами, которое никого не оставит в стороне. Невеста должна быть «чистой» и невинной до брака. Согласно обычаям, раньше было принято после первой брачной ночи молодых демонстрировать гостям покрывало с супружеского ложа. Мужчина же мог «погулять» с женщинами-нецыганками и до брака.

Современные цыганки и цыгане

jGtyilizv38D0Ts8oOheJw-article.jpg

Oyg7CFkSElFOUNNu0bWVXA-article.jpg

Быт нынешних цыган, разумеется, во многом «осовременился». Так, сейчас сложно назвать какие-то особенности питания и вкусовые предпочтения цыган. Однако из «традиционных» блюд можно выделить одно экзотическое — ежа. Цыгане кочевали и ловили живность, которая водилась в окрестностях, — птицу, зверя и, в том числе, ежей. Из них варили похлебку или тушили мясо.

Хорошо и плохо

Цыганские законы направлены на регулирование отношений как внутри цыганского общества, так и на отношения цыган с нецыганами. В последнем случае считается правильным и разумным придерживаться норм и правил общество нецыган, с которыми цыгане взаимодействуют. Кстати говоря, браки цыган с нецыганами не запрещены, но и не слишком поощряются.

496d416c9afdb368b8453f7cc5e160d7_resized_width_2a4a22fe1d0717fa58b5b5414132fa3e_500_q95.jpg

Внутри цыганского общество регламентировано множество вещей: форма общения, выбор одежды, традиции проведения основных праздников и многое другое.

Самым страшным наказанием для любого цыгана всегда считалось изгнание и изоляция. Такое наказание может последовать за совершение тяжкого, с точки зрения цыганского кодекса, преступления: убийства, изнасилования, иногда — воровства. Для цыгана после обряда изгнания вернуться обратное в родное общество будет очень и очень трудно. Считается, что изгои от цыган ведут разбойный и крайне маргинальный образ жизни, ведь самое страшное в их понимании уже случилось и ниже падать некуда.

Кстати, обрезанные волосы у цыган — символ бесчестия. Обычно изгоям как раз остригали шевелюру.

333.jpg

Исторически у цыган был определенный набор профессий, которыми они занимались: ремесло, торговля, актерство, шоу-бизнес и то самое знаменитое попрошайничество и «гадание». Кроме того, не гнушаются цыгане работы с животными, в частности, коневодства. Но есть некоторые работы, которые считаются «нецыганскими» и потому позорными. К ним относится работа на фабрике, уборка улиц и журналистика. Если цыган обладает одной из этих профессий, то, как правило, старается это не афишировать.

tn.jpg
Цыганский барон
Существует клише о «цыганском бароне», то есть главном человеке в таборе, к которому идут за советом, оказывают всяческие почести, направляют к нему «пришлых» и просят вершить суд. На самом деле у цыган очень сильно развит культ старшинства, уважение и почести оказываются достойными старшим членам общества. Но, как правило, одного «главаря» нет — это собрание из уважаемых возрастных людей. Кстати, серьезным проступком считается высказывание неуважения к тем, кто старше.
Культура

Знаменитые цыганские наряды, в которых их принято изображать на иллюстрациях, появились вовсе не так давно. Раньше цыгане одевались в то, что можно было выпросить у местного населения. Соответственно, их костюм зависел от места обитания. Знаменитые женские юбки с оборками придумали румынские цыганки, подсмотрев фасон у испанок. Юбка с оборками — вещь практичная: как только подол изнашивался, к нему приживались лоскуты и ленты, и наряд выглядел обновленным.

044.jpg

Мужчины часто предпочитают носить пиджак или жилет с крупными пуговицами, сапоги и шляпу.

У цыган есть свой фольклор, песни, музыка, стихи. К литературному наследию относят байки, мифы, пословицы и поговорки, которые передаются из поколения в поколение.


Музыка Горана Бреговича к фильму Кустурицы «Время цыган».

Среди цыган — множество известных деятелей культуры: музыканты Алеша Дмитриевич, Михаил, Николай и Сергей Эрденко, Янош Бихари, Джанни Линкач, Петр Деметер. Цыганские корни были и у знаменитого актера Чарли Чаплина. Прославились цыгане и как актеры, писатели и спортсмены.

Цыганская культура вдохновляла и по сей день вдохновляет деятелей искусства: кто не читал поэму Пушкина «Цыганы» или не запомнил прекрасную цыганку Эсмеральду у Гюго? И, разумеется, когда речь заходит о цыганской культуре, невозможно не вспомнить работы режиссера Эмира Кустурицы.

Diletant.ru

Установлено, что цыгане появились в северо-западной Индии примерно 1,5 тыс. лет назад, а спустя шесть столетий иммигрировали на территорию Европы. К такому выводу пришли европейские генетики, проанализировав геном представителей этой народности. По расчетам специалистов, наиболее вероятной родиной цыган являются территории современных штатов Гуджарат, Раджастан и Кашмир.

«С точки зрения генетики, всех цыган объединяет две вещи — они происходят из северо-западной Индии и их предки вступали в браки с представителями других народов во время миграций по территории Европы», — говорит руководитель группы ученых Манфреда Кайзера из университета Роттердама в Нидерландах.

 

По словам ученых, в Европе проживают около 11 миллионов цыган, большинство из них обосновалось в странах Центральной и Восточной Европы, в том числе Румынии и Венгрии.

Поскольку предки цыган не оставили после себя письменной истории, специалисты попытались восстановить хронику, сравнив и сопоставив геномы людей из 13 обособленных групп цыган, проживающих в разных странах Европы. «Мы были заинтересованы в изучении истории цыган в Европе, поскольку они представляют собой важную часть населения, но их бесправное положение во многих странах также, по-видимому, влияет на представление этого народа в научных исследованиях», — отметил Дэвид Кома из университета Помпеу Фабра в Испании.

Сопоставив различия в устройстве геномов европейских и не-европейских цыган, ученые выяснили, что первые представители этого народа достигли границ Европы примерно 900 лет назад. По данным специалистов, изначально они поселились на Балканах. Сейчас этот народ, в основном, проживает в Греции, Португалии и Бельгии.

***

Массимо Кампильи. «Цыгане». 1928.

Мне эта картина сильно напоминает «Коляску» Карло Карра. Тот же желтоватый (алебастровый) фон, разбросанные по всей площади холста фигуры и предметы… Видимо, подобный фон означает отсутствие фона вообще. Мы видим некие образы, существующие сами по себе, без привязки ни ко времени, ни к пространству. Они – в нашем воображении, в нашем сознании (а то и подсознании), в нашей памяти. И мы или сами извлекаем их оттуда, или они оказываются у нас перед глазами непредсказуемо и непроизвольно. А нам остается только понять, что они означают.

Я немного поинтересовался историей создания картины. Написана она в Румынии, моделью послужила знакомая Кампильи по прозвищу Дуца, которую он считал цыганкой. Отсюда и название, и мотивы. Видимо, в представлении художника цыгане – народ очень древний и вольнолюбивый, далекий от условностей цивилизации. От древности здесь — арки античного водопровода, от свободолюбия на гране дикости — полуобнаженные женщины.  А еще — лошадь как символ любимого времяпровождения у мужчин, карты – у женщин. То есть все то, с чем ассоциируется у нас понятие «цыгане». Полнолуние – время для безрассудств, когда совершаются самые отчаянные поступки, а вольница или находит себе достойное применение, или заканчивается резко и жестоко. Недаром цыган показан вот так — фронтально, в крайне неловкой позе. Кстати, и фривольной. Он – символ, символ свободы наперекор всему: времени, обстоятельствам, даже себе самому. Он открыт и незащищен, наивен и доверчив, он – олицетворение народа, изображение которого можно встретить даже во фресковых композициях, уводящих во тьму веков – во времена этрусков и ранее. Такой же неуклюжий, архаичный до крайности, как и его предки. Но на этот раз таким его сделал именно Кампильи. Ибо если мы посмотрим на прообраз нашего цыгана, то там все иначе. Это мое предположение, но, похоже, натурой послужили Диоскуры, мраморные статуи конца 5 века до н.э., находящиеся в Национальном музее г. Реджио. И это опять эллинизм, как и в случае со «Швеями».

Кстати, и для цыганки есть прототип – еще более древний и несколько преображенный.

Смею предположить, это – знаменитая «Богиня со змеями» из Кносса, ок. 1600 г. до н.э.

Художник ищет корни древнего народа и делает это, погружая нас в атмосферу минувших столетий и даже тысячелетий. И приходит к определенным выводам.

Цыгане, по мнению Кампильи, так и не вышли из колыбели человечества. Но есть  в них какая-то завораживающая красота. Художник пишет женщину со спины, сравнивая ее с тяжелым глиняным сосудом – древним, как римский водопровод. Сама она – словно терракотовая статуэтка, невероятно изящная и грациозная. Изображение простое, но эффектное в этом сочетании прямых и дугообразных линий. Кстати, Кампильи теперь дает не сплошной жесткий контур, а  хрупкий, прерывистый. И самое, на мой взгляд, интересное. Что привносит в картину очевидную монументальность? На мой взгляд — лежащая цыганка, ее грубые, могучие формы, ее каменное спокойствие и мощная тяжеловесность. Художник играет на противоречии: изящный женский стан сзади – могучий бюст спереди. Символика – очевидная: открытость чувств цыгана и цыганки переходит в плодородие самой природы, питающей своими соками, своей энергией цыганскую плоть. А образ лежащей женщины – прямая отсылка к женским образам из «Швей». Художник наслаждается грубыми формами, своеобразной брутальностью и архаикой природного естества. Еще немного, и он готов перейти к еще более впечатляющим образам. Пикассо, Модильяни и др., например, так и сделали. Правда, они были вдохновлены африканской скульптурой, а не древностями островов Эгейского моря.

Идол с острова Аморгос, конец 3 тыс. до н.э.

Так что архаика затягивает, и от нее не так-то просто отказаться. А цыгане? Этот народ как жил, так и живет: одним днем, который, начавшись в глубокой древности, не  кончается по сию пору. Кстати, карты предсказывают благосклонность судьбы к древнему народу. Кампильи, во всяком случае, очень бы этого хотелось.

Вараксин Борис, Дилетант

Комментарии

Хорош Кампильи, исключительно хорош! Сразу чувствуется серьезный мастер: кто же из значительных художников и поэтов прошествовал равнодушно мимо цыган? А цыганок:
Порой от голода и недостатка веры
С желаньем избежать последствий зла
Нам хочется забросить все дела,
Сознательно утратить чувство меры —
И слушать откровения чавелы.
В картах я тоже не силен. Там дама треф. Расшифровку картежной комбинации я прочитал в аннотации к картине. Собственно, оттуда я взял, что модель звали Дуца, написана картина в Румынии, ее название, год и… всё. Согласен, что речь здесь может идти о том, что дам — две, а цыган — один. В общем, здесь много всяких вариантов. Очень емкая в смысловом отношении картина. С удовольствием бы добавил и свой большой палец.

Теперь картина: на мой взгляд, главный персонаж обнаженная цыганка, которая гадает на картах цыганке молодой. Подчеркиваю — самый значимый персонаж — такой даме я бы охотно поверил, что она знает о жизни если не всё, то почти всё: и что было, и что есть, и что будет. Всего шесть карт перед ней — три открытых и три закрытых. Жаль, что я совершенно не разбираюсь в их содержании, но надеюсь кто-то растолкует мне значение и бубнового туза, и червовой девятки, а вот что в трефах — король или дама — мне плохо видно. А ещё ведь есть три неоткрытых карты и все для терракотовой статуэтки! Мужской силуэт на заднем плане со всеми его достоинствами — вожделенный червовый валет. В общем, бездна фантазий. Ставим Массимо большой палец вверх!

***

Астрологическая карта неба отбрасывает свою проекцию на землю, диктуя судьбу странам и народам, подпавшим под патронат неумолимых небесных светил. Павел Зарифуллин, этнолог, один из лидеров современного евразийства, начертил карту сакральной географии и, подобно Вергилию, показавшему Данте рай и круги ада, ведет читателя дорогами этой знакомой и вместе с тем новой для него земли. Влияние ландшафта на формирование этносов исследовал Лев Гумилев. Павел Зарифуллин делает следующий шаг — он изучает влияние небесных сил на ландшафты, предопределяющие участь людских племен.

Красавцы

Кочевники — красивы. Если выбирать из рода людского народы, мужчин и женщин номадическая красота бросается в глаза! Красота и великолепие готтентотов, берберов, казачек, калмычек, нагайбаков и мексиканских цыган.

Они высокие и изысканные, многие с тонкими чертами лица. Кочевники — прирождённые аристократы, они смотрят вверх в сторону звёзд, в простоту небес, которым они поклоняются. Во времена палеолита человеческий род был именно таким, пока не взял на себя «каинову печать», земледельческое занятие проклятого рода — пока не начал копаться в земле, перенимая на себя её чёрную, вязкую суть, сгибаясь, уменьшаясь и скрючиваясь. В фильме Херцога «Пастухи Солнца» показаны современные кочевники юга Сахары. Они ростом под 2,15 в среднем. Водители одногорбых бактрианов все ростом с хорошую баскетбольную команду. Такие парни когда-то владели русскими степями. По сию пору то тут, то там мы находим в заваленных золотом курганах двухсполовинометровые скелеты скифских воинов. Их шеи увешены сотнями фаланг средних человеческих пальцев руки — фаланги убитых врагов, опылённые золотым порошком. Попробуй убить сотню врагов, попробуй хотя бы одного. Что это были за люди? И что это было за время?

Вырождение

Антропологи объясняют высокий рост особенностями питания кочевников и собирателей. Например, африканские кочевники-бушмены в день потребляют в среднем 2140 калорий и 93 грамма протеина, что значительно выше рекомендуемой дневной дозы для людей их роста. После применения агрокультуры высота человеческого роста значительно сократилась.

Согласно антропологу Ричарду Ли, бушмены, живущие в пустыне Калахари, питались более 100 растениями (14 фруктов и орехов, 15 ягод, 18 видов съедобной смолы, 41 съедобных корнеплодов и луковиц, и 17 листовых, фасоль, дыни и другие продукты). В отличие от этого, современные фермеры полагаются в основном на 20 растений, из которых тремя — пшеницей, кукурузой, рисом — питаются большинство людей мира. Исторически сложилось так, что было всего один или два зерновых продукта для конкретной группы людей. Это убогое питание ведёт Человечество дорогой деградации.

Человечество мельчает, в первую очередь потому, что окончательно перестаёт кочевать, всё глубже вгрызаясь в сатанинскую землю, всё яростней закапываясь в «волчьи ямы» городов. Нас окружают карлики, они гнутся к земле, копаются в земле, закапываются в неё, валятся на колени, живут в земле и в ней разлагаются.

Это ещё называется почвенничество, консерватизм. Граждане (от слова «огород», «огородиться», «заколотиться», «закрыться», «спрятаться») прячутся, бегут от свободы в муравейники городов, служат бешенной матке этих муравейников, холодной матрице, сковывающей этих с позволения сказать жителей единой цепью.

Половецкие пляски

Youtube наполнен изумительными роликами, изображающих арабов-бедуинов, персидских бахтиаров и пакистанских белуджей, гарцующих на лошадях и верблюдах с автоматами Калашникова наперевес. Они смотрятся с нашими АКМ великолепно. Красавцы!

Между тем в стране производителе Калашникова представить подобные ролики практически невозможно. Это парадокс! И всё потому что основная масса нашего населения оседлые люди, они ведут оседлое хозяйство и красота танца с огнестрельным оружием для них недоступна.

Хотя и у нас и не всё так плохо. Браконьеры Поморья и Приморья, казаки с далёких степных хуторов, якутские и эвенкийские оленеводы ещё могут сплясать «половецкую пляску» с винчестером наперевес. (Для некоторых молодых читателей: винчестер — это ружьё, а не кусок компьютерного железа). А ведь обладание огнестрельным оружием чётко отделяет аристократов от более низких сословий.

Крепостные крестьяне и домохозяйки

Недавно в Питере был лев-гумилёвский семинар, где аксакалы-академики всерьёз обсуждали вопрос: можно ли считать кочевничеством современные антропотоки?

Я утверждал, что нет, нельзя. Работяг из областей каждый день едущих в электричках в сторону Москвы и Питера можно сравнить с крестьянами уральских деревень, приписанных Петром Великим к демидовским заводам. Утром они выходят из своей деревни и идут в сторону завода, через промежуток времени они приходят на завод и начинают там вкалывать. Сейчас они из своей, условно говоря, деревни пробираются в офис и передвигают там бумаги. Но они остаются оседлыми жителями, потому что их пункты (деревня-офис) задают маршрут. Прибитые к земле пункты первичны, а маршруты вторичны. Они остаются крепостными крестьянами, подобно своим пращурам, жившим до отмены крепостного права. В своих офисах они привязаны к компьютерам, как рабы на галерах к вёслам! Некоторые сидят в конурах размером с собачью будку и лают по разрешению хозяина, получают от него свою кость, выволакиваются из будки и двигаются в сторону деревни (конуры в улье многоэтажного дома).

А один мой знакомый по фамилии Коровяк был не в состоянии даже дойти до работы. И не только до работы, а вообще куда бы то ни было! Не человек, а просто гвоздь в гробу мира сего!

Ещё хуже дело обстоит с домохозяйками, привязанными к одному месту, это рабство приводит к тому, что тётки начинают разговаривать с телевизорами.

Время цыган

Но даже в наших антропотоках ещё полыхает жизнь!

Согласно французскому философу Жилю Делёзу, жизнь кочевника — это интермеццо. Пункты путешествия сами принадлежат маршруту, сливаются с ним, маршрут первичен, пункты вторичны. Небольшие музыкальные пьесы, исполняемые номадами между отдельными номерами концерта, я регулярно наблюдаю в подмосковной электричке.

Кочевники не любят суеты, они играют в полуденных вагонах, когда пассажиров практически нет. Они появляются, как цветастый мираж в холодной пустыне русского электрического отчуждения. О, да — это цыганки!


Неистребимые оптимистки эпохи заката кочевой жизни. Они, как заходящее фиолетовое солнце номадов, древнее солнце, помнящее своего праотца — первокочевника Авеля, предложившего Небесному Богу лучшую жертву из стада. Жертва Авеля и кровь Авеля была зарёй кочевого мира, ведь наш Отец любит кочевников. Цыганки в электричках репрезентуют номадический закат, потому что наша Мать-сыра-земля не любит кочевников, она ценит только оседлых, закрепощённых, спеленутых, приросших к ней детей, сонно ворочающихся в чёрной утробе. В точке полуночи номадической эры цыганки смеются и шутят, просят сигаретку, вырывают у дураков волосы, выманивая у них конфеты, билеты и мятые ассигнации. Они грозят офис-менеджерам смертью родственников и желают рабочим и служащим счастливого пути!

Они освоили бездушное электрическое время, заставив его механизмы крутиться в противоположную сторону, они оседлали русских собак (не в смысле, что русские — собаки, а в смысле, что электрички называют «собаками»).

Они уже не так красивы, как их прапрапрабабки в золотой цыганский пушкинский век — всё же многолетняя жизнь и расовое смешение с оседлыми даёт о себе знать. Но они непобедимы. Умирающая оседлая цивилизация не может забрать их с собой в холодную могилу. А если даже и заберёт, то они будут там играть и смеяться, как скрипач в аду, как цыган в аду, как еврей в аду, как казак в аду, как Василий Тёркин в аду — бесчисленные энергичные номадические персонажи многомудрых русских сказок. И подземные черти выбросят их обратно — вон из смрадного обезьянника, как делают это менты, предпочитающие не связываться с цыганами, и тем паче с цыганками, которые по сию историческую пору могут навести сглаз, прочитать будущее, всё как есть рассказать.

А кто в наше крепостное время ещё может «всё как есть рассказать»?

Про цыган издавна ходят нехорошие слухи, что они-де «воруют детей». Вокруг цыган вьётся странная субстанция, особый буйный дух «приглашающий к путешествию», манящий отправиться парня или девушку в неизведанные страны, на пиратский корабль или на струг Степана Разина. Ради «чудес кочевой звезды» дети готовы перенести какие угодно неприятности, засунуть за пояс страх и бежать со всех ног по бесконечной белой равнине.

Павел Зарифуллин, Русская сакральная география, Лимбус Пресс

Как цыгане оказались в России 

Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования эту версию опровергают. В России цыгане сумели породить настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане — «цыгане»?

Цыгане не называют себя цыганами. Самое распространенное самоназвание цыган — рома.  Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians — «египтяне»), в Испании gitanos, во Франции bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого — τσιγγάνοι, цинга́ни), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово цыгане, привычное для русского уха, условно возводится к греческому слову «атцингани» («αθίγγανος», «ατσίγγανος»), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. Условно — потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени, и достоверно нельзя утверждать, что речь в книге идет именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два – верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса , откуда шла их миграция, однако принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

Так, Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте, и, вероятно, путь из верхнего Египта был главным путем их миграции. Тем не менее, сегодняшние генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане, как и индусы – хорошие дрессировщики животных. Свойственен цыганам и синкретизм духовных верований, который является одной из особенностей современной индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии.

Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны.

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах  встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними урженцами».

По этому документу понятно, что раз цыгане «показали себя местными уроженцами», значит они жили здесь уже не первое поколение.

Дальнейшее расширение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало професссиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка былиа необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.
Алексей Рудевич, russian7.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: