Русско-православный народный дом в Черновцах

Упоминание  о русском народном доме трудно найти в опубликованных материалах. Но ещё в  «Энциклопедическом словаре» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона находим: «С недавнего времени Черновцы сделался центром национального и политического движения Буковинской Руси; здесь возникло много товарищств и кружков, с целью распространения просвещения и национального возрождения среди русского населения Буковины. Таковы «Русска Бесида», политическая «Руска Рада», «Руский Дим Народный» и др., «Русска Школа», «Власна помочь» (собственная помощь) и академический кружок «Союз». Действительно, в ходе зарождения культурно-просветительных, политических и молодёжных обществ в Буковине, начавшегося в конце 60-х годов XIX ст., приверженцы «старорусинского направления» последовательно отстаивали своё право на преемственность культурного и духовного наследия Киевской Руси, языка и православной веры. Организованная общественная жизнь Черновцов начинается с основанием в 1869 г. общества «Руська Бесіда» («Русская Беседа» до 1884 г.), основателями которого были Василий Продан, Ф.Максимович, Амброзий Шанковский, Д.Винцовский, О.Левицкий, Е.Андрийчук, поддерживающие тесные отношения с действующим в г.Черновцы вице-консульством, а с 1869 г. — Императорским консульством России; политического общества «Русская Рада» (1870), в которое входили люди с разными политическими убеждениями -И.Глибовецкий, И.Браник и др.; студенческого общества «Союз» (1875).

До 1884 года в них преобладали русофильские тенденции. Окончательное формирование организаций, провозгласивших целью укрепление духовной и культурной близости с Россией под влиянием идеи «единого русского народа», произошло в 90-х годах XIX ст.

В последних десятилетиях прошлого столетия буковинская русская интеллигенция состояла главным образом из православных священников. Униаты в то время считали себя русскими, а униатская церковь всеми называлась просто русской церковью, а улица, на которой эта церковь находиласьи называлась по немецки Руссише Гассе (официальный язык в Буковине был немецкий). На всех углах этой улицы были надписи на трех языках: Руссише Гассе, Руска улица, Страда Русяска. На фасаде одного из домов красовались три огромных мраморных доски, в ознаменование двадцатипятилетия, сорокалетия и пятидесятилетия царствования Франца Иосифа. Надписи на таблицах были составлены на немецком, румынском и русском языках. На первых двух таблицах русский текст был составлен на чистом литературном русском языке. Франц Иосиф на них величался „Его Императорское Величество». Только на третьей таблице (1898-го года) текст был составлен на украинском языке. В 1875 г. в Черновцах был открыт университет Франца-Иосифа (с немецким преподавательским языком) с 3 факультетами (православнобогословским, юридических и государственных наук и философским), с библиотекой (ок. 60000 тт.), ботаническим садом и химической лабораторией; в 1891-92 академии, году в нем было около З00 слушателей и 36 доцентов. В Черновицком университете появляется полулегальное студенческое общество «Согласие» — В.Вильчинский, А.Манастырский, И.Козаркевич, И.Тиминский, т.Драбик, Е.Козак, И.Семака, Е.Витошинский, О.Попович и первое легальное студенческое общество «Союз», которое разместилось в помещении «Русской беседы». Членами обществ могли быть граждане Австро-Венгерской империи православного вероисповедания. С мая месяца 1888 г. в Черновцах основывается молодёжная организация «Буковина», а Г.Купчанко начинает издавать в Вене газету «Русская правда». В 1892 г. В.Воляном, И.Тыминским и И.Бежаном был учреждён «Консервативный Русский клуб». В мае месяце 1893 г. утверждается Устав нового политического общества «Народная Рада», печатным органом которого с 1895 г. становится газета «Буковинские ведомости» редактируемая Г.Купчанко. Он же позже издавал в Вене газеты «Просвещение», продолжившую традиции «Русской правды» . Константин Козаркевич редактирует газету «Православная Буковина».

В Черновцах с 1896 г. действовало общество студентов, под названием «Карпаты». Члены — кроме студентов — учителя, адвокаты, журналисты. Целью общества было — изучать русский язык и литературу, защищать Русь и славянство. В Вене с 80-х годов 19 века существовало студенческое общество «Буковина», которое ставило задачей воспитание своих членов в русском национальном духе, ознакомление их вне университетских занятий с русской историей, литературой и философией и подготовку для будущей, на пользу славянства деятельности. Мемориал был составлен священниками принадлежавшими к старорусской партии.

«Русско-православный народный дом».

Так же, как и народовцы, москвофилы сделали центральным учреждением своего движения «Русско-православный народный дом», основанный в 1901 г. В нем разместилась часть москвофильских организаций, а также бурса для мальчиков. Значительная часть средств на его строительство поступила из Галиции, а также из России. (А.Добржанский. Национальное движение украинцев Буковины, с. 223).

13-26 марта 1906 г. в Черновцах отмечалось  годичное собрание политического общества «Народная Рада» под председательством ветерана-патриота Ю. Кобылянского, куда входили О.Велигорский, Г.Купчанко, К.Козаркевич, К.Богатырец, братья Геровские, В.Волян, И.Тыминский. Общество имело целью охранять политические и религиозные интересы «русского народа в Буковине».

Из прочитанного секретарем собрания священником К. Богатырцом отчета за время с 9-22 декабря 1904 г. по 13-26 марта 1906 г. видно, что «Народная Рада» успешно действовала в отношении политическом, экономическом, церковном и вообще просветительном. «Русская народная партия», объединившись с румынской национальной партией, во многих местностях победила либеральный союз и провела своих кандидатов в политические собрания. Для удешевления кредита в 17 местностях были открыты ссудо-сберегательные кассы. В церковном отношении в Буковине, «Народная Рада» через печать и беседы на специальных собраниях старалась раскрывать перед народом опасность, угрожающую православной вере со стороны проповедников унии с Римом и убеждала всех строго держаться отеческих преданий. В виду открытых попыток украинофилов посеять среди украинского народа религиозную смуту, по почину общества был созван съезд выдающихся деятелей церкви и народа, на котором состоялось обсуждение положения православия в Буковине. В результате была принячта резолюция с осуждением церковной политики украинофилов, а министру — президенту и министру просвещения в Австрии был направлен  протест по поводу действий врагов православной церкви, с просьбой оградить ее независимость от всяких посторонних посягательств. Общество старалось поднять уровень просвещения широких народных масс, исходя из той точки зрения, что просвещение является основанием прогресса и лучшего будущего народа. Ввиду этого оно старалось вызвать в народе любовь к книге и чтению, посылало своих представителей на различные народные собрания по случаю открытия читален, касс, обществ трезвости и хозяйственных организаций и при всяком удобном случае распространяло в народе полезные книги и вело беседы о пользе чтения и знаний.

После прочтения отчета последовали рефераты. Референтом по церковным делам выступил, вместо редактора-издателя «Православной Буковины» К. И. Козаркевича (по случаю его болезни) И. Савчук, который в пространной речи представил положение «буковинско-русского» народа в церковном отношении, изобразил происки иезуитов и их приспешников — украинофилов по делу введения унии и предложил следующие три, единодушно принятые собранием, резолюции: «1) общее собрание членов «Народной Рады», признавая себя солидарным с мемориумом буковинско-русского православного духовенства от 30 мая 1899 г. требует скорейшего осуществления высказанных там пожеланий; 2) общее собрание «Народной Рады» требует уничтожения платы за духовные требы, но вместе с тем и увеличения жалования духовенству и церковным певцам из средств «религиозного фонда», и 3) имея в виду благо православной церкви, общество протестует против разделения архиепископии на русскую и румынскую части».

По поводу экономического реферата 0. В. Козарищука тот же крестьянин Савчук указал на притеснения, испытываемые крестьянами, соседствующих с лесами и землями «религиозного фонда», а Карлицчук высказал пожелание, чтобы земли «религиозного фонда» отдавались в аренду крестьянам. Крестьянин И. Мельничук обратился к членам совета общества с просьбой приложить все усилия к тому, чтобы буковинские имения Святого Гроба, которые иерусалимская патриархия решила продать, не попали в нехристианские руки, а доктор Гакман доложил о мерах, принятых советом «Народной Рады» в целях покупки имений Святого Гроба, высказал твердую уверенность, что буковинскому народу все-таки удастся получить эти земли, и дал совет, чтобы местные украинские корпорации купили эти земли в их целом объеме и потом сами распределили по частям между отдельными селами /69/ /65, 1906, № 365/.

9-го марта 1905 года, состоялось общее собрание членов народно-просветительного буковинского общества, открытого в 1901 году под названием «Русско-Православный Народный Дом в Черновцах».

В речах выступавших слышались горькие упреки по адресу украинофильских сепаратистов, которые за личную выгоду продают свою народность, отрекаются от своей истории, ставя ни во что родную культуру. Ораторы из народа решительно отреклись от украинофильских притязаний и стремлений сепаратистов, тянувших в сторону латинства поляков, евреев. Так называемый «сичовой рух» (казацкое движение) крестьяне признали безнравственным, губительным для народа, и единодушно осудили его. На собрании осудили тех членов буковинской духовной и светской интеллигенции, которые преклоняются пред золотым тельцом украинофилов и изменяют религиозно-национальным традициям русского православного народа.

По сообщению «Православной Буковины», (1905, № 339) собрание «Народного Дома» началось богослужением в кафедральном соборе и состоялось под председательством профессора университета О. Е. Казака. Из прочитанного отчета видно, что русско-православный «Народный Дом» ведет свое культурно-просветительное дело с успехом. Общество содержало на свои средства интернат для 17 бедных учеников, посещавших различные черновицкие школы. В составе членов совета находились профессора, священники и другие интеллигентные лица.

В статье А. Добржанского  «Западноукраинские земли во внешнеполитических планах панславистских организаций России в начале ХХ в.» находим: «В 1909 г. для «Народного русского дома» и размещения бурсы для мальчиков в Черновцах  за 69 тыс корон приобретается (по другим сведениям было построено) большое здание из 14 комнат на улице Садовой, 6, в котором разместился «Русско-православный народный дом» и действовавшая русская бурса – интернат для учеников, родители которых считали себя «русскими».

Русский консул Доливо-Добровольский был непосредственно причастен к этим акциям.  Руководителями этого учреждения стали профессор университета Евгений Козак, выдающийся деятель москвофильского движения Буковины священник доктор теологии и доктор философии Касиан Богатырец. Месяцем позже, К.Могильницкий основывает бурсу в Сирете. Были открыты бурсы также в Вашковцах и других местах. (Архив династии, двора и государства в Вене (Наus — Hof und Staatsarchіv іm Wіen), Австрия). — Фонд Политического архива министерства иностранных дел Австрии (Австро-Венгрии). 1848-1918. — Іnterna XL. — Karton 222. Русофильская пропаганда в Галиции и на Буковине. 1909-1912 pp., л. 52, 202.
В настоящее время Прокуратура Западного региона требует возвращения помещения по ул. Садовой, 6 в г. Черновцы. 
11-06-2013 года по искам Львовского и Черновицкого специализированных прокуроров хозяйственные суды Львовской и Черновицкой областей возбудили производство по делам в интересах государства в лице Министерства обороны Украины в концерн «Военторгсервис» и к коммерческим структурам — владельцам незаконно отчужденного недвижимого имущества. Объекты расположены по ул.Моринецкая, 14а во Львове и по ул. Садовой, 6 в г. Черновцы. Прокуратура требует признать недействительными договоры купли-продажи и истребовать имущество из чужого незаконного владения.

Товарищество «Русско-православный детский приют» открыло интернат для девочек и в Черновцах, затраты на содержание которого составили свыше 32 тыс. руб. К работе  была приглашена русская поданная учительница Александра Третьякова (бестужевка).

Ещё в 1764 году в Петербурге по указу императрицы Екатерины II было основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём училище для мещанских девушек (Смольный институт) — первое в России женское воспитательно-образовательное учреждение.

 

В 1875 году решением правительства, для женщин открывается возможность получения высшего образования. Воспользовавшись этим, учредители Владимирских женских курсов (Н. В. Стасова, М. В. Трубникова,
А. П. Философова) во главе с
А. Н. Бекетовым в 1878 году добились разрешения открыть в Санкт-Петербурге высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания. Неофициально курсы получили название «бестужевских», а их слушательниц называли «бестужевками» —
по фамилии учредителя и первого директора, профессора
К. Н. Бестужева-Рюмина. Торжественное открытие курсов состоялось 20 сентября 1878 года в здании Александровской женской гимназии на Гороховой улице, 20.

Курс преподавания, первоначально рассчитанный на три года, уже в 1881 году сделан был четырёхлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое (последние два изначально различались только со второго курса и впоследствии были объединены), а в 1906 году было открыто юридическое отделение. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей.

На словесно-историческом отделении преподавали богословие, логику, психологию, историю древней и новой философии, историю педагогики, теорию эмпирического познания, историю литературы, русский, латинский, французский, немецкий, английский языки и один из славянских языков. В число необязательных предметов входила латынь и хоровое пение. Студенткам физико-математического отделения читали лекции по математике, физике, химии, ботанике, зоологии, минералогии, кристаллографии, физической географии. Слушательницам разрешали переходить с одного отделения факультета на другое с досдачей соответствующих курсов.

«Австрийская власть с некоторым опозданием обратили внимание на нарастание москвофильской агитации в России и усиление контактов австрийских москвофилов с русскими панславистами. Собственно соответствующие учреждения Австро-Венгерской империи всегда с подозрением относились к старорусинству и москвофильству как общественным течениям. Еще в 1882 г. была сделана попытка организовать судебный процесс над москвофилами по обвинению в государственной измене. Тогда эта попытка провалилась. О москвофилах все время собиралась информация, некоторые их общества закрывались, а газеты конфисковывались. Но такого усиления москвофильской агитации и еще в условиях внешнеполитического противостояния двух государств своевременно не было предусмотрено. С некоторым опозданием начали выдаваться секретные циркуляры, направленные против москвофилов. Один из них, разосланный министерством внутренних дел за № 14124 датировался 5 января 1909 г. и предусматривал усиление надзора за
москвофильскими деятелями, обществами, газетами и регулярное информирование о состоянии дел с москвофильской агитацией центральной власти буковинским президентом, наместником
Галиции, политическими учреждениями в Закарпатье [Abschrіft zu Zahl: І. ex.1910 1923/M]. После этого распоряжения галичские и буковинские краевые органы начали ежеквартально присылать сообщение о состоянии москвофильства. Кроме того обширную информацию собирали и анализировали полицейские органы».

…»Следующим шагом стали массовые преследования москвофилов. В мае 1910 г. впервые в истории герцогства Буковины австрийская власть провела акцию относительно закрытия одновременно нескольких москвофильских обществ. Восьмого мая, 1910 года австрийские власти закрыли все «русофильские» организации Буковины  («Общество русских женщин», «Карпат», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют», «Русско-православная читальня», «Русская женщина»), а также москвофильские бурсы (общежития для учащейся молодёжи)  в Черновцах и Серете [Народный календарь на рокъ преступный  1912.  —  Черновцы,  1911.  —  С. 38. ]. Имущество организаций, в том числе и библиотека общества русских студентов, было конфисковано и, через некоторое время, реализовано с аукциона. Объяснения были довольно расплывчатые, а причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.  В Галиции в скором времени начался громкий судебный процесс против журналиста Бендасюка и товарищей, а в Закарпатье не менее громким был Мармарош-Сигетский процесс. Почти повседневным явлением стали аресты украинцев в связи с обвинением в шпионаже в пользу России».

Но некоторые недобросовестные исследователи безосновательно продолжают утверждать, что «Великорусский» народный дом, как и другие Народные Дома Черновцов, ликвидировала советская власть летом 1940 года (В. Старик, «Чернівці мультикультурні», 2012).

Во время Первой мировой войны Черновцы были трижды под российской оккупацией: (30.08.1914—21.10.1914; 26.11.1914—18.2.1915; 18.06.1916—02.08.1917).

На Буковине распространялись также: еженедельник и (с 1858) декадник, предназначенный для русинского население;  «Церковная газета» (1856—1858),  выходящая в Будапеште с марта 1856 по июнь 1858. Издание венгерского католического общества Святого Стефана издавалась на язычии, литературном языке, распространённом среди русинской интеллигенции Австро-Венгрии. Редактором газеты был деятель русского движения униатский священник Иван Иванович Раковский. Издание печатало статьи по богословию, церковному уставу, проповеди, исторические материалы, переводы; публиковало корреспонденции и некрологи. Вышло 106 номеров «Церковной газеты». Продолжением издания стал из «Церковный Вестникъ для Русиновъ Австрійской Державы» (июль — октябрь 1858, 10 номеров); «Православная Буковина» (1893—1901); «Буковинские Ведомости» (1895—1909); «Православная Русь» (1909—1910); «Русская Правда» (с 1880); «Народная воля»; «Народная Рада»; ежегодные — альманах»Новый православный календарь» и «Народный календарь». 13 февраля 1910 г. начинает выходить ежедневная газета «Православная Русь», основывается орган русских-православных церковных певцов на Буковине «Дьяковские ведомости».

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s