Казаки

Черные Клобуки  тоже очень интересное название. Какое отношение имеет сегодняшний головной убор монахов к славянскому племени? Оказывается раньше так назывался  головной убор, шляпа.
Идем дальше. Что же составляло суть казаков, кто они были ?


Т.е. собственно это были наемные Ландскнехты, только на славянский манер, на коне. Тогда как европейские ландскнехты были обычно пешей пехотой.  Ну у нас и расстояния другие.
Небольшая предыстория.
До семнадцатого века как таковых государства в современном понимании этого слова   в мире просто не было. Экономика не позволяла  содержать постоянную регулярную армию  а также чиновников в больших количествах. Я об этом уже писал в постах Русское войско в начале 17 века  и Население России в конце 17 века. Войско состояло исключительно из дворян (хотя тогда и слова такого не было и все было устроено гораздо сложнее. О чем я тоже уже писал)  поэтому было очень небольшим.

Но время от времени войска все таки были нужны. И тогда на помощь приходили наемники — казаки. Кстати, в Европе было тоже самое, цитирую Вики: Войска наёмников — ландскнехтов и рейтар, получившие распространение в Европе с конца XV в. до начала XVIII в. явились переходным звеном от рыцарской конницы средневековья к регулярным армиям нового времени, комплектовавшимся рекрутами.
Кстати у ландскнехтов  внутренняя организация  была очень похожа на казацкую. Что в общем- то и не удивительно.
Но потом изменилось время, экономика  уже позволяла иметь нормальные государства, а не союз удельных и очень самостоятельных княжества и территорий, и казакам пришлось трансформироваться.



Переход от третьего периода к четвертому это конец 18 века. Когда Российскому государству уже явно не нравились вольницы, которые находились на его окраинах. Не вписывались они в новую жизнь. Запорожских казаков  «ликвидировали» в 1775 году. И это обошлось вроде бы без особой войны.
О чем и пишет, собственно, первая книг , которую я цитировал в этом посте.  А вот с уральскими казаками пришлось изрядно повоевать. Эту страницу истории нашей страны вы знаете под название — Пугачевского бунта. Зайдите, кстати, в Вики — там очень хорошая статья  о нем. В том числе раскрыта и подоплека всей этой войны  на уничтожении прежних вольностей и привилегий. Конечно все перипетии и особенности существования казаков нельзя вместить в один маленький пост. Но главное, я  надеюсь, до вас донес.
Пермяков Владимир

В башкирском языке казак (Ҡасаҡ) означает «беженец». Эти беженцы, возможно разных национальностей, запросто могли быть наемниками. Ведь самые буйные) И вообще, у нас уйма общих слов. Не думаю, что дело только в заимствованиях. Вот например, этимология самого что ни на есть казацкого слова «атаман». Что значит по русски? А по нашему : Ата — отец, мужское начало, ман — носитель какого-либо качества (увы, не силен в грамматических категориях, объясняю как могу). Получается, батька-атаман — классический пример тавтологии

Комментарии

Вы опять не читали А.Т. Фоменко. В его книгах как раз и показано, что казаки и татары это одно и тоже. Казаки это просто войско — орда. Естественно, что при разгроме Тартарии под видом Пугачёвского бунта, казацкие формирования были ликвидированы.

Казачество зародилось в Хазарский период отечественной истории в восьмом веке н.э., когда скандинавские викинги-русы были приглашены на службу еврейскими купцами-рахдонитами для поддержания, выражаясь современным языком, «логистической инфраструктуры» торговых водных путей Хазарии: Великого Волжского, Из Варяг в Греки и др. Постепенно викинги стали образовывать на территории Pax Chazarica собственные вольные ватаги, участников которых впоследствии стали называть ушкуйниками на севере и казаками в южных степях.

Да не скандинавские, а самые, что ни на есть, тутошние! Ну, почитайте хоть «Младшую Эдду»! Чтож вы историю-то так все не любите!

Говорят, что простолюдины из бывшего Казанского царства писались казаками, в отличие от дворянства — татар. Кстати, и в России служилые татары так же относились к дворянскому сословию. Быт же служилых татар ничем не отличался от казацкого — сходство, практически, стопроцентное, если оставить в стороне религиозные предпочтения. Не исключено что первыми казаками были татары. Отхожий промысел у них наверно был такой.
Казаки были иррегулярным войском — разведкой, передовыми частями, начинавшими битву наскоками и ложным отступлением. Скорее всего, они прямые потомки половцев, обрусевшие к 16-17 вв., так как именно они совершали во время нестроения и усобиц налеты на русские окраинные земли и бравшие в них полон, в том числе и девицами, становившимися им женами.

слово «гунны» две тысячи лет назад значило то же самое, что казаки значит сейчас, и гунны тоже были разведкой и в своё время точно так же нападали на Китай.

***

Откуда на самом деле взялись казаки?

 

Кто такие казаки? Есть версия, что они ведут свою родословную из беглых крепостных крестьян. Однако некоторые историки утверждают, что казачество уходит истоками к VIII веку до нашей эры.

 

 

 

Византийский император Константин VII Багрянородный в 948 году упомянул о территории на Северном Кавказе, как о стране Касахия. Этому факту историки придали особенное значение лишь после того, как капитаном А. Г. Туманским в 1892 году в Бухаре была обнаружена персидская география «Гудуд ал Алэм», составленная в 982 году.

Оказывается и там встречается «Земля Касак», которая находилась в Приазовье. Интересно, что и арабский историк, географ и путешественник Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (896–956 годы), получивший прозвище имама всех историков, в своих трудах сообщал, что касаки, жившие за Кавказским хребтом, не являются горцами.
Скупое описание некоего военного народа, обитавшего в Причерноморье и в Закавказье, встречается еще в географическом труде грека Страбона, творившего при «живом Христе». Он назвал их коссахами. Современные же этнографы приводят данные о скифах из туранских племён Кос-Сака, первые упоминания о которых датируются примерно 720 годом до нашей эры. Считается, что именно тогда отряд этих кочевников проделал путь из Западного Туркестана в причерноморские земли, где и остановился.

 
 

Кроме скифов на территории современного казачества, то есть между Чёрным и Азовским морями, а также между реками Дон и Волга, властвовали племена сарматов, которые создали Аланскую державу. Хунны (булгары) её разгромили и истребили почти все её население. Выжившие аланы затаились на севере — между Доном и Донцом, и на юге – в предгорьях Кавказа. В основном, именно эти два этноса — скифы и аланы, породнившиеся с приазовскими славянами — образовали народность, получившую название Казаки. Такая версия считается одной из базовых в дискуссии о том, откуда появились казаки.

 

Славяно-туранские племена

Донские этнографы также связывают корни казачества с племенами северо-западной Скифии. Об этом говорят могильные курганы III-II веков до нашей эры. Именно в это время скифы начали вести оседлый образ жизни, пересекаясь и срастаясь с южными славянами, жившими в Меотиде – на восточном побережье Азовского моря.

 

Это время названо эпохой «внедрения сарматов в меотов», вылившееся в племена Торетов (Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников) славяно-туранского типа. В V веке произошло нашествие гуннов, в результате чего часть славяно-туранских племен ушла за Волгу и в верхне-донскую лесостепь. Те же, кто остались, подчинились гуннам, хазарам и булгарам, получив название касаков. Спустя 300 лет они приняли христианство (примерно в 860 году после апостольской проповеди святого Кирилла ), а затем по приказу Хазарского кагана прогнали печенегов. В 965 году Земля Касак перешла под управление Mcтислава Рюриковича.

 

Тьмутаракань

 

 

Именно Mcтислав Рюрикович разгромил под Лиственом новгородского князя Ярослава и основал свое княжество – Тьмутаракань, которое простиралась далеко на север. Считается, что эта казачья держава недолго была на пике могущества, примерно до 1060 года, но после прихода племен половцев стала постепенно угасать.

 

Многие жители Тьмутаракани бежали на север – в лесостепь, и совместно с Русью бились с кочевниками. Так появились Черные Клобуки, которых в русских летописях называли казаками и черкасами. Другая часть жителей Тьмутаракани получила название подонских бродников.
Как и русские княжества, казачьи поселения оказались во власти Золотой Орды, впрочем, условно, пользуясь широкой автономией. В XIV-XV веке о казачестве заговорили как о сформировавшейся общине, которая и начала принимать беглых людей из центральной части России.

 

Не хазары и не готы

Существует еще одна, популярная на Западе, версия о том, что прародителями казаков были хазары. Её сторонники утверждают, что слова «хусар» и «казак» — синонимы, ибо и в первом, и во втором случае речь идет о боевых всадниках. Более того, оба слова имеют один и тот же корень «каз», означающее «сила», «война» и «свобода». Впрочем, есть и еще один смысл – это «гусь». Но и здесь поборники хазарского следа говорят о всадниках-гусарах, чью военную идеологию копировали практически все страны, даже туманный Альбион.

 

О хазарском этнониме казаков прямо сказано в «Конституции Пилипа Орлика», «…народ боевой старинный казацкий, который раньше назывался казарским, сперва был поднят бессмертной славой, просторными владениями и рыцарскими почестями…». Более того, говорится о том, что, казаки приняли православие из Царьграда (Константинополя) в эпоху хазарского каганата.

В России же это версия в казачьей среде вызывает справедливую брань, особенно на фоне исследований казачьих родословных, чьи корни имеют русское происхождение. Так, потомственный кубанский казак, академик Российской академии художеств Дмитрий Шмарин в этой связи с гневом высказался: «Автором одной из подобных версий происхождения казачества является Гитлер. У него даже есть отдельная речь на эту тему. Согласно его теории, казаки – это готы. Вест-готы – это германцы. А казаки – это ост-готы, то есть потомки ост-готов, союзники немцев, близкие им по крови и по воинственному духу. По воинственности он их сравнивал с тевтонами. На основе этого Гитлер провозгласил казаков сынами великой Германии. Так что же нам теперь считать себя потомками немцев?»

***



Как запорожские казаки на Кубань переехали
 

В 1775 году вольные казаки Запорожской Сечи приняли решение подчиниться Российской империи. Так появилось Кубанское казачество, которое и сегодня остается верной данной в конце XVIII  века присяге.

Тогда же, по велению императрицы Екатерины II все поселения Запорожских казаков были разрушены, а само слово «Сечь» было запрещено произносить.

Часть вольных казаков ушло в Турцию, где была создана «Новая Сечь». Но далеко не все запорожцы ушли на «чужие берега», многие решили служить России официально, получая за это жалование и земли.

 

 

Малороссии были нужны люди, которые охраняли бы пустующую границу Черноморья. Одним из первых, кто выступил за создание нового казачьего войска, был князь Потемкин-Таврический.

Фаворит государыни призвал на службу запорожцев. Из их числа было сформировано Черноморское казачье войско. Вскоре казаки во главе с Сидором Белым, Захарием Чепегой и Антоном Головатым отличились в войне с Турцией: взяли Измаил и Очаков.

За отвагу и преданность Черноморским казакам даровали новые земли на Тамани. В рескрипте Государыни Екатерины II говорилось: «Войску верных казаков черноморских был пожалован остров Фанагория с землями между Кубанью и Азовским морем». Наградой стали также войсковое знамя с надписью «За веру и верность» и право торговать вином и товарами.

 

 

С этого времени казаки навсегда попрощались с Украиной. На Кубань прибыло более 20 000 тысяч казаков, которые и занялись колонизацией. Были построены десятки станиц, которые черноморцы называли куренями. Новорожденную столицу окрестили в честь Императрицы – Екатеринодаром.

 


 

Поселенцы старались сохранить свои традиции, культуру и уклад жизни, даже традиционный чуб каждый носил. Но власть старалась унифицировать жизнь казаков, тем самым усилить контроль над ними.

На территории Черноморских казаков проживали еще Хоперские и казаки-линейцы. Они, как и запорожцы, были направлены сюда для заселения пустующих земель и охраны границы.

У Черноморского войска была своя флотилия, состоявшая из фрегатов, баркасов, яхт и лодок. Известность пришла к ним в 1811 году, когда гвардейская сотня прославилась своим подвигом под Лейпцигом.

Участвовали черноморцы в войнах против Турции, подавляли Польское восстание, много пришлось повоевать и на Кавказской войне. Долгая и кровопролитная война с горцами требовала установления контроля над завоеванными территориями. Уже к концу войны были принято решение о разделении Кавказской казачьей линии и создании двух войск – Терского и Кубанского.

В 1860 году начало свою историю Кубанское казачье войско, к которому присоединили и Черноморское. Первым атаманом был назначен генерал-майор Николай Иванов. Старшинство войска было принято считать с 1896 года. Именно тогда был сформирован из донских казаков Хоперский полк, впоследствии вошедший в Кубанское войска.

 

 

Из Запорожских и Линейных казаков было сформировано новое казачье войско, которое расположилось на территории современного Краснодарского края, части Ставропольского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.

Кубанские казаки участвовали во всех войнах конца ХIХ – начала ХХ вв.. За свои боевые заслуги они не раз получали награды из рук самих императоров. Но казачьи повинности распространялись не только на воинскую службу, но и на ремонт дорог, содержание почтовых станций и станичных зданий, и на многое другое. В награду за все эти хлопоты давался земельный надел от 7 до 9 десятин.

Но не богатством, серебром и золотом гордились кубанцы. Доблестью и отвагой славились казаки, а войско их — вековыми традициями и культурой. «Не пил воды кубанской – не ел каши казацкой», – говорили, напоминая, что казачество – это образ жизни, где честь и верность были превыше всего.

 

К началу Гражданской войны Кубанское казачье войско составляло около 1,5 миллионов человек. В революционное время кубанцы выступили на стороне Белого движения.

В 1920 году десятки тысяч казаков во главе с атаманом Науменко вынужденно отправились в эмиграцию. Но потомки казаков живут в Краснодарском крае и сейчас, пытаясь возродить славу Кубанского войска. Преданные своему краю, люди и по сей день поют песню, посвященную Кубани:

О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизньвою ли не отдать?
Мы, как дань свою покорную,
От прославленных знамён
Шлём тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s