Десять потерянных колен Израилевых

Царь Израильского царства Иегу, сын Омри, преклоняет колени перед царём Салманасаром III. Рельеф Чёрного обелиска.

Сторонники Британского израилизма считают, что от скифов и киммерийцев (потомков десяти колен) происходят англичане и американцы. Десять потерянных колен — племена потомков десяти из двенадцати колен Израиля, которые после гибели Израильского царства попали в ассирийский плен. Исторические сведения о десяти коленах весьма отрывочны, и на протяжении многих веков местонахождение десяти колен оставалось загадкой, множились теории, предположения и мистификации, связанные с отождествлением десяти колен среди других народов — в центральной Азии, Африке и даже среди американских индейцев.К десяти коленам относятся потомки следующих сыновей Иакова:
Сыновья Лии: Рувим, Симеон, Иссахар, Завулон.
Сыновья Рахили: Иосиф, два сына которого Манассия (Меннаше) и Ефрем составляли отдельные колена.
Сыновья Валлы: Дан, Неффалим.
Сыновья Зелфы: Гад, Ашер.
К десяти коленам не относятся Левий, выполняющий особую роль, и два колена, составляющих Иудейское царство — Иуда и Вениамин.
В Земле обетованной каждое колено получило свой удел. После смерти в 928 г. до н. э. царя Соломона во времена царя Ровоама единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен). К Израильскому царству отошло девять колен — Завулон, Иссахар, Ашер, Неффалим, Дан, Манассия, Ефрем, Рувим и Гад. К ним отошло определенное количество потомков Левия, которым не принадлежала территория.
О колене Симеона ничего не говорится, к этому моменту это колено могло уже исчезнуть. Иерусалим при этом принадлежал Иудейскому царству.
В 732—722 до н. э. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы.

 (598 ДО Н.Э.)

Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали. Упоминания о принадлежности конкретным коленам с годами появляются всё реже и реже. Редкие упоминания о принадлежности десяти коленам имеются на рубеже нашей эры.
Согласно Новому Завету, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36). Рассказывается о встрече Иисуса Христа с самаритянкой (принадлежащей десяти коленам), при этом отмечалось, что самаритяне не общаются с иудеями.
Спорным вопросом является принадлежность колена Симеона к «десяти потерянным коленам». Это племя не жило на севере, поэтому иногда считается, что потерянных колен было девять.

***

Куда пропали 10 колен Израиля?

В конце VIII века до нашей эры целиком исчезли пять шестых евреев – 10 из 12 этносообразующих родов. Их ищут уже 2500 лет, и находят иногда в самых неожиданных местах. Вот, что нужно знать об одной из самых загадочных страниц библейской истории.Иаков – Израиль. Иаков был сыном Исаака, внуком Авраама – основателя еврейского рода. Правда, сыном не старшим, раньше на секунду родился его близнец Исав, которого Иаков держал за пятку – отсюда он получил и имя – от слова «акев» (пята, след). Исав был человеком простодушным и косматым, все время бегал по полям и охотился, а Иаков сидел с мамой Ревеккой в шатре и социально рос. Сначала он приобрел у ужасно голодного брата первородство за тарелку красной еды, а затем и перехватил отцовское благословение. Когда Исав опомнился, было уже поздно: Иаков скрылся в Месопотамии, в городе Харране, где от своих двоюродных сестер Лии и Рахили, а также двух служанок Зелфы и Валлы, родил 12 сыновей, от которых и пошли колена. Они называются коленами Израиля, а не Иакова, так как Иаков заслужил у Бога это имя, означающее или «борющийся с Богом», или «Божий герой», или «имеющий власть над силами». От этого имени и появилось название страны Израиль, которую населили его потомки.

Раздел Израиля

 

Когда царь Соломон умер, то 10, точнее 9 с половиной, колен подняли бунт против зубодробительной финансовой и внутренней политики его сына Ровоама, который пообещал воспитывать народ не бичом, но скорпионами. Так Ровоаму – потомку дома Давида – остались преданы только потомки Йегуды и Биньямина, а остальные основали отдельное царство – Северное Израильское – под руководством царя Иеровоама из колена Евремова. Это по ортодоксальной еврейской хронологии в переводе на христанское летоисчесление произошло в 928 году до нашей эры. Цари Северного Израиля оказались нечестивыми, отступили от служения Единому Богу Израилеву, воздвигли храмы с золотыми тельцами, вернулись к жертвоприношениям Молоху. Возмездием за грехи стал захват Северного Израиля ассирийцами и исчезновение у них в плену десяти колен Израиля, которые исчезли и с тех пор не появлялись.

Древние версии

Еще во времена вавилонского пленения пророку Иезекиилю в его видениях Бог говорит, что землю надо будет поделить между 12-тью коленами. А при освящении Второго Храма жертвы были также принесены от 12 колен. С тех пор те или иные легенды, гипотезы и теории появляются регулярно. Например, еврейский историк Иосиф Флавий, который жил в I веке нашей эры, утверждал, что «десять колен пребывают за Евфратом до сих пор и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». Некоторые видные талмудистские деятели полагали, что они живут в Адиабене – области в верхнем течении Тигра. Другие опредяляли их местонахождение в Африке, а также в малоазиатской Фригии, ближневосточном Эламе, на Кавказе. Существует сведения в Аггаде (это необязательная часть Устного Закона) о том, что потерянные евреи были угнаны за реку Самбатион, которая бурлит в будни, а покоится по субботам, так что ее нельзя перейти, не нарушая Закона. Но даже если попытаться, то она в тот самый момент снова начинает бурлить.

Версия Элдад Ха-Дани

Этого путешественника, который утверждал, что происходит из потерянного колена Дана, называют в шутку еврейским «бароном Мюнхгаузеном». Он во второй половине IX века описал свои путешествия, и много свидетельствовал о стране Хавила (Страна Золота) у Красного моря, где, кроме данитов, живут колена Нафтали, Гада и Ашера. Географически эта территория была анклавом страны Куш — Эфиопии.
Потомки других сыновей Иакова процветали, по словам Элдада, не меньше. Например, колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране хазар‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

Евреи – чингизиды

В «Великой хронике» — летописи пера английского бенедиктинца Матвея Парижского (неизвестно, почему парижского) из Сент-Олбанского монастыря – европейские и более удаленные от Англии события отличаются сказочностью.
Так вот он и о нашествии Золотой Орды на Европу писал: «Полагают, что эти тартары, одно упоминание которых омерзительно, происходят от десяти колен, которые последовали, отвергнув закон Моисея, за золотыми тельцами и которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что дело это свыше человеческих сил, то призвал на помощь Бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом, и образовалось место неприступное и непроходимое».
Однако, по мнению Матвея, евреи и тут выкрутились и отправились походом на христиан, чтобы их угнетать.

Киммерийцы и скифы

Эта научная теория родилась после прочтения знаменитой наскальной Бехистунской надписи в Иране, высеченной по указу персидского царя Дария I. Она описывает события 523-521 годов до нашей эры.
Английский археолог Генри Кресвик Роулинсон, который расшифровал надпись, обращал внимание на то, что шапка израильского царя Иегу похожа на головной убор короля саков в дальней правой части изображения очень. При этом фонетически ассирийское название израильского Дома фонетически почти тождественно слову «кимирри» — кимерийцы.
Но критики теории обращают внимание на то, что никакого сходства в материальной культуре и обычаях между скифами и евреями нет вообще.

Колено Манассия в Индии

Это удивительная характерно индийская история народов мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам. Они приняли христианство через протестантских миссионеров на рубеже XIX-XX вв. А затем решили, что являются потомками Манассии, которые мигрировали в Афганистан, а затем в Индию, назвали себя Бней-Менаше и стали активно обращаться в иудаизм. Одновременно это племя экспоненциально росло, увеличившись вдвое за три десятилетия. В 1979 году на Бней-Менаше обратила внимание организация «Амишав», которая пытается найти потерянные колена, в 2003 году у представителей мизо, куки и чин были взяты генетические образцы, в которых не было обнаружено признаков ближневосточного происхождения. Однако на следующий год исследование в Калькутте такие признаки нашло у некоторых женщин. В общем, сефардский раввин Израииля Шломо Амар в 2005 году признал Бней Менаше биологическими и духовными потомками Манассии, а годом позже все они получили право на репатриацию. Примеру Бней Менаше последовали и крестьяне-мусульмане одной из деревень Кашмира, которые назвали себя Бней Исраэль, не вступают в брак с соседями из других деревень, не работают в субботу, не едят рыбу без чешуи и т.п.

Необычные претенденты

Учитывая интерес к истории с 10-тью потерянными коленами, не мудрено, что многие народы, точнее, отдельные их представители периодически объявляют себя коленом. О своей принадлежности к избранному народу, например, объявило японское религиозное движение Макуя. Они считают, что даже императорский титул микадо происходит от еврейского ми гадоль (великий), не говоря уже о десятках других совпадений. Основатель теории британского израилизма и Всемирной церкви бога Герберт Армстронг утверждал, что англосаксы произошли от потерянных колен. А британско-американская гипотеза считает, что от скифов и киммерийцев, как потомков 10 колен, происходят финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы, голландцы, датчане, ирландцы и валлийцы. Теория о том, что почти все европейцы произошли от 10 колен сейчас продвигается через генетическую гипотезу гаплогрупп, по которой принадлежащие к гаплогруппе R относятся к потерянным коленам.


***

Племена, претендующие на происхождение от определённых колен израилевых

Много небольших групп претендуют на своё происхождение от десяти колен. Не все из них проходят генетический тест на гаплогруппу J (Y-ДНК):

  • Бней-эфраим — маленькое племя на юге Индии в штате Андхра-Прадеш, говорит на языке телугу, считает себя потомками колена Ефрема.
  • Бней-менаше — маленькое племя в индийских штатах Манипур и Мизорам, считает себя потомками колена Манассии.
  • Бней-исраэль — группа евреев, говорящая на языке маратхи и проживающая в Бомбее и крупных городах Индии и Пакистана. Некоторые исследования относят их к Десяти коленам.
  • Лемба — анализ ДНК, проведенный учеными Лондонского Университета, свидетельствует о том, что африканское племя лемба, обитающее в Зимбабве и ЮАР, имеет еврейские корни. Исследование генетического материала членов этого немногочисленного клана позволяет ученым утверждать, что они относятся к роду Коэнов – верховных священнослужителей Храма.
  • Племя Насрани из Малабара (Керала) в Индии считают себя евреями, происходящими от Израильского царства[1].
  • Бета Исраэль, называющие себя Фалаша на языке геэз, известные как эфиопские евреи, считают себя потомками колена Дана.
  • Персидские евреи (и, в частности, Бухарские евреи) считают себя потомками колена Ефрема.
  • Евреи Игбо в Нигерии считают себя потомками колен Ефрем, Манассии, Завулона, Гада и Левия.
  • Самаритяне, живущие в Израиле в городах Шхем и Холон, считают себя потомками колен Ефрема и Манассии, которые не отправлялись в изгнание, проживали там с библейских времён.
  • Грузинские евреи — претендовали на происхождение от Иссахара.Племена, претендующие на происхождение от неопределённых колен

Некоторые племена утверждают, что они происходят от десяти колен, но не указывают конкретно, от каких. К ним относятся:

  • Караимы. Большинство религиозных караимов в настоящее время считают себя продуктом смешения остатков десяти колен израилевых с прозелитами тюркского происхождения, перешедшими в караимизм, вопреки мнению их светских лидеров, настаивающих на чисто тюркском происхождении караимов.
  • House of Israel (Ghana) — племя в Гане.
  • Пуштуны, проживающие в Афганистане утверждают, что происходят от десяти колен.
  • Народ Цян из северо-западного Китая считают себя потомками Авраама.
  • англо-израилиты (en:British Israelism) считают, что британцы — прямые потомки десяти колен.
  • Макуя — японское новое религиозное движение, которое считает, что японцы связаны с десяти коленами, сильно повлиявшими на культуру и религию их страны.

Мормоны верят, в то, что Господь обещал, что Израильтяне, Его заветный народ, однажды будут собраны:

Под физическим собирание Израиля подразумевается то, что Израильтяне будут

Колена Ефрема и Манассии будут собраны на землях Америки. Колено Иуды возвратится в город Иерусалим и его окрестности. Десять потерянных колен получат от колена Ефрема обещанные им благословения.Современные пророки учат тому, что члены Церкви СПД должны созидать Царство Божье в своих собственных странах. Старейшина Брюс Р. Макконки сказал:

Теории о потерянных десяти коленах

Уже в позднее время и евреи, и христиане, исследуя библейские и другие источники, стали выдвигать многочисленные теории о судьбе потерянных колен.Среди ашкеназов потерянные колена получили название Die Roite Yiddelech (красные еврейчики), считалось, что они отрезаны от остальной диаспоры легендарной рекой Самбатион, эту реку из кипящей воды и стен огня и дыма невозможно перейти.

Скифы и киммерийцы

Согласно этим теориям ассирийцы депортировали некоторые или все северные колена в Скифию.Сторонники этой теории интерпретируют Бехистунскую надпись. На это указывал, в частности, Джордж Роулинсон.При этом обращают внимание на сходство головного убора израильского царя Иегу и короля саков в дальней правой части изображения. При этом ассирийское название Дома Израильского «Khumri» фонетически тождественно с «Gimirri» (киммерийцы).На основе этого предполагаемого соответствия строятся много теорий, приписывающих происхождение от десяти колен разным европейским народам.Критики этой теории обращают внимание на полное несоответствие и несовместимость обычаев скифов и еврейских племён.

Британский израилизм

Сторонники этой теории считают, что от скифов и киммерийцев происходят англосаксы и далее — некоторые европейские народы, в первую очередь англичане и американцы. Теория возникла в Англии и потом распространилась в США.В первую очередь эту теорию распространял Герберт Армстронг, основатель «Всемирной Церкви Бога». Потом данная организация остыла к этой теории, но её подхватили другие секты.

Британско-американская гипотеза

Эта теория отличается от британского израилизма, но считает, что скифы и киммерийцы как потомки десяти колен, породила различные европейские нации. При этом ортодоксальные комментарии раввинов истолковываются как имеющие отношение к европейским народам = потомкам десяти колен.Сторонники этой теории считают, что от десяти колен происходят (частично) финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы и голландцы.От колена Дана происходят (частично) датчане, ирландцы и валлийцы. В десять племён входят также хазары.

 

 

В конце VIII века до нашей эры целиком исчезли пять шестых евреев – 10 из 12 этносообразующих родов. Их ищут уже 2500 лет, и находят иногда в самых неожиданных местах. Вот, что нужно знать об одной из самых загадочных страниц библейской истории.

Двенадцать колен

При первом перечислении колен Библия называет их именами двенадцать сыновей Иакова (Быт. 49:28).

У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

  • Сыновья Лии: Рувим (Рэ’увен), Симеон (Шим’он), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун).
  • Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин).
  • Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали).
  • Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Ашер
Мозаика 12 колен Израилевых. Со стены синагоги в Иерусалиме

Сохранить Мозаика 12 колен Израилевых. Со стены синагоги в ИерусалимеOri229, Public Domain

Колено Иосифово

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Меннаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13. 

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией (Чис. 1:10).

Левиты

Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин (Чис. 1:47), не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан (Чис. 2:33); оно не получает удела в Земле обетованной и в Заиорданье (Чис. 26:57,62 и др.).

Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен.

Колена Израилевы

Толкования числа колен

Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число (Исх. 28:9-12, 21). Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

Колена Израилевы. Названия даны в варианте русского синодального перевода

Сохранить Колена Израилевы. Названия даны в варианте русского синодального переводаדניאל צבי и ברי»אCC BY-SA 3.0

Уделы

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

Краткая история

После смерти в 928 г. до н. э. царя Соломона единое Израильское царствораспалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732—722 гг. до н. э. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы.

Копия панели римской Триумфальной арки
Сохранить Копия панели римской Триумфальной аркиSteerpikeCC BY-SA 3.0

Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

История колен

В настоящее время

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Современные группы, утверждающие, что являются потомками Израилевых колен

а также

Йеменские евреи
Крымчаки

Другие группы

  • Бета Исраэль (Эфиопия)
  • Бней-Менаше
  • Хибру изрэалайтс (США)
  • Бней-Эфраим
  • Бней-Исраэль (Индия)
  • Кашмирская легенда Бней-Исраэль (Индия)
  • Евреи Игбо (Нигерия)
  • Дом Израиля (Гана) (англ.)
  • Британский израэлизм (Великобритания) (англ.)
  • Макуя (Япония)
  • Лемба (Южная Африка)
  • Другие многочисленные группы


guide-israel.ru

8 фактов о 10 потерянных коленах Израиля

1 Иаков – Израиль

Иаков был сыном Исаака, внуком Авраама – основателя еврейского рода. Правда, сыном не старшим, раньше на секунду родился его близнец Исав, которого Иаков держал за пятку – отсюда он получил и имя – от слова «акев» (пята, след). Исав был человеком простодушным и косматым, все время бегал по полям и охотился, а Иаков сидел с мамой Ревеккой в шатре и социально рос. Сначала он приобрел у ужасно голодного брата первородство за тарелку красной еды, а затем и перехватил отцовское благословение. Когда Исав опомнился, было уже поздно: Иаков скрылся в Месопотамии, в городе Харране, где от своих двоюродных сестер Лии и Рахили, а также двух служанок Зелфы и Валлы, родил 12 сыновей, от которых и пошли колена. Они называются коленами Израиля, а не Иакова, так как Иаков заслужил у Бога это имя, означающее или «борющийся с Богом», или «Божий герой», или «имеющий власть над силами». От этого имени и появилось название страны Израиль, которую населили его потомки. Книга Бытие, глава 28. «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».

2 Раздел Израиля

Когда царь Соломон умер, то 10, точнее 9 с половиной, колен подняли бунт против зубодробительной финансовой и внутренней политики его сына Ровоама, который пообещал воспитывать народ не бичом, но скорпионами. Так Ровоаму – потомку дома Давида – остались преданы только потомки Йегуды и Биньямина, а остальные основали отдельное царство – Северное Израильское – под руководством царя Иеровоама из колена Евремова. Это по ортодоксальной еврейской хронологии в переводе на христанское летоисчесление произошло в 928 году до нашей эры. Цари Северного Израиля оказались нечестивыми, отступили от служения Единому Богу Израилеву, воздвигли храмы с золотыми тельцами, вернулись к жертвоприношениям Молоху. Возмездием за грехи стал захват Северного Израиля ассирийцами и исчезновение у них в плену десяти колен Израиля, которые исчезли и с тех пор не появлялись.

3 Древние версии

Еще во времена вавилонского пленения пророку Иезекиилю в его видениях Бог говорит, что землю надо будет поделить между 12-тью коленами. А при освящении Второго Храма жертвы были также принесены от 12 колен. С тех пор те или иные легенды, гипотезы и теории появляются регулярно. Например, еврейский историк Иосиф Флавий, который жил в I веке нашей эры, утверждал, что «десять колен пребывают за Евфратом до сих пор и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». Некоторые видные талмудистские деятели полагали, что они живут в Адиабене – области в верхнем течении Тигра. Другие опредяляли их местонахождение в Африке, а также в малоазиатской Фригии, ближневосточном Эламе, на Кавказе. Существует сведения в Аггаде (это необязательная часть Устного Закона) о том, что потерянные евреи были угнаны за реку Самбатион, которая бурлит в будни, а покоится по субботам, так что ее нельзя перейти, не нарушая Закона. Но даже если попытаться, то она в тот самый момент снова начинает бурлить.

4 Версия Элдад Ха-Дани  

Этого путешественника, который утверждал, что происходит из потерянного колена Дана, называют в шутку еврейским «бароном Мюнхгаузеном». Он во второй половине IX века описал свои путешествия, и много свидетельствовал о стране Хавила (Страна Золота) у Красного моря, где, кроме данитов, живут колена Нафтали, Гада и Ашера. Географически эта территория была анклавом страны Куш — Эфиопии.   «Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками. И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их… У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы… Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».   Потомки других сыновей Иакова процветали, по словам Элдада, не меньше. Например, колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране хазар‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».   5 Евреи – чингизиды В «Великой хронике» — летописи пера английского бенедиктинца Матвея Парижского (неизвестно, почему парижского) из Сент-Олбанского монастыря – европейские и более удаленные от Англии события отличаются сказочностью. Так вот он и о нашествии Золотой Орды на Европу писал: «Полагают, что эти тартары, одно упоминание которых омерзительно, происходят от десяти колен, которые последовали, отвергнув закон Моисея, за золотыми тельцами и которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что дело это свыше человеческих сил, то призвал на помощь Бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом, и образовалось место неприступное и непроходимое». Однако, по мнению Матвея, евреи и тут выкрутились и отправились походом на христиан, чтобы их угнетать. 6 Киммерийцы и скифы Эта научная теория родилась после прочтения знаменитой наскальной Бехистунской надписи в Иране, высеченной по указу персидского царя Дария I. Она описывает события 523-521 годов до нашей эры.   Английский археолог Генри Кресвик Роулинсон, который расшифровал надпись, обращал внимание на то, что шапка израильского царя Иегу похожа на головной убор короля саков в дальней правой части изображения очень. При этом фонетически ассирийское название израильского Дома фонетически почти тождественно слову «кимирри» — кимерийцы. Но критики теории обращают внимание на то, что никакого сходства в материальной культуре и обычаях между скифами и евреями нет вообще. 7 Колено Манассия в Индии Это удивительная характерно индийская история народов мизо, куки и чин в индийских штатах Манипур и Мизорам. Они приняли христианство через протестантских миссионеров на рубеже XIX-XX вв. А затем решили, что являются потомками Манассии, которые мигрировали в Афганистан, а затем в Индию, назвали себя Бней-Менаше и стали активно обращаться в иудаизм. Одновременно это племя экспоненциально росло, увеличившись вдвое за три десятилетия. В 1979 году на Бней-Менаше обратила внимание организация «Амишав», которая пытается найти потерянные колена, в 2003 году у представителей мизо, куки и чин были взяты генетические образцы, в которых не было обнаружено признаков ближневосточного происхождения. Однако на следующий год исследование в Калькутте такие признаки нашло у некоторых женщин. В общем, сефардский раввин Израииля Шломо Амар в 2005 году признал Бней Менаше биологическими и духовными потомками Манассии, а годом позже все они получили право на репатриацию. Примеру Бней Менаше последовали и крестьяне-мусульмане одной из деревень Кашмира, которые назвали себя Бней Исраэль, не вступают в брак с соседями из других деревень, не работают в субботу, не едят рыбу без чешуи и т.п.

8 Необычные претенденты

Учитывая интерес к истории с 10-тью потерянными коленами, не мудрено, что многие народы, точнее, отдельные их представители периодически объявляют себя коленом. О своей принадлежности к избранному народу, например, объявило японское религиозное движение Макуя. Они считают, что даже императорский титул микадо происходит от еврейского ми гадоль (великий), не говоря уже о десятках других совпадений. Основатель теории британского израилизма и Всемирной церкви бога Герберт Армстронг утверждал, что англосаксы произошли от потерянных колен. А британско-американская гипотеза считает, что от скифов и киммерийцев, как потомков 10 колен, происходят финны, швейцарцы, шведы, норвежцы, ирландцы, валлийцы, французы, бельгийцы, голландцы, датчане, ирландцы и валлийцы. Теория о том, что почти все европейцы произошли от 10 колен сейчас продвигается через генетическую гипотезу гаплогрупп, по которой принадлежащие к гаплогруппе R относятся к потерянным коленам.
Константин Маркелов, © Русская Семерка

***
Генетика решила все загадки истории евреев

Впервые сопоставив полные геномы евреев из общин разных стран, ученые установили единство их происхождения, точные сроки, когда эти группы разошлись, и географию их древних миграций. Это отбрасывает популярную гипотезу, согласно которой евреи — собрание народов, в разное время принявших иудаизм

Иллюстрация: GettyImages/Fotobank
Иллюстрация: GettyImages/Fotobank

Опубликованы сразу две статьи о родственных связях между разными подгруппами евреев — остро дискуссионной теме для историков, антропологов и биологов. Исследования — первого ранга, из Nature и American Journal of Human Genetics; среди авторов — несколько первых звезд в этой области. Прорыв случился и в методе исследования, и в результатах. Впервые были исследованы полные геномы представителей известных подгрупп евреев — светлокожих ашкеназов Европы и США, оливковых сефардов Греции, Турции и Сирии, темнолицых мизрахов Ирана и Ирака, а также эфиопских и индийских иудеев. Портреты наиболее знаменитых евреев упомянутых подгрупп представлены в трех галереях: ашкеназы, сефарды и мизрахи.

 Исследователи сравнили сходства и различия в последовательностях из трех миллиардов «букв» генетического кода — и как рентгеном высветили множество деталей, которые были неизвестны либо являлись предметом споров. Еще сто лет назад историки Морис Фишберг и Джозеф Джекобс задались вопросом: кто такие евреи? Действительно ли это единый этнос? Или группа неродственных племен, объединенных религией и культурой? С тех пор появились даже такие авторы, которые пытались вывести происхождение ашкеназов от хазар, — ведь те действительно в какой-то момент приняли иудаизм. Можно вспомнить и историка Шломо Занда, который полагает, что евреи лишь собрание народов, в разное время принявших иудаизм. Исследование полных геномов опровергает эту гипотезу — и рассказывает нам подробную историю расселения евреев и их смешения с разными народами.Прежде чем двинуться дальше, я хочу объяснить, почему это исследование важно для всего человечества. Финны и евреи — важные объекты генетики человека, потому что обе группы имеют из-за близкородственного скрещивания весьма гомогенные геномы. Это делает финнов и евреев идеальными объектами изучения, своего рода дрозофилами или морскими свинками; они несут нам новые знания о генах вообще. Новые исследования действительно революционны: уже завтра генетики смогут рассказать каждому землянину, кем, с большой долей вероятности, были его предки.Но вернемся к евреям. Оказалось, что, за вычетом эфиопских и индийских общин, все люди, которые считают себя евреями, составляют отчетливую этническую группу, генетически обособленную от остальных народов.Внутри каждой подгруппы родство оказалось очень высоко (в среднем — как у родственников в четвертом-пятом поколении; оно в десять раз теснее, чем у двух случайно взятых ньюйоркцев). Мизрахи (жители Ирана и Ирака), как показали исследования, отделились от единого иудейского ствола совсем давно — 2500 лет назад. Это весьма логично: историки знают, что тогда множество евреев оказалось в вавилонском пленении.Предки остальных евреев, говорят авторы работы в Human Genetics, примерно во времена Христа расселялись по югу Европы. Об этом историки тоже знают: до Иудейской войны этот процесс шел медленно, а после изгнания евреев из Палестины — лавинообразно. В Южной Европе, как установили новые исследования, они получили около 30% примеси генов местных народов: итальянцев, сардинцев, французов. И это объяснимо: в ту эпоху для евреев нормальной практикой был прозелитизм — в иудаизм обратились до 10% жителей Римской империи.Далее в имеющихся исторических реконструкциях — большая дыра; мы видим лишь, что к Средневековью в Европе обнаруживаются две четко разграниченные группы евреев, о родственных связях и формировании которых ничего не известно. Новые исследования рисуют достаточно полную картину происхождения этих двух групп, и она весьма любопытна.Первая группа — это сефарды, про которых мы знаем лишь, что они жили в Испании, были изгнаны оттуда в 1492 году (помните «Испанскую балладу» Фейхтвангера?) и расселились во Франции, Италии, Греции, Турции и Сирии.Вторая — светлолицые, светлокожие (а часто и светлоглазые) и более склонные к наследственным болезням ашкеназы. Они появились на Рейне в VIII веке н. э. — но было неизвестно, откуда. Были предположения, что это хазары, принявшие иудаизм. Ашкеназы жили в Германии (вспомним «Еврея Зюсса» того же Фейхтвангера), а позже распространились по всей Восточной Европе. Почти все ашкеназы, жившие в Германии и на оккупированных ею во время Второй мировой войны территориях, были уничтожены в холокост. Многие из оставшихся в живых оказались в Израиле и США.Сефарды и ашкеназы традиционно находятся в некотором антагонизме. Даже селясь рядом, они редко вступают в смешанные браки; различается произношение слов на языке молитвы (иврите) и религиозная практика. Моя подруга Авива, сефард из Иерусалима, замужем за ашкеназом. Ее иногда подначивают знакомые рыночные торговки: как это он на тебе женился — может быть, он инвалид и не мог рассчитывать на «полноценную» невесту? Авива отвечает с усмешкой: «Ну, он носит очки…» Особенно яркие проявления расизма наблюдаются у ашкеназов — выходцев из бывшего СССР: многие из них откровенно презрительно относятся к «этим черным» и явно не чувствуют себя одним с ними народом.И вот один из наиболее обсуждаемых в СМИ результатов нового исследования: ашкеназы оказались генетически гораздо ближе к сефардам, чем считалось. Разошлись эти две группы относительно поздно. В обеих доминируют ближневосточные гены, их около 70%. В обеих группах есть и примесь генов французов, итальянцев и сардинцев — 20–30%: их явно унаследовали еще до разделения евреев на сефардов и ашкеназов. Но когда и как это разделение произошло?На мой вопрос два автора статьи в Human Genetics — профессор Гарри Ортерер и профессор Гил Атцмон — ответили одинаково: «По нашим выкладкам, ашкеназы и сефарды расстались около 60 поколений назад, то есть примерно 1200 лет назад». Ашкеназы, напомню, появились на Рейне как раз в VIII веке. Теперь можно быть уверенным, что ашкеназы — просто потомки южноевропейских евреев, которые двинулись вниз по Рейну. За последующие века ашкеназы получили небольшую примесь североевропейской крови (по новым данным, это около 7,5%), но авторы считают это вторичным наслоением, никак не говорящим об их происхождении от северных европейцев.Изучение геномов ашкеназов подтвердило один установленный ранее факт: примерно 1000 лет назад эта группа прошла через своего рода «бутылочное горлышко» — их популяция крайне сократилась. Авторы публикации в Nature еще несколько лет назад установили, что половина сегодняшних ашкеназов происходит всего от четырех женщин, живших в Европе 1000 лет назад. Из-за близкородственного скрещивания у ашкеназов так распространены генетические заболевания. Авторы публикации в Human Genetics подтверждают эти выводы. По их геномным расчетам, в последние столетия ашкеназы очень быстро набирали численность: к XV веку их было уже не менее 50 тысяч, к началу XIX века — 5 миллионов (эти расчеты ценны, поскольку у историков нет исчерпывающих переписей для этих периодов).Нарисовав картину родственных отношений между разными группами евреев, авторы говорят и об их соседях по этнографическому ландшафту. Как и было принято считать, ближайшие «родственники» евреев — бедуины, друзы, палестинцы. Последняя деталь: геномы индийских и эфиопских евреев, как оказалось, несут лишь остаточные следы их ближневосточного происхождения — эти колена растворились в местном населении, и их еврейство является не этнической, а культурной чертой.Сегодня мы увидели, как генетика рассказывает историю народов. Еще интереснее, когда она рассказывает историю конкретных семей. Например, авторы публикации из Nature несколько лет назад научились находить по генетическим чертам среди сегодняшних евреев потомков коэнов — касты первосвященников древнего Израиля. Об этом они захватывающе интересно рассказали Маше Гессен в интервью для ее книги Blood Matters (эту и другие истории из этнической генетики я охотно изложу в комментариях).Да что там коэны — эти исследования ставят каждого жителя Земли перед вопросом: касается это меня или нет? Моя жена — сероглазый, белокожий, веснушчатый потомок раввинов с Западной Украины — говорит, что все это ее нисколько не интересует. Она и так знала от родителей о своей национальной принадлежности и не видит тут ничего нового. Мне при том же происхождении, но, может быть, более левантийской конституции, наоборот, ужасно понравилось подтверждение моей бедуинской сущности — я ничего так не люблю, как сидеть со слегка отвисшей челюстью на жарком Синае и смотреть на горизонт. Теперь я знаю, что просто создан для этого.А вы хотите уже завтра узнать все о прошлом вашей семьи? Чтобы генетики рассказали вам, что ваши предки тоннами ели рыбу или, наоборот, скакали на конях по монгольским степям? Ненавидели жару или происходили из династии древнеегипетских жрецов? Или что ваша прабабушка наврала бабушке с три короба, и на самом деле не было у вас в роду никаких польских графов? Меняет ли это что-то в том, кто мы, сегодня?

Комментарии

СТАНЕТ ЛИ легче тем кто по галахе не еврей, но евреем является?

О, это очень интересный вопрос! Автор первоначального исследования о Коэнах, чья работа положила начало всему этому направлению, — глубоко религиозный человек (идея исследования ему вообще пришла в голову в синагоге во время службы — он подумал, что, если все Коэны действительно потомки Аарона, брата Моисея, то у него должно быть что-то общее с тем Коэном, который в тот момент читал из Торы, и это что-то должно жить на игрек-хромосоме). Для него принципиально, что результаты исследования не могут использоваться, например, чтобы проверить, настоящий перед вами Коэн или нет — именно потому, что в еврейской традиции принадлежность к Коэнам — часть устной традиции. И он, конечно, категорически против того, чтобы Израиль, скажем, ввел генетические анализы для тех, кто желает воспользоваться Законом о возвращении. Его логика совершенно понятна, когда речь идет о том, что нельзя подвергать сомнению слова человека и проверять их генетикой — еврейская традиция безусловно придает словам куда больший вес. НО — что делать с людьми, для которых устная традиция прервалась? Например, с «криптоевреями» на югозападе США — они последние годы пачками делают анализы ДНК и переходят из католицизма в иудаизм. Или с такими, как мы, советскими евреями? Я, например, совершенно случайно, в процессе написания книги о генетике, обнаружила, что я из Коэнов (мой родной брат сдал анализ на маркеры — у меня дефицит игрек-хромосомы). И что если бы, скажем, мой брат, будь он религиозным человеком, на основании этого анализа захотел бы занять в своей общине место, закрепленное за Коэнами? Пока, насколько я знаю, на этот вопрос ответа нет, но я не сомневаюсь, что в ближайшие годы раввины будут рассматривать такого рода дела.
И я думаю, что генетическая информация, как бы ни корежило от нее просвещенных европейцев (я буквально вчера, находясь в Париже, рассказывала об этом исслеовании — мне казалось, что мои собеседники готовы провалиться сквозь землю), вполне может стать инструментом прогресса и в этой области — там, где заявление «мы с тобой одной крови» убирает границы между людьми. Хотя я помню, как одна израильская исследовательница — есть там такой генетик, древняя совершенно женщина, давно официально на пенсси, но каждый день приходит в свой институт — так вот, она тоже автор одного из ранних исследований, продемонстрировавших, что между евреями и палестинцами генетических различий кот наплакал (какой сюрприз!). И вот она говорит, как всю жизнь ей казалось, что израильское общество изменится, если только рассказать ему эту правду. «И почему-то, — говорит она, — я никогда не думала о том, что когда враждуют родные братья, они мало думают о том, что у них на 50% совпадает ДНК».

 

ПОИСКИ ПРОПАВШИХ КОЛЕН ИЗРАИЛЯ

В издательстве «Мосты культуры/Гешарим» готовится к изданию книга Феликса Канделя «Поиски пропавших колен Израиля». Уже более двух с половиной тысяч лет, с тех пор, как 10 из 12 колен Израилевых были уведены в плен ассирийским царем Саргоном II (VIII век до н. э.), судьба потерянных колен является загадкой. Вокруг тайны их исчезновения сложилось множество легенд, ее безуспешно пытались разгадать теологи и ученые, на ней спекулировали авантюристы самого различного толка.Автор включил в свое повествование не только исторические сведения, но и предания разных веков, предсказания пророков и толкования мудрецов Израиля, фантазии мечтателей, измышления авантюристов, еврейские пословицы и афоризмы. Предлагаем вниманию читателя фрагменты будущей книги. 

Авраам Закуто

Пятнадцатый и шестнадцатый века были временем Великих географических открытий, расширивших представление о земном шаре. В 1488 году португальские моряки обследовали западное и южное побережье Африканского континента. Затем Христофор Колумб переплыл Атлантический океан и открыл Америку. Вслед за ним Васко да Гама обнаружил путь в Индию, обогнув южную оконечность Африки. Земли Американского континента исследовали П. Кабрал, Э. Кортес, А. Веспуччи и французские моряки. В 1520 году отправился в первое кругосветное путешествие Ф. Магеллан, обогнувший южную оконечность Америки.

Перечень первооткрывателей нескончаем; их имена вошли в историю мореплавания, но их достижения стали возможны лишь при участии многих и многих астрономов, картографов, изобретателей навигационных приборов. Среди них было немало евреев, и прежде всего назовем Авраама Закуто, историка, математика, профессора астрономии в Саламанке, судьба которого не отличалась от судьбы испанских евреев.

Закуто сконструировал первую металлическую астролябию – угломерный инструмент для определения положения небесных светил, отличавшийся большей точностью, чем прежние деревянные астролябии. Он же составил на иврите уточненные астрономические таблицы для определения широты Земли во время плавания, которые позволяли также вычислять время солнечных и лунных затмений, – таблицами Закуто, переведенными на испанский язык, пользовался Колумб во время своих экспедиций через Атлантический океан.

Существует рассказ о том, как в 1504 году, во время четвертого путешествия Колумба в Америку, астрономические таблицы Закуто спасли жизнь ему и его команде. Их захватили местные жители, грозили убить, но Колумб знал из таблиц о приближении лунного затмения и пригрозил туземцам карами Бога Испании, который лишит их лунного света. Затмение произвело неописуемый ужас; туземцы умоляли Колумба заступиться за них перед Богом и подчинились пришельцам.

После изгнания евреев из Испании Авраам Закуто оказался в Португалии, где стал придворным астрономом и официальным летописцем. Его советами воспользовался Васко да Гама во время путешествия в Индию; на его кораблях использовали астролябии и астрономические таблицы Закуто. Когда власти Португалии насильно крестили евреев, Закуто ушел из страны, испытал немало лишений в пути, был дважды захвачен в плен, освободился и жил в Тунисе. Затем эту страну захватили испанцы, жестоко обращавшиеся с еврейским населением; Закуто бежал в Турцию, побывал в Иерусалиме и Дамаске, – более о нем нет сведений.

На закате жизни Авраам Закуто создал главный свой труд – «Книгу генеалогий» о еврейских ученых разных поколений; ее издавали неоднократно на разных языках, и историк Г. Грец отметил: «Летопись Закуто была детищем старчества и несчастий. Он писал ее дрожащей рукой и с боязнью перед ближайшим будущим…» (В конце XX века в Португалии выпустили почтовую марку в честь Авраама Закуто.)

Авраам Закуто. Гравюра на меди 

Евреи – астрономы и картографы

В XIV веке жил на юге Франции Леви Герсонид, философ, математик, комментатор Библии; это он составил астрономические таблицы и усовершенствовал квадрант, названный им «открыватель глубин», – инструмент для измерения высот небесных светил, которым мореплаватели пользовались затем несколько столетий.

На острове Мальорка работали евреи – известные в Средиземноморье картографы и мастера по изготовлению навигационных приборов. Авраам Крескес, «магистр карт и компасов» при короле Арагона, и его сын Йеудасоздали «Mapa mundi» – новейшую по тем временам карту мира, в которую они внесли результаты путешествия в Китай венецианца Марко Поло. В 1391 году, после резни евреев на Мальорке, Йеуда Крескеспринял христианство и стал главой португальской навигационной академии. (В конце XX века в Португалии выпустили почтовую марку с изображением карты мира Авраама Крескеса и его сына Йеуды.)

Габриэль де Валлсеча составил карту мира, которой воспользовался затем Америго Веспуччи во время экспедиции в Америку. Морские навигационные карты составлял в XV веке Йеуда ибн Зара, а в Голландии этим занимался известный картограф Г. де Йоде (де Юдеис, «из евреев»), который работал с двумя сыновьями.

Педру Нуниш из семьи крещеных евреев – профессор математики Лиссабонского университета, географ и картограф – в 1529 году стал в Португалии «королевским космографом». Его называли «отцом современной картографии», и это он написал книгу «Искусство расчета в навигации» (в конце XX века в Португалии выпустили серию марок, посвященных Педру Нунишу, и отчеканили монету в сто эскудо, на которой он изображен с глобусом в руках). Внуки П. Нуниша бежали из Португалии от преследования инквизиции и вернулись в иудаизм.

Добавим к этому, что на картах Средневековья мир показан в виде круга‚ в центре которого находится Иерусалим, а на карте 1581 года, созданной Г. Бюнтингом в Германии, Земля изображена в виде трилистника‚ омываемого морями. Лепестки трилистника – Европа‚ Азия‚ Африка; сбоку‚ за морями‚ видна Америка, но в центре трилистника – Иерусалим.

Говорили в давние времена: «Эрец-Исраэль посреди мира‚ а Иерусалим в сердце Эрец-Исраэль». 

Повод для удивления.

В начале XVI века португальцы завоевали в Индии область Гоа, обнаружили там евреев со смуглыми лицами, и в Европе прошел слух о еврейском царстве в Кочине, населенном потомками исчезнувших колен Израиля. 

Новые надежды

Это было время, когда евреи разных стран заговорили о том, что река Самбатион высохла, а потому нет больше препятствий для десяти колен – выступить на защиту угнетенных единоверцев Европы и Азии. Сообщали даже, что огромные армии уже отправились в поход, нанесли поражение персидскому шаху, прибыли в Иерусалим, и турецкий султан, испугавшись, отдал евреям Святую землю.

В начале XVI века по Европе прокатилась волна слухов о надвигающемся всемирном потопе, который уничтожит человечество, погрязшее в пороках. Тогда же в Германии появились памфлеты с таким сообщением: армия Рыжих евреев – 600 тыс. человек, пехота и кавалерия в доспехах, – двигается в сторону Иерусалима, чтобы захватить Святую землю.

Христианским правителям были известны слухи о скором потопе и о походе Рыжих евреев, знали об этом и в Ватикане, – в такое время, при таких обстоятельствах и появился в Европе загадочный человек Давид Реувени. Одни исследователи называли его обманщиком и авантюристом, а другие не могли решить, считать ли его «шарлатаном или безумно смелым фантастом, и не хотел ли он сыграть роль Мессии».

У него была необычная внешность – смуглый карлик в восточном костюме. Он умел производить впечатление и убеждать собеседников. После него остались путевые записки на иврите, опубликованные в конце XIX века в переводе на английский язык: «Мемуары Давида Реувени. Средневековые еврейские хроники». В еврейском журнале «Восход» опубликовали рецензию на эту книгу (Петербург, 1896 год):

«История этого человека столь же любопытна, сколь и назидательна. Она показывает, как фикция, мираж может увлечь самых трезвых, испытанных жизнью людей, может возбудить самые несбыточные надежды… Да и то сказать: человеческое существование столь богато несчастиями всякого рода, что простое чувство человеколюбия требует не разрушать иллюзий, но оставить неприкосновенным все, что может помочь человеку переносить житейские невзгоды.

Тот человек, о котором будет у нас речь, сыграл роль облегчителя народных страданий. Посредством мечты, может быть, даже умышленного обмана, ему удалось… вдохнуть новую надежду в отчаявшиеся уже былосердца, – и в этом его оправдание».

Карта, составленная Г. Бюнтингом.
1581 год
 

Давид Реувени

Исследователь отметил в теперешние уже времена: «Словно из тумана встает перед нами фигура маленького странного человека по имени Давид Реувени. Кем он был? Мудрецом или невеждой? Откуда пришел? Куда направлялся? Бесчисленное множество вопросов роятся, не находя ответа…»

Путевые записки этого загадочного человека начинаются такими словами: «Я – Давид, сын царя Шломоблаженной памяти, младший брат царя Йосефа, царствующего в пустыне Хабор над <…> евреями из колен ГадаРеувена и половины колена Менаше. Царственный брат мой и его советники поручили мне специальную миссию в Рим к папе (да возвеличится слава его!)»

Давид Реувени (из колена Реувена) родился – как сам сообщал – в городе Хайбаре на Аравийском полуострове. В 1522 году он отправился оттуда в Джидду на аравийском побережье Красного моря, где задержался из-за «страшной болезни»: «Я пускал себе кровь, лечился прижиганиями, но не успел еще совершенно оправиться, как узнал, что в Эфиопию выходит какой-то корабль».

Так он попал в северо-восточную Африку и поселился в одном из эфиопских городов: «Все это время я лечился кровопусканием, так что с самого начала болезни выпустил более пятидесяти литров крови и сделал более ста прижиганий на теле и лице».

Первые два года своего путешествия Давид Реувени провел под видом странствующего дервиша, «потомка Мухаммада» – основателя ислама. Реувени прекрасно знал Коран, молитвы, нравы и обычаи мусульманского Востока, но его записки не дают объяснения тому, где и каким образом он этому научился. Во время изнурительных передвижений по пустыне «дервиш» Реувени проводил время в постоянной молитве, пил воду раз в несколько дней, ел только тогда, когда караван вступал в оазис, – а переходы между оазисами занимали несколько дней по невыносимой жаре.

«Потомок Мухаммада» пробыл десять месяцев при дворе правителя Эфиопии и возносил к небу молитвы, чтобы у царя было «счастливое царствование, полное отпущение грехов и наследственный удел в раю». Затем некий «негодяй… тайком насплетничал царю, что я вовсе не дервиш, а еврей из Хабора», и ему пришлось поспешно уехать в Египет.

Из Каира он отправился с караваном купцов в Эрец-Исраэль, под видом странствующего дервиша поселился в Газе и даже соседу-еврею не раскрыл свою тайну. Давид Реувени сказал ему: «В моей родной земле много евреев весьма ученых… С некоторыми из них я коротко знаком; они едят за моим столом… и мы любим друг друга». Еврей ответил на это: «Здесь не так. Мы, евреи, не можем даже говорить с арабами, потому что они нас ненавидят и больше любят собак, чем нас». И Реувени ему пообещал: «Не бойтесь. Конец близок… Вскоре вы будете свидетелями великих событий».

Из Газы он переехал в Хеврон, а оттуда в Иерусалим. Быть может, там у Реувени и зародилось намерение – помочь угнетенным единоверцам и с помощью правителей христианской Европы избавить их от турецкого владычества. В начале 1524 года Давид Реувени приплыл в Венецию и впервые сообщил евреям, что является посланником правителя еврейского царства в Аравии, однако подробности своей миссии не разгласил «ради блага всего Израиля». Оттуда он отправился в Рим, и в его записках сказано об этом так:
Пятнадцатого числа месяца адар 5284 года (19 февраля 1524 года) я появился у ворот Рима… На белом коне, с рабом, который шел впереди, сопровождаемый евреями, я въехал во дворец папы… Все кардиналы и вельможи собрались посмотреть на меня. 

Миссия Давида Реувени

Это было время побед могущественной Османской империи, вызывавшей опасения у правителей европейских стран. Еще в 1453 году Турция захватила Константинополь, столицу Византии, оплот православной веры; в 1517 году турки заняли Святую землю и Иерусалим, а через четыре года – незадолго до появления Давида Реувени – они вошли в Египет.

Это было время и Великих географических открытий, когда становились известны неведомые прежде земли и населявшие их народы – с обычаями и образом жизни, поражавшими воображение. Потому так внимательно прислушались в Европе к рассказам Реувени и ненадолго поверили в их невероятные подробности.

В Риме он беседовал с кардиналом, который обещал устроить аудиенцию у папы, и перед наступлением субботы отправился в дом уважаемых в городе раввинов. «У них я ужинал и переночевал. Наутро пошел с ними в синагогу, чтобы прочитать молитву за благополучное завершение путешествия, и выстоял до конца службы. Затем мы отправились назад. Масса народа, дети, мужчины и женщины толпились на нашем пути до самого дома. Я постился в субботу. И весь день до самой ночи ко мне приходили с приветствиями мужчины и женщины, евреи и христиане».

На другой день папа Климент VII принял Давида Реувени, и тот рассказал ему о еврейском государстве в Аравии, за рекой Самбатион, которым правит его брат царь Йосеф. У царя имеется 300 тыс. отборных воинов, которыми командует Реувени, и если правители европейских стран снабдят их огнестрельным оружием, пушками и ружьями, то совместно – с двух сторон – они смогут изгнать турок из Святой земли и избавить христианский мир от угрозы мусульман.

Это предложение понравилось Клименту VII; он поверил посланцу еврейского царя и – по свидетельству Реувени – сказал так: «Если тебе нужна помощь, достаточно начать переговоры с королем Португалии. Я ему напишу, и он все исполнит. Тем более что его <…> моряки привыкли плавать по Средиземному морю». На это Реувени ответил: «Сделай, как тебе угодно. Я исполню все, что прикажешь».

Климент VII рекомендовал Реувени португальскому королю; он собирался отправиться в Лиссабон, но неожиданно тяжело заболел, положение стало критическим, и хозяева дома, в котором он жил, решили, что Реувени умирает. Но он торжественно заявил, что не умрет от этой болезни, а соберет евреев в Иерусалиме, поставит там жертвенник и будет приносить на нем жертвы Всевышнему.

Давид Реувени провел в Италии год, ожидая приглашения от португальского короля. Он получал от почитателей богатые подарки, а некая женщина из знатной еврейской семьи преподнесла ему знамена удивительной расцветки, на одном из которых были вышиты Десять заповедей. Эти знамена сопровождали Реувени и его свиту по время передвижений из города в город, поражая евреев и христиан.

Последние месяцы перед отъездом Давид Реувени неоднократно постился по шесть дней подряд, «ничего не ел ни днем, ни ночью», а затем в течение сорока дней принимал пищу через три дня на четвертый. Современники рассказывали, что он был худой, с выступающими костями, имел очень изнуренный вид из-за непрерывных постов;  наконец Реувени получил приглашение и отплыл из Ливорно в Португалию в сопровождении двух секретарей и двух слуг. 

Повод для удивления.

Исследователи предположили, что Давид Реувени родился в Европе (на это указывает язык его путевых записок, «изобличающий по-немецки мыслящего человека»), а затем многие годы прожил в странах мусульманского Востока, – но документально подтвердить это невозможно.

Давид Реувени направляется в Португалию, чтобы познакомиться с Жуаном III

 

Встречи с королем Португалии

После приема у Папы Римского Давид Реувени почувствовал себя уверенно, возможно, и сам поверил, что он – брат еврейского царя Йосефа. В первые дни пребывания на земле Португалии он записал в путевом дневнике: «Пришел какой-то священник из Испании и стал <…> утверждать, что нет еврейского царства, и потому не может быть еврейских принцев. Я воспламенился сильным гневом <…> и вышвырнул его через окно на улицу. Толпа, стоявшая перед окнами, громко захохотала».

Король Португалии Жуан III предоставил Реувени краткую аудиенцию. Смуглый карлик в роскошных восточных одеждах отправился во дворец в сопровождении большой свиты и оставил воспоминание об этом посещении, в которое трудно поверить: «Это произошло в среду. Вся моя свита была на конях с мечами наголо. Войдя, я сказал королю и королеве, что очень устал с дороги, четвертый день ничего не ем и потому не расположен сегодня говорить с ними. Позвольте мне пойти домой, а завтра поговорим. Я нарочно не целовал руку королю при входе и выходе…»

Чиновники записывали сообщения Давида Реувени и передавали их во дворец: «Я из пустыни Хабор. Там есть 300 тыс. евреев-воинов из колен РеувенаГада и половины колена Менаше (да умножит их Г-сподь в тысячу раз!). Над нами царствует мой брат Йосеф, я же у него – военный министр. Другие колена располагаются в земле Эфиопской в четырех местах, а сыны Моше (Бней Моше) живут отдельно за рекой Самбатион».

И еще рассказал Давид Реувени: «Мы царствуем в пустыне Хабор, как царствовали наши предки с разрушения Иерусалима. У наших соседей, колен Шимона и Биньямина, тоже есть царь, Барух сын Яфета <…> Мы хотим отнять у турок Эрец-Исраэль, ибо наступило время спасения. Я пришел за мастерами огнестрельного оружия и знатоками боевых действий для обучения наших воинов, так как наше оружие – меч, лук и копье».

Казалось бы, кто мог поверить этому человеку, явившемуся неизвестно откуда? Король, естественно, наводил справки, но португальские моряки подтвердили рассказы Реувени; при дворе Жуана III находился некий принц из Индии, который сообщил, что в пустыне Хабор действительно живут богатые евреи, занимающиеся скотоводством, их царя зовут Йосеф и у него 70 мудрецов-советников.

Это, очевидно, убедило короля Португалии, который искал союзников для борьбы с турецким султаном. Он обещал отправить в Хабор корабли с ружьями и пушками и даже временно перестал преследовать марранов – евреев, насильно обращенных в христианство, которые тайно исповедовали иудейскую религию. 

Повод для размышления.

Давид Реувени отметил в своих записках: «Сначала мы захватим Эрец-Исраэль и ее окрестности‚ а затем наша армия отправится на запад и восток‚ чтобы освободить изгнанников Израиля». 

«Жив вовеки!»

Давид Реувени уверял всех, что родился в городе Хайбаре на Аравийском полуострове, а потому отвлечемся ненадолго и расскажем о евреях тех мест – жителях независимого царства (из рассказа Ш.-Й. Агнона «Под деревом»):

«Они многочисленны, как песок пустыни, и одеяния их почетны и нарядны; окутаны они шерстяными покрывалами с кистями по краям и ездят верхом, соседи покорны им и платят дань, но не как рабы, а как послушные домочадцы. И каждый из них – богатырь против десяти богатырей. Есть и такие, что берут в руки бедуина с конем, бросают их вверх и ловят <…> не дают коснуться земли.

Днем идет человек в поле, в виноградник, к пальмам или стадам своим, а ночью сидит перед старцами и внимает закону Моше <…>… А жены и дочери по шатрам варят и пекут, доят животных, сбивают масло и сыр, и шьют, и вяжут, и прядут, и веревки вьют, а лиц своих не показывают, чтобы людей до греха не довести, затем что <…> даны им многие прелести <…>

Все встают спозаранку на молитву, возносят три молитвы в день, обращая лица к Иерусалиму, а по субботам не выходят из шатров, сидят там день и ночь, славят Всевышнего <…> К субботе они снимают будничные одежды, надевают шитое золотом платье и откладывают оружие, ибо суббота защищает их <…>

А на исходе субботы все собираются вместе, пьют, едят, веселятся <…> и восклицают: Давид, царь Израиля, жив вовеки! Весь Израиль выходит из шатров и подхватывает: Давид, царь Израиля, жив вовеки! А женщины поглядывают из окошек <…>» 

Надежды на освобождение

Реувени оказался на португальской земле примерно через четверть века после изгнания евреев с Пиренейского полуострова. Евреи, оставшиеся в Португалии, вынуждены были принять христианство, большинство окрестили насильно, но они еще помнили те времена, когда открыто исповедовали иудаизм, помнили и жестокий погром в Лиссабоне в апреле 1506 года. Тогда выяснилось, что марраны тайно отмечали праздникПесах, – начались убийства, в которых погибли сотни человек; многих сожгли заживо на городских улицах.

Португальские евреи могли только мечтать о неведомых землях, где находилось независимое еврейское государство, но неожиданно в их стране появился брат царя Йосефа. Скептики, конечно, не поверили этому человеку, его невероятным рассказам: мало ли на свете фантазеров и самозванцев, способных навлечь беду на евреев, но ведь его рекомендовал Папа Римский, с ним разговаривал король Португалии, – какие могут быть сомнения!

Появление Реувени пробудило у марранов надежды на скорое освобождение; волнения среди них были невообразимыми: они приходили к нему, целовали его руки, рассказывали о своей горькой жизни. В Португалию даже приехали посланцы от еврейских общин Северной Африки, чтобы засвидетельствовать почтение «еврейскому принцу». Заволновалось и христианское духовенство, опасаясь отпадения новообращенных от церкви; король сообщил Реувени, что не сможет послать оружие в Хабор, и ему велели покинуть страну через два месяца.

Он путешествовал по Португалии; везде его встречали марраны, жаловались на притеснения, а Реувени им говорил: «Не пугайтесь. Цель моей поездки к королю состояла не в том, чтобы взять вас в Иерусалим, – нам еще предстоят большие битвы за Святую землю. Но после завоевания Иерусалима мы придем к вам и приведем в приготовленную для вас землю. Теперь же я могу только сообщить, что спасение близко».

Давид Реувени пробыл в Португалии не два, а четыре месяца, затем его посадили на корабль и выслали из страны. На юге Франции его арестовали; он пробыл в тюрьме два года и вышел на свободу после того, как местные евреи заплатили за него выкуп французскому королю.

Затем Реувени снова приехал в Венецию. Местные евреи приветствовали его как провозвестника скорого пришествия Мессии, а специальная комиссия венецианского сената даже рассматривала просьбу посланца царя Йосефа – отправить огнестрельное оружие в еврейское царство для совместной борьбы с мусульманами. Давид Реувени ездил по городам Италии, его сопровождала свита, и везде он обещал евреям скорое возвращение в Эрец-Исраэль.

Рассказ о нем будет не завершен, если не поведать о судьбе некоего молодого человека, которого звали ДиогуПиреш. 

Диогу Пиреш

Он родился в 1500 году в Лиссабоне, в еврейской семье, насильно обращенной в христианство. Диогу получил прекрасное образование, и хотя был очень молод, занимал видный пост на государственной службе, – полагают, что он был секретарем у королевы. По всей видимости, отец Диогу тайно обучал сына: только этим можно объяснить тот факт, что он знал иврит, разбирался в каббале и в раввинской литературе.

Диогу Пиреш был поражен появлением Давида Реувени. Молодой человек с пылкой фантазией и склонностью к экстазу принял без оговорок его рассказы и решил, что это единственный путь спасти марранов, которых преследовала инквизиция. Они встретились, но Реувени принял Пиреша настороженно: очевидно, он полагал, что этот юноша может привести к непредсказуемому развитию событий.

После их встречи Диогу решил, что он еще не достоин расположения такого выдающегося человека, не доказал своей принадлежности к еврейской вере, а потому совершил сам над собой обряд обрезания. Он долго болел, с трудом оправился и вновь пошел к Давиду Реувени, чтобы служить его делу. Тот понимал, какая опасность грозит маррану за отпадение от христианства, знал, что и его ожидает наказание за совращение в иудаизм, а потому приказал Пирешу отправиться в Турцию.

Турецкие евреи приняли его с почетом; красота Пиреша, молодость, знания, готовность жертвовать жизнью ради заветов отцов привлекали всеобщее внимание. Он изучал каббалу, в минуты экстаза имел видения и предсказывал будущее; по просьбе своих последователей написал книгу о пришествии Мессии, приурочив его появление к концу шестого тысячелетия от сотворения мира.

Диогу Пиреш пробыл в Турции два года, переехал затем в Эрец-Исраэль, в город Цфати наконец решил, что должен убедить Папу Римского в будущем величии Израиля и добиться от него, чтобы прекратили преследования марранов. К тому времени он уже поменял имя и стал называть себя Шломо Молхо. 

Шломо Молхо

Повинуясь внутреннему призыву, Молхо поехал в Италию, и у ворот Рима услышал таинственные голоса, предвещавшие падение этого города. Тридцать дней подряд Молхо сидел на Тибрском мосту неподалеку от Ватикана, посреди калек и нищих, – на том месте, по еврейскому преданию, должен находиться Мессия перед своим пришествием. Длительное воздержание от пищи не прошло бесследно: Молхо осенило откровение, и он предсказал во всеуслышание появление кометы, наводнение в Риме, наводнение на севере Европы и землетрясение в Португалии.

Молхо схватила инквизиция, но за него заступились кардиналы, а папа Климент VII, увлекавшийся астрологией и сверхъестественными явлениями, приказал освободить узника и выдал ему охранную грамоту. До исполнения своих пророчеств Молхо произносил мессианские проповеди в римских синагогах, воспламеняя слушателей, а затем отправился в Венецию, где снова встретился с Давидом Реувени. На этот раз тот его разочаровал, и он оповестил своих друзей, что именно он, Шломо Молхо, призван свыше к важной миссии.

Вскоре начали сбываться его предсказания. В октябре 1530 года река Тибр вышла из берегов и затопила Рим. Через месяц после этого Фландрия на севере Европы пострадала от наводнения. Еще через два месяца произошло сильное землетрясение в Лиссабоне и в других частях Португалии, а в завершение всего над римским небом появилась огромная комета, которую назвали кометой Галлея.

Слава Молхо была огромной; он с почетом вернулся в Ватикан и даже жил там. В это время приехала из Португалии делегация, чтобы получить папскую буллу на введение там инквизиции, но благодаря стараниям Молхо делегация потерпела неудачу.

У Шломо Молхо были враги среди евреев, которые опасались гонений из-за мессианских устремлений этого опасного человека; они перехватили его письмо, и за содержание письма Молхо приговорили к сожжению. Это случилось в 1531 году. Громадная толпа присутствовала на площади и видела казнь, но через несколько днейМолхо появился в Ватикане: по тайному приказу Климента VII сожгли другого заключенного, а Молхопришлось навсегда покинуть Рим.

Он снова встретился с Давидом Реувени, и в 1532 году они въехали в немецкий город Регенсбург с развернутым знаменем, на котором были начертаны на иврите первые буквы выражения из Торы: «Кто, как Ты, среди богов, Г-споди?..» В Регенсбурге находился тогда германский император Карл V; очевидно, Реувени и Молхо предложили ему союз с еврейским государством против турок, но Карл V приказал их арестовать и отдать под суд.

Судили их в итальянском городе Мантуя, и Давида Реувени приговорили к пожизненному заключению. Возможно, его не казнили лишь потому, что тогда пришлось бы признать ошибку Папы Римского, наместника Б-га на земле, который поверил обманщику и даже рекомендовал его португальскому королю. Реувени отвезли в Испанию, поместили в тюрьму инквизиционного трибунала, где он скончался, вероятно, в 1538 году.

Шломо Молхо приговорили к сожжению за отпадение от христианства, приговор привели в исполнение в конце 1532 года.

 

Знамя Шломо Молхо. XVI век

 

«Реувени, князь Иудейский»

Книгу под таким названием написал Макс Брод в 1925 году, и на последних ее страницах есть описание гибели Шломо Молхо:

«Улицы были переполнены, и путь ограждался барьерами. На площадях, через которые проходила процессия, устроили возвышения. В домах прилегающих улиц все места у окон заранее распродали по высоким ценам. На площади, где оглашался приговор, воздвигли главную трибуну с ложей для императора, герцога Мантуи и инквизиторов <…>

Молхо был связан: опасались, как бы он снова, как это было однажды в Риме, не произнес какого-нибудь заклинания и не учинил побега. Когда он был уже привязан к столбу <…> его спросили, не хочет ли покаяться и отречься от своих убеждений.

Сохранились последние слова Шломо Молхо:

– Раскаиваюсь только в том, что в юности моей исповедовал ту религию. Душа моя возвращается в дом Отца, где ей приятнее, чем здесь.

Тогда затрещали в огне пучки хворо­ста <…>

Летописец Йосеф а-Коен пишет: “Б-г принял к Себе его чистую душу и бережет ее, как оберегают играющего ребенка”.

Далее он сообщает: все были уверены, что огонь не властен над Молхо, а потому он спасется и на этот раз. И какой-то еврей в Риме публично, под присягой, заявил, что через восемь дней после казни Шломо Молхопришел к нему в дом живой и здоровый, а потом ушел и исчез.

Летописец отмечает также слухи, что Молхо каждую субботу посещает в Галилее свою невесту, и заканчивает свой рассказ такими словами: “Один Б-г знает это. Пусть же Он поможет мне написать, правда это или неправда”.

Такова судьба Молхо…»

Добавим к этому самую малость.

Невеста ожидает Молхо-провидца, что едет на ослике по Галилее. Вечная невеста, которую он посещает по субботам.

Любовь к ней дает ему прозрение с предсказаниями. Любовь спасает прорицателя от беды и костра.

Хупа – свадебный балдахин – раскинута на синагогальном дворе. Ждет раввин. Ждут свидетели, чтобы заверить брачное свидетельство. Ожидают семь почтенных мужей для прочтения семи благословений. Музыканты наготове с кларнетом, скрипкой, барабаном. Стакан, обернутый в фольгу, готов к тому, чтобы жених разбил его ногой – в память о разрушенном Храме.

Вечно влюбленный провидец ходит по Галилее.

Невеста, вечно его ожидающая, высматривает жениха из окна.

«Один Б-г знает <…> правда это или неправда». 

Повод для размышления.

Шломо Молхо оказал заметное влияние на пробуждение мессианских чаяний у еврейского населения Европы; евреи Праги хранили (и хранят) его личные вещи и знамя, а некий каббалист из Италии предсказал, что Молхо непременно воскреснет и отомстит своим судьям. В центре Иерусалима, напротив резиденции президента Израиля, есть улица имени Шломо Молхо.

Феликс Кандель, lechaim.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s