Что такое Святая Русь?

В чем святость Святой Руси?

Святая Русь. Художник: Михаил Нестеров

Святая Русь. Художник: Михаил Нестеров

Накануне дня Всех святых, в земле Российской просиявших, хотелось бы еще раз задуматься о смысле выражения «Святая Русь».

Почему из всех эпитетов к слову «Русь» подошел лишь эпитет «святая»? Почему Англия у нас старая и добрая, Германия — великая, Франция — прекрасная, Америка — свободная, а Русь — святая?

Можем ли мы сказать, что здесь имеется в виду актуальная святость русского народа? Вряд ли. Грех на Руси был всегда силен. Порой кажется, что русский народ как-то особенно склонен ко греху. Часто наши святители прославлялись кроме прочего за то, что усиленно боролись с безнравственностью и даже порочностью своей паствы, идущими от забвения церковной жизни.

К примеру, святитель Димитрий Ростовский сокрушался по поводу состояния своей паствы: «С обеих сторон худо: иереи глупы, а люди неразумны. Иерейские жены и дети многие никогда не причащаются; иерейские сыновья приходят ставиться на отцовские места, мы их спрашиваем: давно ли причащались? — и они отвечают, что не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, не радящие о своем доме! Как могут радеть о Святой Церкви люди, домашних своих к Святому Причащению не приводящие?» Результат такого священнического «окормления» был печальным: «Иные уже 10 лет, иные 20 не причащаются. А иные во всю жизнь свою не знают, что-то есть — причаститися Божественных Таин! Разве когда младенец был крещен, тогда и причащен». Следствием этого являлось почти полное нравственное запустение в народе: «Нравы народные были темны: бедность, суеверия, необузданность. Раздоры крестьян разных владельцев были постоянным явлением, и дрались шибко. Например, в Ростовской области крестьяне стольника Бутурлина чистили покосы. Как снег на голову являются крестьяне Дашкова „великим собранием с дубьем и с бердышами, и тех Бутурлина крестьян с товарищи убили замертво, ограбили кафтаны и шапки, и рукавицы, и топоры, и с ворот кресты, и мошны с деньгами обрали, и впредь они, крестьяне, похваляются на крестьян таким же убивством!“» (И. Посошков)[1].

И в другие времена на Руси можно найти подобные описания плачевного состояния народной нравственности.

В чем же тогда святость Руси? Кто-то может сказать, что она заключается в наших святых. Но православные святые были и есть в различных странах — и в языческих, и в мусульманских. И на территории Турции жило множество святых, но никому не приходит в голову применить к ней выражение «Святая Турция».

В рассказе Василия Никифорова-Волгина «Отдание Пасхи» есть один характерный эпизод, который может помочь в раскрытии нашей темы.

«Мы дошли до ночлежного дома. Сели на скамью. Около нас очутились посадские, нищебродная братия, босяки, пьяницы и, может быть, воры и губители. Среди них была и женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками.

— В древние времена, — рассказывал Яков, — после обедни в Великую субботу никто не расходился по домам, а оставались в храме до Светлой заутрени, слушая чтение Деяний апостолов… Когда я был в Сибири, то видел, как около церквей разводили костры в память холодной ночи, проведенной Христом при дворе Пилата… Тоже вот: когда все выходят с крестным ходом из церкви во время Светлой заутрени, то святые угодники спускаются со своих икон и христосуются друг с другом.

Женщина с лиловым лицом хрипло рассмеялась. Яков посмотрел на нее и заботливо сказал:

— Смех твой — это слезы твои!

Женщина подумала над словами, вникла в них и заплакала».

В реакции этой женщины можно увидеть ответ на вопрос о смысле выражения «Святая Русь»: Русь свята, потому что святость является ее непреходящим идеалом, потому что самый ни на есть падший на Руси человек знает, что «есть такая страна, где правда живет», и что любой, даже последний грешник на Руси, может в эту страну вернуться. «Женщина в тряпье, с лиловатым лицом и дрожащими руками» находилась на самом дне не только социальной, но и моральной лестницы. Тем не менее нескольких слов вразумления хватило, чтобы привести ее в сокрушение.

Русский народ всегда был как бы пропитан идеалом святости. В какую бы нравственную пропасть ни пал русский человек, он всегда реально осознавал свое падение и всегда помнил направление для возвращения к Богу.

Здесь можно выделить две составляющие: осознание своей греховности и вера, что Бог силен поднять человека с любого дна.

Русскому характеру свойственно признавать свою преступность. Без этого признания покаяние становится невозможным.

В рассказе одного из русских художников повествуется, как продажная женщина с возмущением отказывается позировать для картины, когда узнаёт, что живописец пишет с нее Божию Матерь.

В «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева наряду с другими рассказывается об убийце и грабителе Мишке Цыганке и упоминается, что «с полной откровенностью, совершенно искренно, он называл себя разбойником и с иронией относился к тем, которые по-модному величали себя „экспроприаторами“». Мало того, он знает, что за лихие дела ждет его страшное воздаяние в вечности: «Прощай, барин! — громко сказал Цыганок. — На том свете знакомы будем, увидишь когда, не отворачивайся. Да водицы когда испить принеси — жарко мне там будет».

Впрочем, само по себе признание своей греховности было бы бесплодно. Но подкрепленное верой в Бога, в существование святости и стремлением к этой святости, оно способно переродить человека. И эта вера всегда жила в нашем народе. Надеемся, что не умерла она и сейчас.

Неодолимость идеала святости и чувство собственной греховности в русском народе делали возможными обращение легендарного Кудеяра-атамана и реального разбойника Опты — основателя Оптиной Пустыни.

Вера и покаяние — вот основы духовной жизни, которые превратили «Русь изначальную», языческую в Русь святую, и, пока мы еще осознаем свою греховность и сохраняем веру в живого спасающего Бога, у нас есть надежда на то, что выражение «Святая Русь» для нашего времени не является историческим анахронизмом.
А. Горбачев, pravoslavie.ru 

Что такое Святая Русь? (+Видео)

О том, что понималось под Святой Русью в древности, как это понятие приобретало другое значение или актуально ли оно сегодня, 

— Что такое Святая Русь и как относиться к этому понятию сейчас? Начать, пожалуй, стоит с того, что словосочетание «Святая Русь» никто никогда не выдумывал, оно родилось само собой и известно с былинных времен. Но тогда оно обозначало не то, что мы сейчас под этим понимаем. В былинные времена Святая Русь понималась как Светлая Русь, родная земля, это было скорее поэтическое понятие, а не религиозное. Но словосочетание оказалось устойчивым, потом его широко использовали многие книжники и публицисты Древней Руси, и постепенно оно приобрело другой смысл, религиозный.

 

Скажем, известный старец Филофей, который писал о Третьем Риме, еще употреблял понятие «Светлая Россия», но он уже вкладывал в это религиозный смысл — он говорил, что перед Россией стоит колоссальная духовная задача, так как она по сути осталась единственной православной страной на земле. Пока будет держаться Светлая Россия, этот Третий Рим, не наступит конец света. Так говорил старец Филофей, так это понимали в XVI веке, тогда же об этом писал князь Курбский.

Постепенно это словосочетание вышло из употребления, подзабылось, и вспомнили о нем в начале XIX века, когда стали публиковать былины. Очень кстати тогда пришлось словосочетание «Святая Русь» — такой поэтический образ, который, начиная с Жуковского, Пушкина стал широко использоваться в первую очередь в литературной среде. Использоваться и переосмысливаться! Наиболее ярко это проявилось в творчестве Петра Вяземского — он посвятил Святой Руси несколько стихотворений. Вяземский как раз пишет о Святой Руси как о духовном идеале, который есть в России и которого Россия должна быть достойна. Она не заведомо святая, но должна таковой быть, стремиться к этому.

Только в начале XX века это словосочетание вводится в церковные тексты. В 1917 году появляется фраза: «Русь Святая, храни веру православную». Обратите внимание — это уже после Февральской революции. Казалось бы, Русь провалилась в какую-то политическую пропасть, «слиняла», как говорит Розанов, в течение двух-трех дней, а в церковных текстах появляется словосочетание «Святая Русь». Когда нет уже никакой надежды на государство, на монархию, остается надежда на Святую Русь. А что такое Святая Русь? Святая Русь — это конкретные люди, которые стремятся исполнять заповеди, готовы к мученичеству, исповедничеству, которые в последующие годы и стали мучениками и исповедниками.

Интересно, что понятие «Святая Русь» и даже просто «Русь» не просто входит в церковную терминологию, но и приобретает каноническое значение. В 1943 году это слово, как известно, вводится в Патриарший титул. До этого Патриархи именовались Патриархами всея России, потом просто России, а в 1943 году появилось понятие «Русь». Причем каким образом? Когда в 1943 году было восстановлено Патриаршество, Патриарх не мог называться Патриархом всея России, потому что Россией тогда именовалась только часть Советского Союза — РСФСР. А «Русь» — понятие, которое должно было означать некое духовное пространство на территории всего Советского Союза. Не мог же Патриарх именоваться Патриархом Московским и всего Советского Союза, поэтому стал Патриархом Московским и всея Руси.

И вот с 1943 года вся каноническая территория Московского Патриархата официально называется Русью, то есть всё советское, а теперь постсоветское пространство — это и есть Русь. Кроме того, Русь — это любое место на планете Земля, где служится литургия на церковнославянском языке и за литургией поминается Патриарх Московский и всея Руси. Таким образом, Русь, Святая Русь — широкое пространство, где живут и спасаются русские люди. Соответственно мы не можем говорить о том, что Русь или Святая Русь связывается с какими-то политическими системами, четкими границами, конкретной государственной властью. Зато мы можем сказать, что оно связано с определенной духовной задачей. И эта духовная задача до сих пор актуальна. Более того, она закреплена в конкретных терминах церковного права, в титуле Патриарха.

Подготовил Леонид Виноградов

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s