Вехи и события истории Русского народа


Календарь русских памятных дат

5 января 1878 г. Русские войска освободили Софию от полувекового турецкого владычества.

Шипка – памятник-музей русским и болгарским воинам, павшим в боях за освобождение Болгарии В этот день, 23 декабря (5 января) 1877 г. русские войска освободили Софию, столицу Болгарии, от турецкого владычества. В конце ноября 1877 г. победа Русской армии в битве под Плевной положила начало освобождению Болгарии. Месяц спустя, жестокой зимой 1878 года русские войска под командованием генерала Иосифа Владимировича Гурко совершили трудный переход через покрытые снегом Балканские горы. Позднее этот поход Русской армии историки сравнивали с походами Ганнибала и Суворова, при этом некоторые добавляли, что Ганнибалу было легче, ибо он не имел артиллерии.

В ходе кровопролитных боев с турецкими частями Шукри-паши русские войска освободили Софию. 4 января кубанские казаки из сотни есаула Тищенко сбросили с управы турецкое знамя. 5 января вся София была занята, а остававшиеся там турецкие войска поспешно отступили на юг. Как пишут историки, русские войска были встречены местным населением еще на подступах к городу с музыкой и цветами. Князь Александр Дондуков-Корсуков докладывал Императору Александру II: «Трогательны неподдельные чувства болгар к России, русским войскам».

А генерал Гурко отмечал в приказе по войскам: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны – переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом. Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей». Тогда горожане решили, что этот январский день станет ежегодным народным праздником. С годами решение забылось, однако в 2005 году софийская мэрия решила возродить былую традицию в связи со 125-летним юбилеем освобождения Болгарии от османского ига.

Русская линия

 

Русские войска освободили Софию от полувекового турецкого владычестваКартина А.Кившенко «Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года

Русско-турецкая война (1877-1878), вызванная подъёмом национально-освободительного движения на Балканах и обострением международных противоречий, велась Россией в целях усиления своего влияния на Балканах. Великобритания стремилась столкнуть Россию с Турцией и воспользоваться в своих интересах ослаблением обеих стран. Активная поддержка русской армии народами Балкан и Закавказья укрепляла моральный дух русских войск, в составе которых действовали болгарское ополчение, армянская и грузинская милиция. К осени 1877 года русские войска в упорных боях удержали позиции на Шипке и отразили наступление турецкой армии с Востока против Восточного отряда. На Кавказе было остановлено наступление турецкой армии, а в октябре она была разгромлена в сражении при Аладже. Русские войска перешли в наступление и в ночь на (6) 18 ноября штурмом овладели Карсом, а затем вышли к Эрзуруму. На Балканском участке войны (28 ноября) 10 декабря капитулировал гарнизон Плевны. Русская армия, насчитывавшая 314 тысяч человек против 183 тысяч человек у противника, перешла в наступление. Возобновила военные действия против Турции сербская армия. Западный отряд генерала Гурко в исключительно трудных условиях перешёл через Балканы и (23 декабря 1877) 4 января 1878 года занял Софию. В тот же день начали наступление войска Южного отряда генерала Радецкого и в сражении при Шейново (27-28 декабря 1877) 8-9 января 1878 года окружили и взяли в плен 30-тысячную армию Вессель-паши. (3-5) 15-17 января в сражении под Филиппо-полем (Пловдивом) была разбита армия Сулейман-паши, а (8) 20 января русские войска заняли Адрианополь. Враждебная России позиция, занятая Великобританией и Австро-Венгрией, и ввод английской эскадры в Мраморное море вынудили царское правительство воздержаться от занятия Константинополя. (19 февраля) 3 марта был подписан выгодный для России и балканских государств Сан-Стефанский мирный договор 1878 года. Война имела большое значение для освобождения народов Балкан от турецкого ига и завоевания ими независимости, а Россия вернула себе южную часть Бессарабии, потерянную после Крымской войны, и присоединила Карскую область. Были освобождены от турков и присоединены к России Южная Украина, Бессарабия, Крым, Северо-Западный Кавказ, Черноморское побережье Кавказа, юго-западная Грузия и северная часть Турецкой Армении.http://www.calend.ru/

На Шипке

rc_050212_Varna2

Студенты и преподаватели Варненского свободного университета приняли участие в национальных торжествах, приуроченных ко дню освобождения Болгарии 3 марта. По инициативе Русского центра ВСУ группа студентов и преподавателей университета поднялись на вершину горы Шипки в знак признательности ко всем, отдавшим жизнь за свободу Болгарии. Активными участниками похода стали студенты архитектурного факультета ВСУ, которые в этом году работают по проекту «Россия в сердце Болгарии», проходящего при поддержке фонда «Русский мир».

134 года назад на Шипченском перевале проходили одни из самых тяжёлых сражений в ходе Русско-турецкой войны. Оборона Шипки является важным эпизодом в этой войне. В августе 1877 года турецкие войска, спешившие на помощь султану, осаждавшему Плевну, встретили достойное сопротивление русских воинов и болгарских ополченцев. Основной задачей было не пропустить турецкие войска дальше и стоять не на жизнь, а на смерть за каждую пядь болгарской земли. Все атаки превосходящего по численности турецкого войска были героически отражены, турки так и не пришли на помощь своему султану, войско которого было разбито. 3 марта 1878 года был заключён Сан-Стефанский мирный договор, согласно которому вновь воскресло болгарское государство.

На вершине горы Столетов, названной в честь русского генерала, возведён памятник павшим воинам – памятник Свободе. Гигантский бронзовый лев и фигура женщины расположены над входом в башню и являются символами победы над османскими завоевателями.

Сюда 3 марта, в день национального праздника, приезжает много людей. Несмотря на тяжёлые зимние условия, все студенты и преподаватели поднялись на вершину. От имени Варненского свободного университета и фонда «Русский мир» студенты возложили венок к памятнику Свободе. Минутой молчания почтили память всех, кто пал в тех кровопролитных боях.

Русский центр в Варне

*************************************************************************************

 Подписан Русско-турецкий договор, оформивший вступление Турции в антифранцузскую коалициюКартина Иванова М.М. «Российская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом « (1799)

214 лет назад, 3 января 1799 г. в Константинополе был подписан Русско-турецкий союзный договор, оформивший вступление Турции во Вторую антифранцузскую коалицию (которую составляли Россия и Англия). С российской стороны его подписал В.С. Тамара (русский дипломат, чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе), а от имени Турции – Ахмед Ариф и Эссеид Ибрагим бей. Тенденция к сближению Турции с Россией и Англией возникла после Кампоформийского мира 1797 года, когда французы, захватив Италию, вплотную подошли к Балканскому полуострову и начали тайно поощрять национально-освободительное движение греческого населения Ионических островов и Мореи. Непосредственным же толчком к заключению союза и подписанию договора явилось вторжение французских войск в июле 1798 года в Египет, являвшийся турецкой провинцией. Россия предложила военную помощь, и Турция приняла ее. Присланная Павлом I русская эскадра под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова с разрешения султана вошла в Босфор. Уже в сентябре 1798 года турецкое правительство издало манифест об объявлении войны против Французской республики, и объединенный русско-турецкий флот начал военные действия, направленные главным образом на освобождение Ионических островов от французов. Фактически Турция уже тогда оформила свои союзнические отношения с Россией, вступив с нею в союз. Сам же Русско-турецкий союзный договор был подписан сроком на 8 лет (Турцией с одной стороны, Россией и Англией – с другой). В гласных (открытых) статьях договора стороны определили в качестве общей цели сохранение целостности своих владений и владений союзников, обеспечение безопасности, спокойствия и политического равновесия между державами, а также противодействие захватническим планам Франции. Но наиболее существенные обязательства сторон содержались в секретных статьях договора. В одной из них устанавливалось, что Россия обещала военную помощь Турции в борьбе с Францией – в частности, выставить в помощь союзнику 12 военных кораблей, а содержание русской эскадры возлагалось на Турцию. Согласно другой секретной статье, Россия впервые получила официальное право свободно проводить военный флот через Черноморский пролив – из Черного моря в Средиземное и обратно, где, в частности, говорилось, что Константинопольский пролив «открывается русским судам только на сей случай, для всех же других наций без исключения вход в Черное море будет закрыт». Следующий Русско-турецкий союзный договор был подписан 23 сентября 1805 года. Он подтверждал договор 1799 года и все обязательства и договоренности по нему. Однако, после победы Наполеона под Аустерлицем, Турция под давлением французской дипломатии стала нарушать данный договор, что привело к русско-турецкой войне 1806-1812 годов.
http://www.calend.ru/

****************************************************************************************

День святого Иоанна Кронштадтского

День святого Иоанна Кронштадтского (1908)Святой Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в семье бедного причетника Илии Михайловича и Феодоры Власьевны Сергиевых, в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Дед и другие предки в роду его отца были священниками на протяжении 350 лет. Мальчик был слаб здоровьем, часто болел. Мать подолгу молилась о сыне, и Ваня, видя молящуюся мать, сам учился глубокой проникновенной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Школьные дела у Иоанна шли плохо. Он много молился о даровании ему разума к постижению учения, и Господь услышал его молитву. После приходского училища он окончил Архангельскую духовную семинарию первым по успеваемости и Петербургскую духовную академию. Женился на дочери протоиерея Константина Несвитского — Елизавете. Супруги приняли на себя подвиг девства. Молодой священник был назначен ключарем Андреевского собора города Кронштадта. В то время правительство ссылало в Кронштадт убийц, воров и прочих уголовных преступников. На этих отвергнутых всеми людей и обратил внимание молодой кронштадтский священник. Ежедневно он приходил в их землянки и подвалы не на 10—15 минут, чтобы исполнить какую-либо требу и уйти; он шел к живой бесценной душе, к братьям и сестрам, оставался там часами, беседовал, увещевал, утешал, ухаживал за больными, плакал и радовался вместе с ними. Он сам отправлялся в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарством, за доктором, отдавал беднякам все свои деньги, одежду и обувь. Уходил он оттуда радостный, надеясь, что Господь пошлет средства для дальнейших благодеяний. Кронштадтские жители видели, как он возвращается домой босой и без рясы и приносили матушке обувь, говоря: «Твой отдал свою кому-то, придет босым». Раздавая бедным все свои средства, отец Иоанн скоро убедился, что такая благотворительность недостаточна, чтобы удовлетворить всех нуждающихся. Он призывал жителей Кронштадта помочь бесприютным беднякам. Люди деятельно откликнулись на просьбу пастыря. Стараниями отца Иоанна в Кронштадте был устроен Дом трудолюбия с мастерскими, школой, детским садом, приютом, столовой, библиотекой, бесплатной лечебницей, ночлежным и странноприимным домом. Благотворительная деятельность отца Иоанна исчислялась миллионами рублей в год.   10 декабря (по новому стилю — 23 декабря) 1908 года отец Иоанн совершил последнюю Литургию, а утром 20 декабря (2 января по новому стилю) тихо предал свой дух Богу. Похоронен в нижнем храме основанного им в декабре 1902 года Иоанновского женского монастыря на реке Карповке в Петербурге.   Прославлен святой праведный Иоанн Кронштадтский Собором 1990 года.
http://www.calend.ru/

******************************************************************************************************************
105 лет назад умер Иоанн Кронштадтский – человек, который мог бы стать примером для нынешних иерархов РПЦ
«Через его руки проходили миллионы, а он все раздавал бедным»

Не было в России начала ХХ века человека популярнее, чем протоиерей Иоанн Кронштадтский — скромный сельский священник, друживший с русскими императорами, вошедший в историю не только как идеолог русских «черносотенцев» из Союза русского народа, но и как величайший благотворитель, раздававший миллионы на помощь бедным.

Как вспоминали биографы Иоанна Кронштадтского, вообще-то в юности он хотел принять монашество и поступить в миссионеры, чтобы проповедовать христианство народам Сибири и Америки. Но увидев, что жители столицы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии», он решил остаться здесь. После рукоположения этого «миссионера» для перевоспитания направили в Кронштадт — место административной высылки асоциальных личностей и многочисленных нищих и чернорабочих. В Кронштадте о. Иоанн «стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом». Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене.

В начале 70-х к о. Иоанну приходит слава чудотворца – многие прихожане говорят, что нищий кронштадтский священник лечит болезни наложением рук. В 1883 году в столичной газете «Новое время» Алексея Суворина было напечатано от имени ряда частных лиц «Благодарственное заявление», в котором о. Иоанн официально был назван чудотворцем. Вскоре он получил такое почитание в народе, что в Кронштадте сложилась целая индустрия по обслуживанию значительного потока паломников, приезжавших в надежде на встречу с Иоанном. Даже кронштадтская почта вынуждена была открыть особое отделение для обслуживания его переписки должна была открыть: ежедневно батюшке приходили тысячи писем.

Вместе с письмами и телеграммами приходили к о. Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, полученные пожертвования о. Иоанн тут же раздавал — все, до последней копейки.

В то же время совершенно неверно представлять о. Иоанна Кронштадтского и в образе нищего монаха-францисканца. Напротив, по воспоминаниям современников, он любил дорогую одежду, а по российским провинциям он передвигался исключительно в министерском салон-вагоне, стоимость которого оплачивала принимающая сторона. Зарабатывал он и частными молебнами: обычно он прибывал в Москву на один день , где служил в домовом или монастырском храме, куда пускали только приглашенных по билетам лиц. Причем, твердых расценок на «гастроли» о. Иоанна не существовало: один из близких знакомых протоиерея писал, что знал лиц, вручивших ему за посещение 500 рублей, и тех, кто давал 5 рублей. Сам же отец Иоанн никогда не интересовался, сколько именно денег лежит в конверте, передавая все деньги своим помощникам на благотворительность. Известен случай, когда, получив при громадном стечении народа пакет из рук купца, о. Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» «Его счастье», — спокойно ответил о. Иоанн.

Андреевский собор в Кронштадте. В советское время собор был взорван.

Кажется, деньги вовсе не интересовали его – и это при том, что через его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (а по тому времени это колоссальные деньги!) На эти средства о. Иоанн устроил в Кронштадте замечательное учреждение — «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке. А еще он ежедневно кормил «золотой строй» – своего рода первый в России профсоюз нищих, образовавшийся в Кронштадте.


«Дом Трудолюбия»

И вот, в день 105-летия со дня смерти св. Иоанна Кронштадтского «Историческая правда» публикует воспоминания одного из друзей протоиерея Н.Н. Животова – о простых буднях «народного чудотворца» России.


о. Иоанн Кронштадтский со своей паствой

Н. Н. Животов

«Строй…»

Начинается рассвет. Спит еще Кронштадт и только «посадская голь» начала вылезать из своих «щелей» – грязных вонючих углов, в низеньких ветхих домишках.– Боже, неужели здесь живут люди, думал я, обходя в первый раз посадские трущобы, точно вросшие в землю. Оказалось, что не только живут, но живут плотнее и скученнее, чем, например, в богадельнях или казармах. Нары понаделаны рядами, а местами еще в два этажа! Голые доски, полутемная нетопленая изба, смрадная, нестерпимо пахучая атмосфера – вот общие признаки посадских «щелей». Не стану описывать подробнее отвратительную обстановку кронштадтской нищеты, потому что в ней нет ничего исключительного и особенного: такую же обстановку и бедность и если бедность, но непременно антисанитарную грязь можно встретить везде в России и везде, где нищета, там и грязь, где бедность, там и вонь; парадной, «нарядной» нищеты, как, например, в Германии, у нас нет. Хотя чистота в сущности ничего не стоит, но у русских она составляет исключительное достояние богатых…

Только что пробило пять часов утра, как из убогих посадских избушек начали выскакивать фигуры, мужские и женские, в каких-то «маскарадных» костюмах: кто в кацавейке и больших калошах, кто в зипуне с торчащими клоками ваты; на голове остов цилиндра, соломенная в дырах шляпа и тому подобное. Все торопятся, точно по делу бегут…

– Не опоздать бы, не ушел бы…

Только это у всех и на уме, потому что если «опоздать» или «он» ушел – день голодовки и ночлега под открытым небом.

Конечно, этот «он» – отец Иоанн, «отец» и единственный печальник всей кронштадтской подзаборной нищеты… Без него половина «посадских», вероятно, давно извелась бы от холода и голода.

– Куда же вы так торопитесь?– спросил я одного оборванца, когда первый раз знакомился с «золотой ротой Кронштадта».

– В «строй», – отвечал он, – кто опоздает к раздаче – после не получит.

Я пошел тоже за бежавшими…

На дворе было холодно и совсем еще темно; фонарей в этих улицах в Кронштадте нет, так что ходить приходится почти ощупью. Мы прошли несколько улиц, пока на горизонте обрисовался купол Андреевского собора.

– Где «строиться?» – спрашивали золоторотцы друг друга…

– У батюшки, у батюшки… Он сегодня не служит в соборе.

Когда я подошел к дому, в котором живет отец Иоанн, там собралось уже несколько сот оборванцев и народ продолжал стекаться со всех сторон.

– Стройся, стройся,– слышались голоса.

Сотни собравшейся голи начали становиться вдоль забора, начиная от дома отца Иоанна по направлению к «Дому трудолюбия». На одной стороне становились мужчины, на противоположной панели– женщины. Меньше чем в пять минут образовалась длинная лента из человеческих фигур, примерно в полверсты. Бедняки стояли в три колонны, то есть по три человека вряд, так что занимали всю панель, женщин было гораздо меньше мужчин.

Все ждали…

Долго я ходил по линии «строя», всматриваясь в эти изнуренные лица, исхудалые, оборванные фигуры… На лице каждого можно было прочесть целую житейскую драму, если не трагедию… Были тут молодые, почти юноши и седые старцы, попадались на костылях, убогие, с трясущимися головами, с обезображенными лицами…

Да, такую коллекцию «сирых» трудно подобрать; если каждый из них в отдельности не способен тронуть сердце зрителя, то коллекция этих «детей отца Иоанна» может заставить дрогнуть самое черствое сердце! Пусть большая часть их пьяницы или люди порочные, пусть сами они виноваты в своем положении, но ведь это люди… люди страдавшие, страдающие и не имеющие в перспективе ничего, кроме страданий! Вот бывший студент медицинской академии, вот надворный советник, поручик, бывший купец миллионер, вот родовой дворянин громкой фамилии… У этого семья и больная жена, у того старуха мять, сестры… Мне показали старика, который двадцать лет питается одним хлебом и водой, у него высохла правая рука, он лишился возможности работать и двадцать лет живет подаянием отца Иоанна. Двадцать лет он не имеет собственного угла, не видал тарелки супа и если бы не отец Иоанн, то давно умер бы с голоду.

Я просил показать мне этого старика. Несчастный стоял в хвосте «строя» в первой колонне.

– Любоваться пришли,– ядовито обратился он ко мне с укором, когда я остановился против него…

Вид старика был суров; нависшие седые брови почти закрывали глаза, а всклокоченная седая борода спускалась на грудь; глубокие морщины и желтый отлив кожи красноречивее слов свидетельствовали о пережитом старцем… Его высокая фигура как-то сгорбилась, а правая рука висела без движения…

– Возьми, старец, – протянул я ему руку с кредитным билетом.

– Оставьте себе или дайте вот им, – отвечал он, мотнув головой в сторону «строя» и не принимая моей руки, – я не нищий, моя правая рука высохла, а левая не принимала еще милостыни…

– Да ведь ты же двадцать лет живешь подаянием?

– Ложь! Двадцать лет меня питает отец Иоанн, но милостыни я не просил и подаяния не принимал.

– Так если ты берешь от отца Иоанна, почему же не хочешь взять от меня?

– Я не знаю тебя и знать не хочу, а отец Иоанн – мой отец, он не свое дает, а Божие, дает то, что он получает для нас от Бога. Ты даешь мне двугривенный, как нищему, а отец Иоанн дает мне, как родному; как другу дает любя… Он тысячу рублей дал бы, если бы нас меньше было, для него деньги не имеют той цены, как вам, господин…

Еще не было шести часов, когда из калитки хорошо знакомого «золоторотцам» дома, вышел батюшка… Толпа заколыхалась, но все остались на местах, обнажив только головы.

Отец Иоанн снял свою шляпу, сделал поклон своим «детям», перекрестился на виднеющийся вдали храм и пошел по «строю».

– Раз, два, три… десять… двадцать…

Двадцатый получил рубль для раздела с девятнадцатью коллегами. Опять: «раз, два, три… десять… двадцать» и опять рубль. Так до самого конца «строя». Только что кончился счет, вся толпа бросилась со своих мест к батюшке. Кто становился на колени, кто ловил руку батюшки для поцелуя, кто просил благословения, молитвы; некоторые рассказывали свои нужды… И отец Иоанн всех удовлетворил, никому не отказал; видно было, что почтенный пастырь сроднился с этой средой, понимает их без слов, по одному намеку, точно так же, как и толпа понимает его по одним жестам…

Окруженный и сопровождаемый своими «детьми», отец Иоанн медленно движется к собору Андрея Первозванного (или церкви «Дома трудолюбия») для служения ранней обедни. Исчез батюшка в дверях храма и толпа рассеивается по городу, лишь ничтожная часть остается на паперти для сбора подаяний. Это уж профессиональные нищие, которых, однако, сравнительно очень немного, и напрасно некоторые полагают, будто отец Иоанн размножает нищих.

«Строй» золоторотцев, как я называю нищих отца Иоанна, образовался давно уже, лет тридцать, но дисциплинировался, развился и приумножился за последние годы. По самому умеренному расчету, число бедняков, живущих на счет отца Иоанна, достигает тысячи человек, причем все они ежедневно утром и вечером получают несколько копеек. Независимо от этого для них устроены на средства кронштадтского пастыря ночлежный приют, рабочий дом и двенадцать благотворительных заведений. Я упоминал прежде, что содержание приютов, лечебниц, мастерских и других заведений при кронштадтском «Доме трудолюбия» обходится отцу Иоанну в пятьдесят– шестьдесят тысяч рублей ежегодно, не считая утренних и вечерних раздач, а также случайных выдач, более или менее крупных.

Бедняки привыкли смотреть на заботы о них почтенного пастыря, как на что-то должное, почти законное. Если иногда случается, что при разделе «строй» получает по две копейки на человека, вместо ожидавшихся трех, то раздаются громкие протестующие голоса:

– Не брать, ребята, ничего не брать, не надо. Этак завтра батюшка по копейке даст. Что ж мы будем на улице ночевать, что ли (в ночлежном приюте взимается по три копейки с человека).

– Митрич, ступай депутатом к батюшке; скажи, что меньше трех мы не берем.

Впрочем, эти голоса никогда не одерживали победы и оставались в ничтожном меньшинстве. Ни «Митрич» и никто другой никогда не решились бы идти с протестом, а так погалдят, пошумят, возьмут, конечно, то, что дают, и разбредутся по домам.

Отец Иоанн и сам смотрит на заботы о кронштадтских бедняках, как на свою обязанность. Последние годы он не имеет времени оделять «строя», но поручает это, кому-либо из приближенных, а когда уезжает в Москву или на родину, то оставляет на все дни определенную сумму с тем, чтобы бедняки ежедневно утром и вечером получали по три или пять копеек (смотря какими ресурсами располагает пастырь).

«Строй» обожает своего «отца» и «кормильца», нравственное влияние батюшки на него громадно.

Однажды имел место следующий случай. Бывший полицеймейстер Головачев сообщил отцу Иоанну, что его нищие занимаются грабежами и что один из них сорвал с господина Б. дорогую бобровую шапку, когда тот проезжал вечером по одной глухой улице. В тот же день по получении этого известия отец Иоанн собрал свой «строй» и объявил ему неприятную весть. «Строй» молча выслушал батюшку, и десятки голосов отвечали:

– Не наших это, батюшка, рук дело. Сегодня же мы разузнаем и найдем виновника.

Действительно, в тот же день вечером бобровая шапка была представлена отцу Иоанну…

Вообще, довольно батюшке намекнуть о каком-либо желании, чтобы бедняки немедленно приняли все меры к выполнению воли своего «отца».

«Строй» подвергается довольно частым видоизменениям. Можно назвать несколько десятков (а может быть, и сотен) бедняков, которые под влиянием пастырства отца Иоанна и при его материальной поддержке и помощи сделались теперь если не богатыми, то сравнительно достаточными тружениками: некоторые получили хорошие места, Другие сделались торговцами, третьи покинули Кронштадт и Петербург, отправившись на заработки в провинцию. Но прибывающих всегда больше выбывающих, почему численность «строя» растет с каждым годом. Конечно, в массе есть люди порочные, есть и профессиональные нищие, но можно утверждать, что хороших больше, чем худых, и несчастных больше, чем порочных, даже много больше. Отец Иоанн знает про плевелы своей паствы и старается игнорировать их по возможности, но никогда не выделяет их из «строя» при разделе подаяния, руководствуясь общим правилом: «просящему у тебя дай». А если этот «просящий снесет подаяние в кабак – это дело его совести, он за это отвечать будет.


о. Иоанн Кронштадтский с семьей

Отец Иоанн, как мы видели выше, отправляет в течение долгого тридцатипятилетнего периода все священнические обязанности, до законоучительства включительно, наравне со всеми другими иереями у него есть свои прихожане, требы и так далее, как и во всех других церквах с одним или несколькими священниками; но та деятельность, о которой мы будем говорить ниже, выходит из пределов «прихода» кронштадтского Андреевского собора, как вообще она выходит из пределов обязанностей духовного отца и пастыря церкви. Эта деятельность «вне-нормальная», если можно так выразиться, «или сверх-нормальная», и она-то дает отцу Иоанну тот нравственный облик, который подобно магниту притягивает к себе сердца людей, заставляя их искать скромного и ничем по внешнему виду или положению не выделяющегося священника.

В своем месте мы говорили о необыкновенной популярности отца Иоанна, представляющего собой образец, как добродетели, так и скромности чисто-христианской, и здесь мы хотим только протестовать против упреков некоторых скептиков, ставящих отцу Иоанну чуть ли не в вину его популярность. Мы можем засвидетельствовать, что у отца Иоанна Сергиева постоянно правая рука не знает, что, делает левая. Он избегает всякого проявления благодарности, прячется от разных депутаций или демонстраций и неоднократно, при виде встречающей его тысячной толпы, он восклицал:

– Что мне с ними делать? Научите, куда от них укрыться…

Пробовал отец Иоанн просить своих почитателей с церковной кафедры держать себя скромнее и не устраивать ему триумфов, при редких беседах с представителями печати он просто умолял не печатать о случаях исцеления его молитвами и вообще не писать о его деятельности; наконец, придумывал он разные потаенные входы и выходы, но все напрасно! Чем больше избегал он огласки и популярности, тем больше его преследовали, так что, махнув в конце концов на все рукой, он сделался совершенно равнодушен ко всему окружающему и не замечает, кажется, что происходит вокруг. Затрут ли его толпой, он будет стоять и ждать, пока кто-нибудь не высвободит его, или сами осаждающие не сделаются снисходительнее; встречают ли, провожают ли его, он раскланивается, терпеливо все выслушивает и как посторонний свидетель идет далее своей дорогой. За все тридцать пять лет священнослужения отец Иоанн не только ни разу не вызвал какой-либо демонстрации, но не дал даже малейшего повода заподозрить его в желании стать предметом демонстративного чествования. Мало того, когда он замечал только желание с чьей-либо стороны эксплуатировать его популярность (а таких поползновений было множество), он резко и решительно обрывал свои отношения.

Мы говорим все это, чтобы поставить благотворительную деятельность кронштадтского пастыря в надлежащем виде. Человек, который сам спрашивает «Дом трудолюбия», сколько он ему прислал или пожертвовал тогда-то; который, получая одной рукой запечатанный пакет с деньгами, тут же передает его просящему, не распечатывая; наконец, который отдает неимущим все, что получает с имущих, а это «все» равняется нередко сотням тысяч рублей, такой человек не может искать популярности просто потому, что она ему ни на что не нужна. Человек, который отказывает в посещении предлагающему ему тысячу рублей, а идет в подвал к нищему, которому, кроме посещения, надо еще дать из своего кармана помощь материальную, не может быть заподозрен в какой-нибудь корысти… Здесь нет места мелочным целям земного тленного богатства.

Переходим теперь после этой оговорки к подробностям благотворительности отца Иоанна. Мы видели десятки случаев, когда молитва отца Иоанна совершала даже чудеса, перерождала душу и сердце человека, совершала нравственный подъем упавшего духа, исцеляла телесные недуги и так далее. Легкомысленно было бы думать, что всякий больной, обратившийся в критическую минуту к молитве отца Иоанна, получал непременно исцеление. Тогда это была бы какая-то клиника, в которую обращались бы все «на случай», как теперь обращаются к барону Вревскому и разным знахарям.

– Поможет – хорошо, а не поможет – все равно умирать надо – доктора отказались лечить…

Если мы знаем сотни случаев, когда молитва отца Иоанна спасала больных и помогала умирающим, то мы знаем также тысячи случаев, когда к нему писали и ездили «на авось», но никакой помощи ни получали.

— Молитесь, Господь поможет вам по вере вашей,— говорит всегда отец Иоанн и в этом смысле молится сам.

(Публикуется по изданию «Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников».)


о. Иоанн Кронштадтский во время путешествия

«Историческая правда», http://www.istpravda.ru

***********************************************************

День преподобного Илии, чудотворца Муромского

1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха.

Прототип былинного богатыря — преподобный Илия ПечерскийВсю свою жизнь провел Илия в походах, а в конце жизни принял монашеский постриг и затворился в Киево-Печерской лавре. Здесь и покоятся его святые мощи. Правая рука его сложена в кисти троеперстно, левая — пробита копьем. В некоторых воинских частях России построены часовни во имя преподобного Илии Муромца. Именно этот святой был взят как прототип былинного богатыря Ильи Муромца.
День Ильи Муромца
Былинный богатырь Илья Муромец
Дата по старому стилю: 19 декабря В этот день на Руси чтили память Ильи Муромца — былинного богатыря, которого считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем — стражи Руси, символы могущества нашего Отечества. Считается, что прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха. Прототип былинного богатыря — преподобный Илия Печерский В этот день полагалось поклониться родной земле и вспомнить славные подвиги народных героев — защитников Отечества. В наши дни Илья Муромец считается покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Пограничной службы России. Лучшим блюдом для этого дня (который, кстати, позже совпал с Новым годом) был жареный поросенок. 1 января крестьяне гадали, будет ли урожайным наступающий год. Для этого шли на перекресток, чертили на земле палкой крест и прикладывались к нему ухом: если слышалось, что едут сани с грузом, это сулило богатый урожай. Считалось, что сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — гороха, чечевицы и ягод. Если же погода была теплой — ожидали, что уродится рожь.
Calend.ru

***********************************************
Александр Невский. Киевская брешь

6 декабря день памяти Александра Невского – великого князя Киевского. В этот день в 1263 году во Владимире было погребено тело великого русского полководца выдающегося дипломата сокровенного молитвенника – святого благоверного великого князя Александра Невского. Его мощи были обретены нетленными в год Куликовской битвы в 1380 году. В 1547 году, в год коронации царя Иоанна Грозного, Александр Невский был причислен к лику святых. В 1723 году император Пётр Великий указал перенести святые мощи из Владимира в Петербург, в Александро-Невский монастырь…

 Святой благоверный великий князь Александр Невский
Знак зримой победы
 
Имя великого князя Александра Невского у нас ассоциируется с успешным противостоянием православной Руси Западу, его ересям и наглым поползновениям на мировое владычество.
В 1938 году, в грозовую предвоенную пору, в Советском Союзе был создан фильм «Александр Невский». На просмотр киноленты люди ходили целыми коллективами, случалось – с оркестрами. Понять ли нам теперь то время? В народе уже было порушено чувство соборности, но ещё сохранялось чувство коллективизма. Центральное событие фильма – разгром немцев на Чудском озере – будило историческую память. В 1939 году фильм был изъят из проката: СССР заключил с Германией мирный договор. В 1941-м фильм вновь стал популярен. А через год, после катастрофы первых месяцев Великой Отечественной, Верховный Совет СССР учредил орден имени великого православного князя-полководца. Это был год 700-летия Ледового побоища. Тогда же появился плакат – Александр Невский ведёт ратников в бой. Плакат подписан словами И. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Александр Невский в кинокартине произносит фразу об очередных, грядущих врагах: «Жив буду – сам побью, а помру – сынам накажу». На века сказано.
Имя Александра Невского – знак зримой победы.
Правительство современной России в 2010 году учредило орден Александра Невского. Задуманный Петром Великим, он вручался как высокая государственная награда Русской империи в 1724-1917 годы. Возобновлённый И. Сталиным орден вручался в СССР. Это был единственный советский орден, носивший имя православного святого. Статистика утверждает, что этот орден вручался много чаще других «полководческих» орденов, им награждались и лейтенанты, и генералы. Но кавалеров этого ордена оставалось после войны мало: награждённые часто погибали в ходе дальнейших боёв. Ныне у ордена – третий период жизни. Имя святого Александра Невского объединило все времена нашей истории.
Храмы
 
Здесь мы не будем говорить о том, почему пламенные революционеры «досталинской поры» испытывали ярую ненависть к Александру Невскому. Но вспомним, что в ряду сотен уничтоженных православных храмов были взорваны многие соборы, в том числе и кафедральные, освящённые в честь Александра Невского. Города, в которых это случилось, чтобы не забывать русской географии, несложно назвать: Краснодар (храм восстановлен), Киров, Махачкала, Москва – крупнейший в России – 21-купольный собор, Ростов-на-Дону, Саратов, Царицын, Каменец-Подольский (восстановлен), Симферополь (восстанавливается), Феодосия, Астана, Баку, Батуми, Бобруйск, Варшава, Даугавпилс, Тифлис… В Харькове была уничтожена Александро-Невская церковь (на Заиковке). Предпринималось несколько попыток взорвать Александро-Невский собор в Новосибирске, устоял. Пережила богоборческое лихолетье Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге, пережили красную эру соборы в некоторых западных пределах – в Софии, Таллинне, Петрозаводске. Уцелели некоторые крупные соборы и в глубине русских пространств… Обращает на себя внимание, что храмы Александра Невского были в ряде случаев разрушены как бы по окоёму Российской империи, а также в некоторых особо значимых городах. Был ли у руководителей разрушений в этом некий магический умысел? Как бы то ни было, богоборчество 1930-х объективно послужило делу расширения западной экспансии в последующую, нам современную эпоху. В Киеве в 1934 году был снесён замечательный, выполненный в «византийском стиле», Александро-Невский храм…
  
В Киеве священном
 
Церковь Александра Невского в Мариинском парке была возведена в 1889 году по проекту выдающегося архитектора Владимира Николаевича Николаева (1847-1911), автора нескольких замечательных киевских церквей, светских зданий и памятников. Он создал такой шедевр, как Трапезный храм в Киево-Печерской лавре. Из светских зданий назовём здесь примечательные особняки – Ф.Ф. Трёпова (Союз писателей), Ф.А. Терещенко (музей Русского искусства) и Купеческого собрания (Национальная филармония). Николаев также автор постамента знаменитого памятника Богдану Хмельницкому. Нам теперь трудно представить, как неимоверно силён был общерусский дух в расцветающем Киеве в конце XIX – начале XX веков. Но вспомнить об этом можем.
В 1888 году, в год 900-летия Крещения Руси, по всей стране проходили массовые торжества. Их центр находился в Киеве. Всё в тот год дышало исторической памятью, исторической правдой. Инициатором торжеств был митрополит Киевский и Галицкий Платон (Городецкий; 1803–1891). Инициатива нашла высочайшую поддержку. Император Александр III издал соответствующее повеление. Торжества в Киеве начались 11 июля с открытия памятника Богдану Хмельницкому. Город преобразился, «масса зданий была убрана роскошно: на многих окнах и балконах были выставлены бюсты государя императора, изображения святого князя Владимира, святой княгини Ольги, святых Кирилла и Мефодия и святого Николая Чудотворца…». В день главных торжеств 15 июля (день памяти князя Владимира, 28 июля по н. ст.) был совершён многотысячный крестный ход, войска стояли шпалерами, при погружении креста в воду был совершён 101 залп…
Место под храм Александра Невского в Мариинском парке было освящено на следующий день – 16 июля. Символический камень заложил Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) – обер-прокурор Святейшего Синода, выдающийся идеолог монархии, учёный-правовед, писатель, друг Ф.М. Достоевского. Примечательны его выступления в дни торжеств. Он говорил о значении крещения для Руси – для дальнейшей судьбы народа и государства. Говорил о том, что Господь Бог дал русскому народу «вынести тяжкое иго степных варваров, сбросить его с себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть свои отхваченные врагами окраины, добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками…».
Основным жертвователем на строительство киевской церкви Александра Невского был генерал-адъютант Фёдор Фёдорович Трёпов (старший; 1812–1889), бывший Санкт-Петербургский градоначальник, ушедший в отставку и переехавший в боголюбивый Киев после совершённого на него покушения. Другими жертвователями стали крупные предприниматели – Федор Артёмович Терещенко (1832-1894), Иван Николаевич Терещенко (1854–1903), Яков Николаевич Бернер (1837-1914), Михаил Парфентьевич Дегтярёв (1831-1898). Замечательно, что миллионер Михаил Дегтярёв при жизни слыл скупердяем, который «готов был торговаться за пятак». И лишь после его смерти открылось тайна его огромной благотворительной деятельности. 27 августа 1889 года храм был освящён. В церкви хранились особо почитаемые святыни: Евангелие 1631 года, крест и ризы святителя Петра Могилы, чаша 1642 года… Обязанности церковного старосты исполнял архитектор Владимир Николаев.
Брешь
 
После переезда правительства советской Украины из Харькова в Киев в Мариинском парке началось строительство здания Верховного Совета Украины. Дивный храм Александра Невского снесли… Удалили своими руками, изгнали святого охранителя Руси. Возникла Киевская брешь. Это дорого стоило. В 1944-м году на том месте, где красовалась церковь Александра Невского, был похоронен освободитель Киева, наш выдающийся полководец, командующий Первым Украинским фронтом генерал армии Николай Фёдорович Ватутин. Через четыре года над его могилой был установлен памятник. Место для его упокоения было выбрано не случайно. Начиная с революционных событий, территория Мариинского парка была местом захоронений жертв гражданской войны. Хоронили в гробах и без гробов, в индивидуальных и в братских могилах. В иные ямы трупы сваливали без счёта. До начала 1930-х в парке возвышалась могила с крестом, которую киевляне называли могилой пятисот неизвестных офицеров. Весь Мариинский парк, несмотря на перенос многих захоронений, и поныне остаётся сплошным могильником, на котором нахождение действующего храма было бы более чем уместно.
Палаточный храм
 
В августе 2005 года напротив здания Верховной Рады, невдалеке от памятника Ватутину, была установлена палатка-церковь, освящённая во славу великого благоверного князя Киевского Александра Невского. Храм устроил протоиерей Олег Сирко и его община из села Рохманов Тернопольской области, у которой греко-католические власти, симпатизирующие «филаретовцам», отобрали храм, посеяв в селе раскол. В Галиции, как известно, уже много лет при поддержке Запада и местных прозападных сил ведутся гонения на православие. Протоиерей Олег Сирко приехал в Киев искать правды. Его поддержал Союз православных братств Украины, а также ряд депутатов из числа коммунистов и регионалов. Известно, что в палаточном храме несколько раз молился митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан); храм посещали митрополит Павел, настоятель Киево-Печерской лавры, владыка Митрофан и другие иерархи. Палаточный храм со временем превратился в заметный центр православной жизни Киева. Его непременно посещали крестные ходы и православные шествия, устроенные против вхождения Украины в НАТО. Храм благополучно пережил оранжевое наваждение. Все ожидали, что с приходом к власти Виктора Януковича положение православных улучшится. Но вот 15 мая 2011 года в три часа ночи, словно бы по образцу 1941 года, на храм Александра Невского был совершён налёт… По указанию властей храм осквернили и разрушили. Настоятель о. Олег Сирко свидетельствовал: «В три часа ночи был снесён палаточный храм святого Александра Невского, стоявший напротив Верховной Рады Украины, в котором я молился на протяжении последних шести лет. Все эти годы я служил в этом храме, за это время здесь побывало немало архиереев, поддерживающих меня. Недавно, когда на Украину приезжал Святейший Патриарх Кирилл, я подходил к нему и он меня благословил продолжать служить в этом храме-палатке. И вот храм теперь уничтожен…»
 Олег СЛЕПЫНИН, http://odnarodyna.com.ua

***

КАЛЕНДАРЬ РУССКИХ ПАМЯТНЫХ ДАТ 7519/2011 года, http://rus-nko.ucoz.ru/books/kalendar2011.pdf

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s