Лев Гумилев. Теория пассионарности

Лев Гумилев был едва ли не самым оригинальным представителем отечественной культурологической мысли XX века. Сын выдающихся русских поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева рассматривал культуру как результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и космических сил.

Лев Гумилев. Биографическая справка

Родился в Санкт-Петербурге 1 октября 1912 года. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой. В детстве воспитывался у бабушки в имении Слепнево Бежецкого уезда Тверской губернии.

Лев Гумилев с родителями, 1916 год.jpg

Лев Гумилев с родителями, 1916 год

С первого дня жизни Лев Гумилев оказался на попечение бабушки Анны Ивановны. С 1917 по 1929 год жил в Бежецке, учился в школе № 1. С 1930 года в Ленинграде. В 1930 — 1934 годах работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 года начал учиться на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 году был исключен из университета и арестован, но через некоторое время освобожден. В 1937 году был восстановлен в ЛГУ.
Осенью 1944 года добровольно вступил в ряды Красной армии (призван 13 октября 1944 года Туруханским РВК Красноярского края), воевал орудийным номером зенитной батареи в 1386-м зенитно-артиллерийском полку 31-й зенитно-артиллерийской дивизии РВГК на 1-м Белорусском фронте, участвовал в Восточно-Померанской и Висло-Одерской наступательных операциях, в штурме Берлина. На фронте писал стихи на военную тему.

Лев Гумилев перед поступлением в университет, 1934 год.jpg

Лев Гумилев перед поступлением в университет, 1934 год

Из-за неблагожелательного отношения начальства, несмотря на боевые эпизоды, которые давали основания к награждению, был награжден только медалями «За победу над Германией» и «За взятие Берлина». 
Из воспоминаний Льва Гумилева: «К сожалению, я попал не в самую лучшую из батарей. Командир этой батареи старший лейтенант Фильштейн невзлюбил меня и поэтому лишал всех наград и поощрений. И даже когда под городом Тойпицем я поднял батарею по тревоге, чтобы отразить немецкую контратаку, был сделан вид, что я тут ни при чем и контратаки никакой не было, и за это я не получил ни малейшей награды».
C 1956 года работал библиотекарем в Эрмитаже. В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории («Древние тюрки VI — VIII вв.»), а в 1974 году — докторскую диссертацию по географии («Этногенез и биосфера Земли»). 21 мая 1976 года ему было отказано в присуждении второй степени доктора географических наук.

Лев Гумилев. Фото из следственного дела, 1949 год.jpg

Лев Гумилев. Фото из следственного дела, 1949 год

 

В 1967 году женился на художнице Наталье Викторовне Симоновской.
До выхода на пенсию в 1986 году работал в Научно-исследовательском институте географии при Ленинградском государственном университете. Умер 15 июня 1992 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Пассионарная теория этногенеза

Лев Гумилев говорил, что…  «Историю надо учить, как будто перед тобою ковер». В истории народов (этносов) мы сталкиваемся с тем, что время от времени на определенных участках Земли одни этносы исчезают и появляются новые. Древности принадлежат халдеи и этруски, скифы и викинги. Их сейчас нет, но когда-то не было англичан и французов, шведов и испанцев.
Но почему возникают эти новые общности, вдруг начинающие себя отделять от соседей? Лев Гумилев писал, что этносы образуются достаточно редко. Он ввел в употребление новый параметр этнической истории — пассионарность.
Пассионарность — это признак, возникающий вследствие толчка и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Он называл таких людей пассионариями.
Пассионарии стремятся изменить окружающее — и способны на это. Такая деятельность требует повышенной способности к напряжениям, она связана с затратами определенного вида энергии.
Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека.

Д. С. Лихачев и Л. Н. Гумилев, 1985 год.jpg

Д. С. Лихачев и Л. Н. Гумилев, 1985 год

Первая фаза — фаза пассионарного подъема, вызванная пассионарным толчком.
Следующая фаза — акматическая — это наибольший подъем пассионарности. В истории обычно эта фаза сопровождается внутренним соперничеством, стремлением не создавать целостности.

Далее наступает фаза надлома. Пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Как правило, энергия людей в этот период кристаллизируется в памятниках культуры и искусства.

Внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему.
Кончается эта фаза обычно кровопролитием: система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность. Далее наступает инерционная фаза. Этнос начинает жить по инерции — благодаря приобретенным ценностям. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходят образование больших государств, создание материальных благ. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью.
Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых, гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, которые руководствуются потребительской психологией.

А после того как субпассионарии уничтожат все, что осталось от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная. В это время этнос сохраняет лишь память о своей культурной традиции. Затем исчезает и память — приходит время обывательского покоя.

Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза. Благодаря этому человечество не исчезает с лица Земли.

Памятник Льву Гумилеву в Казани.jpg

Памятник Льву Гумилеву в Казани. Подпись гласит: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы…»


Гумилев: «История часто несправедлива, особенно когда ее трактуют поэты»

 

 

diletant.ru

 

ЛЕВ ГУМИЛЕВ. ЭТНОСЫ И АНТИЭТНОСЫ

Конспект статьи

Вторая особенность этноса — структура.

Принцип этнической структуры — иерархическая соподчиненность субэтнических групп — таксономических единиц, находящихся внутри этноса (как зримого целого) и не нарушающих его единства.

Этногенез — этническое становление.

Таксономические единицы: консорции и конвиксии.

Консорции (лат. sors — судьба) — группы людей, объединенные одной исторической судьбой: кружки, артели, секты, банды и др. нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на протяжении жизни нескольких поколений. Тогда они становятся конвиксиями, т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями.

Конвиксии малорезистентны. Их разъедает экзогамия и перетасовывает сукцессия, т.е., резкое изменение исторического окружения. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы.

И землепроходцы, и старообрядцы остались в составе своего этноса. Потомки испанских конкистадоров и английских пуритан образовали  в Америке особые этносы, так что именно этот порядок можно считать лимитом этнической дивергенции.

Первоначальная консорция энергичных людей в условиях изоляции превращалась в этнос, к-рый мы называем «племя».

Энергия: а) солнечная; б) распада внутри Земли радиоактивных элементов; в) пучки космической энергии.

Этногенез — история происхождения и исчезновения этносов.

Под событием будем понимать разрыв одной или нескольких связей либо внутри этноса, либо на границе его с другим этносом; => этническая история — наука об утратах.

Автор системного анализа — Лео фон Берталанфи — американец немецкого происхождения , биолог Чикагского университета. Разработка 1937 г. Системный анализ — это такой метод анализа, при котором  внимание обращается не на персоны и особи, к-рые составляют вид, а на отношения между особями.

Выделим в системных связях 4 типа, к-рые для применяемой методики необходимы и достаточны: а) открытые; б) закрытые; в) жесткие: г) корпускулярные (дискретные).

Если закрытые системы превращаются в открытые, то они погибают.

Этнос — замкнутая система дискретного типа. Она получает единый заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части.

Люди объединяются по принципу комплиментарности — неосознанной симпатии к одним людям и антипатии к другим, т.е., как бы положительной и отрицательной комплиментарности. Как только принцип отбора по комплиментарности заменился принципом всеобщности, система испытала страшный удар и деформировалась. Принцип комплиментарности фигурирует и на уровне этноса; здесь он называется патриотизмом. Иногда комплиментарность принимает уродливую форму ненависти ко всему чужому и тогда называется шовинизмом.

Конвиксия уже не имеет силы воздействия на окружение и подлежит компетенции этнографии, поскольку эту группу объединяет быт. В благоприятных условиях конвиксии устойчивы, но сопротивляемость среде у них стремится к нулю, и тогда они рассыпаются среди окружающих консорций. Т.о., этнос — это биофизическая реальность, облеченная в ту или иную социальную оболочку.

Биогеохимическая энергия живого вещества биосферы.

За 735 лет слоны при нормальном размножении могут покрыть всю сушу.

Земля не переполнена живым только потому, что эта энергия разнонаправлена и одна система живет за счет другой, одна погашает другую. «Убивая и воскрешая, набухать вселенской душой — в этом воля земли святая, непонятная ей самой». Теперь название этой вселенской души мы знаем — это биогеохимическая энергия живого вещества биосферы.

Если двигатель событий — энергия, то она должна вести себя по всем энергетическим законам, она должна отвечать энергетическому эквиваленту, т.е., переходить в другие формы энергии — в механическую, тепловую. Где эта энергия содержится, в каких органах тела — на это могут ответить физиологи. Сама живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей, подобно электромагнитному, состоящему из каких-то силовых линий, к-рые находятся не в покое, а в ритмическом колебании с разной частотой.

В основе этнического деления лежит разница поведения особей, составляющих этнос. Как влияет поле особи на ее поведение? Так как особи нового настроя взаимодействуют друг с другом, то немедленно возникает целостность — однонастройная эмоционально, психологически и поведенчески. Здесь мы видим одинаковую вибрацию биотоков этих особей, иными словами, единый ритм (частоту колебаний). Именно он воспринимается наблюдателями как нечто новое, непривычное, не свое. Как только это поле возникло, оно оформляется в социальный институт: общину, школу, дружину и т.д. Консорция преображается в этнос, к-рый при расширении покоряет (политически или морально) другие этносы и навязывает им свой ритм. Так как ритм накладывается на другие ритмы, полной ассимиляции не происходит и возникает суперэтнос.

При сочетании данного ритма с другими могут возникнуть либо гармония, либо дисгармония; =>, этническое слияние (ассимиляция), либо аннигиляция.

Нарушенные структуры не поддаются длительной эволюции. При упрощении они выделяют свободную энергию, рассеивающуюся в пространстве, а сами аннигилируются; =>, лимит эволюций этнических структур — некрогенез. В социальной форме движения материи таких ограничений нет. Лимит прогресса неизвестен и вряд ли существует.

В древнем мире известны 4 культуры, относящиеся к VI-V вв. до н.э. Это 30-я параллель: Греция, Сев.Персия, Индия и Ср.Китай.

Это классическая Греция с классической философией; Ахэменидская монархия с ее новым культурным достижением — маздеизмом; эпоха Будды и его проповеди; Конфуций и Лао Цзы.

Очевидно, на этой полосе где-то на рубеже IX-VIII вв. до н.э. был пассионарный (лат. рassio — страсть) толчок. Что тогда происходило в этих странах — никто не знает.

Эллада: как устроен мир? Натурфилософия.

     Фалес Милетский: вода — основа жизни.

     Анаксимандр: апейрон (беспредельность) — основа всего.

     Анаксагор: эфир (тонкий газ) — основа всего.

     Гераклит: вещей нет, есть процессы.

     Пифагор: в основе мира — абстракция (число).

Иран и Туран: что есть добро и зло?

     Заратуштра: главное — разница между светом и мраком, днем и ночью. Это — основа дуализма.

Для всех древних арийцев: 3 поколения богов; 3 эпохи космического становления.

а) Уран — космос — стабильное пространство, заполненное вещами. Не было ни времени, ни движения.

б) Сатурн (Хронос) — появилось время. Сатурн изуродовал своего отца Урана, заключил его в темницу и начал свирепствовать, все изменяя. Мир превратился в вертящийся калейдоскоп. Появились чудовищные формы — гиганты.

в) Зевс — власть богов. Зевс победил Сатурна, заключил его в пещеру и навел порядок. Сила Зевса была в электричестве — молнии.

Боги воевали с гигантами. Греки и индусы были за богов, а Заратуштра — за гигантов; =>, по его теории, боги — дьяволы (Зевс по-персидски — Дэв, Див — черт).

В V в. до н.э. Заратуштра победил. Он уговорил Ксеркса издать «антидэвовскую надпись» и запретить почитание Дэвов в своем государстве. Исключение было сделано только для двух бывших богов — для прекрасной Анахиты и для Митры. Митра — брат Урана. Митра — космическое божество. Солнце — глаз Митры. Митра охранял клятвы и наказывал клятвопреступников. И Заратуштра тоже в основу нового мировоззрения — дуализма — положил борьбу света и тьмы , светлого Ормузда и темного Аримана.

Тибет.

Митраистическая система распространилась по всей Центральной Азии. Врагом Митры (бога Белого Света) был демон Длинные Руки. Это ОБМАН. Животные не обманывают, не предают. В Иране — зороастризм; за его пределами — религия, почитавшая Бога Белого Света — религия Бон.

Индия.

Волновал вопрос спасения души. Были уже йоги, брамины, отшельники. Всеми вопросами заинтересовался гениальный мальчик — сын княжеского рода Шакья. Звали его Сиддарта (Шидарта). Он обошел всех мудрецов — учителей, не удовлетворился их учениями и создал свое собственное: у людей есть желания, которые вследствие их неудовлетворенности порождают страдания, а страдания ведут к смерти, к новым воплощениям и новым страданиям; =>, чтобы избавиться от страданий, надо ничего не желать, и тогда не будет страданий и смерти. Он сложил ноги калачиком, сел под пальму и стал ничего не желать. Это было очень трудно, но ему удалось. Тогда он начал учить других и сотворил 12 чудес, потому что демон Мара (иллюзия) насылал на него всяких чудовищ; но он с этим справился и стал «Буддой» (совершенным).

Его ученик, Девадатта, ввел аскетизм. Но это противоречит учению Будды. Судьба говоила ему искушение — сострадание. Соседнее племя из Бенгалии перебило весь род Шакья. В 80 лет он вернулся в свой залитый кровью дворец и вошел в Нирвану.

У нас 3 закона логики: тождества, противоречия, исключенного третьего.

Войти в Нирвану — скончаться, но не умереть. Учение Будды — Трипитака — 3 корзины мемуаров. Мир — поток Дарм. Дарма — слово, имеющее 47 значений. Например, а) дарма — квант закономерности; это квантование причинно-следственных связей; б) дарма — это закон. Несколько дарм образуют сканды, а несколько сканд — это душа человека, к-рая или может достичь Нирваны или нет, если сильно нагрешила; тогда она разваливается и теряет индивидуальность, т.е., сочетание сканд, =>, душа исчезает. =>, надо совершенствоваться, а это может только человек. Смысл жизни — совершенствоваться через перерождения, стать святым и попасть в Нирвану.

Китай.

В Китае шли все время войны.

2 учения: Кун-цзы (Кон — фу [знак уважения] — цзы) — Конфуций и Лао-цзы.

Конфуций: существует 3 категории долга: а) высший — по отношению к родственникам; б) второй — по отношению к общине; в) третий — по отношению к государству. Главное — просвещение и правильное поведение.

Лао-цзы: надо подражать природе. Мир — это Дао — то, что существует, и то, что не существует. Дао — это вселенная нуля в бесконечность, к-рая то сокращается до точки, то расширяется. И все живое, по даосской системе, существует, потом исчезает, а потом, при новом расширении, возникает заново.

На процесс создания этноса или суперэтноса влияют пространство и время. Пространство — это окружение — ландшафтное и этническое. Ландшафт влияет на формы хозяйства, уклад данного этноса, этническое окружение, связи с соседями — дружеские или враждебные, влияющие на характер создаваемой культуры. Время — это фаза этногенеза и этнического окружения, определяющая варианты этнических контактов с ним. Но кроме времени и пространства, есть еще энергия. В энергетическом аспекте этногенез — источник культуры. Этногенез идет за счет пассионарности. Эта энергия — пассионарность — и растрачивается в процессе этногенеза; она уходит на создание культурных ценностей и политическую деятельность. Любой такой труд требует усилий сверх тех, что необходимы для обеспечения нормального существования человека в равновесии с природой; =>, без пассионарности ее носителей, вкладывающих свою избыточную энергию в культурное и политическое развитие своей системы, никакой культуры и политики просто не существовало бы. И ни один этнос в своем развитии не вышел бы за рамки гомеостаза, в к-ром жили бы в полном довольстве собой и окружением трудолюбивые обыватели.

Однако всякая энергия имеет 2 полюса, и пассионарная энергия (биохимическая) тоже. На этногенезе биополярность сказывается тем, что поведенческая доминанта может быть направлена в сторону усложнения систем, т.е., созидания или упрощения их. Если сталкиваются этносы с различной комплиментарностью, то они насильственно связываются в одну химерную целостность, к-рая всегда бывает неустойчивой. В ареалах столкновений этносов, где поведенческие стереотипы неприемлемы для обеих сторон, повседневная жизнь теряет свою повседневную обязательную целеустремленность и люди начинают метаться в поисках смысла жизни, к-рого они никогда не находят, и здесь возникают философские концепции, отрицающие диалектику. Антипод материалистической диалектики — это антисистема, т.е., упрощающая система. Лимитом упрощения является вакуум.

В начале нашей эры в Средиземноморье эти концепции кристаллизовались в несколько систем: а) гностицизм; б) талмудический иудаизм; в) христианство; г) зороастризм.

Итак, этническая история имеет следующие 3 параметра:

1. Соотношение каждого этноса с его вмещающим и кормящим ландшафтом; прием, утрата этого соотношения непоправима: упрощаются, а вернее, искажаются, и ландшафт, и культура этноса.

2. Вспышка и последующая угроза пассионарности; этногенез как энтропийный процесс. Диссипация биохимической энергии живого вещества биосферы с выбросом свободной энергии.

3. Выделение из этноса отдельных персон и консорций (сект), изменяющих стереотип поведения и отношение к природной среде на обратное. Идеал (далекий прогноз, желанная цель) меняет знак (либо усложнение, либо упрощение системы; не смешивать с понятиями «хорошо» , «дурно» и с умозрительным «прогресс» и «отсталость»). Только в этом, последнем параметре, решающую роль играет свободная воля человека, обеспечивающая ему право выбора и подлежащая морально-юридической оценке: если некто желает стать преступником и злодеем, осуждение его уместно.

В эти 3 формулы умещается вся теория, необходимая этнологии для объяснения, почему история народов и государств идет не прямо по пути прогресса, а зигзагами и частыми обрывами в никуда и почему, на фоне столь трагичном, этносы существуют и радуются жизни.

Никто не живет одиноко, даже если очень хочет. Невидимые нити нарушают течение этногенезов, создают зигзаги истории, порождают химеры и зачинают призраки систем, т.е., антисистемы.

«Гностицизм» — течения христианской мысли, к-рые не были приняты церковью, но восторжествовали позже. Библия как текст появилась после завоеваний А.Македонского в Персии, Сирии, Египте. Греческий перевод Библии — Септуагинта — Библия 70-ти толковников.

По грекам: змей — хороший; а сотворивший мир — «ремесленник», демиург достоин осуждения. Представители этого течения — офиты (гр. «офис» — змей).

Александрийские гностики: Бог — высочайшее существо, источник всякого бытия. Из него истекли второстепенные божественные существа — эоны. Все они вместе наз. «Плеромой» или «Полнотой» всего сущего. Вместе с Плеромой существует грубая, безжизненная материя — «Пустота». Мир возник из смешения и соприкосновения Плеромы и материи. Самый крайний и слабый из эонов упал в материю и одушевил ее; так образовался видимый мир. Противоположность божественного и материального стала причиной зла в людях и демонах. Эон, из-за которого возник мир, гностики называли Демиургом и приравнивали к Богу из Ветхого Завета. Мир он сделал неряшливо, но переделать не может. Высочайшее Божество постоянно заботится о жертвах Демиурга — людских душах. Оно стремится поддержать в них мысль об их высоком происхождении; оно сообщало пророкам и философам новые духовные элементы и послало на землю первого эона в призрачном теле. Этот эон соединился при крещении с человеком Иисусом и показал людям путь обратно в Плерому. Раздраженный этим Демиург (Сатана) довел Иисуса до распятия. Небесный Христос оставил человека Иисуса на кресте и возвратился к Верховному существу. Спасение души — это освобождение от материи через борьбу с ней.

В Персии пророка Мани послали манихеи. Свет и тьма были раздельными облаками, к-рые напали на первочеловека — Ормузда и разорвали его, и мучают тело; мир — это смесь мрака со светом.

Христианский мыслитель Маркион: Боги Ветхого Завета и Нового Завета разные, =>, христианину нельзя поклоняться Ветхому Завету. Но поклонение Богу Ветхого Завета вошло в обиход; церковь разделилась на маркионистов и противников Маркиона. Во II веке победили маркиониты; в III веке дуалистов одолели сторонники монизма. Маркиона объявили последователем Сатаны. Систему доказательств Маркиона сумел восстановить только один немецкий ученый — Доллингер.

На базе учения Маркиона возникли павликиане, но их нельзя считать христианами. Павликиан разбили в 872 году и поместили на границе с Болгарией для погранслужбы. Так смешанная манихейско-маркионитская доктрина проникла к балканским славянам и породила богомильство, вариант дуализма (Бог и Сатаниил).

Катары — в Европе. Сплав манихеев, маркионов, богомилов.

Альбигойцы: аскетизм или разврат, морали нет.

Бог и дьявол поменялись местами.

Зиндики — мусульмане (перс. «зенд» — смысл; соответствует гр. «гнозис» — знание).

Мусульманское право — шариат.

Зиндики — гностики, но в арабскую эпоху — колдуны.

Основатель новой концепции — Абдулла-ибн-Маймун. Ее апологеты — исмаилиты (в Персии); карматы (в Аравии). Цель — разрушение ислама. В основе лежала ложь.

Итак, 3 большие суперэтнические ситемы сопровождались одной антисистемой.

Все: провансальские катары; болгарские богомилы; малоазиатские павликиане; аравийские карматы; берберские и иранские исмаилиты обладали одной общей чертой — метафизическим нигилизмом. Это мироощущение — система негативной экологии.

Научное познание заменилось софистикой.

Горгий: «ничего нет». Если бы что-нибудь было, оно было бы непознаваемо. Если бы познание существовало, его было бы нельзя передать.

Факт этнического изменения внутри системы определяется либо накоплением, либо растратой энергии живого вещества биосферы, а устойчивость неоднородной системы — законом единства и борьбы противоположностей. Дискретность этногенезов и этнической истории, или, что тоже, существование «начал» и «концов», есть прямое проявление закона отрицания отрицания, согласно к-рому рождение и смерть любой системы неразрывно связаны друг с другом.

Импульс — начало процесса диссипации, ведущей систему к неизбежному распаду.

Этногенезы длятся приблизительно 1100 — 1500 лет, если их не нарушают экзогенные воздействия.

И в древности были этносы — творцы антропогенных ландшафтов, ибо руины городов Месопотамии, Египта, Юкатана и курганы Великой степи — это следы былых диссипаций, так же как пустыни и солончаки в свое время завершали попытки древних людей бороться с их праматерью (биосферой). Победа была недостижима принципиально, ибо лимит диссипации — равновесное состояние этнической системы со средой (гомеостаз), т.е., утрата резистентности, для которой не остается энергетических ресурсов. Вот почему большая часть этносов, живших и творивших в исторический период, уже не существует. Этносистемы развалились на части, на обломки, на пылинки, т.е., отдельных людей, к-рые затем интегрировались в новые системы, в обновленных ландшафтах с новыми традициями.

Оптимальная дружба с природой, а не победа над ней.

Для справки:

Этнос у человека  — стаи у волков; стадо копытных и т.д.; прайды у львов.

Существует 6 рас: европеоиды; негроиды (черный цвет — от меланина); койсанская (готтентоты и бушмены (бурые); австралоиды; монголоиды; американоиды.

Этнос не есть раса, не есть популяция; это явление географическое.

Примечание: => — математический знак, заменяющий слово «следовательно».

Конспект написан в начале XXI столетия.

tet-lun.com.ua

Гумилёв сын Гумилёва

Сергей Беляков – историк и литературовед, специалист по биографии и научному наследию Льва Николаевича Гумилева. Около двадцати лет занимается изучением созданной ученым пассионарной теории этногенеза. Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, узник Норильска и Камышлага, переживший четыре ареста и два лагерных срока, солдат Великой Отечественной, участник штурма Берлина, Лев Николаевич Гумилев – историк с уникальной судьбой и странной, полной тайн и загадок личной жизнью. Гумилев писал в основном о Древнем мире и Средних веках, но созданная им теория лучше других объясняет сегодняшний день и позволяет прогнозировать будущее России и Европы, Китая и мусульманского мира. ‘Я только узнал, что люди разные, и хотел рассказать, почему между народами были и будут кровавые скандалы’, — говорил Лев Гумилев. Его идеи необходимы нам сегодня, в эпоху нового переселения народов, во времена банкротства мультикультурализма и толерантности. Эта книга – самая полная биография русского историка, основанная на обширном собрании документов и материалов, в том числе не публиковавшихся ранее.

 

Гумилёв сын Гумилёва

  1. Сергей Станиславович Беляков Гумилёв сын Гумилёва
  2. Вместо предисловия
  3. Часть I
  4. ГНЕЗДО НА ВЕТРУ
  5. В ПЕТРОГРАДЕ
  6. БЕЖЕЦК
  7. ВОСПИТАНИЕ ДОФИНА
  8. ТРИ ШКОЛЫ И УНИВЕРСИТЕТ В БЕРЕЗОВОЙ АЛЛЕЕ
  9. ФОНТАННЫЙ ДОМ
  10. ПУНИН
  11. Часть II
  12. ПЕРВЫЙ БЕСТИОН
  13. ХАМАР-ДАБАН
  14. ТАДЖИКИСТАН
  15. В МОСКВЕ
  16. «УЖ СКОЛЬКО РАЗ ТВЕРДИЛ НАМ ЕНГЕЛЬС…»
  17. СТАРАЯ ПРОФЕССУРА
  18. СТУДЕНТЫ
  19. ДВОРЯНЕ И БОМБЫ
  20. ДРУЗЬЯ ГУМИЛЕВА
  21. АРЕСТ 1935
  22. К СЧАСТЛИВОМУ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОМУ
  23. «МОЙ ПРЕДОК БЫЛ ТАТАРИН КОСОГЛАЗЫЙ…»
  24. МОЛОДОЙ ВОСТОКОВЕД
  25. ДАР СЛОВ
  26. Часть III
  27. БОЛЬШОЙ ТЕРРОР И АРЕСТ 1938
  28. ВТОРОЕ СЛЕДСТВИЕ, ПЕРВЫЙ СРОК
  29. ПЕРВЫЙ ЛАГЕРЬ
  30. «СПАСИТЕ СОВЕТСКОГО ИСТОРИКА…»
  31. ПАССИОНАРНОСТЬ И ПАСИОНАРИЯ
  32. ШПЕНГЛЕР И ГУМИЛЕВ
  33. ШОПЕНГАУЭР И КАМАРИНЫЕ ПЕСНИ
  34. «Я БЫЛ ОДИН ПОД ВЕЧНОЙ ВЬЮГОЙ…»
  35. ГЛАЗАМИ БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА
  36. ПИСАТЕЛЬ ГУМИЛЕВ
  37. НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
  38. ГОРОД ЖЕНЩИН
  39. Часть IV
  40. БРИТВА И СТРАШНЫЙ СУД
  41. ВЕСЕЛЫЙ СОЛДАТ
  42. ДВЕ ВОЕННЫЕ ЗАГАДКИ
  43. «ЕВРОПА НАДОЕЛА ДО ЧЕРТИКОВ»
  44. Часть V
  45. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЛЕНИНГРАД
  46. ОСЬМИНОГ
  47. ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ
  48. ДВОЙНИК ГУМИЛЕВА
  49. ГУМИЛЕВ И ЕГО ДАМЫ
  50. УДИВИТЕЛЬНЕЙШАЯ ИЗ ПТИЦ
  51. Часть VI
  52. АРЕСТ 1949
  53. СТАРИЧОК ПРОФЕССОР
  54. ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  55. ИСТОРИЯ СРЕДИННОЙ АЗИИ
  56. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
  57. «НА ЛЮТНЕ ТРУНА…»
  58. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАПОВЕДНИК
  59. ПОЧТОВЫЙ РОМАН
  60. ЭММА
  61. КОНФУЦИАНСКИЕ ПИСЬМА
  62. НЕКОНФУЦИАНСКИЕ ПИСЬМА
  63. НА ПУТИ К «ЗАМКУ»
  64. Часть VII
  65. НЕВСТРЕЧА
  66. БЕСМЫСЛЕННО И БЕСПОЩАДНО
  67. ВЕРСИЯ ГУМИЛЕВА
  68. ВЕРСИЯ АХМАТОВОЙ
  69. ПЛОДОНОСЯЩАЯ СМОКОВНИЦА
  70. Часть VIII
  71. В ЦВЕТНОМ МИРЕ
  72. СОВЕТСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
  73. САВИЦКИЙ
  74. ХУННУ
  75. КТО ВИНОВАТ?
  76. ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
  77. НАВОЗ НА ЗАДНЕМ ДВОРЕ,или ГЕНИЮ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО
  78. АКАДЕМИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
  79. Часть IX
  80. СТРАШНАЯ ТАЙНА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
  81. ДРУГ БЕСЦЕННЫЙ
  82. ОТКРЫТИЕ ХАЗАРИИ
  83. ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
  84. ИТИЛЬ И СЕМЕНДЕР
  85. ВРЕМЯ, НАЗАД!
  86. ПОЧЕМУ ГУМИЛЕВ НЕ ПОПАЛ В «АННАЛЫ»?
  87. Часть X
  88. ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ
  89. ЗАВЕЩАНИЕ АХМАТОВОЙ
  90. «КАКОЕ ЗЛОДЕЙСТВО…»
  91. Часть XI
  92. ТРОЯН КАК УЧ ЫДУК
  93. ГЛАВА № 13
  94. ПЕРФЕКТОЛОГИЧЕКИЙ РОМАН?
  95. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СОВЕТСКОГО УЧЕНОГО
  96. СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК
  97. НЕСОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК
  98. Часть XII
  99. ЧТО ТАКОЕ ЭТНОС?
  100. ЭТНОС КАК СИСТЕМА
  101. ЭТНИЧЕСКАЯ ИЕРАРХИЯ В ТЕОРИИ ГУМИЛЕВА
  102. ЭТНОГЕНЕЗ
  103. ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА
  104. ФАЗЫ ЭТНОГЕНЕЗА ПО ОСНОВНЫМ СОЧИНЕНИЯМ Л.Н.ГУМИЛЕВА
  105. ПАССИОНАРИИ, ГАРМОНИЧНЫЕ ЛЮДИ, СУБПАССИОНАРИИ
  106. ПАССИОНАРНОСТЬ В ЭТНОГЕНЕЗЕ
  107. ПАССИОНАРНОСТЬ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
  108. МЕЖДУ ЗУБРОМ И ЛЬВОМ
  109. ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ
  110. «НАДВОЕ РАССЕКИТЕ ПРИЗНАЮЩИХ ДВА ЕСТЕСТВА!»
  111. ЛАНДШАФТ И ЭТНОС
    Дискуссия в журнале «Природа» открыла два слабых места в теории Гумилева. Прежде всего, регионы этногенеза. Гумилев нанес на карту только шестнадцать регионов, где когда-либо складывались новые этносы. Гумилев считал, что благоприятные условия для этногенеза существуют только на стыках ландшафтов, где есть плавный переход между, скажем, горами и равниной, лесами и степью. Позднее он попытается свою точку зрения обосновать получше. В «Этногенезе и биосфере» он пишет не только убедительно, но и художественно:

    «Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием (этот термин Гумилев заимствовал у П.Н.Савицкого. – С.Б.). Так, на пространстве Евразии на всей полосе сплошных лесов – тайги от Онежского озера до Охотского моря – не возникло ни одного народа, ни одной культуры. Все, что там есть или было, принесено с юга или с севера. Чистая, сплошная степь тоже не дает возможности развития. Дешт-и-Кыпчак, т. е. половецкие степи от Алтая до Карпат, — место без Genius loci. <…> Монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нем этносы, разнородный – стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований».

    Допустим, всё так, но ведь Гумилев в своей карте не придерживается выдвинутой им же самим идеи, на что обратил внимание даже друг Гумилева Юрий Ефремов. В обширной и очень благожелательной статье Ефремов все-таки заметил, что Гумилев подошел к делу поверхностно: «Спорным выглядит утверждение, что в Северной Америке «бескрайние леса и прерии не создают благоприятных условий для этногенеза». Почему же лесостепь на стыке этих лесов и прерий оказалась бесплоднее евразийской лесостепи? Какого разнообразия не хватило Америке? На карте полуостров Индостан – белое пятно, хотя влажно тропические леса соседствуют здесь с лесами муссонными сухотропическими и саваннами…».

    На карту Гумилева не попали Северный Кавказ и Закавказье, хотя там природа как раз чрезвычайно разнообразна, а «стыки ландшафтов» встречаются сплошь и рядом. И даже ландшафт Дешт-и-Кыпчака не такой уж «монотонный». Еще в одном из самых первых писем (1 января 1957 года) Петр Савицкий критиковал эту идею Гумилева: «…мне кажется, что и в вопросах этногенеза месторазвитий было больше. <…> Нынешний Казахский «мелкосопочник» (с высотами до 1500 метров и выше: массив Кызылрай – 1559 м), с его лесами и водами. <…> Между тем своими словами о половецкой степи «от Алтая до Карпат» Вы лишаете и его «гения места». <…> А Улатау, одна из «сокровищниц» Казахстана! А Мугоджары! А горы (Богдо и др.) над Астраханскими озерами! Всё это – заповедники степного мира, не только месторазвития вообще, но и этноместоразвития, места с «гением места!»»

    Если быть последовательным, то к «пригодным» для начала этногенеза ландшафтам надо отнести большую часть суши, ведь обширные и совершенно «монотонные» ландшафты встречаются редко.

    На самом деле у этой вроде бы научной идеи Гумилева основания скорее биографические. Гумилеву просто нравилось жить там, где сочетались ландшафты. Даже лагерная жизнь в местах живописных и разнообразных казалась легче. Гумилеву нравился Норильск, расположенный как раз на стыке тундры и лесотундры, но северная тайга в бассейне Нижней Тунгуски казалась совершенно безрадостной. Монотонные степи под Карагандой (Песчанлаг) и Омском (Камышлаг после 1953 года) нравились гораздо меньше живописных предгорий Алтая (Камышлаг до лета 1953 года).

    Виктор Козлов в своей первой антигумилевской статье обратил внимание на еще одно слабое место теории этногенеза. Жизнь далеко не всех этносов умещается в отмеренные теорией сроки. В самом деле, китайцы существуют уже пятое тысячелетие, евреи известны с середины второго тысячелетия до нашей эры, японцы последние 150 лет совершенно не напоминают «старичков» мемориальной фазы этногенеза (Гумилев датировал начало их этногенеза VI веком нашей эры). Все это современные и весьма динамичные народы. Верна ли теория?

    На одном интернет-сайте недавно встретил стишок:

    Мудр ты был, Гумилев, исчисливший сроки народам.

    Все же тебя опроверг малый евреев народ.

    Сомнительно, чтобы и сам Гумилев «ответил, на какой стадии подобного развития находились, например, двести лет назад японский и китайский этносы и на какой стадии они находятся в настоящее время», — писал Виктор Козлов.

    А ведь и правда – не отвечал. Юрий Ефремов вспоминал, что не раз спрашивал Гумилева: связано ли обновление Мэйдзи и «последующая агрессивность японцев» с пассионарностью, но тот всегда отмалчивался. Возможно, Гумилев просто боялся ошибиться из-за «аберрации близости», когда события на самом деле малозначительные представляются современнику чем-то грандиозным.

    Вероятно, была и другая причина молчать об этом «пробуждении Азии». Япония чуть ли не самая моноэтничная страна на свете. В XIX веке там не было меньшинств, если не считать вымирающих айнов на Хоккайдо, а значит, условия не благоприятствовали этногенезу.

    По мнению Гумилева, этногенез начинается с появления небольшой популяции пассионариев. Если условия благоприятствуют, то пассионарии создают первоначальную консорцию (группу, объединенную общностью судьбы, — религиозную секту, разбойничью шайку и т. п.), которая, постепенно разрастаясь, начинает преобразовывать господствующий в обществе стереотип поведения. Если общество полиэтнично, то есть состоит из нескольких старых этносов со старыми этническими традициями, то «новые люди» могут эти старые традиции сломать и создать на развалинах нескольких старых этносов новый, который отличается новой этнической традицией.

    Сильная этническая традиция не дала бы развернуться новому поколению пассионариев, их должны были перебить: «… в монолитных этносах у пассионариев было мало шансов уцелеть, но в мозаичных они прекрасно играли на внутренних противоречиях врагов». Так, пророк Мухаммад со своими махаджирами и ансарами использовал «вражду жителей Ятриба (Медины) к роду курейшитов, арабов – к евреям, северных бедуинов – к южным. Будущий византийский этнос вырос из христианской общины Павла в многоэтничной Малой Азии, тогда как монолитная Иудея уничтожила у себя группу евреев христиан».

    Но ведь этот пример не все объясняет. Сам же Гумилев писал о пассионарном толчке I века, превратившем евреев в новый, молодой этнос, который бросил вызов Римской империи.

    Гумилев описывал этническую историю евреев как историю трех, если не четырех разных народов: «…трансформации, возникавшие вследствие пассионарных толчков, видоизменяли их не менее, чем все прочие этносы. При этом менялись даже облик культуры и догмы религии, феномены куда более устойчивые, чем этнические стереотипы, но сохранялся этноним, что и вводило в заблуждение и невежественных людей, и даже ученых».

    Кто спорит: соратники Иисуса Навина, истреблявшие население Ханаана, мало походят на суровых, но благочестивых ессеев и культурных эллинизированных саддукеев I века нашей эры. В Эдуарде Багрицком, Льве Троцком, Фаине Раневской, Иосифе Бродском трудно узнать потомков арендаторов, мелких торговцев и шинкарей, уцелевших в страшные времена Хмельнитчины. И все-таки этническая традиция еврейского народа не прерывалась, а лишь менялась, как и этническая традиция китайцев, японцев, персов, русских, всех этносов, переживших уже не первый цикл этногенеза.

    Разрыв с традицией в эпоху Мэйдзи, конечно, произошел, но преемственность между японцами времен сегуната Токугава и современными японцами очевидна. [41]

    Вероятно, в теорию Гумилева надо внести поправку. Пассионарный толчок может привести не к созданию совершенно нового народа, а к обновлению старого. Гумилев не учел, что этническая традиция «старого» этноса может быть настолько крепкой, что появившиеся пассионарии просто примут старую этническую традицию. Не разрушат старую этническую систему, а включатся в нее, не уничтожат, а обновят.

  112. ТРАМВАЙНЫЙ АНЕКДОТ И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
  113. Часть XIII
  114. САМАЯ СТРАШНАЯ КНИГА ГУМИЛЕВА
  115. ХИМЕРА НА ХУАНХЭ
  116. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ХИМЕРА
  117. «РАСПАЛСЯ ЖЕЛЕЗНЫЙ ОБРУЧ…»
  118. Часть XIV
  119. КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ
  120. СЕРЕБРЯНЫЕ ЧАСЫ И АРКОЛЬСКИЙ МОСТ
  121. ВТОРАЯ ДОКТОРСКАЯ
  122. СКАНДАЛ В МУЗЕЕ ЭТНОГРАФИИ
  123. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
  124. Часть XV
  125. ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА
  126. ПРАВОСЛАВНЫЙ ЕРЕТИК?
  127. ГУМИЛЕВ И ДЕМОНЫ
  128. ЛУЧШИЙ ДРУГ САТАНЫ
  129. АНТИСИСТЕМА
  130. ГУМИЛЕВ, ФИЛОНОВ И ЗАБОЛОЦКИЙ
  131. ЛЕКЦИИ ГУМИЛЕВА
  132. НАЧАЛО ПОПУЛЯРНОСТИ
  133. Часть XVI
  134. НОВАЯ КВАРТИРА БЕЗ СТАРЫХ ДРУЗЕЙ
  135. ВЕРНЫЙ УЧЕНИК
  136. МАЛЫЙ ДВОР
  137. «МЕРА ВСЕМУ ЧЕТВЕРТИНКА»
  138. Часть XVII
  139. МАРКСИСТСКАЯ МЫСЛЬ
  140. РУССКАЯ ПАРТИЯ
  141. «ЗИГЗАГ ИСТОРИИ»
  142. ГУМИЛЕВ И ЕВРЕИ
  143. Часть XVIII
  144. МИРОЛЮБИВЫЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ
  145. КАК УБИВАЮТ ГОСТЕЙ
  146. «ВЕЛИКИЙ КАВАЛЕРИЙСКИЙ РЕЙД»
  147. «ПАМЯТЬ»
  148. ПИСАТЕЛЬ ПРОТИВ СОЧИНИТЕЛЯ
  149. ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
  150. НЕЧТО ПОЛОСАТОЕ
  151. ЧЕРНАЯ ЛЕГЕНДА И СВЕТЛЫЙ МИФ, ИЛИ НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
  152. АРСЛАН-БЕЙ
  153. Часть XIX
  154. ГЛУХИЕ ГОДЫ
  155. БАРМАЛЕЙ
  156. ДВЕ ТЕОРИИ, ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПЛАГИАТЕ
  157. О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ
  158. СМЕРТЬ С ГАЗЕТОЙ В РУКАХ
  159. ИЗ-ПОД ГЛЫБ
  160. МЕЖДУ ЮБИЛЕЯМИ
  161. ВЫСОКИЙ ПОКРОВИТЕЛЬ
  162. ВРЕМЯ ГУМИЛЕВА
  163. Часть XX
  164. «ОТ РУСИ ДО РОССИИ»
  165. ЕВРАЗИЙСТВО
  166. ГУМИЛЕВ И ЕВРАЗИЙЦЫ
  167. ЗМЕЙ ТУГАРИН
  168. ЕВРАЗИЙСКОЕ БРАТСТВО
  169. БОЙ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
  170. ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ
  171. РОССИЙСКИЙ СУПЕРЭТНОС И СРЕДНЯЯ АЗИЯ
  172. МОНАРХИСТ И ДЕМОКРАТ
  173. НЕВЗОРОВ
  174. Часть XXI
  175. ПРОЩАНИЕ С ПЕТЕРБУРГОМ
  176. ГУМИЛЕВ И ЖИВОТНЫЕ
  177. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ
  178. Часть XXII
  179. БЕЗ НАСЛЕДНИКОВ
  180. А ГДЕ ЖЕ НАУКА?
  181. ДУГИН И ГУМИЛЕВ, ИЛИ ФАЛЬШИВЫЙ НАСЛЕДНИК
  182. НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ
  183. КОМЕДИЯ ОШИБОК
  184. ИСТОРИКИ И ГУМИЛЕВ
  185. ГУМИЛЕВ И ЗАПАД
  186. Эпилог
  187. Именной указатель
  188. А
  189. В
  190. Г
  191. Д
  192. Е
  193. Ж
  194. З
  195. И
  196. К
  197. Л
  198. М
  199. Н
  200. О
  201. П
  202. Р
  203. С
  204. Т
  205. У
  206. Ф
  207. Ц
  208. Х
  209. Ч
  210. Ш
  211. Щ
  212. Э
  213. Ю
  214. Я
  215. Библиография
  216. Неопубликованные документы и письма
  217. Сочинения Л.Н. Гумилева
  218. Письма. Мемуары. Дневники. Опубликованные документы
  219. Опубликованные интервью
  220. Беседы, устные свидетельства
  221. Энциклопедии, словари
  222. Газеты
  223. Литература
  224. Электронные ресурсы
  225. Содержание
  226. Примечания

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s