Русский скульптор Вячеслав Клыков

ю
«Моя работа как молитва…»

«Моя работа как молитва…»

Мармыжи Мармыжам — рознь. Есть в Советском районе Курской области железнодорожная станция с таким названием, а есть село, находящееся в нескольких километрах от нее. В воскресенье 12 октября мне посчастливилось с доброхотами круга Белгородского музея народной культуры побывать в обоих Мармыжах, поскольку оба пункта связаны с именем Вячеслава Михайловича Клыкова.

75 лет со дня рождения  исполняется 19 октября, однако решено было ехать неделей раньше, чтобы не попадать в гостевую суету и официоз, а тихо, внимательно и вдумчиво поклониться его памяти.

Начали мы со станции Мармыжи, на которой, в одном из бывших станционных одноэтажных строений, располагается теперь музей В.М. Клыкова, филиал московского музея художника А.А. Дейнеки. Это здание облюбовал еще сам Клыков, отремонтировал за свой счет под воскресную православную школу. Однако преждевременная кончина 2 июня 2006 г. оборвала земной путь всенародно любимого скульптора, на 67-м году жизни. Он успел перед смертью приобщиться полагающихся православному человеку Святых Тайн.

По соседству от музея высится остов полуразрушенного здания бывшего локомотивного депо, в котором скульптор мечтал обустроить мастерскую. Ветер гудит в сквозных проемах, когда-то бывших окнами, и из подкровельного дрогнувшего фриза машут тонкими ветвями молодые березки, уцепившиеся невесть как за осыпающийся кирпич.

Нас радушно встречают в музее живущие в Мармыжах директор Виталий Кулешов и старший научный сотрудник Владимир Степанищев, о многом рассказывают, показывают личные вещи Вячеслава Михайловича — казацкую форму, ручку и часы. На циферблате остановлено время кончины. На больших щитах мы видим замечательные снимки, запечатлившие мастера за работой: вот он прикасается к глиняному лицу маршала Жукова а вот — к ленте в волосах своей землячки певицы Плевицкой, которую император Николай II называл курским соловьем.

Острыми скулами и усами Клыков на снимках похож и на киевского прозаика-фронтовика Виктора Некрасова, автора известного романа «В окопах Сталинграда», и на своего сопоколенника кинорежиссера Андрея Тарковского. А еще в его облике есть что-то шукшинское, несгибаемое, не случайно Шукшину он поставил несколько памятников — в Сростках и не только.

Музей был открыт во вторую годовщину кончины В. Клыкова, коллекцию составили уменьшенные копии работ народного художника России — памятников преподобному Серафиму Саровскому (коленопреклоненный святой, стоящий на камушке, установлен и в Саровском лесу, и в Курской Коренной пустыни, осеняющий дали реки Тускарь, где была обретена икона Богоматери «Коренная»), святому благоверному князю Александру Невскому, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, страстотерпице императрице Александре Феодоровне, священномученице Великой княгине Елизавете Феодоровне и другим.

Рассматривая гипсовые и деревянные копии, я вспоминал оригиналы клыковских монументов, которые посчастливилось увидеть в разных краях нашей Родины.

* * *

Несгибаемое, как мы понимаем, упирается, противится воздействию. И если не сдается, враг старается его уничтожить. Уничтожать художника можно всяко: убрать с лица земли — последняя мера. А можно ведь третировать его, живого и ранимого. Запрещать работы, устраивать бесовские свистопляски с установкой его произведений. Многие подмечают (а трудно не обратить внимания), что практически со всеми памятниками, сделанными Клыковым, возникали некие «проблемы»: их запрещали, отменяли, переносили с места на место.

Изумительный памятник Николаю Рубцову клыковской работы поставить в Вологде не дали, хорошо, что он обрел достойное место в 1986 г. на родине поэта в Тотьме, где поэт сидит теперь, бронзовый-навечный, на лавочке на берегу реки Сухоны.

Хорошо хоть удалось в Вологде в 1987-м на Соборной площади установить скульптурную композицию поэту Константину Батюшкову.

Работа непростая, многофигурная: молодой поэт ведет коня, а поодаль сидит девушка в крестьянском наряде и со свирелью, с другой же стороны стоит с копьем Афина Паллада, символ и свидетельство античной привязки к войску — поэт воевал в русском народном ополчении в Пруссии, где получил тяжелое ранение.

Лиричная и трогательная, красивая памятная композиция, посвященная Батюшкову, стала, как принято говорить у экскурсоводов, одной из визитных карточек древнего города, вписалась в древнюю архитектуру, автор за нее был удостоен Государственной премии РСФСР.

«Не повезло» клыковскому маршалу Жукову: Георгий Константинович изваян на коне, в традиции мемориалов военачалия, и автор задумывал этот образ как высшую точку воинской и личностной биографии полководца.

Жуков верхом на коне принимает парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 г. на Красной площади. Там Жукову было бы самое место. Но так считали не все.

Некие влиятельные силы «выдавили» монумент на площадь Манежную, где он и был, повернутый спиной к Красной, открыт 8 мая 1995 г., к 50-летию нашей Победы в Великой Отечественной войне. По справедливому мнению скульптора, такое решение стало «издевательством над памятью героя».

Вокруг чего эти «вражеские завихрения»? Вокруг Клыкова? Жукова? В целом вокруг отечественной истории и памяти? Кого-то корежит прямой отсыл к соименнику прославленного воина — святому Георгию Победоносцу, попирающему змия? А ведь он — покровитель Москвы. Недавно московский горсовет снова рассматривал «вопрос памятника Жукову», и снова не смог переместить его на Красную площадь.

* * *

Мощные «завихрения» конца советской эпохи, при еще живом однопартийном идеологическом досмотре, возникали и с памятным знаком преподобному Сергию Радонежскому, который с огромным трудом и организационными ухищрениями был установлен русскими патриотическими силами 29 мая 1988 г. на родине святого, в Радонеже, недалеко от церкви Преображения Господня.

В. Клыков (архитектор Р. Семерджиев) построил композицию так, что трехметровая каменная фигура монаха словно укрывает собой, содержит в себе фигурку мальчика отрока Варфоломея (образ с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею») с иконкой Святой Троицы в руках, из которого и вырастет знаменитый русский святой.

Образ ярко демонстрирует тезис «два суть одно» (если говорить о персонах) и одновременно — «три суть одно» (если говорить о наличии также духовной составляющей, представленной визуально-предметно в виде иконы).

Эта композиция похожа на космический корабль, стартующий в Небо. «Ракетоноситель» здесь даже визуально — устремленный духом ввысь, хоть и глядящий в себя и на землю монах, а «корабль», выводимый им на орбиту — удивительный мальчик Варфоломей, которому Господь вручил икону Святой Троицы как послание Русскому Мiру.

Лично я о Клыкове впервые услыхал как раз в день открытия в Радонеже памятного знака святому, находясь в мастерской клыковского друга и коллеги, известного графика-белгородца Станислава Косенкова. Косенкову вечером внезапно позвонил из Москвы наш общий друг — Николай Ряполов, белгородский журналист, в тот момент уже работавший главным редактором Центральной студии документальных фильмов, и взахлеб стал рассказывать обо всех перипетиях с установкой и шествием патриотов по проселкам, в обход «компетентных органов». Слушая параллельный Ряполову пересказ из уст Косенкова, хотелось и плакать, и смеяться. Это было, по тем временам, событие особо духоносное, прорывное. Был год 1000-летия Крещения Руси.

Тот же символичный стилистический ход, что и в радонежской работе, использует Клыков спустя полтора десятилетия во псковском бронзовом памятнике святой равноапостольной княгине Ольге (2003): маленький внук, княжич, словно покоится внутри высокой Ольги. Но если в случае с преп. Сергием монах-холм, монах-ракета стоит, как бы укрыв в себе свой исток — нестеровского отрока Варфоломея, который вырастет потом в столп земли Русской, то псковская Ольга укрывает собой свое продолжение — в том числе и в первую очередь — духовное: внука, Владимира Красное Солнышко. Белый цоколь памятника основоположнице русского христианства окружают барельефы псковских святых, выполненные в стилистике древнерусской резьбы, каковой Клыков воспользовался и в украшении стен Звонницы на Прохоровском поле, и потом в Покровском храме в родных Мармыжах.

* * *

Молодой ученик М. Манизера, Н. Томского, с восхищением посещавший мастерские А. Матвеева и С. Коненкова, у которых, по его словам, «понял, что подлинное искусство — как Вечность», с годами получит разные регалии — Госпремии СССР (1982) и РСФСР, звание академика, народного художника России, станет главой Всероссийского соборного движения, президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, председателем возрожденного Союза русского народа и даже генерал-полковником казачества и почетным гражданином сербского города Нови Сад.

Но превыше регалий для Клыкова всегда будет неизменная внутренняя установка: «Моя работа как молитва, где есть исповедь перед Богом».

Вячеслав Клыков — автор более чем 200 памятников выдающимся государственным, религиозным и общественным деятелям. Известны памятники его работы, посвященные Великой княгине Елизавете Феодоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве (1990), Илье Муромцу в Муроме (1998), святому Савве Сербскому в Белграде (2003), Александру Даргомыжскому в Арсеньево (1988). Ивану Бунину в Орле (1995). Он создал также памятники преподобному иконописцу Андрею Рублеву, поэту Велимиру Хлебникову, императору Петру I в Липецке (1996), маршалу Рокоссовскому в Курске (2000), писателю Достоевскому в Старой Руссе (2001), несколько — Александру Пушкину. И многие другие. Ко дню канонизации Царской семьи 20 августа 2000 г. в подмосковном селе Тайнинском, на месте царского путевого дворца, был открыт памятник императору Николаю II.

Дело отца теперь продолжает Андрей Клыков, возглавивший знаменитую московскую клыковскую мастерскую, он установил памятник генералу Александру Родимцеву в Черемисинове Курской области, его воинское подразделение сыграло здесь решающую роль в оборонительных сражениях во время Великой Отечественной войны; памятник императрице Марии Федоровне в Санкт-Петербурге и Петергофе. В 2008 г. на Прохоровском поле встали бюсты святому благоверному князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу М. Кутузову и маршалу Г. Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России; а в 2009 г. в г. Серпухове Московской обл. установлен памятник князю Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве.

* * *

Привелось мне повидать еще одну работу Клыкова — у стен иркутского Знаменского монастыря, где покоятся мощи святителя Иннокентия Иркутского (Кульчицкого), почитаемого как покровителя Сибири. Монастырь стоит на правом берегу Ангары в устье реки Ушаковки, на которой, поблизости, в ночь с 6 на 7 февраля 1920 г. были расстреляны Верховный правитель России А. Колчак и председатель Совета министров В. Пепеляев. Совсем неподалеку на берегу Ангары теперь поставлен доброхотами небольшой крест — где, как утверждают, тело убиенного Колчака было вынесено рекой. Так вот, у ворот обители в ноябре 2004 г. был установлен клыковский памятник адмиралу. Верховный стоит в накинутой шинели, погруженный в раздумья. Обратим внимание на барельеф постамента: белый и красный воины опустили скрещенные штыки вниз.

Непрекращающийся ад Гражданской войны, нераскаянность общего братоубийственного греха и чаяние примирения хотя бы спустя столетие, несомненно, были думой и мукой казака Клыкова.

* * *

Белая златоглавая Звонница работы Клыкова (архитектор Семерджиев) на Третьем ратном поле России, под Прохоровкой, на высоте 252,2 — это «свеча Господу» в память о погибших в самом страшном танковом сражении истории, произошедшем в ходе Курской битвы. Она воплощена в камне, с высокими рельефами по четырем станам. Открыта она в мае 1995-го, к полувековому юбилею Великой Победы, как и памятник Г. Жукову в Москве. Неподалеку от нее теперь установлен и памятник самому В. Клыкову, работы белгородца А. Шишкова.

Белгородской земле вообще, как видим, с Клыковым повезло. Областной центр Белогорья украшают еще несколько работ прославленного мастера: крестом с Харьковской горы осеняется Белый город святым равноапостольным князем Владимиром (крупнейший в мире памятник крестителю открыт 4 августа 1998 г., накануне 55-летия освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков, в год 1010-летия Крещения Руси), на Соборной площади у здания областного драматического театра в кресле задумчиво сидит актер М. Щепкин. В березовой нише на Гражданском проспекте утоплен (хорошо бы найти ему новое место!) вписанный в круг крест с ликом Христа и фигурами святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия, об увековечении памяти которых Клыков пекся особо.

Именно ему мы обязаны тем, что Россия теперь отмечает День славянской письменности и культуры в день празднования памяти этих святых. Его же памятник Кириллу и Мефодию был открыт в Москве 24 мая 1992 г. на Славянской площади.

На памятнике написано по-старославянски: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия», и нам понятен отсыл в надписи к спасительной для нашего Отечества паре, увековеченной Иваном Мартосом на Красной площади — гражданину Минину и князю Пожарскому.

* * *

Свой трудный путь прошли и клыковские монументы, изображающие князя Святослава. 15 октября 2005 г. пятиметровый памятник Святославу Храброму работы Клыкова был открыт на берегу Днепра в Запорожье в Воскресенском парке, напротив острова Хортица, где, по одной из исторических версий, князь-герой был злодейски убит. Святослав словно передает потомкам с высокого постамента оружие защиты: «Возьмите меч, несите нашу славу!». Примечательно: помог финансами генеральный директор известной вертолето-двигательной корпорации «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

12 января 2006 г. Вячеслав Клыков пояснил в интервью: «В 2005 году исполнилось 1040 лет со дня разгрома Хазарского каганата Великим князем Киевским Святославом в результате похода, состоявшегося в 965 году. В ряду наших побед это событие занимает особое место — без него не было бы вообще России ни как Московской Руси, ни как православного государства, ни как Российской империи. И вот, из всех памятных дат, которые широко отмечались в 2005-м году — 625-летие Куликовской битвы, 60-летие разгрома фашистской Германии — об этой важнейшей дате, об этой победе почему-то умолчали. Не забывайте о том, что Святослав — сын святой равноапостольной Великой княгини Ольги, отец святого равноапостольного Великого князя Владимира, крестившего Русь. Святослава я считаю крупнейшим полководцем мирового уровня. Защищая интересы русского государства Киевской Руси, он не проиграл ни одного сражения. Мы помним Александра Македонского, но не чтим Святослава, нашего русского полководца, не ведавшего поражений…».

Монумент Великому князю Киевскому Святославу Храброму (6,5 метров постамент и 6,5 метров скульптура) в итоге был установлен между городами Чернянка и Новый Оскол, по соседству с Холкинским (Холковским) Свято-Троицким монастырем, на одном из холмов бывшего Дикого поля; это место создает, по мнению автора памятника, ощущение древнего пейзажа земли, по которой проходили не только Святослав, но и другие русские князья.

Памятник был открыт и освящен 11 июля 2006 г., — увы, через 40 дней по кончине автора.

* * *

От Мармыжей до Мармыжей — по проселочным дорогам километров пять-шесть. Но просто и напрямую к Клыкову не подберешься. По совету директора музея нас повезли по хорошему асфальту, а потому, давая большой крюк, мы стали нетерпеливы: туда ли едем, наконец? И успокоились лишь на повороте с указателем «Храм в с. Мармыжи, 2 км».

Это был канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, и храм нас ждал — Покровский. Когда мы подъезжали, как водится, выглянуло солнце. Было примерно три часа пополудни, и мягкий свет бабьего лета проявил разное золото огромных берез, показал среди небесной синевы голубой шлемок богородичного храма, поставленного Клыковым на окраине сельского кладбища. Среди высокотравья и шиповниковых кустов тут покоится много поколений Клыковых, лежат здесь и родители Вячеслава Михайловича.

Старожилы села нашли веские доказательства, что в 1913 г. именно на этом месте предки намеривались построить храм, но их планы не осуществились из-за вскоре начавшейся мировой войны. Новая инициатива возведения церкви в родном казачьем селе принадлежала В. Клыкову, а расходы по строительству взял на себя доброхот В. Харин, генеральный директор ОАО «Курскглавснаб».

Закладной камень был освящен митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием в 1997 г., а 15 ноября 2003 г. на храме был установлен небесного цвета купол с золотым крестом.

Кстати, владыка Ювеналий, хорошо знавший Клыкова, так потом отзовется на кончину земляка: «Вячеслав Михайлович был глубоко верующим человеком. … Это был православный христианин, делом и жизнью засвидетельствовавший свою веру в Бога, до конца дней земной жизни служил православной России и был истинно русским художником».

Входя в храмовую ограду, обращаешь внимание на стилистику врат, выполненных как сербская звонница, и сразу видишь крест, установленный Клыковым над специально привезенным им большим вертикальным камнем на братской могиле советских воинов, которых здесь покоится, по разным оценкам, от семидесяти до четырехсот. Напомним, что в 1941—1943 гг. в этих местах шли ожесточенные бои. Кстати, станцию Мармыжи обороняли 13 бронепоездов, и в результате боевых действий она была полностью разрушена.

Настоятель храма, отец троих деток молодой иерей Николай Пазуха провел нас по храму, рассказал о деревянных иконах — преп. Серафима Саровского и Николы Угодника, подаренных Клыкову благодарными резчиками-вологодцами; они же подарили скульптору красивое деревянное Распятие.

Образ храма для родных Мармыжей Клыкову навеял знаменитый храм Покрова на Нерли — самая прекрасная русская церковь. И древняя владимирская каменная резьба была мастеру сердечно близка. Горельефы в этом стиле теперь украсили Покровский храм в Мармыжах с четырех сторон — канонические Богородичные образы, святые и крылатые львы у самых вершин.

Прах раба Божия Вячеслава покоится у стены церкви. Мы читаем поминальную молитву и глядим на золотые ветви берез, стекающие к черному литому надгробному Распятию. Сквозь них в зеленоватой дымке виднеются курские дали, подарившие всем нам преподобного чудотворца Серафима Саровского, преподобного Исаакия Оптинского, затворника и чудотворца Иоанна Святогорского, композитора Георгия Свиридова, прозаиков Евгения Носова и Константина Воробьева, певицу Надежду Плевицкую и скульптора Вячеслава Клыкова.

Cтанислав Минаков. Специально для Столетия. Фото автора***

Памяти соратника

Вячеслав Михайлович Клыков  – выдающийся русский патриот, скульптор и общественный деятель. Родился в селе Мармыжи (Курская область) в крестьянской семье. Учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 г. поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, который окончил в 1968 г. по специальности скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

Клыков – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России.

Среди его многочисленных работ выделяются памятники духовно-символического значения во многих городах и весях нашей страны. Это, в частности, памятники Н.М. Рубцову в Тотьме (1985), К.Н. Батюшкову в Вологде (1987), прп. Сергию Радонежскому в Радонеже (1988),протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1988), св. преподобномученице Великой Княгине Елизавете Федоровне в Москве (1991), свв. Кириллу и Мефодию (1992) в Москве, Великому Князю Владимiру Святому в Херсонесе (1993), И.А.Бунину в Орле (1995), св. Царю Мученику Николаю II в селе Тайнинском (1996; на постаменте слова: «Русский Народ с покаянием») и Подольске (1997), Илье Муромцу в Муроме (1999), св. блгв. Великому Князю Александру Невскому в Курске (2000), П.А. Столыпину в Саратове (2002), св. равноапостольной Княгине Ольге в Пскове (2003), В.М. Шукшину на Алтае (2004),адмиралу А.В. Колчаку в Иркутске (2004), Великому Князю Святославу (в память его победы над хазарами) в Запорожье (2005) и в Белгороде и др. За границей – св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, русским воинам в Пирее (Греция). В 1995 г. по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память павшим в битве на Курской дуге.

В.М. Клыков, имея все возможности быть обласканным властями и служить им, купаясь в лучах славы, подобно некоторым своим коллегам – записным патриотам, избрал по долгу совести путь сопротивления криминальному олигархическому режиму и борьбу за восстановление русской исторической государственности.

Эта его общественная оппозиционная деятельность прежде всего выразилась в создании Международного  фонда славянской письменности и культуры (1987). По инициативе Фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник Славянской письменности и культуры 11/24 мая под давлением общественности стал государственным и география его расширилась практически на всю Россию.

Увидев, однако, что при нынешней компрадорской власти русскую культуру не защитить, Вячеслав Михайлович создает Всероссийское Соборное Движение для популяризации идеи будущего Всероссийского Земского Собора как единственной легитимной власти в России в нынешнее смутное время после падения монархии. Всероссийское Соборное Движение с этой целью провело областные Соборы: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге.

В начале 2005 г. Клыков одним из первых поставил свою подпись подОбращением в Генеральную прокуратуру по вопросу еврейского экстремизма и принял активное участие в развитии возникшего на основе этого документа движения «Жить без страха иудейска!». Он стал председателем возрожденного им 21 ноября 2005 г. Союза Русского Народа, и, несмотря на последовавшую провокацию спецслужб, верные соратники Вячеслава Михайловича не дали предателям узурпировать это поднятое им знамя.

+ + +

Какая странная и горькая, несвоевременная, неуместная по нашему военному времени тяжелая утрата в разгар боя… Он вытерпел мучительные страдания (рак), но отказался от обезболивающего и умер утром 2 июня с улыбкой на лице, перед этим соборовавшись, исповедавшись и причастившись святых таин. Сегодня, 4 июня 2006 г., в яркий солнечный день мы прощались с ним в Сретенском монастыре. Около трех тысяч человек пришли отдать ему последний долг, но казалось, собралась вся Россия: соратники из многих городов, известные патриотические политики, писатели, деятели культуры… И, конечно, тек ко гробу поток того простого православного люда, без которого в Москве никогда не происходит ничего духовно важного. Были прихожане и РПЦЗ(Л), и РПЦЗ(В). На литургии в этот день читается Евангелие от Иоанна (гл. 17: 1-13) со словами Христа, обращенными к Богу Отцу: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно… Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы». Это напоминает нам и о том, что сделал для нашего народа христианин Вячеслав Клыков в своей многогранной деятельности. Не станем перечислять его многочисленные произведения, награды и звания, потому что не это в нем для нас главное. Главное: Клыков был образцом настоящего, крепкого силою и духом русского человека. Он был православным монархистом с имперским размахом, мужественным воином, лишенным малейшего страха иудейска, талантливым, независимым, необыкновенно работоспособным, статным, щедрым, откровенным, добрым, умеющим прощать чужие слабости, но не позволявшим их себе… Родом из простых крестьян, он явил нам образец высокого благородства, до которого далеко большинству новорусских заседателей дворянских собраний, кичащихся своими титулованными предками и заискивающих перед олигархической антирусской властью. В силу таких своих качеств Клыков естественно стал вождем современного русского православного движения, отдавая ему все свои силы и средства: Славянский Фонд, Всероссийское соборное движение, Союз Русского Народа, возрождение казачества как «спецназа» Третьего Рима, движение «Жить без страха иудейска!». Он дал всем прекрасный пример того, что православный раб Божий – это мужественный воин Божий в идущей Мiровой войне сил добра и зла. В нем был и живой образец современного казака – витязя удерживающего Третьего Рима: «Иду на вы!» – как поступал и князь Святослав, один из первых наших военных вождей, которому народный художник России поставил один из своих последних, воинствующий и сам по себе воюющий памятник. 
Энергичную духовную мощь Клыкова уважали даже те, кто уважает только материальную мощь – представители властей. В его присутствии, при его искренности, трудно было юлить и лицемерить, так что даже либеральные конформистские представители высокого духовенства изо всех сил старались выглядеть теми, кем они должны быть по сану. Безкомпромиссные же батюшки и архиереи с надеждою благословляли все патриотические начинания раба Божия Вячеслава. Поэтому отсутствие высшего благословения Клыкова никогда не останавливало. В одном из своих последних выступлений в Славянском Центре на вопрос, «кто благословил воссоздание Союза Русского Народа?», – Клыков ответил: «Господь Бог».

В последнем интервью, в мае, отвечая на вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации в России, Клыков, как всегда, был прям: «Я думаю, только национально-освободительная революция. Другого пути нет. Потому что все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем Вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете страха ради иудейска? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята. И помоги Бог таким людям… Я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все «кремлевский пиар». Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это!» (газета «Дух христианина». М., 2006. № 11. 1 июня).

В этом интервью он говорил и о необходимом очищении страны от жидобольшевицкой и масонской символики, и о необходимости народного покаяния за грехи революции – для ее духовного преодоления хотя бы столетие спустя. Разумеется, такого русского человека уже за одни его личные качества («лучшего из гоев – убей») ненавидели, но могли лишь трусливо чернить, уязвлять в СМИ, писать доносы и разнообразно вредить враги России во главе с хорошо известным их «отцом» (Ин. 8:44). Эти гнусные закулисные интриги оказались безсильны сломить дух русского воина (последнеепуримское заявление Берла Лазара было отвергнуто прокуратурой). Но многочисленных козней «отца» не выдержало даже крепкое тело…
Почему Господь попустил русскому делу столь огромную, невосполнимую утрату? Смерть лучших, смерть патриотов-подвижников попускается народу прежде всего для того, чтобы мы покаянно и сокрушенно осознали, как мало сами делали для Русского Дела, как теплохладно относились к призывам тех лучших, кто звал нас на подвиг русскости в океане апостасии и предательства. Из нашего стыда за эту теплохладность должно стократно рождаться наше ответное стремление загладить свою вину перед Богом за то, что не были такими, как он, за вину пассивного уклонения от выполнения своего русского долга. От нас, участников движения «Жить без страха иудейска!», лучшим венком на могилу и лучшей памятью Вячеслава Михайловича будет продолжение его борьбы, укрепление и расширение столь ценимого им нашего движения ЖБСИ посильными делами каждого русского человека.
М.В. Назаров (Из Новостей движения «Жить без страха иудейска!» № 8, июнь 2006)

16.11.2005. – Под Белгородом установлен памятник князю Святославу, посвященный 1040-летию разгрома Хазарского каганата.

Памятник тринадцатиметровый (6,5 м постамент и 6,5 м скульптура). Автор его – известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков (1939–2006), народный художник России – это был последний памятник в его жизни. Он был установлен несмотря на активную кампанию еврейских организаций против него, которые сочли себя обязанными встать на защиту Хазарского каганата как государства с иудейской религией. Из-за этого «гевалта», поднятого еврейскими СМИ, было изменено первоначальное место сооружения памятника: вместо г. Белгорода его установили в селе Холки Чернянского района близ Холковского монастыря. Могендовид на щите поверженного хазарина был закрыт металлической нашлепкой на саморезах…

Бульварная газетка «Московский комсомолец в Белгороде» (14-21 декабря 2005 г.) в статье «Неокретинизм» пыталась накануне открытия памятника очернить и его автора, и белгородскую администрацию (губернатора Савченко), позволившую установку «антисемитского монумента». Вячеслав Михайлович на это ответил:

«Я привык к злобным выпадам против меня и моего творчества либеральных еврейских столичных СМИ и давно не обращаю внимания на их вопли и стенания о моем «национализме, фашизме, шовинизме, антисемитизме», ибо за всеми этими инсинуациями нет сколько-нибудь серьезного художественного или исторического анализа, но налицо дешевый еврейский гевалт, призванный нагнетать истерию в обществе якобы нарастающего «русского фашизма»… И в данном случае, если бы статейка, опубликованная газеткой «МК в Белгороде» касалась только меня, этот фальшивый и лживый материал никогда не заставил бы меня отвечать на публикацию.

Но в этой, кое-как состряпанной заметке затронута честь администрации Белгородской области и белгородцев, к которым я всегда питал искреннюю симпатию за их конкретные усилия и дела по превращению Белгородчины в богатый и стабильный регион России. Кроме того, материал в белгородской желтой газетке настолько точно скроен по выкройкам еврейских либеральных СМИ и еврейских общественных организаций, как это изложено в письме, подписанном профессором Михаилом Членовым, что мой ответ будет адресован и этим последним адресатам…

В 965 году (1040 лет назад) Великий князь Киевский Святослав Храбрый разгромил Хазарский каганат – паразитическое государство, занимавшую обширную территорию в низовьях Волги. Хазарский каганат к этому времени представлял иудейское государство, исповедующее талмуд. В начале VIII века правящая верхушка Хазарского государства, сначала тайно приняла иудаизм, и последние два века до своего краха открыто исповедовала талмуд. Археологические раскопки, произведенные на территории бывшей Хазарии, свидетельствуют о наличии государственной символики в виде шестиконечной звезды… Если в поверженном хазарском воине – символе разгромленной Хазарии я как автор изобразил на щите, как украшение его, шестиконечную звезду, то претензии, господа евреи, не ко мне, а к иудо-хазарскому государству Х века. И Великий князь Киевский Святослав Храбрый в 965 году разгромил именно иудейскую Хазарию…

Мне, как и журналистке, написавшей статью «Святослав защитил Русь, а кто защитит Святослава?», глубоко противны принципы той демократии, при которых вам можно хулить, ерничать, извращать факты русской истории, а нам нельзя защищать свою историю, говорить правду о ней в угоду вам. Чуть русский человек после восьмидесятилетней иудо-большевистской идеологии, насквозь лживой и химерической отравы для «советских людей», стал прозревать, вы тут же наклеиваете ему ярлык фашиста, шовиниста, антисемита. Ныне ваши шулерские ярлыки и двойные стандарты не пройдут, как не прошли ваши ярлыки против письма русских людей (500-1500-5000), направленного против человеконенавистнического учения Шулхан-Аруха, преподаваемого ныне в еврейских школах и предписываемого к исполнению евреями в повседневной жизни еврейскими раввинами. Ваша корреспондентка из «МК» так и поступает шулерски. Она извращает наше желание поставить памятник выдающемуся полководцу, Великому князю Святославу Храброму на своей Родине – России… она ставит знак равенства между Святославом Храбрым, освободившим Русь от иудо-хазарской химеры и Адольфом Гитлером, и, истерично заламывая руки, вопрошает: «Не поставить ли нам памятник Адольфу Гитлеру?»…

Вам нужно внушить доверчивому читателю, что это произведение «просто кишит(?!) историческими ошибками и не раз вызывало насмешки над теми, кто его создавал и утверждал». Назовите хоть одну ошибку? У кого вызывал этот величественный памятник насмешки?

Не у тех ли людей-нелюдей, у которых вызывает бешенную злобу, что мы, русские люди, просыпаемся ото сна и начинаем изучать не из ваших поганых учебников нашу историю, а осознавать ее как неотделимую часть нашего многовекового бытия, становясь вновь народом православным, крепким в Вере и страшным для врагов нашего Отечества!..

Теперь о «позоре перед мiровой общественностью». Это, видимо, о письме общественных еврейских организаций, подписанном профессором Членовым?

«Мiровой общественности» было наплевать, когда международными террористическими организациями готовилось величайшее преступление против Российской империи в XIX – начале XX веков, когда была узурпирована законная Российская власть, изуверски ритуально были убиты Помазанник Божий – Царь Николай II вместе с супругой и юными детьми, когда страна была ввергнута в братоубийственную гражданскую войну, унесшую жизни десятков миллионов русских людей.

Где была тогда эта мiровая общественность? Где эта мiровая общественность была, когда миллионы лучших людей России были расстреляны еврейским Чека во время «красного террора» в 1918 году?.. Где эта «мiровая общественность» прячется теперь, когда по сей день продолжается геноцид русского народа, унося ежегодно по 1,5-2 миллиона жизней?

Если им наплевать на нас, то у нас больше оснований плевать на них! Пришло время, когда «спасение утопающих, есть дело самих утопающих». И русский народ найдет в себе силы для самоорганизации, как не раз он находил их в тяжелейшие периоды русской истории, как он нашел и в 965 году, разгромив паразитический иудео-хазарский каганат – международный центр работорговли…

Святослав Храбрый, сокрушивший иудейский Хазарский каганат, последний Великий князь языческой Руси, великий правитель и герой, общий для трех народов – русских, украинцев и белорусов. И равно ненавистный всем его врагам, каким бы именем они не прикрывались…».

Месяцем ранее, 15 октября 2005 г., пятиметровый бронзовый памятник Святославу работы Вячеслава Клыкова был установлен рядом с каскадами фонтанов «Радуга» в Воскресеновском парке в г. Запорожье, близ Порогов (место гибели князя в 972 г.). Справа на фото сам В.М. Клыков в футболке с имперским флагом. Идея памятника: князь Святослав передает свой меч нам, потомкам, для продолжения борьбы.

Еще ранее, 1 сентября 2003 г., памятник Святославу другого скульптора был также воздвигнут перед входом в киевский городок МАУП – Межрегиональной академии управления персоналом, которую возглавляет Георгий Щекин, глава Украинской консервативной партии, активно борющейся с еврейским влиянием на Украине. 

Святослав Храбрый, Великий князь Киевский

Великий князь Киевский Святослав Игоревич (942–972) был правителем Руси с 945 по 972 гг. Формально Святослав стал Великим князем в 3-летнем возрасте после гибели в 945 г. отца, Великого князя Игоря, но самостоятельно правил с 964 года. Однако фактически при нем и далее государством управляла христианка-мать – Великая княгиня Ольга, так как Святослав почти всю жизнь проводил в походах, расширяя границы Руси. При нем Русская земля увеличилась от Поволжья до Каспия, от Северного Кавказа до Черноморья, от Балканских гор до Византии. Н.М. Карамзин назвал Святослава «Александром (Македонским) нашей древней истории».

Византийский хронист Лев Дьякон так описал Святослава: «среднего роста и весьма строен, имел широкую грудь, плоский нос, голубые глаза и длинные косматые усы. Волосы на его голове были выстрижены, за исключением одного локона – знак благородного происхождения; в одном ухе висела золотая серьга, украшенная рубином и двумя жемчужинами. Вся наружность князя представляла что-то мрачное и суровое. Белая одежда его только чистотой отличалась от других русских».

Мать пыталась уговорить сына тоже принять христианство. Согласно летописи Святослав отказался и ответил матери: «как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет насмехаться». В его языческом представлении лишь поверхностно знакомое ему христианство было несовместимо с воинской доблестью, которая для него и его дружины была жизненным идеалом.

«Повесть временных лет» рассказывает, что уже с малых лет Святослав был воином, когда пришлось мстить за убийство отца: «В год 6454 (946) Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копье в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал: последуем, дружина, за князем. И победили древлян»…»

Русские летописи описывают Святослава и его походы хвалебными словами. В них он предстает как витязь, безстрашный в бою, неутомимый в походах, честный даже с врагами, верный данному слову, неприхотливый в быту: «Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус [барс], и много воевал. В походах же он не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти»…». То есть честно предупреждал противника о нападении.

Походы Святослава носили отважный наступательный характер, что позволяло ему захватывать инициативу и добиваться успеха. Для характера князя и его воинской стратегии характерен такой эпизод. Перед сражением с вдесятеро превосходящим по численности противником Святослав обращается к своим воинам: «»Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим – должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не имеют позора. Если же побежим – позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили княжеские воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали».

Первые походы Святослава были против хазар. К тому времени Великий Хазарский каганат, верхушка которого приняла иудаизм как эгоистичное «освящение» своего паразитарно-грабительского отношения к соседям, подчинил себе весь юг нынешней России от Каспия до Днепра и обложил данью восточные славянские племена. Хазария контролировала торговые пути из Восточной Европы в Азию, богатея на грабеже и сборе пошлин. Иудеи-торговцы жили во всех городах Хазарии и составляли верхний слой хазарского общества. Киевская Русь не раз воевала с Хазарией и при князе Олеге, и при князе Игоре – отце Святослава. Но освобождение наступило только после похода Святослава в 965-966 году.

Придя в землю вятичей в верховьях Дона, Святослав освободил их из-под власти хазар, затем спустился в низовья Волги и встретился там с вышедшими ему навстречу хазарскими войсками, возглавляемыми самим каганом. Святослав разорил хазарскую столицу Итиль, взял важную торгово-таможенную крепость Саркел (на Дону), превратив её в степной форпост Руси на юго-востоке – Белую Вежу. Тем самым большой водный путь по Волге перешел в русские руки. Потом Святослав прошел по Северному Кавказу и победил, как сообщил летописец, «ясов и касогов» (алан и адыгов)… Вскоре на Таманском полуострове и в восточном Приазовье возникло русское Тмутараканское княжество с центром в бывшем хазарском портовом городе Таматархе.

Каганат после удара Святослава уже не оправился, и в конце X века о нем перестали упоминать. Разгром Хазарии означал объединение в едином независимом государстве, Киевской Руси, большей части восточно-славянских племен.

Затем язычник Святослав воевал и с православными греками, стремясь расширять Русь на югозападные славянские земли, входившие тогда в Византийскую империю (Второй Рим). Первоначально Святослав был приглашен византийским Императором как союзник против болгар. Победив болгар и захватив многие города, Святослав заявил о намерении обосноваться в Переяславце на Дунае.

Этому помешали греки, атаковавшие Святослава. Его небольшое войско храбро оборонялось. Тогда-то и прозвучали его слова: «мертвые сраму не имут». Однако голод и потери заставили Святослава заключить мир в обмен на свободный пропуск русских ладей из блокированного Дуная. Святослав «увидев же, как мало у него дружины, сказал себе: «Как бы не погубили коварством и дружину мою и меня. Пойду на Русь, приведу больше дружины». И послал послов к Императору, говоря: «Хочу иметь с тобой твердый мир и любовь». Часть дружинников Святослава во главе с воеводой Свенельдом вернулась в Киев, а сам он погиб у днепровских порогов, где печенеги устроили засаду. Свенельд предупреждал князя: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги. И не послушал его Святослав, и пошел в ладьях»… «И убиша Святослава, и взяша главу его, и в лбе его соделаша чашю, оковавше лоб его, и пияху из него».

Язычник Святослав  освободил Русь от хазарского ига и укрепил союз славянских племен. Его сын, князь Владимiр, принятием Православия (при этом он символично отверг предложенную остатками хазар иудейскую веру) придал крепнущей Русской державе удерживающую духовную силу, исполняя Божий замысел о нашем народе как Третьем Риме.

rusidea.org


Реклама

Один комментарий на «Русский скульптор Вячеслав Клыков»

  1. Alexander_not _Mihailovich:

    а где же ваяние братьям квантришвили?
    тоже шедевр

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s