Налимов, Василий Васильевич

 

Известно высказывание французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». При  существующем положении «утраты фундаментальных смыслов и всеобщей (по В.В. Налимову) разбросанности знаний по отдельным закромам многоликой культуры» именно в общении  … «всё же возможно построение единых, по-прежнему целостно звучащих метафизических систем. … Нам нужны новые смыслы, или, точнее – нужно радикальное переосмысление прежних смыслов. Трагичность состоит в том, что процесс переосмысления должен идти в широком, невиданном доселе ракурсе. Готовы ли мы к этому?

<…> Надо признать, что Мироздание погружено в Тайну. Нельзя её разгадать. Не надо пытаться её разгадывать. Надо просто её признать. Её образ – видимый всегда лишь смутно – должен непрестанно расширяться и углубляться. Надо начать приближаться к ней, стремиться стать ею, понимая, что она всегда от нас ускользает, и тем дальше, чем больше мы будем приближаться.
Надо суметь использовать взаимосвязано всё приобретённое человечеством на пути его становления – рациональное и иррациональное, эстетическое и мистическое…           <…> Наше знание в действительности есть незнание – не вульгарное, не примитивное, а хорошо осмысленное, подчас даже подтверждённое научным экспериментом и облачённое в формулы. Горизонт нашего хорошо аргументированного незнания теперь несравненно шире того, что был у наших предков».
В 1985 г. В.В.Налимов награжден медалью Дерека де Солла Прайса
Василий Васильевич Налимов (4 ноября1910 — 19 января 1997) — советский и российский учёный (по национальности —коми). Знаменитый математик и философ, профессор МГУ.

Создатель и руководитель нескольких новых научных направлений: метрологии количественного анализа, химической кибернетики, математической теории эксперимента, наукометрии (ввел термин «наукометрия» в научный оборот).

Занимался проблемами математизации биологии, анализом оснований экологического прогноза, вероятностными аспектами эволюции, проблемами языка и мышления, философией и методологией науки, проблемами человека в современной науке, вероятностной теорией смыслов.

Несмотря на слухи, что Налимов предложил понятие индекса цитирования, это понятие появилось гораздо раньше, см. например Цитирование Шепарда (англ.).

Подготовил 18 кандидатов и 3 докторов наук. Действительный член РАЕН (1996), член редколлегий международных научных журналов. Награждён медалью Дерека де Солла Прайса(1985), почетным знаком РАЕН «За заслуги в развитии науки и экономики» (1996), удостоен почетного звания «Классик цитирования» (по оценкам американского Ин-та научной информации, 1990). Творческое наследие включает более 30 книг и 250 статей по различным отраслям знания.

Отец — профессор-этнограф Василий Петрович Налимов. Мать — Надежда Ивановна Налимова, урождённая Тотубалина — хирург, погибла от эпидемии сыпного тифа во время Гражданской войны.

Творческий путь Налимова начался в Москве, в школе проф. А. П. Нечаева (вскоре закрылась), далее он поступил в школу на Смоленской площади (литературу там преподавал Б. Ю. Айхенвальд). Окончил также Химические спецкурсы. Завершил среднее образование в 1928.

Хронология

1929 — поступление на математическое отделение физико-математического ф-та МГУ.
1930 — ушёл из МГУ в знак протеста против травли интеллигенции и вскоре поступил на работу лаборантом (1930) во Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ), затем инженером-лаборантом. Служба в армии в научно-техническом центре ВВС. После демобилизации работал в Институте контрольно-измерительных приборов, где прошёл аттестационную комиссию, давшую право на защиту кандидатской диссертации без окончания вуза.
1936 — первый арест. Второй арест — 18 июня 1937: приговор 5 лет по ст. 58 п.10-11. Отбывал срок на лесоповале и золотом прииске. Провёл 5 лет (после условного освобождения в 1942, не дававшего права на возвращение в Москву) в Магадане, в основном на Оротуканском заводе горного оборудования, где работал заведующим лабораторией.
1947 — возвращение в Москву.
1949 — повторный арест и вечная ссылка в Казахстан.
1955 — младший научный сотрудник ВИНИТИ АН СССР (редактор в отделе «Оптика»). Кандидат технических наук, тема диссертации: «Дифференциальное изучение ошибок спектрального и химического анализа с применением методов математической статистики» (февраль 1957, Ленинград, Всесоюзный НИИ метрологии им. Д. И. Менделеева).
осень 1959 — переводится в Государственный институт редких металлов (ГИРЕДМЕТ), где создал лабораторию математических методов исследования. Защита диссертации на соискание учёной степени доктора технических наук (1964) «Методологические аспекты химической кибернетики».
1959 — занимает должность профессора на кафедре теории вероятностей и математической статистики МГУ.
Создал (вместе с Б. В. Гнеденко) и руководил (1962—1997) секцию «Математические методы исследования» журнала «Заводская лаборатория» [1]

1965—1975 — первый заместитель заведующего межфакультетской Лаборатории статистических методов МГУ (зав.лаб. — акад. А. Н. Колмогоров).
После расформирования Лаборатории — заведующий лабораторией (в 1975—1988 главный научный сотрудник) математической теории эксперимента Биологического ф-та МГУ.

1993 — главный научный сотрудник лаборатории системной экологии биологического факультета МГУ.
В свое время не получил звание академика, так как отказался вступать в партию.

Владел языками: английским, немецким, французским, польским, арабским.

Вероятностно-ориентированная философия, как направление философских исследований, сформировалась в результате более чем 30-летних научных исследований В. В. Налимова. Исторические этапы формирования этой системы взглядов включали разработку следующих тем с точки зрения вероятностных представлений:

  • Построение статистически ориентированной теории анализа вещества (1960 год)
  • Создание математической теории эксперимента (1965)
  • Создание наукометрии (1969)
  • Вероятностная модель языка, рассматривающая семантику обыденного языка (1979)
  • Философия науки (1981)
  • Природа бессознательного (1978)
  • Проблема эволюционизма (1985)

Завершающей работа цикла исследований явилась книга «Спонтанность сознания» (1989), в которой раскрывается природа смыслов и строится вероятностно ориентированная смысловая модель человеческой личности.

В конце жизни В. В. Налимов утверждал, что его философская система сводится к одной из разновидностей платонизма.

Вероятностно-ориентированная философия в целом направлена на то, чтобы по-новому осветить следующие проблемы:

  • Язык и логика
  1. Почему мы понимаем друг друга, когда в нашей речи используются слова с полиморфными (не атомарными) смыслами?
  2. Как мы понимаем метафоры? Почему метафоры и синонимы обогащают наш язык?
  3. Если наше обыденное мышление преимущественно аристотелево, то как возникают исходные предпосылки?
  4. Можно ли раскрыть механизм возникновения предпосылок? Возможно ли формальная (но не аристотелева) логика порождения предпосылок?
  • Личность
  1. Если сознание человека — это преобразователь смыслов, то как возможно построение математически заданной семантической модели личности?
  2. Как возможно сравнение такой модели с тем, что ранее было сказано о природе человека в академической и религиозной философии?
  • Творчество и эволюция
  1. Как возможна единая модель, задающая творчество в самом широком его понимании, включающем развитие как ноосферы, так и биосферы?
  2. Как возможно введение представления о собственном времени как о мере изменчивости? Как возможны собственные ритмы?
  • Терапия сознания
  1. Если сейчас во всем мире со всей остротой ставится вопрос о том, что есть здоровая — гармонически развитая личность, то как можно задать математически семантическую модель такой личности? Как можем мы сейчас попытаться представить семантический портрет человека будущего?
  • Искусственный интеллект
  1. Как возможен искусственный интеллект? Что принципиально возможно и невозможно в моделировании сознания человека средствами ЭВМ?
  • Смыслы и материя
  1. Если сознание действительно есть функция высокоорганизованной материи, то почему до сих пор не появилось модели, эксплицирующей это утверждение?
  2. Возможна ли другая постановка вопроса? Может быть разумнее исходить из представления о том, что смыслы и материя — это две различные реальности, и искать их единую первооснову?
  3. В философской мысли как Запада, так и Востока издревле развивалось представление о том, что первоосновой Мира является Ничто. Можно ли Ничто редуцировать к представлению о Пространстве, геометрию которого можно содержательно обсуждать?
  • Запредельные вопросы
  1. В чём главное отличие христианского миропонимания от буддийского?
  2. В чём смысл жизни человека? В чём смысл Вселенной?
  • Комплексность изучения
  1. Как возможно использование всего арсенала знаний — математики, физики, психологии и психиатрии, философии, философской антропологии, религиоведения при попытке осмыслить природу человека?

Все сформулированные проблемы представляют не что иное как попытку раскрыть содержание основного вопроса герменевтической философии:

  • Что есть смысл и какова его роль в устройстве мира.

Библиография

  • Применение математической статистики при анализе вещества. — М.: Физматгиз, 1960. — 430 с.
  • Статистические методы планирования экстремальных экспериментов / В. В. Налимов, Н. Л. Чернова. — М.: Физматгиз, 1965. — 340 с.
  • Наукометрия. Изучение науки как информационного процесса / В. В. Налимов, З. М. Мульченко. — М.: Наука, 1969. — 192 с.
  • Теория эксперимента. — М.: Наука, 1971. — 208 с.
  • Логические основания планирования эксперимента / В. В. Налимов, Т. И. Голикова. — М.: Металлургия, 1976. — 128 с.
  • Визуализация семантических полей вербального текста в групповой «медитации» / В. В. Налимов, О. А. Кузнецов, Ж. А. Дрогалина // Бессознательное. — 1978. Т. III. — С. 703—709.
  • Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. — Тбилиси: Тбилисский ун-т, 1978. — 83 с.
  • Вероятностная модель языка. — М.: Наука, 1974. — 272 с.
    2-е изд., перераб. и доп. — М., 1979. — 303 с.
    3-е изд. Томск; М.: Водолей Publishers, 2003. — 370 с. — ISBN 5-902312-11-6
  • Функция распределения вероятностей как способ задания размытых множеств. Наброски метатеории, дискуссия с Заде // Автоматика. — 1979. № 6. — С. 80—87.
  • Как возможно построение модели бессознательного? / В. В. Налимов, Ж. А. Дрогалина // Бессознательное. — 1985. Т. IV. — С. 185—198.
  • Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М.: Прометей, 1989. — 287 с.
    2-е изд. М.: Водолей Publishers, 2007. — 374 с. — ISBN 978-5-9796-0104-5
    3-е изд. М.: Академический проект, 2011. — 399 с. — ISBN 978-5-8291-1248-6.
  • В поисках иных смыслов. — М.: Прогресс, 1993. — 278 с.
  • Канатоходец. — М.: Прогресс, 1994. — 456 с.: ил., портр. Автобиография на стр. 378—379.
  • На грани третьего тысячелетия: Что осмыслили мы, приближаясь к XXI в. — М.: Лабиринт, 1994. — 73 с.
  • Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного / В. В. Налимов, Ж. А. Дрогалина. — М.: Мир идей; АО Акрон, 1995. — 432 с.
  • Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 344 с. — Тираж 2000 экз. (РФФИ № 98-06-87053).

Литература

  • Проф. и доктора наук МГУ: Биографический справочник 1997. Сер. «Архив Московского ун-та». М.: Книжный дом «Ун-т», 1998. 680 с.
  • Кто есть Кто в лингвистике XX века: автобиобиблиографический справочник. Том первый // Редакция, состав, оформление, макет: С. В. Лесников. 1999. 175 с.

Ссылки

  • http://v-nalimov.ru/ Сайт, посвященный В. В. Налимову (воспоминания о Налимове, его статьи, главы из книг, философские исследования и др.)
  • Василий Васильевич Налимов: учёный, гностик и рыцарь XX-го столетия
  • http://nalimov.home.bio.msu.ru &#8212; Жанна Александровна Дрогалина — супруга В. В. Налимова.
  • Маркова Е. В. Он принес новые смыслы и новые решения. // Науковедение,2000, № 1, с.145-159.
  • Грановский Ю. В. Можно ли измерять науку? Исследования В. В. Налимова по наукометрии. // Науковедение,2000, № 1, с.160-183.
  • Маркова Е. В. Из истории налимовского «незримого коллектива» (о математической теории эксперимента в 1970—1980-х годах). // Науковедение, 2001, № 4, с.170-195.
  • Маркова Е. В. Кормчий отечественной радиоэлектроники и кибернетики. В кн.: История информатики в России: ученые и их школы. / Сост. В. Н. Захаров и др. — М.: Наука, 2003, с. 20-29.
  • Маркова Е. В. Научные школы и незримые коллективы В. В. Налимова. — Там же, с.211-229.
  • Грановский Ю. В. Наукометрическая школа В. В. Налимова. — Там же, с. 229—240.
  • Грановский Ю. В., Дрогалина Ж. А., Маркова Е. В. Я друг свобод…. В. В. Налимов: Вехи творчества. Том 1. — Томск-М.: Водолей — Publishers, 2005. — 376 с.
  • Маркова Е. В. Кибернетический период творчества академика А. И. Берга. — В кн.: Аксель Иванович Берг. 1893—1979. / Ред.-сост. Я. И. Фет; сост. Е. В. Маркова, Ю. Н. Ерофеев, Ю. В. Грановский. — М.: Наука, 2007, с.75-132.
  • Грановский Ю. В. Академик А. И. Берг и новая парадигма в экспериментальных исследованиях. — Там же, с. 202—210.
  • Маркова Е. В., Никитина Е. П. Математическая теория эксперимента: история, развитие, будущее // Заводская лаборатория. 2002. Т.68. No.1. С.112-118.


    ПАМЯТИ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НАЛИМОВА

    Второй раз в жизни мне предстоит выступить в роли печального вестника и писать текст, предваряющий посмертную публикацию в журнале. Так это было по смерти А.В.Михайлова. И хотя это задача нелегкая, я не вижу в этом деле ничего особенно зловещего, потому что какие-то слова все же необходимо говорить об ушедших, когда смерти забываются так легко.

    19 января 1997 умер Василий Васильевич Налимов — замечательный мыслитель, проживший долгую, трудную и, должно быть, все-таки очень счастливую жизнь. Наш автор (см. № 17). Мир его праху. Нас покидают последние великие старики, родившиеся “до исторического материализма”, по естественному праву поколения “знавшие лично”, как знал Василий Васильевич, и А.Ф.Лосева, и Д.Андреева, и народоволку В.Н.Фигнер, и математика, анархиста-мистика А.Солоновича, который в свое время направил его молодой ум, и академика Колмогорова, ректора МГУ, который гораздо позднее дал ему возможность работать.

    Вышло так, что я опубликовал интервью с В.В.Налимовым в 1991 году, вскоре после выхода в свет его главной и потрясающей книги “Спонтанность сознания” и с тех пор несколько лет был — не другом, конечно, но, по крайней мере, постоянным собеседником этого удивительного человека. Вернее, двух людей — Василия Васильевича и его жены, Жанны Александровны Дрогалиной. В силу журналистской привычки я записывал эти разговоры, и у меня скопился довольно большой архив. Воспоминаний. Размышлений вслух. Не думаю, что сейчас время обращаться к ним: остались еще слова, написанные самим Налимовым.

    Василий Васильевич был реальный философ, т.е. он был реально размышляющим о жизни человеком, но его работы никогда, кажется, не интересовали Институт философии РАН, несмотря на то, что печатались за рубежом. Его поразительная манера мыслить, вторгаясь в сопредельные философии (или вовсе далекие от нее) области, казалась неприемлемой и до сих пор кажется таковой представителям философских “направлений”. Можно, конечно, и в случае Налимова говорить о вполне определенной анархической философской традиции, к которой В.В. себя причислял (как в Америке, например, Пол Фейерабенд), но у нас это не принято и сейчас, что ж говорить о годах, когда его мысль созревала только? Положим, попытки ввести в философию математический элемент в советские годы еще как-то можно было понять и даже в некотором смысле приветствовать, но что было делать с его радикальным экзистенциализмом, с требованием “личностной теологии”, с философскими рассуждениями, граничащими с гностическими откровениями? Ничего, кроме гнева догматиков от науки и от религии, эти попытки вызвать не могли. Впрочем,“Спонтанность сознания” была издана коммерческим путем при содействии А.А.Шегай, сестры писателя Анатолия Кима. Может быть, это “неакадемично”, но это правда. И я не знаю других философов, которые могли бы похвастаться так вот странно появившимся, но совершенно полнокровным философ-ским изданием. Изданием, более того, будоражащим, волнующим…

    Существует загадка личности Налимова: загадка его силы и терпимо-сти, убежденности и свободы от догматов. Его Христос казался живым, ярким образом: иногда создавалось впечатление, что он Христа видел, только многое забыл или не может, не имеет права рассказывать о нем все, что знает. Его, бывшего колымского зэка, конфликт с православной церковью, ни единого слова не сказавшей в обличение Сталина, казалось, не знал примирения, но за два дня до смерти он попросил позвать священника, о. Александра Борисова, с которым на протяжении лет двадцати спорил, и был похоронен по православному обряду. Эта неожиданная предсмертная метаморфоза показывает, насколько силен был в нем накал религиозных переживаний. Когда-нибудь о нем можно будет сказать гораздо больше того, что сказано, что он сам счел нужным сказать о себе в книге воспоминаний (“Канатоходец”) и в своих статьях. Может быть, когда-нибудь можно будет рассказать и о его смерти — которая, воистину, была смертью философа: умирая, он пытался рассказать, что открывается душе в том странном мире, который предшествует концу земного бытия.

    Из оставшихся неопубликованными текстов все так или иначе имеют касательство к “личностной теологии”: первый — это книга “Святая Русь”, написанная в самом начале “застоя” и ходившая в списках — еще не философская, скорее по тогдашнему ранжиру “диссидентская” книга (хотя диссидентом Василий Васильевич никогда не был). Имея возможность опубликовать отрывки из этой книги, мы, тем не менее, выбираем для публикации набросок, в котором философское кредо Налимова выражено предельно сжато и с предельной ясностью. Это, скорее всего, тезисы, позже шире развернутые в “Спонтанности сознания”. Здесь — то же сконцентрированное и драматичное размышление о философии и о месте человека на Земле…

    В последние дни, предшествовавшие инсульту, В.В. делал выписки для новой работы. Выписки касались человеческих представлений о рае, попыток определить, что это такое. Философ подбирался к теме, глубоко волновавшей его, но умер, не узнав ответа. Или узнав?

    Если правда, что рай — это смысловое поле, создаваемое парадоксами, то Василий Васильевич Налимов, конечно, знавал, что это такое: он мыслил парадоксально, любил парадоксы, взламывающие границы сознания. Может быть, он таким образом творил рай, который другие ожидают получить “на небе”? Кто знает… Может быть… Возможно, “райское блаженство” было для него синонимом “спонтанности сознания”…

    Василий ГОЛОВАНОВ.

    В.В.НАЛИМОВ

    «знать истину нам, людям, не дано…»

    В системе вероятностной логики, отвечающей глубинному мышлению, некоторые идеи раскрываются более отчетливо, чем в привычной нам системе логиче-ских построений. С этой точки зрения попробуем взглянуть на одну из важнейших экзистенциальных категорий — свободу воли. Что это значит? Еще Гегель обратил внимание на то, что идея свободы в большей степени, чем какая-либо другая, подвержена “величайшим недоразумениям”. И действительно, западный мыслитель в соответствии с требованиями логической мысли всегда пытался тщательно отделить свободное поведение от заранее заданного. И это, естественно, приводило к “недоразумениям”.

    Безусловная свобода немыслима. Абсолютно свободный человек должен быть прежде всего свободен от системы его ценностных представлений. Но лишившись ценностных представлений, индивидуальность умирает естественной смертью, она превращается в ничто или во все. Смыслы исчезают, потеряв селективность в оценке. Семантический континуум возвращается в свое нераспакованное состояние. Оказывается, что свобода — это только свобода в выборе фильтров. И если это так, свободным может быть только несвободный человек. В этом парадоксальность понятия “свобода”.

    Приведенные здесь соображения дают нам возможность понять, что такое состояние нирваны понятия, трудно поддающегося осмыслению в западной культуре. Нирвана — это сглаживание кармически заданной селективности смысловых (и в то же время ценностных) представлений. Это потеря личности, задаваемой смысловой селективностью. Это и потеря творчества, поскольку теряется возможность оперирования с фильтрами. Нирвана — это абсолютная свобода. Свобода, порождаемая умиранием личности.

     Василий Голованов. Публикация Жанны ДРОГАЛИНОЙ.magazines.russ.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s