Русские…


Как появились русские?

Как на территории Великой Болгарии возникла Киевская Русь

В середине VII столетия между Кубанью и Днепром процветало государство Великая Болгария. Но недолог был его век. После смерти своего основателя государство рассыпалось на части, а его население рассеялось по континенту.

Истоки

Родиной болгар (в древней историографии — протоболгары или булгары) принято считать Среднюю Азию, а точнее горный район Памира и Гиндукуш. В индийских источниках это место называется Балхара, в греческих — Бактрия.
Впервые о булгарах летописи упоминают с IV века. Армянский историк V века Мовсес Хоренаци описывает переселение булгар в Закавказье: «В дни Аршака I (армянский царь) возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну».
В этот период в прикаспийских степях наряду с другими кочевниками булгары оказались вовлеченными в масштабный процесс Великого переселения народов, в котором они на время «растворились». Вплоть до распада Гуннской империи свидетельства об активности булгар исчезают из источников. Это дает историкам основание предположить, что булгары входили в огромный племенной союз, который современники именовали гуннами.
После падения Тюркского каганата в начале VII века на его руинах начинается формирование новых государств. Самым крупным из них стал Хазарский каганат. Параллельно происходит размежевание булгарских племен Приазовья и Причерноморья, которые входили в два племенных союза, – кутригур и утигур. Первый связал свою судьбу с аварами и ушел на Запад, а второй попал под власть тюркютов.
В VII веке на исторической сцене появляется еще одно племя – гуннугундур, которое византийские авторы, в частности, Константин Багрянородный, называют болгарами. По предположению исследователей, это племя раньше было известно под именем оногур и проживало к востоку от Азовского моря, между Доном и Кубанью.
Советский историк и археолог Михаил Артамонов пишет, что приазовские болгары в это время находились под властью тюркютов, а во главе их стоял удельный тюркютский хан. Однако междоусобная война сильно пошатнула мощь Тюркского каганата и дала возможность некоторым племенам освободиться из-под его власти. К 635 году вождь гунногундур хан Кубрат изгнал из Северного Причерноморья тюркютов (по другой версии, авар) и сумел объединить под своей властью приазовских и причерноморских болгар.

Скоротечное величие

Историки располагают ограниченными сведениями о Курбате – основателе государственного объединения, получившего название Великая Болгария. Египетский эпископ Иоанн Никиусский в своей хронике указывал на то, что Кубрат был воспитан в Византии. Тесно связанный с Константинополем, в качестве болгарского государя он осуществил провизантийскую политику. Средневековый писатель Никифор Григора отмечает, что Кубрат и византийский император Ираклий I вплоть до смерти последнего сохраняли между собой мир.
Что же касается самого государства Великая Болгария, то о нем также известно немного. Как исключение, упоминание в хронике византийского монаха Феофана Исповедника. Приведем этот фрагмент полностью:
«По ту сторону, на северных берегах Евксинского Понта, за озером, называемым Меотийским, со стороны океана через землю Сарматскую течет величайшая река Атель (Волга); к сей реке приближается река Танаис (Дон), идущая от ворот Иверийских в Кавказских горах (Дарьял); от сближения Танаиса и Ателя, которые выше Меотийского озера расходятся в разные стороны, выходит река Куфис (Кубань), и впадает в Понтийское море близ Мертвых врат, против мыса Бараньего лба. Из означенного озера море, подобно реке, соединяется с Евксинским Понтом при Боспоре Киммерийском, где ловят мурзулию и другую рыбу. На восточных берегах Меотийского озера за Фанагорией, кроме евреев, живут многие народы. За тем озером, выше Куфиса, в котором ловят болгарскую рыбу коист, находится древняя Великая Болгария и живут соплеменные болгарам котраги».
Историки находят в этом отрывке много географических погрешностей. В частности, Феофан здесь путает реки Дон и Кубань. Именно Кубань, а не Дон берет свое начало в горах Кавказа. Так или иначе, можно предположить, что Великая Болгария охватывала обширные пространства, простираясь от предгорий Кавказа до среднего Приднепровья. Другими словами, это государство располагалось на территориях современных России и Украины.
К середине VII века возглавляемое ханом Кубратом государство болгар превратилось в могучую силу. Недаром византийские составители исторической хроники называли его «Древняя Великая Болгария». В хронике отмечается, что в знак почета ромейский император Ираклий I удостоил Кубрата титулом «патриций» и наградил его богатыми дарами.
Упоминаемая Феофаном Фанагория, расположенная на побережье Керченского пролива, была столицей Древней Болгарии (сегодня это руины неподалеку от поселка Сенной в Краснодарском крае). Бывшая греческая колония, практически полностью разрушенная гуннами, Фанагория была заново отстроена болгарами и превращена в центр ремесла и торговли. Рядом со столицей быстро выросли другие оседлые поселения, жители которых занимались ремеслами, большей частью гончарным делом и земледелием. Однако основная часть населения продолжала вести преимущественно полукочевой образ жизни, промышляя скотоводством.
Профессор истории из Японии Шигеоши Мацумае писал, что «Болгарская культура эпохи средних веков — среди семи цивилизаций в истории человечества, сыгравших ответственную посредническую роль по причине своей миссии связывающего звена между Востоком и Западом».

Рассеяние

После смерти Кубрата, предположительно в 50-х – начале 60-х годов VII века, Великая Болгария просуществовала недолго. По преданию пятеро сыновей хана – Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер и Альцек – разделили между собой земли государства. Однако лишенные единства мелкие уделы были не в состоянии справиться с возросшим могуществом Хазарского каганата. В ходе столкновений с хазарами в 660-е годы Великая Болгария как государство прекратила свое существование.
Старший сын Батбай (Безмер) со своей ордой, которая известна как «черные болгары» остался на месте, превратившись в данника хазар. В частности, «черные болгары» упоминаются в договоре князя Игоря с Византией, по которому Игорь обязуется защищать византийские владения в Крыму от нападений этих племен.
Тем не менее «черные болгары» довольно быстро заняли Крымский полуостров, степи и лесостепи Приднепровья. В 1912 году у села Перещепино в окрестностях украинского города Полтавы был обнаружен клад золотой и серебряной посуды, драгоценного оружия и украшений. «Сокровища Кубратхана» – так назвали археологи этот клад, связав его с именем основателя Великой Болгарии. И не случайно. Здесь была найдена могила богатого правителя, предположительно самого Кубрата.
Важно отметить, что распространение влияния как Великой Болгарии, так и Хазарского каганата на Приднепровье дает историкам основание предположить, что Киев за несколько столетий до того, как стал столицей Древней Руси, был преимущественно неславянским городом.
Другое значительное переселение булгар связно с именем второго сына Кубрата – Котрага. Он перешел Дон и двинулся на север, основав новые города на Каме и Волге. Так возникла Волжская Булгария, население которой стало предками современных чувашей и татар.
Остальные три сына основателя Великой Болгарии направились на Запад. Аспарух ушел за Дунай, создав там Болгарское царство. Именно дунайские булгары, слившись со славянами и остатками фракийских племен, заложили основы современного болгарского этноса.
Кубер согласно преданию со своей ордой ушел в Паннонию и примкнул к аварам. Там он предпринял неудачную попытку стать аварским каганом, затем затеял захват города Салоники – снова провал. В конце концов его племя объединилось со славянскими племенами Македонии.
Младший сын Кубрата Альцек добрался до самой Италии, где попросил землю у короля лангобардов Гримоальда. Бенедиктинский монах VIII века Павел Диакон писал о булгарах Альцека: «И они живут в этих местах, про которые мы говорили, до теперешнего времени, и хотя они говорят и на латинском языке тоже, но все-таки ещё до конца не отказались от использования своего языка».

***

Г.Е. Лебединская
«Первые русские»: кто населял территорию России 39 тысяч лет назад

В 1955 году на окраине города Владимира у ручья Сунгирь было впервые обнаружено захоронение первобытного человека. С тех пор здесь был сделан ряд замечательных открытий, позволивших многое узнать о первых обитателях территории нынешней Центральной России. В те времена это был самый северный край человеческой ойкумены в Европе.

По самым последним радиоизотопным измерениям поселение Сунгирь существовало не позднее 34 тысяч лет назад, а возможно, ещё и 39 тысяч лет назад. Таким образом, оно возникло лишь немного (в ретроспективном масштабе) позднее того времени, когда в Западной Европе появились кроманьонцы – первые в умеренных широтах представители современного вида человека. Судя по остаткам костей животных, сунгирьцы охотились на мамонтов, северных оленей (основной вид их добычи), пещерных львов, шерстистых носорогов, дикую лошадь, медведей, волков, песцов, зайцев и др.

Главный признак, по которому судят о жизни первобытных людей, – это их захоронения: тип погребения, характер погребального инвентаря и т.д. Сунгирьцы тщательно хоронили своих покойников, снабжали их орудиями охоты, труда и украшениями, которые могли бы им пригодиться в «загробной жизни», украшали их могилы и, очевидно, ухаживали за ними. Покойников они клали в определённых позах, несомненно, с соблюдением особых ритуалов, присыпали их охрой, древесным углём, а иногда ещё и известняком. Рядом с ними клалось оружие – кинжалы и дротики из расщеплённых и обработанных костей мамонта, а также каменные инструменты.

Особую известность получило найденное в Сунгире самым первым захоронение высокого (180 см) мужчины крепкого телосложения. По современным экспертным оценкам, в момент смерти ему было не менее 45 лет, но, учитывая характер развития костной системы, ему можно дать и 65 лет. То есть по тем временам он был настоящим долгожителем. Даже теперь, возможно, он считался бы человеком, дожившим до почтенной старости. Древние люди были «головастее» (и уж точно не глупее) современных: мозг этого почтенного представителя (возможно, вождя или шамана) племени имел объём 1510 кубических сантиметров (для сравнения: средний объём мозга современного человека — 1300 кубических сантиметров).

Осмотр его костных останков выявил причину его смерти – удар дротиком в основание шейного позвонка. Таким образом, мы знаем, что его убили (интересно, сколько бы он ещё прожил, если бы не этот трагический случай?), и с полной уверенностью теперь можем сказать, что отношения в коллективах людей каменного века были далеки от идиллических. Они, очевидно, дрались за добычу, за участки охотничьей территории, то есть воевали по всем современным понятиям. Впрочем, не будем заходить слишком далеко в предположениях: может быть, то был «неудачный выстрел» во время охоты.

Следующие найденные погребения оказались детскими – мальчика 12-14 лет и девочки 7-9 лет, причём, судя по характеру захоронения, они умерли одновременно или один за другим. Современный генетический анализ показал, что они были братом и сестрой. Их положили голова к голове. Удивительно, что и мальчик (фактически, юноша) также, возможно, погиб трагически: на тазовой кости найден след от мощного удара острым предметом, хотя не исключено, что он всё-таки не был смертельным. Спустя несколько лет чуть выше парной детской могилы была подзахоронена женщина – весьма вероятно, что это была их мать.

Сохранились остатки одежды сунгирьцев. Она несколько напоминала одежду индейцев Северной Америки, то есть была приспособлена к холодному климату, хотя, конечно, имела более примитивное исполнение. Сунгирьцы носили кожаные рубахи, штаны и меховые плащи, скроенные наподобие американских пончо, а также мягкую обувь типа мокасин (скорее всего, летом) и высокие, завязывавшиеся выше колен, меховые сапоги типа пимов. Естественными в таком климате были и кожано-меховые шапки (по форме напоминающие «лыжные») и капюшоны. Одежда скреплялась костяными иглами.

Поразительной особенностью культуры сунгирьцев была их страсть к украшениям. Они делали браслеты из скрученных отщепов костей мамонта, и носили их не только на руках, но и на ногах (до 25 штук на одной ноге), а также мастерили бусы из просверленной гальки и клыков песца, в том числе повязывая их вокруг головы (на останках первого суньгирца были найдены 3500 бус) и прикрепляя к одежде. Девочка, упомянутая выше, судя по развитию мышц, по-видимому, в основном занималась в домашнем хозяйстве изготовлением и нашивкой бус.

Ещё одной замечательной особенностью быта сунгирьцев было изготовление ими детских игрушек. В упомянутом захоронении мальчика найдены фигурки мамонта и лошади с отверстием в задней ноге (вероятно, для того, чтобы продевать верёвку).

Жизнь сунгирьцев была довольно суровой, о чём свидетельствуют следы больших физических нагрузок, приходившихся на их опорно-двигательный аппарат. Можно предположить, что в зимнее время они использовали некие средства передвижения вроде лыж, хотя последние не могли сохраниться, так как делались из древесины.

Хотя сунгирьцы и добывали мамонта, но жилищ из цельных костей мамонта, крытых шкурами, они не строили (такая технология была распространена у более ранних обитателей юга Русской равнины – по-видимому, ещё у неандертальцев). Климат древнего Сунгиря был холоднее современного, но не ледниковый. Местность была лесистая, с обилием елей и берёз. Так что можно предположить, что сунгирьцы сооружали себе жилища наподобие юрт из деревянных жердей, покрытых шкурами, а может быть, даже возводили первые настоящие бревенчатые дома, хотя их остатки из-за разложимости материала вряд ли удастся обнаружить. Добавим, что вид традиционного жилища складывается в зависимости от климата и материала ещё в глубокой древности и долго остаётся практически неизменным.

Что касается антропологического типа сунгирьцев, живших в те времена, когда современные расы ещё не сформировались, то он причудливо сочетает в себе черты европеоидной и монголоидной рас и особенности строения тела, унаследованные первыми представителями человека разумного, вышедшего из Африки (удлинённые «тропические» конечности).

Когда жители России поняли, что они русские на самом деле

Этноним «русские» звучит для нас настолько привычно, что кажется, будто так было издревле. Но не так на самом деле. Слово «русский» как имя существительное вошло в обиход сравнительно недавно. Долгое время наши предки именовали себя иначе.

Киевская Русь: русины

Прежде всего, бросается в глаза, что этноним «русский» – исходно имя прилагательное. В этом смысле «русский» образован по тому же принципу, что этнонимы многих германских народов: English, Deutsch, Svensk и т.д., где название народа и прилагательное, связанное с ним, суть одно слово. Этим русский выделяется из большинства славянских языков, где самоназвания народов являются и по форме именами существительными: polak, čech, horvat, українець, българин и т.д.

Прилагательное «русский» («роуський», «руський», «руский»), производное от Руси, известно издревле. «Мы от рода Рускаго», – писали послы князей Олега и Игоря в договорах с Византией в Х веке. «Откуду есть пошла Руская земля», – написал инок Нестор в подзаголовке своей «Повести временных лет» в начале XII века. «О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!» – восклицал неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» в конце того же столетия. «О свҍтло свҍтлая и украсно украшена, земля Руськая!» – так начинал своё «Слово о погибели Русской земли» другой неизвестный автор середины XIII столетия.

Но «русский/руський» относилось лишь к земле, населённой Русью или подвластной Руси. Применительно к человеку употреблялось слово «русин», которое встречается и в договорах с Византией, и в «Русской Правде». При этом неизвестно, означало ли оно принадлежность к собственно племени русов (к «роду Рускому») или уже отражала подданство Руси, независимо от древней племенной принадлежности (к полянам, древлянам и т.д.).

Формой же множественного числа была русь, что отражено в тех же договорах с Византией. Сами византийцы называли древних русов «росами», в силу фонетических особенностей передачи звуков чужой речи, а также по причине отождествления с легендарным северным народом Ηρως, о котором ещё в VI веке писал сирийский историк Захарий Ритор.

При этом в наших летописях, рассказывающих о событиях X-XIII веков, безраздельно господствуют самоидентификации по землям, по названиям главных городов: киевляне, черниговцы, галичане, полочане, смоляне, новгородцы, суздальцы и т.д. Именно эти общности регулярно воюют между собой, призывают и изгоняют князей, заключают международные договоры.

В «Слове о полку Игореве» встречается ещё термин «русичи», но он считается поэтическим обобщением, не употреблявшимся в обыденной речи.

Московская и Литовская Русь: русины

В эпоху, когда древняя Русь оказалась расколота между Москвой и Литвой, слово «русин» употребляется по-прежнему. При этом, как правило, оно служит для идентификации в противопоставлении более крупной общности. «Русин» приобретает некое наднациональное значение, что отчётливо видно, например, из «Хожения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (конец XV века): «Ханъ у меня взял жеребца, а увҍдал, что яз не бесермянин – русинъ». Здесь, очевидно, «русин» выступает как антитеза общности «бесермен», то есть мусульман.

В таком же качестве «русином» называл себя русский как в Московии, так и в Литве, в противоположность «немчину» (любому европейцу, говорившему на языке германской группы), «фрязину» (говорившему на романских языках), «татарину», а также «грузину» (название этой страны в форме Гурз русские усвоили от персов), и «армянину» (Армения – латинское наименование). Слово «русин» было образовано по тому же принципу, что и «болгарин».

Употреблялась ещё форма «русак» (аналогичное словообразование сохранилось у поляков и словаков), но впоследствии она приобрела уничижительный оттенок. В отношениях между собой русские Москвы и Литвы называли друг друга соответственно «москвин» («москаль») и «литвин».

Самоназвание «русин» на Москве удержалось до конца XVII века. На Украине казацкое государство в середине XVII века называлось в договоре с Речью Посполитой «гетманством Русским Украинским». Ещё в начале ХХ века русинами звалось большинство жителей Западной Украины. Сейчас это самоназвание сохранилось кое-где в Закарпатье.

Российская империя: россияне и великороссы

В XVIII веке русские по-прежнему не знали, что они русские. Простонародью было всё равно, единого самосознания, кроме общего подданства царю, у него не было. Элита примеряла на себя разные термины книжного происхождения: «росс», «россиянин». В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (начало XIX века) также ещё никаких русских нет, там действуют «россияне» – производное от названия государства.

Только с середины XIX века официальная этнография, очевидно, под влиянием термина «народность» из идеологического лозунга-триады, внедряет слово «русский» для обозначения всей общности православных подданных всероссийского императора, говорящих на славянских языках. Тогда же внедряется и разграничение этой общности по давно известным географическим названиям: великороссы, малороссы и белорусы. Следует отметить, что само население никогда себя так не называло. Всегда ранее использовались только слова «русин» (повсеместно), также «украинец» (в Украине-«Малороссии») и «литвин» (в Белоруссии).

Таким образом, неологизм «русский» в качестве имени существительного был создан для консолидации православных российских подданных и внедрялся через образование. Но поскольку охват народной массы общим образованием до революции был недостаточным, то это сознание не успело укорениться широко.

После 1917 года: русские

Ещё во время Первой мировой войны происходило множество сцен, свидетельствующих о том, что у массы народа, который сейчас именуется русским, не было общего национального самосознания. Часто преобладала идентификация по территориям: «Мы – тамбовские, до нас немец не дойдет», – говорили иногда на фронте.

Большевики, взяв курс на нациестроительство, поддержали образование отдельных Украинской и Белорусской республик. Термин «русские» они начали внедрять исключительно по отношению к тем, кто до революции официально именовался (но никогда так себя не называл) велокороссами.

Всеобщая ликвидация неграмотности и паспортизация населения, при которой указание национальности стало обязательным, примерно в 1930-е годы утвердили термин «русский» в качестве этнической самоидентификации. Окончательному его укреплению способствовала Великая Отечественная война, в которой пропаганда особенно уповала на «русский патриотизм».

Таким образом, русскому народу, в плане осознания себя как единой общности с таким названием, ещё нет и ста лет.

***
Анатолий Клёсов

Как выглядят этнические русские люди

Как выглядят этнические русские люди

Клёсов А.А. Почему русские столь сильно отличаются от западноевропейцев?

Как выглядят этнические русские люди

Анатолий Клёсов: Русские самый древний род на Земле

Восстановим историю по ДНК или разница между украинцами и русскими.

Профессор Клёсов. «Русские сквозь тысячелетия»


Генетическая экспертиза русских

К кому мы ближе? Как генетика помогает историкам


«Откуда вышел человек?», «Кем были наши предки?» — эти вопросы входят в длинный список, на которые наука не может дать достоверных ответов. Но относительно недавно на помощь историкам пришли генетики.

Оказалось, что в каждом человеке записана информация обо всех его предках. Это наш самый первый «паспорт», который мы получили от природы. В целом, внутри нас полное генеалогическое древо, которое, в отличие от рукописных вариантов, нельзя ни переписать, ни уничтожить. Нужно только научиться читать эту информацию. И этим сегодня занимается популяционная генетика.

Если кратко, то она базируется на двух основных свойствах человеческого организма – наследственности и изменчивости. Изучая это, генетики обнаружили, что все современное человечество восходит к одной женщине, которую ученые именуют Митохондриальной Евой. Она жила в Африке более 200 тысяч лет назад. Как об этом узнали? Все просто – у всех нас в геноме одинаковая митохондрия – набор из 25 генов, которые есть у любого человека. И передаются они только по материнской линии. При этом Y-хромосома у всех нынешних мужчин также возводится к одному мужчине, прозванном Адамом, в честь библейского первого человека.

Итак, у нас есть два биологических предка человечества: Адам и Ева, но говорить о серьезном вторжении в научный дискурс креационистской теории еще рано. Речь идет всего лишь о ближайших общих предках всех ныне живущих людей.

Они не были первыми и единственными представителями рода людского на земле, просто в результате процесса, который ученые называют генетическим дрейфом, до нас дошли только их гены через их потомство, которое оказалось самым продуктивным. Кстати, жили они в разное время – Адам, от которого все современные представители мужского пола получили свою Y-хромосому, был на 150 тысяч лет моложе Евы.

Этих людей с трудом можно назвать нашими «предками», так как из тридцати тысяч генов, которыми обладает человек, от них у нас всего лишь 25 генов и Y-хромосома. Популяция увеличивалась; гены остальных людей мешались с генами их современников, видоизменялись, мутировали в ходе миграций и условий, в которых люди жили. В итоге мы получили разные геномы разных образовавшихся впоследствии народов.

Благодаря этим мутациям мы можем определить процесс расселения человечества, а также генетические гаплогруппы (это общности людей со схожими гаплотипами, имеющими общего предка, у которого в обоих гаплотипах имела место одна и та же мутация – остальное хорошо описано в википедии), свойственные той или иной нации. У каждого народа – свой набор гаплогрупп, которые иногда бывают схожи. Благодаря этому мы можем определить, чья кровь течет в нас, и кто является нашими ближайшими генетическими родственниками.

Генофонд славян

Согласно исследованию 2008 года, проведенному российскими и эстонскими генетиками, русский этнос генетически состоит из двух основных частей: жители Южной и Центральной России ближе к другим народам, говорящим на славянских языках, а коренные северяне – к финно-уграм. Разумеется, речь идет о представителях русского народа. Но, что наиболее удивительно, гена, присущего азиатам, в том числе и монголо-татарам, в нас практически нет. Так что, знаменитая поговорка: «Поскреби русского, найдешь татарина» — оказалась в корне неверна. Причем, на татарском народе азиатский ген также не особо отразился, генофонд современных татар оказался по большей части европейским.

В целом, если исходить из результатов исследования, в крови русского народа практически нет следа из Азии, из-за Урала, зато в пределах Европы наши предки испытывали многочисленные генетические влияния своих соседей, будь то поляки, финно-угры, народы Северного Кавказа или этнос татар (не монголов). Кстати, гаплогруппа R1a , характерная для славян, по некоторым версиям, родилась тысячи лет назад и была частой у предков скифов. Часть этих праскифов жила в Средней Азии, часть перекочевала в Причерноморье. Оттуда эти гены дошли до славян.

Такие разные славяне

Когда-то славянские народы вышли из одной территории. Назовем ее «прародиной славян». Оттуда уже они разбрелись по свету, воюя и смешиваясь с их коренным населением. Поэтому население нынешних государств, в основе которых лежит славянский этнос, различаются не только по культурным, языковым признакам, но и генетически. Чем дальше они географически друг от друга, тем больше различий. Так у западных славян нашлись общие гены с кельтским населением (гаплогруппа R1b), у балканских – с греками (гаплогруппа I2 ) и древними фракийцами (I2а2), у восточных – с балтами и финно-уграми (гаплогруппа N). Причем, межэтнический контакт последних происходил за счет славянских мужчин, которые женились на аборигенках.

И все-таки, несмотря на многочисленные различия и неоднородность генофонда, русские, украинцы, поляки и белорусы четко соответствуют одной группе на так называемой диаграмме MDS, отражающей генетическую дистанцию. Из всех народов, мы ближе всего друг к другу.

Прародина славян

 

Сегодня генетический анализ позволяет найти упомянутую выше «прародину, где все начиналось». Это возможно благодаря тому, что каждая миграция племен сопровождается генетическими мутациями, которые все больше и больше искажали изначальный набор генов. Так что, исходя из генетической близости, можно определить и изначальную территориальную. Например, по геному поляки ближе к украинцам, чем к русским. Русские близки с южными белорусами и к восточным украинцам, но далеки от словаков и поляков. И так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что первоначальная территория славян была, примерно, посередине нынешнего ареала расселения их потомков. Условно, территория сформировавшейся впоследствии Киевской Руси. Археологически это подтверждается развитием пражско-корчакской археологической культуры V—VI веков. Оттуда уже пошли южные, западные и северные волны расселения славян.

Генетика и менталитет

Казалось бы, раз известен генофонд, то теперь можно понять, откуда берется народный менталитет, в частности, пресловутый «нордический» характер русских. Все, оказывается, финно-угры постарались…

На самом деле, нет. По словам Олега Балановского, сотрудника лаборатории популяционной генетики РАМН, между национальным характером и генофондом нет никакой связи. Это уже «исторически сложившиеся обстоятельства» и культурное влияние. Грубо говоря, если новорожденного младенца из русского села со славянским генофондом увезти сразу в Китай и воспитать в китайских обычаях – в культурном плане он будет типичным китайцем. Но, что касается внешности, иммунитета к местным заболеваниям, все останется славянским.

ДНК-генеалогия

Наряду с популяционной генеалогией, появляются и развиваются частные направления по изучению генома народов и их происхождения. Некоторые из них относят к псевдо-наукам. Так, например, русско-американский биохимик Анатолий Клесов изобрел, так называемую, ДНК-генеалогию, которая, по словам ее создателя, «наука практически историческая, создаваемая на базе математического аппарата химической и биологической кинетики». Проще говоря, это новое направление пытается изучать историю и временные рамки существования тех или иных родов и племен на основе мутаций в мужских Y-хромосомах.

Основными постулатами ДНК-генеалогии стали: гипотеза о неафриканском происхождении Homo sapiens, что противоречит выводам популяционной генетики, критика норманнской теории, а также удлинение истории славянских племен, которых Анатолий Клесов считает потомками древних ариев. Откуда такие выводы? Все от упомянутой уже гаплогруппы R1А, которая является самой распространенной у славян.

Естественно, подобный подход породил море критики, как со стороны историков, так и со стороны генетиков. В исторической науке говорить о славянах-ариях не принято, поскольку материальная культура – основной источник в данном вопросе, не позволяет определить преемственность славянской культуры от народов Древней Индии и Ирана. Генетики и вовсе возражают против ассоциации гаплогрупп с этническими признаками. Доктор исторических наук Лев Клейн подчеркивал, что «Гаплогруппы — это не народы и не языки, и давать им этнические клички — опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась». По словам Клейна, выводы Анатолия Клесова о славянах-ариях сделали его изгоем в научном мире. О том, как дальше будет развиваться дискуссия вокруг новозаявленной науки Клесова и вопроса о древнем происхождении славян, пока что остается только гадать.

0,1%

Несмотря на то, что ДНК всех людей и народов различны и в природе нет ни одного тождественного другому человека, с генетической точки зрения мы все чрезвычайно похожи. Все различия в наших генах, которые дали нам разный цвет кожи и разрез глаз, по словам отечественного генетика Льва Житовского, составляют всего 0,1% от нашего ДНК. На остальные 99,9% мы генетически одинаковы. Как ни парадоксально, но если сопоставить различных представителей человеческих рас и ближайших наших родственников шимпанзе, то окажется, что все люди отличаются гораздо меньше, чем шимпанзе в одном стаде. Так что, в какой-то степени, мы все одна большая генетическая семья.

Татьяна Шингурова, cyrillitsa.ru

 

tumblr_m015saw14l1ros1fqo1_500

 
«Россия» — название относительно новое. До этого наша территория была занесена в исторические анналы и нанесена на географические карты совсем под другими именами.
1
ГИПЕРБОРЕЯ
 
 

 

Легендарная страна древнегреческой мифологии. Многие ученые утверждают, что гиперборейцы много тысяч лет назад обитали на территории Русского Севера. Интересно, что даже на многих средневековых картах эти земли были обозначены как Гиперборея. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский описывал гиперборейцев, как баловней судьбы, точнее – бога Аполлона, по, который часто навещал эти края и откровенно покровительствовал Гиперборее. Диодор не без зависти писал: «Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море».

2
САРМАТИЯ
 
 

 

Границы это страны простирались от Черного моря до Урала. Некоторые историки говорят, что Сарматию заселили выходцы из мифологической Гипербореи, которые вытеснили скифов и стали править их населением. Интересно, что, многие роды (гербы) польских шляхтичей считает, что произошли именно от сарматов (так называемый сарматизм). Кстати, Михайло Ломоносов в противовес защитникам норманнской теории считал, что истоки русской государственности нужно искать именно в сарматской традиции.

3
ТАРТАРИЯ
 
 

 

Этим небезобидным названием территорию нашей страны европейские картографы обозначали аж до XIX века. Многие отечественные историки оптимистично связывали название «Тартария» с татарским народом. Но вряд ли западноевропейские географы средних веков разделили бы с ними такой позитивный настрой, поскольку имя «Тартария» они связывали с Тартаром, адом древнегреческой мифологии, куда были низвергнуты бог Кронос (он же Сатурн) и другие титаны. Локализацией этого гиблого места на Русской Земле мы обязаны астрологам, согласно расчетам которых, именно эта территория управляется планетой Сатурна со всеми вытекающими последствиями. Любопытно, что Нострадамус в своих «Центуриях» сулил хэппи-энд Тартару, утверждая, что землю Сатурна в конце времен будет ждать чуть ли не Золотой век.

4
ГАРДАРИКИ
 
 

 

Так называли нынешнюю территорию России норманны и прочие викинги. С исландского слово «гардарики» можно перевести, как «страна городов». Учитывая тот факт, что норманны, повидавшие на своем веку немало стран и краев, «городским» именем назвали только Россию, то можно судить о высоком уровне цивилизации наших предков.

5
ВЕЛИКАЯ ШВЕЦИЯ
 
 

 

Знаменитый исландский скальд и политический деятель Снорри Стурлуссон, живший в конце XII-начале XIII века, называл европейскую территорию нынешней Российской Федерации Великой Швецией (на исландском — Свитьод). То есть в какой-то степени мы, граждане России, являемся шведами. Только большими, или великими. Вот так скальд описывает Россию-матушку в сборнике саг «Круг первый»:  «К северу от Черного моря простирается Свитьод Большая или Холодная. Некоторые считают, что Великая Свитьод не меньше, чем Великая Серкланд (Страна Сарацинов), некоторые сравнивают его с Великой Блоланд (Африка). Северная часть Свитьод не заселена из-за морозов и холодов. В Свитьод много больших херадив (городов). Там также много разных народов и много языков. Там есть великаны и карлики, там есть синие люди и много разных удивительных народов…».  Собственно, со времен Снорри Стурлуссона мало что изменилось. Разве, что синих людей нечасто встретишь.

6
АС-СЛАВИЯ
 
 

 

Такое название дали Руси арабские географы Эль-Фарси и Ибн-Хаукаль в X веке. Столицей Ас-Славии был город Салау. Многие историки отождествляют Ас-Славию с Новгородской землей, а Салау – с легендарным городом Словенск, который находился недалеко от нынешнего Великого Новгорода. Интересно, что арабские историки еще давали несколько названий российским территориям: Артания и Куява. О локализации Артании до сих пор идут споры: некоторые историки помещают ее в районе современной Рязани. Куяву же четко связывают с Киевской землей

7
МОСКОВИЯ
 
 

 

Здесь, кажется, все ясно: Россию называли Московией благодаря ее столице. Правда, ряд источников утверждают, что название Московия происходит от Мосоха (или Мешеха), внука Ноя. Дескать, он и был основателем народа «московитов». Интересно, что эта версия была прописана в «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», который был издан в 1674 году в стенах Киево-Печерской Лавры. Многие историки шли еще дальше, заявляя, что слова «Московия» и «Москва» не имеют друг другу никакого отношения. Если название государства происходила от потомка ветхозаветного пророка, то столица этого государства – от некоего местного божка племени меря, которое, как известно, было аборигенами земли нынешнего Московского региона. Увы, но проверить эти версии в XXI веке мы уже никак не можем…

Алексей Плешанов

 

7 вещей, которые не принято делать русскому человеку

 
 
7 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИНЯТО ДЕЛАТЬ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ
1ЧЕТКО СЛЕДОВАТЬ БУКВЕ ЗАКОНА 2ДОВЕРЯТЬ ВЛАСТЯМ 3ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ 4ВЫДЕЛЯТЬСЯ ИЗ ТОЛПЫ 5ХВАЛИТЬСЯ СОБСТВЕННЫМИ УСПЕХАМИ 6УЛЫБАТЬСЯ НЕЗНАКОМОМЫМ ЛЮДЯМ 7ПРОПУСКАТЬ ВПЕРЕД СЕБЯ В ОЧЕРЕДИ НЕЗНАКОМЦА
             
 

Чтобы не раствориться в мультикультурности и не потерять национальное самосознание мы выделили кодекс поведения русского человека.

1

ЧЕТКО СЛЕДОВАТЬ БУКВЕ ЗАКОНА

 
 

 

Именно в мелких нарушениях закона покоится дух свободы русского народа. Мы никогда не будем последовательно соблюдать правила дорожного движения, поведения в водоемах, садово-парковых объектах и зонах отдыха. Ибо для русского человека «закон человеков» вторичен перед Законом Божием. Бросить окурок мимо урны для нас это не просто проявления неряшливости и невоспитанности – это акт, метафизический вызов. Таким образом (подсознательно) мы демонстрируем свое отношение к несправедливости «юдоли земной»,  преходящести  и тщетности этого мироустройства — независимо в Париже мы находимся или в Костроме.

2

ДОВЕРЯТЬ ВЛАСТЯМ

 
 

 

Не то, чтобы  мы имеем склонность к анархии: дело в другом. В течение многих веков мы жили под надзором царя, наместника Бога на Земле, гаранта справедливости, метафизического «батюшки». А потом осиротели и попали под управление людей, чья легитимность не подтверждена «небесными законами» — одними из нас, с такими же слабостями  и прегрешениями, только более ловкими и проворными. Иными словами из власти ушла сверхчеловечность, а вместе с ней народное доверие и социальный рефлекс почитания власти. Этот принцип распространяется и на власти так называемых цивилизованных стран. Поэтому, оказавшись в каком-нибудь Лондоне, мы не спешим доверять первому встречному полицейскому — «оборотни в погонах» водятся везде.

3

ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

 
 

 

Несмотря на то, что мы прожили несколько десятков лет в режиме плановой экономики, многовековое русское «авось» так и осталось непоколебимым в национальном багаже  наших социальных рефлексов. Конечно, какое-то время мы способны придерживаться установленному режиму дня, бюджетировать собственные расходы и прописывать четкие алгоритмы в достижении поставленных целей, но со временем, как правило, «авось» все равно берет свое. Мы себя обвиняем в отсутствии силы воли, бессистемности, однако дело в другом. Где-то в потаенных уголках сознании живут слова Спасителя: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут…».

4

ВЫДЕЛЯТЬСЯ ИЗ ТОЛПЫ

 
 

 

В отличие от европейцев мы не зациклены на собственной индивидуальности. Русские – народ коллективный, соборный. «Мы как все», и в этом наша сила. Если все предпочитают одеваться в темное, значит и нам стоит следовать «коллективному монохрому», ибо в этом явлена мудрость народа. Какая? Быть не заметным для лиха, которое может прийти как от властей, так и от бесов.

5

ХВАЛИТЬСЯ СОБСТВЕННЫМИ УСПЕХАМИ

 
 

 

На вопрос «Как дела?» мы отвечаем «потихоньку», «ничего» или «нормально». Даже в том случае, если мы заработали миллион или получили большое наследство. И дело не в том, что таким образом мы предупреждаем возможный сглаз. Русский человек живет в своем ментальном космосе, где жизнь земная – равно испытанию перед главной наградой, Царствием Небесным. Не случайно на Руси любят людей «бедовых», а к успешным относятся с подозрением. Нет, не из-за зависти. В русской духовной традиции любое несчастье считалось проявлением любви Господа и даже избранности «несчастливца». А с богатством все гораздо сложнее… На Руси на людей, живущих в роскоши, всегда смотрели как на «пропащих», поддавшихся на искушения бесов.

6
УЛЫБАТЬСЯ НЕЗНАКОМОМЫМ ЛЮДЯМ
 
 

 

Нас часто обвиняют в суровости и излишней серьезности: дескать, мы русские мало улыбаемся в публичных пространствах. Мы из вежливости не улыбаемся, поскольку все, что сделано из вежливости есть лукавство. Улыбка в нашей традиции подразумевает определенную степень доверия, а доверять первым встречным на Руси не принято – есть негативный опыт.

А еще мы улыбаемся, когда сталкиваемся с несправедливостью. Это грустная улыбка, и обращена эта улыбка внутрь нашей души, а не кому-то конкретному.

7

ПРОПУСКАТЬ ВПЕРЕД СЕБЯ В ОЧЕРЕДИ НЕЗНАКОМЦА

 
 

 

Соблюдение очереди священно для нас. В архетипном сознании русского человека очередь, вероятно, близка по символике  «воздушным мытарствам», через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Господа  для частного суда. И когда в этом ответственном процессе перед нами вдруг вырастает незнакомая спина наглеца, то это равносильно к провокации «нечистого духа», желающего вам «адской доли». Видимо, по этой причине наши очереди очень плотные, грудь к спине, локоть к локтю.

Герман Юрьев

Фото: Максим Дмитриев, альбом «Волга. От истока до Каспия», 1903 год

Комментарии
  1.  

    7 миссий Русского народа

     
     
    7 МИССИЙ РУССКОГО НАРОДА
    1СПАСТИ МИР 2ДАТЬ МИРУ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УРОК 3СДЕЛАТЬ ВСЕХ СЧАСТЛИВЫМИ 4СДЕЛАТЬ МИР СПРАВЕДЛИВЫМ 5ПОДГОТОВИТЬ КОВЧЕГ 6ВОЗРОДИТЬ В МИРЕ ДУХОВНОСТЬ 7СОХРАНИТЬ СЕБЯ ДЛЯ МИРА
                 
     

    Когда вы строите планы на очередной этап жизни (отдохнуть в тропиках, погасить кредит, начать ходить в спортзал), не забудьте включить туда и пункт с миссией. Русский человек не может без нее. Без нее все остальные планы обречены.

    1

    СПАСТИ МИР

     
     

     

    В этом мы преуспели. Мы спасли европейскую цивилизацию от Чингисхана, приняв удар на себя, от Наполеона и Гитлера. И можно с уверенностью сказать, что на этом наша миссия не закончилась – Господь обязательно подбросит еще работенки.

    2

    ДАТЬ МИРУ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УРОК

     
     

     

    Отец русского либерализма Петр Чаадаев писал в XIX веке, что миссия России заключается в том, чтобы давать цивилизованному миру отрицательные уроки — «как не надо делать». С этой задачей мы справились: показали на собственной шкуре всю несостоятельность марксизма, либерализма и прочих «прелестей».

    3

    СДЕЛАТЬ ВСЕХ СЧАСТЛИВЫМИ

     
     

     

    Владимир Даль очень тонко заметил: «Не может же русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив…» Предыдущая попытка – построить коммунизм на всей планете – провалилась, поскольку неудачно пересекалась с миссией «Дать миру отрицательный урок». Но мы не сдались, сконцентрировав силы на задаче минимум – показать всему миру, что мы более несчастны. Пусть людям от этого станет немного легче. Но будем верить, что и до задачи максимум – осчастливить всех – у нас со временем дойдут руки.

    4

    СДЕЛАТЬ МИР СПРАВЕДЛИВЫМ

     
     

     

    У русского человека обостренное чувство справедливости. Не можем мы жить в комфорте, пока в мире лютует кривда. Слова из песни «Священная война» — «Отребью человечества сколотим крепкий гроб!»- точно выражают нашу миссию. Это о нас писал в XV веке знаменитый ученый и мистик Парацельс: «Есть один народ, который Геродот называет гипербореями. Нынешнее его название — Московия. Нельзя доверять их страшному упадку, который будет продолжаться много веков. Гипербореи познают и сильный упадок, и великий расцвет.  В той самой стране Гипербореев произойдет нечто великое, над униженными и отверженными воссияет великий крест, который увидят все жители земли».

    5

    ПОДГОТОВИТЬ КОВЧЕГ

     
     

     

    Это относительно свежая для нас миссия, который возложил на нас знаменитый американский ясновидящий Эдгар Кейси. Согласно его видениям мир в ближайшем будущем ожидает череда природных катаклизмов, и только территория России (Восточной Сибири) окажется абсолютно не тронутой. Кейси пишет: «Из России придет надежда. Славянская миссия состоит в том, чтобы изменить сущность человеческих взаимоотношений, освободить их от эгоизма и грубых материальных страстей, восстановить на новой основе – на любви, доверии и мудрости…»

    6

    ВОЗРОДИТЬ В МИРЕ ДУХОВНОСТЬ

     
     

     

    Пока у нас с этим у самих проблемы. Однако в пророчествах святых отцов можно прочитать, что мы не только возродим духовность в собственной стране, но и экспортируем ее на остальной мир.  Так, святой Иоанн Шанхайский пишет: «Когда окончатся страдания твои (России. Ред.), правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!»

    7

    СОХРАНИТЬ СЕБЯ ДЛЯ МИРА

     
     

     

    Главным условием выполнения всех этих прекрасных миссий является наличие самого русского народа. Учитывая непростую демографическую ситуацию в нашей стране и состояние духовной культуры, нам придется очень постараться, чтобы сохранить себя для мира, а заодно и дать ему надежду на спасение.

    Алексей Плешанов

    Картины: Николай Рерих

    1. ДЕТИ СЕВЕРНОГО ВЕТРА

      Дети северного ветра и путей его бескрайних,
      Мы опять сюда вернулись, в этот старый, сонный мир –
      Возвестить о новом утре, разбудить живых и ранних,
      И развеять веру поздних в позолоченный кумир.

      Это наше возвращенье грянет дерзким ураганом.
      Он очистит мир от скверны – от всего, где виден край:
      От иллюзии закона, от вселенского обмана,
      От подкупленного бога, от пародии на рай.

      Мы откроем свежий воздух и восстанут все народы,
      А засохшую эпоху растворим живой водой,
      Небеса по нашей воле полыхнут огнем свободы,
      И земля под этим светом снова станет молодой.

      Дети северного ветра — это новые земляне.
      А пока – грохочет битва, и ее солдаты – мы.
      Мы бойцы Гипербореи во враждебной нам Гондване,
      В покусившейся на вечность мировой державе тьмы.

      Нас теперь гораздо больше – прибывают Бореады,
      Просыпаются живые – их возносит Аквилон,
      И везде крылатых братьев собираются отряды.
      И трещит под их полетом современный Вавилон.

      Даже если мы гонимы – нас нельзя заставить сдаться,
      Мы прорвемся из-под тризны одержавших полный штиль.
      В буре северных сияний мы утопим самозванцев.
      Мы не знаем теплых бризов – это наш наследный стиль.

      Только воля – наша мудрость, только верность – наше чувство,
      Мы лихие и шальные партизаны всех племен.
      Дети северного ветра отличаются искусством
      Видеть радугу над тьмою, слышать музыку времен.

    2. Очень понравилась статья о миссионерской роли России и русского народа. От экскурса в прошлое до настоящих дней автор интересно описал свои наблюдения и выводы. Иллюстрации — картины Рериха четко дополняют смысл статьи.

    3. Замечательное поэтическое описание нашего народа, его надежд и чаяний…Эти бы слова да «Богу в уши»…., потому что с IV века мало что изменилось…Видно, без его помощи не обойтись…

    4. Очень талантливо. Браво автору!

    5. Сам себя не похвалишь — никто тебя не похвалит.

    6. Очень интересно и все правда. Очень талантливые и позитивные стихи. Бог в помощь авторам!

    7. Восьмая — это постоянные и на полном серьезе рассуждения о некоем русском народе , который то ли был , то ли будет. Но ничего общего не имеющий с народонаселением проживающем на этой территории, если брать каждого в отдельности.

      15/01/13
       

      7 русских жестов

       
       
      7 РУССКИХ ЖЕСТОВ

      Почему мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш? Расшифровываем русский народный язык жестов.

      1

      ЧЕСАТЬ ЗАТЫЛОК

       
       

       

      Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

      2

      РВАТЬ НА ГРУДИ РУБАХУ

       
       

       

      Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

      3

      БРОСАТЬ ОЗЕМЬ ШАПКУ

       
       
       

       

      Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

      4

      БИТЬ СЕБЯ В ГРУДЬ

       
       

       

      Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

      5

      «КОЗА»

       
       

       

      Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».

      На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.

      Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

      6

      КУКИШ

       
       

       

      Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.

      7

      ЩЕЛЧОК ПО ШЕЕ

       
       

       

      Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

      Максим Десятников

      Рисунки: Алексей Гришаев

      1. Спасибо. Было очень интересно!

      2. По поводу щелчка по шее — есть версии значительно более раннего происхождения жеста — а точнее со времен Петра I. По просьбе мастера-золотые руки (имя его не сохранилось в анналах истории), покрывшего золотом шпиль Петропавловской крепости, любившего выпить, царь вручил ему грамоту, гласящую, что его подданного в каждом кабаке были обязаны бесплатно поить водкой. Но мастер, по пьянке, все время терял царский указ на гербовой бумаге. И тогда Петр I отдал работника в руки другого «мастера» по пыточным делам, и тот выжег ему клеймо на шее. Теперь мастеру-золотые руки достаточно было прийти в распивочное заведение и щелкнуть пальцем по клейменому месту и ему тут же бесплатно наливали.

      3. Бросание шапки на земь пошло от кулачных боёв. Перед боем стенка на стенку бойцы брали шапки в зубы, защищая таким образом лицо. Если боец во время боя, пропустив серьёзный удар, решал выйти из схватки, он надевал шапку, и его уже никто не трогал. Сильные бойцы, решавшие биться до конца, перед боем бросали шапку на земь, лишая себя защиты. Таким образом, этот жест стал показывать решимость человека на что либо.

        20/01/13
         

        3

         
         
        7 РУССКИХ ОСКОРБЛЕНИЙ
         

        Русский народ остер на язык. За словом, как говорится, в карман не полезет. Однако, доставая в очередной раз бранное слово из «лексического кармана», не лишним будет узнать о его первоначальном значении. Почему оно, собственно, стало бранным?

        1

        ДУРАК

         
         

         

        Пожалуй, самое распространенное (наряду с «женским» вариантом – дура) из отечественных ругательств. Надо сказать, что «дураки» на Руси появились относительно недавно: в широкий обиход это слово вошло во второй половине XVII века с легкой руки протопопа Аввакума. Лидер староверов в сердцах так именовал почитателей «бесовской мудрости»: риторики, философии, логики и т.д. Интересно, что поборники старой веры затем стали называть «дураками» защитников исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона.

        Интересно, что Аввакум подсмотрел это слово из скоморошеской культуры: вероятно, это было названием одной из ватаг скоморохов. Лингвисты полагают, что «дурак» происходит от индоевропейского dur (кусать, жалить) и буквально переводится как «укушенный», «ужаленный». Возможно, «титул» дурака был связан с ритуалом посвящение в скоморохи – по одной из версий человек должен бы пережить укус гадюки. Кстати, исходя из этой гипотезы, пословица «дурак дурака видит издалека», скорее всего, изначально имело отношение именно к скоморохам. Дураки, в нынешнем смысловом значении, вряд ли способны идентифицировать себе подобных.

        2

        СВОЛОЧЬ

         
         

         

        Слово происходит от глагола «волочь», «волочить».  Изначально «сволочь» означало «сволочённый куда-либо мусор». Затем это понятие стали переносить на бродяг и прочий «никчемный люд».

        3

        ПОДЛЕЦ

         
         

         

        Этому ругательству мы научились у литовцев, который использовали термин «подлый» в отношении людей с худородным происхождением. Еще в XVIII веке слово «подлые люди» было  официальным термином, которым в государственных документах обозначали так называемых «нерегулярных» горожан, не входивших в состав мещанства. Как правило, это были чернорабочие, гастарбайтеры из деревень, живущие в городе на полулегальном положении  (вроде «лимитчиков» советского времени). И только в конце XVIII века слова «подлец», «падла» пополнили словарь мещанской нетерпимости

        4

        ПОДОНОК

         
         

         

        Это слово (правда, во множественном числе – «подонки») мирно просуществовало в русском лексиконе несколько столетий, означая всего лишь остатки жидкости на дне сосуда. В XIX веке с чьей-то легкой, изощренной, руки оно перенеслось на обитателей питейных заведений, предпочитающих допивать капли алкоголя их чужих рюмок. Затем появилось выражение «подонки общества»: так называли асоциальные элементы города.

        5
        МЕРЗАВЕЦ
         
         

         

        Точное значение этого слова сегодня не может объяснить ни один ученый. Правда, практически все лингвисты сходятся во мнении, что «мерзавец» (он же «мразь») приходится родственником «морозу». Конечно, вряд ли «мерзавца» можно расшифровать как «морозный человек». Даже «отморозок», как вариант перевода, тоже не очень вяжется — уж слишком много экспрессии, презрения, обычно вкладывают, когда говорят «мразь». Есть гипотеза, что мерзавцами называли преступников, казненных путем утопления подо льдом. В русской традиции считалось, что человек, принявшей такую смерть становится «заложным покойником», то есть обречен на вечные скитания на земле в призрака или даже – упыря.

        6
        ДРЯНЬ
         
         

         

        Вероятно, первоначально употреблялось в  значении «чего-то содранного» — коры дерева, кожи животного и т.д. Затем, как пришли к выводу лингвисты, «дрянью» стали называть нечто, не представляющее ценности. Правда, есть экзотические версии, которые утверждают, что слово каким-то образом связано с казнью путем сдирания кожи. Иными словами «дрянью» называли людей, «достойных» такой экзекуции.

        7

        БЫДЛО

         
         

         

        Здесь все просто: «быдло» переводится с польского, как скот. Высокомерные шляхтичи так предпочитали называть работников сельского хозяйства. Затем нехорошая привычка передалась русским дворянам, а от них пошла гулять по мещанской среде. Интересно, что чехи, соседи поляков употребляют слово «быдло» в значении «кров», «жилище». Поэтому если вы станете жертвой оскорбления этим словом, примеряйте для себя чешский вариант.

        Герман Юрьев

        7 миссий русского народа

        1. А как быть с версией Модеста Петровича Мусоргского, у которого «БЫДЛО» — крестьянская повозка?

        2. Интересно! Но не менее интересно, подпадут ли хотя бы некоторые из этих слов в ожадаемый думский запрет?. Подождём-с!..

           
        3. Дура – мыслит различными категориями не похожими на мысли других людей. «Ну вы батенька и дура» — фраза из старого фильма.

          Дурак – просветлённый человек, не пользующийся умом («д» – данный, имеющий, «ур» – свет, «ра» – солнце, отсюда русское «УРА»; «к» – принадлежащий к чему-либо). На начальной ступени развития ум является лучшим другом человека. Но в конце человеческой эволюции он становится худшим врагом, потому что этот несовершенный орган познания ограничен примитивностью восприятия пяти чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха – других вводных каналов информации у ума нет. В русских народных сказках Иван-дурак всегда в эволюционном отношении выше своих умных братьев. Человек, использующий только способности ума, не в состоянии решить, например, такую задачу: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Дурак, используя не ум, а иные, более совершенные способы познания мира, легко справляется с такими задачами. Именно поэтому Россия является страной дураков: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Со временем прихода христианства приобрело негативный смысл.http://avega.net.ua/slovar/

          Для меня прямо открытие, спасибо!

        4. > Интересно, что чехи, соседи поляков употребляют слово «быдло» в значении «кров», «жилище».

          Это не совсем точный перевод. «Bydlo» по-чешский означает «бытие» или «жизнь». Слово устаревшее, почти не употребляемое в современном чешском. А «кров», «жилище» — это «bydli?te», т. е. место, где происходит бытие.
          Скорее всего, тут с польским «быдло» разные корни. Чешское «быдло» происходит от какого-то древнего корня типа «быть». А польское «быдло» — от какого-то древнего «бить» или «убить». Учитывая, что «скот» по-чешски — «dobytek», т. е. то, что предназначено на «добитие», «убите», «забой».

        5. издалека — наречие, пишется слитно

        6. Признаться, пословицу «Дурак дурака видит издалека» слышу впервые. Обычно говорят: «Рыбак рыбака видит издалека»…

        7. А что за запрет такой ожидается?

        8. Этимология слова «дурак» — несколько иная. От общеславянского слова durti, что значит: «бешеный, не отдающий отчёт своим словам и поступкам».

        9. еще моя бабушка говорила «мазурики», но говорила так не о простых мальчишках проказниках а об отъявленных бандитах, грабящих и убивающих людей

        10. Дурiнь — на руськiй мовi (украинском языке).

        11. Кстати, на турецком языке «дурак» означает «остановка». Ну это так, к слову.

          Насчет подонков, это действительно так. У Достоевского в «Идиоте»: «…он допил из бутылки последние подонки»

          «…отсюда русское «УРА»» Происходит от татаро-монгольского клича «УРАГША»- вперед

          «Подлец — Этому ругательству мы научились у литовцев»?

        12. В литовском нет слова с таким корнем, аналогичное ругательство заимствовано из русского. Этимология слова — польская.Какой бред несет автор статьи, ссылаясь на несуществующих лингвистов! Если бы Бодуэн де Куртене прочитал эту статью, он бы помер в одночасье, предварительно подавившись своим смехом. Да и остальные — лингвисты и прочие: украинцы,например, прочитав этот бред, могли рехнуться так же, как один географ, который не нашел на географической карте какой-то части света (см.художественную литературу). Ну почему мне всегда везёт на дураков-журналистов, которые п и а р я с ь, не читают в учебниках нужные страницы?! Я понимаю, моим студентам-журналистам некогда, все успеть невозможно, но иногда лучше спросить — в Википедии, например. Но ведь это же не ваш блог, Г.Ю. Ну возьмите в руки «Яхыкознание» Реформатского. Ну не пишите больше мути, пожалуйста.
        13. Извините, так напечаталось — ЯЗЫКОЗНАНИЕ (ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ) 

          7 секретов русского приветствия
           

           
           
          7 СЕКРЕТОВ РУССКОГО ПРИВЕТСТВИЯ
          1ДОХРИСТИАНСКИЕ ПРИВЕТСТВИЯ 2ХРИСТИАНСКИЕ ПРИВЕТСТВИЯ 3ПОЦЕЛУИ 4ПОКЛОНЫ 5ОБЪЯТИЯ 6РУКОПОЖАТИЯ И ШАПКИ 7«ЗДРАВСТВУЙ» И «ПРИВЕТ»
                       
           

          По одной из версий, название «славяне» происходит от слова «славить». Сегодня, во всемирный день приветствий, это кажется несомненным, ведь каждое русское приветствие — это славословие, даже если оно беззвучное. Читайте материал о 7-ми секретах русского приветствия.

          1
          ДОХРИСТИАНСКИЕ ПРИВЕТСТВИЯ
           
           
           

          В сказках и былинах герои очень часто приветствуют поле, речку, лес, облака. Людям же, особенно молодым, говорят: «Гой еси, добрый молодец!» Слово гой — очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках. В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать». Но есть и другое толкование приветствия «Гой еси!»: некоторые исследователи утверждают, что это словосочетание указывает на принадлежность к одной общине, роду, племени и может быть переведено как: «Ты есть наш, наших кровей».
          Итак, слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально эту фразу можно перевести на современный русский так: «Ты сейчас есть и будь живым еще!».
          Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним — это человек, оторванный от жизни, лишенный ее.
          Другое распространенное на Руси приветствие — «Мир вашему дому!» Оно необычайно полное, уважительное, ведь таким образом человек приветствует дом и всех его жителей, близких и далеких родственников. Возможно, в дохристианской Руси под таким приветствием имели в виду и обращение к домовому и богу этого рода.

          2
          ХРИСТИАНСКИЕ ПРИВЕТСТВИЯ
           
           

          Христианство подарило Руси разнообразие приветствий, и с этих пор по первым же произнесенным словам стало возможным определить вероисповедание чужестранца. Между собой русские христиане любили здороваться так: «Христос посреди нас!» — и отвечать: «Есть и будет!». Руси дорога Византия, а древний греческий язык ощущается почти родным. Древние греки приветствовали друг друга возгласом «Хайрете!», что означало «Радуйтесь!» — и русские вслед за ними восприняли это приветствие. «Радуйся!» — как бы начинает песнь Пресвятой Богородице человек (ведь именно такой рефрен встречается в песнопениях Богородице). Другое приветствие, появившееся в это время, чаще использовалось, когда человек проходил мимо работающих людей. «Бог в помощь!» — говорил он тогда. «Во славу Божию!» или «Слава Богу!» — отвечали ему. Эти слова, не как приветствие, а чаще как просто пожелание, используются русскими до сих пор.
          Наверняка не все варианты древних приветствий дошли до нас. В духовной литературе приветствие почти всегда «опускалось» и герои переходили сразу к сути разговора. Только в одном литературном памятнике — апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» XIII века встречается приветствие того времени, удивляющее своей поэтичностью: «Добре ходити и добр вы путь буде».

          3
          ПОЦЕЛУИ
           
           
           

          Троекратный поцелуй, сохранившийся в России до ныне — очень старая традиция. Число три — сакральное, оно и полнота в Троице, и надежность и оберегание. Так часто целовали и гостей — ведь гость для русского человека все равно что ангел, входящий в дом. Другой вид поцелуев — поцелуй руки, означавший почтение и преклонение. Конечно, именно так здоровались приближенные с государем (порой целуя даже не руку, а ногу). Это целование — и часть благословения священника, являющееся одновременно и приветствием. В церкви расцеловывали и того, кто только что причастился Святых Христовых Таин — в этом случае поцелуй был и поздравлением, и приветствием обновленного, очищенного человека.
          О сакральном, а не только «формальном» значении поцелуев на Руси говорит и то, что не всем было позволено целовать руку государя (послам нехристианских стран это запрещалось). Человек, низший по статусу мог поцеловать высшего в плечо, а тот его — в голову.
          После революции и в советское время традиция приветствий-поцелуев ослабела, но сейчас вновь возрождается.

          4
          ПОКЛОНЫ
           
           

          Поклоны — приветствие, которое, к сожалению, не сохранилось до наших дней (но осталось в некоторых других странах: например, в Японии люди любого уровня и социального статуса до сих пор глубоко кланяются друг другу при встрече, прощании и в знак благодарности). На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные.
          Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет. Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон — так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений.
          Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела — шею.

          5
          ОБЪЯТИЯ
           
           
           

          Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров — мужское объятие «сердцем к сердцу», показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника. Отдельный вид объятий — братание, внезапное прекращение военных действий. Обнимались родные и близкие, а еще — люди в церкви перед исповедью. Эта древняя христианская традиция, помогающая человеку настроиться на исповедь, простить других и самому попросить прощения (ведь в храмах тогда были люди, хорошо знающие друг друга, а среди них обидчики и обиженные).

          6
          РУКОПОЖАТИЯ И ШАПКИ 
           

          Касание рук — древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему — это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть «голой» — это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии. Еще один вариант пожатия рук — касание не ладонями, а кистями. По всей видимости, оно было распространено среди воинов: так они проверяли, что у встретившегося на их пути нет с собой оружия, и демонстрировали свою безоружность. Сакральный же смысл такого приветствия заключается в том, что при соприкосновении запястий передаётся пульс, а значит и биоритм другого человека. Два человека образуют цепь, что тоже немаловажно в русской традиции.
          Позже, когда появились правила этикета, лишь друзьям приписывалось пожимать друг другу руки. А для того, чтобы поздороваться с дальними знакомыми, приподнимали шапку. Отсюда и пошло русское выражение «шапочное знакомство», означающее поверхностное знакомство.

          7
          «ЗДРАВСТВУЙ» И «ПРИВЕТ»
           
           

          Происхождение этих приветствий очень интересно, так как слово «здравствуй», например, не сводится просто к слову «здравие», то есть здоровье. Сейчас мы воспринимаем его именно так: как пожелание другому человеку здоровья и долгих лет жизни. Однако корень «здрав» и «здров» встречается и в древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках. Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей: «Sъ-» и «*dorvo-», где первая означала «хороший», а вторая имела отношение к понятию «дерево». При чем здесь дерево? Для древних славян дерево было символом крепости и благополучия, и такое приветствие означало, что человек желает другому этих крепости, выносливости и благополучия. К тому же и сам приветствующий происходит из крепкого, сильного рода. Это доказывает и то, что не все могли произносить «здравствуйте». Свободным людям, равным друг другу, это позволялось, а холопам нет. Форма приветствия для них была другая — «Бью челом».

          Самое первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной 1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же многие лета».
          Слово «привет» расшифровать проще. Оно тоже состоит из двух частей: «при»+»вет». Первая встречается в словах «приласкать», «приклонить» и означает близость, приближение к чему-то или кому-то. Вторая есть в словах «совет», «ответ», «весть»… Говоря «привет», мы проявляем близость (и действительно, только к близким людям мы обращаемся так) и как бы передаем другому добрую весть.

          Екатерина Оаро

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s