О делении народов на морские и не очень

Первый турецкий флотоводец Чакан.

Французы, например, — нация морская, а русские — нет. Не отрицая в принципе такого деления, глупо возражать, что монголы нация неморская, но мне, тем не менее, кажется, что никакой раз и навсегда сложившейся предопределенности здесь нет. Неморская нация может при наличии желания либо насущной необходимости стать нацией морской. В доказательство своей точки зрения хочу рассказать об одном эпизоде византийско-турецкого противостояния.

После того, как 19 августа 1071 года войско византийского императора Романа Диогена потерпело сокрушительное поражение в битве при Манцикерте, турки хлынули в Малую Азию, чтобы остаться там навсегда. В 1078 году Никея (турец. Изник) была провозглашена столицей первого сельджукского султаната, а турецкие всадники вышли к Босфору и Дарданеллам. Нельзя сказать, что прежде турки никогда не видели моря, но как-то все проскакивали мимо него, а тут уперлись, можно сказать, носом. На другом берегу стоит великолепная столица империи, а как добраться до ее сокровищ, если навыков сражения на море нет?

В одной из стычек между сельджуками и имперскими восками в плен к византийцам попал отважный турецкий юноша Чакан.* Он сумел добиться расположения, занимавшего тогда престол Никифора Вотаниата, византийцы по средневековым меркам были вполне себе космополитами, они охотно брали на службу иностранных наемников и успешно встраивали их в собственную элиту. Но с Чаканом получилось иначе. Он освоил греческий язык настолько, что мог свободно цитировать Гомера, дослужился до высокого звания новелиссима. Но когда в Константинополе случился очередной переворот, и его покровителя Вотаниата сменил на императорском престоле Алексей Комнин, Чакан предпочел покинуть Константинополь.

Вновь на страницах истории он появляется в конце 80-х годов уже в качестве правителя Смирны, одного из старейших средиземноморских портов. Побывав на византийской службе, Чакан первым из своих соплеменников смог оценить значение флота и, едва закрепившись в Смирне, начинает строить корабли. После битвы у Манцикерта не прошло и 20 лет, а у сухопутных кочевников-сельджуков появился свой флот из 33 парусных и 17 вёсельных судов! Конечно, он был создан не без помощи проживавших в Смирне греческих кораблестроителей и мореходов, но служил-то турецким интересам.

Как сообщает Анна Комнина, Чакан посадил на корабли опытных людей (скорей всего, тоже греков) и сходу овладел еще двумя приморскими городами – Клазоменами и Фокеей. После чего отправился к главному городу острова Лесбос – Митилене. Правивший там от имени императора некто Алоп, едва заслышав о приближении турецкого флота, бежал из города, и Митилена сдалась без боя. За год с небольшим Чакан захватил острова Хиос, Самос и Родос. 19 мая 1090 года у острова Хиос он одержал победу над посланной для борьбы с ним имперской флотилией. Византийцев поразила придуманная Чаканом уловка. Сделав громадную цепь, он связал ею свои суда, чтобы ни одно из них не могло уйти, обратившись в бегство, а стремившиеся вырваться вперед не нарушили боевого строя.

Благодаря своим победам Чакан, видимо, не принадлежавший к верхушке сельджукской знати, стал влиятельной политической фигурой и сумел породниться с никейским султаном Кылыч Арсланом, выдав за него свою дочь.

Справедливости ради, следует сказать, что византийцы длительное время не оказывали существенного противодействия морским захватам сельджуков, т.к. их основной флот находился на адриатическом побережье для борьбы с сербами и противодействия норманнам. Император Алексей серьезно забеспокоился по поводу сельджукской морской угрозы только зимой 1090/91 годов после того, как узнал, что Чакан вступил в союз с печенежскими ханами, готовясь нанести по столице империи двойной удар. Печенеги должны были занять европейский берег со стороны Дарданелл и отрезать Константинополь от сношений с Грецией, а турки обеспечивали блокаду на азиатском берегу, тогда как сам Чакан намеревался ударить с моря. Он был настолько уверен в успехе, что стал заранее именовать себя византийским василевсом. Но не сложилось. Алексей при поддержке половцев разгромил печенегов прежде, чем Чакан успел прийти им на помощь. А потом отважный турецкий флотоводец и сам потерпел поражение на море от византийского военноначальника Иоанна Дуки.

О смерти Чакана повествуют двояко. Согласно одним источникам, в 1092 году он был зарезан на пиру собственным зятем Кылыч Арсланом по научению императора Алексея. Но есть так же сведения, что Чакан погиб в бою во время кампании против стратегического портового города Эдремита в 1095 году.

После смерти Чакана византийцам и пришедшим из Европы крестоносцам удалось оттеснить сельджуков от береговой линии вглубь Малой Азии. Даже когда в XIII веке турки вновь отвоевали несколько городов на средиземноморском побережье и стали получать огромные прибыли от взимания портовых налогов, среди сельджукских правителей не нашлось энергичного человека, готового вложиться в создание флота. И судоходство продолжало контролироваться выходцами из Италии. Однако дело Чакан не погибло втуне, его план по осаде Константинополя с моря и суши блестяще реализовал османский султан Мехмед Фатих. Наследники Фатиха тоже уделяли большое внимание развитию флота и с его помощью смогли покорить греческие острова и североафриканские владения арабов.

*Имя нашего героя по-разному дается в русских источниках: Чакан, Чаха, Чака, Цакас. Я выбрала первый вариант, потому что так его называет Яков Николаевич Любарский в переводе «Алексиады» Анны Комнины.
Сердюкова Марина,

Комментарии

О дромонах. Дромон это не галера. Я говорил о создании на основе триер совершенного гребного судна, бывшего основой всех средиземноморских флотов всх стран до XVI в. Лучшие были у византийцев, генуезцев и венецианцев. Венецианская галера — верх совершенства (как винтовка Мосина). Просто устарела и уступила новым типам судов.

О линкорах. Не спорю об устаревших додендроутах, но согласитесь, тем более, потеря трех не самых ценных кораблей не должна была остановиить эскадру. 14 оставшихся броненосцев вполне хватило бы для прорыва. Л. ф. Сандерс так и думал, что применив брандеры и тральщики англичане пойдут на прорыв. Остановить их было не кому — турецкий броненосец Барбароса не в счет, Гебен — на ремонте с дырой в подводной части.

Фишер был противником вывода Турции из войны и всячески оказавал противодействие (саботаж) этой операции. Конечно Фишер говорил Черчиллю что эти чертовы Дарданеллы сведут нас в могилу ( так и вышло, оба ушли в отставку). Фишер мыслил по Мэхану, все силы на генеральное сражение, и чтобы его организовать шел даже на такие авантюры, как прорыв Гранд Флита в Балтику! Говорили , что у старика крыша поехала. Но важность проливов он понимал, выделил Куи Елизабед, собрал все старье, свое и франции (русский Аскольд там выпустил больше снарядов, чем по японцам!) Бездарность исполнения бесило 1-го лорда.

Дромон не галера, конечно. Два ряда по 25 весел с борта. Внизу один гребец , вверху два ( у больших) на весло. Парусное вооружение как у галеры ( скорее у галеры как у дромона ). В бою верхний ряд бросал весла по команде и вместе с содатами шел на абордаж (важное преимущество, нигде такого не было и не будет, ведь корабль благодаря нижнему ряду не лишался хода.) Плюс баллиты, катапульты, греческий огонь. Князь Игорь спасся лиш из-за мелководья от уже «списанных» и наскоро подремонтированных кораблей. Триема (трирема), ласточкой бы выскочила на это мелководье, имея ход в два раз выше ладей варягов и ломала бы их пополам своим тараном.

Турция предприняла огромные усилия, чтобы сравняться флотами со своими врагами — Венецией и Испанией. Усилия оправдались — количественно флот османов превосходил христианские силы. Инструкторами были иностранцы. Лучшими командирами — пираты. Первый в мире производственный комплекс для поточного изготовления кораблей был построен в Дарданелах. Корабли были 2-х типов — галеры и галеасы. Все остальное — блажь и их разновидности.

Можно гордиться Османами. Благодаря их бурной деятельности империя турок не была уничтожена христианами и смогла дотянуть до появления М. Кемаля.

Петр 1-й , создавал флот на Балтике, его главную (как оказалось) ударную силу — гребные суда, строил галеры, полугалеры и скамповеи (были и полускамповеи). Строились они по на Венецианский и Турецкий «манир», как тогда говорили (то есть по итальянским и турецким лекалам). Боевое применение выявило преимущество более мелких галер турецкого «манира», даже не в бою, а в процессе » эксплуатации».

Знаменитая история А.Толстого из «Петра 1-го». Донесение посла с корабля «Крепость», прибывшего на переговоры: Корабль хоть и больше османских, но течет, а при ветре сильно кренится, турки же мореходнее (это не цитата, пусть Толстой простит).

В Чесме сталкнулись равные по ТТХ корабли, хотя у русских были отдельные суда Английской постройки.Заказывала ли тогда Порта корабли за рубежом , попробую выяснить. По крайней мере опыт с Турецким дредноутом, построенным в Англии на собранные небогатым народом копейки перед 1-й Мировой удручающий.

Обсуждение ушло в сторону геополитики и военной тактики. Но я все-таки хочу подвести итог нашему спору о морских и неморских нациях (странах). Вы видите, как трудно это определить? Ну, неморские еще как-то можно, и то с монголами прокол получился, но в принципе страны в глубине материков (Чехия, Афганистан, Мали) неморские. Однако кого считать морским не всегда понятно. Вот любимые Михаилом Ромашковым пикты, скоты и британские кельты, вроде жили на островах и должны бы по идеи смыслить в морском деле, но ведь их завоевывали все кому было не лень – римляне, англы, саксы, не бог весть какие мореходы, потом норманны. Или японцы – нация морская без сомнения, но до вестернизации никакой военной славой на море себя не покрыли, хотя были попытки захвата Кореи.

Так что в выборе быть нацией морской или нет много субъективного. И нужна политическая воля к созданию флота. Вот Византия или Речь Посполитая упустили свой шанс закрепиться на море и перестали существовать в прежних границах.

Да, все правильно, на «маринизацию» наций и народностей оказывали влияния и сугубо местные особенности и традиции. Уверен, что Михаил, как специалист по пиктам и скоттам, сможет квалифицированно объяснить их отставание в мореплавании. Но, в любом случае, норманны это не не бог весть какие мореходы,если они добрались и до берегов Америки! С Японией все происходило понятнее:в результате политики изоляционизма под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригодные для того, чтобы бороздить морские просторы.. Островитяне долгое время жили на коротком поводке, морские круизы, и плавсредства мягко говоря, не приветствовались. Но, действительно, когда изменилась политика, все радикально поменялось, и , как в песне поется ,гордому красавцу «Варягу» пришлось вдруг биться с «неравною силой».

  • И безусловно развитие флота диктуется экономикой. Капиталовложения в железные или шоссейные дороги куда больше, чем в обустройство гаваней. Островные государства -Великобритания,Япония,Индонезия-не могли бы стать значимыми звеньями мировой экономики,если бы не торговые флоты. А военный флот нужен уже по крайней мере, чтобы исключить возможности дезорганизаций морских перевозок. А если идти (плыть) дальше — то и для дестабилизации любого региона моря. Так что любая страна, имеющая выход в открытое море обязана быть морской державой.
    • Кроме того, не зря в античные времена было сказано:море соединяет страны,которые разделяет
      • Это англы и скоты были неважными мореходами, извиняюсь, если выразилась не ясно. А политика изоляции началась в Японии гораздо позже, после встречи с европейцами. после второй неудачной попытки закрепиться в Корее и смерти Хидэеси появился сегун Токугава, полностью обьединивший страну ( были проблемы с Югом- аналогом нашего Новгорода). Китай ввел торговое эмбарго, и японские купцы с Юга пострадали от своей же политики экспансии в Корею.
    • Изоляция- естесственный при таком раскладе шаг. Иван 3-й и Токугава действовали похоже, и оба знамениты как собиратели земель.
      Видно, когда собираешь ЗЕМЛЮ, флот не приделах, а когда защищаешь ( захватываешь)- может пригодиться
    • По комментариям понятно, что к судьбам флота не равнодушно огромное кол-во людей, и это — радует. Возможно, когда нибудь в РФ поймут — насколько это необходимо нормальной стране — иметь адекватный современности флот. К сожалению, политической воли, как вы говорите, маловато. Политическая воля Петра чуть не погубила Россию, а Сталина — погубила СССР. Упорно считаю, что современный флот не создать без передовых технологий и наличия собственной производственной базы. На китайском железе и «паленых» микросхемах даеко не уехать. Пример — «Фобос».
      Ваш рассказ, собственно, об исключении, подтверждающем правило. Такими же исключениями являются: флот Петра, гребные корейские броненосцы, турецкий флот XIX в., американский флот того же времени и т.д. Флот — это самое передовое, что есть у государства. Так было и будет всегда. И Ваш тезис о «морских и не морских» народах правилен лишь с поправкой на технологическую отсталость или превосходство. Ну это мое личное мнение.
    • Не слишком ли много исключений, может логичнее говорить о правиле? Начинается все конечно нелепо, но потом можно стать и ведущей морской державой как США, выходит, что война на море требует высочайшей техники и професстонализма. Те державы, что были технологически сильнее, и были «морскими»: Афины, а не Персия; Крфаген (сначала), а не Рим, потом — Рим, а не Карфаген. Византийская галера (модернизированная эллинская трирема) царствовала в средиземье до конца империи. Арабы были бессильны и даже викинги разбегались, завидев красный корпус «огненного судна».
  • В Новое время то же было и с Испанией, как только технологическое отставание уничтожило ее преимущество перед Англией — морская империя прекратила существование. Все, кто вынужден догонять и копировать неизбежно будут сзади и никогда не смогут обогнать. Рим — единственный пример в истории, но ему пришлось осуществить геноцид, чтобы стать первым. Сейчас впереди США.
    • Дромон Византии, начиная с Юстиниана, отличался от греческой триремы, как бульдог от гончей. Как можно модернизировать велосипед? Не зря эллины вели происхождение триремы от богов. Трирема — вершина кораблестроения, технологии эти по крупицам восстанавливаются в Греции любителями с середины 2000-х. Один штрих- доски обшивки скреплялись не гвоздями к шпангоутам, а между собой с помощью деревянных » чопиков» вбитых в пазы и стянутых деревяннымы втулками. Обеспечивалась легкость судна. Пропорции , достигнутые опытным путем, просто совершенны…
      Модернизация…Другая тема, что-то восстановить после деградации. Получился дромон, совсем другой и очень неплохой зверь.
    • 1. Ваши рассуждения об истории разных флотов, извините, не вполне корректны. У персов тоже был флот, но мы мало что о нем знаем, т.к. у персов не оказалось историков, способных о нем внятно рассказать.
      2. Византийский флот стал загибаться с середины 11 века, в 13-14 веках в Средиземном море господствовали венецианцы, генуэзцы, каталонцы и отчасти арабы. Но даже на пике могущества Византийской империи флот не всегда был в порядке, его значение возрастало в периоды опасности, например, во время борьбы с арабами, но после ликвидации арабской угрозы жалованье матросов было самым маленьким в имперской армии.
      3. России нет нужды становиться морской державой, потому что она уже таковой является и имеет славную морскую историю. Но ведущей морской державой в глобальном масштабе Россия никогда не была. Сейчас лидерство на море принадлежит США, но как показывает история сохранить статус ведущей морской нации задача очень непростая. Тут никогда не говори никогда. И что толку спорить, что там будет в году 2050, если мы этого все равно не увидим? Может в лидеры вырвутся Китай или Австралия?
      • Мы прекрасно знаем о флоте персов. Его основу составляли флоты финикийцев, Крита и Египта, т.е. вассалов Персии. И еще они использовали киликийских пиратов. Была даже женщина-адмирал с эскадрой в 30 судов. Из-за разнотипности судов и неумелого применения (в основном для поддержки сухопутной армии) их почти всегда били греки, строившие чисто боевые корабли основного класса — триера (выше я описался — не трирема — это у римлян, а триера, конечно). Персы же гнались за числом и в боевые порядки ставили купеческие и разнотипные суда. Т.е. опять — главное техника и обучение войск.
        Россия не является морской державой, т.к. не знает зачем ей флот. И даже коммерческого флота у нее сейчас нет — под флагами Либерии ходят.
        Византия — после XI века её как серьзную державу можно не считать, а Генуя и Венеция строили замечательные галеры и галиоты, и Испания технически обошла всю Европу, потому эти мини-республики при поддержке испанцев и разбили турок при Лепанто.
      • Византия после между царствия второй половины 11 века пережила в веке 12 комниновское возрождение, оказавшее громадное влияние и на культуру Руси. Но флот начал загибаться, потому что император Алексей Комнин, представитель земельной аристократии, не имея достаточно сил для борьбы с норманнами, вынужден был заключить кабальный договор с Венецией, по которому в обмен на военную поддержку на море итальянцы получили право беспошлинной торговли по всей империи. получилось в точности как в известной присказке: страна не имевшая своего флота должна была кормить чужой.
  • На Эхе завтра в 18.07 будет повтор передачи об Алексее Комнине, всем рекомендую! Турецкий флот — подарок русским морякам(ставших к штурвалу намного позднее османов). Благодаря туркам , российский парусный флот смог покрыть себя неувядаемой славой (Азов, Чесма, Патрасс, Дамиета, покоренье Крыма, Калиакрия, Анапа, Наваринская компания, Синоп и т.д.). На Балтике успехи по результатам нескольких войн успехи России были несколько скромнее. Словом, для России турецкий флот был флотом для битья. И не только для России.Думаю, венецианцы, генуэзцы, каталонцы, французы и испанцы в 15-16 веках с удовольствием обошлись бы без такой придумки, как турецкий флот. В 15 веке французский король Карл VIII готовил крестовый поход против османов и всерьез примерял на себя корону византийской империи. Идея союза с турками против Габсбургов родилась у Франциска I во второй половине 16 после испанского плена, но его наследники от этого союза отказались в силу, как сейчас бы сказали, серьезных имиджевых потерь внутри Европы. К союзу с османами вернулся Людовик ХIV в 17 веке, но взирал на восточных союзников с некоторой брезгливостью, смотрите пьесу его придворного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве». Настоящий союз между турками и французами сложился только в 18-19 веках.
    • Над знатным турком в гостях у разбогатевшего парвеню уж триста лет смеется весь мир. И я переменить тут что-либо не в силах. Если вас это не задевает, то с какой стати вы киваете на Россию. И еще Франциска 1 из плена Сулейман не освобождал, да и не смог бы.

    Но чтобы вас все-таки утешить, должна сказать, что Людовик ХIV практически на всех иностранных правителей взирал брезгливо и высокомерно, за что в конце концов и был наказан.

    • Блистательная Порта была больным человеком Европы из-за Балкан. Ее вытеснили- остальные болезни в Турции европейцев не интересуют. Где Балканы России?

    Позволю себе заметить, что вклад Османов в прогресс человечества связан только с военной деятельностью. Сущность предшественников была шире. С удовольствием ознакомлюсь с Османами, проявивших себя в научной, культурной , инженерной или гуманитарных сферах. В школах мы это не проходим

    • Над древним храмом Святой Софии взвились высокие минареты Ислама. То что Аллах не дал разрушить храм говорит о многом. А то что исламский мир претендует на наследство Рима вообще стало для меня откровением.

     На самом деле, в пятнадцатом и шестнадцатом веках турецкий флот находился на пике своей мощи. Потом началось ослабление Османской империи и техническое отставание от ведущих европейских держав. И в дальнейшем турецкий флот в основном был отличным «мальчиком для битья»: турки давали жару европейцам в ту эпоху. Этого не отнять. Что в сухом остатке? Обочина истории…  И Россия справедливо воспользовалась предоставленной возможностью.

    • Орхан Памук в своей книге «Стамбул. Город воспоминаний» делился своими детскими кошмарами: темными ночами, мимо его дома, лежащего на траверзе босфорского фарватера шличерез пролив в Атлантику корабли советского ВМФ так, что звенела посуда в кухонных шкафах. Тряслась как земля, как наши груди при том же Бородино.

    «Обочина истории» сохранилась и наращивает влияние. У каждого есть взлеты и падения, а русский Карфаген (Стамбул) так и не был разрушен (перемеинован ). 

    • Даааа, не довелось нашим сципионам оттоптаться на Босфоре. На дали. У пунийцев таких серьезных защитников в Европе не было, как у турок.

    Стамбул-Карфаген был несколько раз до ПМВ под угрозой списывания на берег истории Россией: в компанию 1829 года, в первую фазу Крымской войны 1854 г. и в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Европа каждый раз спасала Порту. Москва стала могильником Великой Армии Наполеона. Как сказал фельдмаршал Кутузов послу Бонапарта после взятия французами Москвы: » А войну то мы еще не начинали»)

    • С Константинополем , кстати, было бы совсем по- другому. Турецкие войны Росссии, проходили в формате крестовых походов на освобождение Царьграда от захватчиков: «Даешь крест на святую Софию!» У Наполеоновской войны 1812 было иное наполнение.

    Парадоксальная мысль: Турция победила в 1-й мировой. Мир для нее был лучше довоенного, главная угроза — Россия, заключила союз и впервые жаждала нейтралитета. А там и НАТО подоспело.

    •  Операция в проливах была политически и стратегически спланирована Черчилем. В случае удачи конец I мировой войны наступил бы уже в 1916 (возможно), не было бы ни не большевиков, ни окуппации ангичанами Месопотамии и Палестины, ни высадки миллиона американцев во Франции, ни Гитлера, ни последних боен войны, ни танков, ни создания еврейского государства и т.д. Мир был бы другим. И все потому, что из-за дурошлепства адмиралов Фишера (1-й лорд Адмиралтейства) и Робека (ком. эскадрой) допустивших потерю внезапности (за полгода начались демонстрации английских кораблей в проливах) и Л.ф. Сандерс — командующий турецкой армией, срочно начал оборудование арт. позиций. и минных заграждений. Когда несколько дредноутов подорвались во второй день операции, Робек просто испугался за свою шкуру, хотя если бы продолжил — ответить туркам было уже нечем — снарядов на батареях не было. Последующий потом маразм в Галлиполи — результат этих глупейших просчетов англичан и их снобизма. Никакой заслуги турецких солдат, кроме их упорства и фанатичности, в поражении союзников нет. Проведение Галлипольской операции — тема не только для историков и военных, но и еще для психиатров. Бухавшие в адмиральских каютах дредноутов генералы со штабами послали на убой тысячи солдат… Любая армия мира, имея дивизию и укрепрайон — а у турок было больше — разгромила бы в такой ситуации любое количества десанта. И здесь руководство турками осуществлял Фон Сандерс… Потом (через год) он еще гонял британцев по Ближнему востоку…

     После предварительных переговоров с Временным правительством, Турция и Болгария в ноябре 1917 года собирались подписать сепаратный мир с Россией. Октябрьский переворот помешал.

      • Но Турция и не собиралась подписывать с Россией сепаратный мир в одиночку. К ней присоединилась Болгария, а потом это же намерениеи высказал министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Чернин (20 окт 1917 г.) . На конференции стран Антанты 3 ноября 1917 эти вопросы должны были обсуждаться. Само подписание мира планировалось на вторую половину ноября.

    «Когда несколько дредноутов подорвались во второй день операции, Робек просто испугался за свою шкуру, хотя если бы продолжил — ответить туркам было уже нечем — снарядов на батареях не было. «Операция началась в феврале под командованием вице-адмирала Кардена, кстати по просьбе русских. в январе 1915 Ник.Николаевич обратился с просьбой о демонстрации силы чтобы отвлечь турок с кавказа. Робек прибыл через месяц после первых залпов. Дредноут был один, зато какой! КУИН МЕРИ! 4/2 .381мм. Плюс линейный крейсер против Гебена. Остальные корабли — броненосцы. С самого начала Фишер с Черчилем знали, что нужен десант, но армейские не давали ни одного солдата » с главного направления» во Франции. Когда флот ушел, следующий этап с десантом пехоты и бойней показывает как воевать не надо. Фишера, старика не трогайте, я за него могу глубоко копнуть.

  • «Неморская нация может при наличии желания либо насущной необходимости стать нацией морской» — отлично сказано! Сейчас многие пытаются объяснить силу и слабость той или иной нации наличием выхода к морю или его отсутствием. «Талассократия» («власть моря») против «теллурократии» («власть суши»). Эта статья очень хороший ответ такого рода идеям. Деление на морские и неморские нации давно зародилось, и стало очень популярно в Европе 19 века благодаря книге Альфреда Мэхэна «Влияние морской силы на историю». Мэхен как флотский тянул одеяло на себя, пиаря Морскую мощь. Здравые во многом идеи не доросли до общей стратегии . В итоге Фишер готовил войну по Мехэну, а кайзер по Шлиффену и Мехэну. Обе стратегии нигде не пересекались. ( может быть главная причина проигрыша кайзера )
  • Любая сухопутная нация может стать морской, если перед ней стоит такая задача (римляне с их тренировками легионеров в гребле на песке, те же монголы — откуда японский божественный ветер? Про монголов можно несогласиться , ссылаясь на помощь китайцев, но и китай- сухопутная цивилизация). Деление на морскую или не морскую страну происходит на уровне руководства, выбирающего стратегию войны и подготовке к ней
    (Афины и Спарта в качестве примера).
    Сковывание кораблей цепями довольно уникальный тактический прием. Можно подробности? Где был знаменитый » греческий огонь»? Не применялся ли он против самих греков или технология была уже утеряна?
    • Историю Чакана и эпизод с использованием цепи рассказывает Анна Комнина «Алексиада» книга VII, глава 8. Упоминаний о применение «греческого огня» против Чакана у нее нет.
      А Китай как всегда вываливается из любой классификации, потому что на уровне государственной политики морем там особенно не интересовались. Но если вспомнить сколько китайцев, особенно с юга, живет на островах, назвать их неморской нацией язык не поворачивается.
    • Я даю названия Манцикерта, как это принято в русской историографии. Это было армянской поселение, и нет никакой необходимости делать вид, что до турок армян в Малоя Азии не существовало. Остальную часть коммента разобрать не смогла переходите на кириллицу. Да и Германия полиэтинчна. Можно ли баварцев назвать морским этносом? А ведь значительную часть немецкого экспорта составляют автомобили. diletant.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s