Эволюция Московского Кремля

От Юрия Долгорукого до Владимира Путина…

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

Федор Глинка

Что вы не знали о Московском Кремле. А знать нужно

 

Что вы не знали о Московском Кремле. А знать нужно

Московский Кремль — самая крупная из сохранившихся и действующих крепостей в Европе. И как любая крепость, Кремль хранит свои секреты.

Почему на этом месте?

Люди проживали на Боровицком холме (где позже был построен Кремль) задолго до основания Москвы. Археологи нашли на территории Кремля стоянки людей, проживавших здесь ещё в Бронзовом веке, то есть II тысячелетии до нашей эры. У Архангельского собора были найдены также стоянки времен Железного века, что может говорить о том, что место это не переставало быть центром жизни очень продолжительное время.

Обосновавшиеся здесь в X веке вятичи, очевидно, пришли не на пустое место. Здесь, в удобно расположенном месте на пересечении двух рек (Москвы и Неглинной) были стоянки и ритуальные сооружения.

 

Характерно, что в языческий период Боровицкий холм назывался Ведьминой горой, здесь располагалось капище. Именно на месте капища и был заложен первый Кремль.

Боровицкий холм был идеальной площадкой для сооружения пограничного укрепления, поскольку здесь сходились и водные и сухопутные пути: сухопутные дороги вели в сторону Новгорода и Киева.

Подземный Кремль

Кроме Кремля, который виден всем, есть и другой Кремль — подземный. Системой тайников и тайных ходов в районе Кремля занималось множество исследователей. Согласно изысканиям известного русского археолога и исследователя «подземной Москвы» Игнатия Стеллецкого, подземные сооружения под зданиями XVI – XVII веков, находящимися в пределах Садового кольца, связаны между собой и с Кремлём сетью подземных лабиринтов.

Причем изначально план подземной столицы был создан итальянскими архитекторами Московского Кремля — Аристотелем Фиорованти, Пьетро Антонио Солари и Алевизом Новым. Стеллецкий в частности писал: «Все три зодчих как иностранцы не смогли покинуть Москву и должны были в ней сложить свои кости…» Археолог обнаружил слаженную систему из 350 подземных точек, благодаря которой, например, можно было попасть из Кремля даже на Воробьевы горы.

Какая кремлевская башня самая главная?

По представлениям большинства людей главной башней московского Кремля является Спасская, однако так ли это? Логично предположить, что приоритет должен принадлежать той башне, которая была построена первой.

Первой из башен современного Кремля была Тайницкая, заложенная в 1485 году. Впервые в России для крепостного строительства был использован кирпич. Эта башня получила свое название от тайного хода, идущего от башни к Москве-реке.

Долгое время Тайницкая башня имела огромное значение для москвичей — в праздник Богоявления напротив неё в Москве-реке прорубалась иордань. Царский выход к иордани был одной из самых торжественных церемоний. До 1674 года на Тайницкой башне были часы с боем, именно отсюда звонили в колокола в случае пожара, до 1917 года с Тайницкой башни ежедневно в полдень выстреливали из пушки. Почему же именно Тайницкая башня стала первой? Это связано с тем, что башня стала центральной для южной стены Кремля, то есть она выходила в сторону Иерусалима (из-за этого напротив неё и прорубалась иордань).

Леонардо и Кремль: какая связь?

Общеизвестно, что Кремль строили итальянцы. Их имена хорошо известны. Одним из главных зодчих был Пьетро Антонио Солари. Он вышел из семьи архитекторов, работавших в Милане вместе с Леонардо да Винчи. Работал с великим да Винчи и сам Антонио. Некоторые историки, сопоставляя исторические свидетельства, даже не исключают того, что в постройке Кремля участвовал и лично Леонардо.

Первым эту гипотезу выдвинул ещё в конце 80-х годов ХХ века историк Олег Ульянов, всю жизнь занимавшийся историей Кремля. Прямых доказательств этой теории нет, но косвенных находят все больше и больше, начиная с практически точных соответствий в чертежах флорентийца с редкими элементами кремлевских стен, до «белых пятен» в биографии да Винчи в период с 1499 до 1502 года. Большой интерес к версии «руки Леонардо» проявил в свое время Дмитрий Лихачев.

Висячие сады

Мало кто знает, но долгое время на территории московского Кремля размещались настоящие висячие сады. Уже в XVII веке здесь было два больших и несколько малых (прикомнатных) верховых садов на крышах и террасах дворцов. По словам Татьяны Родиновой, сотрудника музея Московского Кремля, на кровле ныне не существующих Набережных палат на площади 2,2 тыс квадратных метров располагались висячие сады.

Здесь не только выращивали фрукты и орехи, но и был устроен водоем с площадью зеркала в 200 квадратных метров. В этом месте получал первые навыки кораблевождения малолетний Петр Первый. С того времени сохранились даже имена тех, кто отвечал за «садовое строение»: Степан Мушаков, Иван Телятевский и Назар Иванов.

Вода для висячих садов шла от Водовзводной башни, где был устроен механизм для подъема воды из Москвы-реки. Из установленного в башне колодца вода по свинцовым трубам поставлялась в сам Кремль.

Красный или белый?

Кремль был красным изначально, но в XVIII веке он был побелен по моде того времени. Белым его увидел и Наполеон. Французский драматург Жак-Франсуа Ансело был в Москве в 1826 году. В своих мемуарах он так описывал Кремль: «Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое». Белили Кремль к праздникам, все остальное время он был, как любили выражаться, покрыт «благородной патиной».

Интересная метаморфоза случилась с Кремлем в годы Великой Отечественной войны. Летом 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Сказано-сделано. За исполнение проекта взялся академик Борис Иофан: на Красной площади были выстроены искусственные улицы, на кремлевских стенах были нарисованы стены домов и черные «дыры окон». Мавзолей же превратился в натуральный дом с двускатной крышей.

Кремль стал снова красным уже после войны, в 1947 году. Решение принял лично Сталин. В принципе, это было логично: красный флаг, красные стены, Красная площадь…


Ксения Жекина, rusday.com

 

 «Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец; другие синонимы — кром, город; укрепление) — принятое в настоящее время название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями.»
ru.wikipedia.org

Некоторые связывают новое название детинца с татарским словом кырым, переводящимся как «окоп, укрепленное место». Древняя татарская столица носила название Керю Кырым (Каракорум, резиденция кагана, духовного главы государства), впоследствии измененное на Хаджи-тархан, Астархан, Астрахань.

Кремль – так первоначально обозначался детинец, кром, или город. После XIV века его значение окончательно трансформировалось в город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Сколько их было? Немало, если учесть, что в домонгольской Руси было около 400 городов… Стены и башни Московского Кремля построены в 1485–1495 гг. итальянцами из кирпича на месте старых белокаменных укреплений. Из обычного кирпича – как у Миланского замка Кастелло Сфорцеско.

Как эволюционировал Московский Кремль и, что он изначально из себя представлял.

Название «Кремль»

Само по себе слово «кремль» имеет очень древние корни. Изначально, еще в древней Руси, Кремлем называли самую укрепленную часть, расположенную в центре поселения или города. Так и Московский Кремль находится в центре столицы.

muzei_moskvi.jpg

Московский Кремль — древнейшая и центральная часть Москвы


Сегодня можно смело утверждать: Московский Кремль это главная достопримечательность Москвы.

Первый Кремль в Москве

Строительство Московского Кремля изначально велось из дерева. Вокруг укрепления насыпан земляной вал для прочности. А первые исторически подтвержденные факты о наличие кремля на территории Москвы относятся к 1156 году. Именно тогда, по приказу Юрия Долгорукого и началось строительство. И именно с этой датой специалисты связывают историю Кремля.

img295.jpg

Москва. Кремль 1156 г. Вид с севера. Реконструкция Г. В. Борисевича

В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16 — 18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер.

Vasnetsov_Kreml_pri_Ivane_kalite.jpg

Московский Кремль при Иване Калите, картина А. М. Васнецова


Каменные же стены Кремль получил уже при правлении Дмитрием Донским. Началом строительства считается 1367 год. В преддверии этого, со всей округи в Москву были приглашены мастера каменного дела.

1265722807_z2-6.jpg

Московский Кремль при Дмитрии Донском

post-8-1230895579_thumb.jpg

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Тогда стены кремля строили из известняка, который был белого цвета. Толщина стены Кремля составляла 2−3 метра. С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Вскоре после постройки белокаменных стен они дважды — в 1368 и 1370 годах — выстояли против осады войск князя Ольгерда

Кремль при Иване III

При строительстве нового Кремля, для которого использовался уже обожженный в печах глиняный кирпич, стену белокаменного Кремля разбирали, и вместо нее строили новую. Таким образом в течении 10 лет возводился новый Кремль.

0016-013-Vasnetsov-A.M.-Moskovskij-Kreml-pri-Ivane-III.jpg

Московский Кремль при Иване III Великом

Тогда же, при Иване III был вырыт ров вокруг Кремля, и теперь крепость со всех сторон была окружена реками. И тогда же Кремль получил свои башни.

Их возводили одну за другой, и на вершинах ставили стрельницу, что бы была возможность обороняться. Кстати, Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы строились тогда же.

Moscow_1556.jpg

План Москвы из «Записок о Московии», издание 1556 года. Показан Кремль и его окрестности

В качестве дополнения сказав: при реставрации стен и башен в 1946—1950 годах и в 1974—1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах, были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского

Война с Наполеоном и Кремль

Во время нашествия Наполеона, несмотря на все оборонительные строения, Кремль получил большой ущерб. В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Французская армия вошла в Кремль 2 сентября 1812 года, а сам Наполеон — 3 сентября. Однако, уже на следующий день он бежал из Кремля по потайному ходу под угрозой распространившегося огня. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. Несмотря на то, что большинство зарядов не взорвалось, урон был значительным. Взорваны были Арсенал, Водовзводная, Петровская и Первая безымянная башни, серьёзно пострадали Угловая Арсенальная башня и пристройки к колокольне Ивана Великого, частично был повреждён Сенат. Реставрационные работы проводились до 1819 года, и в итоге на территории Кремля был расположен 31 храм

До войны было несколько попыток перестроить Кремль, Например, при Екатерине II было снесено несколько древних зданий, вместо которых планировалось построить новый дворец. Однако из-за резкого негатива со стороны общественности, стройку отменили.

1800 год.jpg

Московский Кремль. 1800 год

1920px-Московский_Кремль_с_Большого_каменного_моста.jpg

Вид на Московский Кремль с Большого каменного моста.
Василий Верещагин. 1879 год

1024px-Scheme_of_historical_expansion_of_the_Moscow_Kremlin_(1914)-2.png

Схема развития Кремля к 1914 году (из Военной энциклопедии Сытина)
Современный Кремль

MjMtMzNiY.jpg

Московский кремль. Начало ХХ века

Пять звезд: Московский Кремль в цифрах

Самую крупную крепость, сохранившуюся в Европе, украшает тысяча «ласточкиных хвостов» 42 памятника архитектуры Кремля не сохранились до наших дней. Сейчас в составе музейного комплекса около 40 зданий и других объектов культурного наследия. 5 пятиконечных рубиновых звезд венчают пять кремлевских башен. Лампы двух звезд имеют мощность 3,7 кВт, трех — 5 кВт. Это больше мощности ламп, используемых для морских маяков. Вес каждой звезды достигает одной тонны, при этом они могут вращаться, чтобы выдерживать давление ветра. 160 000 единиц хранения насчитывается в музеях Кремля, в том числе 3000 икон и более 800 артиллерийских орудий. 6,12 метра — диаметр циферблата часов на Спасской башне Кремля. Длина часовой стрелки — 2,97 м, минутной — 3,27 м. 259 бриллиантов, 672 алмаза, 16 кг золота и 4640 кг серебра вывезли из Кремля в 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей из храмов. 1045 двурогих зубцов (так называемые ласточкины хвосты) украшают стены Кремля с внешней стороны. 2235 метров — протяженность кремлевских стен. В ее основе полупудовые кирпичи (8 кг), которые называли двуручными, так как их поднимали двумя руками. В 1941-м на стенах нарисовали окна и двери, чтобы создать видимость обычной жилой застройки и защитить от авиаударов. 50 млрд долларов — стоимость Кремля, по оценке консалтинговой группы «Апхилл», проведенной в 2012 году. Букингемский дворец в 2008 году был оценен в 935 миллионов фунтов стерлингов (около 1 миллиарда 400 миллионов долларов). 27,5 га — общая площадь ансамбля Кремля. Он считается крупнейшей сохранившейся крепостью Европы (275 000 м2). Для сравнения: площадь Букингемского дворца (77 000 м2). 50000000000 : 275000 = 181818,1 доллара — теоретическая стоимость квадратного метра Кремля. Стоимость квадратного метра Букингемского дворца в 10 раз меньше (около 18 182 долларов).
Вадим Зайцев, q99.it
Фото: Владимир Журавлев / Фотобанки: Лори, Шаттерсток

При советской власти на территории Кремля был построен Дворец Съездов, на башнях Кремля устанавливают звезды, а Царь-Пушку и Царь-колокол ставят на пьедесталы.

Эволюция Московского Кремля

Вид на кремль с Москворецкого моста. 1940-е

kremlin1.jpg

Московский Кремль. Наши дни

Стены и сооружения Кремля реставрируются практически постоянно. Сегодня правительство России боится потерять то наследие, которое несут в себе стены Московского Кремля.

sovsojuz.mirtesen.ru/diletant.ru

***

Расстрелянный Кремль

А в 1917 году Московский кремль разрушали не жалея сил.

С 27 октября по 3 ноября 1917 года первопрестольная Москва пережила свою страстную седмицу – в течение семи суток ее расстреливали из артиллерийских орудий, пулеметов и ружей.

В течение семи суток столицу расстреливали из артиллерийских орудий, пулеметов и ружей.

Особенно пострадал Московский Кремль, где в эти дни проходил Поместный Собор Православной Российской Церкви. По кремлевским святыням велся прицельный огонь. Вот как описывает картину, представшую взору после обстрела, очевидец тех событий епископ Камчатский и Петропавловский Нестор: «Замолк рев артиллерийской пальбы, затих шум братоубийственной бойни, и из праха и дыма гражданской войны глядит он на нас, зияя ранами, разбитый, оскверненный, опозоренный Кремль – твердыня нашего духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури и павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни, покрыв ураганным огнем Кремлевские соборы, это диво дивное…»

С 27 октября по 3 ноября 1917 года первопрестольная Москва пережила свою страстную седмицу

Епископ Нестор, участник Комиссии по фотографированию и документальному описанию повреждений Кремля, подготовил тогда же брошюру, где описал состояние всех разрушенных кремлевских святынь.

По святыням московского Кремля вели прицельный огонь

Комиссия под председательством митрополита Петроградского Вениамина (будущего священномученика, расстрелянного в Петрограде), обратилась в Священный Собор Всероссийской Церкви с письмом: «Признавая составленную брошюру во всем отвечающей действительности, всецело соответствующей фактической стороне составленного Комиссией акта, …признавая чрезвычайную важность немедленного же опубликования в широких народных массах сведений о повреждениях русской святыни – Кремлевских Соборов, Комиссия просит Священный Собор преподать свое Соборное благословение на напечатание таковой брошюры с воспроизведением в ней фотографий Кремлевских разрушений». 9 декабря 1917 года собор благословил напечатать брошюру «Расстрел Московского Кремля».

Публикуем выдержки из нее.

Успенский собор

…В главный его купол попал снаряд, разорвавшийся в семье его пяти глав, из коих кроме средней одна также попорчена. Пробоина в главном куполе размером в 3 аршина, а в поперечнике 1 и 1/2 арш… От сильных ударов осколками снарядов в некоторых местах кирпичи выдвинулись внутрь собора, а на стенах барабана образовались трещины… Снаружи вся алтарная стена собора испещрена мелкими выбоинами от пуль и осколков снарядов. Таких следов на белокаменной облицовке насчитывается свыше 70. Да на северной стене 54 выбоины.

Эта всероссийская народная святыня расстреливалась по прицелу, по обдуманному плану.

Зеркальные стекла всюду в окнах выбиты или прострелены пулями… Внутри Успенского собора разбросаны осколки разорвавшегося там шестидюймового снаряда осколки белого камня, кирпича и щебня. Стенопись внутри храма в куполе попорчена, паникадила погнуты. Престол и Алтарь засыпаны разбитым стеклом, кирпичами и пылью. Гробница св. Патриарха Ермогена тоже покрыта осколками камней и мусором… Эта всероссийская народная святыня расстреливалась по прицелу, по обдуманному плану. Расстрел всего этого происходил в ночь на 3 ноября, когда мир был уже заключен, и господствовали большевики над Священным Кремлем. Последний ужасный удар по Кремлю приходился в 6 часов утра 3 ноября.

Успенский собор сегодня

Православные! Не щемит ли ваше сердце зияющая перед вами эта черная рана твоей родной святыни, разбитая глава твоего великого собора? Не стыдно ли вам за вашу Родину, когда вы слышите, как стоящий в толпе перед развалинами Кремлевских святынь чужестранец, серый китаец, изумленно глядит на развалины и бормочет: «Русский не хороший, худой человек, потому что стреляет в своего Бога!»
***

Успенский собор московского Кремля будут реставрировать. Причем реставрировать серьезно — продлится все это где-то около пяти лет. Речь, как вы понимаете, не о косметическом ремонте, а о реставрации архитектурной.

Интересно, что реставрировать будут не за счет бюджета. Договор с Музеями Кремля о финансировании реставрационных работ подписала компания «Транснефть» (впрочем, на 78% государственная — 100% ее обыкновенных акций контролируются Росимуществом, а еще 21 с чем-то процентов уставного капитала, в виде привилегированных акций, находится в свободном обращении).

В последний раз комплексные реставрационные работы проводились в Успенском соборе в середине 1970-х годов, то есть к его 500-летию. В то время реставраторы еще не располагали оборудованием, позволяющим производить неинвазивное исследование скрытых частей строения. Проведенные несколько лет назад исследования показали, что собор требует нового вмешательства специалистов.

Между тем в 2000-е годы производились работы, касающиеся прежде всего внешнего вида храма. (Вот, даже обнаружились архивные кадры, где у одной из стен собора установлены леса.)

Реставрации подверглась, в частности, часть росписи люнетов внешних стен.

Каковы же нынешние проблемы этого интересного строения? Сошлюсь здесь на главного архитектора Кремля, замдиректора Музеев Кремля по науке Андрея Баталова.

Начать можно с того, что стоит собор на месте, где грунтовые воды близки к поверхности. С этим, понятно, ничего не поделаешь — место было выбрано даже не в XV веке, когда нынешний собор был построен, а много раньше: предыдущий каменный собор (пришедший к XV столетию в ветхость) заложил здесь еще Иван Калита, а до того ровно тут же стоял собор деревянный. Но в более поздние (а вернее, близкие к нам) времена, в 1970-е годы, проблему усугубили — под плиткой Соборной площади уложили сплошную бетонную плиту. Ликвидировать ее, понятно, не удастся — слишком много на площади проводится официальных публичных мероприятий. Но достигнута договоренность о том, чтобы в ходе реставрации на два метра вокруг собора эту плиту срезать, чтобы сделать дышащую отмостку. Это поспособствует сохранности белокаменной кладки и фундаментов.

Другая проблема связана с самим проектом Аристотеля Фиораванти. Проект для Руси того времени был новаторским — если внешне пятиглавый собор с позакомарным покрытием соответствовал традиции (и вообще походил на более древний Успенский собор Владимира — вроде бы его даже указали итальянцу в качестве образца), то внутри архитектор отказался от привычной для русского церковного зодчества крестово-купольной структуры. Интерьер Успенского храма — зальный (как говорили современники — «палатный»). Открытое внутреннее пространство с относительно легкими и тонкими колоннами производило на входящих большое впечатление.

Однако это имело свою оборотную сторону. При такой конструкции потребовалось максимальное облегчение сводов. Что и сделал Фиораванти, выложив их в один кирпич. Это потребовало переделки уже в начале XVII века, при Михаиле Федоровиче, когда пригашенный английский инженер укрепил конструкцию подпружными арками и дополнительными металлическими связями (их мы можем видеть и сейчас).

Но главная из нынешних проблем кроется за этими арками и сводами. И называется она — конденсат.

В этой проблеме, впрочем, никак не повинны ни Аристотель Фиораванти, ни авторы последующих достроек и перестроек. Возникла она в XIX веке.

Дело в том, что изначально храм был холодным (что в принципе характерно для подобной церковной архитектуры, и мы нередко видим в церковных строениях два уровня — нижний зимний теплый храм и верхний холодный летний). В официальном соборе, где потребность в проведении богослужений могла возникнуть в любое время года, это создавало определенный дискомфорт. И просьбу установить отопление направили на высочайшее имя — а конкретно Николаю I.

Однако Николай, известный неприхотливостью в быту (как утверждается, спал на походной кровати, укрываясь шинелью), в просьбе отказал. А вот следующий император, Александр II, проявил мягкость и согласился. Проблема конденсата была ему явно неизвестна.

В общем, главные работы будут идти не на глазах публики, а в чердачном пространстве: своды будут утеплять. Чтобы в холодное время года не образовывалось пресловутого конденсата.

А что же с внутренним убранством?

Тут нас должны интересовать фрески. Нет, о самых древних вообще речи нет — при Михаиле Федоровиче их попросту сбили вместе со штукатуркой. А потом вроде бы воссоздали «как было» по снятым копиям-прорисям (что-то это нам напоминает и из нашей жизни, не правда ли?). В дальнейшем же фрески неоднократно «поновлялись» — что на практике означало новую запись поверх предыдущей.

Увы, в отличие от икон, покрывавшихся олифой, тут снять верхние слои и раскрыть нижние невозможно. Запись производилась напрямую темперой по темпере — то есть краска проникала в нижние слои и послойных наложений не образовывалось.

Однако старая роспись все-таки обнаружилась фрагментарно за иконостасом. И сейчас эти фрагменты можно видеть.

Что же касается прочих фресок, то им предстоит «обеспыливание». Это, утверждают хранители, сделает их вновь более яркими.

[

Посетителей, понятно, интересует доступ в собор — в конце концов, это одна из главных кремлевских архитектурных достопримечательностей. Так вот, доступ, обещают нам, не прекратится. И даже будут время от времени проводиться службы (так что придется согласовывать сроки ведения работ еще и с РПЦ).

Впрочем, предупреждают архитекторы, когда дойдет до дела, тут возможны всякие неожиданности. А с другой стороны — возможны и открытия.

Татьяна Пелипейко, diletant.media


***
Чудов монастырь

Фасад с южной стороны пробит шестью тяжелыми снарядами. В стенах глубокие разрывы и трещины; выбоины достигают от 2 до 3 аршин в диаметре. В сильной степени пострадала иконная и книжная лавка. Двумя снарядами пробиты стены митрополичьих покоев, которые занимал член Собора Петроградский митрополит Вениамин.

Фрагмент Чудова монастыря, фото конца XIX века

Внутри покоев полное разрушение. Обломки мебели и всего того, что находилось в покоях, смешались с грудами камней и мусора. В одной комнате снаряд пробил огромной толщины оконный откос и разрушил вплоть до стоящей рядом иконы Богоматери всю стену, а икона со стеклом и с висящей возле нее лампадой осталась невредима. Храм, где покоятся мощи св. Алексия, не пострадал, там выбиты только окна. Мощи святителя Алексия с начала обстрела были перенесены в пещерную церковь, где под низкими сводами пещерного храма денно-нощно митрополит Вениамин, архиепископ Гродненский Михаил, наместник Чудова монастыря епископ Арсений, Зосимовский старец Алексий и вся братия совершали моления под несмолкаемый грохот орудий, потрясавших стены храма.

Николо-Гостунский собор

Колокольня Ивана Великого повреждена снарядами с восточной и юго-восточной стороны, и по стенам видно много выбоин и пулевых ран. В алтарное окно Николо-Гостунского собора влетел снаряд и разрушил внутри алтаря восточную стену, разорвался в самом алтаре. Большое старинное Евангелие… отброшено на пол к престолу. Верхняя крышка с Евангелия отбита и бывшие на ней иконы Воскресения Христова и евангелистов выбиты и разбросаны в разные стороны. Много листов из этого Евангелия разорвано и скомкано. Жертвенник разбит, богослужебные книги изорваны. По всему алтарю разбросаны кирпичи, осколки снарядов, церковные предметы, и все это нагромождено между Престолом и Царскими вратами. Престол же, несмотря на свою близость к пробоине, остался невредим. В храме Николы Гостунского предлежит великая святыня, часть Святых Мощей Святителя Николая – того святого, которого чтут все христиане и даже язычники. Увы, русский человек проявил к этой святыне такое поругание, о котором страшно и говорить!

Николо-Гостунский собор

Стены у входа в храм исписаны самыми площадными, грязными и кощунственными надписями и ругательствами на русском и немецком языках, а при входе в храм, где находится святыня, устроили отхожее место. Заметьте, что это не на улице, а наверху, в колокольне Ивана Великого.

Архангельский собор

Рассыпая губительные снаряды по Кремлю, безумцы, очевидно, решили заранее не пощадить ни одного кремлевского храма…

Архангельский собор сегодня

Между Архангельским и Благовещенским соборами видны громадные лужи крови. Подверглись разрушению и святотатству кремлевские храмы Воскресения Словущего, Ризоположенская церковь с часовней иконы Печерской Божией Матери и Предтеченская церковь на Боровицкой башне. Последняя церковь подверглась сильному ружейному обстрелу, и несколько пуль попало в иконы Московских Святителей, Казанской Божией Матери. Искалеченный лик Пречистой укором глядит на дела рук человеческих; я уверен, что ни один негодяй не посмел бы приблизиться теперь к этой иконе.

 Патриаршая ризница

Патриаршая ризница, представляющая собой сокровища неисчислимой ценности, превращена в груду мусора, где в кучах песка и щебня, обломках стен и разбитых стекол от витрин раскапываются бриллианты и жемчуга.

Патриаршая ризница превращена в груду мусора, где в кучах песка и щебня, обломках стен и разбитых стекол от витрин раскапываются бриллианты и жемчуга

Самому большому разгрому подверглась палата № 4, которая пробита разорвавшимся снарядом, и здесь несколько витрин и шкафов с драгоценными старинными покровами, украшенными золотыми дробницами и камнями, превращены в щепы. Некоторые покровы-памятники пробиты и попорчены безвозвратно. От осколков снарядов пострадало Евангелие XII века (1115 г.) вел. кн. Новгородского Мстислава Владимировича… Различные предметы драгоценных украшений патриархов: митры, поручи, а также церковная старинная утварь, сосуды, кресты и пр. – все это выброшено из разбитых витрин на пол и вбито в щебень и мусор. Вторым снарядом в палате № 6 разрушены витрины с патриаршими облачениями. Разбита церковно-историческая русская сокровищница, составлявшая самый лучший памятник минувшей патриархальной жизни Великой Святой Руси.

Собор 12 Апостолов

Расстрелян весь. Изборожденная снарядами, изрытая, развороченная восточная часть зияет дырами, пропастями и трещинами, она производит впечатление живой развалины, которая держится каким-то чудом.

Собор во имя Двенадцати апостолов в 1917 году

На наружной стене этого храма более тяжелых и, так сказать, болезненных ран виднеется 16 орудийных, 96 осколочных и множество ружейных… Один снаряд пробил стену с южной стороны под окном и разорвался в церкви, причинив разрушение: подсвечники оказались разбитыми, многие иконы на стенах изранены осколками. Стоявшее у северной стены большое Распятие жестоко поругано. Ударом снаряда сорваны распростертые, пригвожденные ко Кресту Пречистые Руки Спасителя. Тело его покрылось изъязвлениями от кирпичных вонзившихся осколков, и Распятие все залито маслом из лампады. Красные пятна создают потрясающую картину живого окровавленного Тела. Богомольцы, которым удалось проникнуть в Кремль, подходя к этому Святому разбитому и поруганному Распятию, не могли спокойно смотреть на это жестокое поругание, предавались неописуемому отчаянию, плакали навзрыд, обнимали подножие Распятого Христа.

Башни

Испорчены Кремлевские башни, из которых угловая, Беклемишевская, сбита и стоит без вершины. Ружейной пулей прострелена на Троицких воротах икона Казанской Божией Матери.

Никольская башня после артобстрела

На Никольской башне, которую разбили в 1812 году французы, образ Святителя Николая, оставшийся невредимым от французского нашествия, ныне подвергся грубому расстрелу. Как Никольская башня, так и Никольские ворота совершенно изрыты снарядами, пулеметами, ручными гранатами и ружейными пулями. Совершенно уничтожен киот, прикрывающий икону Св. Николая, сень над иконой сбита и держится на одном гвозде. С одной стороны изображение Ангела сбито, а с другой прострелено. Среди этого разрушения образ Св. Николая уцелел, но вокруг главы и плеч Святителя сплошной узор пулевых ран. При первом взгляде кажется, что иконы нет, но, всматриваясь внимательнее, сквозь пыль и сор вырисовывается сначала строгое лицо Святителя Николая и в правом виске видна рана, а затем становится яснее и весь этот чудотворный образ – стена и ограждение Священного Кремля.

Расстрелянный Кремль выглядел ужасно

Спасская башня пробита и расстреляна. Знаменитые часы с музыкальным боем разбиты и остановились. И хотелось бы сейчас открыть все Кремлевские ворота и хочется, чтобы все, не только москвичи, но и люди всей России, могли перебывать на развалинах своих святынь. Но какие нужны слезы покаяния, чтобы смыть всю ту нечистоту, которой осквернили Священный Кремль наши русские братья солдаты, руководимые врагами!..

Глядя на разрушенный Кремль, невольно ставишь себе вопрос. Кому и для чего понадобились все эти ужасы? Ведь нельзя же не понимать того, что в Кремле вся история могущества, величия славы, силы и святости Земли Русской. Если древняя Москва есть сердце всей России, то Алтарем этого сердца искони является Священный Кремль.

И когда приблизился Иисус к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. (Лк. 19, 41)

Святотатственно посягнуть на него может только или безумец, или человек, в сердце которого нет ничего святого и который не может даже понять всего смысла, значения и важности этого памятника русской истории, который он не задумываясь решил подвергнуть разрушению. Ведь нельзя же считать серьезным основанием то, что артиллерийская канонада, направленная на Кремль, имела цель сокрушить горсть тех офицеров и юнкеров, которые были в этом Кремле. Не смея приблизиться к ним, их искали по Кремлю снарядами, разрушая то главу Успенского собора, то церковь 12 Апостолов, то колокольню Ивана Великого, то Чудов монастырь и дальше по порядку все до единого храмы…

Епископ Нестор

В статье использованы архивные фотографии 1917–1919 гг. ХХ века

Татьяна Егорова, journalpp.ru

***
В июне 1941 г. комендант Кремля генерал-майор Спиридонов предложил раскрасить стены и башни Кремля – для маскировки. Замаскировать все к первой бомбардировке не успели. Через месяц после начала войны в ночь на 22 июля бомба в 250 килограммов попала в Большой Кремлевский Дворец, но не взорвалась. Проект был разработан группой академика Иофана и закончен 1 августа: на кремлевских стенах были нарисованы дома, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы… Кремль исчез! Кремль бомбили восемь раз. Больше всего был разрушен сталинский гараж, почти полностью — восточная часть Арсенала. За сутки до парада 6 ноября 1941 г. маскировку сняли: три дня погода была нелетной… Как сказал тогда Сталин: «Даже погода помогает большевикам». Уже после войны Московский Кремль покрасили в красный цвет.

Федор Яковлевич Алексеев был сыном сторожа Академии наук, а стал первым русским мастером  городского пейзажа. В 1800 г. по заказу императора Павла I,  Алексеев написал виды Москвы. На основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Художник увлеченно изучал старинную  архитектуру, жил больше года в Москве… И создал картины и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразные изображения Кремля. Вот их современная инсталляция. Станет ли Кремль вновь когда-нибудь белым? Добавим это в загадки, коих в истории Кремля остается предостаточно.

В пасхальное воскресенье 1475 г. магистр увидел Москву. Аристотель Фьораванти поначалу «расхвалил гладкость стен собора, но нашел, что известь не достаточно скрепляет, и камень не тверд» (псковские мастера также «хулили известь»). В 1914 г. граф Константин Апполинарьевич Хрептович-Бутенев обнаружил текст письма Фьораванти: «Я рискнул отправиться на 1500 миль дальше, к городу, который именуется Ксалауоко, удаленному от Италии на 5000 миль. В сей стране путешествие на лошадях весьма затруднительно, и я прибыл позже, чем предполагал, и не мог уже достать белых кречетов, как того желал, но через некоторое время они у меня будут, белые, как горностаи, сильные и крепкие… Если твоей светлости угодно получить прекрасных соболей и горностаев, живых или шкурами, я могу их тебе отослать, сколько ни пожелаешь, ибо здесь и медведи, и зайцы родятся белыми, как горностаи».

 

Московский Кремль 1800 года

Белый кремль. Визуальная реконструкция.

Лишь сначала Кремль оставался красно-кирпичным, а в XVIII веке его побелили. Как белили другие кремлевские стены (в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.). Белым Кремль предстал перед армией Наполеона в 1812 г. Кремль белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено — с подтеками и облезлый, иногда красили одни только башни… «Древняя стена Китай-города, когда ея теперешняя, слишком резкая белая окраска поблекнет и покроется обычной городской патиной, послужит прекрасным фоном для памятника, вокруг которого, вероятно, будет разбит сквер».

Белым Кремль предстал и перед большевиками в 1917 г.  «Бухают пушки, это стреляют по Кремлю откуда-то с Воробьевых гор. Человек, похожий на переодетого военного, пренебрежительно говорит:
— Шрапнелью стреляют, идиоты! Это — к счастью, а то бы они раскатали весь Кремль…
В некоторых домах вблизи Кремля стены домов пробиты снарядами, и, вероятно, в этих домах погибли десятки ни в чём не повинных людей. Снаряды летали так же бессмысленно, как бессмыслен был весь этот шестидневный процесс кровавой бойни и разгрома Москвы» («Новая жизнь», № 175, 8(21) ноября 1917 г.).

Март при Советской власти шёл впервые.
Капель дробилась на ветру пыльцой.
Входила в Кремль машина. Часовые
ещё не знали Ленина в лицо… 

Степан Щипачёв

 

Как нам обелить Кремль

Белый Кремль. История вопроса

 Фотографии с изображением  московского Кремля разных эпох.  

Белый Кремль. История вопроса

 

Вернее, красно-кирпичным Кремль был изначально – итальянцы, построившие в 1485–1495 годах новую крепость для Великого князя Московского Ивана III Васильевича на месте старых белокаменных укреплений, возвели стены и башни из обычного кирпича – как, например, замок Миланский замок Кастелло Сфорцеско. 

Белым же Кремль стал только в XVIII веке, когда крепостные стены по тогдашней моде побелили (как и стены всех остальных российских кремлей — в Казани, Зарайске, Нижнем Новгороде, Ростове Великом и т. д.). 


Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год. 

Белый Кремль предстал и перед армией Наполеона в 1812 году, и через несколько лет, уже отмытый от копоти согревшей Москвы, он снова слепил путешественников белоснежными стенами и шатрами. Знаменитый французский драматург Жак-Франсуа Ансело, побывавший в Москве в 1826 году, так описывал Кремль в своих мемуарах «Six mois en Russie»: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое». 


С. М. Шухвостов. Вид на Красную площадь. 1855 (?) год


П. Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год


Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.


Белая Спасская башня Кремля, 1883 год


Белая Никольская башня, 1883 год 


Москва и Москва-река. Фото Мюррея Хоу (США), 1909 год


На фото Мюррея Хоу: облезлые стены и башни, покрытые «благородной городской патиной». 1909 год 

Начало ХХ века Кремль встретил как настоящая старинная крепость, покрытая, по выражению писателя Павла Эттингера, «благородной городской патиной»: его иногда белили к важным событиям, а остальное время он стоял как положено — с подтеками и облезлый. Большевиков, сделавших Кремль символом и цитаделью всей государственной власти, белый цвет крепостных стен и башен ничуть не смущал.

 
Красная площадь, Парад физкультурников, 1932 год. Обратите внимание на свежевыбеленные к празднику стены Кремля


Москва, 1934- 35 год (?)

Но потом началась война, и в июне 1941 года комендант Кремля генерал-майор Николай Спиридонов предложил перекрасить все стены и башни Кремля – для маскировки. Фантастический для того времени проект был разработан группой академика Бориса Иофана: на белых стенах были нарисованы стены домов, черные дыры окон, на Красной площади построены искусственные улицы, а опустевший Мавзолею (тело Ленина уже 3 июля 1941 года было эвакуировано из Москвы) накрыли фанерным колпаком, изображавшим домом. И Кремль натуральным образом исчез — маскировка спутала фашистским летчикам все карты.


«Замаскированная» Красная площадь: вместо Мавзолея появился уютный домик. 1941-1942 год.


«Замаскированный» Кремль: на стенах нарисованы дома и окна. 1942 год 

При реставрации кремлевских стен и башен в 1947 году – к празднованию 800- летия Москвы возникла мысль перекрасить Кремль в красный цвет: Красный флаг на красном кремле на Красной площади – что б все звучало в унисон и идеологически верно. Это указание товарища Сталина кремлевские работники выполняют и по сей день. 

Теперь же группа неизвестных веб-дизайнеров и веб-журналистов решили и вовсе реконструировать внешний облик белокаменных кремлевских палат образца 1800 года.

Но почему именно выбран этот год ?  

А все просто — именно в этот год художник Федор Алексеев по заданию Павла I создал целый цикл акварелей, зарисовок с натуры и живописных полотен с видами старого Кремля. Эдакая фотофиксация до появления фотографии. Конечно, как художник, он где-то прибавил, где-то убавил, где-то преувеличил масштабы. Все эти неточности перекочевали и в 3D картинки, но общее впечатление правильное. Тут и беленые стены, и, наоборот, раскрашенные соборы с палатами, и старые куранты… 

Церковь Свв. Константина и Елены у самой кремлевской стены внизу под холмом. Не сохранилась. 

Чудов монастырь. Снесен по строительство административных зданий, где ныне располагается администрация Президента (точнее располагалась, сейчас ремонт) 

Крохотный Собор Спаса Преображения на Бору. Долго считался самым старым зданием Москвы. Снесен в советское время. 

Еще течет Неглинная с запрудами, вход на Красную площадь через беленые Воскресенские ворота, от которых в обе стороны отходит стена Китай-города. 

Никольская башня еще не надстроена готическим верхом (будет сильно повреждена французскими войсками и восстановлена с навершием).

И главное: Красная площадь еще с большими торговыми рядами, подобно костромским, новгородским или ростовским, только в укрупненном виде.

«Историческая правда»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s