Царские регалии дома Романовых

 

«Первый век правления Романовых», виртуальная выставка ГПИБ, к 400-летию Дома Романовых.Часть 5: Реликвии Дома Романовых. Царские регалии.

 СОДЕРЖАНИЕ (Ч.5):—Венцы, короны царские, шапки—Скипетры, державы, царские жезлы, посохи—Кресла—Иконы—Печать—Царская утварь

 
 
Илл.: Рисунок герба Московского // Портреты, гербы и печати Большой государственной книги» 1672 г.
 

 В 16 веке двуглавый орёл завоевал господствующее положение, став главной фигурой композиции государственного герба России: с этого времени Георгий драконоборец в щитке располагается на груди орла. С укреплением самодержавия к двуглавому орлу и всаднику в государственной символике России добавились и другие атрибуты власти. В 1625 г., при царе Михаиле Фёдоровиче, над головами орла появилась третья корона. Со 2-й половины 17 века, царь Алексей Михайлович использовал печати, на которых двуглавый орёл держит в лапах скипетр и державу, общепринятые во всех монархических государствах регалии королевской или императорской власти. Официально значение государственной эмблемы растолковывалось в специальном царском указе 1667 года:«орел двоеглавый есть герб державный великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича»; три короны «знаменуют три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства», скипетр и яблоко (державное) «особо являют государя, самодержца и обладателя».

// Большая Российская энциклопедия. Т.7. — М., 2007. — С. 531.
 

 
5.1. Венцы, короны царские, шапки. //Древности Российского государства. Отделение I.: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. — М., 1849. — 175 с. Царские брачные венцы (мужские и женские)

 
 1388320582_reg5 (338x350, 64Kb)
Илл.: Мужской брачный венец
1388320603_reg5a (341x350, 63Kb)
Илл.: Женский брачный венец
 

В ризнице Московского Успенского собора сохранились древние, серебряные с позолотою, брачные венцы, мужской и женский, какие при венчании возлагались на Царей и Цариц. Они устроены в виде обруча, выдавшегося на челе коронкою, с городками по краям; на одном из них вырезан Спаситель Иисус Христос, а на другом – Богородица (Знамение Богородицы) с Богоотцами Иоакимом и Анной.Судя по стилю работы, венцы сии принадлежат XVII веку; фигурою своей сходствуют с древними из серебра, меди, железа и дерева, какие употреблялись при венчании.Венец вообще как символ вечности, в особенности венец брачный, как знак таинственного союза, награды за целомудрие и благословение небесных, известен был у древних иудеев*, что видно из слов Исаии Пророка LХI, 10. «яко на жениха возложи венец». В Песнях Песней III, 11, божественный Жених представляется, в венце «имже венча его мати его, и в день обручения его и в день веселия сердца его». Восточная — православная Церковь ввела в употребление при бракосочетании венцы, означавшие, по толкованию Св. Иоанна Златоуста**, «победу над соблазнами и сочетание двух в плоть едину». От них и самое бракосочетание называется «венчанием» т. е. благословением церковным, которое преподается «новоневестным» (жениху и невесте, т.к. «невестой» в христианстве называется Церковь Христова) с возложением на главы их венцов.*)Венец – это вообще символ Вышнего Мира, и известен он был абсолютно всем народам земли, начиная с сотворения мира. Это знак Божественный, в противовес знаку проклятия (знак вырождения, болезней, переходящему из рода в род), дающемуся отступникам от канонов Божьих.**) Это не «толкование Иоанна Златоуста», а вообще символ христианства, Божественной принадлежности человека и рода.

 

Венчанию предшествовало обручение перстнями, как приготовительная часть брака, в знамение «обручения Господу Богу церкви честной» перстень у мужа был золотой*, у жены — железный или серебряной*, знаки преимущества и владычества одного, подчиненности и покорности другой. В древних требниках встречается еще «чин постригания», совершавшегося крестообразно на главе венчаемых, пред возложением венцов, дотоле лежавших в алтаре на престоле. После венчания, в эктении новобрачные нарекались князем и княгинею. Может статься, сии названия даны им от того, что в первые века христианства на Руси венчались только князья и бояре; ибо современник Нестора, Иаков черноризец представлял Митрополиту Иоанну, что «не бывают на простых людях благословение венчания; но бояре токмо и «Князья венчаются»**. В продолжение семи дней венцы с новобрачных не снимались; на восьмой день было разрешение снятия венцов. Сей чин церковный совершался с молитвой, положенною в Требнике, в возблагодарение Богу за соблюдение новобрачных в целомудрии. Впоследствии эти обряды были сокращены, и венцам брачным дана форма короны. (С. 60-61)*)Это символы мужского и женского начала. Золото – символ огня и мужского начала. Серебро – символ воды и женского начала. Восходят эти символы еще к доисторическим временам, и были известны до христианства (см. Историю Древнего Востока). Так что автор статьи весьма плохо знаком, как с историей христианства, так и древнего мира вообще. В отличие от него, я прекрасно знакома с древней историей России и Мира.**)Это правда. Славянские народы пришли к христианству только усилиями русских князей-христиан, а дотоле практиковалась даже полигамия, как у неславянских и нехристианских народов древности.

 
// Венчание русских государей на царство: начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III. — СПб., 1883. — 283 с.
 

Регалии Государей Всероссийских. Короны. 
Приступая к описанию императорских регалий, мы должны, прежде всего, остановиться на короне великого князя Владимира Равноапостольного. Она была прислана в 988 году, в числе других подарков, императорами византийскими, Василием II и Константином XI, князю Владимиру Святославовичу, как нареченному жениху их сестры — царевны Анны.По всей вероятности, Святой Владимир в день своего крещения и при венчании с дочерью Императора Романа II был в означенной короне.Эта корона, называемая «шапкой Мономаха», состоит из восьми тонких золотых пластинок, покрытых канительными украшениями, и увенчана «яблоком» (вершиною), украшенным лазоревым и желтым яхонтами (лал), рубином и жемчугом; крест на яблоке имеет на концах по жемчугу. Каждая пластинка украшена несколькими жемчужинами; на каждой пластинке по цветному камню. Нижняя часть короны, от которой прежде висели жемчужные подвески (pendilia), в настоящее время отделана соболем. (С. 73) 
Множество корон хранилось в Москве в Мастерской палате. Из них семь корон и три скипетра, а также много ценных вещей были употреблены для уплат на содержание польского войска*.Одна из означенных корон была подарена царю Ивану Васильевичу императором Максимилианом II, другая принадлежала царевичу Федору Годунову, третья — Лже-Дмитрию.

*)Попросту говоря, поляками была ограблена сокровищница Русских Царей.
 
В сочинении Строева «Выходы царей» упоминаются следующие короны, относящиеся к 1641 году:
 
1) Золотая корона, украшенная бриллиантами, яхонтами, изумрудами и жемчугами.
2) «Шапка Мономаха» — самая легкая по весу корона (весит, без соболиной отделки, 2 фунта 20 золотников).
3) Корона дьяка Ефима Телепнева (т. е. Астраханская, она называется также Фряжскою) иностранной работы.
4) Стрешневская корона, изготовленная по заказу окольничьего Василия Ивановича Стрешнева.
 
В 1661 г., кроме означенных корон, упоминается еще в списках «шапка» с изумрудами 2-го разряда и с 1679 года — новая корона с алмазами и лалом (рубином). Эти короны назывались «венцами», или царскими шапками.
В настоящее время в Оружейной палате, в Москве, хранятся следующие царские короны:
 
1) Владимира Святого Крестителя.
2) Казанская, заказанная царем Иоанном IV, для крещения царя Едигера (нареченного Семионом), после смерти которого означенная корона была отправлена в «Мастерскую палату». Царь иногда ею пользовался.
3) Корона, изготовленная немецкими мастерами повелением царя Михаила Федоровича и по заказу думного дьяка Ефима Телепнева, в 1627 году. С 1776 года эта корона известна под названием Астраханской.
4) «Шапка» из золотой парчи, третьего разряда (альтабасная шапка), заказанная в 1684 году; в настоящее время она известна под названием Сибирской.
5) «Шапка Мономаха», второго разряда, изготовленная в 1682 году, по образцу короны Святого Владимира, для коронации Петра Великого. (С. 78)
 
// Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. — М., 1851. — 175 с.
 
Илл.: Шапка Царская золота сканная Мономахова.
 
Шапка Мономаха.
1388320660_reg8a (275x350, 37Kb)
Верх шапки Мономаха*.
 
*)Как видим, корона – это солярный символ, т.е. символ Божественной Власти. Принимая обряд христианского венчания на царство, царь принимал на себя обязательство пред Богом, пред Христом, как частью Бога Зримого. И в этом кардинальное отличие русских царей от западных государей, которые, в древности, либо сами назначали себя «богом на земле и пред людьми», либо подчинялись узурпатору духовной власти в Европе – папе Римскому. Конечно, не все русские государи были идеальными христианами, но они были много лучше своих собратьев в остальном христианском мире.
Что касается современности, то современная власть не принимает на себя вообще никакой бремени ответственности, и 10-ть заповедей Божьих для них тоже не являются обязательными. Вот и выходит, что, посадив на место царей людей «без стыда и без совести», мы сами во всем и виноваты. Кстати, на мой взгляд, интересна славянская этимология слов «стыд» и «совесть». Слово «стыд» перекликается с местоимениями «оттуда», «туды», сюды», т.е. люди «оттуда», с мира Вышнего, обладали чем-то, что запомнилось людям земли. Слово «совесть» состоит из предлога «со» и словом «весть» (знание), и опять же это отсылка к тем совершенным созданиям, которые пришли из Совершенного Мира, Мира Божественного. Возможно, это те, кого мы называем ангелами, те, которых могут видеть лишь люди с чистой совестью.
 
В Росписи Государева большого наряда, писанной с прежних росписей, в 1642 году, по указу Царя Михаила Федоровича принять заведывание Государевыми большими нарядами Боярину Федору Ивановичу Шереметеву, о шапке Мономаховой сказано: «Шапка Мономахова золота сканная с каменьем и зерны, пушена соболем, подложена атласом червчатым».
В составленной по указу Государя Царя и В. К. Петра Алексеевича, в 1696 году Февраля 6-го числа, описи казны блаженной памяти Царя Иоанна Алексеевича, постельником Алексеем Михайловичем Татищевым и стряпчим с ключем Леоньтием Богдановичем Плоховым, описание шапки Мономаховой следующее:
 
«Шапка Царская золота сканная Мономахова, на ней крест золот гладкий, на нем по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья в золотых гнездех, над яблоком яхонт желт , яхонт лазорев, лал, промеж ними три зерна гурмицких, да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовые в золотых гнездах, двадцать пять зерен гурмицких на золотых спнях , окол соболий, подложена атласом червчатым, влагалище деревянное оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны». <…>
Тулья венца составлена из осьми продолговатых треугольных , сканных золотых дощечек, соединенных острыми концами под золотым яблоком, над которым золотой гладкий крест с крупными жемчужинами на оконечностях и в подножии.
На яблоке в гнездах со спнями три крупных камня: яхонт лазоревый, яхонт желтый и лал; между камнями в гнездах же со спнями три крупных жемчужины.
На каждой из осьми дощечек составляющих тулью, по крупному камню, из числа которых два яхонта червчатых, четыре изумруда и два лала. Камни обставлены жемчужинами в виде треугольников; на семи дощечках по три жемчужины, на осьмой четыре. Опушка шапки соболья. (С. 4-5)
 
Илл. Шапка Казанская золотая сканная с чернью
 
Шапка Царства Казанского. Верх шапки Царства Казанского.
 
В описи 1642 года, составленной по указу Царя и В. К. Михаила Федоровича, описание Казанской шапки следующее:
 
«Шапка Казанская золотая с чернью, городы прорезные золоты, в ней каменье лалы и бирюзы и зерна гурмицкие в гнездех; на верху на спне камень лал, под каменем и поверх каменя два зерна гурмицких большие; пушена соболем, подложена атласом червчатым. (С. 7)
 
Шапка царская золотая первого наряда Царя и Великого Князя Михаила Федоровича
 
Шапка первого наряда царя Михаила Федоровича Верх шапки первого наряда
 
«Шапка, что делана в приказе у золотово дела в 1627 году при думном дьяке при Ефиме Телепневе. «Она также с корунами, как и венец, почему и называлась иногда в Выходах фряской. Вот описание ее 1628 года :
 
« В нижней коруне поставлено: яхонт лазорев велик четвероуголен; два яхонта лазоревых, один осмиуголен, а другой четвероуголен; два яхонта лазоревых четвероугольны, один продолговат; 12 яхонтиков лазоревых же не великих, одиннадцать осмоугольны, а другонатцатой четвероуголен; пять лалов больших четвероугольных; три лала осмоугольны; 6 яхонтиков червчатых невеликих; 6 изумрудов не малы четвероугольны, один продолговат; 11 изумрудцов невеликих. Да в ту же коруну поставлено 24 алмаза. В верхней коруне поставлено: яхонт червчат четвероуголен; 18 яхонтиков червчатых; 20 изумрудов, одинадцать о шти углах; два лала один осмоуголен , а другой четвероуголен; 4 яхонта лазоревых, три осмоугольны, а четвертой четвероуголен. Да в ту же верхнюю коруну поставлено 21 алмаз. Да на верху на коруне поставлен лал велик, что сият с Государевы Казанские шапки. Да в туж Государеву верхнюю коруну поставлено по верх большово лала на закрепке зерно гурмыцкое велико. Да под лалом в исподи в пяте на спне зерно гурмыцкое не мало, плосковато. Да в верхнююж и в нижнюю коруну на городках и меж каменья поставлено в гнездех и в репьях 60 зерен гурмышских больших и середних и невеликих».
 
В каталоге 1776 — 7 — 8 — го, эта шапка в первый раз названа Астраханскою, с ошибочным примечанием, что Царь Федор Алексеевич повелел сделать ее в ознаменование покорения в 7062 году царства Астраханского и Тмутаракани. (С. 11-12)
 
к началу страницы
Скипетры, державы, царские жезлы, посохи.
 
 
//Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. — М., 1851. — 175 с.
 
Илл.: Скипетр* Большого Наряда
 
*) Скипетр присутствует уже в Древнем Египте. И это вовсе не атрибут царской власти, как думают многие. Это мистический символ духовной власти Мирозданья, в некотором роде, это «волшебная палочка» древнего мага, так как именно оставшиеся в живых представители допотопной цивилизации и были истинными хранителями власти. Цари нового европейского мира прекрасно были осведомлены об этом. И русские цари тоже. Все они пользовались услугами астрологов (владетелей тайной духовной магии, христианские цари могли пользоваться только белой магией, направленной на пользу Божью) и пророков (людей, наделенных даром предвидения Воли Божьей).
 
Древний скипетр большого наряда, хранящийся в Оружейной Палате, в описи Государева Большого Наряда, составленной в 1642 году, по указу Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, описан следующим образом:
 
«Скифетр золот чеканной с розными финифты и скаменьи, с алмазы и с яхонты червчатыми и с изумруды; на верху три орла пластаных крылами вместе, с финифты; по верху орлов корона, на короне на спне камень яхонт лазорев, на нем зерно гурмышское. С скифетра снят яхонт лазорев, а в то место положен изумруд». (С. 59)
 
 1388320700_reg9c (235x300, 27Kb)
Илл.: Скипетр второго наряда, греческого дела.
 
Этот скипетр одного и того же наряда и Греческого дела с диадемой и державой привезенными в 1662 году Царю Алексею Михайловичу, Цареградцем Иваном Юрьевым и деланными, как сказано в приходо-расходной книге 1665 года, против образца диадемы Благочестивого Греческого Царя Константина». В описи Оружейной казны 1686 года, он означен следующим образом:
 
«Скипетр золотой с каменьем и с финифты розными, прорезной, подзор серебрянный гладкой. Среди главы корона; на главе крест; в кресте, в гнездах золотых осмнадцать алмазов граненых. У креста ж, на спнях четыре изумруда граненых; по обе стороны креста по орлу двоеглавому с коронами с финифты розными; на главе в короне шесть алмазов граненых больших, да шесть яхонтов червчатых больших же; да под короною повыше пояска и в пояску двадцать четыре алмазов маленьких; в главе и под главою в яблоке и в черену двести двадцать алмазов больших и малых да десять изумрудов. В конце черена яхонт червчат граненый. На черену в двенадцати местах дробницы золотые, на них наведено чернью: Благовещение пресвятые Богородицы; Рождество Христово; Богоявление; Сретение; Лазарево Воскресение; Преображение; Вход во Иерусалим; Распятие; Воскресение Христово; Егда увериша Фому; Вознесение Господне; Сшествие Святого Духа». «Влагалище деревянное, оболочено бархатом червчатым; голун серебряный; две закладки серебряные с крючки». (С. 52)
 
// Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. — М., 1851. — 175 с.
 
Яблоко Великодержавное или «Держава* Российского царствия».
 
*)Держава – это тоже мистический символ, но впервые появившийся только у христианских царей. Означает он, что вся планета принадлежит Богу, а Царь есть представитель Его власти на земле. И это вовсе не отсылка к Адамову яблоку, который есть символ грехопадения, т.е. отпадения людей от промысла Божьего.
 
Держава, знаменование освященного крестного преобладания над землею, в поставлениях на царство называется: «Царским златым державным яблоком, или яблоком владомым»; в старых описях Царской Большой Казны: «яблоком великодержавным».
 
Яблоко великодержавное украшено пятидесятью осьмью алмазами Греческой грани, осмидесятью девятью яхонтами червчатыми, двадцатью тремя яхонтами лазоревыми, пятидесятью изумрудами и тридцатью семью жемчужинами, в золотых финифтяных гнездах. В четырех треугольных полях яблока финифтяные изображения: 1) помазание Давида Пророком Самуилом на Царство; 2) Победа над Голиафом; 3) Возвращение с победы; 4) Гонение от Царя Саула*.
 
*)Надо сказать, что иудейство было первой ересью христианского мира. Как известно, иудеи не приняли Спасителя. С этого времени начинается борьба иудеев за духовное превосходство, которое они фактически потеряли. В противовес иудеям Византия и Россия приняли Спасителя. Поэтому такое трепетное отношение к иудейству я просто не понимаю. Ну, разве что трепетное отношение к истории вообще. Вообще, если кто читал Ветхий Завет, древний мир описан в Священном Писании для того, чтобы понять «зачем в мире родился Христос» и «какими грехами был наводнен мир древних».
 
Держава в окружности 13 вершков, высота с крестом 9? вершков. Около блях со всех четырех сторон символические изображения орла, льва, грифа и единорога. (С. 31-32)
 
Илл. Яблоко Великодержавное, греческого дела
 
По приходо-расходной книги 1665 года и по алфавитной, эта держава золотая, украшенная зеленой финифтью и драгоценными камнями, привезена из Царяграда, в 1662 году, Гречанином Цареградцем Иваном Юрьевым, вместе с диадемой, деланной по заказу в Цареграде «против образца диадемы благочестивого Греческого Царя Константина» (Мономаха):
 
«Яблоко золото с коруною с каменьем лалы и яхонты, которое привез в 170 году великому Государю Гречанин Царегородец Иван Юрьев. Дано ему Гречанину Государева жалованья из Сибирского Приказу и иными товары, по меньшей оценке на 7917 рублей». (С. 34)
 
Древности российского государства изданные по высочайшему повелению Государя Императора Николая I. Отделение I. — М., 1849.
 
Янтарный посох* Патриарха Филарета Никитича
 
*) Посох – это тоже символ мистической власти магов.  У древних друидов, у жрецов, был волшебный посох, ударом которого делались вещи просто невероятные, вроде перенесения Мерлином Стоун Хенджа из Исландии в Англию.
 
Между Великокняжескими и Царскими посохами в Оружейной Палате находится янтарный посох Патриарха Филарета Никитича, присланный к нему в 1632 году Курляндским Герцогом Иаковом. Этот знак уважения Герцога к Патриарху относится к тому времени, когда Курляндия вошла в сношения с Россиею. После кончины Патриарха Филарета, посох этот поступил в число Царских сокровищ.
Посох этот, составленный из янтарных штучек, украшен искусною резьбою в Немецком вкусе. (С. 161)
 
 
Царский жезл* и посох
 
*)С приходом Христа на Землю, очень многое на земле поменялось. Именно царям христианством (самим Христом) был дан воинский жезл, а их духовным наставникам (христианским патриархам) – посох магических сил.
 
Этот жезл Цареградской работы, однообразной с диадемой и державой, привезенными Царю Алексию Михайловичу Гречанином Царегородцем Иваном Юрьевым в 1662 году.
 
В Алфавитном списке о времени поступления в палату различной Царской утвари, с 1614 по 1704 год, под буквою Ж означено:
 
«7166 (1658) года, июня в 11 день был у Великого Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича на дворе в золотой на приезде Гречанин Царегородец Иван Анастаков, челом ударил — Жезл оправлен золотом с каменьи с алмазы, изумруды и с яхонты червчатым. Цена 919». (С. 56-57)
 
к началу страницы
 
Кресла (Троны*)
 
*)Трон – это и евангельский, и древний символ. Тоже, кстати, мистический. В Евангелии трон над миром принадлежит Христу, «Царю Царей». У древних трон – это отсылка к допотопной цивилизации, в которой их «боги» восседали на тронах (в наше время мы понимаем, что это было механическое устройство для перемещения).
 
//Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. — М., 1851. — 175 с.
 
Царское место царя и В. К. Михаила Федоровича
В описи казны Царя Михаила Федоровича, 1640 года, упоминается об них вкратце:
 
«Место Царское обложено золотом с каменем с большим и с малым и с искрами и с жемчуги с большими; на нем влагалище суконное, с верху багрец, а с низу на страфил черлен; у влагалища по краем снурок шолков черлен; из места из пяти гнезд каменья большие вынуты и заверчены в бумашку и привязаны к тому месту; а сказал дьяк Гаврила Облезов, что те каменья вынуты по Государеву имянному приказу для осмотру Государю».
 
 
 
 
 
В описи 184 (1676) года изчислены еще более недостающие в креслах драгоценные камни, растерянные в походах:
«Кресла оправлены золотом с каменьи с бирюзы с большими и с малыми и с лалами и с бечетою; а по осмотру на правой стороне на нижнем перететивье с переднего конца золота и с каменьем нет; да на той же ножке с боку золота с каменьем же нет на той же ножке с зади золота с каменьями ж нет, да на перететивье под подушкою с стороны каменья нет большого; с верху ручной помочи задней стоячей столбик переломлен и золотца поотодрано; да на том же столбике на верху каменя или жемчугу нет; да на том же столбике яблочко помято; да с левой стороны на нижнем перететивье с стороны дву каменей больших нет; да с переди на конце каменя нет; да с верху подушки с стороны каменя ж нет; да с зади на стоячем столбике с стороны каменя нет да изнутри на том же стоячем столбике под верхним перететивьем каменя нет; да на том же столбике на верху на яблочке каменя нет или жемчужного зерна; да с переди на нижнем перететивье каменя нет; да на стоячем столбике с левой стороны дву каменей нет; да с правой стороны на стоячем столбике каменья нет».
По описи 1663—1664 года, эти кресла были в походах: «Другие кресла скаменьи с яхонты и с изумруды с червчатыми и лазоревыми и с бирюзами, да назади два камня хрусталя больших и с жемчуги, верхней правой столбик с ручные помочи сломлен, в одной ножке золото ободрано и с каменьи. Были в походах».
В сказании Петрея о короновании Марины Мнишек, упоминается об этом Царском месте, как о присланном в дар от Персидского Шаха Царю Иоанну Васильевичу Грозному:
«Этот трон, на котором сияло 600 алмазов, 600 рубинов, 600 сафиров, 600 смарагдов и 600 бирюз, некоторые в половину голубиного яйца, был подарен Персидским шахом Иоанну Васильевичу Грозному».
По описи Оружейной Палаты 1835 года, эти кресла, издавна поставляемые во время коронования Царицы, в Успенском соборе, заключают в себе на золотой основе, кроме упоминаемых в описи 1676 года недостающих камней: 1325 яхонтов , в том числе несколько лаллов, 559 бирюз, больших жемчужин и раковин жемчужных 16, сафиров 28, аметистов 15, хризолитов и камней под хризолит 21, и несколько поддельных изумрудов. (С. 100)
 
Кресла алмазные царя Алексея Михайловича
В книге Персидских приездов упоминается, что «7168 (1660) года Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашского шахова ближнего человека Ихто Модевлетев купчина Армянин Захарей Сарадаров, в дарех: Кресла оправлены золотом с каменьи с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. 20 алтын».
В вознаграждение за эти кресла в числе других, поднесенных Царю Алексею Михайловичу торговой компанией Армении, даров, пожаловано Государем 4000 руб. сереб. и 19,000 р. медью.<…>
В этих больших креслах Царь Алексей Михайлович легчился (пускал кровь из руки и рожечную кровь). (С. 102)
 
Катаев Н. О священном венчании и помазании царей на царство. — СПб., 1847. — 105 с.
 
Это кресла Царя Алексея Михайловича, известные под именем алмазных; потому что они украшены 876 крупными алмазами и 1223 яхонтами. Жемчугом унизаны два ангела, изображенные на стенке сих кресел и держащие следующую надпись на Латинском языке, вынизанную также мелким жемчугом: «могущественнейшему и непобедимейшему Московскому Монарху Алексею, на земле счастливо царствующему, сей трон, с величайшим искусством, и тщанием сделанный, да будет счастливым предзнаменованием грядущего в небесах бесконечного блаженства. Лета Христова 1659.». Кресла сии поднесены в 1660 году от имени торговой в Испагани Армянской компании, Армянином Сарадовым. (С. 96)
 
к началу страницы
Иконы*
 
*) Иконы – это символ новой эры на Земле. Если вспомнить народы древности, то, после грехопадения, людьми на земле «владели» порой далеко не божественные силы. И их изображений осталось весьма много. Порой это были даже не люди. В противовес этому христиане, однажды увидев Лик Спасителя, стали изображать только лики святых, богоугодных людей. Конечно, Лик Спасителя и Всецарицы Небесной обладали особенными мистическими свойствами. Поэтому на Руси издавна почитались именно эти иконы, прежде всего. Но помимо прочего, христиане почитали и «людей Божьих», пострадавших Него ради. Естественно, в обряде Венчания на Царство использовались лики только Спасителя и Царицы Небесной Богородицы, как идеального мужского и женского начала.  Кстати, самым почитаемым образом Богородицы была Владимирская икона, спасавшая Русь от неисчислимых бед.
 
Древности Российского государства. Отделение I.: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. — М., 1849. — 175 с.
 
Образ Иоасафовской Богоматери
Под именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
Украшения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.
 
На золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Так как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Что же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)
 
// Образ Положения Ризы* Господней
 
*)Все реликвии, связанные со Спасителем, были самими драгоценными. Все христианские цари стремились заполучить хоть что-то, связанное с Христом. Русские цари были не исключением. Но, к сожалению, те, ради кого, в первую очередь, пришел Христос — первый «богоизбранный народ», евреи не оправдали «высокого доверия», а христианские святые земли и поныне населяют язычники (и мусульмане принадлежат к их числу, так как почитают Бога Невидимого, а не Христа).
 
Сходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
Персидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.
 
 
Белокурова С.А. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Федоровичу в 1625 г. // Сборник московского главного архива Министерства иностранных дел. Вып. 5. — М., 1893 — С. 1-48.
 
 
Хотя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
После того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.
 
На образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий — мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
Колорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)
 
Собрание памятников церковной старины в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых. — М., 1913. — 80 c.
 
Семейные иконы Царя Алексея Михайловича
Семь икон в одном общем басменном киоте, называемых «семейными» царя Алексея Михайловича. Новодевичьего манастыря.
 
 
Внизу две, одинакового размера, иконы: а) Пресвятой Троицы — копия с храмовой иконы Троице-Сергиевой лавры, написанной Андреем Рублевым, одного с подлинною размера, и б) Покрова Пресвятыя Богородицы. Над ними вверху в ряд пят икон, меньшей величины. Три иконы «Словенския» Б. Матери, 4) крайняя — с левой стороны — Святителя Алексея митрополита Московского и 5) крайняя — с правой Божией Матери, с изображениями припадающих к ногам Ее святителей. Все иконы на вырезе. На верхних — басменный серебряно-вызолоченный оклад, на иконе Пресвятой Троицы оклад серебряно — вызолоченный также басменный, покрывающий кроме оплечья часть фона; на иконе Покров Пр. Богородицы — гладкий. (С. 36)
 
к началу страницы
 
Царская печать.
 
*)Опять же, символ мистический. У христиан он связан с Богом Слова – Христом. Русским вообще посчастливилось получить даже особый алфавит, связанный с их христианской историей. На любой христианской печати были выбиты не только имена их обладателей, но и строки из Евангелия – главного духовного ориентира человека Нового Царства.
 
Берх В. Царствование царя Михаила Федоровича и взгляд на междуцарствие. Ч. 1. — СПб., 1832. — 301 с.: 1 л. карт.
 
В начале сего года Царь Михаил Федорович переменил Государственную печать.
 
 
 
Новая была гораздо более прежней: в титуле прибавлено слово: Самодержец, и над головами орла изображены короны. Здесь прилагается изображение печати; надобно предварить читателей, что печати того века были обоесторонние из твердого красного воска. Надпись была следующая: Божею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец и многих Государств Господарь и Обладатель. (С. 145)
 
к началу страницы
 
Царская утварь*
 
*) Эти вещи в древности, как правило, были связаны со славянской историей русских. У последнего царя из рода Рюриковичей было немало вещиц, отражающих славянскую историю России. Московское царство, напротив, решило обратиться к символике Византии, как части русской истории.
 
Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. — М., 1851. — 175 с.
 
Перевязь царя Михаила Федоровича.
Перевязями назывались золотые, плоскокольчатые или украшенные финифтью и драгоценными камнями, цепи, нашивавшиеся на атлас. Хранящаяся в Оружейной Палате перевязь Царя Михаила Федоровича состоит из 89 плоских золотых колец, на которых вырезано «именование блаженныя памяти Великого Государя с титлы» в следующем порядке:
 
«1. Троице пресущественная 2. равнобожественная и равно- 3. честная и равносопрестольная 4. и равносоветная и равносильная 5. и равнодейственная 6. и равносущная 7. и соприсносущная. 8. и собезначальная. 9. и единоначальная. 10. и трисоставная. 11. и нераздельная 12. в трех составех 13. единого божества 14. Царя царствующим 15. и Господа господствующим 16. иного не преодоле. 17. всякие силы крепчайшего. 18. Им Цари царствуют 19. и велиции величаются 20. Сего в Троице присно- 21. славимого Бога нашего 22. недоумеваемыми судьбами 23. и неизреченным 24. премудрым Промыслом 25. всяко здание от небытия 26. в бытие создавается 27. и от несущих в существо 28. приводится от рода в род, 29. летами считаются. 30. того и мы просим: направи нас 31. на истину Твою 32. Мы Великий Господарь 33. Царь и Великий Князь 34. Михаил Федорович 35. Самодержец всея Руси, 36. Московский, Владимирский, 37. Новогородский 38. Царь Казанский 39. Царь Астороханский 40. Царь Сибирский. 41. Господарь Псковский. 42. Великий Князь Смоленский. 43. Тверской, Югорский. 44. Вятский, Пермскиий. 45. Черниговский, Болгарский. 46. Господарь и великих иных. 47. Князь Новагорода- 48. Низовские земли 49. Рязанский, Ростовский 50. Ярославский, Белоозерский, 51. Удорский, Лифлянский 52. Обдорский, Кондинский, 53. и всея Северные страны 54. Повелитель и Господарь 55. Иверские земли, 56. Карталинских 57. и Грузинских Царей, 58. и Кабардинские- 59. земли, Черкаских. 60. и Горских Князей 61. и иных многих Господарств 62. Господарь и обладатель. 63. Венчан бысть Царским 64. Венцем и диадемою 65. на Владимирское 66. и на Московское 67. и на Новгородское 68. Господарство. 69. и на Казанское 70. и на Астраханское 71. и на Сибирское царство 72. и на все великие и пресла 73. вныя Государства 74. Российского царствия. 75. Лета седмь тысящ 76. сто двадесять первого году. 77. Божие бо слово: аз избрах тя Царя. 78. взятя за десницу твою и устрою 79. Тебе обладати людьми моими 80. во вся дни живота твоего аще ходи- 81. ши по заповедям моим, твори- 82. ши волю мою; дам тебе сердце смы- 83. слено и мудрость и будеши яко 84. несть был таков ни един в царях 85. и по тебе не будет и аще твориши 86. суд и правду посреди земля и слыши 87. воздыхание и слезы сущих в ско- 88. рбех и управление твориши им 89. вскоре и умножу лет живота твоего».
 
В описи большому наряду Царя Михаила Федоровича, этот окладень означен следующим образом :
«Окладень золот кольцами, по кольцам с одну сторону резана подпись Пресвятые Троицы, да полное имя Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси. Весу три гривенки двадцать девять золотников. На нем мешечек камка черлена на бумаги, подложен тафтою желтою».
Подобная перевязь существовала также с именем и титлами Царя Алексея Михайловича. Об этом упоминается в описи казны Федора Алексеевича:
«Перевезь золотая колчата, в ней по счету сто колец, на ней вырезано именование блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца с титлы; подложена атласом червчатым. И 1676 июня к сия перевезь переделана блаженныя памяти Великому Государю Царю и Великому Князю Федору Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу к его Великого Государя Царскому венцу; убавлено одиннадцать колец и те убавочные кольца положены в шкатулу с чепьми и перевязьми.
В выходной книге Царя Алексея Михайловича, 1653 года, эта перевязь называется крущатой т. е. кружчатой или кольчатой, с подписью: «в сей перевязи Государь венчался Царским венцем». (С. 74)
 
 
Цепь золотая с финифтью и жемчугом, царя Федора Алексеевича.
В описи Казны Царя и В. К. Федора Алексеевича эта цепь помещена первою:
 
« Цепь золотая колчетая с розными финифты и с жемчуги; в ней двенадцать звен четверогранных, да двенадцать звен продолговатых обнизаны жемчугом мелким. Весу восемьдесят один золотник».
 
В настоящем состоянии эта цепь заключает в себе семь сот тридцать зерен жемчугу и весит семьдесят восемь золотников. (С. 88)
 
Древности российского государства изданные по высочайшему повелению Государя Императора Николая I. Отделение I. — М., 1849.
 
Золотой потир* царя Федора Алексеевича
 
*)Вообще-то, потир — это символика священничества, восходящая к древним царствам магов. Но, поскольку на земле Русской (начиная с Московского царства, возродившего после гибели Киевской Руси благодаря царям) главным был Царь (священник ведал духовной частью русского бытия), потир для омовения рук стал принадлежать Царю, а не духовному лицу.
 
Потир этот, вышиной 8 вершков ?, с дискосом, лжицею и копием, из чистого золота, украшен крупными изумрудами и яхонтами; на чаше, кроме надписания слов Спасителя у Матф. XXVI, 27, Марка XIV, 23 и Луки XXII, 20, наведены финифтью поясные изображения Деисуса*, замечательные искусством работы, так как и в шести клеймах на поддоне изображения страстей Христовых.
 
*)С чего это решили, что это Деисус? Поясню. Деисус – это изображения Спасителя, которое видят люди нечестивые, т.е. это лик Гнева Божьего. Напротив, в царских регалиях был сам Лик Спасителя.
 
Весом потир сей с прибором 30 фунтов, 58 золотников. (С. 95)
 
1.   2.
3. 1. Бычкова М.Е. Московские самодержцы: история возведения на престол, обряды и регалии. — М., 1995. — 70 с.
 
2. Левыкин А.К. Воинские церемонии и регалии русских царей. — М., 1997. — 95 с.
 
3. Мартынова М.В. Регалии царя Алексея Михайловна. — М., 2004. — 39

Наталья-Рождество, liveinternet.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s