Символы Российской Империи

 

Современный российский герб возник в 1993 году, когда президент РФ Борис Ельцин одобрил новую символику. Но новой она была только на первый взгляд, на самом деле каждый символ имел под собой обширную историю. Центральной фигурой является двуглавый орел, раскинувший свои крылья и держащий с одной стороны скипетр, а с другой державу. Но когда и почему эта птица стала государственным символом России?

Корни идут из Византии. Русские правители тем самым подчеркивали свою связь с византийскими императорами. Гордая птица была символом преемственности культуры и религии.

Почему Иван Третий выбрал для герба именно двуглавого орла

Двуглавый орел как символ Константинопольской православной церкви

Каждая глава орла увенчана короной. Еще одна большая расположена между ними.

В Древней Руси понятия герба как такового не существовало. Символом власти служила княжеская печать. В бою использовали хоругви, на которых размещали Христа или Богородицу. На своих печатях князья, как правило, делали оттиск святого покровителя. К примеру, на печати Симеона Гордого был святой Симеон. И подпись владельца.

Только внуки Всеволода Большое Гнездо и Мстислав Удатный начали изобразить самих себя. При них появился так называемый «ездец» — всадник с копьем.

Почему Иван Третий выбрал для герба именно двуглавого орла
Печать Александра Невского

При Иване II Красном на монетах стали чеканить воина (уже пешего), убивающего дракона. Всадник на коне стал эмблемой не только нашего государства, но также Великого княжества Литовского.

Если рассматривать двуглавого орла, то впервые он приземлился на гербе Ивана Третьего в 1497 году. На его груди размещался всадник, убивающий мечом дракона. Позже его стали ассоциировать с Георгием Победоносцем. Изначально у московского князя были две печати: малая и большая. Первая из них имела две стороны. С одной — орел, с другой — всадник. У второй печати было сразу два атрибута — всадник и орел — и была она односторонней.

На оттисках Бориса Годунова, Лжедмитрия и первых Романовых появлялся единорог. Потом от этого чудного животного решили отказаться. Но вот по какой причине Иван Третий решил использовать двуглавого орла, для историков по сей день остается серьезной загадкой.

Почему Иван Третий выбрал для герба именно двуглавого орла

Печать Ивана Третьего

Помимо того, что он стал частью княжеской печати, его образ отражен в росписи стен Грановитой палаты Кремля. Вариантов, почему именно эта птица стала символом России, существует несколько. Однако первую (основную) версию высказал историк Н. М. Карамзин. Женой Ивана Третьего стала византийская принцесса Софья Палеолог. Соответственно, вместе с ней в символике появились византийские орлы. Но у этой гипотезы есть несколько минусов. Прежде всего Иван III никогда не претендовал на византийский трон, символ появился через много лет после женитьбы, место рождения принцессы находилось далеко от Константинополя.

Три короны над гербом символизировали три ханства, которые Москва присоединила к себе: Астраханское, Казанское, Сибирское. А скипетр и держава — символ «Самодержца и Обладателя».

Почему Иван Третий выбрал для герба именно двуглавого орла
Государственная печать Ивана Грозного

С середины 16 века орел становится более воинственным. Его рисуют с открытым клювом и высунутым языком. С приходом к власти Романовых на гербе добавились расправленные крылья. Период правления Петра также нашел свое отражение в символах. Короны стали более «имперскими», торжественными. Также изменили цвет. Тело орла стало черным, а голова, клюв и лапы — золотыми. Дракон стал черным, а наездник покрылся серебром.

Во времена Павла Первого на российскую геральдику повлиял захват англичанами Мальты. Император приказал поместить на гербе Мальтийский крест. Таким образам он стремился показать англичанам, что у России на Мальте свои интересы.

Современный российский герб иногда осуждают за наличие атрибутов монархической власти, хотя у нас демократическая республика, но наш герб — это зеркало истории государства.
travelask.ru

Символы государства: гимн, флаг, имперский герб

Мы сегодня будем говорить о символах государства: сталинский гимн, власовский флаг, имперский герб. Давайте послушаем Кирилла Михайлова, который сделал небольшой сюжет о символах государства.
Двуглавый орел впервые появился как государственная эмблема на меновной грамоте великого князя Ивана III с его племянниками в 1497 году. Оттиск большой государственной печати скреплял документ, по которому перераспределялись земли. «А к сей грамоте яз, князь великий, и печать свою привесил. А митрополит и братаничи мои, князь Федор и князь Иван, вои печати привесили. А писано в Москве, лето семь тысяч 5 июля».

Наследственного герба на Руси в то время не существовало. У московских князей были свои личные печати с изображениями их небесных покровителей. Например, у Дмитрия Донского — с изображением святого Димитрия Солунского. Государственная символика появляется именно при Иване III. Самая популярная версия появления двуглавого орла – наследие Византии, обретенное в результате брака великого князя с византийской царевной Софьей Палеолог. Двуглавый орел претерпел много изменений, отражающих перипетии истории российской государственности.

Иван Грозный добавил на грудь орлу щит с изображением Георгия Победоносца. Правда, тогда это изображение описывали так: «Князь великий на коне, а имея копье в руце». Изменялся цвет оперения – с золотого на черный, форма крыльев и хвоста, клюва. Державу и скипетр Александр I заменил на стрелы и молнии, факел и лавровый венок.

Был и перерыв на 76 лет. В нынешнем виде российский герб появился в 1993 году. У страны уже два года был новый флаг – триколор. Через 7 лет к основным государственным символам добавился и новый старый гимн – музыка сохранилась со времени Сталина без изменений, слова обновленные того же автора – Сергея Михалкова. Предками данная мудрость народная.

В. БОРТКО: Скорее не власовский, а петровский, начнем отсюда. Торгового флота. Поскольку я член Государственной Думы и у меня значок висит – видите, власовский, хотя я воспринимаю его несколько по-другому, — для меня это, во-первых, как для члена Думы, во-вторых, просто как для гражданина РФ, то, что есть, является символами моей страны. И когда играет гимн, я буду стоять. Знаете, как сказал Михалков? Ему сказали: «Ну и дерьмо ты сочинил». – «Дерьмо, не дерьмо, а стоять будешь». Так вот я стою. И я отношусь к этому как к символам государства. Что я думаю при этом как человек, это другое дело. Для меня красный флаг с серпом и молотом понятнее, яснее, и герб, где написано «Пролетарии всех стран». Но я живу в определенное историческое время. И поэтому для меня символы государства являются священными, неприкосновенными. И не дай бог кто-нибудь будет на них покушаться в моем присутствии. Музыка гимна пришла из сталинских времен, текст другой. Знаете, в чем колоссальная разница? Сплотила навеки великая Русь. Сейчас это есть? Нет. А тогда было. Вот эта разница принципиальна, разница, которую я бы изменил.

Скажите, а каждый гражданин страны может ответить на вопрос «кто я» и отождествить себя? В нашей державе есть герб державный, есть флаг тоже державный, и есть гимн не Глинки.

В. БОРТКО: Я уже скажу как режиссер и человек, немного понимающий в музыке. Гимн, который сейчас, в смысле музыкальности… Глинка абсолютно гениальный композитор, но не всё, что вышло из-под пера, может быть равногениально всему. Поэтому этот гимн с этой музыкой мне кажется удачнее, чем гимн Глинки.

Когда вы себя идентифицируете с символами, они накладывают определенный исторический отпечаток, какие-то исторические ценности. Получается, что гимн, который к нам пришел из сталинских времен, он для нас является исторической ценностью того времени.

В. БОРТКО: Я не понимаю, про что вы говорите. Я тупой, старый человек. Для меня гимн – это гимн. Чего тут размышлять? У нас только что закончились Олимпийские игры. Гимн играл. Вы радовались, когда играл гимн и стояли наши на пьедестале почета?

К. СЕДЛЯРОВА: Радовались.

В. БОРТКО: Видите, как замечательно. А чему мы радовались? Мы радовались тому, что наше с вами государство, что наши спортсмены заняли первое место, подняв престиж нашего государства. Каким образом? Мы услышали этот гимн. Это здорово, это хорошо.

В. ДЫМАРСКИЙ: Владимир Владимирович, вы уже сказали про Украину. Не далее как вчера, там был эпизод – если не ошибаюсь, в Симферополе, — там столкнулись очередные две группы противоборствующих сторон.

В. БОРТКО: Что значит очередные?

В. ДЫМАРСКИЙ: В разных сочетаниях там всё время друг с другом сталкиваются. Это была небольшая потасовка. Одни шли под бандеровскими флагами, черно-красными, а другая группа – под российским флагом. И вот те, которые под российским флагом, кричат: «Эй вы, бандеровцы». А те им кричат: «Эй вы, власовцы». Все-таки символы играют какую-то роль, даже практическую, если хотите. Они каким-то образом влияют на поведение, на реакцию людей. Кстати говоря, я знаю очень многих людей, которые до сих пор не признают сталинский гимн.

В. БОРТКО: Ну, не признают. Что ж с ними делать? Если они не будут в этот момент свистеть, то пускай не признают сколько угодно. Будут свистеть – я бы их посадил на определенное количество суток за оскорбление государственного гимна.

К. СЕДЛЯРОВА: Почему к гимну у меня такой вопрос? Потому что он у меня ассоциируется со сталинскими временами.

В. БОРТКО: Не самые плохие времена в истории России?

В. ДЫМАРСКИЙ: Не самые плохие?

В. БОРТКО: Конечно, нет.

К. СЕДЛЯРОВА: Почему вы так думаете?

В. БОРТКО: Потому что это самые большие успехи в любой области нашей с вами страны, связанные как раз с этим именем, что самое поразительное.

К. СЕДЛЯРОВА: Вы знаете, у меня всю семью расстреляли.

В. БОРТКО: У меня дедушку. Я собирался кино о Сталине.

К. СЕДЛЯРОВА: И всё равно вы нормально относитесь.

В. БОРТКО: Я не нормально отношусь. Но почему, откуда? Вы сейчас про Ричарда Львиное сердце говорили. Ну хорошо, не будем говорить о Ричарде Львиное сердце, поговорим о Кромвеле, который пол-Англии положил. Страшный человек. Куда там Сталину? Ему стоит памятник. Поезжайте в Лондон, посмотрите. Не в этом дело. Я начал интересоваться историей. Поскольку я должен был снимать кино о Сталине, я это хорошо знаю. Что произошло? Вы человек молодой, вы тоже достаточно молоды и не голосовали в 1956 году, не видели бланка для голосования.

В. ДЫМАРСКИЙ: Мы с вами одного возраста.

В. БОРТКО: Тогда видели. Там внизу было написано очень мелкими буквочками: «Вычеркните остальных, оставьте одного». Это в период советской власти. До 50 какого-то года, конец 50-х. Что это такое? Когда это началось? Во время внедрения сталинской конституции. Что он хотел?

В. ДЫМАРСКИЙ: Сталинская конституция – это 36 год.

В. БОРТКО: Я говорю, что этот бланк появился в это время и просуществовал до 56 года. Посмотрите. «Вычеркните остальных, оставьте одного». Это всё осталось. Я сам обалдел, когда увидел. Что имелось в виду? То, что сделали сейчас китайцы по этому образцу. Партия выдвигает каких-то людей, а народ голосует. Т.е. не одного, а нескольких. Но при этом нужно было заручиться согласием ЦК, человек двести. Но их же и надо было переизбирать. Был такой чудный парень Эйхе с двумя классами образования, он в это время Сибирью руководил. Он сказал: «Иосиф Виссарионович, ну ладно, бог с ней с конституцией, но подождите, надо ведь почистить партию, ведь у нас засилье троцкистами, мы не дочистили до конца». И началось. Когда я читал дело своего дедушки, то убил его не Сталин и даже не Ежов. А была написана его заместителем эта самая история. Вот с чего началось всё.

В. ДЫМАРСКИЙ: А Сталин ничего не знал?

В. БОРТКО: Почему не знал? Знал. Мало того, что он знал. Там было две категории. Первая – расстрел, вторая – высылка, что-то такое. И кто это был с самого начала? Кто был самым кровавым человеком знаете? Нет, не знаете. Это был Никита Сергеевич Хрущев. И на этой самой бумаге он сказал: «Надо увеличить по первой категории». На этой бумаге написано рукой Иосифа Виссарионовича: «Никита, уймись. Сталин».

В. ДЫМАРСКИЙ: Владимир Владимирович, а можно такой вопрос, почти личный?

В. БОРТКО: Любой.

В. ДЫМАРСКИЙ: А вы бы сегодня сняли «Собачье сердце»?

В. БОРТКО: Конечно. Почему бы нет?

В. ДЫМАРСКИЙ: А вы на стороне Преображенского? Ваш герой Преображенский или Шариков?

В. БОРТКО: Я на стороне Булгакова. Я на этой стороне.

В. ДЫМАРСКИЙ: Но вам кто-то симпатичен из героев?

В. БОРТКО: Вопрос не очень профессионален. Я на стороне Булгакова. Я еще снимал кино под названием «Мастер и Маргарита». В чем там фокус и в чем боль этого человека? Он нигде не ругает советскую власть. Более того, в одном из вариантов, уезжая из Москвы, Воланд говорит: «Нам здесь делать больше нечего. Здесь есть человек, который делает всё сам и делает всё правильно». Это «Мастер и Маргарита» Булгакова. Он нигде не ругает советскую власть. Там гораздо печальнее история. Он чужой для этой власти. Вот это есть. Эта власть не его абсолютно. Он стоит в стороне, он сидит в подвале, он смотрит на это.

К. СЕДЛЯРОВА: Он оппозиционер?

В. БОРТКО: Нет. В том-то и дело. Замечательный вопрос. Почему Мастер не заслужил света? Вы человек молодой, а мы во время советской власти говорили: ну ладно, это невозможно смотреть, это ужас какой, ну хорошо, сейчас пойдем проголосуем, будем пить водку дальше. Вот в чем дело. Понятно, да? Мы ничего не делали для того, чтобы… И он тоже не сделал ничего, для того чтобы изменить что-то. Нужно сидеть тихо в подвале, писать свой роман, но ничего не сделать.

К. СЕДЛЯРОВА: Это проходит через всю историю русского народа.

В. БОРТКО: Уж прямо про всю историю русского народа трудно сказать, не самая простая история, но и не такая отличающаяся от всех остальных.

В. ДЫМАРСКИЙ: Продолжается наше голосование. Набирайте 660-06-64, если вы предпочли бы жить в царской России, и 660-06-65, если вы предпочли бы жить в советской России. Это выбор, конечно, чисто виртуальный.

В. БОРТКО: Всё еще у нас впереди.

В. ДЫМАРСКИЙ: Вы считаете, что мы еще в царскую перекочуем?

В. БОРТКО: Нет, я считаю, что мы перекочуем в советскую. Сто процентов. Могу объяснить почему.

В. ДЫМАРСКИЙ: Потому что 17-й год впереди?

В. БОРТКО: Вы на улице сегодня были? Какая у нас температура?

К. СЕДЛЯРОВА: Минус 2.

В. БОРТКО: Сколько? Сегодня днем было плюс 6. Это вечер. Это что, февраль? Это похоже на февраль? А почему? Да потому что 60% лесов на земле вырублено. А рыбы не то что в Балтийском и Черном – и в Средиземном-то не осталось. И дальше начинается изменение климата. Извините, у вас дети есть?

К. СЕДЛЯРОВА: Нет.

В. БОРТКО: Вот будут, потом посмотрим. Мне хотелось бы, чтобы ваши дети жили. И для того чтобы они жили, этот самый процесс нужно остановить. А любимый у меня Карл Маркс, который сказал, что если капиталист видит 300% прибыли, нет такого преступления, на которое бы он не пошел. Посмотрите в окно – и вы увидите именно это.

В. ДЫМАРСКИЙ: Владимир Владимирович, при советской власти экологией кто-нибудь занимался?

В. БОРТКО: Ничего себе! Выпьем за ирригацию Узбекистана.

К. СЕДЛЯРОВА: Тогда был другой уровень.

В. ДЫМАРСКИЙ: Реки вспять.

В. БОРТКО: А про лесополосы вы помните.

В. ДЫМАРСКИЙ: Владимир Владимирович, сейчас как раз тот момент, когда я буду вспоминать про лесополосы, пока у нас будут новости.

В. БОРТКО: Давайте их послушаем.

В. ДЫМАРСКИЙ: И потом я расскажу всё, что я помню про лесополосы. Сейчас новости.

НОВОСТИ

В. ДЫМАРСКИЙ: Еще раз добрый вечер. Я напоминаю, что это программа «Дилетанты», которую сегодня ведут Катерина Седлярова…

К. СЕДЛЯРОВА: Добрый вечер.

В. ДЫМАРСКИЙ: У Катерины сегодня премьера на радиостанции «Эхо Москвы», она телеведущая канала «Дождь». И Виталий Дымарский. Владимир Бортко, кинорежиссер, сегодня у нас в гостях. И мы обсуждаем тему историческую, но связанную с сегодняшним днем – о символах государства: сталинский гимн, власовский флаг, имперский герб, как всё это переплетается в нашей реальной и практической жизни. Мы вам задали вопрос. Бортко, который считает, что он всё угадывает, на сей раз не угадал. Мы спросили, если можно было бы вернуться назад, вы бы предпочли царскую Россию или советскую Россию. Так вот 56,1% предпочли бы царскую Россию, а 43,9% — советскую.

В. БОРТКО: Это следствие.

В. ДЫМАРСКИЙ: Это следствие вашего выступления.

В. БОРТКО: Наверное, с одной стороны. А с другой стороны, просто внимательного смотрения телевизора и нашей жизни вокруг. Я думаю, что пройдет еще 5 лет, и цифра изменится в сторону советской.

В. ДЫМАРСКИЙ: Видимо, в силу вашего предположения, что скоро советская власть вернется.

В. БОРТКО: Бесспорно. Я уже сказал почему. Причем не только у нас, даже скорее не у нас.

В. ДЫМАРСКИЙ: Кстати, по поводу экологии Ник из Ростовской области пишет: «Аральское так сказать море дико благодарно Союзу за его заботу об экологии».

В. БОРТКО: Я понимаю. Теперь скажите, в какое время это произошло, обмеление и всё остальное? При Сталине?

В. ДЫМАРСКИЙ: Причем здесь Сталин? При советской власти.

В. БОРТКО: Советская власть чрезвычайно разная.

В. ДЫМАРСКИЙ: Сталина-то уже нет и, я надеюсь, не будет.

В. БОРТКО: Сталина точно не будет, можете успокоиться. Поверьте мне, его не будет точно.

В. ДЫМАРСКИЙ: А вы бы хотели возвращения такого человека, как Сталин?

В. БОРТКО: Конечно, да.

К. СЕДЛЯРОВА: А зачем?

В. БОРТКО: Как зачем? Затем, чтобы сделать необходимые вещи в нашей с вами области. Не надо никого расстреливать, боже упаси.

К. СЕДЛЯРОВА: Например.

В. БОРТКО: Вот чашка стоит. Сделанная у нас здесь, она будет вдвое, втрое дороже, чем сделанная во Франции, и вшестеро дороже, чем сделанная в Китае. После этого мы поступаем в ВТО. Вам понятно, что будет дальше и кому это было выгодно? Я-то просто знаю, я служу в Государственной Думе. Выгодно тем, кто продает то, что там покупают, т.е. нефть, сталь, дерево. Всё, конец. Это конец нашей обрабатывающей промышленности, это конец нашему сельскому хозяйству. Понятно, что произошло?

К. СЕДЛЯРОВА: Вы просто вспомните режим, который возглавлял Сталин.

В. БОРТКО: Вы хорошо знали его?

К. СЕДЛЯРОВА: Я знаю по учебникам истории.

В. БОРТКО: Эти учебники истории весьма интересно написаны, любопытно. Поскольку я знаю это, не потому что учебники истории, а потому что я отношусь серьезно к своей работе. Когда я читаю, для того чтобы написать сценарий, работы шести докторов наук про это, то возникает совершенно другая обстановка.

К. СЕДЛЯРОВА: Мне всегда интересен другой взгляд на историю. Каков другой взгляд на историю?

В. БОРТКО: Другой взгляд очень простой. Самая оболганная личность 20 века – это Иосиф Виссарионович Сталин.

В. ДЫМАРСКИЙ: А вот здесь некто Рупрехт из Тульской области вас спрашивает: «А вы бы снова отдали своего деда на растерзание Сталина ради успехов?»

В. БОРТКО: Никогда в жизни. Это исторический процесс, к сожалению великому. Очень неприятный, крайне неприятный, жуткий. Я буду говорить сейчас вещи, за которые меня товарищ Зюганов меня, наверное, не похвалит, но я их скажу. Дело в том, что по Карлу Марксу и Фридриху другу Энгельсу должны были перейти к социализму страны, у которых для этого есть хотя бы возможность производства, а именно Франция, Англия и Германия. А перешла Россия, где 80% неграмотного населения. И 37 год, если хотите, это следствие этого. А потом пришлось диким усилием всё это делать, загонять, 37 год и так далее. Тем не менее, поскольку это шаг в правильном направлении, то всё равно это полезно.

К. СЕДЛЯРОВА: Я запуталась. Шаг в правильном направлении?..

В. БОРТКО: Шаг в правильном направлении – это значит страну, которая была никто и ничто, сделали самой мощной страной в мире. Эта страна выиграла войну, иначе вас бы здесь не сидело. Вот это самое интересное. Это правда.

***

 

Император Александр II утвердил государственный герб России – двуглавого орлаПосмотрите, как эволюционировал российский герб на протяжении веков. Впервые орел появился на гербе при Иване III. Он был двуглав, но больше походил на упитанную курочку.

В дальнейшем птица принимала все более хищный облик и обрастала элементами державности: скипетром, коронами, крестами.

  Герб при Иване Грозном

Немного смягчился орел при Годунове, его вид стал не таким агрессивным, как при Грозном. Cкорее, возбужденно-обеспокоенным.

Но позже птица опять продолжила свирепеть. Странные преобразования происходили в Смутное время. Впервые Георгий на коне повернул в сторону Запада на гербе Лжедмитрия I

При некоронованном царе Владиславе на русском гербе впервые появился скипетр, но птица стала похожей на орла с польского герба.

После присоединения Украины орел ненадолго стал трехглавым, но от такого чудовища вскоре отказались. Однако, Георгий опять развернулся на Восток, а скипетр «прижился».

При Федоре Алексеевиче вместо третьей головы поместили большой крест. В недолгое правление Фёдора вновь возросла роль церкви в делах государства.

Новое смягчение произошло при регентстве Софьи. В лапах орла появились… цветочки.

Начиная с Петра I изображение орла становилось все более выразительным и устрашающим. При Петре — опять Георгий угрожает Западу, а размеры крестов в гербе уменьшились. Позже герб все больше «обременялся» дополнительными элементами — гербами разных земель и орденскими знаками. А Западу угрожать опять перестал.

   

Петр I                       Павел I                  Александр I             Александр II

То появляется андреевская лента в гербе, то исчезает. Этот признак, как и всякий в геральдике, имеет особый смысл. Возможно, указание на то, что Россия — морская держава? Я точно не знаю.

Вот таким был последний монархический герб в 1916 году.

Взгляните, Георгий опять поскакал на Запад! Причины понятны, война.

У двуглавого российского герба были «родственники». Например, герб города Любек — бывшей столицы Ганзейского Союза:

 

Герб Австро-Венгерской Империи, 1915 год. будто один человек рисовал и их, и наш герб, но у нашего шеи потолще, крылья не такие «готичные» и плечи отсутствуют.

Пришло время развенчать орла — в начале 1917 с него поснимали практически все атрибуты самодержавия. Но, саму «птицу» оставили прежней — воинственно-агрессивной. Ведь еще шла война.

Герб Российской Империи в окружении гербов губерний и областей.

11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи – двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов – Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.
В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху средневековья. В 1497 году двуглавый орел в качестве государственной эмблемы впервые появился на печати Ивана III, причем совместно с изображением святого Георгия, некогда являвшегося покровителем киевских князей. Но если на печати Ивана III обе эмблемы выступали как бы на равных, занимая каждая свою сторону, то уже со следующего века двуглавый орел становится главной эмблемой российского герба. По мере укрепления царской власти к орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты. В XVII веке в лапах орел уже держал скипетр и державу – регалии королевской, императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах. Вообще герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I,Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему. Но серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б.Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики. Также под руководством Кене был изменен рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведен в соответствие с международными правилами геральдики.

Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (1917) российские знаки различия, ордена, флаг и герб были упразднены. Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда Указом Президента был введен новый государственный герб – двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.

b15_462-2

Двуглавый орел. История

Одним из главных символов любого государства, и Российская Федерация вовсе не  исключение, является его герб. Для изучения гербов, их истории, их значения, их толкования, и вообще всего того, что с ними связано, существует целая наука, имеющая название Геральдика. Эта историческая дисциплина (так тоже иногда именуют геральдику) интересна, любопытна и главное никогда не устаревает. 

Современный герб Российской Федерации был принят в 1993 году, а в 2000 году вышел закон «О Государственном Гербе Российской Федерации», устанавливающий описание и порядок использования герба. Вполне понятно, что этот геральдический знак имеет очень глубокие и обширные исторические корни. Если мы внимательно рассмотрим государственный символ нашей страны, то можем выделить 2 главных его элемента – Святого Георгия поражающего змея и Двуглавого Орла.  И если первый не вызывает почти никаких вопросов, то при упоминании другой важнейшей части российского герба споров ведется очень немало.

Печать Ивана III.jpg
Печать Ивана III

Сперва пробежимся по истории. Впервые 2 вышеупомянутых государственных символа начали использоваться вместе в Большой государственной печати Великого князя Московского Ивана III Васильевича Великого в 1497 году.  Официально же двуглавый орел (первоначально без Святого Георгия) становится государственным гербом при правлении первого русского царя, широко всем известного Ивана IV Васильевича, прозванного Грозным. Впоследствии герб претерпевал многочисленные трансформации. Так при Борисе Годунове к нему были добавлены 3 короны (завоеванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства), при Алексее Михайловиче скипетр и корона, Петр Алексеевич ввел в герб цепь ордена Андрея Первозванного, а Павел I — мальтийский крест. Наконец в 11 апреля 1857 года был созданы и  официально приняты Большой, Средний и Малый государственные гербы, отличающиеся огромным количеством деталей и элементов. Эти  гербы практически без изменений просуществовали почти 60 лет, вплоть до Февральской Революции, после которой был введен новый символ – простой двуглавый орел без всяких регалий и инсигний, и без щита с Георгием Победоносцем.  Этот герб просуществовал чуть больше года, но мы до сих пор можем часто лицезреть его в повседневной жизни. Дело в том, что он практически идентичен геральдическому символу Центробанка РФ и отображается на российских монетах и банкнотах. Исчез из госсимволов двуглавый орел  19 июля 1918 года в связи с введением Конституции РСФСР. Исчез, чтобы вновь появиться спустя почти 75 лет.

Монета Золотой Орды.jpg
Монета Золотой Орды

Так почему же наша государственность ассоциируется с двуглавым орлом? Официальная версия описана в любом учебнике истории и звучит так:  Орел являлся «приданным» византийки Софии (Зои) из династии басилевсов Палеологов  и демонстрировал преемство Москвой власти из Рима и Византии. Впоследствии при Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».  Вроде все просто и ясно. Но не спешите так полагать. Версия стройная и интересная, оной мы, кстати, обязаны замечательному русскому историку Н. М. Карамзину, но в ней есть немало спорного. Во-первых, свадьба Софьи и Ивана III произошла в 1472 году, зачем было ждать 20 лет, чтобы перенять «приданное» не понятно. Во-вторых, Софья действительно принадлежала к семейству Палеолог, но была племянницей последнего императора Константина XI (XII) Драгаша, а отец ее Фома был лишь деспотом Мореи. Естественно, после смерти старшего брата Фома стал наследником византийского престола, но законность его прав оспаривалась, а главное, единого и целого государства Византия как такого уже не существовало. В-третьих, принимая пусть несколько спорный, но государственный символ другого (пусть и несуществующего государства) монарх явно указывает на то, что он претендует на возрождение и главенство в том государстве, чей символ он использует, а ныне исторической науке не известно ни о каких-либо претензиях Ивана III на византийский престол в принципе. Ну и наконец, в-четвертых, двуглавый орел, это личный символ Палеологов, но вовсе не Византийской империи. Во всяком случае, упоминания на использования оного в знаменах и гербах не встречается вовсе. Так что версия Карамзина не может быть использована как единственная и верная.

Большой_государственный_герб_Российской_империи.JPG
Большой государственный герб Российской империи

Истину сейчас не знает никто, но неоспоримо только одно – двуглавый орел знак более древний, чем об этом принято думать. Он был достаточно распространен (можно посмотреть на Орла Габсбургов, знак Неманичей, Албанский герб,  геральдику армянского рода Мамиконяновили символ Конийского султаната) и его значения были каждый раз различные. Что же касается Российского Двуглавого орла, то я могу взять на себя смелость и высказать свою версию. Наш орел имеет происхождение не византийское или немецкое, не алхимическое или масонское (как об этом пишут некоторые исследователи), а восточное. Это наследие Улуса Джучи, или как у нас принято говорить Золотой Орды. На данный момент удалось обнаружить несколько монет времен хана Джанибека Доброго с изображением двуглавых орлов. К сожалению, материалов подтверждающих эту версию очень и очень мало (так скажем ни на одном из сохранившихся письменных повелениях хана (ярлыках) того времени нет следа двуглавых орлов), но тем не менее она выглядит более логичной. Ведь преемственность некогда могущественных ханов, которые к тому же являлись и соседями, намного более предпочтительнее некого дальнего и аморфного образования, с которым не было никаких связей вообще, кроме как религиозных.

Герб Ценробанка.jpg
Герб Центробанка

А вот откуда двуглавый орел попал в Улус Джучи это другой вопрос. Тут может быть замешан и религиозный знак древнего Шумера, и изображение индийской птицы Гандаберунда и тотемный знак древних туркмен. В любом случае, как мне кажется, происхождение одного из главных символов российской государственности надо искать на Востоке, а не на Западе.

Автор — Игорь Дьячук

Орлы

Двуглавый орел начинает встречаться еще у Шумеров (символ города Лагас) и Хититов(на барельефах Хаттуши) между 3000 г.д.н.э и 2000 г.д.н.э.Далее он начинает встречаться у Аккадцев, Ассирийцев, Сасанидов, Византийцев и Турков.Его можно встретить на и в сельджукской архитектуре как символ власти и оберега на крепостных стенах,мечетях,медресе, каравансараях, дворцах,а также на монетах. У Византии двуглавый орел был символом единения светской и духовной власти в одних руках.Позже этот «обычай» переняли Османы,когда Селим Грозный,отец Сулеймана Законодателя(в Европе же его называли Великолепным) после завоевания Египта «отбирает» у мамлюков титул Халифа правоверных,и начинает совмещать духовную и светскую власти. Это в Передней Азии.

   В Ср.Азии в доисламские времена двуглавый орел являлся символом хранителя «железных ворот» между небом и землей,и также считался «царем неба».еще в те времена рукоятка сабли воина украшалась фигурой двуглавого орла.Одновременно он являлся символом Света и Солнца, оберегом от «злого глаза».
Начиная с 14-го века двуглавый орел становится гербом Священной Римской империи Германской нации.А еще позже он появляется на гербах Германии, Австро-Венгрии, России. Присутствует он также на флагах «более скромных» стран -Сербии,Черногории, Албании.

Dosya:Byzantine eagle.JPG

Патриархия Румской(Православной)церкви в Фенере,Стамбул.

Dosya:Lazos Apostolidis Pechat.jpg

Печати «греков».

Dosya:Imperial Standard of the Shahanshah of Iran.svg

Имперский герб Шахиншахов Ирана.

Dosya:Divrigi02.jpgDivriği Ulu Camii, UNESCO Dünya Mirası listesinde

Мечеть Ulu Camii,
1228г. в г.Дивриги, Вост. Анатолия

image00214.jpg

Герб Великой Сельджукской империи                     Флаг Сельджуков.10в.
(Ср.Азия, Иран, Анатолия). 

Dosya:Polis akademisi.gif

Герб Академии полиции Турции.

image0075.jpg

Гевхер Несибе Султан, жена Кылыч Арслана,
сельджукского правителя Анатолии, 13.в.,
на фоне сельджуксого герба.

https://i0.wp.com/www.yenidenergenekon.com/wp-content/uploads/2009/05/image0121.jpghttps://i1.wp.com/www.yenidenergenekon.com/wp-content/uploads/2009/05/image011.gif
сельджукские монеты.

image0103.jpg

Мозаика во дворце г.Кубад-Абад.Турция


image0131.jpg

Мечеть в г. Акшехир

image014.gif            

Массонские мотивы

Dosya:Banner of the Holy Roman Emperor (after 1400).svg

Dosya:Quaterionenadler David de Negker.svgDosya:1768 Central Europe dish (UBC).jpg

Священная Римская империя.

Dosya:Aquila Lorena da arco piazza della libertà.JPG

Флоренция

Dosya:COA Valjevo.gifCoat of arms of Serbia small.svg

Сербия

Dosya:Flag of Albania.svg

Албания.

Dosya:Coat of arms of Armenia.svg

Арменские мотивы.

Dosya:Двухглавый орёл на ограде Спасо-Преображенского собора.jpg

Российская империя, Ст.Петербург.

Dosya:Suomineito.jpg

Российский орел атакует девушку (Финляндию).

Dosya:Georgi-Danchov-Svobodna-Bulgaria.jpg

Российский орел   защищает девушку (Болгарию).

diletant.ru


Имперский флаг

 Мы теперь успокоились на мысли, будто бы наши национальные цвета – это цвета нашего торгового флага, будто бы это высочайше нам указано.

Г.Е. Воронец («Московские Ведомости», № 194) доказывает совершенную неосновательность этого мнения. Автор замечает: «Если когда и было какое словесное выражение Высочайшей воли в порядке не законодательном, а лишь в порядке управления, лишь как временное, вызванное соображениями известных исключительных минут и обстоятельств, то такое распоряжение, по основным русским законам, не отменяет закона, ранее надлежаще изданного».

А между тем:
«Одиннадцатого июня 1858 года, Государь Император Александр II Высочайше утвердил рисунок гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». В полном собрании Законов Российской Империи, в собрании втором, в томе XXXIII, в отделении третьем (то есть в книге третьей) издания 1860 года, в чертежах и рисунках, листе двадцать третьем находится самый Высочайше утвержденный рисунок такого флага. А на странице 311 той же книги третьей, того же тома XXXIII второго полного Собрания Законов, в отделе штатов и табелей, значится так: «К № 33.289. июня 11, 1858 года. Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе». «Таков в законах описательный текст Высочайше утвержденного флага, установленного для употребления при торжественных случаях. Он глубоко историчен, высоко национален, прекрасен». «Разные частные газеты в прошлом, 1896 году, а «Новое Время» и в текущем голословно уверяли, будто «указ о признании государственными цветами бело-сине-красного был издан в мае прошлого (1896) года». Но это вполне неверно. Ни в мае, ни в последующие месяцы 1896 года выше упоминаемого газетами указа Правительствующим Сенатом обнародовано не было, следовательно, такого указа и не было дано Государем Императором.

Также газеты сообщали, что для обсуждения вопроса о российском национальном и государственном флаге учреждена была при Морском министерстве комиссия под председательством бывшего в 1888 году министром путей сообщений адмирала Посьета и что комиссия эта «пришла к убеждению, что флаг бело-сине-красный имеет полное право (это при существовании-то Высочайше утвержденного черно-желто-белого флага!!!) называться российским или национальным, а цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными»…

Но в действительности оказывается, что комиссия эта доныне продолжает собирать и принимать относящиеся к ее предмету сведения и материалы… А если бы в мае 1896 года был издан описываемый «Новым Временем» Высочайший указ, то само существование такой комиссии, как адмирала Посьета, и собирание ею материалов о цветах русского флага были бы уже вполне излишни. Следовательно, сообщения газет об этом предмете должно признать по крайней мере чрезвычайно неточными, спутанными…

Вышеприведенный из собрания законов рисунок флага, установленного для употребления при торжественных случаях, имеет Высочайшее утверждение Государя Императора, он надлежащим порядком был обнародован во всеобщее известие правительствующим Сенатом и внесен в Собрание Законов Российской Империи, затем доныне он еще не был отменен и заменен никаким равносильным законом, следовательно, имея все условия закона, он есть закон действующий, обязательный, общий. По всему этому, на основании законов Российской Империи о священных правах Верховной Власти, этот «закон должен быть свято и нерушимо исполняем всеми и каждым, как подданными, так и иностранцами в России пребывающими, без различия званий, чина и пола» (Ст. 63)». А по какой-то странной случайности закон этот противозаконно оставлен был администрацией в суетные восьмидесятые годы без внимания, был забыт. Но это отнюдь не отменило его, нисколько не уменьшило его силы и обязательности его исполнения всеми и каждым, когда он найден существующим. «Именно тот флаг с черно-желто-белыми гербовыми цветами Империи Русской, который Высочайше утвержден с 11 июля 1858 года, остается в полной законной силе доныне и должен быть свято и нерушимо исполняем всеми и каждым в России».
Нельзя не пожелать, чтобы вопрос этот был, наконец, решен бесповоротно, и – именно в пользу старого исторического флага, столь странно и беспричинно ниспровергнутого. Кроме своего внутреннего смысла, он представляет прекрасное по изяществу сочетание цветов, тогда как нынешняя, новомодная трехцветка, бело-сине-красная, не только банальна и безвкусна, но и как символ ровно ничего не выражает, кроме «коммерции» да подражания Европе. С тех же пор, как французская революция почти те же цвета сделала символом революционного оппортунизма, непоследовательного отрицания, – гораздо приятнее было бы украшать наши жилища и улицы старинным, изящным и важным сочетанием черно-желто-белых цветов, приводящих мысль от политической бестолочи ХIX века к благородным историческим началам нашего пятисотлетнего единодержавия.

Петр I издал «Указ о наследии престола»

Корона Российской Империи

 
 

Подъем Царь-колокола в 1836 г. Гравюра 19 века

\

Царь-колокол. XIX век.
Фото Шерер, Набгольц & Ко

1735 год. 25 ноября (14 ноября ст.ст.) была завершена отливка гигантского Успенского колокола — «Царь-колокола» — весом более 200 тонн и высотой более 6 метров. Колокол был создан московским литейщиком Иваном Маториным и его сыном Михаилом. В 1737 году при попытке поднять колокол на колокольню Ивана Великого из-за пожара, уничтожившего подмостки, он рухнул в литейную яму, где пролежал затем целый век.«Царь-колокол в Москве, подле самой Ивановской колокольни, на каменном пьедестале; весу в нем 12327 пудов и 19 фунтов. Он превосходит как по весу, так и по величине своей все китайские, японские и европейские колокола (в первых не более 3 тыс. пудов, в последних — 1 тыс. пуд.). Царь-колокол сделан по заказу царя Бориса Федоровича Годунова и имел в окружности 84 футов, в поперечнике (диаметре) 18 футов, в толщину 2 фута. Вес этого первого Царь-колокола остался неизвестным; неизвестно также, был ли он поднят на колокольню и благовестили ли в него тогда и при короновании царей Василия Шуйского и Михаила Федоровича. В 1654 году царь Алексей Михайлович перелил его из разбитого (когда он был разбит — также неизвестно), и весом он был после этой переливки в 8000 пудов; лил его русский мастер. Около 14 лет лежал он в яме, где его лили, ибо никто не брался поднять его; только в 1668 году его поднял русский крестьянин, царский привратник. Сначала он был повешен на особых подмостках близ Ивана Великого, а в 1674 году поднят на колокольню. В него благовестили с 1668 по 1701 год, между прочим, при короновании царей Федора Алексеевича и Иоанна и Петра Алексеевичей. Иностранец Кельбергер, прибывший в Москву в 1674 году, пишет, что поднятие его на колокольню потребовало 9 месяцев неустанной работы и увенчалось успехом лишь после многих неудач. 19 июня 1701 года во время пожара колокол упал и разбился; его обломки лежали в Кремле до 1731 года, когда он снова подвергся переливке. Судя по ведомости артиллерийской и фортификационной конторы, он был отливаем двукратно (в 1731 и в 1733 гг.); для первой отливки употреблено вместе с прежним разбитым колоколом 14124 пудов, 29 фунтов меди и 1000 пудов олова, а для второй прибавлено олова 498 пудов 6 фунтов. Из всего этого количества металла в колокол поступило 12327 пудов 19 фунтов, что и составляет нынешний вес его. Он имеет вышины 2 сажен 2 ¼ аршин; окружность его составляет 8 сажен 2 аршин и ½ вершка,; толщина боков вверху 6 вершков, в краях 9 вершков. Лил этот колокол русский мастер Иван Федоров Маторин с сыном своим Михаилом. Отливка и переливка его, кроме материала, стоила 141000 нынешних серебряных рублей. На поверхности колокола, под фризом, поясные изображения Спасителя, Божией Матери, Иоанна Предтечи, св. апостола Петра и св. Анны пророчицы; ниже во весь рост изображены царь Алексей Михайлович и императрица Анна Иоанновна. В двух надписях излагается судьба колокола до 1733 года; в третьей надписи означено имя лившего колокол русского мастера Ивана Маторина с сыном Михаилом. В 1737 году располагали поднять колокол на Ивановскую колокольню, но случившийся 29 мая того же года пожар истребил подмостки, на которых он висел; он упал в землю, и от падения у него отшибся край. В 1836 году император Николай I повелел вынуть его из земли и поставить на гранитном пьедестале, на котором он находится и доныне».

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.

Почему именно святой Георгий стал символом России

Принятие Георгия Победоносца в качестве покровителя московской государственности не менее загадочно, чем появление на Руси двуглавого орла.

Первое официально задокументированное свидетельство появления святого Георгия в качестве государственного символа относится к 1497 году. Тогда всадник-змееборец появился на лицевой стороне печати Иоанна  III. Кстати, к этому моменту относится и первое появление двуглавого орла, который был как раз изображен на обратной стороне великокняжеской печати. Интересно, что до этого момента у Иоанна III была печать с совсем другим сюжетом – лев в схватке со змеей. Что же заставило великого князя сменить изображение на печати, а с ним и покровителя государства?

Архистратиг Михаил

Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий. Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей.

Надо сказать, что иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века. До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Неизвестный змееборец

Использование образа всадника, поражающего змея, не было чистым новаторством Иоанна III. Так, этот образ использовал князь Московский Василий Темный, отец Иоанна, в первой половине XV века. Правда, князь чеканил копейщика на московских монетах, на княжеской же печати представал всадник с соколом на плече. Изображение копейщика на монетах также ничем не указывает, что он святой. Более того, если на одной стороне монеты сюжет соответствует истории Георгия Победоносца, поражающего змея копьем, то на обратной стороне мы видим уже всадника, замахнувшегося на змея мечом, что не соответствует иконографическому канону. Кто же тогда этот всадник, если ни святой Георгий, ни архангел Михаил? Ряд историков настаивают, что это и есть сам князь. Как в случае с монетами Василия Темного, так и  в случае с печатью Иоанна III.

 

«Откровение Мефодия Патарского»

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворением мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаилтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаилтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы стали говорить о богоизбранности Русской Земли, об особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Отковении» развязка была описана следующим образом:

«Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <…> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <…> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».


Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Черное море, которое омывала берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь А. Юрганов дал интерную трактовку символа всадника на печати:

«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это — символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции — сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьем — это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности”.

Надо признать, что вера в конец времен была на Русская Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привелу к голоду. Но светопредставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя 5 лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопредставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты. Правда, в этом видели еще и влияние на государя секты жидовствующих. Не будем рассказывать о всех тонкостях этой ереси, но отметим, что в этот момент на Руси появилось много книг оккультного, прежде всего астрологического  содержания. Например, знаменитый Шестокрыл, авторство которого приписывалось киевскому рабби-каббалисту. Основание ереси приписывалось некоему Схарию, еврею приехавшему в Новгород из Литовских земель. Фигура Схарии до сих пор вызывает споры у историков. Одни утверждают, что Схарию придумали противники жидовствующих, другие видят в нем одного из крупнейшего каббалиста того времени в Европе, киевского рабби Захария Бен Аарон га-Коген, а третьи называют Схарией генуэзского князя Тамани Заккарию Гизольфи, которого Иоанн III  несколько раз приглашал в Москву.

С фигурой последнего связывают появление на Руси Георгия Победоносца в виде всадника. Дело в том, что Тамань финансировалась генуэским банком Сан-Джорджо (Банк Святого Георгия), и по одним источникам Гизольфи являлся проводником интересов этой финансовой структуры в Московии. Эмблемой же банка являлся именно св. Георгий, копьем пронзающий змия. Этот факт заставил говорить некоторых исследователей о том, что появление Победоносца на царской печати может иллюстрировать какое-то важное соглашении банка Сан-Джорджо и Великого Московского княжества.

Легитимизация святого Георгия

После смерти Иоанна III символ всадника-змееносца использовали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, но ни у кого их этих монархов копейщик не фигурировал в документах как Георгий Победоносец. Как русские цари «персонифицировали» один из главных образов своей власти, для нас так и останется загадкой.  Лишь в 1730 году при утверждении 88 гербов русских городов безымянный змееборец получил имя святого Георгия.

russian7.ru

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s