Взятие Иваном Грозным Казани

Взятие Иваном Грозным Казани: что было на самом деле

2 октября 1552 года под натиском русских войск пала Казань. Тот, кто воспринимает это событие как рядовую победу глубоко заблуждается. Взятие Казани было миссией Ивана IV, его исторической инициацией.


Божья воля

Иван Грозный — один самых эпохальных правителей России. О его роли в истории сказано и написано столько, что хватило бы на десяток прочих царей нашего государства. Иван IV с детства осознавал свою инаковость, своё особое положение. Выражалось это в патологическом поведении, которое вводило в ступор даже видавших виды бояр. Неизвестно, как бы сложилась история, если бы не было у Грозного такого учителя, как Сильвестр. Если проводить культурно-исторические параллели, то Ивана Грозного (учитывая его амбиции и завоевания) можно сравнить с Александром Македонским, а Сильвестра, соответственно, с Аристотелем. К слову, Александр Македонский был в то время на Руси культовым персонажем. Завоевание Казани Иваном Грозным сравнимо с Восточным походом Македонского. Осознавая свою богоизбранность (по влиянием речей Сильвестра), Грозный воспринимал взятие Казани как особую миссию, как инициацию, как возможность доказать самому себе своё право на царство. И доказал.

Три осады, остров-град

Взятие Казани — это почти мифологический сюжет. Казань была взята с третьей попытки. Два предыдущих похода Грозного окончились неудачей, однако дали возможность подготовиться к третьему походу, который, выражаясь языком масс-медиа, был обречен на успех. Грозный предпринял стратегическое решение: строить крепость неподалёку от Казани. Опыт предыдущих неудачных походов показал необходимость русского укрепления вблизи осаждаемого города. Крепость Свияжск была построена в рекордно-короткие сроки, за 28 дней. Такая скорость постройки была обеспечена тем, что строительством руководил талантливый военный инженер Иван Выродков. Позже, уже во время взятия Казани, Выродков за одну ночь построил тринадцатиметровую осадную башню ручной сборки. Свияжск, остров-град, тот самый сказочный остров-Буян из сказки Пушкина — ещё одно мифологическое место из истории взятия Казани.

 

Переправа

Продолжает череду мифологических параллелей истории взятия Казани переправа через Волгу, которая началась 15 августа 1552 года. Мифологический сюжет переправы важен для общей картины, Волга была Рубиконом, который необходимо было благополучно преодолеть. Для переправы были построены специальные боевые суда. Узнав о том, что русские затеяли переправу через реку, хан Едигер предпринял попытку сдержать маневр наших войск, но в ходе ожесточенной трехчасовой схватки казанские войска, которые превосходили силы русских в разы, были отброшены и переправа войск могла беспрепятственно продолжаться ещё неделю.

Прикрытие тыла

Казань была обложена 150-тысячной армией. В городе же, по словам Камая мурзы, было 30 тысяч воинов-казанцев. Кроме того, на Высокой Горе, на укрепленной позиции, расположилась конница князя Епанчи. Город был хорошо обеспечен разными запасами, стены посада и кремля были отремонтированы, казанцы заранее готовились к осаде. За 28 лет это была уж пятая осада города.

Осаждавшие больше всего терпели от внезапных нападений конницы Епанчи. Русским войскам необходимо было закрыть тылы,а для этого необходимо было избавиться от постоянной угрозы. Было принято решение решать проблемы по мере их поступления. 6 сентября выступила в поход специально для этой цели созданная армия из трех полков. Арский острог на Высокой Горе был построен среди лесов и болот из бревенчатых срубов, заполненных землей. Вокруг острога имелись засеки. Такую укрепленную крепость можно было взять только штурмом.Войска двумя колоннами подошли к воротам. Завязалась перестрелка. После двухчасовой битвы, не выдержав натиска, оставив убитых и 200 человек пленных, защитники острога бежали. Острог был уничтожен. После этой победы «войска воюючи и села жгучи» повели наступление на город Арск. В течение двух дней Арск был разграблен и разгромлен.

 

Казаки-индейцы и восставшие из мертвых

Осада была произведена по всем инженерно-техническим правилам того времени. В предыдущие разы русские войска пытались брать город штурмом, но Казань была хорошо укреплена и такая тактика показала свою нецелесообразность. На этот раз всё было иначе. За 5—6 дней Казань была окружена осадными сооружениями: туровой линией, перед ней шла линия «за-копей», траншей с окопами и редутами. 27 августа поставленные туры на Арском поле были вооружены осадными орудиями больших калибров. Надо полагать, они были установлены и в других местах, но самое большое их количество было именно против Ногайских, Царевых и Арских ворот. Казанские стены постоянно подвергались массированному обстрелу.

Во взятии города огромную роль также сыграли минеры под управлением литвина Розмысла (Эразма) и англичанина Бутлера. Они делали подкопы под стены, закладывали бочки пороха. Взрывы пороховых зарядов разрушил колодцы, питавшие город водой. В итоге, именно взрывные работы способствовали деморализации казанской армии, которая оказалась неготовой к подобной массированной и спланированной атаке.

Серьезную помощь царским войскам оказали внезапно подошедшие к Казани донцы (донские казаки). Они пришли ночью. Их неожиданное появление напугало как одну, так и другую сторону. Впечатляющим был и вид казаков. Они украсили свои одежды и головы птичьими перьями и в отсветах костров смотрелись по меньшей мере грозно.

2 октября, во время финального штурма многие русские воины, изнуренные длительной осадой и отчаянным сопротивлением, не слишком охотно шли на приступ, притворялись ранеными и убитыми. Когда же войска ворвались в город, многие «раненые» и «убитые» ринулись в бой.

Осада продолжалась 41 день. Символическое значение продолжительности взятия Казани отсылает к продолжительности христианского поста, что не случайно. Взятие Казани — это не только политический, но духовный рубеж в истории русского государства.

 

Царская доля — Божья воля

Иван Васильевич мог бы лично не присутствовать во время взятия Казани, ему предлагали остаться в Москве, но он был тверд в своей решимости. В первые дни осады Иван Грозный был активен, участвовал в расстановке полков, ездил «во все дни и в нощи» вокруг татарской крепости. По решению боярского совета царский полк решено было ввести в сражение в момент решающего штурма — 2 октября. Однако, всё пошло не по плану. В день штурма, когда царским полкам пора было входить в крепость, Иван усердно молился в походной церкви. Просьбу о выступлении полка царь проигнорировал, не желая прервать молитву. Когда государев полк появился наконец под стенами крепости, на них уже подняты были хоругви. Промедление Ивана дало пищу для неблагоприятных толков. По словам Курбского, в критический момент воеводы приказали развернуть государеву хоругвь у главных ворот «и самого царя, хотяща и не хотяща, за бразды коня взяв, близ хоругви поставиша».


Неслучайный дар

Через четверть века после взятия Казанского царства Иваном Грозным, в Казани случился страшный пожар. Сгорело большая часть города. Казанские татары, по вере магометане, стали разносить молву о том, что Русский Бог немилосерден к своим христианам и насылает кару на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». При пожаре, в числе прочих, сгорел дом стрельца Даниила Онучина и ничем не отличился бы стрелец от других погорельцев, если бы не дочь его, Матрёна, с которой стало связано чудесное обретение иконы. Трижды Богоматерь навещала девочку во сне и трижды велела ей достать из-под земли свой чудотворный образ, на иконе запечатлённый. Рассказ о первых двух явлениях Богородицы не убедил родителей девочки взять лопату и пойти искать образ, но после третьего сна можно было не сомневаться, что Матрёну Богородица избрала не случайно, что не просто сон снится девочке, но знамение в нём. Отправились копать на то место, которое указала во сне Богородица, и действительно, примерно на метровой глубине обнаружили они икону, в состоянии идеальном, словно только что написанную. Этот неслучайный дар закольцовывает сюжет о взятии Казани богоизбранным царем Иваном IV, который исполнил свою Восточную миссию.

Алексей Рудевич, russian7.ru

***
Иван ГрозныйИван IV Грозный вошёл в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Иван Грозный (Иоанн IV) родился 25 августа 1530 года в селе Коломенском под Москвой. Сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской. После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 году, когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. С 1549 года Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства. В 1558 году он начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 году армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались опалы и казни. В 1565 году он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри– и внешнеполитических начинаний. С 1578 года царь перестал казнить. В завещании 1579 года каялся в содеянном. Периоды покаяния и молитвы сменялись приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 царь случайно убил своего сына Ивана, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Умер Иван Грозный 18 марта 1584 года в Москве. © Calend.ru
Взятие Казани войсками Ивана Грозного, в результате чего Казанское ханство было присоединено к России

И. Файзуллин «Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз»

К концу 15 века Казанское ханство проводило агрессивную политику по отношению к России, оно закрывало для русских купцов волжский торговый путь, совершало постоянные набеги, разоряя поселения и забирая русских в плен. К середине 16 века военные действия против татар и борьба за присоединение Казанского ханства к России значительно усилились. Но два похода 1550-х годов оказались безрезультатными. Правительство Ивана IV Грозного развернуло серьёзную подготовку к новому походу – был проведён ряд реформ, укрепивших армию, построена русская крепость Свияжск недалеко от ханства. Для похода было собрано большое и хорошо вооруженное войско. Для Ивана Грозного и его окружения казанский поход имел не только политическое значение, но и религиозное – это был поход православного народа против неверных. Летом 1552 года русское войско во главе с Иваном Грозным выступило из Москвы и двинулось на Казань. Это была сильная крепость того времени, огражденная высокими деревянными стенами с укреплениями. С двух сторон город был защищен труднодоступными речками, еще с одной глубоким рвом. В августе началась осада Казани, которая оказалась долгой и трудной. Не смотря на активное сопротивление татар, русские войска превосходили по численности и мощи артиллерии. Они применяли боевые башни, осадные орудия, минные подкопы. А в результате взрыва был уничтожен ключ, из которого казанцы брали воду. И вскоре в городе началась эпидемия. Татары делали вылазки и пытались атаковать войска русских, но все безрезультатно. Сначала царь Иван Грозный попытался провести мирные переговоры: он предложил казанцам положиться на волю государя, тогда он их простит. Но те ответили отказом. Это стало началом энергичной подготовки штурма – были взорваны защитные сооружения крепости, подожжены стены, мосты и ворота, пушки били беспрестанно.

1 октября 1552 года началась артподготовка перед штурмом Казани русскими войсками.  «Видя, что русский огонь не причиняет большого вреда осажденным, скрывающимся за тарасами, царь велел подкопать эти тарасы и, как взорвет их, придвинуть туры к самым воротам, Арским и Царевым. 30 сентября тарасы взлетели на воздух с людьми; бревна побили множество народа в городе, остальные обеспамятели от ужаса и долго оставались в бездействии; стрелы перестали летать из Казани. Пользуясь этим временем, воеводы утвердили туры подле ворот Царевых, Арских и Аталыковых. Наконец казанцы опомнились, выскочили изо всех ворот и с ожесточением напали на русских. В это время Иоанн сам показался у города; увидав его, русские с новым рвением ударили на неприятеля, схватились с ним в воротах, на мостах, у стен, бились копьями и саблями, схватывались за руки; дым от пушечной и пищальной пальбы покрыл город и сражающихся; наконец осаждающие одолели, взобрались на стены, заняли Арскую башню, втеснились в самый город; князь Михайла Воротынский послал сказать Иоанну, что надобно пользоваться удачею и вести общий приступ; но остальные полки не были приготовлены к этому дню, и по царскому указанию воинов вывели насильно из города. Стены, ворота и мосты были зажжены, в Арской башне утвердились русские люди; мосты и стена горели целую ночь, из стены сыпалась земля; русские воеводы велели своим ратникам на занятых местах заставиться крепкими щитами, а туры засыпать землею; татары также работали: ставили срубы против пробитых мест и насыпали землею.

На другой день, 1 октября, царь велел наполнить рвы лесом и землею, устроить мосты и бить из пушек беспрестанно; били весь день и сбили до основания городскую стену. Общий приступ был назначен на другой день, в воскресенье, 2 октября; во всех полках велено было ратным людям исповедоваться и приобщаться. Но прежде решительного приступа царь хотел в последний раз испытать действие мирных переговоров; к городу был отправлен мурза Камай с предложением, чтобы казанцы били челом государю; если отдадутся в его волю и выдадут изменников, то государь простит их. Казанцы отвечали единогласно: «Не бьем челом! На стенах русь, на башне русь — ничего: мы другую стену поставим и все помрем или отсидимся». Тогда царь велел готовиться к приступу; по дорогам велел расставить также полки, чтоб не пропускать казанцев, если вздумают бежать из города.

В ночь с первого числа на второе, с субботы на воскресенье, Иоанн, проведши несколько времени наедине с духовником, начал вооружаться; князь Михайла Воротынский прислал сказать ему, что размысл подставил уже порох под городские стены, что казанцы заметили его и потому нельзя мешкать. Царь послал повестить во все полки, чтоб готовились немедленно к делу, а сам пошел в церковь, где велел поскорее совершать правило; на рассвете, отпустив свой полк к городу и велев ему дожидаться себя в назначенном месте, пошел к обедне; здесь, когда дьякон оканчивал Евангелие словами: «И будет едино стадо и един пастырь», раздался сильный гром, земля дрогнула: царь выступил из церковных дверей и увидал, что городская стена взорвана, бревна и люди летят на высоту; вскоре после этого, когда дьякон читал на ектении молитву о царе и вымолвил слова: «Покорити под нозе его всякого врага и супостата», — последовал второй взрыв, сильнее прежнего, множество казанцев виднелось на воздухе, одни перерванные пополам, другие с оторванными руками и ногами. Тогда русское войско, воскликнув: «С нами бог!» — пошло на приступ; казанцы встретили его криком: «Магомет! Все помрем за юрт!» В воротах и на стенах началась страшная сеча Шуйск. Один из ближних людей вошел в церковь и сказал царю: «Государь! Время тебе ехать; полки ждут тебя». Иоанн отвечал: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». Приехал второй вестник и сказал: «Непременно нужно ехать царю, надобно подкрепить войско». Иоанн вздохнул глубоко, слезы полились из глаз, он начал молиться: «Не остави мене, господи боже мой! Не отступи от мене, вонми в помощь мою!» Обедня уже оканчивалась, Иоанн приложился к образу чудотворца Сергия, выпил святой воды, съел кусок просфоры, артоса, принял благословение духовника, сказал духовенству: «Простите меня и благословите пострадать за православие, помогайте нам молитвою!» — вышел из церкви, сел на коня и поскакал к своему полку».

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. том 6, глава 3. М.: Мысль, 1989

 Князь Андрей Курбский: А войско наше, яже было отстало вне града, яко увидело, иже мы уже во граде, а татаровя с стен побегоша, во град ринулось: и лежащие, глаголемые ранены, воскочиша и творящиеся мертвые воскресоша. И со всех стран не токмо те, но и со станов, и кашевары, и яже были у конех оставлены, и друзие, яже с куплею приехаша, все сбегошася во град, не ратного ради дела, но на корысть многую: бо то место воистину полно было дражайших корыстей, златом и сребром и камением драгоценным, и собольими кипело и другими великими богатствы

Цитируется по: Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. М.: Инсан, 1991
Сайт runivers.ru


2 октября 1552 года войска царя Ивана Грозного начали штурм города. В результате жестоких уличных боев столица Казанского ханства пала.

В городе не осталось в живых ни одного из ее защитников, потому что царь велел убивать всех вооруженных, а в плен брать только женщин и детей. Участь Казани была решена. 11 октября русское войско выступило обратно в Москву, оставив в Казани гарнизон. В результате этого похода Казанское ханство было ликвидировано, и к России присоединилось Среднее Поволжье. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.         © Calend.ru

Взятие Казани. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя». 1550-1560. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

 

 

К взятию Казани

П.И. Коровин. Взятие Казани

Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, философ И.А. Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после «стояния на Угре» (1480), которое считается концом татарского ига – в 1521, 1537, 1552, 1571 (сожжение Москвы), 1591 гг. – и сделал вывод:

«Татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма… Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами… Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны. По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников…; 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск; и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани, наверно, доходило до 100.000 человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнем и боевым мечом;они изводили ее и рабством плена…

В глубоком материке, в суровом климате, задержанная игом, отдаленная от запада, осажденная со всех сторон, – шведами, ливонцами, литвой, поляками, венграми, турками, татарами крымскими, сарайскими (Золотая Орда) и казанскими, – Россия веками задыхалась в борьбе за национальную свободу и за веру и боролась за свои реки и за свободные моря. В этом и состоял ее так называемый «империализм», о котором любят болтать ее явные и тайные враги» («Наши задачи»).

Царь Иоанн Грозный рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Перед штурмом в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Царь провел часть ночи со своим духовником. А утром велел не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». В память взятия Казани Иоанн Грозный построил в Москве собор Покрова Пресвятой Богородицы (с приделом в память св. чудотворца Василия Блаженного, именем которого стали впоследствии называть и весь храм).

Все это относится также к завоеванию Астраханского и Крымского ханств, с которыми Русь разобралась позже (все они нападали на Русь в союзе друг с другом).

Следует также отметить, что Русь не знала у себя рабства, даже когда была многажды разоряема и вынуждена платить огромную дань. Поэтому угон в рабство был для русского человека очень тяжел. Тем не менее побежденным татарам не мстили: они были включены в Московское государство с сохранением их местных культурно-религиозных обычаев и прав. Татарская знать была приравнена к русскому дворянству. О татарском происхождении принявших православную веру не принято было упоминать, Годунов, например, так даже стал русским Царем. В дальнейшем большинство татар верно служили общему отечеству, что проявилось уже в их участии на стороне русского ополчения против поляков в Смутное время.


Осада Казани. Из Казанского летописца.

Москва-Казань: полтысячелетия спустя

Татарское национальное движение последних 100 лет основывается на одной стержневой идее – плохое русское войско Грозного уничтожило хорошую татарскую государственность в 1552 г. взятием Казани, и задача всех татар – восстановить порушенное русскими. Учитывая, что наиболее многочисленным этносом современной России после русского (и «украинского», а фактически того же русского) являются татары, этот вопрос остается злободневным и поныне.

Сотни копий сломаны вокруг этой даты. Однако, как выясняется, известно то про это событие совсем немного. Например, кто собственно оборонял и кто штурмовал Казань? Стереотипный ответ, утвердившийся как во всех школьных учебниках, так и оппонирующей им современной татарской публицистике и в протоколах заседаний всемірного конгресса татар – «русское войско Ивана Грозного разбило татарские войска хана Едигера». Однако это, мягко скажем, далеко не так, а точнее совсем не так.

Для начала возьмем войско Ивана Грозного – русских там как раз было меньшинство! В войне участвовало со стороны Царя около 200 тысяч человек (максимальная оценка, если смотреть любые источники – 300 тысяч – является вымыслом). Непосредственно в штурме Казани участвовало 150 тысяч человек.

Состав штурмующих Казань, (все цифры даны округленно до тыс. чел.):

Национальное формирование Кто руководил Численность, т.чел. % в войске Ивана Грозного
Русские Шуйский-Горбатый и Курбский 50 33%
Татары касимовские Шир-али 30 40%
Татары астраханские царевич Кайбула 20
Татары московские, нижегородские и казанские командовали Аксеит Черевсеев, Бурнаш , Камай Хусаинов – казанский мурза, Бахмет (или Мурза Бахметко или Юрий Иванович Бахметьев) -нижегородский татарин, первым ворвавшийся на стену Казани являвшийся переводчиком И.Грозного , а также, видимо, последователи Петра и Стефана Казанских, успевших бежать от резни Чапкуна Отуча 10
Татары ногайские   3
Мещеряки   5
Чуваши политическим движением за независимость от Казанского ханства руководили Магмет Бозубов и Ахкубек Тогаев, вооруженными силами– чувашский князь Шептах и тархан Ахплат 10(или 4) 3%
Мордва князь Еникей Тенниевич Кугушев -астраханский татарин из Темникова, мордовский мурза Дивей (в чью честь было позже названо Дивеево – нынешний центр православия), Иван Кельдяев 7-10 5%
черкас (адыгокабарда) Темрюк Идаров 10 7%
наемников немцев, поляков и англичан   10 7%
Черемисы и вотяки (мари и удмурты) православный Акпарс и сотник Тугай 10 7%
  Итого: 150 100%

Состав штурмующих Арск. Общий состав по военным действиям:

Национальное формирование Численность, т.чел % в войске И.Грозного
Русские 85 42%
Касимовские татары 30 15%
Астраханские татары 20 10%
Московские, казанские, нижегородские татары 10 5%
Ногайские татары 3 2%
Чуваши 12 6%
Мордва 7 4%
Мещеряки 5 3%
Черемисы и вотяки 10 5%
Черкасс (адыгокабарда) 10 5%
Наемники немцы, поляки, англичане 10 5%
Итого: 200 100%

Таким образом, русских в войске Ивана меньшинство, а тюрки составляют около половины, причем как во время осады Казани, так и в ходе войны!

Гарнизон Свияжска составляли чуваши и русские. Они же в основном тыловые и вспомогательные подразделения. Строили город касимовские татары, чуваши, черемисы.

Надо отметить, что астраханские татары перешли на сторону Ивана Грозного после того, как кабардинцы (черкесы) в 1532 г. возвели на астраханский престол царевича Аккубека. Основную роль в перевороте там сыграл Темрюк Идаров. Так что Иван Грозный был обязан будущему тестю минимум 30 тысячами войска…

Кстати, интересный факт – Иван Грозный имел на Казанский престол династические права не меньшие (если не большие), чем Едигер. По традиции Золотой Орды власть могла принадлежать только чингизидам (потомкам Чингисхана), в том числе и над Казанью. В крови матери Ивана Грозного (Елена Глинская была дочерью Олексы – сына Мансура который был сыном Мамая и дочери Бердибека, являвшегося ханом Золотой Орды) текла кровь чингизидов (справедливости ради надо отметить что с этой версией не все согласны, есть доводы как за, так и против нее).

Возьмем теперь войско Казанского ханства под руководством Едигера (35 тыс в Казани, 25 т. – в Арске и на Арском поле).

Национальное формирование Кто руководил Численность, т.чел. % в войске Едигера
Казанские татары Едигер Магмет, Чапкун Отуч, Япанча, Кул Шариф 30-35  
Ногайские татары Изенеш (Зайнаш) Ногайский, Аликей Нарыков (Брат Чюры Нарыковича) 2,5-3  
Астраханские татары Шерифи 10  
Крымские татары Челбан-князь 1  
Турки Дубрунцов 1  
Русские князь Эйюб, князь Явуш 10-15  
Черемисы и вотяки      
  Итого: 60 100%

То есть в войске Едигера коренных казанских татар было около половины. Остальные – пришлые астраханские ногайцы Едигера и черемисы с вотяками.

И переход на сторону И.Грозного Камая Хусеинова указывает на то, что такое положение многих не устраивало даже в протурецкой партии (прорусская часть элиты либо присоединилась к тому времени к войску И. Грозного или была перебита Чапкуном и его окружением).

Что мы имеем и какие выводы можно сделать из вышеприведенных цифр? Казанское ханство в период 1467-1560 гг. переживало гражданскую войну, вызванную необходимостью переосмысления своего места в міре и выбора ориентации. Причем большинство татар в итоге с оружием в руках встали на сторону Москвы. Протурецкая позиция части элиты не встретила почти никакой поддержки у населения (набрать всего 40-50 тыс. штыков при численности населения Казанского ханства по самым скромным оценкам в 500-800 тыс. чел., из них 300-400 тыс. татар смешно) и была обречена на провал. В общем-то разумная и выгодная всем уния, по факту существовавшая с 1467 г., к формальному закреплению которой (с ведущей ролью Московского княжества) медленно, но верно шла и Казань, и Москва, была провалена усилиями провоцируемой Турцией верхушки духовенства и части элиты, ориентированной на существование от ренты, взимаемой с «ясачных людей» – соседних народов – черемис, вотяков, чуваш, мордвы, мещеры.

Таким образом, взятие Казани – это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за осколки Золотой Орды между Москвой и Стамбулом, ставшей актуальной после падения Византии. Эта борьба вылилась в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханстве и Ногайской орде. Причем если в Казанском и Астраханском ханстве в этой борьбе победили прорусские силы, то в Крымском – протурецкие. Вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом…

Сергей Снежко, pravaya.ru

 

Памятник воинам, павшим при взятии рабовладельческой Казани.
Заложен в 1813 г. по проекту Н.Ф. Алферова.

rusidea.org

 

Комментарии

Забыли упомянуть что после взятия Казани были убиты все мужчины-татары выше меча ростом, а в радиусе 12 верст были уничтожены все татарские деревни. Началось насильственное крещение татар — отсюда и появились кряшены, у которых фамилии выходят из имени того кто крестил Антонов, Герасимов, Петров и т.д. Забыли упомянуть что после взятия Казани были убиты все мужчины-татары выше меча ростом,а в радиусе 12 верст были уничтожены все татарские деревни.Началось насильственное крещение татар-отсюда и появились кряшены,у которых фамилии выходят из имени того кто крестил Антонов,Герасимов,Петров и т.д. Трактовать историю однобоко, с пользой для своего народа, это в духе русских.

Учите матчасть, юная жертва ЕГЭ. После взятия Казани мирное население было поселено за посадом на берегу озера Кабан, положив основу Старо-татарской слободы Казани. А Иван IV, старался привлечь на свою сторону, конечно, не татарских «мужиков», простых людей, а в первую очередь татарскую знать, князей — мурз. Князья в большинстве своем довольно охотно шли навстречу новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Мно­гие из них принимали христианство, получали от царя подар­ки и ехали в Москву, чтобы присоединиться там к царской свите. Этих князей и княжат наш народ стал насмешливо называть «казанскими сиротами» — при дворе они прибеднялись и жалобились, старались получить как можно больше наград, даров и «жа­лованья».

Хорошо, хоть написали, что москалей было 150 тыс. и татар 30, а не наоборот…

Вместе с русскими Казань штурмовали чуваши и горные мари, 10 тысяч эрзян и мокшан, ну и, конечно же, 30 тысяч касимовских татар под рукой хана Шигалея и двух астраханских татар-царевичей.

В чем же однобокость то? то что факты перечислили? Или нужно было написать о том что татары на протяжении столетий вырезали русских в их же землях и жгли города собирая при этом дань? Жестокости хватало в те времена, а уж в особенности от Ивана Грозного, который, кстати, не только Казань но и Новгород вырезал. Так что гнать на русских не нужно.

Один комментарий на «Взятие Иваном Грозным Казани»

  1. Сергей:

    Мы, те, кто ещё оставался живым, те просто кидались в гущу врагов, хотя бы прихватывая с собой ещё несколько, то было взятие Новгорода. Успешная та атака у ворот твоими родственниками, внутри города, помогла тем невероятным скопищам всех племён. Они те, боязно то говорить, но тот вал людей, их не надо было бить, они сами себя, из-за своей численности, давили и калечили друг друга. Лошади в жутком том людском водовороте падали мёртвыми, а те толпы шли по телам живых и мёртвых. Они не понимали этот водоворот, куда он всех несёт, боязно то говорить, но люди те, что попадали в рвы с водой, то была законченная картина нашего, боязно то говорить, добивать никого не надо было, новые скопления людей поднимались к стенам по своим же живым и раненным. Лестницы, что они заготовили, были ими брошены, то было бесполезно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s