Иван III — Государь всея Руси

 Великий князь Иван III. Миниатюра из Титулярника, XVII в.Великий Князь Иоанн III Васильевич, скончавшийся 27 октября 1505 года, родился 22 января 1440 года в Москве и был сыном Великого Князя Московского Василия II Васильевича Тёмного. В 1462 г. после смерти отца стал Великим Князем Московским, правил 43 года, превратив Московскую Русь в единое сильное государство, с которым стала считаться Европа. Иван III не любил использовать грубую силу, предпочитая действовать медленно, осторожно, но наверняка. И эта тактика себя оправдывала: в 1478 г. к Москве был присоединен Новгород, в 1485 г. — Тверь, а также большая часть княжества Рязанского. К концу его правления независимыми остались только Псков и часть Рязанского княжества. Ивану III пришлось два раза ходить походом на Новгород (1471 и 1478 гг.), в результате второго похода было уничтожено знаменитое новгородское вече, а вечевой колокол увезен в Москву. Именно этот Государь сумел покончить с татаро-монгольским игом. В 1480 г. состоялось знаменитое «Стояние на реке Угре», в результате которого татарское иго, продолжавшееся более трех веков, закончилось — Русь стала свободной. В 1487 г. Ивану III удалось поставить Казанское ханство в вассальную зависимость от Московского княжества. Главным противником объединения и укрепления Руси была Литва, и русско-литовские войны в этот период практически не прекращались. В итоге в 1494 г. в состав Московского княжества была возвращена Вязьма, а после войны 1500−03 гг. в состав Руси вернулись города Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж и др. Правление Ивана III Васильевича знаменито не только успешными войнами. В 1479 г. в Москве было закончено строительство нового каменного Успенского собора, а в 1485 г. было начато большое строительство на территории Московского Кремля: строилась колокольня Ивана Великого, Грановитая палата. В 1492 г. на побережье Балтийского моря была заложена крепость Ивангород. По приказу Ивана III преподобный Максим Грек переводил греческие церковные книги на русский язык. В 1497 г. Государь ввел в действие первый со времен Киевской Руси Судебник
— свод законов государства. Иван III был женат вторым браком на Византийской царевне Софье Палеолог, этим браком Русь объявила о своих правах на наследие Второго Рима. Иван III впервые на Руси ввел обряд венчания на царство (венчал своего внука Дмитрия). Он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змия, с византийским двуглавым орлом. Современники называли его Великим Князем Всея Руси и дали ему прозвище «Великий». Н.М.Карамзин писал: «Иоанн оставил государство удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла от нашествия монголов: Россия нынешняя образована Иоанном… Но Иоанн, включив Россию в число государств Европы и ревностно заимствуя искусства образованных народов, не мыслил о введении новых обычаев, о перемене нравственного склада подданных».      rusk.ru

***

 

Иван III (22 января 1440 — 27 октября 1505). © / Commons.wikimedia.org

Всё, что более-менее на слуху о личности Ивана III запросто можно уместить в эпитет, с которым он прописан на страницах отечественной истории: «Великий». В чём, собственно, заключается величие, должны, по идее, прояснить учебники. А там – сухая невнятная скороговорка: «Второй этап объединения земель вокруг Москвы, избавление от татаро-монгольского ига, централизация власти».

Свой своему – не брат?

По большому счёту это оскорбительно. Особенно в свете заявлений вроде: «Мы должны гордиться своей историей».

Принято восторгаться «феноменом Англии». Ещё бы – за краткий по историческим меркам срок небольшое островное государство превратилось в империю, над которой не заходит Солнце.

Феномен превращения Московского княжества в Россию по какой-то загадочной причине упорно предпочитают не замечать. Между прочим, в самом начале этого пути невеликое лесное княжество даже не обладало политической независимостью. Результат – крупнейшее государство Европы, претендующее на гегемонию и диктующее свою волю соседям.

И всё это произошло при жизни Ивана III. Кстати, не очень-то и длинной – он умер всего лишь 65 лет от роду. Таких впечатляющих рывков в мировой истории больше попросту не найти.

Русские продают огромное количество коровьего и свиного мяса, а сотню кур отдают за дукат – вдесятеро дешевле, чем у нас». Кстати, примерно в это самое время начинает бытование характерная пословица: «На Руси ещё никто с голоду не помирал». Итог же может подвести профессор Краковского университета, врач и историк Матвей Меховский, современник Ивана III: «Это был хозяйственный и полезный земле своей государь».
О «грубости и жестокости» нравов народа под властью Ивана III неплохо пишет голландец Альберто Кампензе, астроном, математик и друг Римского папы Адриана VI: «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением. Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки также совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».

О том, каков был Иван III в бою, храбр он был, или труслив, сказать, по идее,  должны одни из его злейших врагов – литвины. И они внезапно находят самые лестные слова. «Кройника литовская и жмойтская» пишет о своём противнике так: «Муж сердца смелого и рицер валечный». То есть рыцарь важный, великий.

То же самое говорят и отечественные безымянные летописцы. И безо всяких красивостей – просто и буднично. Как, например, запись от 1 января 1452 года: «Великий князь Московский отпусти сына своего, великого князя Иоанна, на Кокшенгу противу князя Дмитрия». В чём же здесь храбрость Ивана?

В стране Гражданская война. Дмитрий Шемяка всего 7 лет назад пленил и ослепил Василия Тёмного. Тот посылает против опасного и коварного противника своего сына. Совершеннолетие по представлениям того времени наступало в 15 лет. Иван же командует армией и лично выходит в поход, будучи неполных 12 лет от роду.

Впоследствии он, как соправитель отца, неоднократно выступает на южные рубежи государства против татар. Тоже во главе войска. В 13, 14 и 15 лет.

Под корень

О том, что в 1480 г. он скинул татаро-монгольское иго, известно и факт на слуху. Меньше знают, что в процессе избавления от ига Большая Орда была уничтожена под корень, а её столица Сарай стёрта с лица земли: «И тако пленили, жён и детей поганых без милости смерти предали, жилища же их сожгли и обратили Орду в место пусто». Ещё менее на слуху его казанские походы. А ведь впервые Казань была приведена в покорность именно тогда – задолго до Ивана Грозного.

И совсем редко упоминают о том, что вполне успешные войны он вёл на Западе. Причины их выглядят вполне современно и должны вызвать понимание у нынешних политиков. Так, первая Русско-шведская война 1495-1497 гг. началась с того, что Иван III закрыл и разорил Ганзейский торговый двор в Новгороде. Ганза, этот прообраз ВТО, накладывала на русских торговые санкции и пыталась подмять под себя весь товарооборот на Балтике. В результате шведам был нанесён ряд поражений, а финны дружно запросились в русское подданство.


Ливонская война 1480-1481 гг. вообще разгорелась в крайне опасный момент. Именно тогда Русь и Орда сошлись на Угре, решая вопрос, кому жить, а кому – нет. Немцы, воспользовавшись моментом, ударили в тыл. Воевать на два фронта – затея гибельная. Но Иван это сумел, причём с блестящим результатом: «Плениша и пожгоша всю землю Немецкую от Юрьева (Тарту) до Риги и отмстиша немцам за своё в двадесятеро али более».

Кстати, «высокомерные речи московита», с которыми Иван обратился к всесильному на тот момент турецкому султану, представляли собой протест против притеснения русских купцов. Никто из европейских государей тогда не осмеливался защищать свою торговлю в землях ислама. Иван смог. И получил желаемое. Всё вместе произвело такое впечатление на Европу, что русского государя стали побаиваться и заискивать перед ним.

Вот сенат Венеции: «Восточная Римская империя (Византия), и Константинополь, захваченные турками, должны принадлежать вашей сиятельной власти». Чуть позже император Священной Римской Империи Фридрих предложил Ивану титул короля.

Первое для Ивана было пока слишком многим, второе – уже слишком малым. Он претендовал на именование «император». А Константинополь стал одной из целей внешней политики страны на века вперёд.

«Хочу свои вотчины»

Его дальний предок, князь Святослав, перед началом войны говорил: «Иду на вы». Иван Великий предпочитал более спокойный тон. Его претензии в отношении соседей начинались так: «Великий государь хочет свои вотчины». Отказы случались крайне редко.
Его называли жестоким с побеждёнными. Это не так. Он был не жестоким, а всего лишь последовательным. Нацеленным на конечный результат. Рано или поздно, большой кровью или малой, но Россия получала своё. Оптимальным результатом он считал полное уничтожение противника и стирание его из истории. Под его ударами пали Тверь и Новгород. Уничтожена Большая Орда. Его внук, Иван Грозный, загнал в политическое небытие Казань и Астрахань. Его преемники уничтожили сибирские ханства, и дошли до Тихого океана. Его последователи навсегда исключили Швецию из клуба великих держав, а Польшу и Крым сделали частью России.

Всё это началось при нём. Именно его личными стараниями было определено, с кем Россия будет дружить, с кем и за что воевать, и какая участь уготована самым опасным соперникам. Если здраво взглянуть на нынешнюю политическую карту и ситуацию, то можно понять, что мы до сих пор живём по его лекалам, в придуманном и построенном им государстве. 

aif.ru

***

Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862)

Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862) Фото: Commons.wikimedia.org

Лучше прочих сказал об этом старательно изгоняемый из учебников и вообще из исторического обихода Карл Маркс: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита». Маркс считался (да и был) русофобом, так что это его признание дорогого стоит. Но ещё интереснее продолжение цитаты: «Каким же образом Ивану удалось совершить все эти великие дела? Был ли он героем? Сами русские историки изображают его заведомым трусом».

Если бы только трусом. Ни одна школьная, студенческая или даже научно-популярная работа об Иване III не обходится без ссылки на русского историка Николая Костомарова, современника Маркса. Авторитет его имени многих подавляет до сих пор – возражать ему вроде бы не пристало. Так каково же мнение самого Николая Костомарова об Иване III, его личности и результате правления?

«Он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами. Он хотел дать своему государству строго самодержавный строй, подавить в нём древние признаки свободы, как политической, так и частной. Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращавший всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Летописи более не сообщали о советах князя с боярами – все решения он принимал единолично. Его варварские казни развивали в народе жестокость и грубость. Его безмерная алчность способствовала не обогащению, а обнищанию Русского края».

Хозяйственник или воин?

Обвинять фигуру такого калибра, как сам Костомаров в прямой лжи и подтасовках опасно. Тем не менее, сделать это придётся – в приведённой цитате нет почти ни слова правды.

Начать можно с любого пункта. Вот, скажем, насчёт «обнищания» — слова горькие и хлёсткие. Однако свидетельства иностранцев, которым было с чем сравнивать материальное положение наших соотечественников, говорят о другом. Иосафат Барбаро, венецианский купец, был поражён благосостоянием русских: «Изобилие хлеба и мяса в этом месте можно себе представить по тому, как им торгуют – продают не на вес, а на глаз». Амброджо Контарини, тоже венецианец, дипломат: «Край чрезвычайно богат всякими хлебными злаками, люди не испытывают в них никакого недостатка.

Как Иван III стал «Великим»

Иван III первым из русских князей принял титул «Государь всея Руси», и ввел в обиход термин «Россия». Именно ему удалось собрать вокруг Москвы разрозненные княжества северо-восточной Руси. При его жизни в состав единого государства вошли Ярославское и Ростовское княжества, Вятка, Пермь Великая, Тверь, Новгород и другие земли.

Неслучайно за Иваном III закрепилось прозвище «Великий». Своему сыну Василию III Великий князь передал территорию в несколько раз большую, чем получил в наследство сам. Иван III сделал решительный шаг к преодолению феодальной раздробленности и ликвидации удельной системы, заложил экономические, политические, юридические и административные основы единого государства.


Князь-освободитель

Еще сто лет после Куликовской битвы русские князья продолжали платить дань Золотой Орде. Роль освободителя от татаро-монгольского ига выпала Ивану III. Стояния на реке Угре, случившееся в 1480 году, ознаменовало окончательную победу Руси в борьбе за свою независимость. Ордынцы не решились переправиться через реку и вступить в сражение с русскими войсками. Выплаты дани прекратились, Орда погрязла в междоусобицах и к началу XVI века прекратила свое существование. Москва же в очередной раз утвердила себя в качестве центра образующегося русского государства.


«Московское право»

Принятый в 1497 году Судебник Ивана III заложил правовые основы для преодоления феодальной раздробленности. Судебник устанавливал единые юридические нормы для всех русских земель, тем самым закрепляя ведущую роль центральной власти в регулировании жизни государства. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения. Статья 57-ая ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня. Тем самым было положено начало закрепощению крестьян.

Судебник имел прогрессивный характер для своего времени: в конце XV века далеко не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством.

Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Эти записи изучались и немецкими юристами, которые составили общегерманский свод законов («Каролина») только в 1532 году.

Имперская миссия

Объединение страны требовало новой государственной идеологии, и ее основы появились: Иван III утвердил символом страны двуглавого орла, использовавшегося в государственной символике Византии и Священной Римской империи. Взятие в жены Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора, дало дополнительные основания для появления идеи о преемственности великокняжеской власти от византийской императорской династии. Происхождение русских князей велось также и от римского императора Августа. Уже после смерти Ивана III из этих идей выросла теория  «Москва – Третий Рим».  Но дело не только в идеологии. При Иване III началось активное утверждение России на европейской арене. Серия войн, которые он вел с Ливонией и Швецией за господство на Балтике, знаменует первый этап на пути России к империи, провозглашенной Петром I спустя два с половиной столетия.


Архитектурный бум

Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того архитектурного ансамбля Кремля, который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены лучшие итальянские мастера. Под руководством Аристотеля Фиорованти был возведен пятиглавый Успенский собор. Итальянские же зодчие возвели Грановитую палату, ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства.

Поместная система

Формирование единого государства не могло происходить без создания лояльной государю элиты. Поместная система стала эффективным решением этой проблемы. При Иване III велся усиленный набор людей, как для военной, так и для гражданской службы. Именно поэтому, были созданы точные правила раздачи казенных земель (они передавались во временное личное владение как награда за службу). Таким образом, формировалось сословие служилых людей, которые были зависимы лично от государя и обязаны своим благополучием государственной службе.


Приказы

Крупнейшее государство, складывающееся вокруг Московского княжества, требовало единой системы управления. Ею стали приказы. Основные государственные функции были сосредоточены в двух учреждениях: Дворце и Казне. Дворец ведал личными землями великого князя (то есть государственными),

Казна была сразу и министерством финансов, и канцелярией, и архивом. Назначение на должности происходило по принципу местничества, то есть в зависимости от знатности рода.

Однако само создание централизованного аппарата государственного управления носило чрезвычайно прогрессивный характер. Основанная Иваном III приказная система, окончательно оформилась в правление Ивана Грозного, и просуществовала до начала XVIII века, когда и была заменена петровскими коллегиями.

Первый государь всея Руси Иоанн III Васильевич
Дмитрий Донской и Иван III, прадед и правнук, два великих московских князя, чьё правление отделяет всего лишь одно столетие. Жили и действовали они в разных условиях, но двигали Москву в одном направлении – собирания русских земель и освобождения от ордынской зависимости.


ИТОГ


Шёл октябрь 1505 года от Рождества Христова (или, как тогда считали на Руси, – 7014 года от сотворения мира)… В опочивальне деревянного великокняжеского терема Московского Кремля постепенно угасала жизнь старого, полупарализованного человека. За стеной продолжалось строительство нового дворца, возводившегоcя по его повелению из кирпича под руководством итальянских зодчих, но государю всея Руси Ивану III Васильевичу уже не суждено было переехать и жить в нём. Последним актом его неустанной государственной деятельности, зафиксированным летописцами 21 мая 1505 года, стало распоряжение разобрать в Кремле старые Архангельский собор и церковь Иоанна Лествичника и заложить на их месте новые храмы.

Со строительных работ он начинал в 1462 году своё пребывание на московском велико­княжеском престоле, ими же завершал жизненный путь, возведя не только крепости и церкви, но и каркас единого Русского государства, чьим выдающимся строителем можно по праву назвать Ивана III.
Объединение вокруг Москвы крупнейших русских земель и свержение ордынского ига – вот только две важнейшие задачи, которые удалось ему успешно решить за 43 года правления. Сколько же других не столь масштабных, но не менее примечательных событий вместили они?!

Благословлённый великим княжением

Иван, родившийся 22 января 1440 года, был вторым сыном московского великого князя Василия II Васильевича и его супруги Марии Ярославны, дочери удельного князя Ярослава Владимировича Ярославецкого. Его детские годы совпали с самым драматическим этапом феодальной войны.
Перипетии ожесточённой борьбы за власть не могли не наложить отпечаток на формировавшийся характер наследника Ивана Васильевича, сочетавшего в зрелые годы государственную мудрость, осмотрительность, настойчивость в осуществлении поставленных задач с жестокостью, коварством, подозрительностью.
Василий II Васильевич скончался 27 марта 1462 года, указав в составленной чуть раньше духовной грамоте (завещании): «А сына своего старейшего, Ивана, благословляю своею отчиною, великим княжением». В отличие от своих предшественников на московском великокняжеском престоле, Ивану III не пришлось ездить унижаться в Золотую Орду, но ханский ярлык на великое княжение, судя по косвенным данным, ему всё же оттуда доставили. Москва пока ещё находилась в зависимости от Орды и вынуждена была уплачивать ей дань.
Постепенно укрепляя свою власть и могущество, Иван III Васильевич беспощадно расправлялся с неугодными ему лицами.
Тем временем в Новгороде Великом всё больше поднимала голову антимосковская боярская группировка, которую возглавляли боярыня Марфа, вдова посадника Исаака Борецкого, и их сыновья. Лишь номинально признавая великокняжескую власть, новгородские бояре стремились полностью сохранить внутреннюю независимость, жить «по старине», выдвигая из своей среды посадников и тысяцких, верховодя на вече. Им больше по душе приходились порядки великого княжества Литовского и Польши, где города имели самоуправление и пользовались привилегиями. Литовская партия взяла курс на разрыв с Москвой, пригласив в 1470 году из Литвы бывшего киевского князя Михаила Олельковича (православного по вероисповеданию), а затем, в начале весны следующего года, подготовив договор о переходе Новгорода Великого под власть польского короля и великого князя литовского Казимира IV.
Эти сепаратистские акции переполнили чашу терпения Ивана Васильевича, приступившего к подготовке вторжения в Новгородскую землю. Стратегический план Москвы заключался в нанесении двух ударов – в направлении самого Новгорода и по его северным владениям. Окончательный исход войны решила состоявшаяся 14 июля 1471 года битва на р. Шелони, где новгородское торгово-ремесленное ополчение, включавшее конницу и пехоту, потерпело сокрушительное поражение. Простые горожане не очень-то жаждали сражаться за чуждые им интересы боярства.

Брак с Зоей Палеолог

На следующий год после победы над Новгородом овдовевший великий князь московский вторично женился. Его избранницей стала Зоя Палеолог, дочь деспота (правителя) провинции Мореи на Пелопоннесе Фомы Палеолога, племянница последнего византийского императора Константина IX. Турки-османы захватили в 1453 году Константинополь и семью годами позже – Морею. Осиротевшая Зоя проживала вместе с двумя братьями в Риме при папском дворе. Привезённый послами в Москву её портрет произвёл впечатление на жениха, которому ещё в большей степени, чем внешность, импонировали родственные узы невесты-бесприданницы с византийским императорским домом. Сватая Зою за Ивана III, папский престол рассчитывал посредством этого брака распространить на Руси влияние католической церкви и привлечь её к активной борьбе с Османской империей, угрожавшей европейским государствам.
Надежды римского папы и его окружения оказались, однако, беспочвенными. Впоследствии Иван III Васильевич порой прислушивался к советам жены-гречанки, скажем, приглашая в Московию итальянских зодчих и прочих мастеров, но её влияние на мужа не стоит преувеличивать. Супруг не раз ставил Софью Фоминишну (так стали звать на Руси Зою) на подобавшее ей место.
Иван III окончательно покончил с независимостью Великого Новгорода, чьё боярство по-прежнему цеплялось за «старину», поглядывая (впрочем, безуспешно) в сторону Литвы. В конце ноября 1477 года московские полки окружили старинный вечевой город на берегах Волхова. С войском прибыл и сам великий князь, остановившийся на Городище, в окрестностях Новгорода. От его имени на начавшихся переговорах новгородским представителям были изложены жёсткие требования Москвы: «Вечу и колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти. Посаднику не быти. А государство нам своё держати… А которые земли наши, великих князей, за вами, а то бы было наше».
Видя, что силы неравны, и опасаясь неминуемого разгрома, в середине января 1478 года Новгород Великий капитулировал. Ему пришлось пожертвовать всеми своими вольностями.
Новгородский психологический тип русского человека, сложившийся в условиях вечевого строя, огромной территории, колонизации северных пространств Восточной Европы, постоянных контактов с католическим Западом, конечно, отличался от московского. Своеобразие же московского психологического типа определялось более тесными связями с Золотой Ордой, деспотической системой великокняжеской власти, ориентацией преимущественно на внутренние ресурсы.

Свержение ордынского ига

Весной 1480 года московскому посольству удалось заключить союзное соглашение с крымским ханом Менгли-Гиреем, непримиримым противником Ахмат-хана. Решающее столкновение последнего с Москвой назревало постепенно со второй половины 70-х гг. XV века, когда она отказалась платить дань Большой Орде – основному ядру Золотой Орды, распавшейся на ряд ханств (Казанское, Крымское и др.). Хан Ахмат был прекрасным полководцем, и поход его многочисленного войска, начавшийся весной 1480 года, представлял огромную угрозу для будущего Руси.
Бои русских полков с передовыми отрядами ордынской рати начались в октябре 1480 года на р. Угре, притоке Оки. В ходе «Стояния на Угре» московское войско, пожалуй, впервые активно использовало лёгкую полевую артиллерию – пушки (пищали). Обстреливая из луков и пищалей неприятеля, русские держались стойко и не позволили ордынской коннице переправиться на противоположный левый берег Угры. Тем временем приближалась ранняя зима, мороз сковывал льдом реки, переставшие служить серьёзным препятствием для татарской конницы. Оставив на Угре сторожевые отряды, великий князь приказал главным силам отойти в северном направлении, к Боровску, на более выигрышные позиции, чтобы готовиться к продолжению борьбы. Но, осознав её бесперспективность, Ахмат-хан повелел своему измотанному войску отступить назад в степи. Вернувшись с облегчением в Москву, Иван Васильевич вряд ли сразу понял, что достигнутая победа означала свержение ордынского ига. Впрочем, в качестве пережитка дани Москва продолжала посылать подарки («поминки») Орде до начала XVI века, а в Крымское ханство и в следующем столетии.
Во время «Стояния на Угре», как и в прочих военных кампаниях, великий князь выступал прежде всего в роли главно­командующего. В отличие от своих предшественников, являвшихся и правителями, и военачальниками, он не участвовал в схватках с оружием в руках, но обеспечивал общее стратегическое руководство боевыми действиями, доверяя командование полками и принятие тактических решений опытным и проверенным в деле воеводам.
Решая дела государственной важности, Иван Васильевич забывал о родственных чувствах. Лишь с любимым братом Юрием Дмитровским его связывали подлинно братские узы, впрочем, и они могли ослабеть, проживи тот дольше.

Строительство нового Кремля

К началу правления Ивана III кремлёвские стены и башни, возведённые в 1366–1367 годах из белого подмосковного известняка и пережившие осаду золотоордынского хана Тохтамыша (1382 г.) и татарского царевича Мазовши (1452 г.), несколько пожаров, изрядно обветшали. Значительный ущерб нанёс им и сильный ураган, пронёсшийся в 1460 году над Москвой. Местами на фоне повреждённого белого камня выделялись деревянные конструкции. Вот почему, заняв в 1462 году престол, Иван III Васильевич прежде всего позаботился об укреплении и ремонте белокаменного Кремля.
В 1472 году митрополит московский Филипп задумал возвести в центре Кремля на месте старого, обветшавшего новый каменный Успенский собор. Начинание главы церкви позднее поддержал Иван III. Пора было уже и в камне отразить возраставшую мощь Московского государства. Возведённый до сводов храм в мае 1474 года вдруг рухнул из-за неправильных строительных расчётов и раствора плохого качества, и для его строительства Ивану III пришлось приглашать из Италии известного болонского мастера Аристотеля Фьораванти. За образец при возведении главного храма Московского Кремля (да и всего Российского государства) ему было предписано взять Успенский собор во Владимире. Новый Успенский собор Москвы, построенный из кирпича и камня, торжественно освятили в августе 1479 года с участием Ивана III.

ТИТУЛ И ЗАКОНЫ

Повышение авторитета и могущества Московского государства отразилось и в титуловании Ивана III. В преамбуле договорной грамоты Великого Новгорода и Пскова с юрьевским епископом (13 января 1474 г.) содержалось упоминание не только их символов – соборов св. Софии и св. Троицы, но и фразы «здоровьем господина нашого и государа нашого великого князя Ивана Васильевича, цара всея Руси, и здоровьем господина нашого и государа нашого великого князя Ивана Ивановича, цара всея Руси».
Московский великий князь стремился подражать императорам могущественной Священной Римской империи германской нации, с печатей которых заимствовал около 1490 года изображение двуглавого орла. Такой же геральдический символ использовался и в Византии. К одной из великокняжеских грамот 1497 года привешена красно­восковая печать, изготовленная кем-то из западноевропейских мастеров: на её лицевой стороне символически изображён правитель в образе всадника, поражающего копьём дракона, а на оборотной – двуглавый орёл с распростёртыми крыльями.
В том же 1497 году на Руси появился первый свод законов единого государства – Судебник Ивана III, вводивший во всех землях однообразие судебно-процессуальных норм: один и тот же порядок рассмотрения споров, одни и те же наказания за совершение уголовных преступлений, а также за получение взяток («посулов»). Кстати, за наиболее тяжкие и неоднократные кражи имущества впервые в истории общерусского законодательства преступника могли осудить на смертную казнь. Впрочем, Иван Васильевич порой казнил и по обвинению в политической измене, и реже, правда, за еретические взгляды. Суд при нём вершили бояре и окольничие.
Скончался государь всея Руси Иван III светским человеком в понедельник 27 октября 1505 года, просидев на московском великокняжеском престоле целых 43 года и 7 месяцев и войдя в историю нашего государства как самый многолетний его фактический правитель. Мало кто знает, что ещё до внука Ивана IV прозвище «Грозный» получил Иоанн III Васильевич. Но более справедливым по отношению к нему кажется эпитет «Великий».

Перхавко Валерий, lgz.ru


***

Самые важные заслуги царя Ивана III.

1. Иван III вошел в историю, в первую очередь, как собиратель русских земель. Под его управлением сформировалось объединённое и независимое Русское государство. Иван Великий правил 43 года и оставил после себя новую мощную державу, которая возникла на месте раздробленных княжеств и воспринималась как возрожденная Древняя Русь, являвшаяся наследницей Византии. Особой заслугой Ивана III является присоединение Новгорода, которое стало возможным в результате Московского-новгородской войны. Помимо внутреннего политического урегулирования, великому князю удалось также наладить внешние связи и значительно усилить влияние Русского государства в соседних странах.

2. Еще одной заслугой Ивана Великого является окончательное освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Оно происходило на фоне раздробления Золотой Орды на несколько ханств — Большую Орду, Ногайскую Орду, а также Крымское, Сибирское, Астраханское и Казанское ханства. Вопрос политической и даннической зависимости русских земель от Золотой Орды решился по итогам знаменитого «Стояния на Угре», которое завершилось фактической победой Русского государства. Страна получила долгожданную независимость, а в Орде началась междоусобица.

3. Централизация власти при Иване Великом и усиление влияния бояр требовали принятия специального нормативно-правового акта, который отвечал бы вызовам нового времени. Таковым документом стал Судебник 1497 года, представляющий собой свод законов Русского государства. Судебник является памятником русского феодального права XV века, который сыграл важнейшую роль в деле укрепления политического единства Руси.

4. При Иване III установилась поместная система — порядок землевладения, в основании которого лежали поместья, т. е. государственные земли, раздававшиеся государем во временное или пожизненное владение служилым людям. Дарование участка могло быть наградой за службу и являлось источником заработка, который позволял владельцу поместья снаряжать себя для военных походов.
При Иване III установилась поместная система — порядок землевладения

Иван Великий начал масштабную перестройку Московского Кремля

5. Помимо всего прочего, Иван Великий начал масштабную перестройку Московского Кремля. Именно при нем главная крепость страны обрела тот облик, к которому мы привыкли. Великий князь заново отстроил несколько кремлевских соборов и церквей, для возведения которых были приглашены знаменитые итальянские архитекторы. В 1485 году началось строительство Великокняжеского дворца и новых Кремлевских стен и башен. Площадь Кремля была значительно увеличена, а сама крепость получила современные очертания неправильного треугольника.

Собирание русских земель вокруг Москвы завершил Иван III

Иван III

Иван III, великий князь московский (1462-1505)

В ходе правления царя Ивана Васильевича произошло объединение большей части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства. Его политика оказалась чрезвычайно удачной. 

Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года в семье великого московского князя Василия Васильевича. Воспитывался при дворе своего отца. В марте 1462 года отец Ивана тяжело заболел. Незадолго до этого он составил завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын, Иван получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства – 16 главных городов (не считая Москвы, которой он должен был владеть совместно с братьями). Иван III, вступив на престол, ознаменовал начало княжения выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена великого князя Ивана III и его сына, наследника престола, Ивана Молодого. Первая жена Ивана III умерла рано, спустя два года после ее смерти великий князь вступает во второй брак — с Софьей (Зоей) Палеолог, породнившись с Византией. В правление Ивана III происходит окончательное оформление независимости Российского государства. Зависимость от Орды окончательно прекращается. Правительство Ивана III решительно поддерживает противников Орды среди татар. Успешным оказалось и восточное направление внешней политики: сочетая дипломатию и военную силу, Иван III вводит в фарватер московской политики Казанское ханство. Большой шаг вперёд при Иване III сделало русское зодчество; немалую роль в этом сыграло то, что по приглашению великого князя в страну прибыл целый ряд итальянских мастеров, познакомивших Россию с архитектурными приёмами бурно развивавшегося Возрождения.

Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии объединённой страны в исторической литературе принято считать новый герб — двуглавый орёл, и новый титул великого князя. Кроме того, отмечается, что именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые чуть позже составят официальную идеологию Московского государства. В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.

В ходе правления царя Ивана Васильевича произошло объединение большей части русских земель вокруг Москвы и ее превращение в центр общерусского государства. Его политика оказалась чрезвычайно удачной.


Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года в семье великого московского князя Василия Васильевича. Воспитывался при дворе своего отца.

В марте 1462 года отец Ивана тяжело заболел. Незадолго до этого он составил завещание, по которому делил великокняжеские земли между своими сыновьями. Как старший сын, Иван получал не только великое княжение, но и основную часть территории государства – 16 главных городов (не считая Москвы, которой он должен был владеть совместно с братьями).

Иван III, вступив на престол, ознаменовал начало княжения выпуском золотых монет, на которых были отчеканены имена великого князя Ивана III и его сына, наследника престола, Ивана Молодого. Первая жена Ивана III умерла рано, спустя два года после ее смерти великий князь вступает во второй брак — с Софьей (Зоей) Палеолог, породнившись с Византией.

В правление Ивана III происходит окончательное оформление независимости Российского государства. Зависимость от Орды окончательно прекращается. Правительство Ивана III решительно поддерживает противников Орды среди татар.

Успешным оказалось и восточное направление внешней политики: сочетая дипломатию и военную силу, Иван III вводит в фарватер московской политики Казанское ханство.

Большой шаг вперёд при Иване III сделало русское зодчество; немалую роль в этом сыграло то, что по приглашению великого князя в страну прибыл целый ряд итальянских мастеров, познакомивших Россию с архитектурными приёмами бурно развивавшегося Возрождения.

Наиболее заметными воплощениями формировавшейся идеологии объединённой страны в исторической литературе принято считать новый герб — двуглавый орёл, и новый титул великого князя. Кроме того, отмечается, что именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые чуть позже составят официальную идеологию Московского государства.

В целом можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.

27 октября 1505 года великий князь Иван III скончался. Похоронен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Выросший в тяжелое время междоусобий и смут, Иван III с малых лет (родился 22 января 1440 года) был вынужден приобщиться к трудным и хлопотным государственным делам. Отец его, великий князь Василий II, во время междоусобной войны с двоюродным братом Дмитрием Шемякой попал к тому в плен и был ослеплен немилосердным победителем. Вернув себе власть, он делает совсем еще юного сына своим поводырем и учеником, не только в житейском смысле этих слов, но и в делах высокой политики.

Даже первый брак Ивана Васильевича был призван укрепить расшатанное междоусобицей Московское государство. В 1446 году Василий II договорился с тверским князем Борисом Александровичем о помолвке 6-летнего сына и 4-летней тверской княжны Марии Борисовны (поженились они позже, в 1452 году, когда жениху исполнилось 12, а невесте – 10 лет). Породнившись с тверским княжеским домом, Москва получила важного союзника. С помощью тверских полков, имевших лучшую тогда на Руси артиллерию, московским воеводам удалось окончательно разбить Шемяку и овладеть его хорошо укрепленными городами – Галичем и Угличем.

Рождение единого государства

В ту пору грамоты стали писать от имени двух великих князей, старого и совсем юного, как сказали бы сейчас, подросткового возраста. Несмотря на молодость, Иван Васильевич полностью заменяет отца во время частых войн, ходит походами и против татар, и против того же Шемяки, разбитого, но не сдавшегося, укрывшегося в Новгородской земле и продолжавшего оттуда нападать на московских воевод. В делах и походах шло время, наш герой быстро взрослел. В 1458 году родился его старший сын, также нареченный Иваном. Старый же князь Василий, себя называвший «многогрешным», а современниками нареченный «Темным», быстро дряхлел и 17 марта 1462 года умер. Было ему от роду 47 лет. На московский престол вступил 22-летний Иван Васильевич. От природы одаренный большим умом и сильной волей, новый государь возобновил объединительную политику своих предков и, можно сказать, закончил собирание русских земель под властью Москвы, образовав в своих владениях единое Великорусское государство.

Когда он начал править, его княжество почти со всех сторон было окружено фактически независимыми русскими владениями: северные земли контролировало вечевое Новгородское государство, власти которого величали себя не иначе как «Господин Великий Новгород»; крепко держались своих старинных прав и князья тверские, ростовские, ярославские, рязанские. Силой или миром Иван Васильевич подчинил себе все эти земли, решив стоявшую перед страной важнейшую геополитическую задачу. К концу своего правления он имел лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, ливонских немцев, литовцев, казанских, крымских и ногайских татар. Это обстоятельство должно было изменить и изменило статус Ивана III. Раньше, окруженный такими же, как он сам, владетелями, Иван III оставался одним из многих князей-государей, хотя и самым сильным, но равным им по происхождению и значению. Теперь же, уничтожив независимость этих князей, превратив их в своих покорных слуг, он стал единственным государем образовавшейся великорусской народности.

начале княжения Иван III лишь мечтал о независимости, как мечтали о ней все его предки, начиная со времен далекого, но памятного Батыева нашествия. В конце своего правления он стал самодержавным государем и должен был думать о благе целого народа и его защите от внешних врагов, что, конечно же, требовало укрепления старых и установления новых границ.

Но, еще только приобретая такое значение, Иван III не мог размениваться своей властью с другими князьями московского дома. Уничтожая чужие уделы (в Твери, Ярославле, Ростове), он не мог оставлять прежних порядков в собственной семье. При первой же возможности великий князь отнимал уделы у братьев и ограничивал их старые права. Он требовал их полного повиновения себе как государю, не останавливаясь перед тюремным заточением самых упорных. Поначалу, однако, авторитет великого князя был недостаточно высок – многие из русских князей не уступали ему по своему происхождению.

Во многих действиях Ивана III видно стремление подчеркнуть величие своего рода, показать правоту исторического выбора, давшего именно московским князьям первенство над другими Рюриковичами.

Вхождение в Европу

После смерти своей первой жены Марии Борисовны (1467 г.) овдовевший Иван «стал искать другой жены подальше и поважнее». Вскоре нашлась невеста, отвечавшая самым строгим критериям. Ею стала жившая в изгнании в Риме племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога — Софья Палеолог. Свадьба состоялась в ноябре 1472 года. Молодая хозяйка Кремля начинает менять сложившиеся порядки. При московском дворе вводится новый пышный церемониал, меняется государственный герб. Им становится унаследованный от павшей Византии двуглавый орел. Вслед за греческой царевной из Италии были выписаны мастера, которые построили Ивану III новый кирпичный Кремль, Успенский и Архангельский соборы, Грановитую палату.

Новое государство, объединившее под своей властью обширные пространства Восточной Европы, не могло не занять видного международного положения, союза с которым стали добиваться многие соседи: господарь Молдавии Стефан III, венгерский король Матвей Корвин, германский император Фридрих III.

В 1486 году Москву посетил странствующий рыцарь силезец Николай Поппель. По возвращении на родину он стал распространять молву об увиденном им Русском государстве, правитель которого «гораздо богаче и могущественнее польского короля». Для многих в Европе это оказалось новостью. О Руси ходили до тех пор слухи, как о стране подвластной то ли все еще татарам, то ли польским королям. Явление новой державы стало настоящей сенсацией, потребовало включения Московского государства в европейский политический расклад. В 1489 году Поппель вернулся в Москву уже как официальный представитель императора Священной Римской империи. На тайной аудиенции он предложил Ивану III ходатайствовать перед императором о присвоении ему титула короля. С точки зрения западноевропейской политической мысли, это был единственный способ легализовать новое государство и ввести в общую систему западноевропейских государств, а заодно и поставить его в определенную зависимость от империи. Но в Москве держались иной точки зрения. Иван III с достоинством ответил зарубежному посланнику: «Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы … а поставления, как наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим». В грамоте императору Фридриху III Иван Васильевич и назвал себя «Божиею милостию Великим государем вся Руси». Впоследствии, в сношениях с второстепенными государствами он титуловал себя и царем.

Освобождение от ига

Став самодержавным государем, Иван III по-новому заявляет себя во внешней политике страны. Он — первый из русских князей, никогда не ездивший за ярлыком к татарским ханам, более того, именно он отважился сбросить с себя последние остатки зависимости от Орды, прекратив выплату разорительных даней-выходов ордынским «царям». Поспособствовала этому обострившаяся вражда отдельных частей бывшего когда-то грозным и могучим Улуса Джучи – Большой Орды и Крымского юрта. С Большой Ордой союзничал польско-литовский король Казимир IV, с крымским ханом Менгли-Гиреем – Иван III. Без войны разрубить этот сложный узел было невозможно. Основные события произошли в 1480 году, когда правивший в Большой Орде хан Ахмат вторгся в русские земли, чтобы восстановить свою власть над усилившейся Москвой. Позже приехавшему к нему послу из Москвы он объявил, что начал войну, потому что великий князь ему «челом не бьет, а выхода (дани) … не дает девятый год».

И хотя велика была опасность, московский князь не дрогнул. Он твердо решил встретить врага на границе и направил свои полки к реке Угре, куда двигались ордынцы. В октябре 1480 года татары сделали две попытки форсировать Угру, но с огромным для них уроном были отбиты русскими войсками. Простояв еще некоторое время на Угре и так и не дождавшись помощи от Казимира, владения которого подверглись нападению крымских татар, опасаясь надвигающейся ранней зимы, Ахмат увел свои отряды обратно. День отступления татар, 11 ноября 1480 года, принято считать днем полного освобождения Русской земли от ордынского ига.

Огромным успехом обернулись войны Ивана III c Казанским ханством. После ряда неудачных походов в 1487 году была одержана важная победа — с помощью русских полков на казанский престол взошел союзник московского государя Мухаммед-Эмин. На долгий срок восточная граница Руси стала одним из самых безопасных рубежей.

Возвращение древнерусских земель

Не менее успешно действовал Иван Васильевич и против еще одного старого недруга — Литвы. Развернув настоящее наступление на западном и юго-западном направлениях, он присоединил к своему государству порубежные волости с городами Вязьма, Белая, Торопец, Дорогобуж. Аннулированными оказались старые права литовских князей на Новгород, Великие Луки и Ржевские волости. Русско-литовская граница отодвинулась далеко на запад. Признав поражение, великий князь литовский Александр Казимирович выпросил у Ивана Васильевича себе в жены его дочь Елену. Однако отношений с Литвой этот брак не улучшил. Русские князья, находившиеся под властью Литвы, продолжали переходить на сторону Москвы, литовцам это не нравилось – и в 1500 году вспыхнула новая война. Воеводы Ивана III действовали удачно, громя и преследуя врага, и в 1503 году был заключен мир, по которому к Москве отошли еще 19 порубежных городов, в том числе Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Брянск и другие. Великое княжество Литовское теряло 70 волостей, 22 городища и 13 сел – в общей сложности третью часть принадлежавших ему не по праву древнерусских земель.

Закрепление единодержавной власти

Долгое время наследником Ивана III являлся старший сын государя от первого брака Иван Иванович Молодой, женившийся на молдавской княжне Елене Стефановне. Но еще в молодости у него обнаружился тяжкий недуг – «камчюга в ногах», так именовался в то время тромбофлебит. Чтобы помочь сыну, Иван Васильевич выписал из Венеции лекаря, некоего «врачевателя Леона». Лечение проходило самым диким образом. Леон ставил банки пациенту (жег «стекляницами по телу»), вливал в него горячую воду. В результате такого врачевания 32-летний Иван Иванович в начале марта 1490 года скончался. Головой за это ответил и сам Леон, казненный по приказу великого князя на сороковой день после смерти сына.

Очень сложным и запутанным было отношение Ивана III к внезапно объявившейся на Руси ереси жидовствующих, последователи которой отвергали многие догматы христианской церкви. Как ни странно, великий князь поначалу поддерживал еретиков, которым покровительствовала его сноха Елена Стефановна, мать наследника престола Дмитрия-внука. Противниками ереси стали вторая жена Ивана Васильевича великая княгиня Софья и их сын Василий. За это на них на некоторое время обрушились гнев и опала государя. Но затем под влиянием видного церковного лидера и религиозного мыслителя Иосифа Волоцкого Иван III раскаялся. Подтолкнула его к этому тяжелая болезнь (как предполагают, он перенес инсульт), воспринятая государем как наказание Божье за греховные дела и помыслы. Он повелел казнить самых упорных из еретиков, наложил опалу на своего внука Дмитрия и его мать Елену Стефановну и заточил обоих в тюрьму. Наследником престола был объявлен старший сын великого князя от второго брака Василий Иванович.

Вскоре после этих событий Иван III составил завещание. Содержание этого документа любопытно и достойно упоминания. Усиливший как никто из его предшественников роль и значение московского государя, Иван Васильевич не хотел допустить ослабления единодержавной власти впоследствии и потому сознательно обделил своих младших сыновей в пользу наследника Василия. Он лишил их всяких державных прав, подчинив великому князю как простых служилых князей.

Словом, везде и во всем Иван III закреплял роль великого князя как единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые люди. Так вместе с объединением Северной Руси совершилось превращение Московского удельного князя в государя-самодержца всея Руси.

Покаяние и завещательные распоряжения великого князя оказались вполне своевременными. Осенью 1503 года его разбил паралич и в октябре 1505 года Иван III умер. Погребен он был в перестроенном при нем Архангельском соборе Кремля. 

Владимир Волков. Специально для Столетия

***

Великий Князь Иоанн III – преемник царских прав Византии

Русское слово «Царь» произошло от византийского императорского титула «кесарь», «цесарь», что в свою очередь восходит к римскому императору Гаю Юлию Цезарю (лат.: Caesar – от этого же слова произошло и немецкое «кайзер»). Первым из русских Государей стал называть себя Царем Иоанн III (22.1.1440–27.10.1505).

После падения Второго Рима в 1453 г. (церковной провинцией которой была Русь) и женитьбы Иоанна в 1472 г. на племяннице и наследнице последнего византийского Императора (Царя) Константина XI Софье Палеолог – именно к Иоанну III как к верховному защитнику православной веры переходило наименование Царя.

Государственная идеология преемственности Москвы как Третьего Рима была столь самоочевидной, что в том или ином виде отразилась одновременно во многих документах как русских, так и иностранных. Из иностранных можно отметить папские инструкции римским послам, которым было поручено завлечь Русь в унию при обещании Константинополя как «законного наследия русских царей». В 1473 г. венецианский сенат обратился к русскому монарху с таким же напоминанием: «права на византийскую корону должны перейти к вам». Все это было еще до появления всех известных ныне русских письменных источников о Третьем Риме (старца Филофея и др.) – они являются более поздним оформлением этой самоочевидности.

Эта преемственность царства обязывала и к внешним переменам. С появлением царицы Софьи в Кремле стал меняться распорядок жизни великокняжского двора, приближаясь к византийскому, и даже облик Москвы. Византийские мастера и художники начали строить и расписывать церкви, сооружать каменные палаты (именно в это время была построена Грановитая палата в Кремле). Правда, наши предки считали, что жить в каменных домах вредно, поэтому они сами продолжали жить в деревянных, а в каменных хоромах устраивали только пышные приемы. Постепенно Москва и по облику своему стала напоминать бывший Царьград – Константинополь, столицу Византии.

В правление Иоанна III пределы Московского государства расширились, превратив Русь в великую державу. Началось отвоевание русских земель уЛитвы. Произошло и окончательное освобождение Руси от ордынской зависимости после стояния на Угре в 1480 г. Так что царский титул был подкреплен реальной мощью и значением Русского государства как Третьего Рима.

Правда, официально царский титул принял внук Иоанна III, Иоанн IV Грозный. Но уже Иоанна III нередко величали то Императором, то Царем. Сам он, называя себя Государем, придавал особое значение выражению «всея Руси» и даже ставил непременным условием мира с Литвой включение этих слов в перемирную грамоту.

Историк А. Нечволодов отмечает (1912):

«Это требование Иоанна было основано на том, что царский титул русского Государя заключает в себе сокращенно всю историю Русской земли и задачи ее верховных властителей, смысл деятельности которых может быть кратко выражен словами: «умиротворение или собирание земель и народов», продолжающееся и не оконченное и поныне, так как нет еще до сих пор ни полного собирания, ни полного умиротворения.

Самодержец, Царь, обладатель, повелитель – все эти наименования, заключающиеся в титуле, сливаются и завершаются в одном слове: «Миротворец». На основании этого титул царский и прочитывается, по древнему обычаю, в храме собирания Русской земли – в Успенском соборе в Москве накануне праздника Рождества Христова, пришедшего водворить мир на земле. И это ежегодное чтение царского титула напоминает всем, что русский Государь, расширяя и увеличивая свой титул, является исполнителем Его святой воли, чтобы на земле был мир.

Так, несомненно, смотрел Иоанн III на свою задачу, которую Божьим Промыслом он призван был исполнить, и, несомненно, точно так же смотрел на него русский народ, как на Божиею милостию данного ему Государя…».

Так смотрели на свою земную миссию и последующие Государи Российские, за что и оставались в памяти потомков с прозваниями «Благословенный», «Освободитель», «Миротворец».

В начале ХХ в. полный титул Императорского Величества, отражающий многовековую историю русского народа по собиранию земель под царским скипетром, был поименован в статье 59 Свода Законов Российской Империи следующим образом:

«Божиею поспешествующею милостью, Мы, ТТ, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимiрский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода низовския земли, Черниговский; Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверския, Карталинския и Кабардинския земли и области Арменския; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая». (Свод Законов Российской Империи. Том. I, часть 1. 1906.)

Наказ дочери Иоанна III

Великий Князь Иоанн III, давая согласие на брак дочери Елены с великим князем литовским Александром, поставил непременным условием, что «ей неволи в вере не будет». Послам литовским позволено было явиться за невестою только после подписания Александром особой клятвенной грамоты, в которой сказано: «Нам его дочери не нудить к римскому закону, держит она свой греческий закон».

13 января 1495 г., оправляя Елену в Литву, Иоанн дал ей ряд обстоятельных наставлений – как ей вести себя. Среди них следующее: «В латинскую божницу не ходить, а ходить в свою церковь, захочет посмотреть латинскую божницу или монастырь латинский, то может посмотреть один раз или дважды. Если будет в Вильне королева, мать Александра, ее свекровь, и если пойдет в свою божницу и ей велит идти с собой, то Елене провожать королеву до божницы, и потом вежливо отпроситься в свою церковь, а в божницу не ходить».

Иоанн передавал через послов зятю, чтобы сделал для дочери «церковь нашего греческого закона на переходах у своего двора, у ее хором, чтобы ей близко было к церкви ходить»… Но Александр не только не думал строить греческой церкви для жены, но и старался вопреки своей клятвенной грамоте, данной Иоанну, побудить ее к переходу в католичество. В этом его поддерживало все латинское духовенство во главе с папой Александром Борджиа, знаменитым клятвопреступником и отравителем, который писал Александру Литовскому, что совесть последнего останется совершенно чиста, если он употребит все возможные средства, чтобы склонить Елену к латинству.

Через посла дочери Иоанн дает ей такой наказ:

«Дочка! Памятуй Бога, да наше родство, да наш наказ, держи свой греческий закон во всем крепко, а к римскому закону не приступай ни которым делом; церкви Римской и папе ни в чем послушна не будь, в церковь римскую не ходи, душой никому не норови, мне и всему нашему роду бесчестия не учини; а только по грехам что станется, то нам, и тебе, и всему нашему роду будет великое бесчестие, и закону нашему греческому будет укоризна. И хотя бы тебе пришлось за веру и до крови пострадать, и ты бы пострадала. А только дочка поползнешься, приступишь к римскому закону, волею ли, неволею: то ты от Бога душою погибнешь, и от нас будешь в неблагословении…; а зятю своему мы того не спустим: будет у нас с ним за то беспрестанная рать».

Н.М. Карамзин отмечал, что «ни ласки, ни гнев мужа… не могли поколебать ее твердости в законе: она всегда гнушалась латинством, как пишут польские историки». После смерти мужа вдовствующая королева Елена Иоанновна подвергалась страшным оскорблениям, ее насильно вывели из православной церкви и стали держать в неволе, и вскоре после этого Елена внезапно скончалась в своем заточении. Виновником ее смерти был виленский воевода Николай Радзивилл, подкупивший ее людей, чтобы они подсыпали ей в кушанье лихое зелье.

rusidea.org

***

После похода на Новгород.

Дилетант поставил хорошую статью про царя Ивана III и его поход на Новгород, добавим к ней материал, чтобы было полнее и краше поле родной истории… (Напомним, царь Иван только что разгромил новгородских сепараторов  и стал по случаю наезжать в  своё «рюриковское» родовое гнездо).

… К концу XV века под влиянием ранних реформаторских идей, русское религиозное сознание претерпевает серьёзные изменения. Наиболее образованные задумываются о сложных, порой противоречивых вопросах взаимоотношений  Ветхого и Нового Завета и делают выводы, противоречащие канонам церкви. Многие проникались анти-тринитарными идеями, становясь противниками основной доктрины христианства — учения о «три-едином» Б- ге. Центром нового еретического движения  становится  славящийся давним вольнодумством Новгород. В конце 60-х годов XV века значительная часть новгородского боярства, не желавшего переходить под властное крыло московского князя Ивана III, пригласило на великое княжение литовского князя Михаила Олельковича. Реакция последовала незамедлительно, в 1471 году в кровопролитном сражении на берегу реки Шелонь московские дружины разгромили новгородское ополчение, жестоко расправившись с поверженным противником. Победа московского властителя определила ликвидацию политической независимости Новгорода и устранила всякие попытки сепаратистов отложиться от Руси.

 Начало ереси было положено визитом в Новгород несостоявшегося литовского ставленника Михаила Олельковича, в чьей пышной свите находились несколько евреев. Наиболее образованным,  человеком, обладавшим ораторскими способностями несомненно являлся лейб-медик литовского князя по имени Схария. Не многим уступали Схарии в знании священных текстов его помощники Моисей Хануш и Иосиф Скарабей.  В хаосе споров и толков, наполнявших духовное  пространство Новгорода, прибывшие ученые евреи сумели обратить в свою веру священников Михайловского прихода Дениса и Алексея вместе с их семействами. В течение нескольких месяцев, прошедших с момента визита литовского князя и вплоть до подавления новгородских сепаратистов Москвой в 1471 году, идеи иудаизма, умело сочетавшиеся с христианским вероучением, захватили многих высокообразованных мужей из числа новгородского духовенства. Священники Алексей и Денис даже вознамерились подвергнуться обрезанию, но осторожный и дальновидный Схария убедил их повременить с этой процедурой. Единственное, на чём сумел настоять пылкий неофит протопоп Алексей, так это на переименовании себя в Авраама, а своей жены в Сарру (прямо персонажи Василия Шукшина в своём роде…).    

В конце 1479 года, когда покоритель Новгорода князь Иван Васильевич прибыл в эту, ещё недавно мятежную вотчину, он был совершенно очарован велеречивостью, глубокими познаниями и обходительностью нескольких священников, являвшихся тайными вольнодумцами. Не мешкая, князь принял решение перевести наиболее понравившихся ему служителей Б- жьих в Москву, назначив Алексея (Авраама) протопопом Успенского, а Дениса протопопом Архангельского собора.  Очень скоро московская ветвь еретиков, которую возглавил дьяк Посольского приказа (министр иностранных дел в нашем переводе) Федор Васильевич Курицын, образовалась уже при дворе самого  Ивана III. Трудно сказать, какого размаха могла бы достичь эта опаснейшая для церкви ересь, но в 1487 году архиепископу Геннадию по доносу перебежчика из стана еретиков, попа Наума стали известны шокирующие обстоятельства всей глубины «падения» его собратьев. Обуянный ужасом Геннадий принялся забрасывать великого князя отчаянными посланиями, которые ещё надо было доставить в Москву с верными людьми, дабы они не попали в руки влиятельных сторонников ереси. 

Тем временем, вольнодумное движение продолжало набирать обороты. Помимо уже известных апологетов нового учения, к нему примкнула невестка Ивана III, вдова наследника трона.  Начав посещать секретный «салон» Федора Курицына, рано овдовевшая дочь молдавского господаря Елена, имевшая большое влияние на великого князя, возможно, искала там не столько новую веру, сколько интересных для себя людей и новых друзей. По наущению Елены и близких к ней бояр Патрикеевых, Иван Васильевич приступил к частичной секуляризации церковных земель. Будучи же ревнителем истинного православия, несмотря на засилье противников в высших церковных и светских кругах, Геннадий продолжал отчаянную борьбу с ересью. По его настоянию, подкреплённому слезными письмами ряда других правоверных пастырей,   был созван церковный Собор, на котором практически впервые прозвучали серьёзные обвинения против еретиков. В последующих событиях, основные из которых приходятся на 1493-1494 годы, огромную роль в постепенном низвержении еретиков сыграл уже известный нам игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Гораздо более образованный, нежели основная масса ортодоксальных священников, включая и самого Геннадия, Иосиф Волоцкий готовился к схватке с сильными противниками, обладавшими немалыми знаниями и умело ими манипулировавшими.

Слабый и безвольный московский архимандрит Зосима был смещён.  Новый митрополит Симон был человеком совсем иного склада и являлся последовательным борцом с ересью. Последней надеждой еретического движения была княгиня Елена и её сын Дмитрий, в котором Курицын и его единомышленники видели будущего великого князя московского. Эта надежда имела под собой весьма серьёзные основания, потому что Иван III, поссорившись с супругой — византийской принцессой Софьей Палеолог, назначил 15- летнего внука от первого брака своим соправителем. Однако, прошёл год, и ситуация коренным образом изменилась. Иван Васильевич помирился со своей уже было отставленной супругой и подверг опале бояр Патрикеевых, постоянно настраивавших его против «царьградской царевны». Вернув государевы и супружеские милости Софье, Иван III провозгласил наследником её сына Василия, что сразу лишало всех козырей «еретическую партию». Но наибольшим ударом для последователей приснопамятного Схарии явилась неожиданная смерть светского вождя и главного идеолога движения — Федора Курицына, последовавшая в конце 1497 года.

Упорство и решимость Иосифа Волоцкого и его сподвижников покончить с ересью наконец то возымели действие. Уже больной и слабый Иван III повелел созвать Собор, на усмотрение которого передал все дела уличённых в ереси. Выступая на Соборе, Иосиф Волоцкий  сумел настоять на том, чтобы сердобольные иерархи не обращали внимания на раскаяния еретиков, утверждая, что оно идёт не от сердца, а от сатаны. В результате вынесенного сурового вердикта брат покойного Федора Курицына, а также известный  своей эрудицией архимандрит Кассиан и ещё ряд обвиняемых были приговорены к сожжению на костре, подобно жертвам католической инквизиции. 

Как видим, поражение новгородцев военное имело неожиданную сатисфакцию на идеологическом фронте. Вроде бы даже царь Иван и не выиграл ничего, а главная битва была таки на другом фронте?
Сергей Жарков, diletant.ru

Комментарии

То есть, по поводу «наезда» Ивана Грозного я почти уверен, что царь был дезинформирован и введён в заблуждение по настроениям в этом городе, которые были представлены ему как предательские. И после этого он включил свой силовой ресурс. Именну ввиду возможности сущестовать отдельно и самостоятельно Новгород был самодостаточным и вполне мирным регионом. И «он» (Новгород) как бы и «думал», что всё спокойно, у города есть статус, налоги перечисляют, армий враждебных Москве не содержат и не приветствуют, проблем нет. А, оказывается, есть. Вопрос «централизации» в отношении Новгорода был решён ещё Иваном III, царь разбил народное ополчение и устранил угрозу силового восстания и какого либо риска военного со стороны новгродцев. Царь мог быть спокоен. Власть царя могла умыть руки, но в Московии уже сформировалось к тому времени корпоративное духовенство со своими интересами, вот оно и явилось источником троллинга и интриг. То есть, (мой вывод из всех записей здесь и разбора) указанная централизация теперь проводилась не властной московской династией, а московскими клерикалами. Это они строили свою вертикаль и свою империю под вывеской «крепкого Московского государства». Корпоративная мораль, которая оправдывает средства для достижения своей узкой цели, «большевики» с латинскими методичками в руке — вот мотор этого процесса. То есть мы столкнулись религиозным экстремизмом, который подмял даже властный курс и вылился в откровенные и злостные репрессии. Понятно, потом это представляют.
Вынужден оправдываться, — вопрос новгородского жительства если и «хорошо» изучен несколькими поколениями отечественных, то могу только ответить, что мне пока не доступна глубина этих исследований. Нет, я не изучаю перед публикацией предмет всесторонним образом, для важнее построить работоспособную «гипотезу», пусть отдалённо напоминающую действительные события. Просто в моём мышлении с большей образностью запоминаются характерные штампы, среди которых, или в борьбе с которыми мне приходится обживать своё видение вопроса. Я не занимался Новгородом вообще, никогда в жизни и ничем особым меня он не тревожил. Мне было важно прояснить такое недружелюбное отношение к этому городу русского царя Ивана Грозного, это было непонятно… В фильме Лунгина этого не видно, ответов на вопросы нет… а что тогда есть? У нас есть некое оправдание этой зверской политики «собиранием земель» и построением централизованного государства, фактически — историческая наука решает задачу агитпропа по оправданию репрессий. Тогда — выясняем, а что это за «собирание земель» такое, и какой уровень «централизации» необходим? Ведь, судя по повадкам обоих царей Иванов (и деда и внука) их могло устраивать то, что Новгород и так предлагал им обеспечивать — статус неприсоединения и сбор налогов в нужном обёме. Чего более? Так как я уже несколько раз слышу — Новгород НЕ сепаратный никакой вовсе регион.

1.Вы признаете, что многочисленные книги и статьи по истории Новгорода, Вы не читали. Однако интересующий Вас вопрос о причинах погрома Новгорода в 1570 г. почему-то ищите не в книгах, а в …фильме Лунгина. Это серьезно?
2.  «У нас (интересно, у кого – у нас? – А.К.) есть некое оправдание этой зверской политики «собиранием земель» и построением централизованного государства.

Как это может быть, что книги по истории Новгорода и Ивана Грозного Вы не читали, но знаете их содержание?
Серьезных исследований, по Вашему признанию, Вы не читали, но уже выносите вердикт ВСЕЙ исторической науке – «историческая наука решает задачу агитпропа по оправданию репрессий».
Это серьезно?
3. Наиболее распространенная точка зрения (не обязательно правильная): опричнина – это система мер (социальных, экономических, политических, военных, духовных и т.д.), направленная на формирование единоличной власти царя. Основной способ реализации данной политики – террор. Только не читающий книг мог написать, что историческая наука – «агитпроп по оправданию репрессий». У историков все наоборот. Террор против всех ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ «ограничителей» царской власти: института удельных князей, института Боярской думы, института церкви, института местного самоуправления и др. Раньше вечевые вольности были одним из «ограничителей» великокняжеской власти.
Раньше вечевые вольности были одним из «ограничителей» великокняжеской власти. Погромом Новгорода Иван хотел преподать урок всем городам: если с Новгородом, где вечевые вольности были наиболее развиты, он так поступил, то остальные города – тем более сотрет в порошок, не задумываясь.

Согласны с общепринятой точкой зрения или будете опровергать?

1. Вам уже этот вопрос задавали, но Вы ушли от него.
Любое определение предполагает формулирование критериев (признаков). По каким критериям Вы считаете новгородцев «сепараторами?»
Москва силой оружия, как правило, присоединила наиболее крупные русские земли. Но в истории сильнейший – не всегда прав. А вдруг правы были Тверь, Новгород, Галич, и именно Москва проводила эгоистичную политику? Многие исследователи так считают. А вдруг, тех, кто прав, Вы называете «сепараторами»?
С.Ж.: «Про сепаратизм Новгорода вопрос вообще то непонятный и неизученный, я не знаю, что на него определённо сказать».
История Новгородской земли достаточно подробно изучена несколькими поколениями отечественных и зарубежных исследователей.
Сергей.
При подготовке текста Вы документы и книги изучаете?
Сергей.
Вы считаете правильным походя не разобравшись давать негативные оценки тысячам и тысячам людей?
2. С.Ж.: «После похода на Новгород 1570 г. уже конкретно – Смута».
Сергей. После не всегда означает вследствие. Вы видите какую-то связь между двумя этими мало связанными событиями?
3. У Вас по смыслу Вашего комментария, Смута – это плохо. Многие исследователи отмечали блестящие возможности, которые открывались перед русским обществом в период Смуты и которые были упущены. Вы не согласны с таким мнением?

могла ли Новгородская земля просуществовать самостоятельно – интересен, но предполагает иной анализ и отдельного разговора. Аргументы в стиле раз полякам не удалось, то и другим якобы не удалось бы, не работают. Десятки мелких немецких и итальянских городов, земель, княжеств, графств и т.д. самостоятельно просуществовали до XIX в.

Господи, и в 15 веке в Московии во всем виновны, оказывается, были евреи…
Кстати, Р. Скрынников не верил в существовании в существование Скарии, а А. Зимин существование этого типа верил весьма относительно.
Кстати, Новгород всегда был источником религиозного вольнодумства.
Как считает Зимин, для разгрома «ереси» необходимо было связать новгородских вольнодумцев с Великим Княжеством Литовским (http://annales.info/rus/zimin/zim2_05.htm).
Именно такая связь появилась в Сказаниях Иосифа Волоцкого
Разгром новгородских вольнодумцев и привел к окаменению и махровости православия.

ну, вольнодумство — это сильно сказано. Первым расколом, условно можно назвать.
Кроме этого, жесткий аскетизм проповедуемый нестяжателями, никоим образом не ограничивался стенами церкви.
Великокняжеская благосклонность, на первых порах, была вызвана как раз искушением похарчиться на халяву, по быстрому, карательной секуляризацией.
Однако, некоторая активность противников ( бабок -то больше), разгром политического союзника, да и просто, страх к изменениям — позволило забетонировать прежнюю идиократию.

ну, вольнодумство — это сильно сказано. Первым расколом, условно можно назвать.
Кроме этого, жесткий аскетизм проповедуемый нестяжателями, никоим образом не ограничивался стенами церкви.
Великокняжеская благосклонность, на первых порах, была вызвана как раз искушением похарчиться на халяву, по быстрому, карательной секуляризацией.
Однако, некоторая активность противников ( бабок -то больше), разгром политического союзника, да и просто, страх к изменениям — позволило забетонировать прежнюю идиократию.

Не утративший, а утрачивающий. На тот момент.
Кроме этого, немцы никогда не жили в одной Орде, и что характерно, в разных конфессиях. И ничего — немцами быть не перестали.

Автор указал год смерти Ф.Курицына — 1497. Но по другим сведениям он возглавлял Приказ до 1500 года, а как умер или куда делся — не известно, среди казненных не значился. И не столько в той ереси было от веры, сколько от эпохи Возрождения: «Бог есть Человек».

Костромской князь (младший брат Александра Невского) Василий, сходил в Новгород. И сделал так, что Новгород стал подчиняться (через Кострому) Владимирской земле. И через Владимир – Орде.
Именно при костромском князе Василии и родилась система отношений Русь – Орда. Смысл системы в том, что:
— Русь платит в центр налоги (дань)
— Центр (Орда) этим довольна и не вмешивается в дела церковные и т.п.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Василий_Ярославич_(князь_владимирский)

Дак вот, и я за это говорю — странное дело, подвергли людей экзекуции за ради чего? Потом получили такого гремучего царя, который ни в чём не был никогда уверен, множество бедствий и войны… И опять поход на Новгород, ровно через сто лет. После него уже конкретно — Смута, и только полнейшая мобилизация всего народа спасла ситуацию, но потом — царь династии Романовых уже прямой сын патриарха. Про сепаратизм Новгорода вопрос вообще то непонятный и неизученный, я не знаю, что на него определённо сказать, подождём комментариев умных людей…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: