Благоверный великий князь Дмитрий Донской

Дмитрий Донской

Дмитрий I Иванович, прозванный Донским за победу в Куликовской битве — князь Московский (с 1359) и великий князь Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны.

В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, а Владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, хотя при этом из-под его влияния вышли Тверское и Смоленское княжества. После ряда одержанных в правление Дмитрия значительных военных побед над Золотой Ордой татарские набеги хотя и продолжались ещё около двух веков, она не решалась на битву с русскими в открытом поле. Также был построен белокаменный Московский Кремль.

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным и прославленным РПЦ в лике святых Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.

Святая Церковь чтит память победителя Мамая св. блгв. Великого князя Московского и Владимирского Димитрия Иоанновича Донского, преставившегося ко Господу 19 мая 1389 г. Он родился 12 октября 1350 г. и был сыном Великого Князя Московского Ивана II Ивановича Красного, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. В 1359 г. после смерти отца в 9-летнем возрасте вступил на прародительский престол. Воспитателем Дмитрия был Московский митрополит Свт. Алексий, который фактически управлял княжеством в малолетство Великого Князя. Княжение Дмитрия Ивановича выпало на очень бурную и тяжелую эпоху. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, св. Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским. Он устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Святой Димитрий преставился ко Господу 19 мая 1389 года, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Он проводил очень активную политику по собиранию русских земель. Еще в 1363 г. правительству Дмитрия удалось добиться от Нижегородского князя Дмитрия Константиновича отказа от ярлыка на великое княжение в пользу Московского князя, это соглашение было закреплено в 1366 г. женитьбой Дмитрия Ивановича на Евдокии Дмитриевне, дочери Нижегородского князя (после кончины св. князя Дмитрия она приняла постриг с именем Ефросинья в основанном ею Вознесенском монастыре в Московском Кремле, где и похоронена; обладала даром исцеления, как и ее святой супруг, прославлена Церковью). После длительной борьбы Дмитрий Иванович смирил Тверского князя Михаила Александровича, активно боровшегося за великое княжение, князь Михаил в 1375 г. вынужден был признать себя младшим братом Московского князя. 

Дмитрий Донской

Долгой была борьба с Рязанским князем Олегом, который дважды выступал союзником татар (Мамая и Тохтамыша), наконец в 1385 г. при посредничестве прп. Сергия Радонежского Дмитрий и Олег заключили мир, скрепленный женитьбой Федора Рязанского на дочери Московского князя Софье. В период великого княжения Дмитрия к Москве были окончательно присоединены Галич Мерьский, Белоозеро, Углич, а также Костромское, Чухломское, Дмитровское, Стародубское княжества. Был дан отпор великому литовскому князю Ольгерду, пытавшемуся захватить Московское княжество. Москве повиновался Новгород Великий. В 1367 г. по приказу Дмитрия в Москве был возведен белокаменный кремль. 

Дмитрий (или Димитрий) Иванович Донской, сын Ивана II, родился (12) 20 октября 1350 года в Москве. Его отец умер рано, и Дмитрий стал Великим князем владимирским и московским на десятом году жизни, с 1359 года, под опекунством Митрополита Алексия. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Опираясь на возросшую мощь Московского княжества, Дмитрий Донской преодолел сопротивление соперников в борьбе за великое княжение суздальско-нижегородского, рязанского и тверского князей. При нём в 1367 году был построен первый каменный кремль в Москве, в 1368 и 1370 годах его войска отразили нападения на Москву литовского князя Ольгерда. Во время войны с Тверью Дмитрий Донской в 1375 году принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой. Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. В 1376 году Московское княжество утвердило своё влияние в Болгарии Волжско-Камской, в 1378 году его рать разбила под Скорнищевом рязанского князя. Дмитрий Донской первым из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: в 1378 на реке Вожа было разгромлено татарское войско Бегича, а в 1380 году Дмитрий Донской во главе объединённых русских сил разбил в Куликовской битве войска татарского темника Мамая, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение сыну Василию I без санкции Золотой Орды. Дмитрий умер рано – на 39-м году жизни, (19) 27 мая 1389 года. Погребен в Архангельском соборе в Москве. Канонизирован Русской православной церковью в 1988 году, его память чтится 1 июня.

"Святой Благоверный Великий московский князь Дмитрий Донской". Виктор Моторин, 2002В историю св. князь Дмитрий вошел своей победой над Мамаем на Куликовом поле. Первое столкновение с ордынцами произошло в 1377 г., оно закончилось поражением московского войска. Однако в следующем, 1378 г. Великий Князь разгромил на реке Воже сильное татарское войско мурзы Бегича, что привело в ярость хана Мамая, решившего покарать Москву. На битву с татарами Великого Князя благословил игумен русской земли прп. Сергий Радонежский, предсказавший ему победу. 8 сентября 1380 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские войска под командованием Дмитрия Ивановича одержали блистательную победу на Куликовом поле над огромным татарским войском хана Мамая. Великий Князь, одел доспехи и сражался рядовым воином, воодушевляя своим примером ратников на подвиги. После кровопролитной сечи его нашли едва дышащего, панцирь его был весь разбит, но на теле не было ни одной серьезной раны.

День памяти великого князя Димитрия Донского

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг (Автор: А. Немеровский)

 

Благоверный великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты, воспитывался в любви к Богу и святой Церкви под руководством святителя Московского Алексия. В воспитании князя святителю много содействовал преподобный Сергий Радонежский. С ранних лет Димитрий, внимая рассказам отца о славных предках — Александре Невском, Данииле Московском и других благоверных князьях, укрепился в ответственности за свое происхождение. Девятилетним мальчиком, после смерти отца, Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля. Димитрий укрепил Москву, окружив Кремль стенами из белого камня взамен дубовых, сгоревших во время пожара, и поставил на стены пушки — новейшее оружие того времени. Москва смогла выдержать три осады огромного литовского войска. Димитрий посвятил себя делу объединения русских земель под главенством великих князей Московских и освобождению Руси от монголо-татарского ига. На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и поведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым). Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников — Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…». Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в сентябре 1380 года. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка. Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво. Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского.

Святой князь Димитрий ДонскойСвятой князь Димитрий Донской

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота). Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать — великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья, причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь. Князь Димитрий преставился ко Господу в 1389 году, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Его канонизация совершилась в 1988 году. Русская Православная церковь чтит память святого Димитрия Донского 1 июня по новому стилю. © Calend.ru

За победу на Куликовом поле Дмитрий Иванович получил прозвище Донской. После Куликовской битвы Москва перестала платить дань татарам. Однако в 1382 г. новый хан Золотой Орды Тохтамыш совершил набег на Русь, захватил и разграбил Москву, после чего выплата дани татарам была возобновлена.
Великий Князь Дмитрий установил новый (территориальный) принцип формирования военных сил взамен старого служилого, несколько ограничил «вольность» боярской службы и право отъезда от одного князя к другому, в его княжение начал интенсивно складываться Государев двор. Умирая, он передал великое княжение своему старшему сыну Василию I без согласования с ханом Золотой Орды.
Летописец сообщает, что Дмитрий «умом совершен муж бяше», в его житии говорится, что он имел отвращение к забавам, отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Некоторые летописцы называли Дмитрия Ивановича даже «русским Царем».

Святой Димитрий Донской: держатель русской земли

В год 1000-летия крещения Руси наша Церковь прославила девять новых святых. И первого среди них – благоверного великого князя Димитрия Донского. Что же послужило основанием для этой канонизации, и почему она состоялась только через 600 лет после кончины святого?

ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И ОТЕЧЕСТВА

Дмитрий Донской. Портрет из Царского титулярника, 1672 г.


Первое основание для прославления князя указано нам в тропаре святому: 
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобного Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Как защитника отечества прославляем мы Димитрия, воспевая его победы над татарами: поход 1376 г. на Волжскую Булгарию, битвы на реке Воже в 1378 г. и особенно на поле Куликовом в 1380-м. Это были первые победы над врагом, около полутора столетий терзавшим Русь и казавшимся несокрушимым.

***
Битвы времен Дмитрия Донского

1 Битва на реке Пьяне

Это было время усиления Москвы и расширения границ ее княжества. С начала XIV века Москва приобретает все большее влияние, выступая центром единения всех русских княжеств, а московские князья все чаще становятся обладателями титула великого князя Владимирского — столицы Руси того времени. Сыну великого князя Ивана Ивановича Милостивого Дмитрию, названному позже Донским, в его деле возвышения Москвы противостояли и свои князья (Тверское, Рязанское и Суздальско-Нижегородское княжества, также претендующие на великое княжение), и внешние враги — Литва и рыцари Ливонского ордена, которые набегами постоянно тревожили северо-западные границы Руси, и постоянная угроза с юга — из Золотой Орды.
Тридцать лет правил Дмитрий Иванович Донской Московским княжеством — с 1359 года, когда он девятилетним отроком принял княжество после кончины отца, и до последнего своего дня — 19 мая 1389 года.
Именно на этот период приходится «великая замятня» в Золотой Орде, где после смерти Батыя в кровавом противостоянии ханы быстро сменяли друг друга, одинаково все претендуя на власть над Русью. 
Самым опасным из них был темник Мамай. Видя усиление Московского княжества, он всячески стремился этому помешать, сея раздор между князьями, неся «конем и мечом» погибель земле русской. Он понимал, что признание большинством княжеств Руси первенства Москвы — это реальная возможность русских выступить общими силами против татар и победить их.В летописях сохранились сведения о трех больших походах великого князя Дмитрия Ивановича к южным рубежам, приведших к «розмирью» Москвы с татарами. Летом 1373 года состоялся поход татар на Рязанскую землю, а их конные разъезды рыскали на границе московских владений. Тогда князь «Дмитрий Иоаннович собрался со всею силою своею и стоял у реки Оки на брезе все лето и татар не пустиша». В следующем 1374 году Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде, а в 1376 году князь Дмитрий сам пошел за Оку «стерегася рати татарскиа». В том же году московские и нижегородские рати ходили на Волжскую Болгарию. Казанцы выплатили им огромный по тем временам выкуп 5 тысяч рублей и приняли в свой город русского «таможника». Так русские начали бить ордынцев в их собственных владениях. Естественно, Орда возмутилась.
В 1377 году высоко поднялась звезда воинской удачи татарского царевича Араб-шаха. Стремительно покончив с противниками в собственном стане и предприняв несколько быстрых и решительных походов против владетелей соседних улусов, новый великий хан пытается возродить державу Чингисхана и посылает на Русь грамоту, содержащую требования о выплате дани и признания нового владыки. Для русских князей это означало либо согласие выплачивать дань и подтверждение ярлыков на княжение, либо карательный поход Орды на русские земли. Поскольку вразумительного ответа на свое послание Московскому князю Дмитрию Ивановичу, как, впрочем, и от других князей, Араб-шах не получил, то двинулся на Русь.
Русское войско, собравшееся в Нижегородской земле с целью противостоять татарам, первоначально возглавил сам князь Дмитрий Московский, который выступил в поход вместе со своим тестем Дмитрием Суздальским. Однако о войске противника долгое время не было никаких вестей, а после стало известно, что татары задержались, как сказано в летописи, «у Волчьих Вод». Посчитав, что серьезного столкновения не будет, князь Московский с главными силами и Суздальский князь вернулись в свои владения. Командование оставшимся войском было поручено сыну Суздальского князя — Ивану Нижегородскому, участвовавшего незадолго до этого в удачном походе против Астраханского ханства. Нижегородское войско совместно с дружинами соседних княжеств — Владимирского, Переяславского, Юрьевского, Муромского и Ярославского, а также тысячей тяжелой конницы из Москвы под командованием Осляби, оставленного при войске в качестве военного советника, пришли на берег небольшой реки Пьяны, чтобы здесь — на границе с владениями мордовского племени эрзя — ждать противника.
Молодой князь Иван, не слушая советов более опытных воевод, повел войско за реку и приказал разбить лагерь там. Только московская конная тысяча не последовала примеру Нижегородского князя. Опытный полководец Ослябя разбил лагерь на вершине холма, приказал нести дозоры круглосуточно и строжайше запретил снимать доспехи. Основная же часть войска, стоявшая за Пьяной, на подобные меры махнула рукой. В ту пору стояла сильная жара, и воины бродили по лагерю без доспехов, военачальники развлекались охотой, в стане не без помощи мордовских «друзей» появились мед и брага.
Спустя неделю 2 августа ордынское войско Араб-шаха, незаметно подведенное мордовскими союзниками к русскому лагерю, обрушилось на стан князя Ивана и полностью его разгромило. Князь Иван Нижегородский «жестоко преследуемый, прибежал в оторопи к реке Пьяне, бросился на коне в реку и утонул, и с ним утонули в реке многие бояре и воины и народа без числа погибло», сообщает летопись. Конная лавина татарского войска попыталась взять с налета и лагерь московской рати, что при количественном превосходстве ордынцев не представлялось сложным. Однако московская дружина применила необычное по тем временам оружие. Помимо мечей и копий она имела на вооружении большое количество самострелов и арбалетов, а также значительные запасы зарядов к ним. Выпускаемые почти в упор кованые арбалетные болты с четырехгранными головками навылет пробивали любые доспехи и шлемы. Из-за большого урона все атаки ордынского войска захлебнулись, так и не добившись успеха, с наступлением темноты ордынцы отошли за Пьяну. А ночью московская дружина, в рядах которой практически не было потерь, тихо снялась и ушла.
После этой битвы войско Араб-шаха беспрепятственно двинулось дальше. Татарами были взяты Нижний Новгород и Рязань, а также подверглись опустошению и грабежу южные пределы Руси. Так и не встретив сопротивления, Араб-шах покинул русские земли. Лишь в 1378 году в ответ русские рати предпримут поход в мордовские леса, после чего, по словам летописца, «сотворят мордовскую землю пусту». Затем наступит очередь мурзы Бегича, посланника Мамая, которого русские войска встретят на реке Воже…

Битва на реке Воже

Летом 1378 года Мамай, по словам летописца, «собрал воинов много» и под предводительством мурзы Бегича отправил в набег на Русь. Однако Московский князь встретил врага во всеоружии. Благодаря хорошо налаженной разведке и отличной маневренности русские войска опередили татар и первыми подошли к реке Воже, правому притоку Оки, и перекрыли брод. Князь Дмитрий занял удобную позицию на холме Черный Угол, с которого открывался хороший обзор противоположного берега и контролировался брод. Появление готовых к сражению русских полков оказалось неожиданностью для ордынских военачальников, как и контроль русских над бродами через реку.
В замешательстве татары простояли целых три дня. Однако стояние не входило в планы князя Дмитрия. Ему была необходима решительная победа в открытом сражении. 11 августа он приказал своим войскам немного отойти от берега, как бы приглашая врага, при этом татары осыпались насмешками. Ордынцы не выдержали и начали форсировать реку.
   Ожидая врага, князь Дмитрий применил классический порядок построения из трех полков — выставив в центре большой пехотный полк, который лично возглавил, а по левую и правую руку два фланговых, состоящих из конников. Русские полки неподвижно ожидали врага, а когда те переправились и оказались на болотистом берегу, не сразу атаковали, чем вызвали замешательство татар. Они замедлили ход и остановились, обстреливая русские полки из луков. Задние ряды татар наседали, приводя к еще большему замешательству. В этот момент князь Дмитрий дал сигнал к атаке, и русские двинулись на ордынцев, охватывая их фланги. Большой полк во главе с князем Московским атаковал золотоордынцев в лоб, а с флангов удары нанесли полки правой и левой руки. Передние ряды татарской конницы были смяты, последующие повернули обратно и столкнулись со своими же переправляющимися войсками. Началась паника. Татары бросились назад к болотистому берегу, многие утонули. В ходе сражения погибло пять ордынский мурз, в том числе и сам Бегич. Только наступившая темнота помогла спастись остаткам ордынского войска, которое бежало, уже не останавливаясь. В полдень следующего дня русская конница спокойно переправилась через Вожу и захватила весь ордынский обоз. Победа на реке Воже стала первой крупной битвой, выигранной русскими у Золотой Орды.

Куликовская битва

После победы на Воже в Москве ждали известия о начале Мамаева нашествия на Русь. Спустя два года Мамаю удалось собрать крупные силы — помимо ордынских туменов в их состав входили отряды, набранные среди подвластных Орде народов, а также тяжёлая пехота, нанятая у генуэзцев. Численность татарского войска составила по подсчетам от 60 до 100 тысяч воинов. Великому князю Дмитрию при сборе сил пришлось столкнуться с трудностями. Новгород Великий до последнего момента был в натянутых отношениях с Москвой, и его полки не участвовали в походе против татар. Беспрестанно разоряемые татарами Суздальско-Нижегородские князья не смогли существенно помочь своему союзнику. Особенно сложным было положение Рязанского князя Олега Ивановича. Его вотчина лежала на самой границе со степной областью — Диким Полем. Зажатый между двух огней, Рязанский князь занял позицию «нейтралитета». Есть сведения, что он послал своих людей в Москву, чтобы предупредить о передвижении Мамая. Одновременно с этим Олег обещал и Мамаю быть его верным союзником.
Все союзные Москве полки должны были сойтись под Коломной в первой половине августа 1380 года. Под знамёна великого князя Дмитрия помимо московских сил встали полки князей Ярославских, Ростовских, Белозерских, Смоленских, Стародубских, Кашинских, а также отряды из многочисленных княжеств, расположенных в верховьях Оки. Важное значение имело прибытие на помощь войск двух братьев великого князя литовского Ягайло — Андрея Полоцкого и Дмитрия Брянского. По подсчётам историков, русское войско по численности примерно равнялось силам Мамая и, вероятно, могло доходить до 100 тысяч человек. Это равновесие было бы нарушено в случае присоединения к татарам союзных литовских полков Ягайло и отрядов Рязанского князя Олега.
Поход на ордынцев был освящён преподобным Сергием Радонежским. Именно к нему в Троицкую обитель близ Радонежа 17 августа отправился великий князь Дмитрий накануне сражения с Мамаем. Обладавший даром прозорливости, преподобный не только благословил князя на битву, но и предрёк ему победу. Зримым образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске двух иноков-воинов из Троицкой обители — Пересвета и Осляби.
Тем временам высланная далеко вперед конная разведка донесла, что Мамай со своим огромным войском расположился на реке Мече, правом притоке Дона. Московский князь задумал разбить войско Мамая еще до соединения с ним великого князя литовского Ягайлы и потому, переправившись через Оку, двинул далеко на юг свои полки. Подойдя к донскому берегу, русские князья стали размышлять о том, где лучше принять бой: на левом берегу или переправиться на правый. В первом случае пришлось бы сражаться на обширном поле у реки Сосенки, а при переходе через Дон русское войско попадало на Куликово поле — участок земли, ограниченный с трёх сторон Доном и его притоками Смолкой и Непрядвой. На состоявшемся военном совете по настоянию великого князя было принято решение перейти Дон. Это сулило две несомненные выгоды. Во-первых, татары лишались возможности использовать свой излюбленный приём — фланговый охват конницей — и должны были атаковать в лоб. Во-вторых, Дмитрий обезопасил себя от возможного удара в тыл со стороны войска князя Ягайло, который форсировал Оку и находился неподалёку, ожидая исхода противостояния.
Дон русские перешли в самый день битвы, 8 сентября 1380 года, когда праздновалось Рождество Пресвятой Богородицы (по старому стилю). Мосты за великокняжеским войском приказано было сжечь. Боевой порядок, в который выстроились полки, был традиционным для тех времён. Впереди встал сторожевой полк во главе с младшим воеводой Семёном Меликом. За ним следовал передовой полк. В него вошли молодые воины, поэтому великий князь решил собственным примером укрепить их стойкость. В платье и доспехах простого ратника Дмитрий встал в строй. В ставке, под стягом, его место занял молодой боярин Михаил Бренк. Основные силы сосредоточились в большом полку, который с флангов прикрывали полк правой руки во главе с Ростовскими и Стародубскими князьями и полк левой руки, возглавлявшийся князьями из Ярославской и Белозерской земель. Небольшим резервом, находившимся за полком левой руки, командовал литовский сторонник Москвы, князь Дмитрий Брянский. И, наконец, на самом краю левого фланга, в зелёной дубраве, притаился засадный полк князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброк-Волынского. Ему отводилась особая роль — в критический момент ударить на врага и решить исход сражения.
Рано утром перед боем состоялся поединок двух богатырей — русского инока-воина Пересвета с ордынцем Челубеем. Согласно преданию, оба они пали в поединке, как бы символизируя кровопролитность и упорство предстоящей битвы.
Мамай был опытным полководцем. Он сразу понял, что на Куликовом поле ему не удастся использовать свое преимущество в коннице. Густые дубравы и речушки с топкими берегами надежно прикрывали фланги русских от обхода. Оставалось только атаковать московскую рать в лоб, с фронта. Мамай приказал спешиться части своих всадников в помощь наемной итальянской пехоте. На флангах он поставил тяжеловооруженную конницу, за Красным холмом — сильный резерв. После чего первым двинул в бой войска.
Татары рассеяли сторожевой и передовой полки русских и углубились в строй основных сил Дмитрия. Однако главный прорыв образовался на левом фланге, где русские полки не выдержали натиска. Подошедший резерв Дмитрия Брянского на некоторое время сдержал продвижение войск Мамая. Создалась опасность прорыва противника в тыл большого полка, что фактически было бы равносильно поражению. Именно в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк, после чего татары обратились в бегство. За великую победу 8 сентября 1380 года народ прозвал героя Донского побоища (так современники называли Куликовскую битву) — Донским. А его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского — Храбрым.

4  Разорение Москвы Тохтамышем

После поражения в Куликовской битве Мамай собрал в Крыму остаток сил, снова собираясь идти, теперь уже «изгоном», на Русь. Но вместо этого ему пришлось противостоять Тохтамышу — новому правителю Орды. Однако вместо битвы на реке Калке мурзы и военачальники Мамая изъявили покорность Тохтамышу, а Мамаю со всеми богатствами пришлось бежать в Кафу (Феодосию), где его ограбили и убили бывшие союзники генуэзцы.
Тохтамыш послал Московскому и другим русским князьям послов с извещением о своей победе над его соперником и их врагом, а также о своём воцарении в Золотой Орде. Послы заявили, что Тохтамыш благодарен Великому Московскому князю Дмитрию за то, что последний разгромил Мамая на Куликовом поле, но он победил не хана Золотой Орды, а темника, узурпатора ханской власти и теперь, когда в Орде пришёл к власти законный хан, Русь должна платить дань Золотой Орде, за что Тохтамыш обещал Дмитрию Московскому свою милость и защиту от врагов. Послы были встречены со всеми почестями и одарены дорогими подарками, но от дани и признания покорности Дмитрий уклонился.
Летом 1382 года Тохтамыш внезапно захватил Волжскую Булгарию, а бывших там русских купцов перебил или заключил под стражу. Их товары и имущество были изъяты, а суда использованы Тохтамышем для переправы войск через Волгу. После этого Тохтамыш скрытно повёл свои войска «изгоном» на Русь.
Нижегородско-Суздальский князь Дмитрий, своевременно осведомлённый о действиях Тохтамыша, послал к нему посольством своих сыновей Василия и Семена, которые настигли Тохтамыша уже у границ Рязанского княжества. Здесь его встретили бояре рязанские и, чтобы не подвергать разорению свое княжество, указали Тохтамышу броды на реке Оке и дорогу к Москве. Олег Рязанский тем временем укрылся в Брянске у сестры. Тохтамыш повёл войско в обход Рязанского княжества с восточной стороны.
Известие о походе Тохтамыша застало Дмитрия Московского врасплох. Не получив помощи от князей и видя разногласие и недостаток сил, великий князь для сбора рати ушел из Москвы на север — в Кострому, а князь Владимир Серпуховской направился в Волок Ламский. Тем временем Тохтамыш, перейдя Оку, взял Серпухов и направился на Москву.
В Москве начались беспорядки. Одни хотели затвориться и держать оборону, другие пытались покинуть город. На вече было решено никого из города не выпускать. У ворот стояли люди с обнажённым оружием, никого не выпуская из города. Дозволено было отбыть только княжеской семье в Кострому и митрополиту Киприану в Тверь. В Москву же прибыл молодой литовский князь, состоявший на русской службе, Остей, который сумел навести порядок и возглавить оборону.
23 августа передовой отряд Тохтамыша подошёл к Москве. Приблизившись к стенам, ордынцы спросили горожан, есть ли в городе великий князь Дмитрий? Им ответили: «Нет». Тогда ордынцы отъехали от стен. 24 августа к городу подошли основные силы во главе с Тохтамышем. Когда татары приблизились к городским стенам, москвичи пустили в них по стреле. Ордынцы ответили ливнем стрел, поразив многих защитников города, и пошли на штурм. Защитники города лили на штурмующих кипяток, кидали камни, стреляли из луков и самострелов. Также москвичами было использованы «тюфяки» — огнестрельное оружие, вывезенное из Булгара во время похода в 1376 году. Все приступы были отбиты с большим уроном для нападавших. Один из москвичей, приметив знатного ордынского военачальника — татарского царевича, пустил в него стрелу из самострела, поразив того насмерть. Это причинило большую утрату лично самому Тохтамышу.
Следующий день ордынцы также беспрерывно штурмовали город, но безрезультатно. Не сумев взять город силой и понеся при этом тяжёлые потери, Тохтамыш решил прибегнуть к хитрости. 26 августа для переговоров к городским стенам подошла делегация, состоявшая из ордынских князей и знатных вельмож. При них также находились сыновья Суздальского князя Василий и Семён, приходившиеся родными братьями жене Московского князя, великой княгине Евдокии. Парламентёры заявили жителям Москвы: «Царь вам, своим людям, хочет оказать милость, потому что неповинны вы и не заслуживаете смерти, ибо не на вас он войной пришёл, но на Дмитрия, враждуя, ополчился. Вы же достойны помилования. Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами, вместе со своим князем, так как хочет он увидеть город этот, и в него войти, и в нем побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите». Их слова подтвердили Нижегородские княжичи: «Верьте нам, мы ваши князья христианские, вам в том клянемся».
Горожане поверили и открыли ворота. Из города торжественно вышли князь Остей, духовенство, бояре и простые люди. Ордынцы же набросились на них и начали всех рубить. Взобравшись на никем не защищённые стены, татары принялись грабить всё и жечь. Татары взламывали двери церквей и выволакивали, укрывавшихся там горожан всех возрастов — от младенцев до глубоких стариков. Срывая драгоценные оклады и ризы с икон, татары топтали и надругались над образами святых и выносили всю церковную утварь. В огне погибло огромное количество книг, свезённых для сохранения в Москву со всех окраин. Была вывезена вся княжеская казна, а все люди изрублены, сожжены или уведены в рабство.
Разграбив Москву, войска Тохтамыша, разделившись, разорили Владимир, Звенигород, Можайск, Юрьев. Часть ордынского войска, подойдя к Волоку Ламскому, была атакована и наголову разбита наспех собранной ратью Владимира Серпуховского. Оставшиеся в живых татары бежали с поля боя и сообщили Тохтамышу о случившемся. Тохтамыш, опасаясь подхода с Костромы войск Дмитрия Московского, немедленно приступил к сбору своих войск и покинул московские пределы, разорив на обратном пути Коломну. Перейдя Оку, Тохтамыш, вопреки договору с Олегом Рязанским, разграбил его землю. Олег бежал. Покинув Рязанские пределы, Тохтамыш отправил к Дмитрию Суздальскому вместе с его сыном Семёном посла, своего шурина Шихмата. Василия хан оставил у себя. Войска Тохтамыша вернулись в Орду с громадной добычей, включая множество уведённых в рабство людей.
Это был тяжелый удар для всех. Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской был ошеломлён увиденным. Он тут же повелел хоронить тела погибших, давая за 80 похороненных тел по рублю. Известно, что на эти захоронения им было потрачено 300 рублей, то есть число погибших составило 24 тысячи, а ведь все население Москвы в то время не превышало 40 тысяч человек. Спустя несколько дней князь Дмитрий послал собранное войско на Олега Рязанского, чтобы наказать того за предательство. Однако Олег с небольшой дружиной скрылся. Тем временем народ московский начал отстраивать вновь города и сёла. Той же осенью в Москву прибыл посол от Тохтамыша с предложением о мире. 23 апреля в 1383 году Дмитрий отправил в Орду своего старшего сына Василия за ярлыком на Великое княжение, а вместе с ним — дань за два прошедших с поражения Мамая года. Этим он добился того, что Тохтамыш закрепил за московскими князьями титул великих князей.
diletant.ru

***

Битва на Воже показала, что времена Батыя прошли безвозвратно, что татар можно и нужно побеждать. Народ понял, что появился вождь, способный начать борьбу с Ордой. Куликовская битва решила судьбу России. Ведь в случае поражения, наша страна могла бы исчезнуть с карты Европы. В подтверждение приведем слова Мамая, раскрывающие цель его похода на Русь: «Аз тако же хочу сотворити, аки Батый!» А что сотворил Батый – мы знаем. От второго такого удара Русь уже не смогла бы оправиться. Победа на Куликовом поле хотя и не привела к ликвидации монголо-татарского ига, но по господству Золотой Орды был нанесен такой удар, что это ускорило ее распад, а затем освобождение Руси и других народов.
Но вот на что хотелось обратить внимание. Однажды на заседании общественного совета при обсуждении проекта памятника Дмитрию Донскому в Коломне разгорелся такой спор. Люди, далекие пока от Православия, стали утверждать, что это должен быть памятник только полководцу. А то, что князь святой – мол, частное дело Церкви и не нужно учитывать это при создании монумента. Православные участники обсуждения никак не могли согласиться с таким подходом.
Да, полководец, да, выдающийся стратег, выигравший небывалое в истории Руси сражение, да, герой, бесстрашно шедший во главе русской рати. Но полководец глубоко религиозный. Посмотрите, как он готовился к сражениям, как истово молился перед ними, как оплакивал и поминал павших своих братьев! Не только Отечество свое и народ защищал святой Димитрий. В ратном подвиге им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа.
Куликовская и Вожская битвы – это не только противостояние войск и оружия, это противостояние вер и мировоззрений. Именно так понимали и ощущали это наши русские предки, да и их враги тоже.
Вот что говорил Мамай перед вторжением на Русь: «Прииму землю Русскую, и разорю церкви христианские, и веру их на свою переложу, и велю кланятися своему Махметю; идеже церкви были, ту ропати (т.е. мечети) поставлю, а баскаки посажу по всем градом русским, а князи русьскыя избию».
Слышав же это, по рассказу летописца, князь Димитрий вздохнул из глубины сердца своего и рек: «О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Моли Сына своего за мя грешнаго, да достоин буду главу и живот положити за Имя Сына Твоего и за Твое, иной помощницы не имам разве Тебе, Госпоже; да не порадуются враждующие ми без правды, не рекут поганые: где есть бог их, на него же уповаша?.. постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское над погаными агаряны и всегда посрами их».
Отправляясь с войском из Москвы против татар, Димитрий Иванович говорил князьям и воеводам: «Лепо есть нам, братие, положити главы своя за правоверную веру христианскую, да не прияти будут грады наши погаными, не запустеют святии Божии церкви, и не рассеяни будем по лицу всея земли, да не поведены будут жены наша и дети в полон, да не томимы будем погаными по вся дни, аще за нас умолит Сына своего Пресвятая Богородица». А те ему отвечали: «Господине русский царю! Рекли есьмя тебе живот свой положити, служа тебе; а ныне тебе ради кровь свою пролием и своею кровию второе крещение приимем».

«ДЕРЖАТЕЛЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»

Историческая победа в Куликовской битве и роль в ней великого князя – очень важное основание для его канонизации. Но далеко не единственное. В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.
С самого начала своего правления Димитрий Иванович объявил решительную войну не только отдельным, как теперь говорят «суверенным» удельным князьям – противникам единения, но и всей удельной системе. Презрев ханский ярлык на великое княжение, выданный Дмитрию Константиновичу, он прогнал его из Владимира и посадил своим присяжным в Суздале. Выслал князей Стародубского и Галицкого из их наследственных городов, обязал Константина Ростовского быть в полной зависимости от Москвы. Заключил в 1364 г. договор со своим двоюродным братом Владимиром Серпуховским, поставив его в подчиненное положение. В 1367 г. усмирил князя Нижегородского. В этом последовательном укреплении единодержавия великий князь опирался на поддержку святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского.
Особенно тяжело далось подчинение Рязани и Твери. Михаил Александрович Тверской (не путать с его дедом, святым Михаилом Тверским, пострадавшим в Орде) объявил настоящую войну Димитрию, объединялся против Москвы то с Литвой, то с Ордой и столько зла принес нашей земле, столько крови пролил! В последствии благодаря мудрой политике святого Димитрия и помощи его духовных наставников и тверичи, и рязанцы признали старшинство Москвы. Если посмотреть эти договорные грамоты, то невольно приходят на ум аналогичные случаи сепаратизма в наши дни. История повторяется, но мы не всегда извлекаем из нее уроки.
И, наконец, бесценная заслуга Димитрия Донского – учреждение нового порядка престолонаследия, когда после смерти московского князя власть переходила к его старшему сыну, а не к самому старшему в роду князю, как было прежде. Сколько кровопролития и разрушительной удельной борьбы это предотвратило – и представить трудно!
После Куликовской битвы стало очевидно: народ поддержал политику Московского князя на централизацию власти и борьбу с удельным сепаратизмом. Кровь русских воинов, обильно пролитая на поле Куликовом, укрепила в сознании уроженцев всех земель и княжеств идею русского единства, способствовала формированию великорусской нации. Всю свою жизнь Димитрий Донской провел с оружием в руках, отдал все свои силы, принес себя в жертву ради Отчества.

ВЕРНЫЙ СЫН ЦЕРКВИ

Великий князь явил нам личный пример благочестивой жизни в миру. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, – говорится в замечательном литературном памятнике «Слове о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича», – и с младенческих лет возлюбил Бога». Далее «Слово о житии…» дает такую характеристику Димитрию-отроку: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал, Божественное писание всегда со умилением слушал и о церквах Божиих имел большое попечение». И это неудивительно, ведь воспитателем и попечителем осиротевшего в 9 лет князя был святой митрополит Алексий. С самого начала жизни он был приобщен к среде русского подвижничества, пребывал в духовной атмосфере, созданной преподобным Сергием Радонежским и его учениками.
Всю жизнь князь стремился быть достойным имени своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, очень почитаемого на Руси. И это ему вполне удалось. Неслучайно и тропарь Донскому был составлен по подобию тропаря тезоименитого ему святого. На все свои дела – ратные, политические и гражданские – великий князь всегда брал благословение Церкви.
В качестве основной личной черты Донского древний книжник выделяет необыкновенную любовь к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся… Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью безплотных…» Летописец отмечает, что святой Димитрий ежедневно посещал храм, строго постился, под княжескими одеждами носил власяницу, приобщался Святых Таин каждое воскресенье и заключает: «С чистейшей душой пред Богом хотел он предстать; поистине земной явился ангел и небесный человек».
Не так часто русские князья были учредителями новой церковной традиции. Димитрию Донскому мы обязаны появлением в церковном календаре двух особых дат: дня обретения мощей благоверного князя Александра Невского и Димитриевской родительской субботы. Последняя была установлена в память воинов, положивших души за други своя на поле Куликовом. Открытию же мощей послужило чудо. В ночь перед выступлением великого князя из Москвы против татар во владимирском Успенском соборе пономари увидели, как у гробницы святого Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча, а из алтаря вышли два старца (может быть, святые митрополиты Петр и Алексий) и, подойдя к раке, сказали: «Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». И тотчас же, как живой, восстал из гроба преславный князь Александр, после чего все трое стали невидимы.
Многие современники отмечали христианское великодушие князя, большую любовь к своему народу, благотворительность, милосердие к нуждающимся, доброе отношение к подчиненным. Деятельность его отличалась мудрой мерой и высокой моралью: он избегал обращаться к тем бесчестным и грубым приемам, которые были присущи его времени. Княжение Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служилых людей; на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей.
В русскую историю великий князь вошел и как активный храмоздатель. Многие соборы и монастыри, основанные им, – памятники боевых подвигов нашего народа и высоты его духа. Венцом земной жизни стала достойная христианская кончина князя. Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иванович послал за святым Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни князя, не только был главным свидетелем при составлении духовного завещания, но и преподал ему все необходимые Таинства: исповедал, причастил и соборовал. В день и час кончины святого преподобный Димитрий Прилуцкий, находившийся далеко от него, вдруг встал и сказал братии: «Мы, братия, строим земные, тленные дела, а благоверный великий князь Димитрий уже не печется о суетной жизни…». Димитрий Иванович перешел в жизнь вечную в 39 лет. По словам современников, он был величав и красив; имел «замечательное дородство»; волосы на голове были черные, густые, глаза светлые, огненные…

ПОКРОВИТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОГО БРАКА

Среди примеров личного благочестия святого Димитрия один нуждается в том, чтобы его выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество. (Первая русская святая чета – Петр и Феврония Муромские – были канонизированы только в середине XVI века).
Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Он находит удивительные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
Замечательно, что из 12 детей (8 сыновей и 4 дочери) восприемником у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий, у остальных наследников – другой русский святой – Димитрий Прилуцкий.
В последнее время супругу Димитрия Ивановича все чаще именуют монашеским именем Евфросиния. И хотя имеют право на употребление оба имени, мне думается, лучше называть ее Евдокиею, ибо иноческий постриг святая княгиня приняла менее чем за два месяца до своей блаженной кончины. (Александра Невского мы же не именуем Алексием, так нареченным в монашестве.) А ведь родилась эта праведная семья в Коломне. Ведь венчание состоялось в 1366 году в церкви Воскрения Словущего.

ПОЧИТАНИЕ

Особым знаком воли Господней стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных памятников древности, сначала в Москве, а потом повсеместно по России началось прославление князя. Уже вскоре после его кончины были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и «Слово о житии и преставлении…». Последний памятник специалисты признают одним из самых вдохновенных и поэтичных в XIV-XV веках.
Автор «Слова о житии…» не сомневается в святости Димитрия Донского, он многократно обращается с молитвой к нему, как небесному предстателю пред Господом за весь народ и Отечество.
Вскоре после кончины стали появляться образцы иконографии великого князя. Память о нем жива всегда и особенно усиливается в годы войн и опасностей. Вспомним, что окончательно татаро-монгольское иго Русь сбросила при Иване III через столетие после Куликовской битвы. Тогда в наше Отечество вторгся хан Ахмат с великой ратью. Иван III был в сильном смятении. И убедили его действовать решительно и выйти навстречу врагу (стояние на Угре) иерархи Церкви. В знаменитом послании Ивану III архиепископ Ростовский Вассиан обратился к образу Димитрия Ивановича, вспомнив триумфальный 1380 год. О Димитрии владыка Вассиан рассказывает как о человеке, желавшем «не только до крови, но и до смерти» пострадать за веру, святые церкви и за врученное от Бога стадо христовых овец, как истинный пастырь и вождь своего народа, уподобясь прежде бывшим мученикам. А в ХХ веке, в Великую Отечественную войну, имя Димитрия Донского наряду с именем Александра Невского призывалось в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, в обращении к народу И.В. Сталина. Именем князя была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Почему же 600 лет не был прославлен Димитрий Донской, ведь «Слово о житии…» было составлено сразу после его кончины и для многих современников святость защитника и собирателя Руси не вызывала сомнений? На то есть ряд объективных и субъективных причин.
После смерти Донского Русскую Церковь возглавил митрополит Киприан, с которым у них были очень сложные отношения. Ведь Киприан был прислан на Русь из Греции при живом митрополите Алексии – воспитателе и непререкаемом духовном авторитете для Димитрия. Поначалу этот грек (или серб) участвовал в интригах литовского князя Ольгерда против святого Алексия. В первой половине своего святительства Киприан плохо еще понимал ситуацию в стране и интересы нашего народа. И держался ближе к Твери, чем к Москве, которая получила благословение на собирание русских земель и от святителя Петра, и от святителя Алексия. Но вторая половина правления Киприана прошла совсем по-другому: он встал на сторону Москвы, воцарился мир в Церкви, много заботился о просвещении народа, совершилось прославление митрополита Петра.
У кого-то, может быть, вызывает смущение, что святой князь приблизил к себе и хотел поставить митрополитом коломенского священника Михаила (Митяя). Но, по мнению ряда историков, например, Е. Голубинского, «существующие в нашей церковной истории обыкновенные представления о Михаиле как о весьма недоброкачественном выскочке совершенно неосновательны. Напротив, это был человек замечательнейший, помышлявший было о коренном исправлении нашего духовенства, о чем, сколько знаем, помышляли из митрополитов только двое – Феодосий и Макарий. Михаила очернил перед потомством митрополит Киприан, у которого он восхитил было кафедру митрополии и которому, должно быть, усвояемо хулительное сказание о нем, читаемое в Никоновской летописи. После отказа (от кафедры – ред.) преподобного Сергия святой Алексий дал Михаилу свое благословение, как это известно документальным образом».
Как показали недавние исследования историков В.Н. Рудакова, М.А. Салминой в XV веке на Руси один из книжников негативно отнесся к тому, что в 1382 г. при нашествии Тохтамыша князь Димитрий оставил Москву и ушел в Переславль, а затем в Кострому. Но все остальные летописцы с пониманием отнеслись к этому факту и, наоборот, старались оправдать Димитрия, объясняя, что князь не смог собрать в Москве рать для отпора врагу. К тому же у собранных тогда Димитрием думу думати князей не было такого единства, как в 1380 году («неединачество и неимоверство» было, по словам летописца). Смею предположить, что проезжая в Переславль, князь никак не мог миновать преподобного Сергия, тем более, это по той же дороге. И на такой свой поступок имел благословение святого.
Учитывая историческую обстановку в России впервые вопрос о канонизации Димитрия мог быть поставлен при Иване Грозном на известных соборах 1547 и 1549 годов. Но нельзя забывать, что тогда очень широко было распространено в нашей Церкви обрядоверие. А Димитрий Донской с точки зрения обрядоверия нарушил «святую» традицию: не принял предлагавшийся ему пред смертью монашеский постриг. Он справедливо заметил, что не имел призвания к монашеству и добавил: не спасут человека ризы монашеские, если в миру он жил неправедно.
Необходимо также заметить, что есть множество примеров в истории Церкви, когда подвижники канонизировались спустя многие столетия: равноапостольный князь Владимир, преподобный Андрей Рублев – современник, кстати, Димитрия, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский и многие другие. Церковь прославляет святых и призывает их в молитвах тогда, когда их помощь особенно нужна народу Божию. В конце ХХ века, видимо, настало такое время. Распад нашей страны, постоянные приступы сепаратизма в разных ее частях заставляют вспомнить времена шестивековой давности. Сегодня, как никогда мы нуждаемся в помощи святого Димитрия Донского. Чтобы укрепить страну нашу, чтобы отстоять ее целостность и единство, чтобы отразить все угрозы террористов и сепаратистов, чтобы умножить веру и благочестие нашего народа, чтобы укрепить семьи – защитить нас от вымирания телесного и смерти духовной. И есть уже примеры востребованности заступничества святого Димитрия: по всей стране строятся храмы во имя его, создаются его иконы и памятники. В нашей Коломне с 1991 г. действует православное братство святого благоверного князя, цели которого – христианское просвещение, воспитание молодежи и благотворительность.

* * *
И все же мы в долгу перед святым князем: редко вспоминаем его в молитвах, нет пока акафиста святому (а молиться сугубо хотят и должны и воины, и супруги, и молодые люди, стремящиеся создать крепкую семью – малую Церковь), требуется новая редакция жития, нет в Коломне его престола, не увековечена пока здесь память его даже в монументе, хотя есть набережная Дмитрия Донского. У нас нет мощей святого князя, они под спудом в Архангельском соборе Кремля. Но в Оружейной палате хранится часть доспехов святого – панцирь и эту святыню можно было бы сделать доступной для поклонения.
И никто не мешает нам хранить молитвенную память о Димитрии в своем сердце, тем более, что есть у нас молитва, составленная его современником и ей хотелось бы завершить это слово: «Похваляет бо земля Римская Петра и Павла, а Асийская Иоанна Богослова, Индийская апостола Фому, а Ерусалимская брата Господня Иякова, и Андрея Первозванного все Поморие, царя Коньстянтина Гречьская земля, Володимера Киевская со окрестными грады; тебе же, великый князь Димитрей Иванович, вся Руськая земля…
Умоли убо, святе, о роде своем и за вся люди, сущия во области царства твоего, ту бо предстоиши, идеже духовных овец пастбища и вечное насыщение… Да с теми убо святыми нам лепо есть жити и с теми радости насладитися, благодатию и человеколюбием Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь»
Протоиерей Игорь Бычков, «Благовестник»

***

Князь Дмитрий Донской. 10 факторов победы

Князь Дмитрий Донской. 10 факторов победыСвятые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Икона XX в.

Куликовская битва веками была столпом русского самосознания. Правда, до Николая Михайловича Карамзина ее называли иначе – чаще всего Мамаевым побоищем. Но князя Дмитрия Донского прославляли как объединителя Руси вокруг Москвы, как полководца, остановившего очередное нашествие с Востока и заложившего основы русского могущества. Несомненно, на пути к объединению русских земель вокруг Москвы Куликовская победа сыграла важную роль. Без нее судьба русского народа и Православной Церкви была бы иной. Возможно, мы остались бы без мощного единого государства и самобытной культуры.

1. Дмитрий Донской

Князь Дмитрий воплощал в себе всю силу, накопленную за несколько поколений московских князей, потомков Даниила Ивановича. Силу и политический ум. Он рано лишился отца и стал княжить под руководством митрополита Алексия. Приходилось бороться за символически важный владимирский великокняжеский престол. Он действовал в окружении врагов, самым опасным из которых был правитель Литвы Ольгерд Гедиминович.

Князь Димитрий Донской. Титулярник XVII века. Фото Shakko/Wikipedia

Когда золотоордынский властитель Мамай послал темника Бегича на Москву – войско Дмитрия Донского разгромило его на реке Воже… Эта победа вдохновила москвичей. Но Дмитрий прославился не только как полководец. Он превратил московский Кремль в мощную белокаменную крепость. Расширял границы княжества, заботился о благосостоянии подданных. Только такой опытный правитель и мог дать отпор новому нашествию на Русь. Когда русское войско перешло Дон, Дмитрий приказал разобрать мосты. Он уничтожил путь к отступлению. Теперь перед ними стоял простой выбор: победить или погибнуть.
Дмитрий не наблюдал за битвой «с высокого холма», как это делал Мамай. Он сражался наравне с дружинниками, рубился на волосок от гибели, был тяжело ранен, выжил чудом. Перед началом сражения князь снял с себя золоченые доспехи, передал их своему боярину Михаилу и облачился в более простую кольчугу. Некоторые считают этот ход проявлением малодушия. Боярину княжеские доспехи не принесли счастья: он погиб. Но и Димитрия нашли среди мертвых, полуживого…

2. Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем. Литография XIX в.

В тысячелетней истории Русской Православной Церкви взаимоотношения с государственной властью менялись. Как менялась и сама власть. В те годы Церковь стала объединительным началом. Преодолевая давление с Востока и Запада, и главное – раздробленность, Церковь стремилась к созданию единого православного государства. Символом этого стремления стал преподобный Сергий Радонежский. Его подвиг стал первостепенным не только в истории монашества, но и государства. При этом преподобный не стремился к власти, не извлекал выгод из влияния на светскую власть. Просто видел свою миссию в защите православной веры – в том числе и под сенью Московской державы. Он благословил князя и всё воинство на бой с Мамаем.

3. Воевода Боброк

Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский был одним из лучших полководцев того времени. Ко времени Куликовской битвы он служил великим князьям Московским уже около пятнадцати лет. Был одним из самых влиятельных и деятельных бояр Москвы. На Волыни неподалеку от Львова есть река Боберка. По-видимому, там находилась вотчина Дмитрия Михайловича. Отсюда и прозвище.

Он участвовал в победном походе в Волжскую Булгарию. В битве при Скорнищеве наголову разбил воинство рязанского князя Олега – извечного соперника Москвы. Талант воеводы проявился и во время успешного похода в Брянское княжество. Во время похода на Мамая Боброк был правой рукой великого князя и, возможно, главным тактиком битвы. Как-никак, к тому времени он стал родственником великого князя: сестра Дмитрия Донского Анна была его женой.

Воевода Дмитрий Боброк Волынец слушает землю перед Куликовской битвой / Сказание о Мамаевом побоище.

В «Сказании о Мамаевом побоище» есть запоминающийся эпизод: Боброк слушает землю перед сражением. Во время битвы, вместе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем, воевода Боброк командовал засадным полком, который вступил в битву только через 5 часов после ее начала, своевременно «направлени разумным своим воеводою». Для врага эта атака стала смертельной.

4. Пересвет и Ослябя

Преподобный Сергий направил к Дмитрию двоих витязей-монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Глядя на них, все понимали, что с войском Дмитрия – благословение Сергия. Не будь иноков в войске Дмитрия – наверное, не удалось бы князю собрать столь крепкое ополчение. Недаром в народе подвиги святых воинов Пересвета и Осляби запомнились как самое яркое событие Мамаева побоища.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Авилов

Пересвет пожертвовал собой в поединке с монгольским богатырем Челубеем. Ослябя погиб в бою и, по одной из версий, спас от гибели раненого Димитрия. Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику святых в чине преподобных

.5. Русская дружина

Дружинники Дмитрия Донского были профессионалами своего дела. Всю жизнь проводили в походах и сражениях, ратное дело знали досконально, в том числе и татарский конный строй. Они были хорошо экипированы, защищены прочными и гибкими кольчугами. Блистали на солнце шлемы с бармицами на плечах – то есть с кольчужными сетками, защищавшими шею воина. И было их у Дмитрия немало – 20 тысяч! С такой «кованой ратью» князь мог рассчитывать на победу. Князь преобразовал военную тактику. Отряды «сторожей» проводили разведку и докладывали о перемещениях врага. Воеводы умело наносили противнику неожиданные удары.

6. Союзники

Мамай заручился поддержкой сильного союзника – Литвы. Ягайло шел на помощь к ордынцам… К сотрудничеству с Мамаем не без принуждения примкнул и рязанский князь Олег – давний соперник Димитрия. Мамай усилил войско наемниками – черкесами и крымскими генуэзцами.

Ополчение князя Димитрия Донского. Изображение конца XVIII - начала XX века

Дмитрий создал коалицию русских княжеств. Смоленск, Ярославль, Серпухов, Суздаль, Ростов – все участвовали в походе. К войску Дмитрия перед битвой присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий – в Переяславле-Залесском, однако они привели и ратников из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского – Полоцка, Стародуба и Трубчевска. Возможно, участвовали в битве полки из Новгорода и Твери.

7. Распри в Орде

К тому времени Золотая Орда – наследие хана Батыя – пребывала в кризисе. После смерти хана Бердибека династия Батыя пресеклась. Началась двадцатилетняя смутная эпоха, оставшаяся в истории под названием «Великая Замятня». Ханы на престоле менялись каждый год и даже чаще. Многие улусы провозгласили независимость. Именно тогда самым влиятельным политиком в Орде стал беклярбек (глава правительства) и темник Мамай. Потомки Чингисхана сцепились в междоусобных войнах. Самым опасным соперником Мамая стал хан Тохтамыш – чингисид, которого поддерживал могущественный хозяин соседней империи Тамерлан. Тохтамыш уже контролировал большую часть Золотой Орды. И для борьбы с ним Мамаю были необходимы ресурсы Руси. К тому же ореол новой победы помог бы ему сохранить влияние.

Фрагмент мемориала на Куликовом поле.

8. Русское знамя

Эпоха Дмитрия Донского подарила нам не только победу, но и знамя. «Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что на берегах Дона и Непрядвы русские войска шли в бой под черным знаменем с изображением образа Иисуса Христа. Существует мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошел до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка, и цвет знамени был красным, а переписчики, как водится, перепутали червленое с черным.

Художник Евгений Данилевский

Но главное, что ратники шли в бой под знаменем, которое их объединяло. И этим знаменем была православная вера. В начале 1980-х Евгений Евтушенко опубликовал поэму «Непрядва», которая завершается такими стихами:

И пока еще в деле негромки,
и пока еще не на скаку
сквозь листву проступают потомки
над Непрядвой в засадном полку.

И шепну я потомкам: «Я с вами…» –
у лошажьих трепещущих морд,
и я встану к потомкам под знамя,
под его куликовский развёрт…

9. Легенда о Донской иконе

Одной из самых почитаемых святынь на Руси была, есть и будет Донская икона Божией Матери. По преданию, икону преподнесли князю Димитрию Донскому донские казаки перед Куликовской битвой. Князь молился перед ней накануне сражения.

Донская икона Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески

Кстати, это едва ли не самое раннее свидетельство о донских казаках и об их участии в русской истории. В этой легенде многое недостоверно исторически. Но предание подчас важнее задокументированной истории. Важнее для душ человеческих. В это верили наши предки.

10. Память о героях

Храм Сергия Радонежского. Фото: Максим Евдокимов

Немало храмов в Москве и на Дону связано с памятью о Куликовской битве. На поле Куликовом в 1911 году архитектор Алексей Щусев возвел храм Сергия Радонежского. Неподалеку с 1848 года стоит замечательный памятник – чугунный обелиск, созданный по проекту Александра Брюллова. В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках. Князь Дмитрий построил его в память о Куликовской битве. Напоминает о героях и московский Симонов монастырь. Там не раз останавливался преподобный Сергий Радонежский. И неудивительно, что там похоронены святые воины Пересвет и Ослябя.  До наших дней, увы, сохранились немногие постройки Симонова монастыря. Напоминают о подвигах и храмы Св. Димитрия Донского – в Бутырках, в Бутове, на бульваре, названном в честь князя… А похоронен благоверный князь в кремлевском Архангельском соборе.

Комментарии

Прям сборник мифов и сказок. 1. Дмитрий последовательно подчинял себе церковь, ставя свою власть выше власти церкви. Дмитрий был посредственным полководцем, но зато прекрасно это понимал, поэтому вместо того чтобы надувать щеки и мешать профессионалам вставал в строй, другого такого примера действительной готовности отдать свою жизнь за други своя поискать. 2. В момент Куликовской битвы Дмитрий был отлучен от церкви предан анафеме и никаких контактов ни с церковью, ни с Сергием Радонежским не имел. Именно поэтому святым его признали только после того как миф о Сергие,Ослябе и Пересвете укрепился в народном сознании — в 1980 году, до того достаточное количество людей помнило о непримиримой борьбе Дмитрия с церковью. 3. Дмитрий Боброк был лучшим полководцем той поры, и у Донского достало ума полностью отдать ему управление войском. 4. Ни Пересвета, ни Осляби, ни собственно поединка перед битвой не было. Дело в том, что Мамай не собирался вступать в бой, а собирался дождаться Ягайло. Боброк же перешел Непрядву, и атаковал ставку Мамая передовым полком, после чего Мамай не смог удержать свое войско от вступления в битву — никаких личных поединков не было, зато была атака в пешем строю передового полка многократно превосходящего противника. 5. Дмитрий провел военную реформу введя единообразное вооружение, в битве не принимало участие ополчение, никаких толп разномастно вооруженного народа, как на известной картинке, или мультике не было. Зато была тоненькая линия глубиной в 3 ряда перегородившая поле, были резервы и был засадный полк, все единообразно вооруженные и отлично подготовленные. 6. Союзники у Мамая были в наличие, на поле Куликовом были уничтожены казаки, до этой битвы казаки, то есть бандиты промышлявшие на торговых путях были в основном тюркского происхождения, а после нее большинство казаков-бандито стали славянского происхождения, поскольку предыдущее было почти полностью уничтожено в битве. Кроме них в битве были полностью вырезаны генуэзские наемники — после этой битвы Генуя уступила Венеции и более не отсвечивала, а до того конкурировала с ней на равных. 7. Распри и междоусобица никуда из русских земель не уходила. Прямо сейчас уничтожается кладбище где захоронены погибшие в Куликовской битве. В редакцию Блога научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искуссства имени Андрея Рублева поступило официальное обращение Мэру города Москвы Сергею Собянину о предотвращении капитального строительства современных объектов на территории некрополя Спасо-Андроникова монастыря (http://expertmus.livejournal.com/195645.html)

pravmir.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s