Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире и его колокольня. Рисунок 1801 года

«Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской. С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство. На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви».

Цитируется по: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Астрель, 2006

Князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире

Владимирский Успенский собор сегодня

Русская летопись:
В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . ѯ҃s ❙— [6666 (1158)] Заложи Андрѣи кнѧзь в Володимери цр҃квь камену ст҃ую Бц҃ю . мс̑цѧ . априлѧ . въ . и҃ . в дн҃ь ст҃аго апс̑ла Родиѡна . во вторник̑ . и да єи много имѣньӕ . и свободъı купленъıӕ . и з даньми . и села лѣпшаӕ . и десѧтинъı в стадѣхъ своихъ . и торгъ . десѧтъıи . и городъ заложи болии . Том же лѣт̑ . приде Леѡнъ на єпс̑пью . Ростову. На ту же зиму . въıгна Изѧслава Двд҃вича ис Къıєва . Мстиславъ Изѧславичь . а сам̑ сѣде Къıєвѣ. а Изѧславъ бѣжа в Гомъи . и ѿтолѣ прогнаша и в Вѧтичѣ . Тоє же веснъı вда Мьстиславъ Ростиславу Къıѥвъ подъ собою . а сам̑ иде Володимерю

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1927