Odegoi: Матери Божией образ путеводный…»

Наименование иконы «Одигитрия» происходит от греч. Odegoi, то есть «указывающие путь». На рубеже XI-XII вв. этим словом называли проводников, сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм «Одигон» с установленной там чудотворной иконой, именуемой «Одигитрия».

С этой иконой стали связывать сказание VI в. о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой, который будто бы после себя оставил до 70-ти изображений Пресвятой Богородицы. Считается, что Лука писал образ Богоматери на той части доски стола, к которой прикасалась Пресвятая Богородица. Однако здесь возникает некоторая коллизия. Дело в том, что по свидетельству Библии в древности иудеи трапезничали в возлежании, и едва ли у скотоводов могла быть какая-либо громоздкая мебель, в том числе столы. но церковь не пересматривает Священное Предание, несмотря на его разноречия и нестыковки.

Богоматерь и Богомладенец на иконе «Одигитрия» первоначально изображались в фас, по пояс. В верхних углах иконы помещались полуфигуры архангелов, на обороте иконы Распятие.

Поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке создает единый иконографический тип, различие состоит, как правило, в наименовании иконы по месту обретения.

На протяжении многих веков с Одигитрии выполнялись многочисленные списки, либо в точной копии, либо свободные варианты, например, Смоленская, Иерусалимская и Грузинская образы.

Взгляд Богородицы устремлен к Богомладенцу в полоборота или три четверти оборота, иногда обращен прямо на зрителя, причем,  на левой и нередко на правой руке Богородицы.

Божия Матерь на Грузинской иконе изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращенной к Сыну, как бы указывающей путь к спасению. Удивительно, но она больше напоминает Иерусалимскую икону, чем кахетинские иконы той же эпохи. Икона имеет углубленную центральную часть на лицевой поверхности доски. Характерной особенностью изображения Спасителя на Грузинской иконе является обнаженная подошвой наружу правая нога, подвернутая под левую  ногу.

 Первоначально икона находилась на территории Грузии. В 1622 г. персидский шах Аббас I захватил Картли — Кахети, разграбил святыни и вывез их, в том числе и Грузинскую икону, оказавшейся на восточном базаре. Будучи в Персии по торговым делам, приказчик купца Лыткина Стефан Лазарев приобрел ее и, вернувшись к себе в Ярославль, показал образ своему хозяину.

Купец Лыткин направил святыню в Черногорский монастырь под Архангельском.

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская в Иерусалимском храме Успения Божьей Матери православного подвоья была выполнена около 150 лет назад русской монахиней — изографом.

Таким образом, можно утверждать, что по времени написания Иерусалимская икона во многом повторяет собой Грузинский образ Богоматери, хотя остается тайной связь между ними.

Анализируя масштабность и характер поклонения Пресвятой Богородицы, невольно создается впечатление еще об одной коллизии.

В Новом Завете говорится: «Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто матерь Моя и братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» (Ев. от Матф., 13, 46-50).

Как видим, Спаситель не возносит Богоматерь в ранг божества, что в истории церкви произошло к VIII в.   

Обратим внимание на одну деталь: даже составители Синодального перевода Библии упоминают Матерь Божию с прописной буквы лишь в косвенной речи, но в прямой речи Спасителя Богородицу пишут со строчной буквы, чем вольно или невольно подтверждают тезис об отношении Христа к Своей матери не иначе, как к простой родительнице.

В православной иконографии обращает на себя внимание слабая, за редким исключением, разработка деталей облика Богомладенца.

В отечественном богословии православной иконы утверждается, будто Грузинская икона Богоматери по характеру исполнения    находится в одном ряду с кахетинскими и другими иконами Грузии, но скорее следовало говорить о ее влиянии на современную грузинскую иконопись.   

Картинки по запросу Богоматерь с младенцем. Картли. XII в.

 

Богоматерь с младенцем. Картли. XII в.

 

 

 

 

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская. Середина XIX в.

 

 

альфред бодров, diletant.ru

***

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем (48 г. н.э.), в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575—641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам. 

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона исчезла. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.

Сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится старинный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Чудотворные списки с иконы

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора.

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове.

Иерусалимская Икона Божьей Матери. Измайловский список

Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконы изображены апостолы и трое мучеников.

Другие местночтимые списки с Иерусалимской иконы

Древние списки с чудотворной иконы находятся также:

— в церкви Воскресения Словущего на Иерусалимском подворье,

— в церкви Живоначальной Троицы в Вешняках (г. Москва),

— в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.

На Афоне, в русском Афонском Пантелеимоновском монастыре («Русике»), над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери. Икона эта представляет собой точный список с Кривоезерской Иерусалимской иконы. Написан этот образ в 1825 году Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни.

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело.

Гробница Божией Матери

Гроб Божией Матери — небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом.

Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская, находящаяся в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) была написана относительно недавно (100-120 назад) русской
монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Иконография

Образ Иерусалимской иконы схож с ГРУЗИНСКОЙ иконой Божией Матери и принадлежит к иконографическому типу «ОДИГИТРИЯ»  (Путеводительница).

Одигитрия (греч. «Путеводительница») — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных и др.

Это поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая одну руку к груди.

Пропись Иерусалимской иконы Божией Матери

Различные варианты Иерусалимской иконы Божией Матери

Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы.

Икона Богоматери «Иерусалимская» считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича (его в старину называли расслаблением). В годы эпидемий холеры общая молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери помогала остановить наступление болезни. Молитва перед ней избавляет от пожаров, от вторжения врагов в пределы Отечества.

Празднование иконы Божией Матери Иерусалимская совершается Церковью 12/25 октября.

Матермал для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах подготовил Сергей ШУЛЯК


Комментарии

Кондаков Н. П. византиенист, ещё в 1915 году писал о том, что первоначально «Одигитрия» представляла собой изображение Богоматери и Младенца во весь рост. Так выглядела икона , привезённая из Иерусалима. Но в 9-м веке, во время иконоборчества, икона была уничтожена. Впоследствии, в в качестве «Одигитрии» предъявили икону, ту, что сохранилась, где Богоматерь была в поясном изображении. Кондаков доказал это очень просто : Одигитрию изображали ещё и на монетах, а иконоборцы уничтожали только иконы. На монетах 7-го и 8-го веков изображение Богоматери было в полный рост.

Спасибо за допонение к тексту. Да, действительно, иконоборцы протестовали против поклонения Богоматери по той причине, что видели в этом идолопоклонение. Против изображения Богоматери на монетах они не выступали, поскольку в этом не видели идолопоклонения. Поясное изображение Богородицы, думается, связано с негласным представлением, будто Присно Дева Мария находится в коленопреклонении перед Сыном Божиим, хотя и младенцем. Кондаков, может быть, в своих суждениях близок к истине, но я бы не употреблял в этом констексте понятие «доказал». «Обоснование» тезиса здесь подходит уместнее. Впрочеим, вам виднее.

Существующие списки Поместных Церквей не имеют основ догматических. Они не означают и каких–либо преимуществ власти одной Церкви над другой. Все Автокефальные Поместные Православные Церкви равноправны, Распределение Церквей по списку имеет лишь практическое значение, например, при определении мест во время совместного совершения богослужения представителями разных Церквей, во время заседании Собора…
Несмотря на то что сохранившиеся до наст. времени средневековые иконы не отражают полностью картину развития грузинской иконописи, возможно выделить основные ее этапы. Живописные образы, следовавшие утвердившимся в правосл. мире художественным канонам, их догматическим, эстетическим и художественно-техническим особенностям, подтверждают, что в Грузии строго и непреклонно хранили традицию почитания икон, груз. церковная практика оставалась верной правосл. учению о Св. образах. http://www.pravenc.ru/text/168199.html#part_7

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s