Неизвестная «Троица»

.
Неизвестная "Троица"

Удивительно, но в дореволюционной России практически никто не видел знаменитого творения Рублева: более пяти веков икона была закрыта от человеческих глаз толстым золотым окладом. Первым же «позолотить» икону приказал еще в 1575 году царь Иоанн Грозный.

Автор «Сказания о святых иконописцах», появившегося через полтора-два столетия после написания «Троицы», писал: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многая святыя иконы писал, все чудотворные (…) А преже живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати святыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию Чудотворцу». Случилось это в 1425 – 1427 годах. Икона Рублева заняла главное место (справа от царских врат) в «местном» ряду иконостаса деревянного храма Святой Троицы (на ее месте позже был построен Троицкий собор — первое каменное сооружение монастыря, сохранившееся и до наших дней).


Интерьер Троицкого собора, иллюстрация XIX века. В настоящее время, список иконы XX века находится справа от царских врат перед 3 лампадками.

Иконостас в Бородинской церкви с копией Рублевской «Троицы» в иконостасе. Фотография С. М. Прокудина-Горского, снятая в 1911 году.

За что Грозный велел «позолотить» икону, скрыв тем самым рисунок Рублева от глаз прихожан храма? Ответа на этот вопрос нет, хотя в российскую историю 1575 год вошел чередой страшных и трагических событий: летом вскрылся заговор против царя самых ближайших приближенных, умышлявших отравить Грозного. Под пытками заговорщики оговорили многих авторитетных духовных лиц – прежде всего, новгородского архиепископа Леонида, архимандрита Евфимий, возглавлявшего кремлевский Чудов монастырь в Москве, и архимандрит Иосифа, настоятеля Симонова монастыря. Всех троих Грозный в ярости приказал казнить.

Такой видела публика «Троицу» до 1904 года.

Смерть Леонида породила множество легенд: одни говорили, что будто бы царь приказал зашить опального архиепископа в медвежью шкуру и насмерть затравить собаками, другие же утверждали, что Леонид был попросту «удавлен» после пытки на площади перед Успенским собором в Кремле. Англичанин Джером Горсей, бывший в ту пору в Москве, писал, что Леонида обвинили в том, что он занимался колдовством и содержал в Новгороде ведьм, которых после суда над архиепископом тоже предали смертной казни через сожжение – подтверждением этих слов служит запись в синодике Грозного, куда тиран заносил имена всех своих жертв: «Помяни, Господи, в Новгороде 15 жен, а сказывают ведуньи волхвы». Видимо, Грозный настолько сам поверил рассказам своих палачей о колдовском заговоре против него, что уже осенью того же года он демонстративно отрекся от престола и посадил на трон «зиц-председателя» — крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича. Дескать, если проклятые ведьмы и навели порчу на государя, то пусть уж на Симеона падает проклятие. А сам велел позолотить чудотворные иконы – видимо, для большей страховки.


Оклад Бориса Годунова.

Но золото Грозного держалось недолго. Уже в 1600 году новый царь Борис Годунов пожаловал иконе еще более драгоценный оклад – из чистого золота, с изумрудами, рубинами да сапфирами. Годунов вообще был очень болезненным человеком, и, по замечанию современников, он «царствовал шесть лет не царствуя, но всегда болезнуя». В 1600 году Годунову стало настолько плохо, что по Москве пошли слухи об отравлении царя. Снова возникло дело о колдовском заговоре против царя, одним из главных фигурантов которого стал Федор Романов – будущий патриарх Филарет и отец родоначальника царской династии Романовых. Вскоре, впрочем, болезнь отступила, и Годунов в память от своем чудесном избавлении от колдунов-заговорщиков пожаловал монахам Троице-Сергиевой лавры новый золотой оклад. С тех пор все прихожане Троицкого собора видели не икону Рублева, но лист золота с тремя массивными фигурами, которые, по меткому выражению философа Вальтера Беньямина, «напоминали китайских преступников, осужденных за свои злодеяния на пребывание в металлических колодках».

Фотография 1904 года: «Троица» в окладе XIX века.

Приложили свою руку и палехские иконописцы, которые трижды проводили «поновление» рисунка Рублева – в те годы считалось, что именно палехская манера живописи была наиболее близка к стилю Рублева. В итоге оригинальный рисунок был надежно скрыт под многочисленными слоями краски и олифы, но выяснилось это только в 1904 году, когда в лавре новый наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Товий (Трофим Тихонович Цимбал) затеял грандиозный ремонт и перестройку. И знаменитая икона Рублева была вновь отправлена на «поновление», только теперь она попала не в Палех, а в Москву – к специалистам Третьяковской галереи.

Икона в 1904 году с только что снятым окладом. Подлинная живопись скрыта под слоем записи конца XIX в.

«Когда, — писал художник-реставратор Василий Гурьянов, — снята была золотая риза, то каково же было наше удивление. Вместо древнего и оригинального памятника мы увидели икону, совершенно записанную в новом стиле Палехской манеры XIX века». В итоге реставратору пришлось снять несколько слоев краски, чтобы добраться до древней живописи. Как писал историк Николай Лихачев, это открытие перевернуло тогдашнюю искусствоведческую школу: «Прежде за «Рублевское письмо» выдавали обыкновенно иконы с ликами, написанные тщательно и «плавко», без резких переходов из тона в тон, и относящиеся на самом деле ко второй половине 16 века. Троица же оказалась, напротив, написанной очень широко и живописно, а местами даже и резко».

Фотография «Троицы» после завершения расчистки Гурьянова. 


Фотография «Троицы» после поновления Гурьянова, под сплошной гурьяновской записью. 

Директор Третьяковской галереи академик Игорь Грабарь с горечью писал: «Эта работа была одним из самых важных трудов на поприще древнерусского искусства, и можно пожалеть, что результаты его умалены волей монастырского начальства, которое после расчищения вновь приказало надеть на икону металлическую ризу, позволяющую видеть из всей иконы только одни лики».
Окончательно же «Троицу» открыли глазам народа 85 лет назад — в 1929 году, когда икона Рублева была передана Третьяковской галерее.

Владимир Тихомиров, istpravda.ru

 ***

Чаша искупления
12 библейских символов, зашифрованных в «Троице» Андрея Рублева

Импровизация — дело рискованное: могут и в ереси обвинить. Однако «Троица» — яркий пример нарушения церковных канонов. Вместо традиционной многофигурной сцены трапезы в доме Авраама Андрей Рублев изобразил беседу трех ангелов о том, как спасти мир. Теперь икона считается шедевром, а ее автор причислен к лику святых.

Круговая композиция

«Композиция «Троицы», — рассказывает Владимир Фролов, — подчинена идее круга, которая имеет символическое значение вечности, любви и божественного триединства.
Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублева располагаются так, что они сами образуют круг».

1 ЧАША. Это центр композиции — символ страданий Христа, на которые он пойдет ради искупления грехов человечества (в чашу будет собрана кровь распятого на кресте Иисуса). Контуры фигур боковых ангелов также образуют очертания чаши.
2 ГОЛОВА ТЕЛЬЦА. Символ жертвенности Бога Сына.
3 БОГ ОТЕЦ. По словам немецкого искусствоведа Людольфа Мюллера, «Отец как «начало и причина всего», как первый среди равных носит на себе знаки власти: помимо центрального положения, это пурпурный цвет одежд и золотая полоса через правое плечо». Наклонив голову в сторону левого ангела, Святого Духа, Бог Отец как бы задает вопрос, который слышал в своем откровении пророк Исайя: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас [на искупительную жертву]?» Одновременно он подносит к чаше два перста, сложенных в знаке благословения.
4 ЛАЗУРНЫЕ ОДЕЖДЫ. Символ неземной сущности Бога Отца (как и остальных лиц Троицы).
5 СКИПЕТР. Символ власти (он есть у всех сидящих за столом).
6 ДЕРЕВО. В традиционной иконографии это был Мамврийский дуб, под которым отдыхал Авраам. У Рублева дуб превращается в древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме.
7 БОГ ДУХ СВЯТОЙ. В ответ на вопрос Бога Отца Святой Дух устремляет взгляд и поднимает правую руку в сторону ангела, сидящего напротив, то есть в сторону Бога Сына. Это одновременно и жест благословения, и жест повеления. Как писал митрополит Иларион в «Исповедании веры» (XI век), Святой Дух хочет, чтобы Сын шел путем страданий , и одновременно благословляет этот путь.
8 АЛЫЕ ОДЕЖДЫ. Это аллюзия на библейский сюжет, когда Святой Дух в виде языков пламени снизошел на апостолов.
9 ЗДАНИЕ символизирует христианскую церковь, именуемую домом Святого Духа.
10 БОГ СЫН. Его смиренно опущенная голова и взор, направленный на жертвенную чашу, свидетельствуют о готовности исполнить порученную миссию. Правая рука Христа уже приподнята для того, чтобы взять чашу страданий. «В положении его ног, — говорит культуролог Вадим Ланкин, — можно заметить намек на динамику вставания: плащ собранно запахнут, а нижний край его чуть приподнимается, подбирается, обнаруживая готовности встать и пойти в мир».
11 ЗЕЛЕНЫЙ ГИМАТИЙ (накидка поверх хитона) — символ земного мира, куда сойдет Христос. Сочетание лазурного и зеленого в одеждах Бога Сына символизирует его двойственную природу: божественную и человеческую.
12 ГОРА. Это символ искупления падшего мира, прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу.
Иллюстрация: Евгений Тонконогий

В Ветхом Завете есть рассказ о том, как праотец Авраам принимал у себя Господа. В полуденный зной девяностодевятилетний Авраам сидел возле своего шатра под зеленью Мамврийской дубравы. Вдруг он увидел трех путников, в которых быстро узнал Всевышнего и двух ангелов. Хозяин пригласил странников отдохнуть и подкрепиться. Слуги омыли гостям ноги, а жена Авраама Сарра напекла хлеба. Сам же хозяин дома выбрал лучшего теленка и велел заколоть его. За трапезой Господь предсказал Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдет народ иудейский — «великий и сильный».

В христианстве этот сюжет, получивший название «Гостеприимство Авраама», был трактован несколько иначе: к Аврааму явился не единый Господь Яхве (иудаизм не знает троичного божества) в сопровождении двух спутников, а вся Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, — и не в образе странников, а в образе ангелов. Поэтому трапезу в доме Авраама христиане называют также «Ветхозаветной Троицей».

Этот сюжет был весьма популярен у средневековых иконописцев: три ангела, фигуры Авраама и Сарры, накрытый стол, слуга, режущий теленка, — в общем, иллюстрация к библейскому тексту. В начале XV века к теме обратился и Андрей Рублев: его попросили написать образ для Троицкого собора Троице-Сергиевого монастыря (в настоящий момент икона хранится в Третьяковской галерее). Однако из-под кисти вышло нечто совершенно особенное.
Рублев отказался от изображения бытовых деталей и сосредоточился на фигурах ангелов, олицетворяющих три божественных лика. Художник изобразил их беседующими: мир погряз во зле, кого мы пошлем на страдания, чтобы искупить грехи человеческие? Этот вопрос центральный ангел (Бог Отец) задает левому ангелу (Святому Духу). «Я пойду», — отвечает правый ангел, Христос. Так на наших глазах разворачивается сцена благословения на искупительную жертву ради людей. Петербургский историк искусства Владимир Фролов уверен, что так Рублев хотел раскрыть вечный закон мироздания — жертвенность божественной любви. «Отсутствие дополнительных деталей, — говорит ученый, — обнажило замысел и не дает отвлечься на сюжет библейского события».

ХУДОЖНИК
Андрей Рублев

Ок. 1360 — Родился в Московском княжестве или Новгороде Великом, вероятно, в семье ремесленника.
Ок. 1400 — Написал поясной Звенигородский чин (сохранились только отдельные иконы).
До 1405 — Принял монашество под именем Андрей .
1405 — Расписывал вместе с Феофаном Греком Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились).
1408 — Расписывал Успенский собор во Владимире (изображения сохранились частично). Написал иконостас для этого собора (сохранился фрагментарно).
Ок. 1425–1427 — Работал над фресками в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В это же время написал «Троицу» (по другим данным — в 1411 году).
Ок. 1427 — Занимался росписью Спасского собора Андроникова монастыря (сохранилась фрагментарно).
Ок. 1440 — Скончался в Андрониковом монастыре.
1988 — Причислен к лику святых.
 vokrugsveta.ru
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s