Флорентийская уния

Предатель веры и патриот родины

Митрополит киевский Исидор, грек по происхождению, прожил несчастную жизнь. 19 март марта 1441 года он вернулся в Москву из Флоренции, где поддержал унию православной и католической церквей. Поддержал перед лицом нависшей над его родиной угрозы — турками-османами. Князь Василий II предательства веры не оценил… 

Политический контекст

Вторая четверть XV века — непростое время в истории Руси. Москве ещё предстояло закрепить свою власть внутри страны. Кроме того, прочно сложившейся традиции самостоятельно выбирать митрополита на Руси еще не было. Несмотря на укрепление политической самостоятельности Московского государства, окончательное слово в выборе первоиерарха для Руси традиционно было за Константинополем. И хотя «в Москве хотели поставить митрополитом рязанского епископа Иону, но патриарх Константинопольский выбрал Исидора (последнего русского митрополита из греков). В это время константинопольская церковь перед лицом надвигавшейся турецкой опасности пыталась найти помощь на католическом Западе.

Главным делом жизни митрополита Исидора была уния с западной церковью. «Гордые ромеи» в последние годы Византийской империи вынуждены были искать единства с католическими странами Запада. Император Иоанн VIII Палеолог и патриарх Константинопольский Иосиф решили обратиться за помощью к Риму. В 1438 году в Ферраре (а затем во Флоренции) был созван очередной Собор с целью оформления унии Православной Восточной Церкви с римской.

Для принятия унии, а точнее, для подчинения Восточной Православной Церкви Западной Католической, в начале XV века сложились благоприятные для Рима политические условия. Византия находилась тогда в крайней опасности: её власть ограничивалась, по сути, одними стенами столицы — все её области были уже во власти турецкого султана; войска были немногочисленны и по большей части наемные; казна была пуста. Император Мануил Палеолог и сын его Иоанн очень ясно видели, что греки решительно не в силах защитить себя от турок; они думали, что единственное средство для спасения империи состоит в примирении с папою, чтобы через него получить помощь от западных христиан.

Переговоры продолжались более 20 лет. В 1433 году отцы Базельского Собора, который считал себя Вселенским и действовал в духе независимости от папы, приглашали греков к себе для рассуждения о примирении Церквей и уверяли, что от собора вернее можно ожидать помощи, нежели от папы Евгения II, который находился тогда в самом ненадежном положении, между тем как на стороне Собора было несколько королей и сам немецкий император Сигизмунд. Император Иоанн, конечно, отправлял посольство для предварительных совещаний в Базель, но бОльшие надежды возлагал на папу.

Кто такой Исидор?

В 1437 возведён Константинопольским патриархом Иосифом II в сан митрополита Киевского и всея Руси. Избранный Московским князем кандидат в митрополиты епископ Рязанский Иона был вынужден довольствоваться обещанием, что будет поставлен на престол после Исидора. Причиной поспешного поставления Исидора была необходимость обеспечить поддержку Киевской Митрополии и Московского князя проведению Флорентийского собора 1439. Исидор был человеком крайне образованным и опытным в деле переговоров.

 

Московский князь Василий II Тёмный встретил Исидора с неприязнью, как поставленного против воли. Будучи опытным дипломатом, Исидор сумел убедить великого князя в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви. Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, Исидор выехал в сентябре 1437 на церковный собор в Италию.

Флорентийский собор

На Флорентийском соборе Ромейский император и духовенство надеялись получить от Запада военную поддержку против турок. Ценой такой поддержки было согласие на заключённую в 1439 году унию. Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, но сохраняло право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду. Митрополит Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии, которая оказалась в последствии малорезультативной: простой народ и духовенство не приняли её. В Византии сторонниками унии, по политическим мотивам, оставались только двор императора и назначенный им Патриарх.

Саккос Исидора, дар папе Евгению IV.jpg
Саккос Исидора, дар папе Евгению IV

Другой причиной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власти которого не признавали многие государи Европы, сторонники Базельского собора и избранного им антипапы Феликса V. Не признавали власти Евгения и в Речи Посполитой, в состав которой входила западная часть Киевской Митрополии.

Возвращение в Московию

За заслуги в деле унии папой Евгением IV 18 декабря 1439 Исидор был возведён в сан кардинала Римской Церкви с титулом Святых Марцеллина и Пьетро с присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции).

 

Исидор же не спешил возвратится в Москву, но 19 марта 1441 года всё же это сделал. Его обратное путешествие было тоже неторопливым. По всему пути следования митрополит объявлял о свершившемся единении и вел себя соответственно, вызывая недоумение православных.

Возвращался на свою кафедру он уже в новом качестве, в сане кардинала и легата от ребра апостольского, дарованном ему папой. В Москву он вступил решительно, с преднесением католического креста. На первой же литургии возносилось имя папы Евгения и было зачитано решение Флорентийского собора. Показательна реакция московской знати на объявление Исидором условий унии: «Вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша».

Исидор также передал Василию II послание папы Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Церквей. Через три дня Исидора взяли под стражу по указу великого князя и заключили в Чудов монастырь. Митрополит и кардинал был осуждён на соборе русского духовенства, при этом он отказался от покаяния и отречения от унии.

Бегство из заточения

Просидев в Чудовом монастыре весну и лето, он ночью 15 сентября 1441 года бежал из Москвы. Великий князь был этим доволен. Таким образом этим разрешался вопрос, что с ним делать дальше. Его не преследовали и дали возможность исчезнуть из России. Исидор объявился в Твери. Там князь Борис Александрович посадил его «за приставов». Но Василий II приказал выпустить его.

Некоторое время пробыл он в Новгородке у литовского великого князя Казимира. Видимо, и там Исидор чувствовал себя неловко среди православных. Оттуда он отправился к папе. В 1452 году Исидор из Рима выехал в Царьград, чтобы действовать в пользу унии, но и там побывал в тюрьме. Епископ Арсений пишет, что «Кардинал Исидор, неузнанный, успел выкупиться за несколько монет на другой день взятия Константинополя и бежал в Рим». Им описано было взятие Константинополя. Папа Николай дал ему титул патриарха константинопольского и декана кардинальской коллегии. Умер он в Риме в 1453 году.

Последствия непризнания унии для Руси

В политическом плане непризнание Московией унии послужило к укреплению роли великокняжеской власти, так как именно великий князь являлся главным инициатором непризнания союза константинопольского патриарха и римского папы. Следствием этих событий стало постепенное и все большее подчинение Московской Церкви государю и государству. Уже само решение о непризнании унии и митрополита Исидора, вернувшегося из Флоренции униатом, было принято великим князем, а не высшим духовенством, которое сначала просто растерялось. Кроме того, Русское царство обретало большую самостоятельность.

diletant.media

***
Отвечая на «дилетантские» утверждения о том, что, якобы, католики не стремились объединиться с православными, пишу этот пост.

При внуке Дмитрия Донского, Василии Темном (слепом) митрополиты на Руси назначались в Царьграде. И вот, в бытность великого князя Василия Васильевича, назначен был митрополитом грек Исидор. В это же самое время сам Константинополь нес большие лишения — натиском шли турки. Власть Папы Римского также шаталась, существовало двоевластие (два Папы), и при этом, как в той сказке про Золушку- «Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде». Греки и Ватикан нашли друг друга- Византия под угрозой турков готова была на все, а Папе Евгению IV не хватало власти, как и все Папы, он мечтал владеть и руководить ВСЕМ христианским миром, т. е. мечтал об унии с православным миром.

В 1437 г. греческий император Иван Палеолог, византийский митрополит Иосиф, русский митрополит Исидор, многие святители отправились в Италию, в г. Ферраре на Собор для заключения унии. Василий Темный, не позозревая ни о чем, напутствуя митрополита Исидора в путь, сказал ему, чтобы он соблюдал благочестие древнее, сохранил его на «латинской земле». Когда посольство подъехало к г. Юрьеву, навстречу Исидору вышли католики и русские-православные люди. Исидор подошел сначала к католикам, поцеловал их крест (!), а затем лишь подошел к православным. По прибытии же в Италию Папа Евгений IV потребовал, дабы византийский Патриарх, престарелый Иосиф, поцеловал ему туфлю (!) — как этого требует обычай католиков. Иосиф, возмутившись, тут же собрался было домой- и тут Папа смилостивился, уступил. Император греческий вел подковерную игру- ему выгодно было объединение церквей. Патриарх Иосиф, мучимый совестью, поначалу был против объединения, однако, под давлением, предал интересы своей церкви. А 5 июля 1439 г., уже во Флоренции, куда переместился Собор, было подписано Соборное постановление по объединению церквей.

Соборная грамота провозгласила Папу Римского главой ВСЕЙ Христианской Церкви, все обряды она предписывала проводить по католическому обычаю, только лишь Божественные Службы читать по- русски и по-гречески. Исидор, русский митрополит, был возведен в сан кардинала)) — в Польше, Литве, Ливонских землях и на Руси.

Вернувшись домой, греки в результате получили «раскол» и 10-летнюю внутрицерковную войну, что и сыграло фатальную роль в распаде Византии и захвате ее турками.

 

У русских же все было намного проще- вернувшись, Исидор огласил флорентийскую грамоту в Успенском соборе, провел службу, неся перед собой католический крест, прославил во время службы Папу Евгения. Народ окаменел- ведь католическая вера воспринималась православными как ересь. Великий князь Василий тот час назвал Исидора «еретиком» и «волком», и «кардинал» Исидор тут же был арестован и заточен в Чудов монастырь. Сидя там, он упорствовал, отвергал предложения раскаяться, а потом ему позволили «бежать». Бежал он до Твери, там был арестован тверским князем, откуда опять «бежал» — уже до Рима, где и укрылся до конца своих дней. Князь Василий созвал архиреев и приказал им НАВСЕГДА забыть и о флорентийском соглашении, и о том позоре, которому подверг митрополит весь русский православный мир. Князь поставил своего митрополита- без назначения Царьграда, и с тех самых пор никогда московские митрополиты Царьградом не назначались. Кроме того, с тех самых пор Русская митрополия разделилась на Московскую и Киевскую.

Всю последующую историю католический мир стремился объединиться с православными под властью Папы. То же самое была и Брестская уния- решение ряда епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением православного богослужения. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте, чему Папа был несказанно рад. В результате чего произошел раскол Киевской митрополии на униатов и противников унии, а также к длительной кровопролитной войне. Также, к примеру, в 1964 году встретились Патриарх Константинопольский Афинагор и Папа Римский Павел VI, где было подписано соглашение об отмене анафем. После этого Папа стал упоминаться первым по чинопочитанию, а потом уже Патриарх- это было разновидностью унии.

Любые соглашения с православным миром означают для Папы и католиков провозглашение его верховной власти, ведь Папа Римский для католиков- наместник Бога на Земле. То есть Богочеловек в телесном воплощении, и это один догматов их церкви. Но самые изощренные- это скрытые унии, основанные на иезуитских методах работы с «человеческим материалом», внушением, пропагандой, разведкой, по сравнению с которыми наши святые отцы- просто ангелы божьи. Методики и наработки иезуитов используются лучшими разведками мира. Нынешний Папа- иезуит… И сейчас Святой Престол обсуждает вопрос о создании «Организации объединенных вер». Руководство РПЦ, судя по всему, идет на сближение- патриарх Кирилл помолился «о единении церквей Востока и Запада» у мощей Николая Чудотворца. Хотите ли вы «целовать туфлю Папы», хотя эта традиция уже ушла в прошлое? Лично я — нет.

 

Комментарии

Есть внутренний мир и общественный долг. Когда была русско-японская война 1904-1905 г., японским флотом командовал адмирал Того, он был православным японцем, что не мешало ему сражаться против «православного русского воинства».
——————-
Одно другому не мешает. Древние славяне веками воевали, молясь одним богам на своих капищах
Католики рубили друг друга как капусту- https://ru.wikipedia.org/wiki/Итальянские_войны
и так далее и тому подобное

Я не поняла Вашу мысль, если честно. Речь в посте о Ватикане, его стремлению сделать Папу и римско-католическую церковь приматом христианского мира. Это ведь правда, не так ли? Это даже никак не скрывается, не маскируется Святым Престолом. С какой стати отколовшаяся в какое-то время «ветвь» вдруг должна сейчас начать доминировать в христианском мире?

У меня формальный подход — слово «уния» означает только Брестскую унию 1596 года и, как следствие, война с козаками. Всё это было следствием объединения Польши и Великого княжества Литовского в 1569 году. Польская корона получила православных подданных, которых нужно было как-то запихнуть в социальную сетку. Русская элита постепенно полонизировалась (Острожские, Вишневецкие), а простой народ на восточных границах стал «униатским», что означало обыкновенную лояльность польской власти.

Польская корона получила православных подданных, которых нужно было как-то запихнуть в социальную сетку.
—————————-
не согласна- их на надо было запихивать в социальную сетку. Только дворяне начали опоплячиваться и перенимать высокомерные замашки польской шляхты. Они таи как жили, так и жили. Проблема в том, что в Литве появились протестанты- и иезуиты были брошены на то, чтобы внедрить там католичество. Кроме того, митрополит был православный, а король-католик, и это вызвало предательство в православной церкви. Часть архиреев предателей и организовали эту унию. Ну и итог- война, не поддались православные ни иезуитам- с их больницами и школами (действовать через школы- их главный принцип), ни указаниям верхушки религиозной. Они создали церковные братства.

А насчет флорентийской- если это не «уния «- то что? Собор длился 2 года с присутствием всех высокопоставленных лиц. Именно ВСЕЙ христианской церкви. Бресткую же унию поддержали лишь часть- горстка изменников Западной Церкви , подписали договор 4 архирея и все.

— Слушайте!… ещё не то расскажу : и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан. Слушайте ! ещё не то расскажу : уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз…
(сами запорожцы этого не видели, но поверили выкрикам пьяного казака, но охотно тому поверили)

верующий-католик и верующий- православный находятся на одной параллели. А «паны-то»- от которых чубы трещат- на другом уровне и преследуют интересы другого уровня.

Есть внутренний мир и общественный долг. Когда была русско-японская война 1904-1905 г., японским флотом командовал адмирал Того, он был православным японцем, что не мешало ему сражаться против «православного русского воинства». А что же в повести Гоголя…Тарас Бульба призывает козаков выпить за то, чтобы все люди на земле стали христианами. Воодушевлённые козаки тут же вступают в сражение с католиками-недоверками. Но то война. Тот же Тарас сжигал аббатства и вешал католических монахов.
Гоголя необходимо постоянно перечитывать. В этой повести он называет украинцев «южными россиянами». Чолэм! (Пока — старорежимно\шляхетское)

«японским флотом командовал адмирал Того, он был православным японцем»
Можно ссылку? Безотносительно к данной теме, это что-то совершенно новенькое…

Нету никакой информации. Это было напечатано в «Независимой газете» в начале 90-х. Сейчас посмотрел в «Японской энциклопедии» Там самая подробная статья про Того Хэйхатиро (1847-1934)/. Нет там ничего о православии адмирала.

«патриарх Кирилл помолился «о единении церквей Востока и Запада» у мощей Николая Чудотворца.»
Вот если серьезно, мне кажется — просто интуиция, чутье — что именно ради этого единения Путин и начал раскручивать этот православный ренессанс. В условиях изрядной внешней изоляции из-за противостояния с Западом, нужны влиятельные союзники в Западном мире, чтобы раскалывать анти-российский фронт, и Ватикан — далеко не последний игрок там. Путин мыслит, похоже, в терминах спецопераций — и это одна из них.
В принципе, может и неплохая идея, главное — продолжать относиться к ней именно как к спецоперации, не слишком погружаясь собственно в предмет. Иначе побочные эффекты от собственной деградации намного перевесят бенефиты операции. Такое бывало, и не раз.

как бы то ни было, смею предположить, что кюре французской бабушке, пастор немецкой бабушке, ксёндз польской бабушке и поп русской бабушке будут давать примерно одни и те же советы.
В теологических же тонкостях типа филиокве разбираются, скорее всего, весьма немногие (даже среди священнослужителей) профессионалы богословия, да немногие любопытствующие интеллектуалы (при этом вообще не обязательно верующие).  банальной верующей бабушки (любой) нет не малейшего представления о собственно богословских различиях, да и само представление о религии — на уровне обрядности да информации о том, какому святому молиться от зубной боли.
А для раскола была бы причина (политическая там, экономическая — неважно), а уж внешний повод (в котором никто ничего и не поймет) найдется.
А насчет знания что к чему — вспоминаю шикарный ляп мэра (!), кажется, какого-то города: у нас не только христианские храмы есть, но и мечеть, и даже католический…

если будет объединение и все таки создадут «Организацию объединенных вер»- это будет катастрофа. Религиозный аналог ООН под властью Ватикана- это «жесть»

-В России превалирует ислам именно суннитского толка (а на Кавказе…-и того хлеще) … -И .., если шииты более или менее «толерантны» к представителям других конфессий.., то сунниты как раз уже заранее заточены под радикализм… -только «поднеси спичку» … -а там посмотрим… -Хахах…
-Вы , как и все прочие члены форума … -далеко живёте «от казахов» (как-то всё вам довелось больше с татарами .., да башкирами «общаться»…) и по сути имеете оЧЧ слабенькое представление от этого оЧЧ многочисленного многомиллионного (десятки миллионов) и… буквально прямо «на глазах» …-«прирастающего в геометрической прогрессии …-по численности» народа… -Ну .., так вот …могу «просветить»… -Казахи (как и киргизы) раньше вообще чихать хотели на ислам (а уж на Ватикан и вовсе) … -и были самые что ни на есть «нетвёрдые и размытые» мусульмане… -Были скорее всего даже больше склонны к христианству… или даже были своего рода какими-то «мусульманскими язычниками»… -Вся казахская молодёжь и казахи среднего возраста без всяких «проблем» ели свинину и прочую «христианскую пищу»… -это Я просто утверждаю… -просто сама в детстве захватила этот период… -И по своей ментальности были оЧЧ близки к русским… -Да.., как ни странно … -так и было…

«Якоже он, надежа наша, иссек римской властью любоплотный род еврейский, подобает, государыня, и здесь любоплотным по тому же уставу быть. Не страша же глаголю, но предлагаю законопреступникам сбывшееся издревле во Израили. Егда в законе побл@д@т, тогда и разорение, егда же обратятся ко господу богу, тогда им милость и ужитие мирно и безмолвно. Но виждь, предобрая, что над собою и греки учинили, ко псу ездя, на Флоренском соборе, истеннее рещи на сонмище жидовское, руки припи сали, Мануилович с товарищи, что наведе греческой державе? Помнишь ли, свет, реченное или запамятовала? Ну, ино я препомню.
Тому лет с двести семдесят с лишком, варвар, Бахмет турской, взял Царьград и брата Мануиловича Констянтин. Не коснел Христос, скоро указ учинити. Блюдусь и трепещу. Та же собака заглядывает и в нашу бедную Росию. Мнит ми ся по греческому же уставу ступает, мало-помалу на высоту восходит и со дияволом предуспевает. Егда помышляю, ужас меня объемлет; отовсюду ми тесно ныне, душа плавание, а тогда телесем гробы.
Преудобренная невесто Христова, не лучши ли со Христом помиритца и взыскать старая вера, еже дед и отец твои держали, а новую бл@дь в гной спрятать? Пускай Никонов устав мотыльноской до общаго воскресения тут препочиет. А будет так и не учинитца, тако глаголет дух святый, пострадать будем и нам, якоже и греком»
Письмо протопопа Аввакума царевне Ирине Михайловне Романовой.

я хочу немного поправить текст- вместо «был возведен в сан кардинала)) — в Польше, Литве, Ливонских землях и на Руси.» надо «
«был возведен в сан кардинала и наименован «легатом Ребра Апостольского» в Польше, Литве, Ливонских землях и на Руси.

Объясните мне, как неверующему, в чём опасность для православных (или католиков) объединение христианства? Раньше это угрожало национальной самоидентификации, а теперь? Принадлежность к той или иной религии — это индикатор этноса. Мы все относимся к европейскому суперэтносу, и христиане — изначально, а главной опасностью для нас всех являются не иезуиты, а воинствующий ислам. В Риме еще мечетей не строят, а в Москве? До 12 млн., по официальной статистике, азиатских мигрантов на территории России.
В объединенном мире должна быть и объединенная религия. Мне ближе Западная Европа и её ценности, а не абстрактные различия странных групп маргиналов, играющих в ролевые игры с папами, антипапами, патриархами и пр. Что плохого, что РПЦ сольётся в общехристианском экстазе с Римом?
Пусть не в виде полного подчинения, но хоть в ереси друг-друга перестанут обвинять… Можно это обозвать по-научному, кондоминиум, например…

опасность для православных в том, что Ватикан предал и давно истинную христианскую веру. Вставать же под начало Ватикана (напомню, что это ГОСУДАРСТВО со всеми его атрибутами, включая банк Ватикана, который занимался даже отмыванием денег наркотрафика- известный скандал)- означает признать, что содомский грех- не грех, к примеру (Папа признал гомосексуальное лобби в Ватикане), это означает сращение с наднациональными структурами, сотрудничающими с ватиканом и т.д. У нас в Православии есть масса особенностей, о которых я писала в предыдущих постах- местные святые, преподобные, святители- у нас все другое. И предать все это- означает предать традиции предков.

не могу согласиться в вопросах Веры.В мире есть единственный фактор,которому подвержено всё-это Время.Вера не может не меняться со временем.Пришла пора объединиться христианам.Как и на какой основе, должны решать церковники.Но это должно произойти.Ислам-религия не просто активная,но агрессивно активная в отношении других религий.Справедливости ради нельзя не сказать,что и в исламе много течений,но сегодня одерживает верх реакционная часть.Да и не только в целях обороны,но и в повседневной жизни лучше идти единым христианством.Христос-то один!


Маргарита, НЕТ, НЕТ, и ЕЩЕ РАЗ НЕТ! Как только Ватикан получит власть, они начнут работать над сознанием прихожан на уровне поместных церквей. Они не зря создали Орден Иезуитов- эти технологии обкатаны у них на многих колониях в Америке, Африке, Австралии, Китае. Ватикан- это страшная машина, основанная на деньгах швейцарских банкиров (= изначально венецианской мафии). «Подвиги» иезуитов в Китае- опиумные войны, к примеру. Миссионер, который начал свою «миссию» в Кимтае- умер от горя и вины, поняв, куда его втравили. Если предательство руководства РПЦ будет иметь продолжение, я лично начну «свою войну»)). к слову, Путин недавно встречался с Патриархом старообрядцев Корнилием- может, надеюсь, поймет власть, какую демоническую роль играет верхушка РПЦ?
и еще- про «авторитеты». Назрела ситуация нового «!раскола»- все об этом говорят. просто страшно, что творит Патриарх. Но это не значит, что его надо считать авторитетом и что он олицетворяет и представляет мнение святых отцов- достойных сынов Отечества (пафос, но по-другому не получилось)
и еще- мусульмане нам не враги, их искусственно демонизируют, чтобы прикрыть истинных врагов- иудеев и вступивших с ними в сговор католиков, у нас глава церкви- Христос, а у них- Папа. Поэтому, католичество с точки зрения православия- это ересь и недаром они откололись от тела церкви

 

Реклама