Этот странный святой Алексий, человек Божий…

Об очень странных, но спасительных поступках некоторых святых и о том, стоит ли кидать камни в непонятных нам людей.
…Какое хорошее название – редкое, очень редкое. Он был действительно Божий человек. Не священник, не монах, не епископ, не мученик – как его еще именовать? И вот его назвали человеком Божиим.

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого “защитник”). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: “Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью”. Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до город Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храм Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его. Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились, и хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в город Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный, попал в сильную бурю и сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом Промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий записал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изошел глас свыше: “Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его”. Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изошел глас: “В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите”. В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.

Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В этот день празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.
Источники:
1. Минеи, март. М., 1997.
2. Православная энциклопедия, т.II, М. 2001

Эти странные святые

Он прожил недолгую жизнь – знакомясь с нею, мы видим, что прожил он лет 50, может, немножко больше. Был очень богатый, знатный. Очень был тихий и послушный.

Он не хотел огорчать своих родителей, которые желали видеть его в брачном состоянии и иметь внуков – как всегда бабушки и дедушки очень это любят. И он с их совета и благословения согласился на брак, хотя отнюдь этого не хотел, у него было другое настроение.

На брак-то он согласился, но когда брак совершился, в первый брачный вечер он сделал, конечно, очень странный поступок: когда вошел к своей невесте, снял с себя драгоценный перстень, пояс свой, тоже дорогой – это был знатный человек, отец его был одним из первых царедворцев. Богатейший и знатнейший человек.

Он завернул перстень в этот пояс, отдал своей невесте, которая смотрела с недоумением, и сказал: «Да будет Христос между тобой и мной, и пусть Он благословит нашу новую жизнь».

Всё это было очень загадочно. И тут же он повернулся и вышел, чтобы больше не возвращаться к себе никогда.

Всё происходило в Риме. И он тайком, быстро добрался до моря, сел на корабль и уплыл далеко на восток, в Месопотамию. Как раз, кстати, в те места, где сохранялась с глубочайшей древности истинная вера в Бога, единобожие. В те места, где был патриарх Авраам в свое время, родоначальник верующих людей. Вот куда он прибыл, и в городе Едессе стал жить как нищий скиталец.

Жил на паперти храма, ничего не имея, терпя холод и голод, питаясь чем попало, терпя и побои, лишения, насмешки. Он молился, по воскресениям причащался.

И было слово однажды пономарю этого храма: «Введите в храм человека Божия». Пономарь не знал, где искать этого Божия человека, тогда был повторный голос ему: «Ищите его на паперти храма». И там нашли этого Алексия, ввели его в храм.

Тогда о нем разнеслась слава, конечно. Но как только это случилось, он сразу же ушел, чтобы не иметь славы человеческой. Он сел снова на корабль и поплыл куда глаза глядят. А ведь прожил он в Едессе лет 17, по крайней мере.

Случилось так, что на море поднялась большая буря, корабль терпел крушение, но его прибило к берегу, и оказалось, что прибило его к пристани недалеко от Рима. Алексий тогда усмотрел в этом волю Божию и вернулся к себе домой, не открывая, кто он на самом деле. А вид у него был такой, что узнать в нем того, прежнего Алексия было невозможно.

И он просил своего отца приютить его, и сказал: «Может, и у тебя кто-то есть из твоих родных где-нибудь вдали, в путешествии – если приютишь меня, то Бог попомнит тебе твое добро». Отец сразу подумал о своем сыне – а горе у них было огромное. Отец, мать, жена молодая, они постоянно горевали.

Святой Алексий человек Божий

И вот Алексий этот стал жить у себя дома как нищий странник. И тут тоже терпел очень много, потому что был безгласный, безответный человек, всё переносил. У отца была масса слуг, и те издевались над Алексием – он для них был чудак, юродивый. Издевались, били его, насмехались, выливали на него помои всякие – словом, вели себя с ним распущенно и часто просто зло. Это обычное дело.

Вот так с этим Алексием и было, а он только молился, никогда не жаловался и просил у Бога силы не открываться, кто он такой. А ему очень хотелось и войти в семью, и как-то о себе рассказать, и сблизиться опять с отцом, и с матерью, и со своей женой – он всех их любил. Всё это странно, для нас странно очень… Но это не странно духовно.

И когда он уже умирал, то попросил кусок бумаги и описал на нем всю свою жизнь. Он написал всё то, что знал только он, да еще отец, мать и жена – чтобы те узнали, что у них как нищий странник жил их сын и муж.

И в конце написал: «Я понимаю, что причинил вам огромное горе, но я это сделал Бога ради, потому что не мог ослушаться Бога».

Это очень интересные слова. Как их понимать? Почему он считал, что если он останется у родных или откроется родным, то ослушается Бога?

Тут, видно, такое тайное дело… Бывают, любезные братья и сестры, такие внутренние духовные состояния, когда, действительно, Бог человека влечет к Себе неудержимо. И так, что он не может делиться между Богом и людьми. И тогда он ради Бога оставляет всё, как говорится в Евангелии: кто оставит ради Бога мать, жену, детей, имение, тот получит во сто крат больше, и в веке грядущем – вечную жизнь.

Конечно, надо помнить, что такие люди оставляют своих родных и близких не из какого-то расчета, даже духовного: оставлю тут всё, а там получу во сто раз больше… Это не так, совсем не так. Бывает иначе – бывает неудержимое, невыразимое стремление к уединению, чтобы не быть ничем связанным. Это особенное духовное состояние.

Хотя люди вместе с тем видят и чувствуют – они не какие-то камни, они очень чувствуют всё. Они видят, кого оставляют, они понимают, что делают.

Он любил и отца, и мать, и жену – но Бога он любил больше. И так именно любил, что не мог оставаться среди людей – так было у многих святых…

Да, еще Алексий написал так: «Я верую, что за ту меру, в которую вы страшно за меня потерпели, Бог вам на небе воздаст многократно и введет вас в великую радость Своего Небесного Царства».

И это он тоже написал правильно, так оно действительно и было, потому что и родители, и жена не озлобились, не ожесточились, а просто были в постоянном внутреннем плаче, в молитве. В общем, они духовно очень выросли через это большое страдание.

Конечно, братья и сестры, Господь смотрит, кому и что дает. Людям, не способным понести такое испытание, оно и не будет попущено. А тут, видно, это всё нужно было.

Успение Алексия человека Божия

Алексий умер – и как раз в эти минуты шла литургия в соборе, служил папа Иннокентий, был такой очень большой святитель – и вдруг из алтаря раздался голос: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременении, и Я успокою вас», слова Христа. Все дивились, что этот голос мог обозначать.

Были еще слова: «Ищите человека Божия, молитва его очень нужна и благодетельна для всего города». Но не знали, где искать. И снова был голос: «Ищите в доме Евфимиана», Евфимиан – это имя отца святого Алексия…

Пошли, искали, и нашли лежащего бездыханным, со светлым-светлым лицом, вот этого Алексия, и в руках у него был зажат исписанный свиток. И когда уже помолились, взяли свиток, стали громко читать, тогда узнал отец, узнала мать, узнала жена, кто был этот нищий.

Конечно, был страшный плач, но потом была и великая радость, что их сын и муж оказался таким великим святым и Богу истинно угодным человеком. При гробе его стали совершаться очень многие чудеса.

Вот, дорогие братья и сестры, такую память празднует сегодня Церковь – такую великую и светлую, необычную память.

Действительно, жизнь необычная, поступок его необычный, это не какой-то пример – не пример это, но надо просто помнить, что в духовной жизни много бывает непонятного и чудного, поэтому когда видишь что-то странное в людях, то не нужно никогда порицать и осуждать, бросать камни или смотреть косо. Бывают тайны Божии – тайны, которые знает только Господь и душа человека. И которые открываются в конце самой жизни, а может, даже и после.

Дай Господи, чтобы святой Алексий, человек Божий, и за нас с вами помолился там, у Христа Спасителя за всех нас. Он, прошедший очень трудную жизнь, претерпевший великое горе, великое терпение показал в жизни – дай, Господи, то же и нам.

Дай нам прикоснуться к этой великой вере, терпению, смирению, любви к Богу, напитаться тем небесным светом, которым жила и сияла его действительно небесная душа, аминь.

Подготовил Петр Давыдов
+++

Алексий человек Божий

 Св. Алексий. Фреска собора монастыря прп. Неофита Кипрского. Кипр. XVI в.

Преподобный Алексий, человек Божий, – один из наиболее почитаемых святых на Руси (в переводе с греческого «защитник»). Родился он в Риме в семье знатных и благочестивых родителей (отец Евфимиан был сенатором). Алексий рос здоровым ребенком и отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих.

Когда мальчик подрос, его отдали в учение служителям церкви и различных наук, по Божьей милости он преуспел во всех занятиях философских, а более всего духовных. Когда Алексий достиг совершеннолетия, родители решили его женить, в невесты была выбрана девица из императорского рода, и в храме cв. мученика Вонифатия их обвенчали. Однако Господь уготовал юноше иной путь. Житие не описывает его размышлений, но, видимо, решился он стать монахом не сразу: сыграли веселую свадьбу. После свадьбы же, оставшись наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Той же ночью он покинул отчий дом.

Сев на корабль, отплывающий на Восток, Алексий прибыл в Сирию и добрался до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, Алексий стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы и помогать в работах по храму. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Питался он только хлебом и водой.

Родители и жена Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню нищему Алексию, но не узнали его, так как он исхудал и одежда его превратилась в лохмотья. Слуги вернулись в Рим, так и не найдя Алексия.

Так преподобный Алексий провел в Эдессе семнадцать лет, прося милостыню в притворе храма Богородицы. Однажды бывшая там икона Богородицы заговорила при церковном пономаре: «Введи сюда человека Божия, он достоин Царства Небесного, и дух Божий почивает на нем, и молитва его, как огонь, поднимается к лицу Божию». Богородица объяснила затем пономарю что нищий Алексий и есть праведник, человек Божий. Жители Эдессы стали почитать его как святого, и прп. Алексий тайно бежал от неожиданной славы. Он хотел отправиться в Киликию (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл прп. Алексий, в сильную бурю принесло к берегам Италии. Святой Алексий узрел в этом промысел Божий и пошел в Рим к дому отца своего, уверенный, что его не узнают и примут, как обычно принимали там странников.

Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта: «Раб Божий, взгляни на меня и яви милосердие, ибо я беден и странник, вели принять меня в доме твоем, чтобы мне питаться крохами от стола твоего, и Бог благословит лета твои и помилует того, кто у тебя на чужой стороне». Евфимиан, помня о пропавшем сыне, рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома под лестницей, велел носить ему пищу с хозяйского стола, но прп. Алексий по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Слуги стали исподтишка оскорблять нищего, но прп. Алексий принимал издевательства со смирением. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексии описал всю жизнь свою, в том числе упомянул и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

Настало время раскрытия тайны. В ближайшее в воскресенье после Божественной литургии в соборе св. апостола Петра совершилось чудо. От престола раздался свыше глас: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ пал ниц. Затем верующие в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола раздался глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». При этом в храме присутствовали римский Император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга рассказал Евфимиану о праведном образе жизни прп. Алексия. Евфимиан поспешил к нему, но уже не застал его в живых. Лик усопшего святого сиял светом, руке он держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И усопший прп. Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого Алексия был прочитан в церкви перед всеми. Отец, мать и жена, хранившая ему верность все эти годы, его с плачем поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено в Риме на центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такие чудеса, Император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, были погребены 17 марта 411 года в том же храме во имя св. Вонифатия на Авентинском холме в Риме, где он венчался.

В 1216 г. были обретены мощи святого и положены под главным престолом храма который, будучи расширен, стал называться в честь уже двух святых — Вонифатия и Алексия. Мощи св. Алексия были разделены: глава покоится в греческом монастыре Великая Лавра в городе Калаврита (по преданию подарена обители Императором Мануилом II), в новгородском соборе святой Софии хранилась рука святого в серебряном позолоченном ковчеге перед главным иконостасом собора, по левую сторону от царских врат (при большевицкой власти мощи исчезли).

Как и в Европе, на Руси Алексию человеку Божию посвящалось много духовных стихов. Почитание святого было особенно заметным в царствование Государя Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был прп. Алексий. Этот римский нищий праведник стал для русских символом отказа от преходящих земных материальных благ, образом смирения, кротости и нестяжательства, за что Бог вознаграждает благодатью святости, особою силою молитвы и даром чудесного заступничества за обращающихся к нему как к «Защитнику».

На родине прп. Алексия ныне память его предана забвению. В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора, праздник святого Алексия человека Божия был исключен из нового издания Общего Римского календаря (1969). Память святого Алексия 17 июля (н. ст.) на мессе совершается лишь в храмах и монашеских орденах, связанных с этим святым, например, в католическом ордене алексиан, чьим покровителем является святой Алексий. Причиной исключения св. Алексия из католического календаря послужил «легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками».

Фотографии (2005 г.): В римском храме свв. Вонифатия и Алексия установлена лестница, под которой «согласно легенде» (так написано на табличке) жил св. Алексий, и под ней его гипсовая скульптура. Мощи все еще находятся в гробнице (за решеткой) в алтарной части храма, но доступа к ним нет и служащие объясняют русским паломникам: «Это же только кости! И чего Вы им поклоняетесь?..»
Направо от главного престола устроен особый придел, где помещается Эдесская чудотворная икона Божией Матери, принесенная сюда с Востока в конце Х века Дамасским митрополитом Сергием, изгнанным оттуда сарацинами и окончившим свою жизнь в Риме. Икона, написанная по преданию евангелистом Лукой, есть та самая, которая стояла прежде в Эдессе в церкви Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексий провел 17 лет. Глас сей иконы наименовал Алексия «человеком Божиим».

rusidea.org

 

Реклама