Феофилакт Болгарский

блаженный Феофилакт Болгарский

Блаженный Феофилакт Болгарский (2-я пол. XI в. – нач. XII в.)

Феофилакт Болгарский, Охридский – архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония). Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея. Носил фамилию Ифест.

Обучение проходил в Константинополе.

Завершив образование, Феофилакт остался в столице, где был рукоположен в сан дьякона, входил в причт храма Святой Софии и носил титул ритора Великой Церкви.

Несколько лет он трудился в школе при патриархии, однако то было не духовное учебное заведение, и многие его ученики стали учителями, врачами, военными, чиновниками, судьями, как, впрочем, и священниками.

Точное время вступления Феофилакта на архиепископскую кафедру Болгарии с точностью не определено и вызывает много дискуссий. Некоторые источники утверждают, что оно случилось до 1081, другие полагают, что в 1089 или 1090 году.

С половины XI века архиепископы болгарские стали посылаться уже из Константинополя и назначаться не из природных болгар, а из греков. Блаженный Феофилакт занял архиепископскую кафедру после Иоанна Аиноса.

В управлении Болгарской Церковью блаженный Феофилакт показал себя архипастырем столь мудрым в своих предначертаниях, сколь и твёрдым в исполнении их. Хорошо понимая, что для духовного просвещения народа ему более всего необходимы способные помощники, он обращал самое строгое внимание на избрание достойных пастырей, особенно епископов.

Блаженный Феофилакт много сделал для защиты имущества церкви, которое расхищалось светскими правителями Болгарии, сборщиками царских податей.

Неизвестно, сколько времени продолжалось служение Феофилакта в качестве архиепископа Охридского. Черпая даты из писем, можно утверждать, что окончилось оно не ранее 1108 года. Если датировка рукописи одного из его стихотворений достоверна, то в 1125 году он был ещё жив, но оставался ли ещё архиепископом Охридским неизвестно.

По сербским источникам, в конце жизни перебрался в Солунь, где и скончался.

Канонизирован Сербской Православной Церковью, память 31 декабря.

Феофилакт частно называется «блаженным», однако греческие авторы и старопечатные  славянские издания его толкований Священного Писания называют его  святителем и приравнивают к Отцам Церкви.

 

 

 

Феофилакт Болгарский (Охридский)Феофилакт Болгарский, Охридский (греч. Θεοφύλακτος¨Ηφαιστος, болг.Теофилакт Български, серб. Теофилакт Охридски) — архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне Республика Македония), крупный византийский писатель и богослов, толкователь Священного Писания. Жил во второй половине XI века — начале XII века.

Феофилакт часто называется «блаженным», однако он не входит в число официально прославленных святых Православной церкви. Однако греческие и славянские авторы и издатели называют его святителем и приравнивают к Отцам Церкви[1].

О биографии Феофилакта известно мало. Родился между 1050 и 1060 годами в городе Халкисе на острове Эвбея.

Феофилакт получил сан диакона в соборе Святой Софии в Константинополе и сделался близким ко двору императора Михаила VII Парапинака (10711081). Возможно, уже после смерти Михаила Феофилакт был назначен воспитателем его сына царевича Константина Дуки, оставшегося 4-летним сиротой с матерью, императрицей Марией, покровительницей Феофилакта, по побуждению которой были написаны лучшие его вещи.

Однако расцвет литературной деятельности Феофилакта, его назначение архиепископом Охрида в Болгарию, переписка из Болгарии со многими выдающимися лицами относятся ко времени царствования Алексея Комнина (10811118). Удаление Феофилакта из столицы, куда он напрасно рвался, вероятно, стоит в связи с опалой семейства императора Михаила.

Неизвестно, сколько времени Феофилакт оставался в Болгарии и когда он умер. Некоторые письма его относятся к началу XII века. Ещё оставаясь при дворе императрицы Марии, но не ранее 10881089 года Феофилакт написал «Царское наставление» своему ученику царевичу Константину — оригинальное произведение с литературными достоинствами. В 1092 году он написал напыщенный панегирик императору Алексею Комнину

Наиболее ценным для истории памятником литературной деятельности Феофилакта является его переписка. Сохранилось 137 писем его к высшим духовным и светским лицам империи. Письма эти полны жалоб на судьбу. Утончённый византиец относился с отвращением к своей славянской пастве, к варварам, «пахнувшим овчиной». Известия о народных мятежах, предшествовавших образованию независимого второго болгарского царства, а также о проходивших армиях крестоносцев делают некоторые письма Феофилакта первоклассными историческими источниками. Такое же значение имеют данные об управлении империей и о многочисленных деятелях эпохи Алексея Комнина.

Вершиной же творческой деятельности Феофилакта являются толкования книг Ветхого и Нового Завета. Наиболее оригинальный труд его в этой области — комментарий на Евангелие, особенно святого Матфея, хотя автор и здесь основывается на разрозненных толкованиях Иоанна Златоуста на множество отдельных отрывков Священного писания. Им часто допускается аллегорическое истолкование текста, местами — умеренная полемика с ересями. Толкования на Деяния Апостолов и на послания большей частью почти буквально списаны с малоизвестных комментариев IX века и Х века без указания источника. Он так же является автором полного жития святого Климента Охридского.

Важны полемическое сочинение его против латинян, написанное в примирительном духе, и слово о 15 мучениках, в Тивериуполе (Струмице) при Юлиане пострадавших.

В Patrologia Graeca труды Феофилакта занимают с 123-го по 126-й том.

Критическое издание писем Феофилакта подготовил Поль Готье — Theophylacte ďAchrida. Lettres / Intr., text, comm. et notes P. Gautier. Thessalonique, 1986. (CFHB; Vol. 16/2)./
ru.wikipedia.org

+++

  • Толкование на Евангелие от Матфея
  • Толкование на Евангелие от Марка (115 433 чтения)
  • Толкование на Евангелие от Луки (196 267 чтений)
  • Толкование на Евангелие от Иоанна (148 397 чтений)
  • Толкование на Деяния святых Апостолов (80 426 чтений)
  • Толкование на соборное послание апостола Иакова (19 115 чтений)
  • Толкование на Первое послание апостола Петра (21 016 чтений)
  • Толкование на Второе послание святого апостола Петра (10 941 чтение)
  • Толкование на Первое послание святого апостола Иоанна (20 249 чтений)
  • Толкование на Второе послание святого апостола Иоанна (3 955 чтений)
  • Толкование на Третье послание святого апостола Иоанна (3 076 чтений)
  • Толкование на послание святого апостола Иуды (5 344 чтения)
  • Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла(71 802 чтения)
  • Толкование на Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла(76 057 чтений)
  • Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла(35 937 чтений)
  • Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла (24 009 чтений)
  • Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла (20 916 чтений)
  • Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла(14 431 чтение)
  • Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла(13 456 чтений)
  • Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла (10 296 чтений)
  • Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла (10 438 чтений)
  • Толкование на Первое послание к Тимофею святого апостола Павла(17 603 чтения)
  • Толкование на Второе послание к Тимофею святого апостола Павла(10 258 чтений)
  • Толкование на Послание к Титу (4 911 чтений)
  • Толкование на послание св. Апостола Павла к Филимону
    PARIS
    Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

    БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА, АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО, ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА К ФИЛИМОНУ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Христос не отвергает ни раба, ни господина, приходящих к нему. Ибо один Господь всех — он, а больше Отец. И это видно как из многих других, так и из этого Послания, в котором Филимон — господин, а Онисим — раб; оба, чтобы не сказать больше, — возлюбленные Павла. Филимон с самого начала был замечательнейшим мужем: фригиец по происхождению, верный по образу жизни, помогающий святым в нуждах и творящий милостыни. Онисим — сначала бежавший невольник: он украл деньги из дома Филимона и бежал. Будучи в Риме, он услышал [проповедь] Павла и от него, находящегося в узах, оглашенный и крещенный, сам сделался достойным удивления человеком. Посему апостол, считая неполезным, чтобы Филимон печалился по случаю дурного поступка и бегства Онисима, и, желая залечить рану его сердца, которую он получил от раба, посылает Онисима к нему с этим одобрительным Посланием. Некоторые, однако, говорят, что не следует причислять это Послание к прочим, так как оно касается маловажного дела; но посмотри, сколько пользы от него. Во-первых, оно научает нас иметь заботу и о тех, которые, по видимости, незначительны, как и Господь говорит: …Не презирайте ни одного из малых сих… (Евангелие от Матфея, гл. 18, ст. 10). Во-вторых, что если раб, такой неразумный и недобрый, обратился, то не должно никому отчаиваться за себя, и особенно тем, которые выросли на свободе. В-третьих, не должно под

    259

     

     

    предлогом благочестия отторгать рабов от господ, если они не желают. В-четвертых, не должно с презрением относиться к рабам добродетельным и не стыдиться их, когда Павел называет чадом своим Онисима. Посему кто же не удостоит причислить к прочим Посланиям и это, заключающее в себе столько полезного.

    Стих 1-й. Павел, узник Иисуса Христа… Тотчас, с самого начала, научает господина не стыдиться своего раба, сделавшегося сорабом. Ибо ради Христа все прекрасно, даже узы, которым и сам он радуется, так что и называется по ним. Этим он сильно упрашивает, показывая, что содержимому в узах за Христа справедливо сделать удовольствие.

    …И Тимофей брат… Как бы недовольным себя почитая к упрощению, он присоединяет в сопросители и Тимофея, чтобы Филимон склонился на просьбу многих.

    …Филимону возлюбленному и сотруднику нашему… Если он возлюбленный, то окажет милость. Если он сотрудник, то не задержит своего раба, а опять пошлет на служение проповеди, которой и сам он служит. Ибо и раб исполнит такое дело господина, если опять будет возвращен.

    Стих 2-й. …И Апфии, сестре возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему… Может быть, Апфия была супругой [Филимона], а Архипп — другом. Если он совоинственник, то будет принимать участие и в этом. Это был тот самый [Архипп], о котором в Послании к колоссянам пишет: Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял… (гл. 4, ст. 17.).

    Стих 3-й. Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Каким образом благодать Божия будет с нами? Если и мы будем прощать своим должникам. А каким образом будет мир? Если и ты помиришься с рабом.

    Стих 4-й. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих… Всякий раз, говорит, как я вспоминаю о тебе, — а вспоминаю я всегда, когда молюсь, — столько раз я благодарю Бога за твою добродетель. Какая это добродетель — объясняет дальше.

    Стих 5-й. …Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь ко Господу Иисусу и ко всем святым… Здесь хвалит его за доброту. Из Фригии не было бы слышно в Риме о любви и вере его, если бы она не была велика. Так как ты любишь всех святых, то есть

    260

     

     

    верных, то должен полюбить и Онисима (ибо и он есть уже верный), чтобы чрез то явить себя любящим Господа. Видишь ли, какие понудительные он собирает в уме его помышления к удовлетворению прошения?

    Стих 6-й. …Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Благодарю, говорит апостол, Бога за любовь твою, моляся и о том, чтобы вера твоя, которая у тебя общая с нами, была действенна: деятельная и живая в познании тобою всякого доброго дела, то есть чтобы тебе любить его и в дело производить. Ибо вера тогда жива бывает, когда мы прилежим всякому делу благому, как и мертва, когда бывает без добрых дел. Прибавил у вас, чтобы показать, что и теперь Филимон имеет уже всякое благое в себе дело, как бы так говоря: [в познании] всякого дела благого и теперь в вас, то есть в тебе уже сущего. Сказав общение веры, святой Павел соединяет Филимона с собою и едино творит. Общая вера есть и единотворна, так что ты должен и едино со мною мудрствовать. Или общением веры он называет милостыню, бывающую от великой веры. Итак, апостол говорит: память о тебе творю, моляся, да общительное и благоподатливое расположение твое никогда не прекращалось, но более и более да изливаешь ты на нуждающихся всякое благо у вас, то есть которое есть у тебя.

    …Во Христе Иисусе. К Христу Иисусу, говорит, возносится всякое благо, какое делаешь ты нуждающимся, особенно святым. Так и теперь если примешь Онисима и сделаешь мне удовольствие, то самому Христу то сделаешь.

    Стих 7-й. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей… То есть имеем радость, и не только радость, но и великое утешение в узах по причине твоей любви, то есть твоего человеколюбивого и общительного расположения сердца.

    …Потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Весьма мудро апостол принимается за дело, напоминая ему о его благодеяниях к другим, чтобы более смягчить его, пока он рассудит, что если дает другим, незнакомым, то тем более должен сделать это Павлу, своему учителю. И не просто сказал: даешь святым, но тобою, брат, успокоены сердца святых, то есть что они вседушевно принимают твое человеколюбие, как щедро и с утешительным радушием предлагаемое им.

    Стихи 8-й и 9-й. Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу… Так как, говорит, ты таков ко всем святым, что их сердца успокоиваются

    261

     

     

    тобою, тем более я о Христе, то есть как родивший тебя по Христу я имел дерзновение повелевать тебе, не как господин твой, но по любви, которую я имею к тебе и ты ко мне. Что должно; или повелевает тебе потребное, то есть чтобы ты исполнил то, что мне нужно; или что ты почитаешь всех святых; посему и я, соответственно тому, что потребно, то есть что падает на мою долю, я имел дерзновение повелевать тебе, однако я молю. Ибо я имею такое необходимое дело, чтобы умолять [тебя].

    …Не иной кто, как я, Павел, старец, а теперь и узник Иисуса Христа… Будучи таковым, говорит, посланником, я достойно должен быть и выслушан, как подобает Павлу-старцу, то есть имеющему авторитет и по учительскому достоинству и по возрасту, а ныне получившему еще другое, более важное преимущество — это пребывание в узах за Христа. Видишь ли, сколько поводов для убеждения?

    Стих 10-й …Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Еще не упомянул имени того, за кого он ходатайствует. Предварительно смягчает Филимона похвалою слуги, называя его своим сыном. Почему же так называет его? Потому что, говорит: я родил его, то есть огласил благовестием и уверовавшего повелел крестить, и это в тесных обстоятельствах — в узах. Смягчивши таким образом сердце его, он наконец упоминает имя.

    Стих 11-й. Он [Онисим] был некогда негоден для тебя… Знает, что признание во грехе погашает гнев; поэтому и говорит так.

    …А теперь годен тебе и мне… Так как он стал благочестив и свят, и потому, говорит, обоим нам благопотребен. Если полезен Павлу, требующему столь великой ревности, то, конечно, и Филимону. Вместе с тем дает понять и то, что если полезен мне, то он должен быть обратно послан ко мне.

    …Я возвращаю его. То есть тебе передаю его, пользуйся им, как желаешь. Тем, что передает ему, он еще более утоляет его гнев.

    Стих 12-й. Ты же прими его, как мое сердце. То есть с любовию прими его, скорее не его, а мою утробу, ибо так я люблю его и в душе своей ношу.

    Стих 13-й. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование… Обрати внимание на мудрость [апостола], как он понемногу его [слугу] поставил на место господина. Дабы он вместо тебя, говорит, послужил мне. Показывает также, что он желает пользы господина. Если,

    262

     

     

    говорит, ты обязан послужить мне, а он делает это вместо тебя, то от этого явная тебе прибыль.

    Стих 14-й. Но без твоего согласия ничего не хотел сделать… И этим он более всего смягчает Филимона. Дело было так необходимо: в узах, и притом ради Бога, он намеревался служить ему; однако апостол не хотел этого сделать против воли Филимона. Посему ужели не следует оказать милость тому, кто мог бы и сам пользоваться ею, но не захотел?

    Чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Не сказал: по нужде, но: не вынужденно, как бы так говоря: конечно, и против твоей воли удерживая его, я поистине не опечалил бы тебя; однако ж многим казалось, что это делается по нужде и против твоей воли. Посему ныне я предпочел, чтобы это ни в каком случае не казалось кому-нибудь подневольным, но, без сомнения, добровольным.

    Стих 15-й. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда… Так как Онисим убежал с злым умыслом, то Павел обращает это бегство в полезное дело. Может быть, говорит, он убежал по устроению Божию. Похвально также он называет бегство разлучением, дабы именем бегства не раздражал господина. И тем, что сокращает время, он успокоивает гнев. На время, говорит, отлучился. Вместе с тем показывает также, что сколько времени он был с Павлом, — был и с Филимоном. Посему он только то время отсутствовал, какое провел до знакомства с Павлом; а это — незначительное время, как бы один час. Посему отныне, если он, отпущенный тобою, будет находиться при мне, то разумей, что он служит тебе.

    …Чтобы тебе принять его навсегда… То есть будешь пользоваться им.

    Стих 16-й. …Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе и по плоти и в Господе. Много, говорит, пользы принесло бегство: вместо одного часа, ты имеешь его вечно. Ведь и вся жизнь человека, в сравнении с вечностию, ничто; тем более время бегства. Так, вместо раба прими брата; вместо непотребного — возлюбленного; и по плоти, то есть и в мирских вещах — он достоин любви, как услужливый, и о Господе, то есть в делах духовных.

    Стих 17-й. Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. То есть если ты сознаешь, что мудрствуешь со мною, то прими его, как меня. Кого не устыдил бы апостол? Кто не пожелал бы принять к себе Павла?

    263

    Стих 18-й. Если же он чем обидел тебя или долженсчитай это на мне. Не сказал: украл, но — мягче: обидел или должен. Правдоподобно, что он истратил украденное. Посему говорит: мне зачисли это в долг, меня считай должником.

    Стих 19-й. Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу… Превосходно говорит это, пища с духовною благодатию и как бы так говоря: для,большей уверенности, что уплачу долг, служит мое собственноручное письмо.

    …Не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. Чтобы не показалось укорным Филимону, что апостол, будто не надеясь на него, не просит его о рабе-воре просто так, но и дает собственноручную расписку (ибо это давало знак, что Филимон жестокосерд и к учителю своему невнимателен), апостол [приведенными словами] дает разуметь, что надеется на него, и очень. Ибо не только, говорит, своею собственностию, но сверх того и самим собою ты должен мне.

    Стих 20-й. Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе… От сердечной речи апостол опять перешел к более важному, умоляя: дай мне воспользоваться, говорит, от тебя, то есть да наслаждаюсь твоими благодеяниями, не в мирских делах, а в тех, кои о Господе.

    Упокой мое сердце в Господе. Упокой, говорит, мою любовь к тебе или мое сердце ради Господа. Ибо не мне оказываешь благодеяние, а Господу.

    Стих 21-й. Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. Я, говорит, написал тебе, не приказывая и не из самолюбия, но надеясь на твое послушание. Какое железо не размягчат эти слова?

    Стих 22-й. А вместе приготовь для меня и помещение… Филимону могло придти на мысль: если бы не для Онисима, то ты и слова меня не удостоил бы. Апостол наперед врачует это, говоря: не для него только написал, но чтобы попросить тебя приготовить мне обитель; а вместе с тем, чтобы также устрашить его, потому что придет апостол и осудит его, если он не примет Онисима.

    …Ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Двум вещам научаемся из сего: первое — сколь велика сила молитвы, если и великий Павел нуждается в их помощи; второе — что должно смиряться, если Павел нуждается в молитвах учеников.

    Стих 23-й. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса… Этот Епафрас был отправлен к Павлу

    264

     

     

    колоссянами; отсюда ясно, что Филимон был из колоссян. Узником называет его, показывая, что и Епафрас был в великой скорби, давая этим почувствовать Филимону, что если Епафрас страдает с Павлом, то Филимон ужели не окажет милость для него Онисиму. Узником же, говорит, не ради человеческого чеголибо, но ради Христа Иисуса, страдая вместе со мною за Евангелие.

    Стих 24-й. …Марк, Аристарх, Димас, Лукасотрудники мои*. Димас сначала пользовался уважением, как здесь и засвидетельствовано о нем, как о сотруднике Павла, после же по легкомыслию он отпал от Павла, как действительно и пишет [об этом] Павел в [втором] Послании к Тимофею, написанном, очевидно, после этого Послания: Ибо Димас оставил меня… Один Лука со мною (гл. 4, ст. 9). Итак, Лука, поставленный здесь последним, стал первым из всех, когда Димас отпал. Так что никому не должно надеяться на самого себя, но тот, кто стоит, должен смотреть, как бы не пасть. Сказав сотрудник, показывает, что и они вместе со мною просят тебя, и достойно есть оказать благосклонное внимание к таким лицам. Видишь, какую пользу получили мы из этого, кажущегося кратким и не требующим объяснения, Послания? Уверься же из сего, что в Писании ничего не следует оставлять без исследования, но во всем, как изреченном от Духа, искать духовного некоего смысла и извлекать пользу. И конечно, Утешитель, изрекший все Писание, тем, которые доброго ищут, даст и обрести искомое. От Него да будем и мы всегда просвещаемы и руководимы и к истинному Боговедению и житию, не увлекаясь лжеучениями и не прельщаясь ложною сластию мира. Кто из нас раб — да облагородит себя верою и добродетелию, а кто господин — да возревнует, видя рабов святыми и апостолами, не оказаться ниже их в царствии Владыки, ради нас зрак раба приявшего, Христа — истинного Бога нашего. Ему слава, и держава, и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    *) Блаженный Феофилакт оканчивает толкование Послания 24-м стихом.

  • Толкование на послание к Евреям (39 554 чтения)

    Документы: