Андрей Рублев, древнерусский иконописец.

Мы  чтим память преподобного Андрея Рублева. Св. Андрей родился во дни славных благоверных великих князей Димитрия Донского и сына его Василия Димитриевича. Св. преподобный Андрей РублевГод и место рождения преподобного Андрея Рублева не известны, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев.

Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Московским Спасо-Андрониковым монастырем.

Иноческий постриг святой Андрей принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, он поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

Летопись сообщает, что в 1408 г. преподобный Андрей, вместе с Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня – «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

На протяжении XVI-XVII вв. память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные…» Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой Лавре 4 июля в день тезоименитства со св. Андреем Критским. Канонизирован преподобный Андрей на основании святой жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.
Министерство культуры РФ организовало изучение 80  работ, приписываемых иконописцу и святому Андрею Рублеву. Цель этого проекта — научиться отличать образы, написанные самим Рублевым, от сомнительных произведений. На научно-исследовательские работы ведомство готово потратить 600 000 рублей. Работы  мастера сфотографируют и обработают в цифровом формате, часть из них снимут рентгеновским аппаратом и в ультрафиолетовых лучах. Будет также проведено визуальное исследование пробы, термический, микрохимический капельный и спектральный анализ пигментов. Исследование призвано установить художественный почерк Рублева, его индивидуальные приемы и красочную палитру. В итоге будут выявленны «эталонные» произведения художника, с ними будут сравнивать памятники, авторство которых под сомнением.
«Сложилась такая ситуация. Мы заявляем, что Рублев — достояние страны, объявляем Год Рублева в России, а при этом не можем объективно определить его произведения», — отметил директор ГосНИИ реставрации Александр Трезвов. В Минкультуры подчеркнули, что это первое исследование такого масштаба. «Эти данные, в частности, позволят наконец-то отличать работы самого Рублева от творений его «сопостника» и соратника Даниила», — заявили в ведомстве. Газета «Известия«

Андрей Рублев (1360-1430) — один из наиболее знаменитых древнерусских иконописцев. О жизни его сохранилось крайне мало сведений. Наиболее вероятной датой его рождения называют начало шестидесятых годов XV в. Вероятно, при Никоне Радонежском, который стал игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392), Андрей подвизался в Троицкой лавре, где, скорее всего, он и был пострижен в иночество. Первое летописное упоминание о «чернеце Андрее Рублеве» относится к 1405 г.; сообщается, что в это время он «подписывает» (т.е. украшает иконами и фресками) Благовещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Из летописи 1408 г. узнаем, что Андрей был учеником своего «сопостника» Даниила Черного: «Мая начата быстъ подписывати великая и соборная церковь Володимирская, повелением великого князя Василия Дмитриевича: мастеры Данила иконник да Ондрей Рублев». Первое упоминание о прп. Андрее Рублеве как об «иконописце преизрядном, всех превосходящем» и о «подписании» им Спасского собора Андроникова монастыря было помещено в III редакции «Жития прп. Сергия Радонежского», составленной афонским иеромонахом Пахомием Сербом ок. 1442 г., с указанием на особые заслуги прп. Андрея в строительстве Троицкого собора. Летописные источники свидетельствуют, что в 1425-1427 гг. прпп. Андрей и Даниил расписывали храм Святой Троицы в Троицком монастыре. Пригласил их туда ученик Сергия Радонежского — прп. Никон. По свидетельству Макариевской Четьи-Минеи, одна из последних работ Андрея и Даниила была выполнена в московском Андрониковом монастыре, где ок. 1428 г. была расписана церковь во имя Всемилостивого Спаса. Прп. Андрей скончался в Андрониковом монастыре (по другим данным — в Троице-Сергиевой лавре) 29 января 1430 г. Он оказал значительное влияние на многих русских иконописцев, включая знаменитого Дионисия. К сожалению, большинство произведений Рублева было утрачено в период с конца XVII до начала XIX веков. В эту новую культурную эпоху произведения древнерусской иконописи были признаны «примитивными» и «безыискусными». На место икон Рублева пришли произведения в стиле модной итальянской живописи. Многие древние фрески были закрашены или сбиты, а старинные иконостасы переданы в деревенские храмы. Только в начале XX в. стараниями комиссии под руководством знатока древнерусской иконописи И.Э. Грабаря сохранившиеся произведения Рублева, да и само его имя, стали вновь доступны для российского общества. Были расчищены фрески владимирского Успенского собора. С большим трудом удалось найти иконы из иконостаса в селе Васильевском, где они «долгое время оставались под открытым небом, заливаемые дождем, засыпаемые снегом». В Звенигороде под грудою дров были найдены три доски, «случайно не ипользованные для топки печей». Так миру стали известны «Звенигородский Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». «Рядом с ними тускнеют и мельчают даже наиболее сильные и известнейшие из памятников древней живописи», — писал впоследствии И.Э. Грабарь. В искусстве Рублева органически соединились две традиции — возвышенный аскетизм и величавая классическая гармония византийской манеры, которую он имел возможность изучить по работам греческих мастеров, в том числе Феофана Грека, и особая душевная мягкость стиля, свойственная московской живописи XIV в. Известный старообрядческий исследователь И.Н. Заволоко отмечает, что от Византии прп. Андрей принял «изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков. Содержание же было вложено подлинно русское, самобытное. Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода». Князь С. Щербатов, рассуждая о рублевской «Троице», отмечает: «Более духовной красоты, более совершенного стиля, музыки и ритма, большей певучести линий, более мистической глубины и изысканной гармонии красок иконопись не знает». Важное свидетельство о почитании иконописца оставил преподобный Иосиф Волоцкий (+1515; память 15/28 сентября). В «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях, которые в Русской земле» он писал со слов старца Спиридона, что преподобные Даниил и Андрей были настолько добродетельны и ревностны в постничестве и иноческой жизни, что сподобились божественной благодати. Они были так исполнены божественной любви, что никогда не упражнялись в земном, но всегда ум возносили к невещественному и божественному свету, чувственное же око всегда возводили к написанным вещественными красками образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. В самый праздник Светлого Христова Воскресения они, сидя на седалищах и имея пред собою всечестные и божественные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь божественной радости и светлости. И не только в этот день так творили, но в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и сопостник его преподобный Даниил. И находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство. Имеется еще одно важное свидетельство о прп. Андрее Рублеве, оно находится в деяниях Стоглавого Собора 1551 г., на котором ввиду надвигавшейся угрозы западно-европейских секулярных влияний было принято решение писать иконы,«как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы… а от своего замышления ничтоже претворяти». Прпп. Андрей Рублев и Даниил Черный были причислены народным почитанием к числу «чудотворцев Радонежских». Посему почитание в Древней Руси было усвоено им двоим совместное. Еще до церковного раскола XVII в. появляются первые иконописные изображения прп. Андрея, известен также и ряд старообрядческих икон, где изображен святой.

Освященный Собор 2009 г. принял решение: «2.1. Установить почитание в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви преподобных отцов Андрея (Рублева) и Даниила (Черного) Радонежских, иконописцев. 2.2. Установить празднование им в день преставления Андрея 29 января по ст.ст.».

До Андрея Рублева было немало талантливых иконописцев, таких как, например, Феофан Грек. И после Рублева были также именитые иконописцы вроде Дионисия. Почему выбор в прославлении пал именно на Андрея Рублева? Может, в таком случае надо прославлять всех подряд талантливых иконописцев? Действительно, и Феофан Грек, и Дионисий были великими иконописцами. И совершенно не исключено, что они прославлены у Бога как святые. Но земная Церковь, избирая в данном случае прп. Андрея Рублева, дает своей пастве не единственный, но главный и самый яркий пример подвига иконописца, своего рода символ в церковном делании, которому могут следовать последующие поколения иконописцев и все желающие послужить своими талантами делу церковного благоукрашения и благоустроения. Равным образом это относится и ко всем остальным праведникам, ибо многие тысячи и тысячи у Господа пребывают, по словам Спасителя, на лоне Авраамове, но Церковь обращает наше внимание лишь на некоторых из них, чтобы дать верующим наиболее яркие примеры христианского подвига.
 В последние годы в старообрядческой Церкви прославлен ряд святых, однако мало слышно о чудесах и знамениях, связанных с этими святыми. В то же время в инославных конфессиях постоянно говорят о тех или иных сверхъестественных явлениях, исходящих от усопших и даже ныне живущих старцев. С чем это связано? В жизни старообрядческих святых, прославленных Церковью в последние годы, главным чудом являлся их церковный подвиг, который превышал обычные человеческие силы и имел непреходящее значение для самой Церкви. Разве может сегодня кто-то взяться написать икону лучше Андрея Рублева, составить и издать Апостол и Библию, по которым станет молиться вся Церковь? Источник: журнал «Церковь», 8-9, 2010 г.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s