Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец

Святитель Николай Угодник прожил по меньшей мере 73 года (если больше – будем рады этому обстоятельству), причем жизнь его протекала достаточно сурово, с большим количеством лишений,  воздержаний, гонений, в борьбе с ересью, в молитвах, а порой и   вовсе в неволе.  Авторитет и популярность его были велики и, после кончины, он был погребен, естественно,  с должными почестями,  в небольшой, скромной гробнице за пределами Миры.  Несколько позднее над гробницей была возведена часовня, потом базилика.

Святитель, наконец, обрел покой, но это не значит, что покой обрели ближневосточные земли. Войн и набегов было множество; сильно досталось, например, от сарацин. Своими набегами они  разорили и истощили   Ликию и её столицу Миру. Всё пришло в запустение; гробнице Святителя долгое время не уделялось практически никакого внимания.

Минуло – шутка ли сказать – семь веков. В правление византийского императора Константина IX и императрицы Зои – а это 1042-10555 годы — о гробнице Чудотворца вспомнили, церковь расчистили и возвели стены вокруг. Саркофаг получил изображение чаек и рыбьей чешуи – речь шла о покровителе моряков, как – никак!

Да – забыл упомянуть фамилию императора: Мономах! Да-да, тот самый Константин IX Мономах, который приходится родным дедом киевскому князю Владимиру Мономаху. Правда, никакой шапки, ставшей впоследствии символом российской короны, своему двухлетнему внуку он не дарил. Вообще личность была своеобразная – будучи сорокалетним, женился на шестидесятилетней Зое, овдовевшей императрице. У обоих молодых за плечами было уже по два брака; церковь этого не одобряла, но венчание состоялось. Делами государственными и церковными Константин занимался мало и неохотно,  супружеской верностью не блистал. Не случайно в годы его правления и состоялся раскол христианской церкви на две ветви – православную и католическую.

Итак, к саркофагу Святителя Николая началось паломничество. Одновременно осложнилась и политическая обстановка – с войной в регион пожаловали турки – сельджуки, которые не жаловали христианские святыни, а саркофаг Николая Угодника относился к их числу. Кажется, самое время показать, как он выглядит наяву:


Не удивляйтесь тени и бликам – гробница отделена от посетителей стеклом, к которому припадают ежедневно десятки паломников. Конечно, она далеко не идеальной чистоты.

Братья монахи, по свидетельству историков, свято оберегами место захоронения. Поэтому большое желание завоевателей завладеть останками так и осталось неосуществленным, не глядя на угрозы пыток и расправ. Одни монахи действительно не знали, другие указывали на иные гробницы, третьи были стоиками и не боялись пыток и смерти.

Там где угрозы и сами расправы оказались несостоятельными, прекрасно справились  деньги, которые так легко жертвовал при жизни сам Чудотворец.  В 1087 году купцы итальянского города Бари – помните образа в иконной лавке — снарядили три корабля и вывезли мощи Святого Николая из Мир Ликийских в ковчеге. Конечно, спасти христианскую святыню от уничтожения бесчинствовавшими турками – дело святое. Саркофаг Святого Николая был частично разрушен, а его останки извлечены и переправлены в Бари.  Сначала мощи Святителя были помещены в церкви Святого Евстафия (Стефана), а через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма  во имя св. Николая, сооруженного специально для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым. Понадобилось всего два года: с 1 октября 1089 года  и по сей день хранятся мощи, хотя некоторые части, например, фрагменты челюстей и черепа Святого Николая, хранятся в Музее археологии г. Анталья.

Нелишне будет заметить, что в Бари есть храм Николая Угодника, принадлежащий РПЦ. История его возведения относится к 1911 году; в сборе средств участвовал Николай II. Архитектором храма стал А.В.Щукин, иконостас расписал А.А.Бенуа, хотя  первоначально заказ получил Петров-Водкин. В марте 2007 года храм посетил президент РФ В.В.Путин, а статую Николая Угодника, установленную вблизи церкви, изваял, конечно же, Зураб Церетели. Но писать о храме Николая Угодника в Бари не моё дело – на это решится тот, кто побывал там недавно, видел всё воочию и получил соответствующий заряд эмоций.

Я возвращаюсь  в Демре.  Каждый экскурсовод обязательно упомянет о том, что в саркофаге, должны были остаться фрагменты мощей Святителя; а много ли их надо, чтобы паломники могли ощутить ауру Чудотворца?

Как вести себя у сакрального места, мы уже знали заранее, благодаря сестрам из иконной лавки. Следовало пройти сводчатым коридором к месту хранения святыни, дождаться своей очереди, не суетиться и выполнить процедуру приобщения к ауре в следующем порядке:

взять в правую руку образок святого (если он приобретен в лавке, разумеется), приложить его тыльной стороной к стеклу, левую же руку приложить ладонью и так постоять недолго. На деле все выглядело несколько иначе: дамы (мужчины в меньшей мере) прижимались к ограждению всем телом и стояли, застыв, по нескольку минут; затем, с трудом оторвавшись, прикасались губами к стеклу и отходили. В какой – то миг это мысленно перенесло меня в подземелье Киево-Печерской лавры: выражение лиц женщин и их отрешенность было почти одинаковы. Но выходили из транса здесь они несравненно быстрее.

Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.
С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба. Необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание.Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу.

Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность.

В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, святитель Николай решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Отец выдал старшую дочь замуж. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом, а затем третий. В последний раз отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее.

Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину.

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом. В тихом уединении монашеской кели он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Повинуясь этому велению Господа, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было.

Одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его — Николай.

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!»

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.).

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей.

Желая водворить в стаде Христовом мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор 325 года в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев; здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей. Особенно подвизались на этом Соборе святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая тем их от гибели.

В царствование Константина Великого в стране Фригии вспыхнул мятеж. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

+++

Св. Николай Чудотворец

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец (†342), прославился еще при жизни как великий Угодник Божий. Будучи греком по национальности, он стал одним из наиболее почитаемых святых на Руси.  Родился свт. Николай во второй половине Ш века в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова). Он был единственным сыном знатных и благочестивых родителей Феофана и Нонны, бездетных до глубокой старости и давших обет посвятить вымоленное дитя Богу. И дарованный им младенец Николай (что значит по-гречески — «побеждающий народ») со дня рождения своего показал, что он предназначен на особое служение Господу.

Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, младенец, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.

Затем дядя отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил племяннику. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим. Следующий случай свидетельствует к тому же о его крайнем смирении. В Патарах жил один бедный человек, у которого были три дочери-красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. И до чего же может довести нужда человека, недостаточно проникнутого христианским сознанием! Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли – пожертвовать честью своих дочерей, отдать их в блудницы и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого.

Но к счастью, святитель Николай, бдительно следил за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил тайно избавить его от материальной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Взяв мешочек с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и бросил золото в окно. Утром отец нашел золото и решил, что это Промысел Божий послал ему помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, в одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в дом бедняка другой мешок с золотом. Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночами, выжидая его прихода. И когда услышал звон упавшего третьего мешка, отец догнал святителя Николая, узнав его, пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели.

По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар прозорливости и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов местных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным подал утешение в скорбях.

По прибытии в Палестину святитель Николай поселился неподалеку от Иерусалима в селении Бейт-Жала (библейская Ефраффа), которое находится на пути в Вифлеем. (Все жители этого благословенного села – православные; там находятся две православные церкви, из которых одна, во имя святителя Николая, построена на том месте, где некогда проживал святитель в пещере, служащей теперь местом поклонения.)

Воспламенев любовью ко Христу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры возвратился на родину для служения народу. Желая удалиться от суеты мірской, святитель Николай отправился все же не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь. Но однажды, стоя на молитве, он услышал глас Господа: «Николай! Ты должен вступить на служение народу, если хочешь получить венец от Меня!.. Пойди в мір, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!»

Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не свой город Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где его никто не знал. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Когда скончался архиепископ Ликийский Иоанн, для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было.

Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное. И одному из старейших епископов явился в видении муж, озаренный неземным светом, и повелел в эту ночь стать в притворе храма и заметить, кто первый придет в храм на утреннее богослужение: это и есть угодный Господу муж, которого епископы должны поставить своим архиепископом; открыто было и имя его – Николай.

С наступлением ночи старец епископ стал в притворе храма, ожидая прибытия избранника. Святитель Николай, встав с полуночи, пришел в храм. Его остановил старец и спросил имя его. Он тихо и скромно ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!» По имени и глубокому смирению прибывшего, старец убедился, что он и есть избранник Божий. Он взял его за руку и повел на собор епископов. Все с радостью приняли его и поставили на середину храма. Несмотря на ночное время, весть о чудесном избрании разнеслась по городу; собралось множество народа. Старец епископ, сподобившийся видения, обратился ко всем со словами: «Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!».

При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!». Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божия; но был, как всегда, кроток и смирен духом, соблюдал строгую умеренность: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (284–305 гг.). Храмы разрушались, богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви.

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Когда преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения, святитель Николай вернулся на Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих обязанностей. Он прославился особенно ревностью по искоренению язычества и ересей.

Так, в начале IV века сильно распространилась ересь Ария. (Он отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.) Для отпора еретику равноапостольный Император Константин созвал в 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее, где под председательством Императора собрались 318 архиереев, подвергших осуждению учение Ария и его последователей. Особенно отличились святитель Афанасий Александрийский и святитель Николай.

Есть предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил этого еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана – омофора и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многие из них имели видение, когда пред их очами Господь Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Тогда архиереи освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжил свою пастырскую деятельность. Еще при жизни он прославился чудесами как помощник нуждающимся, умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке действительно три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

В царствование Константина Великого во Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения Император послал туда войско под начальством трех воевод: Непотиана, Урса и Эрпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось стоять долго. Припасы истощились, – солдаты стали грабить население, которое сопротивлялось, причем произошла жестокая схватка у города Плакомат. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили, что во время его отсутствия из города Миры тамошний градоправитель Евстафий невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил в Миры и с ним трое царских воевод, которым очень полюбился этот добрый архиерей, оказавший им великую услугу. В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносит меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырывает у него меч и повелевает освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия.

Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя. Возвратившись ко двору, они заслужили почет и благосклонность Императора, чем вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали этих трех воевод, будто они пытались захватить власть. Воеводы были заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на другой день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. Ночью Угодник Божий явился во сне Императору и властно потребовал освобождения трех воевод. В ту же ночь святитель Николай явился также начальнику города Евлавию и потребовал освобождения невинно осужденных. Император призвал к себе Евлавия, и узнав, что и он имел такое же видение, велел привести освободить воевод, убедившись в их невиновности.

Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Сорвало на нем паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль. Оставалась одна надежда – просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, – и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

Обращались к нему даже язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. (Даже турки-мусульмане имели глубокое уважение к святителю: в башне они до сего времени бережно хранят ту темницу, где был заключен этот великий муж.) У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 г. и был погребен в соборной церкви города Миры.

+ + +

Демре (тур. Demre) — город и район в провинции Анталья. Расположен между Кемером и Фетхие, в устье реки Карачай, на северо-западе залива Финике, в 44 км восточнее Каша. До 2005 года носил название Кале. Численность местного населения 16000 человек.

Ликийские скальный гробницы в Демре

Курорт сочетает в себе все прелести пляжного и экскурсионного отдыха. Причем второе даже более значимо, поскольку в нескольких километрах находятся остатки древнего города Мира, который был столицей Ликийской федерации и одним из крупнейших городов Средиземноморья.

Осмотр достопримечательностей — это главное для чего приезжают туристы в Демре. Сегодня, город служит отправной точкой к многочисленным древностям, лежащим в прилегающих к нему областях. Маршрут Демре – Мира –Кекова является настолько знаковым, что посещение Турции без экскурсии по этому региону считается неполноценным.

Церковь Николая Чудотворца

В черте города находится Церковь Святого Николая, построенная в 4 веке. В ней расположен мраморный саркофаг, в котором до 1087 года покоились мощи святителя Николая Чудотворца. В 19 веке церковь реконструировали на средства Российской империи. В настоящее время она недействующая и посетить ее можно как музей. Лишь один день в году она выполняет свои религиозные функции. 6 декабря в день рождения Николая Мирликийского тысячи христианских паломников собираются в ней на богослужение.

Гробница Святого Николая Чудотворца

Древний город Мира

В 3 км от Демре находятся руины древнего города Мира, который был основан в 5 веке до н.э. на реке Мирос. К 3 веку до н.э. он становится важнейшим городом Ликии и религиозным центром. Это продолжалось многие века, но в 7 веке случилось большое наводнение, которое сделало невозможным выход по реке в море. Тогда город стал терять свою силу, но оставался местом паломничества, так как тут находилась Церковь Святого Николая.

В настоящее время от Миры мало что осталось. Здесь открыт музей под открытым небом, где можно увидеть некоторые достопримечательности прошлого. Наиболее хорошо сохранился амфитеатр (в нем и сейчас проводятся концерты, спектакли), ликийские гробницы, руины акрополя, саркофаги. Часы работы: ежедневно с 9:00 до 19:00 (апрель – октябрь), с 8:00-17:00 (ноябрь – март). Стоимость входного билета – 15 лир.

Амфитеатр

Из Демре в Миру можно добраться пешком минут за 25. Идти нужно прямо на север мимо Беледийе (мэрии), потом повернуть налево и далее по указателям. Можно доехать и на такси (от автовокзала будет стоить 10 лир).

Демре (Demre) – город Мира и церковь св. Николая

ElenaTruva 18.10.2013

Демре мира церковь святого николая чудотворца

Демре (Demre), или Кале (Kale) – небольшой турецкий городок с большой историей. Сегодня Демре славен своими многочисленными парниками. Демре – столица помидоров. А архитектура города – безликие серые коробки. Но тем не менее, здесь сохранилось две значимые исторические достопримечательности – руины античного городаМира и церковь св. Николая Чудотворца.

Демре (Мира и церковь св. Николая Чудотворца) на карте Турции

Демре находится на юге Турции рядом с приморском шоссе D400 в паре км от Средиземного моря.

Демре Мира церковь Святого Николая на карте Турции

Демре Мира церковь Святого Николая на карте Турции

Демре на карте Турции (кликабельна) 

Как добраться до Демре (Миры и церкви св. Николая Чудотворца)

Добраться до Демре не составит труда из  городов Анталья и Каш , а также других городов, расположенных на трассе D400 между Антальей и Кашем (Финике, Кемер, Текирова, Олимпос и Чиралы и пр.).  Если вы хотите добраться до Демре (Миры) из Фетхие, то придется делать пересадку в Каше, а из Аланьи – в Анталье.

Также есть прямой вариант добраться до Демре из Фетхие на автобусе Фетхие – Анталья компанией Batı Antalya. НО: во-первых, нужен именно маршрут длинный, который идет по  трассе D400. Короткий маршрут Анталья – Фетхие через Коркутели не подойдет. Во-вторых, автобус в Демре не заезжает, а проходит по трассе D400, которая проходит немного в стороне от города. Придется еще добираться до центра Демре.

Из Антальи добраться до Демре можно от автовокзала (отогара) от терминала местных маршрутов. Автобусы и долмуши до Демре из Антальи ходят каждые полчаса-час в зависимости от времени суток с 6.00.  В пути 2,5 часа. Заранее  билеты покупать не надо, оплата проезда в автобусе.

Автовокзал (отогар) в Демре находится в центре города (см карту ниже)

Расписание автобусов Демре – Каш

Расписание автобусов Демре - Каш

Расписание автобусов Демре – Анталья

расписание автобусов Демре - Анталья

Также, находясь в Демре, можно посетить Кекову, или Учаыз. Автобус, к сожалению, очень неудобный из Демре , всего один и вечером в 17.45. Поэтому , если вы не планируете ночевку в Учаызе, можно на долмуше или такси добраться до Чайагзы (5 км от Демре). Здесь находился древний порт Миры – Андриаке, есть кое-какие руины, пляж. Отсюда отправляются экскурсионные корабли к Кекове.

Карта Демре

Карта Демре Мира

Карта Демре 

открыть увеличенную  карту Демре

На карте Демре обозначены следующие объекты:

1. Отогар (автовокзал)

2. Церковь св. Николая Чудотворца (Ноэль Баба)

3. Руины древнего города Мира

Церковь св. Николая Чудотворца в Демре

Режим работы с 9.00 – 19.00 (апрель – октябрь), с 8.30 – 17.30 (ноябрь – март) без выходных

Стоимость билета в церковь св. Николая – 15 лир (на сентябрь 2013 г.)

Церковь св. Николая на (Aziz Nikolaos kilisesi) находится в центре Демре в нескольких минутах ходьбы от отогара (автовокзала).

Св. Николай Чудотворец,  или Ноэль Баба (рождественский  дед, или проще говоря, Дед Мороз) как его называют в Турции , является покровителем нас – путешественников.  В древней Мире (сегодняшнем Демре) в 4 в. он был епископом. Не будем останавливаться здесь на личности св. Николая. Лучше посмотреть фильм о св. Николае

Яндекс.Директ

Икона Николая ЧудотворцаСтанет красивым подарком на крестины, день рождения и любой другой праздникshop-pobedinedug.ruАдрес и телефон
Купите квартиру от застройщика!от 1,4 млн г.Видное 5 км от МКАД. ЖК «Государев дом». Сдача дек 2016г.купить в рассрочкувоенная ипотекаматеринский капиталнаши акцииgranelle.ruАдрес и телефон

Демре Мира церковь святого Николая

Церковь св. Николая была построена в 4 в. на месте языческого храма после смерти Николая Чудотворца.  Хотя сегодня церковь св. Николая действует как музей, раз в год 6 декабря в ней проводят службу. Церковь св. Николая за свою историю многократно разрушалась землетрясениями и захватчиками. Но каждый раз ее возрождали. При этом перестраивали и увеличивали. В 19 в. церковь св. Николая реконструировали на средства Российской империи, в частности и на средства царской семьи Николая I.

Сегодня церковь св. Николая находится в довольно неплохом состоянии, сверху ее накрыли навесом. Так что внешней красоты оценить не получится. Тем более что большая часть здания церкви св. Николая Чудотворца находится ниже уровня земли.

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Центральная часть здания церкви св. Николая чудотворца – огромный зал.

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Зал окружают коридоры и переходы.

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Здесь можно увидеть саркофаги

Демре Мира церковь святого николая Чудотворца

В т.ч. и саркофаг, в котором был похоронен и сам Николай Чудотворец. К нему всегда стоит большая очередь. Но самих мощей в саркофаге уже давно нет. В 1087 г. , когда Миру заняли сельджуки, итальянские купцы тайно вывезли мощи Николая Чудотворца в итальянский город Бари, где они и находятся по сей день. Считается, что часть мощей находится в Археологическом музее Антальи. Но 100% доказательства, что это именно  его мощи, нет.

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Не смотря на многочисленные перестройки, в церкви св. Николая Чудотворца хорошо  сохранились многочисленные фрески 11-12 вв.

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Сохранились и старинные напольные мозаики

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Демре мира церковь святого Николая Чудотворца

Внутренний двор церкви Николая Чудотворца

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

Древняя Мира

Сегодня от славного города Мира мало что осталось. Но даже ради этого в Демре стоит приехать. Наиболее хорошо сохранился театр, ликийские гробницы.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МИРЫ

Древняя Мира находится в паре км от современного центра Демре.  От автовокзала Демре до руин города Мира можно добраться  пешком , не торопясь,  минут за 25 (см. карту Демре выше). Идти нужно долго прямо на север мимо Беледийе (мэрии), потом повернуть налево (будет указатель Mira). Такси от автовокзала (отогара)  Демре до руин Миры будет стоить 10 лир (сентябрь 2013).

ИСТОРИЯ ГОРОДА МИРА

Город Мира был основан в 5 в. до н.э. на реке Мирос. К 3 в. до н.э.  Мира становится важнейшим городом Ликии. в 60 г. Миру посетил апостол Павел, принеся в Миру христианство. А во времена ранней Византии Мира становится религиозным центром. Город процветал много веков. Но в 7 веке случилось большое наводнение, которое сделало невозможным выход по реке в море. Мира была перенесена на место, где находится современный Демре. Город потерял свое значение и славу. Но продолжал быть местом паломничества, т.к. тут находилась церковь св. Николая, а позже монастырь.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ФОТО ГОРОДА МИРА

Сегодня на территории Миры открыт музей.

Часы работы: с 9.00 до 19.00 (апрель – октябрь), с 8.00-17.00 (ноябрь – март) без выходных.

Стоимость билета на развалины Миры – 15 лир (сентябрь 2013)

Попадая в Миру, сразу привлекают внимание живописные ликийские гробницы, выдолбленные в скале.

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

На многих сохранились надписи, рельефы

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

Также в Мире можно увидеть ликийские саркофаги.

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

Также в Мире хорошо сохранился театр на 10 тысяч зрителей. В театре Миры 38 рядов.  Театр Миры и сегодня выполняет свои прямые функции. В нем проводятся концерты, спектакли и пр. массовые зрелищные мероприятия.

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

На верхшине холма сохранились руины акрополя

Демре Мира церковь святого Николая Чудотворца

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали – и продолжают по сей день – источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Через семь веков после кончины святителя город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. В 1087 г. святитель Николай явился во сне одному священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного указать им местонахождение гробницы. Вскрытая гробница белого мрамора оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором находились мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

 

Базилика святителя Николая в Бари

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 г. они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия. Множество чудес происходило от них. Вскоре специально для мощей был построен новый храм во имя Святого Николая, куда они и были торжественно перенесены 1 октября 1089 года. Верхняя часть храма (базилика) была завершена значительно позже – в 1197 году.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград – 9/22 мая – была составлена в 1097 г. русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

+ + +

Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, прославились его многочисленные чудотворные иконы. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Имя его стало одним из любимейших на Руси.

Воинствующая Русь издревле считала святителя своим особенным небесным заступником, вместе с другими святыми поборниками Русской земли. Лучше всего об этом свидетельствуют кресты-тельники, носившиеся нашими воинами-предками под панцирем. На многих из них изображен св. Николай вместе со св. Никитой, и некоторые из них найдены именно на полях прежних великих битв русских с врагами – сБатыем и с Мамаем.

Прекрасно характеризует нам надежду русского воинства на святителя также следующий обычай, соблюдавшийся в Московской Руси. В 9 или 10-м часу вечера, когда запиралися ворота Кремля, начинала стража стрелецкая так перекликаться:

«Близ собора Успенского часовой страж первый начинал протяжно и громогласно, как бы нараспев: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» За ним 2-й в ближнем притине возглашал: «Святые Московские чудотворцы, молите Бога о нас» Потом 3-й: «Святый Николае чудотворец, моли Бога о нас!» Потом 4-й: «Вси святии, молите Бога о нас!» Пятый: «Славен город Москва!» Шестой: «Славен г. Суздаль!» и так называли Ростов, Ярославль, Смоленск и проч. Потом первый опять начинал: «Пресвятая Богородица» и т. д. Ясно видно, кого, наряду с Божией Матерью и Русскими угодниками Божиими, Русские воины считали своим защитником и покровителем». (И. Снегирев. «Памятники Московской древности», 1842-1845 гг.)

Русский храм во имя Святителя Николая Чудотворца, Бари, Италия
Русские путешественники на Запад издавна считали святым долгом приложиться к мощам чудотворца Николая в Бари. К началу ХХ века поток паломников стал столь большим, что в 1911 г. в рамках Императорского Палестинского общества был учрежден Барградский комитет под высочайшим покровительством Императора Николая II и под руководством князя А.А. Ширинского-Шихматова – для постройки в Бари русского подворья с православным храмом и гостиницей для паломников. Средства для подворья собирала вся Россия при деятельном участии будущих мучеников Великой княгини Елисаветы Феодоровны, протоиерея Иоанна Восторгова, будущего попечителя о подворье в эмиграции князя Н.Д. Жевахова. Проект подворья в новгородско-псковском стиле создал архитектор Алексей Щусев. 9/22 мая (день перенесения мощей) 1913 г. состоялась торжественная закладка подворья. Несмотря на Мiровую войну, строительные работы к январю 1915 г. были в основном завершены.

 

После революции храм и подворье оказались в попечении Русской Зарубежной Церкви, однако в 1936-1937 гг. в результате суда между Барградским комитетом (который возглавлял князь Н.Д. Жевахов) и подставным советским «Палестинским Обществом» (созданным большевиками именно для отнятия собственности у РПЦЗ) суд решил в пользу советской стороны. СССР передал подворье в уплату за долги своему итальянскому кредитору, а тот продал комплекс муниципалитету г. Бари – однако даже такая рейдерская сделка всё же предусматривала сохранение права РПЦЗ на постоянное пользование храмом для богослужений при оплате жалованья священника итальянским муниципалитетом. Не имея средств для продолжения судебной тяжбы и ремонта зданий, Русская Зарубежная Церковь была вынуждена согласиться с этим фактически незаконным отторжением своей собственности. В последние годы, по инициативе ОВСЦ МП и представителей РФ, Зарубежная Церковь была вообще изгнана из подворья (при этом в 2004 г. неожиданно в возрасте 44 лет от сердечного приступа скончался совершенно здоровый настоятель этой русской церкви в Бари священник РПЦЗ Андрей Труфанов, отец четверых детей) и оно передано в собственность РФ.

Наравне с немногими святыми – св. Иоанном Предтечей, да безплотными Силами и Апостолами Христовыми – Православная Церковь чествует одного св. Николая не только в годовые, везде на Руси торжественные празднества 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно. В кругу недельного богослужения, наравне с ликами Апостолов, с службами каждого четверга нераздельно связана и служба имени Святителя и чествование его отдельными песнопениями, так что Церковь имеет три службы Святителю: 6 декабря, 9 мая и седмичную. Так чествуется у нас память Святителя с самого Крещения Руси.

Гробница с мощами свт. Николая в его базилике в Бари

Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай «многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его».

«Правилом веры и образом кротости» называет его Церковь, Чудотворцем и Угодником называет его народ.

Тропарь Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу

Правило веры и образ кротости, /
воздержания учителя /
яви тя стаду твоему, /
яже вещей истина: /
сего ради стяжал еси смирением высокая, /
нищетою богатая, /
Отче священноначальниче Николае /
моли Христа Бога /
спастися душам нашим

Православный придел в базилике свт. Николая в Бари рядом с гробницей святителя

+++

Борец против язычества, ересей и жидовства

свт. Амвросий МедиоланскийСвятитель Амвросий, епископ Медиоланский (339–4.4.397) – один из выдающихся богословов и отцов Церкви. Родился в городе Тревире (ныне Трир, Германия) в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 г., по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане (ныне Милан). В то время Римская империя уже стала христианской (Император Константин Великий уже основал в 324 г. новую столицу Константинополь), но еще не разделилась на Западную и Восточную и Церковь была также едина.

В то время широкое распространение в Европе получила унижавшая Христа ересь арианства, распространявшаяся александрийским пресвитером Арием (256 –336), который учил, что Сын Божий Христос не Единосущен Отцу и не может почитаться как Бог, а является Его творением. I Вселенский Собор (325) в Никее осудил это еретическое учение, утвердив единосущие Сына с Отцом в словах Никейского Символа веры: «несотворенного, единосущного Отцу». Но арианство уже завоевало многих влиятельных сторонников, к тому же Императоры Констанций (337–361 ) и Валент (364–378, восточный соправитель его брата Валентиниана I) поддержали последователей Ария. В борьбе с этими еретиками имя свт. Амвросия Медиоланского стоит в одном ряду с такими отцами Церкви, как Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

В 374 г. умер епископ Медиолана Авксентий, сторонник арианской ереси, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий как первый градоначальник отправился в церковь для поддержания порядка. Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: «Амвросий — епископ!» Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время еще даже не был крещен и находился лишь в числе оглашенных, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал скрыться из города. Дело дошло до западного соправителя-Императора Валентиниана (364–375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 г. был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Будучи поначалу не слишком сведущ в вопросах богословия, святитель усердно начал изучать Священное Писание по толкованиям Оригена, свт. Ипполита Римского, Дидима и свт. Василия Великого, в чем ему помогал его давний друг и будущие преемник Симплициан. В это время Церковь еще не утвердила окончательно все аспекты вероучения, существовали богословские мнения, соперничавшие друг с другом. Вскоре свт. Амвросий научился и сам с Божией помощью, отделять в богословских трудах той эпохи истину от шелухи различных мнений. Он стал одним из лучших на Западе проповедников и толкователей Священного Писания. Одной из главных забот святителя стала борьба с влиянием арианства, и в этом он достиг больших успехов.

Так, в 379 г. ему удалось поставить православного епископа в Сирмии. В 381 г. при Императоре Феодосии I Великом (379–395) состоялся II Вселенский Собор в Константинополе, окончательно отвергший арианство и утвердивший православный Символ веры в качестве единой государственной религии империи. (Феодосий также запретил и языческие культы, в результате чего после 393 г. прекратилось проведение Олимпийских игр.) Вскоре после этого Собора свт. Амвросий провел в Аквилее Собор 32 епископов из Северной Италии, Паннонии, Африки, Пентаполя и Галлии. На Соборе Амвросий зачитывал писания Ария и испрашивал мнение присутствовавших по каждому из пунктов арианской ереси. Еретики были осуждены и низложены.

Суровое монашеское воздержание, долгие богослужения и серьезные богословские труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Проповедь святого Амвросия оказывала глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой выдающийся отец Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 г. святое Крещение благодаря проповеди святителя Амвросия. Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Даже из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы. Фритигильда, королева воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая королева обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Епископ Медиоланский принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Император Грациан (375–383 гг.), получив от него изложение православной веры, убрал по указанию святителя из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. В 390 г., исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Императора Феодосия Великого суровую епитимию за жестокое истребление нескольких тысяч невинных жителей города Фессалоники. Епископ безстрашно объявил Императору, что впредь не будет совершать богослужений в его присутствии и что тот не должен приближаться к алтарю, пока не принесет покаяния. Авторитет епископа был таков, что через пять месяцев Император вынужден был подчиниться и публично покаяться, и лишь после этого был допущен к причастию.

(Уместно напомнить, что Феодосий Великий был последним Императором единой Римской империи. После его смерти в 395 г. империя окончательно разделилась на западную часть и восточную – Второй Рим. Западная Римская империя закончила свое существование свержением ее Императора Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г., хотя формально она существовала до того момента, когда в 480 г. был убит назначенный по требованию из Константинополя последний западный Император Юлий Непот. После его смерти Одоакр и римский сенат выслали знаки императорской власти в Константинополь, заявив, что для обеих частей Империи достаточно одного византийского Императора Зенона.)

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой, и он пользовался всенародной любовью. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика. Под руководством свт. Амвросия в Милане были построены две базилики – Амвросианская и Апостольская (ныне храм св. Назария), а также основан мужской монастырь.

Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 4 апреля 397 г. в ночь Святой Пасхи. Преставление его сопровождалось многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием.

Мужественный защитник православной веры, святитель Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии. Главные из его трудов: пять книг «О вере» содержат полемику с арианами и разъясняют догмат о Св. Троице; в трех книгах трактата «О Святом Духе» рассматривается догмат об этом Лице Св. Троицы, о Его участии в творении, промышлении и искуплении. Учение о Св. Троице, Сыне Божием и тайне воплощения излагается также в труде «О тайне Господнего воплощения», направленном против арианства и аполлинарианства. Большую ценность имеют также его книги «О покаянии» и «О (церковных) таинствах», многочисленные толкования Священного Писания, проповеди, послания, письма. Примечательная работа святителя «Об обязанностях священнослужителей» свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. В сочинениях о христианской нравственности святитель раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников.

Ревностным и непримиримым было отношение святителя Амвросия к иудеям-христоборцам. В конце 388 г. в г. Каллиник народ с ведома епископа разрушил иудейскую синагогу; Император Феодосий приказал христианской общине города восстановить синагогу за свой счет, но Амвросий энергично выступил против этого, горячо убеждая Императора не дать восторжествовать иудеям над христианами и не вынуждать епископа поступать против совести, ибо это не подобает христианскому Императору. Феодосий отменил свое распоряжение. В своих богословских трудах святитель отвергал претензии иудаизма на Ветхий Завет, утверждая, что иудеи отступили от его духовного смысла и не оправдаются формальным законом, ибо благодать в истории засвидетельствована раньше, чем закон, и действовала уже в Иове, Мелхиседеке, Аврааме, Исааке, Иакове, которые жили по вере и без иудейского закона. «Тайны христиан древнее тайн иудеев, тайны христианские божественнее, чем иудеев»; поэтому ветхозаветные патриархи являются предшественниками и прообразами христиан, а не антихристианского жидовства. Известен также составленный свт. Амвросием «Чин и устав, како подобает приимати приходящих от жидов к правей вере христианстей».

Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как «амвросианский напев»; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн «Тебе, Бога, хвалим», составленный в 386 г. в память победы над арианством, вошел в богослужение Православной Церкви.

Святость Амвросия, выдающегося отца Церкви, была столь очевидна, что почитание его как святого началось вскоре после его смерти, о чем свидетельствуют его латинские и греческие жития, написанные в V веке. Житие святителя было написано в 412–413 гг. его последним секретарем св. Павлином Медиоланским.

rusidea.org