Архитектурный ансамбль Резиденции Митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах

Сокровище горы Доминик

Архитектурный ансамбль Резиденции Митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах в мировой сокровищнице ЮНЕСКО представляет собой уникальное произведение коллективного человеческого искусства, которое синтезирует в себе синкретические элементы разных стилей, объединённые общей темой архитектуры Византии, достижениями Западной и Восточной цивилизаций и культурным наследием народов Средиземноморья христианской поры.
 

Решение возвести архитектурный ансамбль на Доминик горе (Domnikberg), называемой ещё Епископской горой (Bischofsberg), позволило рационально использовать естественные морфологических свойства рельефа и создало благоприятные условия для восприятия будущего архитектурного ансамбля в разных ракурсах из предместья города. Благодаря рациональному использованию  морфологических свойств естественного рельефа, комплекс, будучи расположенным на Габсбургской возвышенности (Habsburgs hohe) — естественной части наибольшей морфо-формы городского рельефа — Черновицкого мыса, стал бесспорной доминантой в городском силуэте, а город Черновцы, устремившись по правому берегу реки Прут вверх к этой святыне, получил метафорическое определение «Иерусалим на Пруте». Строительство  Резиденции православных митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах олицетворяло сложившееся на тот момент существенное геополитическое влияние Буковинской православной церкви. Строительство  архитектурного  ансамбля  Резиденции продолжалось 18 лет, с 1864 по 1882 год,  начиная с закладки в  1864  году дворца митрополита  (1864-1876 г.).

В 1870 году возводится корпус духовной семинарии, Дом для приезжих: пресвитерий, трапезная,  школа псаломщиков  (1874  г.),  а в 1877  году закладывается парк и строятся парковые сооружения. На завершающем этапе, в 1878 году сооружается Семинарская  церковь  Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

Официальным юридическим заказчиком выступало Австрийское   министерство   культов, фактическим заказчиком была сама православная церковь, возглавляемая в то время митрополитом Евгением Гакманом. Монументальность ансамбля являлась воплощением могущества и влияния  Православной  митрополии  Буковины.  На период строительства она считалась наибольшим православным центром  юго-восточной Европы, являющегося с 1873 года  архиепископатом и митрополией Буковины, Далмации с епископствами Зара (в т.ч. город Задар, который в 1797 году, после падения венецианской республики, как и вся Далмация был присоединён к Австрии),  Каттаро (исторически город Котор и окружающие его земли, относятся к региону Далмации), Триеста, Вены и Праги. Интересно отметить, что благодаря уникальному смешению различных культур именно старый городской центр Котора был в ещё в 1979 году внесён в список всемирного культурного наследия под патронажем ЮНЕСКО. Общая площадь комплекса Резиденции составляет 12 гектаров, т.е. 5% от всего исторического центра города Черновцы (226 га).
Резиденция пропитана духом Буковины, представляя и симбиоз cтилей и культур всех народов, населяющих этот край. Возведение  уникального архитектурного ансамбля, этого изысканного шедевра не имеющего  аналогов в мировой архитектурной практике, возглавил Иосиф Главка (1831-1908), чрезвычайные организаторские способности и архитектурный талант которого привлекли внимание австрийского министерства культов и митрополита Буковины Евгения Гакмана, искавших архитектора для реализации грандиозного замысла.
Архитектурный ансамбль Резиденции митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах по назначению являлся многофункциональным комплексом, объединяющим функции клерикального административно-территориального управления, церковного богослужения и духовного обучения, производит при его посещении чрезвычайно сильное эмоциональное впечатление и сегодня, а радостно-приподнятое настроение после встречи со святыней долго не покидает вас.
Планировочные решения генерального плана наибольшего в Европе архитектурного ансамбля православной церковной резиденции имеют определённые феноменологические свойства, которые находятся в непосредственной связи с особенностью культовых комплексов и сооружений и их идеологической направленностью. Это находит отражение в объёмно-планировочных решениях, ориентации сооружений, их размещении в контексте существующей застройки.
Ситуационному размещению внутри самих комплексов всегда предоставлялось особое значение. Традиция схематического повтора топографического ситуационного плана больших христианских святынь Иерусалима — Святого города сформировалась во времена средневековья. Основанием были подробные описания города, которые приводятся множеством источников, в частности — Иоанном Златоустом. Кроме того, как наглядный материал использовались схемы, составленные монахами-богомольцами и послужившими планировочным прототипом для многих культовых комплексов раннего средневековья.

Компоновка генерального плана Резиденции возвращает нас к давним традициям размещения главных монастырских сооружений в виде ситуационно-содержательной модели Иерусалима. Ворота главного входа на территорию Резиденции условно отвечает въезду в вечный город. Семинарская церковь и корпус семинарии ситуативно размещены на условном месте храма Соломона; школа псаломщиков с хозяйственными службами на месте римской Претории. Корпус дворца митрополита олицетворяет главную христианскую святыню — Храм Воскресения Господнего, который объединяет главные христианские святыни гору распятия и страданий Голгофу (на этом условном месте возвышается Домовая церковь Митрополита), Камень помазания (зал заседаний Священного Синода,  или Мраморный зал) и Кувуклия Гроба Господнего с притвором ангела (Красный и Зеленый залы).
Авторская интерпретация основана на использовании для гармонизации принципа нюанса. Многофункциональный комплекс объединяется парадным двором, общей хроматично-пластической обработкой фасадов, крыш, архитектурных деталей. Идеологическим ключом объёмно-пространственной архитектурной композиции комплекса является догмат Святого Троицы: триединое начало — Отец, Сын и Святой Дух. Мотив Троицы присутствует в разных элементах архитектуры. Общая композиция ансамбля состоит из трёх корпусов; фасад каждого из них членится тремя вертикальными ризалитами. В пространственной композиции три доминанты: башни домовой церкви, церкви Трёх Святителей, часовой. Также в деталях обрамления: членение плоскостей стен, количество и форма оконных прорезов, орнаментальный декор.
Центральный элемент архитектурно — пространственной композиции ансамбля Буковинской резиденции — парадный церемониальный двор – курдонер, пропорциональное отношение размеров сторон которого приближается к золотому сечению. Его габариты: 100 х 70 метров — величина типичной городской площади исторического европейского города. Дворец в форме вытянутой буквы «Н» отделяет парадный двор от закрытого парка. По главной оси центральной части курдонера размещён корпус Дворца Митрополита с библиотекой, Домовой церковью, парадной трапезной и Залом заседаний Священного Синода; на первом этаже расположены покои для почётных гостей. Корпус Духовной семинарии, совмещён с семинарской церковью и находится на левом фланге; дом для приезжих: пресвитерий, трапезная, школа регентов замыкает каре двора с правой стороны. Осложненная «П» образная композиция, осевая которой, однако, не является осью симметрии ансамбля, объединяет три разновысоких корпуса, имеющих разную в объеме пространственную структуру и несущих  три башни-доминанты: купол Семинарской церкви Трёх Святых, башня личной молельни митрополита, часовая башня Дома для приезжих. Высота разных элементов задана таким образом, чтобы с учетом перспективных сокращений, они воспринимались равными по высоте. На Семинарском и Гостевом корпусах парапеты отсутствуют, что визуально сокращает высоту домов, подчиняя их доминирующему по массе дворцовому корпусу.
Современниками архитектура комплекса характеризовалась как «византийская». Стремление акцентировать историческую роль Византии, как живительного источника европейской культуры и колыбели православной церкви, демонстрируют архитектурно-планировочные, пространственно-композиционные и конструктивные приёмы архитектуры церквей, трактование фасадов, интерьеров и семантика элементов декора домов. В том числе — применение красного облицовочного кирпича — главного искусственного строительного материала Византии, которое играет ведущую роль в эмоциональном восприятии ансамбля. Цвет является существенным атрибутом православной литургии. Знакомым с азами православия известно, что красный цвет символизирует страдание и смертные мучения Христоса ради спасения рода человеческого, а также олицетворяет невыразимую, пламенную любовь Божью к людям. Символом святости является белый цвет; белое одеяние применялось на службах в большие праздники: Рождества Христова, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, в них начинается Пасхальная утреня, и особые требы, когда душа обращается к Богу — при Крещении и погребении. Из белого резного камня выполнены орнаментальные вставки на фасадах комплекса, медальоны, с изображениями архангелов, каменные импосты окон, колоны галерей Семинарской церкви и входа митропольичего корпуса, круглая башня-свеча над домовой церковью.

Вписанные в круг кресты — энколпионы, а также изображение Божьей матери и святых повторяют узор монастырских просвир (для обычных просвир употребляется крест) и является напоминанием о большом церковном таинстве, когда верующие соединяются с Христосом-Спасителем — евхаристии, или обряде причащения Святых Даров. Зеленый цвет трактуется церковью, как слияние желтого (цвет величия и достоинства, Господствующей славы) и голубого. Он используется в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг соединяет их со Спасителем (желтый цвет) и возводит на небо (голубой). Зеленый цвет также, соответственно  канонам, отождествляется с Троицей, Вербным воскресеньем и Понедельником Святого Духа. Голубой или синий — цвет Пресвятой Богородицы.

Чрезвычайно сильное, яркое и цветистое впечатление делают соединение контрастных цветов черепичной кровли, которые усиливают звучание друг друга: кирпично-красного и зелено-синего, оттененного небесно-голубым и тёмно-коричневым, а также белым цветом. Подобные кровли сохранились на отдельных средневековых памятниках европейской архитектуры: собор Святого Стефана в Вене, готическая перестройка начата в конце 20 г. 14 ст.; Святого Вита в Праге, начатый в 1344 году; подобная по рисунку и материалу кровля замка Яноша Хунеади в Хунедоара (Вайдахуняд), 1437-1453 г. — Трансильвания, ныне западная Румыния.

Целиком уникальные также интерьеры помещений, которые объединяют тектонические византийские архитектурные элементы (свод на парусах) и одновременно традиции буковинского народного декоративного творчества.

Соответственно  функциональному назначению, генеральный план комплекса разделен на три изолированные зоны: — дворцовую, семинарскую и служебную. Каждая из зон имеет вспомогательные хозяйственные территории и здания и при необходимости может функционировать в автономном режиме. Кроме основных корпусов, генеральным планом предусмотрено размещение тепличного хозяйства, жилья для прислуги, конюшен, лаборатории грунта и семян, составов продовольствия и топлива. Вся территория комплекса, за исключением парадного двора, огорожена глухим забором с целью внешней изоляции. Таким образом, генеральный план комплекса представляет собой схему оптимально организованного процесса жизнедеятельности духовного общественного геополитического центра, размещённого с учётом условий градостроительного контекста и общеевропейских традиций архитектуры ансамблей подобного типа, в соединении с глубокой идеологической смысловой нагрузкой и функциональной целесообразностью.

Парк Резиденции — памятник садово-паркового искусства заложен одновременно со строительством корпусов основного ансамбля в 1876-1878 г. (садовники Виктор Паули и Герман Лангеру). Общая площадь зеленых насаждений составляет 5 га. В основу структуры парка положено английское планирование. Уникальность и красота парка заключается в отборе и размещении отдельных видов и групп экзотических деревьев, аранжировке крон по оттенкам зеленые, форме и цвету писем и в живописном соединении с малыми садово-парковыми архитектурными формами: фонтанами, прудом и гротом. Идеология пейзажного, или как его принято называть — английского парка, сформулированная философами, писателями, знатоками искусств, получила распространение в Англии между 1710 и 1730. Академик Д.С.Лихачев приводит высказывание наибольшего авторитета в области искусств Николаса Певзнера: «свободный рост дерева был очевидным символом свободного роста индивидуума, серпантинные дорожки и ручейки — воле английской мысли, убеждению и действию, верности природе в морали и политике. Партия вигов (либералов — авт.) — это первый источник пейзажного сада, философия рационализма — второй».

Йозеф Главка научил буковинцев работать с камнем

Йозеф Главка родился в 1831 году в городе Пржештице в Чехии, в семье мелкого служащего. После окончания лицея поступил в Венскую академию искусств. Быстро приобрел репутацию талантливого архитектора Европы, разработав проекты более 150 зданий в Праге и Вене. Но лучшим из его произведений является ансамбль бывшей резиденции буковинских митрополитов в Черновцах (1864-1882). На трех международных конкурсах архитекторов второй половины XIX в. этот проект неизменно занимал призовые места. Прибыв в Черновцы чешский apxитектор и меценат Йозеф Главка создаёт одно из выдающихся творений  европейского искусства второй половины XIX ст., которое и сегодня определяет панораму города. Также по его проекту была построена армянская церковь, в которой ныне расположен зал органной музыки. К сожалению, для Й. Главки пребывание на Буковине с ее сырым и капризным клиатом не прошло бесследно: талантливый архитектор заболел тяжелой формой ревматизма. Состояние здоровья и трудности, которые сопровождали Главку в строительстве, заставили его  в 1872 году отказаться от дальнейшего руководства строительными работами. Заменил его львовский архитектор Феликс Кшезарский, а Йозеф Главка  вернулся в Вену и, переехав в Прагу, основывает Чешскую национальную академию искусств и становится ее первым президентом, выделив средства на сооружение общежития для малообеспеченных студентов и приобретения для них библиотеки из 9 тыс. томов.


Умер Йозеф Главка 11 марта 1908 в Праге. Похоронен в родном селе, в своем родовом имении.


Для творчества Й. Главки на территории нашего края характерны византийский, романский и мавританский стили с широким использованием в оформлении сооружений мотивов украинского народного искусства. Поскольку доставка строительного материала из Австрии была экономически нецелесообразной, архитектор вместе с инженерами начал искать местные залежи. Нашли месторождения строительного камня в селах Василев, Чуньков, Дорошовцы (ныне Заставнянский район), Красное (Сторожинецкий), Сучавица (Румыния). Здесь добывали алебастр, коралловый камень. Из местного алебастра в 1878 г. изготовили вазу, которую на международной выставке в Париже оценили в 700 гульденов. Так мир узнал о природных богатствах Буковины. Кстати, Й.Главка и научил буковинцев работать с камнем, добившись командировки из Вены 30-ти ремесленников-каменотесов, которые обучили местных жителей тонкостям профессии. Освоили буковинцы и изготовления глазурованных кирпича и черепицы, которой была покрыта крыша резиденции и отделаны стены.

Отделочные работы в резиденции осуществляли Карел Свобода — чех, мастер исторической живописи, венские художники Карл Йобст и Иоганн Кляйн, буковинские — Епаминандос Бучевский, Евгений Максимович. Художественной резьбой по камню и лепкой руководил сам Й. Главка.Чтобы представить размах строительства и отделки резиденции, следует сказать об общей сумме средств, которые были потрачены на сооружение всего ансамбля. Стоимость строительства составила 3 миллиона 600 тысяч крон, или 1400000 золотых рублей. Работа над проектом резиденции буковинских митрополитов сопровождалась разработкой эскизов и планов. За семь лет строительства было изготовлено 632 оригинала планов и чертежей, 1386 копий этих документов. 

Йозеф Главка — автор архитектурного комплекса бывшей резиденции буковинских митрополитов — ныне центральных корпусов национального университета — жемчужины Черновцов.

Резиденция буковинских митрополитов — невероятный ансамбль по внешней и внутренней отделки, но ни с чем не сравнить его Синодальный зал. Его называют еще Мраморным, ведь стены, пол, колонны были выполнены из белого и черного мрамора. Все светильники и люстры были разработаны и изготовлены в Вене инженерами Махоткой и Шпоранцем. Пол зала застилали тремя большими коврами, вытканными на специально изготовленных ткацких станках. У каждого из них одновременно работало 40 работниц.
Стены украшались фресками из мозаики на религиозную тематику. Дополняли внутреннее убранство Мраморного зала две хрустальные серебряные люстры на 120 свечей, четыре люстры на 32 свечи, 36 ламп настенных на 3 свечи и 4-х ламп настенных на одну свечу.

Архитектурный ансамбль Резиденции Митрополитов Буковины и Далмации города Черновцы в Списке Мирового культурного наследия.

Номинация подготовлена Научным советом Черновицкого Национального университета имени Юрия Федьковича при содействии областной администрации и городских органов самоуправления Черновцов.

http://www.trip.cv.ua/images/media/residencia.pdf

***
В номере 37 от 13 сентября 2018 года «Версии» обнародовали выдержки из письма экс-руководительницы специально уполномоченного государственного исполнительного органа местного самоуправления по вопросам охраны культурного наследия Светланы Биленкова к секретарю горсовета Василию Продану с копиями нескольким министрам, в котором автор выражала обеспокоенность судьбой уникальной архитектурного наследия Черновцов. Сегодня она член (а в течение 2010 — 2016 — ученый секретарь и член бюро) УНК ИКОМОС, автор первой научной монографии «Архитектура Черновцов XIX — первой половины ХХ вв.» детализирует свои замечания.

Кто занимается культурным наследием Черновцов — неизвестно

— Светлана Викторовна, в письме к руководству города с копией чиновникам Вы ссылались на факты беспорядка из которых следует, что вопросами по охране культурного наследия города занимаются вроде несколько исполнительных органов — и одновременно никто?

— Именно так и выглядит. В свое время я возглавлял специально уполномоченный государством отдел Черновицкого горсовета по вопросам охраны культурного наследия. Он был ликвидирован в конце 2007-го, но в документах значится не как специально уполномоченный государственный орган местного самоуправления КВЭД 84.11 «Государственное управление общего характера», а как многократно ликвидированы или прекращена коммунальное предприятие по экономическим видом деятельности, например, КВЭД 73.20.1 «Исследования и разработки в области гуманитарных наук». Встречаются и другие материалы памятников документации по Черновцам, которые, скорее всего, хранятся в различных архивных фондах и учитываются одним и тем же реестром в нескольких вариантах с различной информацией … Это свидетельствует о том, что к единой электронной системы Государственного реестра годами несанкционированно проникают посторонние лица с размещением ложной информации не только о государственном функционирования местных органов самоуправления, но и по другим вопросам, например, по регистрации прав собственности и их обременений, су довых решений, исполнительных производств и тому подобное. По этому поводу в СМИ и в социальной сети уже начата разъяснительная работа по получению навыков распознавания ложной документации. Тот, кто умеет внимательно читать документы, может представить масштаб манипуляций, искажений конфиденциальных данных — и последствий этого.

— На самом деле люди часто употребляют термины «исторический ареал», «буферная зона», «объект ЮНЕСКО», «отдел охраны культурного наследия», вкладывая в них какое-то свое понимание, а не то, что есть на самом деле …

— Так и есть. И при этом не ставят самом деле важных вопросов. К примеру, сколько исполнительных органов по вопросам охраны культурного наследия зарегистрировано в Черновцах? Какой именно среди них официально действующим, представляя государственные гарантии сохранения культурного наследия города на международном и отечественном уровнях, и вообще существует сегодня такой орган? Или определена в пределах центрального исторического ареала города территория объекта ЮНЕСКО (ансамбль бывшей Резиденции митрополитов Буковины и Далмации) с регистрацией кадастрового номера земельного участка как объекта мирового наследия, указан этот объект в Единой кадастрово-регистрационной системе Украины, которыми является целевое назначение этого участка, форма ее собственности и тому подобное. Безусловно, что эти вопросы могут рассматриваться только в том случае, если объект мирового наследия получит юридический статус Национального заповедника Украины (как, скажем, София Киевская или Киево-Печерская лавра). Без учета этих позиций невозможно говорить об утверждении границ и режимов использования территории буферной зоны и объекта ЮНЕСКО. Тем более, что новый Закон Украины о памятников ЮНЕСКО вступит в законную силу только 25 января 2019 Отсутствие прозрачного подхода к освещению этих вопросов приведет (если уже не привела) к необратимым потерям.

— Какие именно?

— Таких, когда вместо реальной охраны памятников, не ведется в городе уже много лет, выполняются только функции по предоставлению выводов по отводу земельных участков без обеспечения гарантий государственного контроля. Когда разрушена вся вертикаль государственной охраны памятников, ликвидирован даже центральный орган по вопросам охраны культурного наследия Украины, а вопросами сохранения, охраны, использования и современных форм адаптации объектов культурного наследия занимаются многочисленные общественные организации, благотворительные фонды и другие общественные образования, большинство которых на самом деле занимается решением вопросов бизнеса в области строительства и контроля над земельными ресурсами. Поэтому в других городах Украины по аналогии с Черновцами также образованы какие исполнительные структуры с непонятными полномочиями, функционируя в комплексе с общественными организациями как хозрасчетные структуры. Время от времени возникают какие-то «Концепции сохранения устаревшей исторической застройки», «Программы регенерации кварталов в исторической среде» или «Комплексные программы охраны исторической застройки», на их выполнение выделяются средства, но при этом никаких действенных их последствий, кроме тех, которые, наверное, позволяют списывать бюджетные средства, нет. А имеют черновчане объект ЮНЕСКО — вопрос почти риторичне- Но Черновцы имеют объект из списка ЮНЕСКО, — Вопросы дальнейшего существования объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Черновцах во прямой угрозой потери этого статуса. На сегодня этот объект, кроме мирового признания, никак не защищен на государственном уровне. Не утверждена в соответствии с требованиями действующего международного и отечественного законодательства, его территория, границы и режимы использования, отсутствует утвержденная территория буферной зоны. До сих пор никто не знает, где проходит граница территории объекта ЮНЕСКО с началом территории буферной зоны. В пакет номинационного досье входит также согласительный письмо за подписью городского головы о не отрицание отдельного выделения земельного участка на территории центрального исторического ареала города в государственную собственность для объекта ЮНЕСКО при условии соблюдения соответствующих требований и положений отечественного и зарубежного законодательства. К сожалению, признан объект ЮНЕСКО до сих пор нет ни Государственного акта на землю, никаких других землеустроительных документов. О необходимости решения этих недостатков не один год дипломатично напоминают городу и стране зарубежные эксперты. Единственным гарантом, который фактически обеспечивает государственный контроль за землями историко-культурного назначения в Черновцах, является действующая градостроительная документация по «Корректировка историко-архитектурного опорного плана и определение границ и режимов использования исторических ареалов Черновцов» с прописанными требованиями и Перечнем памятников, по которой отдел охраны культурного наследия Черновицкого горсовета предоставляет выводы. Но обладает этот исполнительный орган местного самоуправления соответствующими делегированными полномочиями государственного контроля и кто этот контроль осуществляет, пока не известно. И, скорее всего, никто этими вопросами и не переймався.Колишня Резиденция должна получить статус Национального заповидникаВид 25 января 2019 вступает в силу закон «О внесении изменений в ЗУ« Об охране культурного наследия »по сохранению памятников культурного наследия, включенных в список культурного наследия ЮНЕСКО ». Закон определяет, что такое буферная зона, как утверждается порядок наблюдательных советов, как определяются режимы использования таких объектов, как разрабатываются планы управления этими объектами, и тому подобное. На самом деле, ансамбль бывшей Резиденции должен получить статус Национального заповедника (как, например София Киевская) с соответствующим штатом ученых и музейных работников, зданиями которого пользуется и университет. Подобная практика использования объектов ЮНЕСКО уже много лет успешно применяется во многих странах мира. Получается так, что сейчас университет пользуется объектом ЮНЕСКО — правда, не имея прав собственности на государственное недвижимое имущество, расположенное на территории города, а следовательно — и ответственности также не имеет. Поэтому, если в историческом ареале города начнется активная застройка, бывшая Резиденция может потерять мировое признание объекта ЮНЕСКО и университет при этом ничего не сможет сделать в защиту памятника мирового наследия. О хаосе в Единой электронной системе государственного учета документации- А почему должно начаться застройка? Как же существует запрет … — Недаром в СМИ активно обсуждается наличие признаков хаоса в Единой электронной системе государственного учета документации (особенно регистрационной) и, как следствие, — неправомерного манипулирования информацией с признаками ее фальсификации. Это и есть составная часть так называемой «кибервойне» с признаками так называемой «энтропии», что представляет собой логарифмическую меру беспорядка имеющихся информационных источников и сообщений с неопределенным состоянием первичных источников. Так, корреспонденция, поступающая гражданам исполнительных органов различных ветвей власти, не всегда правдивой: то отсутствует контактный адрес, то ошибочно указана почтовый адрес, то перепутаны фамилия, имя и отчество адресата; то указан не существующий в стране орган территориальной общины, или вообще отсутствует электронная регистрация исходящего письма и тому подобное. Все это приводит к негативным последствиям, отраженных в банковской системе, органах судебной и исполнительной власти, фискальной службы, пенсионном фонде тощо.Так, например из открытого доступа к сети известно, что в Черновцах в течение 2008-2018 годов утверждено несколько идентичных «Комплексных программ сохранения культурного наследия Черновцов »с выделением средств, о наличии которых никто и не догадывался. Конечно, в электронной системе учета этой документации присутствует куча ошибок. Так, в последние годы в Черновцах состоялись переименования улиц и площадей города, и, возможно, даже нумерация учета зданий. Например, площадь Турецкого колодца несколько лет назад переименована в площадь Святой Марии, но жители, проживающие до сих пор на этой площади, не обратили на это внимания и их никто не информировал о том, что они проживают уже по новому адресу и по этому адресу должны платить налоги, коммунальные услуги и т.п. Люди пользуются паспортами со старым адресам, платят по этим уже вроде не существующими адресами налоги и не догадываются, что по новым адресам (или даже не существующими) без их участия и ведома могут осуществляться какие-то сделки по распоряжению их имуществом, ведутся судебные заседания, вызывает к открытию уголовных дел за неуплату налогов или «солидарных долгов» в особо крупных размерах и тому подобное. Одним из показательных примеров является история «путаницы» с реконструкцией исторического здания (с надстройкой) на улице Турецкой (центральный исторический ареал) со зданиями по ул. Тихорецкой (за пределами исторических ареалов города). Немало примеров, когда одни и те же объекты недвижимости, расположенные в пределах исторических ареалов (в том числе и памятники культурного наследия) регистрируются в нескольких вариантах написания почтовых адресов квартир, корпусов или домов: с наличием малых букв (например , 1а), или больших (1А), либо через косую черту (1 / а). Рядовому гражданину эти написания кажутся равноценными, но специалисты различных служб и ведомств (и не только архитекторы, но и, например, почтовики, представители социальных служб, нотариусы) хорошо знают разницу. Таким образом квартира в особняке или многоквартирном жилом доме может «превратиться» в отдельное здание или сооружение (обособленное недвижимое имущество), а затем (по бумажным носителями) стать или особняком, или домовладением, или фабрикой, или еще чем-то другим, что принадлежит совсем другой частной или юридическому лицу. Такие странные ситуации встречаются не только в Черновцах, но и во многих городах по всей Украине.- Но на ком должна быть ответственность за все, что творится в городе? — Городской голова — единственная главное должностное лицо территориальной общины, которая обеспечивает осуществление в пределах предоставленных законом полномочий соблюдения Конституции и законов Украины, а также — выполнение актов Президента Украины и соответствующих органов исполнительной власти в незыблемости прав и свобод территориальной общины на принадлежащее ему недвижимое имущество коммунальной, государственной, общей су иснои и частной собственности, расположенное на территории города. Отдельные функции в отношении объектов культурного наследия на землях историко-культурного назначения города должен выполнять именно то специально уполномоченный государственный орган местного самоуправления по вопросам охраны культурного наследия, который по местным решением депутатского корпуса городского совета в конце 2007 года был ликвидований.- Только городского головы в Черновцах сейчас нет … — Да. Поэтому и нет … И некому обеспечивать ни гарантии государственного надзора за соблюдением неприкосновенности основных конституционных прав и свобод членов территориальной громады города, ни осуществления государственного надзора за памятниками или землями историко-культурного назначения. Секретарь городского совета ответственности за охрану культурного наследия не несет, поскольку от имени государства не имеет именно этих делегированных полномочий, как и, к сожалению, действующий отдел охраны культурного наследия городского совета. Распорядителем земель города есть только территориальная община, и контролирует эти вопросы на всей территории города именно городской голова. Если со стороны государства не будут приняты соответствующие меры реагирования, то противостояние между мэром и секретарем любого созыва будет существовать бесконечно. Потому что не действующий секретарь городского совета, ни бывший мэр, ни руководители имеющихся органов исполнительной власти ничего действенного не смогут сделать, а новоизбранный мэр будет сразу же обречен на досрочное прекращение своих полномочий. — Но это на самом деле не просто не по-государственному — это опасно … — Звучит немного пафосно, но реалистично: потеряем архитектурное наследие города Черновцы — потеряем Украину как государство. Военный конфликт происходит не только на Востоке страны. Война коснулась каждого — и на всех уровнях …
Марианна Антонюк, «Версии»

Опубликовано 01/10/2018