Архитектурный ансамбль Резиденции Митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах

 

Сокровище горы Доминик

Архитектурный ансамбль Резиденции Митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах в мировой сокровищнице ЮНЕСКО представляет собой уникальное произведение коллективного человеческого искусства, которое синтезирует в себе синкретические элементы разных стилей, объединённые общей темой архитектуры Византии, достижениями Западной и Восточной цивилизаций и культурным наследием народов Средиземноморья христианской поры.
 

Решение возвести архитектурный ансамбль на Доминик горе (Domnikberg), называемой ещё Епископской горой (Bischofsberg), позволило рационально использовать естественные морфологических свойства рельефа и создало благоприятные условия для восприятия будущего архитектурного ансамбля в разных ракурсах из предместья города. Благодаря рациональному использованию  морфологических свойств естественного рельефа, комплекс, будучи расположенным на Габсбургской возвышенности (Habsburgs hohe) — естественной части наибольшей морфо-формы городского рельефа — Черновицкого мыса, стал бесспорной доминантой в городском силуэте, а город Черновцы, устремившись по правому берегу реки Прут вверх к этой святыне, получил метафорическое определение «Иерусалим на Пруте». Строительство  Резиденции православных митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах олицетворяло сложившееся на тот момент существенное геополитическое влияние Буковинской православной церкви. Строительство  архитектурного  ансамбля  Резиденции продолжалось 18 лет, с 1864 по 1882 год,  начиная с закладки в  1864  году дворца митрополита  (1864-1876 г.).

В 1870 году возводится корпус духовной семинарии, Дом для приезжих: пресвитерий, трапезная,  школа псаломщиков  (1874  г.),  а в 1877  году закладывается парк и строятся парковые сооружения.

На завершающем этапе, в 1878 году сооружается Семинарская  церковь  Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

Официальным юридическим заказчиком выступало Австрийское   министерство   культов, фактическим заказчиком была сама православная церковь, возглавляемая в то время митрополитом Евгением Гакманом. Монументальность ансамбля являлась воплощением могущества и влияния  Православной  митрополии  Буковины.  На период строительства она считалась наибольшим православным центром  юго-восточной Европы, являющегося с 1873 года  архиепископатом и митрополией Буковины, Далмации с епископствами Зара (в т.ч. город Задар, который в 1797 году, после падения венецианской республики, как и вся Далмация был присоединён к Австрии),  Каттаро (исторически город Котор и окружающие его земли, относятся к региону Далмации), Триеста, Вены и Праги. Интересно отметить, что благодаря уникальному смешению различных культур именно старый городской центр Котора был в ещё в 1979 году внесён в список всемирного культурного наследия под патронажем ЮНЕСКО. Общая площадь комплекса Резиденции составляет 12 гектаров, т.е. 5% от всего исторического центра города Черновцы (226 га).
Резиденция пропитана духом Буковины, представляя и симбиоз cтилей и культур всех народов, населяющих этот край. Возведение  уникального архитектурного ансамбля, этого изысканного шедевра не имеющего  аналогов в мировой архитектурной практике, возглавил Иосиф Главка(1831-1908), чрезвычайные организаторские способности и архитектурный талант которого привлекли внимание австрийского министерства культов и митрополита Буковины Евгения Гакмана, искавших архитектора для реализации грандиозного замысла.
Архитектурный ансамбль Резиденции митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах по назначению являлся многофункциональным комплексом, объединяющим функции клерикального административно-территориального управления, церковного богослужения и духовного обучения, производит при его посещении чрезвычайно сильное эмоциональное впечатление и сегодня, а радостно-приподнятое настроение после встречи со святыней долго не покидает вас.

Планировочные решения генерального плана наибольшего в Европе архитектурного ансамбля православной церковной резиденции имеют определённые феноменологические свойства, которые находятся в непосредственной связи с особенностью культовых комплексов и сооружений и их идеологической направленностью. Это находит отражение в объёмно-планировочных решениях, ориентации сооружений, их размещении в контексте существующей застройки. Ситуационному размещению внутри самих комплексов всегда предоставлялось особое значение. Традиция схематического повтора топографического ситуационного плана больших христианских святынь Иерусалима — Святого города сформировалась во времена средневековья. Основанием были подробные описания города, которые приводятся множеством источников, в частности — Иоанном Златоустом. Кроме того, как наглядный материал использовались схемы, составленные монахами-богомольцами и послужившими планировочным прототипом для многих культовых комплексов раннего средневековья.
Компоновка генерального плана Резиденции возвращает нас к давним традициям размещения главных монастырских сооружений в виде ситуационно-содержательной модели Иерусалима. Ворота главного входа на территорию Резиденции условно отвечает въезду в вечный город. Семинарская церковь и корпус семинарии ситуативно размещены на условном месте храма Соломона; школа псаломщиков с хозяйственными службами на месте римской Претории. Корпус дворца митрополита олицетворяет главную христианскую святыню — Храм Воскресения Господнего, который объединяет главные христианские святыни гору распятия и страданий Голгофу (на этом условном месте возвышается Домовая церковь Митрополита), Камень помазания (зал заседаний Священного Синода,  или Мраморный зал) и Кувуклия Гроба Господнего с притвором ангела (Красный и Зеленый залы).
Авторская интерпретация основана на использовании для гармонизации принципа нюанса. Многофункциональный комплекс объединяется парадным двором, общей хроматично-пластической обработкой фасадов, крыш, архитектурных деталей. Идеологическим ключом объёмно-пространственной архитектурной композиции комплекса является догмат Святого Троицы: триединое начало — Отец, Сын и Святой Дух. Мотив Троицы присутствует в разных элементах архитектуры. Общая композиция ансамбля состоит из трёх корпусов; фасад каждого из них членится тремя вертикальными ризалитами. В пространственной композиции три доминанты: башни домовой церкви, церкви Трёх Святителей, часовой. Также в деталях обрамления: членение плоскостей стен, количество и форма оконных прорезов, орнаментальный декор.
Центральный элемент архитектурно — пространственной композиции ансамбля Буковинской резиденции — парадный церемониальный двор – курдонер, пропорциональное отношение размеров сторон которого приближается к золотому сечению. Его габариты: 100 х 70 метров — величина типичной городской площади исторического европейского города. Дворец в форме вытянутой буквы «Н» отделяет парадный двор от закрытого парка. По главной оси центральной части курдонера размещён корпус Дворца Митрополита с библиотекой, Домовой церковью, парадной трапезной и Залом заседаний Священного Синода; на первом этаже расположены покои для почётных гостей. Корпус Духовной семинарии, совмещён с семинарской церковью и находится на левом фланге; дом для приезжих: пресвитерий, трапезная, школа регентов замыкает каре двора с правой стороны. Осложненная «П» образная композиция, осевая которой, однако, не является осью симметрии ансамбля, объединяет три разновысоких корпуса, имеющих разную в объеме пространственную структуру и несущих  три башни-доминанты: купол Семинарской церкви Трёх Святых, башня личной молельни митрополита, часовая башня Дома для приезжих. Высота разных элементов задана таким образом, чтобы с учетом перспективных сокращений, они воспринимались равными по высоте. На Семинарском и Гостевом корпусах парапеты отсутствуют, что визуально сокращает высоту домов, подчиняя их доминирующему по массе дворцовому корпусу.
Современниками архитектура комплекса характеризовалась как «византийская». Стремление акцентировать историческую роль Византии, как живительного источника европейской культуры и колыбели православной церкви, демонстрируют архитектурно-планировочные, пространственно-композиционные и конструктивные приёмы архитектуры церквей, трактование фасадов, интерьеров и семантика элементов декора домов. В том числе — применение красного облицовочного кирпича — главного искусственного строительного материала Византии, которое играет ведущую роль в эмоциональном восприятии ансамбля. Цвет является существенным атрибутом православной литургии. Знакомым с азами православия известно, что красный цвет символизирует страдание и смертные мучения Христоса ради спасения рода человеческого, а также олицетворяет невыразимую, пламенную любовь Божью к людям. Символом святости является белый цвет; белое одеяние применялось на службах в большие праздники: Рождества Христова, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, в них начинается Пасхальная утреня, и особые требы, когда душа обращается к Богу — при Крещении и погребении. Из белого резного камня выполнены орнаментальные вставки на фасадах комплекса, медальоны, с изображениями архангелов, каменные импосты окон, колоны галерей Семинарской церкви и входа митропольичего корпуса, круглая башня-свеча над домовой церковью.

Вписанные в круг кресты — энколпионы, а также изображение Божьей матери и святых повторяют узор монастырских просвир (для обычных просвир употребляется крест) и является напоминанием о большом церковном таинстве, когда верующие соединяются с Христосом-Спасителем — евхаристии, или обряде причащения Святых Даров. Зеленый цвет трактуется церковью, как слияние желтого (цвет величия и достоинства, Господствующей славы) и голубого. Он используется в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг соединяет их со Спасителем (желтый цвет) и возводит на небо (голубой). Зеленый цвет также, соответственно  канонам, отождествляется с Троицей, Вербным воскресеньем и Понедельником Святого Духа. Голубой или синий — цвет Пресвятой Богородицы.

Чрезвычайно сильное, яркое и цветистое впечатление делают соединение контрастных цветов черепичной кровли, которые усиливают звучание друг друга: кирпично-красного и зелено-синего, оттененного небесно-голубым и тёмно-коричневым, а также белым цветом. Подобные кровли сохранились на отдельных средневековых памятниках европейской архитектуры: собор Святого Стефана в Вене, готическая перестройка начата в конце 20 г. 14 ст.; Святого Вита в Праге, начатый в 1344 году; подобная по рисунку и материалу кровля замка Яноша Хунеади в Хунедоара (Вайдахуняд), 1437-1453 г. — Трансильвания, ныне западная Румыния.

Целиком уникальные также интерьеры помещений, которые объединяют тектонические византийские архитектурные элементы (свод на парусах) и одновременно традиции буковинского народного декоративного творчества.

Соответственно  функциональному назначению, генеральный план комплекса разделен на три изолированные зоны: — дворцовую, семинарскую и служебную. Каждая из зон имеет вспомогательные хозяйственные территории и здания и при необходимости может функционировать в автономном режиме. Кроме основных корпусов, генеральным планом предусмотрено размещение тепличного хозяйства, жилья для прислуги, конюшен, лаборатории грунта и семян, составов продовольствия и топлива. Вся территория комплекса, за исключением парадного двора, огорожена глухим забором с целью внешней изоляции. Таким образом, генеральный план комплекса представляет собой схему оптимально организованного процесса жизнедеятельности духовного общественного геополитического центра, размещённого с учётом условий градостроительного контекста и общеевропейских традиций архитектуры ансамблей подобного типа, в соединении с глубокой идеологической смысловой нагрузкой и функциональной целесообразностью.

Парк Резиденции — памятник садово-паркового искусства заложен одновременно со строительством корпусов основного ансамбля в 1876-1878 г. (садовники Виктор Паули и Герман Лангеру). Общая площадь зеленых насаждений составляет 5 га. В основу структуры парка положено английское планирование. Уникальность и красота парка заключается в отборе и размещении отдельных видов и групп экзотических деревьев, аранжировке крон по оттенкам зеленые, форме и цвету писем и в живописном соединении с малыми садово-парковыми архитектурными формами: фонтанами, прудом и гротом. Идеология пейзажного, или как его принято называть — английского парка, сформулированная философами, писателями, знатоками искусств, получила распространение в Англии между 1710 и 1730. Академик Д.С.Лихачев приводит высказывание наибольшего авторитета в области искусств Николаса Певзнера: «свободный рост дерева был очевидным символом свободного роста индивидуума, серпантинные дорожки и ручейки — воле английской мысли, убеждению и действию, верности природе в морали и политике. Партия вигов (либералов — авт.) — это первый источник пейзажного сада, философия рационализма — второй».

 

 

Автором, который и сегодня определяет панораму города, является чешский apxитектор и меценат Йозеф Главка. Прибыв в Черновцы он создал одно из выдающихся творений  европейского искусства второй половины XIX ст.

 

Йозеф Главка научил буковинцев работать с камнем

Также по его проекту построено армянскую церковь, в которой ныне — зал органной музыки. 
К сожалению, для Й. Главки пребывания на Буковине с ее сырым и капризным климатом не прошло бесследно: талантливый архитектор заболел тяжелой формой ревматизма и вернулся в Вену.
Строительство резиденции продолжалось семь лет 
Й. Главка родился 1831 г. в городе Пржештице в Чехии, в семье мелкого служащего. После лицея поступил в Венскую академию искусств. По окончании быстро приобрел репутацию талантливого архитектора Европы. Он разработал проекты более 150 зданий в Праге и Вене. Но лучшим из его произведений является ансамбль бывшей резиденции буковинских митрополитов в Черновцах (1864-1882). На трех международных конкурсах архитекторов второй половины XIX в. этот проект неизменно занимал призовые места. Для творчества Й. Главки на территории нашего края характерны византийский, романский и мавританский стили с широким использованием в оформлении сооружений мотивов украинского народного искусства. Поскольку доставка строительного материала из Австрии была экономически нецелесообразной, архитектор вместе с инженерами начал искать местные залежи. Нашли месторождения строительного камня в селах Васильев, Чуньков, Дорошовцы (ныне Заставнянский район), Красное (Сторожинецкий), Сучавица (Румыния).Здесь добывали алебастр, коралловый камень. Из местного алебастра в 1878 г. изготовили вазу, которую на международной выставке в Париже оценили в 700 гульденов. Так мир узнал о природных богатствах Буковины. Кстати, Й.Главка научил буковинцев работать с камнем, ведь добился командировки из Вены 30-ти ремесленников-каменотесов, которые учили местных жителей тонкостей профессии. Освоили буковинцы и изготовления глазурованной кирпича и черепицы, которой была покрыта крыша резиденции и отделаны стены.
Йозеф Главка — автор архитектурного комплекса бывшей резиденции буковинских митрополитов — ныне центральных корпусов национального университета — жемчужины Черновцов.Отделочные работы в резиденции осуществляли Карел Свобода — чех, мастер исторической живописи, венские художники Карл Йобст и Иоганн Кляйн, буковинские — Епаминандос Бучевский, Евгений Максимович. Художественной резьбой по камню и лепкой руководил сам Й. Главка.Чтобы представить размах строительства и отделки резиденции, следует сказать об общей сумме средств, которые были потрачены на сооружение всего ансамбля. Стоимость строительства составила 3 миллиона 600 тысяч крон, или 1400000 золотых рублей. Работа над проектом резиденции буковинских митрополитов сопровождалась разработкой эскизов и планов. За семь лет строительства, то есть за 255 дней, было изготовлено 632 оригиналы планов чертежей, 1386 копий этих документов. 

Резиденция буковинских митрополитов — невероятный ансамбль по внешней и внутренней отделки, но ни с чем не сравнить Синодальную зала. Ее называют еще Мраморной, ведь ее стены, пол, колонны были выполнены из белого и черного мрамора.Все светильники и люстры были разработаны и изготовлены в Вене инженерами махотке и Шпоранцем. Пол зала застилали тремя большими коврами, вытканными на специально сочиненную ткацких станках. У станка одновременно работали 40 работниц.переехал в Прагу, где основал Чешскую национальную академию искусств и стал ее первым президентом. Также он выделил средства на сооружение общежития для малообеспеченных студентов. Приобрел для них библиотеку из 9 тыс. томов, дал все необходимое для ее содержания.Стены украшались фресками с мозаикой на религиозную тематику. Дополняли внутреннее убранство Мраморной залы две хрустальные серебряные люстры на 120 свечей, четыре люстры на 32 свечи, 36 ламп настенных на 3 свечи и 4 лампы настенных на одну свечу.jpg «border = 0 align = left> От управления роботами отказался из ревматизм 
1872 Йозеф Главка заболел тяжелой формой ревматизма и отбыл в Вену.
Уже доброй традицией в нашем университете стала организация международных конференций, посвященных творчеству Йозефа Главки.
В апреле состоится конференция, посвященная 175-летию со дня рождения известного архитектора, где будут рассматривать вопрос архитектурного наследия Йозефа Главки и Украина-чешских связей в культуре, литературе, языку.К этой дате изготовили памятную медаль, которой награждали деятелей науки, искусства, внесшие значительный вклад в дело изучения жизненного пути выдающегося архитектора, ученого, мецената. 
1984 этой медалью наградили Черновицкий университет.
Умер Йозеф Главка 11 марта 1908 в Праге. Похоронен в родном селе, в своем родовом имении. 
В 1981 г. на родине архитектора состоялись торжества по случаю 150-летия Йозефа Главки.
В Черновицком краеведческом музее в экспозиции отдела истории средних веков и нового времени функционирует блок экспозиции «Архитектура храмов», где представлены материалы, связанные со строительством резиденции буковинских митрополитов, а именно: 
— Проект главного корпуса резиденции,Состояние здоровья и трудности, которые сопровождали его в строительстве, заставили Главка отказаться от дальнейшего руководства строительными работами. Заменил его львовский архитектор Феликс Кшезарський, а Йозеф Главка 1882Вручая медаль, Генеральный консул ЧССР Юрай Варголик сказал: «Черновицкий университет награждается за заслуги в деле пропаганды творчества 
Й. Главки и в деле сохранения ансамбля в надлежащем состоянии ».Ротт); 
— Фрагменты карнизов с Синодальной (Мраморной) зала; 
— План бывшей резиденции; 
— Книги, переданные фондом Йозефа, Марии и Зденка Главкових в Праге, в которых отражен жизненный и творческий путь известного зодчего.разработанный Й. Главке; 
— Портрет зодчего (художник П. Борисенко); 
— Портрет митрополита Е. Гакмана, который освящал строительство (художник А.

Архитектурный ансамбль Резиденции Митрополитов Буковины и Далмации города Черновцы в Списке Мирового культурного наследия.

Номинация подготовлена Научным советом Черновицкого Национального университета имени Юрия Федьковича при содействии областной администрации и городских органов самоуправления Черновцов.

 

http://www.trip.cv.ua/images/media/residencia.pdf