Север — родина сильных и смелых

Арктический вихрь.
Кто будет решать? Основные неарктические игроки в Арктике.

Конкуренция за арктические ресурсы и арктические водные пути бесспорно не закончится договорами между собой арктических стран. Все будет куда сложнее и интереснее. Для начала определим основных игроков в регионе. Сейчас в Арктике худо-бедно действуют международные правовые нормы на основе Арктического совета, в который вошли полярные страны: Дания, Исландия, Норвегия, Канада, Россия, США, Швеция. Но ключевые мировые державы вовсе не собираются мириться с этим порядком вещей.

Великобритания

Британские политики считают, и неоднократно высказывались об этом в прессе, что Соединенное Королевство упускает свои шансы на влияние в Арктике, тогда как могло бы в своей роли «стратегического привратника» в Атлантике стать опорным пунктом и в арктической геополитике в союзе с США и использованием стран Британского Содружества. Сейчас эти пожелания, похоже, активно воплощаются в реальность. Кроме того, Великобритания, судя по всему, планирует использовать Польшу как материкового, близкого к России, координатора своих арктических притязаний.

Германия

Страна последовательно отстаивает идею расширения прав стран-наблюдателей Арктического совета, что может полностью изменить правила игры в Арктике. Бердин исходит из того, что арктический регион – общее наследие человечества. Германия использует влияние в Норвегии и Швеции и воспринимает Москву как естественного стратегического соперника в Арктике. Путь Германии – добиться принятия высших экологических стандартов, чтобы вытеснить с арктических объектов российские компании.

арктика_2

Китай

Хотя Китая как игрока в Арктике все опасаются и даже не хотели принимать его наблюдателем в Арктический совет, у страны нет пока четко сформулированной арктической стратегии. Едва ли это будет политика угроз или навязывания новых правил, но скорее политика экономического доминирования и переговоров, а это – прямой путь к союзу с Россией. Хотя не исключено, что Китай просто затаился, так как совсем недавно риторика страны была гораздо более активной – и также состояла в призыве признать Арктику международным регионом, принадлежащим всему человечеству. В арктической политике Китай опирается на Исландию, Россию и в меньшей степени Канаду.

Нидерланды

Голландия, как страна, имеющая передовой опыт в морской логистике, проводит еще одну западную идею о том, что Северный морской путь должен быть интернационализирован. С этой целью Нидерланды, как и другие европейские страны, но особенно активно выступает за придание ЕС статуса наблюдателя с тем, чтобы иметь возможность проводить консолидированную политику в Арктике. Нидерланды особый упор делают на сохранение экологической безопасности в регионе, чаще всего преувеличивая угрозы, которые, конечно, исходят главным образом от России.

Франция

По мнению экспертов Центра стратегических оценок и прогнозов – авторов доклада «Страны наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности», у Франции очень агрессивная арктическая стратегия. Она основывается на многовекторном экономическом сотрудничестве, в частности, с Россией по проекту «Штокман», сжижению газа на Ямале и т.д. Кроме того, французы любят рыбу, а своей им уже не хватает, так что они очень заинтересованы в северном рыболовстве. Все это Франция поддерживает и военными усилиями, создав особое подразделение и направление в развитии вооруженных сил. При этом Париж активнее других ставит на отличные от Арктического совета региональные организации, пытаясь сократить роль последнего.

арктика_1

Южная Корея

Компетенции крупнейших компаний страны в судоходстве, конечно, требуют активной политики в Арктике, и эта активность в данный момент зиждется на стратегическом партнерстве с Россией. При этом Корея заинтересована в развитии инфраструктуры Севморпути и отказе от услуг российских ледоколов, что, конечно, не выгодно влиятельному «Атомфлоту». Корейцы намерены действовать и через региональные власти, они очень активны в регионах, в частности, в Якутии. Но стучать в закрытые двери страна также не собирается, и вторым вектором ее арктической политики является развитие отношений с Данией и Норвегией. При этом важно осознавать, что Южная Корея – союзник, который не выступает за пересмотр существующего положения вещей в Арктике на основе Арктического совета.

Япония

Японские эксперты признают, что Арктика может стать ареной серьезных столкновений, и в данной конфигурации японцам совсем не выгоден союз России и Китая, и как следствие – противоречия России и США. В связи с этим японцы очень активно налаживают партнерские отношения с Россией, однако они скорее политические, поскольку в экономической сфере Япония придерживается все той же стратегии вытеснения при помощи экологических требований. Эта стратегия вполне эффективна, достаточно вспомнить вытеснение из-за шума российских самолетов. Однако у наших стран есть взаимные рычаги влияния: Япония хочет расширить шельф, на что получила согласие России, в свою очередь согласовав российские интересы в Охотском море, которое совсем недавно стало исключительно российским.
Константин Маркелов, cyrillitsa.ru

***

До полюса

В ООН начали рассмотрение заявки России на расширение границ материкового шельфа

Вид на Арктику с борта ледокола

Вид на Арктику с борта ледокола
Фото: Вера Костамо / РИА Новости

В августе 2015 года Россия подала в ООН частично пересмотренное представление на расширение внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Российские геофизики представили убедительные доказательства того, что восточная часть хребта Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. Через год, в августе 2016-го, специальная комиссия приступила к рассмотрению заявки.

«Частичная пересмотренная Заявка Российской Федерации на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане исходит из научного понимания, что составные части Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий, а именно хребет Ломоносова, поднятие Менделеева-Альфа и Чукотское поднятие и разделяющие их котловина Подводников и Чукотская котловина, имеют континентальную природу своего образования», — говорится в тексте представления в ООН.

Общая площадь подводных территорий, которые в заявке рассматриваются в качестве продолжения континентального шельфа, то есть естественной части материка, оценивается в 1,2 миллиона квадратных километров. Общие запасы углеводородов, скрытых под расширенным шельфом, по оценкам Минприроды, составляют пять миллиардов тонн условного топлива. Эти территории располагают примерно 12 процентами всех мировых запасов нефти. Скорее всего, шельф таит еще больше полезных ресурсов.

Россия имеет все юридические основания для расширения шельфа. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, которую в том же году подписал СССР и в 1997-м ратифицировала Россия, разрешает прибрежным государствам контролировать территории над континентальным морским шельфом. Для реализации такого права необходимо подать заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Расширение континентального шельфа позволит России контролировать водные пространства над ним и ограничить там передвижение иностранных судов. В настоящее время это касается только исключительной экономической зоны на расстоянии до 200 миль (322 километра). В случае расширения шельфа можно отвести эту границу на 350 миль (563 километра). Российская заявка исключает оба варианта.

В представлении утверждается, что подводные территории в Северном Ледовитом океане — это не просто продолжение континентального шельфа. Они «относятся по пункту 6 статьи 76 Конвенции к подводным возвышенностям, являющимся естественными компонентами материковой окраины, к которым не применяется дистанционный лимит 350 морских миль от исходных линий». То есть указанные территории следует считать плато, поднятиями, вздутиями, банками и отрогами, принадлежащими исключительно России, а не международному сообществу.

Первый раз заявку подали в 2001 году, и комиссия ООН ее отклонила. Эксперты сочли доводы России неубедительными. В частности, в комиссии указали на вулканическое происхождение хребта Менделеева. Российские геофизики предприняли несколько экспедиций и доказали континентальную природу подводных возвышенностей в Северном Ледовитом океане.

В частности, было проведено несколько подводных бурений. Исследовав извлеченные со дна северной и южной частей хребта Менделеева базальты и долериты, ученые установили, что они возникли в нижнем или среднем ордовике, то есть примерно 470 миллионов лет назад. Примерно такую же природу имеет древнее основание Новосибирских островов, являющееся неотъемлемой частью континентального шельфа. Кроме бурения, ученые также выполнили сейсмические и батиметрические исследования.

В результате установлено, что хребты и котловины в Северном Ледовитом океане — результат рифтового растяжения, возникшего на стыке Северо-Американского и Азиатского континентов. Необычная геология Северного Ледовитого океана объясняется его молодым по геологическим меркам возрастом — 130 миллионов лет.

Основные заинтересованные стороны в Арктике — США, Канада, Россия, Дания и Норвегия. Интересы России в ООН по вопросу континентального шельфа отстаивает глава Минприроды Сергей Донской. Он намерен не допустить затягивание рассмотрения вопроса и разрешить его в течение ближайших 3-5 лет. Зарубежные эксперты не исключают, что речь может идти не о годах, а о десятилетиях. Затруднить процесс способно достижение договоренности между Канадой и Данией о совместном разделе шельфа, после чего эти страны объединят свои усилия в противодействии России.

***

История успеха по-русски. Что написал нашим детям полярник Ушаков

…Тут так уж случилось, что я в последнее время испытал довольно неожиданный «личный дефицит», — дефицит чтения, которое принято считать «легким»: чтения, не требующего от читателя «со-творчества». Которое, безусловно, не способствует «отдыху» и, не менее безусловно, требуется при соприкосновении с серьезной литературой.

В чтении и, кстати, написании подобного рода «легких» текстов нет ничего постыдного и плохого. Более того, фактически все мировые шедевры, от «Гамлета» до литературы сегодняшних дней, сочетают в себе черты и «легкого» и «трудного» жанров и комбинируют их: тот же – кто бы поспорил – великий Федор Михайлович Достоевский вообще работал в жанре, который с легкостью по внешним признакам можно отнести к «детективному».

Но это – так, предисловие.

Так вот, решил возникшую было проблему частного характера я довольно просто: за счет позабытой в последнее время советской документалистики и мемуаристики. О чем вообще ни капли не жалею: если отвлечься от неизбежных вкраплений идеологии это вообще гигантский, глубокий и безумно интересный культурный пласт не просто живых свидетельств загадочной для наших современников эпохи – это еще и безумно интересное чтиво, буквально переполненное настоящими, не придуманными что называется «путешествиями и приключениями».

Вот так на моем «столе» и оказались в том числе и книги великого советского полярника, исследователя Арктики Георгия Алексеевича Ушакова. Их, собственно говоря, всего две: «Остров метелей», о первой колонизации островов Врангеля и Геральда, где Георгий Алексеевич был первым русским советским комендантом и начальником экспедиции. И «По нехоженой земле», об исследовании архипелага Северная Земля, на котором экспедиция Ушакова была вообще первой: до него на эту землю и вправду никто не ступал.

Обе эти книги я, помню, с огромным удовольствием читал в счастливом пионерском детстве, и тем интереснее было их перечитывать сейчас, в возрасте довольно, скажем так, довольно зрелом, глазами матерого, пожившего уже мужика и сравнивать, так сказать, впечатления.

Хотите, кстати, первое?

Я именно «впечатление» имею в виду.

Помните знаменитую «Балладу о гвоздях» ничуть не менее советского, чем Георгий Алексеевич Ушаков поэта Николая Тихонова?!

Ну, там, где «гвозди бы делать из этих людей»?!

Так вот.

«Делать» из этих людей «гвозди» было бы, с моей нынешней точки зрения, совершенно ненужным и бессмысленным, если не сказать «преступным» расходованием воистину драгоценного человеческого материала.

Вот вам, к примеру, всего одна, иллюстрирующая это «качество» «картинка с выставки»: Ушаков с товарищем охотятся на моржа. Не для удовольствия, разумеется: надо чем-то кормить собак, если собаки погибнут с голоду это может обернуться не просто срывом исследовательских планов, но и, возможно, гибелью первой советской колонии на жутком по своим климатическим особенностям острове Врангеля. А этого допустить никак нельзя: на остров активно претендуют наши «заклятые партнеры» британцы с американцами: там, мало того, что великолепные промысловые условия, но еще и очень удачная точка для оборудования стационарного аэропорта для самолетов и дирижаблей.

Итак, — охота.

Сначала люди пятьсот метров ползут по тонкому льду, раза по три каждый проваливаясь в ледяные полыньи. Это – при весьма серьезной минусовой температуре, на секундочку. Доползают. Есть досадная помеха: наглухо закоченевшие пальцы отказываются сгибаться при нажатии спускового крючка.

Отогревают пальцы дыханием.

Убивают зверя.

Свежуют.

Волоком тащут на берег тяжеленную тушу, снова оступаясь и проваливаясь в ледяную воду: но уже радостно, со смехом: задача-то выполнена. Единственное неудобство при этом, которое Георгий Алексеевич упоминает, это то, что одежда вся наглухо заледенела, естественно, и «очень сильно кололась»…

…Ну?!

И какие тут, на фиг, «гвозди»?!

Я, вот, знаете, не комнатный городской мальчик, прошел и повидал в этой жизни многое: и «горячие точки», и экстремальные северные рыбалки, которыми искренне увлекаюсь, у меня неплохая физическая форма, опыт и весьма специфическая подготовка, но я хочу сказать честно и трезво: я бы, наверное, — сдох.

А отправится вчетвером (!) на несколько лет на нехоженый и неизвестный никому архипелаг Северная Земля?! Без «вспомогательных партий» (аксиомная вещь для любых полярных исследований: заброска и складирование подобного рода «партиями» продовольствия непосредственно для самой исследовательской экспедиции), без готовых прийти на помощь морских судов. Чтобы было понятно – это полторы тысячи километров на собаках по прямой только в одну сторону. Описать ее подробнейшим образом и географически, и геологически, и с честью и без потерь вернуться назад, — это, вообще, как, думаете, нормально?!

По мне так – где-то и за гранью человеческих возможностей.

Однако эти вот люди – жили именно так. И не считали подобный вот образ жизни чем-то уж совсем запредельным и сверхъестественным…

…Георгий Алексеевич вообще, кстати, был со всех точек зрения вполне реальным и вполне успешным по любым, не только советским меркам человеком. Сделал, как сейчас сказали бы, совершенно блистательную карьеру: мальчишка из таежной дальневосточной семьи, тянувшийся к образованию и живший в ночлежке чтобы учится в ремесленном училище (он, кстати, всю жизнь был благодарен Советской власти уже хотя бы за выделенную ему стипендию, благодаря которой ему удалось закончить среднюю школу). «Мальчишка на побегушках» в экспедиции великого русского путешественника В.К.Арсеньева. Первый «красный комендант» островов Врангеля и Геральда. Первый исследователь архипелага Северная Земля, открывший пролив Шокальского и нашедший там богатейшее месторождение оловянных руд. Уполномоченный правительственной комиссии по спасению экипажа и пассажиров «Челюскина», руководитель Первой Высокоширотной экспедиции, доказавший возможность и экономическую целесообразность Северного морского пути. Первооткрыватель острова своего имени – острова Ушакова. Первый руководитель – и во многом создатель – Гидрометслужбы СССР, один из основателей Института океанологии АН СССР, инициатор, кстати, создания знаменитого исследовательского судна «Витязь», доктор географических наук.

«Гвозди», говорите?!

Ага…

…Тут ведь вот еще что важно.

Почему эти ушаковские книги (и не только их: Георгий Александрович, при всем моем колоссальном уважении не был человеком уж совсем для тех времен уникальным), я так думаю очень важно обязательно давать к прочтению. Причем, в том самом тинейджерском возрасте, в которых их впервые открыл я, — и особенно в наши дни. Вовсе даже и не потому, что они, помимо всего прочего, еще и прекрасно и весьма увлекательно написаны и обязательно будут интересны любому вменяемому подростку. Просто молодые парни и девчонки еще и должны понимать, что успешному человеку вовсе не обязательно начинать «со сборки компьютеров в гараже». И что по-настоящему «успешный человек» вовсе не обязательно должен сначала стать миллиардером, а потом, по возможности, совершить или не совершить прилюдный каминг-аут.

Нет, — я ничего не имею против миллиардеров.

Но это – только частный случай.

А чаще всего по-настоящему успешными людьми – становятся именно так. Да и, наверное, ни один, при всем уважении, Стив Джобс не может похвастать тем, что его именем назван мыс на острове Врангеля, река на Северной Земле, остров в Карском море и горы на Земле Эндбери в Антарктиде.

Вот.

Дмитрий Лекух, kultpult.ru

***

Знаменитые полярники

Эрнст Теодорович Кренкель (24 декабря 1903 — 8 декабря 1971) — известный советский полярник, радист первой советской дрейфующей станции «Северный полюс».

Эрнст Теодорович Кренкель был участником арктических экспедиций на ледокольном пароходе «Георгий Седов», на дирижабле «Граф Цеппелин», пароходах «Сибиряков», «Челюскин». После гибели «Челюскина» обеспечивал радиосвязь ледового лагеря О. Ю. Шмидта с материком. На марке можно увидеть дирижабль «Граф Цеппелин» и ледокол «Малыгин», с которым во время перелёта в бухте Тихой острова Гукера дирижабль обменялся почтой.

12 января 1930 года Кренкель Э. Т. установил мировой рекорд дальности радиосвязи, осуществив связь между диаметрально противоположными районами земного шара: находясь в Арктике на полярной станции Бухта Тихая на острове Гукера, он провёл радиосвязь на коротких волнах с антарктической базой Литл-Америка первой экспедиции Бэрда. Использованная им аппаратура была самодельной.

Также отметим, что Кренкель был первым председателем Всесоюзного общества филателистов.

Самойлович Рудольф Лазаревич (13 сентября 1881 — 4 марта, 1939) — советский полярный исследователь, профессор, доктор географических наук.

Был начальником экспедиции на ледоколе «Красин» по спасению потерпевшего в Арктике аварию итальянского дирижабля «Италия», совершавшего полет к северному полюсу под командованием Умберто Нобиле (1928). По мотивам тех событий снят художественных фильм «Красная палатка» 1969 г.

На марке — ледокол «Красин» в арктических льдах, потерпевшие аварию участники экспедиции, самолет полярного летчика Б. Г. Чухновского на льду, карта маршрутов экспедиции по спасению экипажа дирижабля (район архипелага Шпицберген).

Павел Афанасьевич Гордиенко (1913 — 1982) — океанолог, известный советский полярник, доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почётный полярник. Один из крупнейших в Советском Союзе специалистов по ледовому плаванию.

23 апреля 1948 года Павел Афанасьевич Гордиенко, Павел Кононович Сенько, Михаил Михайлович Сомов и Михаил Емельянович Острёкин были доставлены самолетом на точку с координатами 90 градусов северной широты. Затем тот же самолет забрал их обратно уже в качестве первых в мире людей, с абсолютной достоверностью побывавших в этой точке Северного полюса.

За 45 лет работы П. А. Гордиенко участвовал в 60 полярных экспедициях, в ряде из них являлся руководителем.

На марке- ледокол «Мурманск» и самолет Ли-2.

Отто Юльевич Шмидт (30 сентября 1891 — 7 сентября 1956) — советский математик, географ, геофизик, астроном. Исследователь Памира (1928), исследователь Севера.

В 1928 году Отто Юльевич Шмидт принимал участие в первой советско-германской памирской экспедиции, организованной АН СССР. Целью экспедиции было изучение и восхождение на наиболее высокие вершины Западного Памира. Также Отто Юльевич был одним из основателей и главным редактором Большой советской энциклопедии, а также основателем и заведующий кафедрой высшей алгебры физико-математического/механико-математического факультета МГУ.

В 1930—1934 годах руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». В 1932 в качестве начальника экспедиции на пароходе ледокольного типа «Сибиряков», совершил первое в истории плавание по Северному морскому пути за одну навигацию.

Роберт Фолкон Скотт (6 июня 1868 — 29 марта 1912) — капитан королевского флота Великобритании, полярный исследователь, один из первооткрывателей Южного полюса, возглавивший две экспедиции в Антарктику: «Дискавери» (1901—1904) и «Терра Нова» (1912—1913).

Во время второй экспедиции Скотт с ещё четырьмя участниками похода достиг Южного полюса 17 января 1912 года, но обнаружил, что их на несколько недель опередила норвежская экспедиция Руаля Амундсена. Роберт Скотт и его товарищи погибли на обратном пути от холода, голода и физического истощения.

После смерти Скотт стал национальным героем Британии. Этот статус сохранялся за ним на протяжении более 50 лет и был засвидетельствован во множестве мемориалов по всей стране. В последние десятилетия XX века история экспедиции «Терра Нова» подверглась некоторой переоценке, внимание исследователей сосредоточилось на причинах катастрофического финала, оборвавшего жизнь Скотта и его товарищей. В глазах общественности из непоколебимого героя он превратился в объект многочисленных споров, в ходе которых были подняты острые вопросы о его личных качествах и компетенции.

Современные исследователи оценивают фигуру Скотта в целом позитивно, подчеркивая его личное мужество и стойкость, признавая просчёты, но приписывая финал экспедиции главным образом несчастливому стечению обстоятельств, в частности, неблагоприятным погодным условиям.

Руаль Амундсен (16 июля 1872 — 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и рекордсмен, «Наполеон полярных стран» по выражению Р. Хантфорда.

Амундсен был первым человеком, достигшим Южного полюса (14 декабря 1911 года), а также первым человеком (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Еще он является первым путешественником, совершивший морской переход Северо-Западным проходом, а позднее совершил переход Северо-Восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом.

Руаль Амундсен один из пионеров применения авиации — гидросамолётов и дирижаблей — в арктических путешествиях. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США — Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.

Фритьоф Нансен (10 октября 1861 — 13 мая 1930) — норвежский полярный исследователь, основатель новой науки — физической океанографии, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год.

Нансен удостоен наград многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны.

В ходе попытки достижения Северного полюса — экспедиции на корабле «Фрам» — достиг 8 апреля 1895 года 86° 13′ 36″ с. ш. Хотя после этого Нансен не участвовал в первопроходческих предприятиях, методы передвижения и выживания во льдах и используемое им оборудование стали примером для подражания для многих полярников мирового класса. Он регулярно консультировал полярных исследователей из разных стран.

В 1922 году он был удостоен Нобелевской премии мира за свою работу по репатриации и натурализации лиц, перемещённых в результате Первой мировой войны, и урегулированию связанных с этим конфликтов. Важнейшей его инициативой были Нансеновские паспорта, позволяющие беженцам без гражданства найти приют в других странах.

Артур Николаевич Чилингаров (родился 25 сентября 1939 в Ленинграде) — самый известный российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский учёный-океанолог, государственный и политический деятель, бывший член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представитель в Совете Федерации от Администрации Тульской области.

Артур Николаевич — Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации (один из четырёх человек, удостоенных этих высших званий как СССР, так и России).

СМИ писали о мужестве и самоотверженности, проявленных Чилингаровым в его арктических экспедициях. В частности, отмечалось его личное участие в спасении научно-исследовательского корабля «Михаил Сомов» — в 1985 году Чилингаров привел к нему спасательную экспедицию на ледоколе «Владивосток». За проявленные мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза (ряд СМИ писали, что в этой награде были суммированы все прошлые заслуги исследователя).

В 1986 году Чилингаров участвовал в ликвидации последствий аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС. В 1987 году возглавил поход атомного ледокола «Сибирь», достигшего в свободном плавании Северного полюса.

В январе 2007 года два вертолета Ми-8 ФСБ России с Чилингаровым, директором ФСБ Николаем Патрушевым и его заместителем Владимиром Проничевым на борту совершили посадку в центре Антарктиды. Руководителем экспедиции был Чилингаров. Российские СМИ отмечали, что два отечественных вертолета впервые в истории достигли Южного полюса.

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s