Русские имена и Буковина

Известные деятели Российской империи, которые посещали Буковину (Сокирянщину).
История человечества, прежде всего — это имена людей. Узнав о какой-либо историческое событие, мы неизменно стремимся узнать имена тех людей, которые были тем или иным образом к нему причастны. Через имя мы знакомимся с жизнью человека, его местом и значением в исторических событиях, а тем самым и как его действия повлияли на жизнь наших предков (как это произошло в древности), дедов, а определенным образом и на нашу современную жизнь.

Человек со своей естественной интересом всегда хочет знать, из-за кого или благодаря кому произошло то или иное событие. При этом имя человека оказывает значимость самого события, и чем известный человек, тем значимой само событие.

Если мы посмотрим общегосударственные или местные справочники, где имеют место статьи посвященные городам, селам и хуторам, то очень часто можем видеть упоминания, что в населенном месте родилась та или иная известный человек. То же самое можно сказать и о прославленных «чужаков», случайно или целенаправленно посещали населенный пункт.

Для любого местного жителя, во-первых, как и второе — это средство придать значимость места, где он живет или родился, увеличить значимость своего места в великой истории. Таким образом, человек через призму места жительства становится сопричастным к чему-то великому, большего, чем она есть.Пребывание на родине местного жителя становится частью истории жизни известного гостя, а вся его жизнь, — историей села, города или всего региона где он был.

В данной статье мы хотим рассказать о некоторых известных людей Российской империи, по самым разным причинам время находились на территории современного Сокирянского района Черновицкой области. Как известно, Сокирянщина вместе со всей Бессарабией в 1812 году была официально присоединена к территории Российской империи, и находилась под ее властью до 1917 года. Но при этом, если сравнивать с другими регионами, за более чем сто лет Сокирянщина редко попадала в сферу интересов исследователей и известных государственных деятелей. А те, кто были вынуждены, пытались знакомится с ней на расстоянии, прибегая к помощи местных деятелей, которые с помощью почтовых пересылок подавали нужную информацию. Но, те из известных деятелей, которые все-таки посещали наши края, оставались на долгие годы под приятным впечатлением от увиденного географического, исторического и этнографического богатства, которым славится Сокирянщина.

Первыми из известных людей Российской империи, ступили на землю Сокирянщини, как мы можем видеть по доступным нам письменным источникам, были родовитые воины — князь, будущий московский градоначальник (в 1790 — 1795 г.) Александр Александрович Прозоровский (1732 — 1809) и генерал -поручик Христофор Федорович Штофельн (1720 — 1770).

В 1768 году вспыхнула очередная русско-турецкая война, которая продолжалась до 1774 года. 15 апреля Первая армия под командованием генерал-аншефа князя Александра Михайловича Голицына (1718 — 1783), построив два понтонных моста перешла Днестр вблизи с. Непоротово [1]. Но еще 14 апреля с территории Подолья, вплавь на другой берег Днестра перебрался авангард А. Прозоровского и Х. Штофельна: «для прикрытия будущей переправы и устройства тет-де-пона (мостовые укрепления для охраны переправ -О.М.) на той стороне Днестра »[2].

Переправа армии Голицына в количестве 44,5 тыс. продолжалась почти целый день, поэтому на месте переправы был устроен ночлег. И на Сокирянщини, для армии Голицына он был не последним. Известно, что 16 апреля 1769 значительная часть армии останавливалась на постой в селе Романковцы, о чем в своем «Журнале» отметил и сам князь Прозоровский [3]. В то же время генерал-поручик Штофельн со своим корпусом находился в Сербичанах. 17 апреля армия перешла в лагерь под селом Новоселица, а 18 апреля атаковали Хотинской крепости. Разбив турецкую армию Караман-паши, из-за отсутствия достаточного количества осадной артиллерии и недостатка провианта, Голицын так и не решился штурмовать крепость. Русская армия вынуждена была отойти, и 24 апреля вернулась обратно за Днестр.

Приложить к сказанному можно те, что в вместе с указанными выше родовитыми лицами в это же время на Сокирянщини был Григорий Александрович Потемкин (1739-1791) — выдающийся государственный и военный деятель, светлейший князь Таврический (1787), генерал-фельдмаршал (1784); был фактически соправителем Екатерины II с 1774 г. и, очевидно, находился с ней в тайном браке. В сентябре 1768 г. ему был пожалован придворный чин действительного камергера, что соответствовало чину генерал-майора в армии. В начале Первой русско-турецкой войны отправился добровольцем в действующую армию, в корпус А. Прозоровского, составлявший, как уже было сказано, авангард Первой армии А. М. Голицына, и вскоре отличился в бою при Днестре в крепости Хотин.

Почти через 80 лет Сокирянщина посетил Георг Заблер (из-за ошибки чиновника, он же Егор Егорович Саблер) (1810 — 1865) — известный ученый, астроном и геодезист, он первым нашел способ для определения угла преломления в прозрачных средах [4], принимал участие в составлении большого описания звезд.Немец по происхождению, он учился в Дерптском университете, где защитил диссертацию на звание доктора философских наук (1839 г.) [5]. Там же начал работать под руководством известного ученого Василия Яковлевича Струве, сначала в Дерптском обсерватории, а затем в качестве адъюнкта в Николаевской Главной астрономической обсерватории (1839 — 1954 гг.) Действительный Член Русского Географического общества, кавалер ордена Святого Станислава [6], Заблер в 1854 году был назначен на должность директора Виленской обсерватории. Некоторое время работал на Британских островах с известным английским астрономом Варрьоном Деларю [7]. В 1848 году Георг Заблер больше недели проживал в Романковцах. Причиной пребывания в этом селе было измерение так называемого «Романковской базиса» (тогда писали «Романкоуцкого базиса»), который проводился в рамках ученого экспедиции Академии наук, направленной для измерения дуги меридиана между Фугленесом и Измаилом, которая сейчас известна как «дуга Струве» [ 8]. Результаты исследований, в том числе и проводившихся в Романковцах, а так же в Гвоздовцы и Селище, были опубликованы в научных изданиях того времени, например, в Вестнике Императорского Русского Географического общества (1853 г.) [9], Журнале Министерства народного образования и других.

Другой наш герой, Александр Степанович Афанасьев-Чужбинский (1816 -1875) — известный украинский и русский писатель, языковед, этнограф и фольклорист. По случаю великого князя Константина Николаевича Романова, которому принадлежит идея отправить литераторов по рекам Российской империи, в середине XIX в. участвовал в экспедиции морского министерства по Днепру и Днестру. В своих «Очерках Днестра», выданных 1863 собрано немало информации, которая касается истории и этнографии края. Он посещал Непоротово, Белоусовка, Сокиряны и Ломачинцы. Больше всего времени он провел в с. Ломачинцах, где квартировал у местного помещика Е.М. Крупенского. О своем прибытия в этом селе Александр Степанович отметил: «Вообще пребывания в Ломачинцах оставило у меня именно отрадное впечатление, и я могу сказать, положа руку на сердце, что нигде в Бессарабии я не видел такой поставки в быту помещичьего крестьянина и отсутствия тех злоупотреблений, которые сплошь и рядом существуют в собственнических поселках »[10].

Путешествовал по нашим селам и выдающийся сын украинского народа Павел Платонович Чубинский (1839 — 1884). Один лишь стихотворение «Ще не вмерла Украина» сделал его имя бессмертным навеки. За свою недолгую жизнь он сделал столько, сколько по силам целом академическом институту. Был автором журнала «Основа», в 1861 году защищает в Петербурге диссертацию и получает ученую степень кандидата правоведения. Был действительным членом Императорского Русского географического общества, действительным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, членом-корреспондентом Императорского Московского общества сельского хозяйства, членом-сотрудником Императорского свободно-экономического общества. В 1872 году Чубинский основывает Юго-Западный отдел Русского Географического общества.

На Сокирянщина Павел Чубинский попал в 1869 году, когда ему доверили возглавить экспедицию в Юго-Западный край для этнографических и статистических исследований. Русское географическое общество поручило Павлу Чубинском провести исследования в трех украинских губерниях: Киевской, Волынской и Подольской. Но Чубинский решил значительно расширить зону исследований, приложить части Минской, Гродненской, Люблинской и Седлецкой губерний. К тому же он считал важным собрать материал в Северной Бессарабии, населенной украинским. Так он оказался на землях Хотинского уезда и в частности Сокирянщини: «С Каменец-Подольского я отправился в Бессарабию и объехал Хотинский уезд …» [11].

Прежде исследователь обнаружил этнический состав сел Хотинского уезда. О селах Сокирянщини мы узнаем: «Местности населенные руснаками, в которых речь исключительно малороссийский: городок Сокиряны: села — Белоусовка, Коболчин, Ломачинцы, Михалков, Ожево, Васильевке, село Розкопинцы, села — Романковцы, Яновци, Поселок, Шибутинци, Кормань, Кулишивка , Непоротово, Молодова, Комаров и Ветрянка … <…> Местности, населенные руснаками и молдаванами, где господствует язык молдавский: .. села: … Гвоздовцы … »[12].

Чубинский везде фиксировал легенды, предания, народные приметы, песни, обычаи, род и характер занятий населения, различия в обработке почвы и т.д..Особое внимание ученого привлекали главные события человеческой жизни — рождение, бракосочетание, проводи в рекруты, смерть человека. 

По словам академика Л.Берга, экспедиция, возглавляемая Павлом Чубинским в Юго-Западный край, была выдающимся явлением в истории тогдашней этнографии. В течение 1872 — 1879 годов в Петербурге увидели свет семь томов (в девяти книгах) под общим названием «Труды этнографически-статистической экспедиции в Западно-Русский край».

За проведенную работу в 1873 году Русское Географическое общество наградило Чубинского золотой медалью. 1875 он получив золотую медаль Международного этнографического конгресса в Париже.

Следующий гость Сокирящины, — минералог, горный инженер Михаил Петрович Мельников (1854 — 1900). Окончил Петербургский горный институт (1878 г.). Работал инженером на каменноугольных копях, в Горном департаменте. В 1887-1992 гг участвовал в экспедициях на Урале, с 1892 г. — сотрудник (хранитель минералогической коллекции) Горного института. Подготовил десятки коллекций минералов для учебных заведений России, Белградского и Бухарестского университетов. Ежегодно выезжал в геологические экспедиции, изучал алмазные месторождения, открыл месторождение перовскита (минерал класса окислов), что в честь его имя было названо мельник рудника.

По Бессарабии, в частности Сокирянщини, то как пишет самый Мельников, «летом 1883 я был командирован Департаментом сельского хозяйства и Сельскохозяйственной промышленности на Подолье для исследования богатства залежей фосфоритов» [13]. В ходе этой экспедиции он обследовал и бессарабские берега Днестра. Как можно видеть из опубликованных трудов «Фосфориты Подолии и Бессарабии» (Горный журнал. — СПб., 1884. — № 9, № 10.) [14], «Геологическое исследование области Приднестровских фосфоритов» (Известия геологического комитета. — СПБ., 1884. — Т. 3.) и некоторых других, Мельников бывал в Ломачинцах, Непоротове, Васильевке и Ожево; посещал с визитом некоторых местных помещиков, например, господина Крупенского в Ломачинцах. У последнего он получил информацию о положении добычи фосфоритов в волости. Отмечу, что в том же 1883 году из-под Ломачинцев, при содействии железнодорожного экспедитора и известного коммерсанта М. Рауде, было вывезено 26 тонн фосфоритов.

В 1889 г. у деревни Непоротово и Ломачинцы приезжал известный историк, археолог и церковный деятель Дмитрий Иванович Самбикин (1839 — 1908), известный больше как владыка Димитрий. В 1872-1881 годах — ректор Тамбовской духовной семинарии.В 1877 он принял монашество с сохранением своего имени (Димитрий), архимандрит. В 1881-1886 г. — ректор Воронежской духовной семинарии и редактор «Воронежских епархиальных ведомостей». С декабря 1886 Самбикин — епископ Балахнинський, с 1887 — епископ Балтский, а с 1890 года — епископ Подольский и Брацлавский. С 1896 г. он епископ, а с 1898 — архиепископ Тверской, с 1905 — архиепископ Казанский и Свияжський. Во всех местах своего служения открывал церковно-археологические общества и комитеты.

На Сокирянщини, с исследовательскими целями Дмитрий Иванович посетил скит Галиц и пещеры между Ломачинцами и Непоротово. Некоторым исследователям это дает основания предполагать, что, возможно, в каменец-подольских архивах сохранились какие-либо материалы, собранные во время этой поездки, которые бы зафиксировали вид скита до его реконструкции. Ведь в 1903 году было принято решение о реставрации церкви скита, а в 1904 г. были начаты работы, во время которых был построен новый иконостас и престол [15].

Следующий гость Сокирянщини, Сергей Дмитриевич Маргаритов (1862-1921) — историк церкви, магистр богословия (1898 г.), преподаватель Кишиневской семинарии (1895 г.), инспектор народных училищ Кишиневского уезда (1902 г.), директор народных училищ Таврической губернии (1910 г.). Широкому кругу исследователей и читателей Российской империи он был известен своими трудами «Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Мартина Лютера» [16] и «История российских мистических и рационалистических сект» [17].

На Сокирянщина он приезжал в 1890 г. с целью изучения старообрядчества в Хотинском уезде. Основными пунктами его пребывания стали села, где проживали старообрядцы, прежде всего — печной, Белоусовка, а также Сокиряны. Сам он объясняет цель своего приезда следующим образом: «Летом 1890 нам пришлось совершить поездку по северной части Бессарабии. Во время этой поездки мы пытались останавливаться преимущественно в тех местах, где есть старообрядцы»[18].

В ходе поездки он встречался с местными священниками, которые оказывали ему всяческую помощь, например, священник с. Поселок Георгий Гербановський, которому Маргаритов высказал особую благодарность в одной из своих публикаций в Кишиневском епархиальных ведомостях.

Поражают описания сел сделаны С. Маргаритов, например, вот как он характеризует печной: «Печное занимает прекрасное положение, окруженное с нескольких сторон лесом (имение Маразли), оно должно по середине лощину, в которой вырыт несколько прудов. У дома каждого хозяина есть сад. Поэтому поселок кажется потопленным в садах »[19].

Из описания Белоусивкы мы испытываем, что крестьянам тогда жилось не лучшим образом: «В материальном отношении билоусовцям живется плохо, потому что только семей 10 имеют надел в 8 десятин, у других есть только усадьбы, за которые они дают владельцу ежегодную плату» [20] .

Летом 1891 года в Ломачинцах, Непоротови и некоторых других селах Сокирянщини побывал Гавриил Александрович Ласкин (1863 — 1902) — историк Византии, Член-сотрудник Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В то время он работал над переводом произведений византийского императора Константина VII Багрянородного (905 — 959 гг): «О фемы» (De Thematibus) и «О народах» (De Administrando Imperio). В последнем произведении подается описание городов находившихся на берегах Днестра.Именно эти обстоятельства и стали причиной приезда Гавриила Ласкина на наши земли, как он сам отметил: «сделав таким образом обзор местности …» [21].

Особенно его интересовало местонахождение города Салмакаты (Салма-валяй — «патрульная крепость») о котором упоминает Константин Багрянородный. После довольно тщательного исследования Гавриил Александрович заключает: «… Салмакаты, находился, по всей вероятности, верстах в 54 к северу от Атак, что против Могилева, где-нибудь возле села Непоротово, потому что от Константина Багрянородного, ясно, что города эти были там , где церкви »[22], а далее подчеркивает:« С 6 городов на Днестре (о которых пишет византийский император — О.М.). можно признать только три: Белгород, Тагин и Сороки, три другие могли быть расположены так, что последний находился в Рухотин, но не выше. Кресты, упоминаемых у Константина Багрянородного, сохранились в с. Ломачинцы »[23].

Думаем, что многие слышали о Василия Васильевича Докучаева (01.03.1846 — 08.11.1903) — известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв. Местом его пребывания на Сокирянщини стали Романковцы.Произошло это во время комплексной экспедиции в Бессарабию в 1898 году. Это была первая научная экспедиция, посвященная комплексному изучению почв, климата и растительности Бессарабии. После исследования почвы в Романковцах и других местностях Северной Бессарабии Докучаев пишет: «Как и следовало ожидать … лучшие черноземные почвы оказались самыми распространенными в северной (примерно) трети Бессарабской губернии», а также отмечает: «Вряд ли можно найти в Европейской России местность, более интересную в почвенном (и естественно-историческом, вообще) отношении, чем Бессарабская губерния »

В начале XX в. по Хотинском уезда и в частности по Сокирящини путешествовал Петр Артемович Несторовський (1870 -?) — путешественник, историк и этнограф, преподаватель шестой Варшавской гимназии (1905 — 1907). Его перу принадлежит известная книга «Беcсарабськи русины» (Варшава, 1905), где описывается быт, обычаи и обряды жителей Хотинского уезда, в том числе и тех, которые весьма характерны для жителей Сокирянщини. Достаточно точно автор передает положение женщины: «На долю женщины у русинов выпадает очень много труда.Она стряпает на кухне, стирает белье всем членам семьи, от мала до велика, носит на плечах воду, в зимнее время прядет, ткет и шьет одежду для всех домашних. В полевых работах женщина также принимает самое деятельное участие, на ее вполне плечах остается хозяйство, если человек занимается такими промыслами, как: «Фальчи», батрачество, извоз и т.п. Словом, нет почти ни одной такой работы, какой бы русинка не выполняла. Это в полном смысле слова возрастная труженица »[24].

Со второй книги Несторовського «На Севере Бессарабии: Путевые очерки» (Варшава, 1910) мы узнаем, что некоторое время автор проживал в у своего родственника Александра Степановича, в Ветрянке: «Очевидно, в названии села было никогда почему-то значение ветер, но в ту пору, когда я в нем жил, о ветре и память не было. Было тихо и необычно жарко, жарко до одури … В ветрянкой я прибыл с севера Хотинского уезда, из села Каплевкы. Подъезжая палящим днем ​​из глухой железнодорожной станции Романкоуцы в село, утопающий в зелени, я заранее предвкушал удовольствие от возможности пользоваться прохладой, то в густой тени сада, то в холодных водах Днестра … »[25].

Кроме Ветрянки, Петр Несторовський посещал Сокиряны, Непоротово и Ломачинцы, общался с крестьянами и священниками. Исследователь подал географические и исторические сведения о некоторых села, дал характеристику местного землевладения, описал внешность, быт, занятия жителей. Отдельно в книге выделяется описание монастыря в селе Непоротово, а так же местных пещер и всего того, что с ними связано (легенды, предания): «… вроде один раз в эту пещеру была загнана лиса, вышедшей в противоположную отверстие в ущелье у соседнего села, в пяти верстах — Ломачинець »[26].

В 1902 и 1903 годах по Сокирянщини екскурсував известный ученый своего времени Н. Окиншевич, как он сам указывает: «с целью исследования растительности этой части [Бессарабской] губернии». Он бывал в селах Молодово, Кулешовка, Ожево, Васильевка [27]. Останавливался погостить у помещиков Занг в Сербичанах. О последнем село Окиншевич пишет: «Сербичани расположены в восточной части Хотинского уезда, сравнительно богаты лесами. Местность высокая, потому что здесь проходит главный водораздельный хребет Хотинской высоты. Леса отличаются прекрасным буйством: очевидно условия грунта полнотой благотворите этом »[28].

Вероятно, мы сказали не о всех известных ученых, путешественников и писателей которые посещали Сокирянщина во времена существования Российской империи.Но мы и не ставили перед собой такой задачи. Изучайте свой край, дослидуйте прошлое и настоящее своего села или города, и, возможно значительно увеличите предлагаемый нами список.

автор: Алексей Мандзяк

[1] Столетие присоединения Бессарабия к России: 1812-1912 г.г. / Cост. протоиерей Н. В. Лашков. — Кишинев: Тип. Бессарабского Губернского Правления, 1912. — С. 23.

[2] Война России с Турцией и польскими конфедератами. С 1769 — 1744 год.Составлен, преимущественно, из неизвестных по сие время, рукописных материалов, Генерального штаба капитаном А. Петровым. — Том. 1: Год 1769. — СПб., 1866. — С. 158.

[3] Прозоровский А. А. Записки генерал фельдмаршала князя Александра Александровича Прозоровского, 1756-1776 / Сост. и коммент.: А. К. Афанасьев, Г. С. Марштупа, Е. С. Самонина, О. И. Самсонова; Введение. ст.: А. К. Афанасьева. — Москва: Рос. Архив, 2004. — С. 232.

[4] Настольный энциклопедический словарь. — Том. 3. Выпуски 29-42. — Третье стереотипное издание. — Москва, 1895. — С. 1731.

[5] Заблер Г. «Наблюдения над земным лучепреломлением и законами его изменений». — Дерпт, 1839.

[6] Высочайшие повеление. Определения, увольнения и Награждение / / Журнал Министерства народного просвещения. — СПб., 1838. — Том 18. — С. 167.

[7] Русский биографический словарь / Под наблюдением А.А. Половцова. — Т. 18. — СПб., 1914. — С. 9.

[8] «Дуга Струве» — самый длинный градусное измерение дуги меридиана когда-либо проведенное наземными исследователями до ХХ столетия. «Дуга», ориентированная с севера на юг, и следует примерно вдоль 25-градусного меридиана восточной долготы, берет начало от «Пункта Фугленес», лежащий на побережье Баренцева моря, недалеко от норвежского города Хаммерфест (70 ° северной широты), далее следует на юг — через восемь стран Северной и Восточной Европы (проходит немного восточнее Хельсинки, Таллинна, Риги и Вильнюса, и значительно западнее — Минска и Киева, далее близ Кишинева), и заканчивается недалеко от побережья Черного моря, на крайнем юго- западе Украины, в районе Измаила — «Пункт Старо-Некрасовка» (45 ° северной широты).

[9] Струве В. Историческое изложение хода работ для измерения дуги меридиана между Фугленесом и Измаил / / Вестник Императорского Русского географического общества за 1853 год. — Кн. 3. — СПб., 1853. — С. 19.

[10] Афанасьев-Чужбинский А. Поездка в южную Россию. — Ч. 2: Очерки Днестра. — СПб., 1863. — С. 197.

[11] Труды этнографически-статистической экспедиции в западнорусских край, снаряженной Императорским русским географическим обществом. Юго-западный отдел. Материалы и исследования, Собранные действительным членом П. П. Чубинского. — Том 1. — Петербург, 1872. — С. XIII — XIV.

[12] Труды этнографически-статистической экспедиции в западнорусских край, снаряженной Императорским русским географическим обществом. Юго-западный отдел. Материалы и исследования, Собранные действительным членом П. П. Чубинского. — Том 7. — Вып. 2. — Петербург, 1877. — С. 363.

[13] Мельников Геологическое исследование области Приднестровских фосфоритов / / Известия геологического комитета. — СПБ., 1884. — Том 3. — 281.

[14] Мельников Фосфориты Подолии и Бессарабия / / Горный журнал. СПб., 1884.- № 9, № 10.

[15] Для тех кто интересуется галицким монастерем советуем прочитать: Праницкий Д. Старинный церковный памятник / / Кишиневские епархиальные ведомости. — 1903. — № 19. — 1 октября. — С. 506-508; Щеглов Д. Об упраздненных монастырях Бессарабия / / Кишиневские епархиальные ведомости. 1898. № 16, 15 августа. — С. 509-510; Антонович В. Б. О скальных пещерах на берегу Днестра в Подольской губернии / / Труды VI-го археологический съезда. — Т.1. — Одесса, 1886.- С. 86-102.

[16] Маргаритов С. Лютеранское учение в его историческом развитии при жизни Мартина Лютера. — 2-е издание. — Кишинев, 1898.

[17] Маргаритов С. История русских мистических и рационалистически сект. — Симферополь. Четвёртую издание. — 1914. — 255с.

[18] Маргаритов С. Старообрядцы Северной части Бессарабия / / Кишиневские епархиальные ведомости. — Кишинев, 1893. — № 1 — 2. — С. 17.

[19] Маргаритов С. Старообрядцы Северной части Бессарабия / / Кишиневские епархиальные ведомости. — Кишинев, 1893. — № 1 — 2. — С. 20.

[20] Маргаритов С. Старообрядцы Северной части Бессарабия (продолжение) / / Кишиневские епархиальные ведомости. — Кишинев, 1893. — № 3. — С. 58 — 59.

[21] Сочинение Константина Багрянородного: «О фемах» (De Thematibus) и «О народах» (De Administrando Imperio) с предисловии Гавриил Ласкина / / Чтения в Императорский обществе истории и древностей российских при Московском университете. — Москва, 1899. — Кн. 1. — С. 220.

[22] Сочинение Константина Багрянородного: «О фемах» (De Thematibus) и «О народах» (De Administrando Imperio) с предисловии Гавриил Ласкина / / Чтения в Императорский обществе истории и древностей российских при Московском университете. — Москва, 1899. — Кн. 1. — С. 221.

[23] Сочинение Константина Багрянородного: «О фемах» (De Thematibus) и «О народах» (De Administrando Imperio) с предисловии Гавриил Ласкина / / Чтения в Императорский обществе истории и древностей российских при Московском университете. — Москва, 1899. — Кн. 1. — С. 42.

[24] Несторовский П.А.. Бессарабские русины. Историко-этнографическому очерк.Варшава, 1905. — С. 147.

[25] Несторовский П. А. На севере Бессарабия: Путевые очерки. — Варшава: Изд.авт., 1910. — С. 51.

[26] Несторовский П. А. На севере Бессарабии: Путевые очерки. — Варшава: Изд.авт., 1910. — С. 66.

[27] Окиншевич Н. Исследование лесов Северной Бессарабии / / Записки Новороссийского Общества естествоиспытателей. — Одесса, 1905. — Т. XXVIII. — С. 29; Окиншевич Н. двудольные Северной Бессарабия, Собранные летом 1902 года. — Одесса тип. Э.. Шмидта, 1907.

[28] Окиншевич Н. Исследование лесов Северной Бессарабии / / Записки Новороссийского Общества естествоиспытателей. — Одесса, 1905. — Т. XXVIII. — С. 53.

http://www.ukrkovcheg.org.ua/ .

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s