Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архистратиг Михаил

С древних времен прославлен своими чудесами архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (начало 13 века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил изображен с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы. 
© Calend.ru

21 ноября Церковь празднует Собор Архангела Михаила. Что это за праздник? Какое отношение он имеет к нашей с вами жизни? Православная Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Можно сказать иначе: Собор Архангела Михаила и всех архангелов и ангелов. Давайте сразу проясним слово «архистратиг», кому то, наверное, непонятное. Слово это греческое, и в русском языке есть слово, заимствованное из греческого языка, но звучащее по-русски чуть иначе — стратег.

Стратег — это воин, причем не просто воин, а полководец. Архистратег или, как принято произносить, архистратиг — первый полководец, предводитель. Если бы речь шла о земном войске, мы сказали бы: генералиссимус. Архангел Михаил — главный предводитель всех ангельских духовных сил.

Откуда пошел сегодняшний праздник? Сегодня по старому стилю 8 ноября. Ноябрь — одиннадцатый месяц в году, если считать от января. Но в той древности, когда Церковь установила этот праздник, год начинался с марта, а если считать с марта, то ноябрь — девятый месяц.

Итак, девятый месяц, восьмой день. Дата, которую выбрал для этого праздника Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся в IV веке, символична. Девятый месяц выбран в честь девяти ангельских чинов, которые я чуть позже перечислю, а восьмой день месяца — в честь Восьмого дня, как называет Церковь день Второго пришествия Христа, день Страшного суда. Днем его называют условно, потому что это уже не тот день, за которым наступает завтрашний, послезавтрашний и все последующие. Это день вечности, день выхода из недельного круга.

Назначив празднество в честь ангельских сил на 8 ноября, Церковь подчеркнула, что ангелы будут свидетелями перед Богом о нас с вами на Страшном суде. Ангелы уже пребывают вне времени — так они созданы Богом. По-гречески ангел — вестник, то есть они вестники из Божьей вечности, вестники Божьей воли нам, в наш мир, в наше время. Они приносят на землю весть о Божьей воле, хранят человека, храм Божий, всё творение.

Ангельских чинов, как я уже сказал, девять. Исчислил их святой Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии». Он подчеркивает, что почитание ангелов невозможно без почитания Бога. Тот самый Лаодикийский Собор, который установил сегодняшний праздник, в своем 35 правиле низлагает ересь, то есть ложное измышление, о том, что необходимо поклоняться только ангелам. Ангелы — служебные духи, слуги Божьи. В службе Собору Архистратига Михаила постоянно подчеркивается, что и люди, и ангелы поклоняются Господу Богу, Творцу всего мира — нашего с вами, видимого мира и мира невидимого, ангельского, духовного.

Попробую перечислить девять ангельских чинов. Они делятся на три разряда: высший, средний и низший, то есть самый близкий к этому миру. В высшем разряде находятся шестокрилатии Серафимы, о которых Церковь говорит, что они — само небесное выражение Божественной любви. Они — самые приближенные к Богу. Затем — многоочитии Херувимы. О них много говорится в Писании — это таинственные существа, которые отовсюду исполнены очей. Представить Серафимов и Херувимов мы можем с трудом, но иконописцы изображают их как шестикрылые существа, которые двумя крылами машут в полете, двумя благоговейно закрывают лицо — едва видно очи бывает на иконе, — и двумя крылами закрывают ноги. Конечно, это символичное изображение, но, наверное, точнее земными красками такие невидимые нам духовные существа не изобразить.

В этот же высший разряд входят Престолы — духовные существа, на которых как на престоле восседает Сам Господь.

Средний разряд — Господства, Силы и Власти. Господства сообщают волю Божью, ведут к ее исполнению земных властителей, помогают сильным мира сего господствовать над своими небогоугодными намерениями. Силы ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым угодникам Божьим. Власти помогают роду человеческому властвовать над своими страстями.

И низшая ангельская триада — Начала, Архангелы и Ангелы. Начала управляют природной стихией. С большим облегчением я перехожу к Архангелам и Ангелам, потому что именно эти ангельские существа мы хоть как-то можем представить. И даже на иконах их изображают не как таинственные существа, у которых и лик мы не можем разглядеть. Священное Писание говорит о них как о светлых юношах, так они и изображаются, но в православной традиции — с крыльями. О крыльях у Ангелов в Священном Писании ничего не говорится, это символическая часть иконы. Большинство искусствоведов и богословов говорят, что крылья у Ангелов символизируют их быстроту, с которой они приходят в этот мир и приносят весть о воле Божьей.

Лично мне ни разу в видении Ангел не являлся, если кому-то являлся, он, может, точнее скажет. Но в небесной иерархии Архангелы и Ангелы ближе всего к нам, людям, по своему духовному облику. Некоторые богословы говорят, что душа человека похожа на его тело. Она заполняет весь наш организм. Ангелы — такие духовные существа, которые отличаются от нас лишь отсутствием телесной оболочки.

Почему я сказал, что с облегчением пришел к Ангелам и Архангелам? Мы мало что можем сказать о тех неизреченных ангельских чинах, которые с такой скрупулезностью перечислил Дионисий Ареопагит. Более того, можно и растеряться, прочитав в духовных книгах после перечисления всех чинов, что выше над всеми ангельскими силами стоит Архангел Михаил. Он, с одной стороны, относится к низшей триаде из девяти ангельских чинов, но, с другой стороны, он предводитель всех Небесных Сил. Почему? Друзья, не спрашивайте меня, я этого тоже не разумею. Нужно просто понять, что все попытки человека описать духовный мир упираются в человеческую ограниченность.

Господь открыл нам через Свою Церковь, что есть девять ангельских чинов. Это красивое построение в духе византийского богословия, у нас нет повода его отрицать. Мы верим в это церковное предание и с радостью молимся святому Архангелу Михаилу как предводителю всех ангельских чинов. Едва ли не с самого Крещения Руси русские воины молились ему, просили его как полководца всех Небесных Сил вступиться за русское войско. Вряд ли можно молиться перед тем, как ты пойдешь грабить и убивать несчастных, беззащитных. Молитвенное обращение к Архангелу Михаилу как покровителю небесного воинства возможно, только когда бьешься за правое дело.

На иконе Архангел Михаил изображается с мечом. Именно этим мечом он низверг с небес сатану. Церковное предание говорит, что и после Второго пришествия Христа он окончательно заточит сатану в преисподней и будет сопровождать праведников в Царствие Небесное. Будем молить Архангела Михаила, чтобы он оградил нас от всякого зла, но не станем вкладывать в молитву свои враждебные чувства. Не надо забывать, что меч Архангела Михаила разит всякое зло, а мы носим зло в себе. Это зло — наши грехи. Поэтому молясь Архангелу Михаилу, чтобы он укротил обидчика, заглянем внимательно в собственное сердце и побоимся, как бы он и нас не поразил своим мечом, если мы окажемся несправедливы в наших делах, неправедны в чувствах.

Храни вас Господь! Желаю вам помощи Архангела Михаила, всех Архангелов и Ангелов и ваших Ангелов Хранителей!

Подготовил Леонид Виноградов

Как представляет себе ангелов среднестатистический человек? Среднестатистический христианин? А каковы они на самом деле?

Наверное, нет более опошленного в массовом сознании образа, чем ангельский. Что только не творили над ним на протяжении последних свыше полутора тысяч лет (т. е., начиная с Высокого Возрождения), руководствуясь плотским умом, идя на поводу у собственных фантазий или же действуя в угоду заказчикам и массовому потребителю, художники и поэты всех времен и народов христианской цивилизации.

Слащавые изображения, знакомые большинству из нас по произведениям западной религиозной живописи, на которую, особенно начиная с эпохи Петра I, холуйски стали равняться наши отечественные «богомазы», сформировали в массовом сознании порочные стереотипы, согласно которым Ангел — это такое странное человекообразное существо с крыльями из марципана, причем зачастую явно женского пола (варианты типажей — от «доктора Вари» до Елены Ваенги), или же, если и мужского, то в виде генетически модифицированных толстоморденьких карапузов, полученных не иначе как путем скрещивания шалуна Купидона и Gallus domesticus породы «русская белая».

Как тут не вспомнить слова протопопа Аввакума: «…пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано»?

Причем он же и объясняет причину распространения такого типа изображений: «А все то писано по плотскому умыслу: понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую и опровергоша долу горная… пишите таковых же, якоже вы сами: толстобрюхих, толсторожих, и ноги и руки яко стулцы». Трудно не согласиться с возмущением о. Аввакума, если помнить, что иконопись — одна из форм Священного Предания.

Начавшееся еще в допетровскую эпоху, «одебелевание» иконописи, то есть утрата прежней прозрачности плоти изображаемых, уплотнение или, лучше сказать, оплотянение ликов, искажающее восприятие Божественного Откровения, особенно неуместно в изображениях Ангелов. Религиозному сознанию приходится как бы прорываться сквозь ложные стереотипы, которые нынче насаждаются еще и новейшими техническими средствами современного кинематографа.

Архистратиг Михаил. Кипр, XV век

Архистратиг Михаил. Кипр, XV век

Только путем приобщения к благодатной духовной реальности возможно преодоление напластований «бабьих басен» и ненаучной фантастики, облепивших Священное Предание.

Под приобщением имеется в виду не только ознакомление с источниками достойными доверия, то есть с наследием Отцов, но и непосредственное приобщение горнему миру путем духовного единения с Богом и Его святыми как в личной молитве, так и за богослужением.

В особенности это касается богослужений, посвященных Небесным Силам.

21 ноября (8 ноября по Юлианскому календарю) мы празднуем Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, отмечать который было определено в IV в. Поместным Лаодикийским Собором, 35-е правило которого отвергает поклонение Ангелам как творцам и правителям мира. Дата выбрана не случайно. Ноябрь — девятый месяц года по римскому календарю, который начинался (кстати, как и у славян) с весны. Март — первый месяц и т. д.

Некоторые месяцы сохранили в своих названиях корни латинских числительных: сентябрь (september) — седьмой (septĭmus), октябрь (october) — восьмой (octāvus), ноябрь (november) — девятый (nonus), декабрь (december) — десятый (decĭmus). Девятый месяц выбран в честь девяти чинов Небесной Иерархии, а восьмой день (восемь — число, означающее вечность) символизирует День Господень: день Всеобщего воскресения, с которого начинается иное бытие — вечное; день, когда Сын Божий вновь явится, но уже не в «рабьем зраке», а «в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8; 38).

Ангельский мир — мир духовный; мир, предшествующий человечеству и в святости, и в падении, и в увлечении злом, и в сопротивлении ему. Первым пал Денница, увлекший за собой часть ангелов, и он же выместил свою ненависть к Богу на Его образе — на человеке, которого соблазнил в погибель (вот, где корни иконоборчества). Первым противостал Деннице Архистратиг Божий Михаил, возглавивший Ангелов, устоявших в истине. По примеру Ангелов, не познавших зла, противостоят соблазну и люди, преодолевающие свою «удобопреклонность ко греху».

Небесное воинство сражается с «миродержителями тьмы века сего» (Еф. 6; 12) за «лежащий во зле» мир (1 Ин. 5; 19): за каждого из нас. Только мы, порой, себе эту борьбу представляем как-то очень своеобразно, в смысле, по своему образу — падшему, оземлененному, страстному, представляем и смысл ангельского служения: так, словно нет другого предназначения у ангельского мира, кроме как обслуживать наши персональные или геополитические интересы!..

Никто не спорит: и Писание, и Предание полны примерами, когда Небесное Воинство помогало сражающимся за правое дело, но в этом ли смысл существования ангельского мира? Каждый может вспомнить хотя бы один, а то и несколько примеров из жизни, когда явно «кто-то» уберег его самого или кого-нибудь из хорошо знакомых людей от неминуемого увечья или даже смерти. Но в этом ли основное предназначение Ангела-Хранителя?

«А в чем же?!» — воскликнет иной «православный-как-все». В самом деле, в чем же еще предназначение Ангела-Хранителя (коль уж о нем зашла речь), он же — «хранитель»?.. Раз так, значит, он должен нас хранить, то есть, беречь от всяких неприятностей, напастей и скорбей, чтобы нам не оказаться «не в том месте и не в то время», чтобы авиабилеты на обреченный рейс закончились пред нашим носом, а щипцы, побывавшие во рту больного, допустим, гепатитом «В» (очень, скажу я вам, устойчивый вирус), и недодержанные в автоклаве из-за нехватки инструментов, не попали бы в руках стоматолога в тот момент, когда в его кресле оказались именно мы. Ну и прочее в том же плане: этакий невидимый сотрудник департамента профилактики несчастных случаев и коррекции кармы.

Мне даже как-то неудобно кого бы то ни было разочаровывать, но не то, чтобы Ангел-Хранитель этими вопросами не занимается (занимается, можно выдохнуть), только далеко не в первую очередь. Насколько душа важнее тела, настолько забота об ее здоровье и выживании значимей, чем забота о физическом выживании и здоровье, о преходящих благах, имеющих пусть и высокую, но все же относительную ценность.

Тем более, это касается Ангелов, имеющих более масштабные задания: они заботятся о благе мира сего, но в первую очередь о благе значимом для вечности, а прочие блага, хоть и не выпадают из их поля зрения, но все же не имеют приоритетного значения. Поэтому не стоит рассматривать все подряд неприятности, будь то личного плана или глобального, как признак ослабления заботы ангельского мира о нас.

Наоборот, иной раз именно давая, по попущению Божию, нам (в любом масштабе) почувствовать причинно-следственную связь греховного настроения или действия с ощутимым (то есть, воспринимаемым нашими пятью чувствами и эмоционально переживаемым) ущербом — именно этим Силы Небесные удерживают нас от соскальзывания, а то и решительного шага в погибель.

И не в войне с нечистой силой — смысл сотворения ангельского мира. Бог ничего и никого не создавал ради разделения и борьбы, хотя бы и священной. Ангельский мир — это мир служебных духов, прославляющих Творца и служащих Ему, в том числе через заботу обо всем видимом творении Божием, и в первую очередь о «венце творения» — человеке. И если бы не грехопадение наших прародителей, эта забота не носила бы характера битвы, поле которой — сердца людей.

«Яко огнь, и пламень, и свет, безплотныя сущия, от вещественныя тли умом восперяеми, бренными устнами, невещественныя со страхом песньми да почтим», — восклицаем мы в каноне на утрени праздника. От нашей сгорбленности духовной, прижимающей взгляд к земле, то есть от мышления и действий по образу мира сего, от всего материального и преходящего, человек призывается устремить взгляд к миру горнему, к свободе в Боге, и почтить в песнях Архистратига Божия Михаила и весь сонм Небесных Сил бесплотных. Почитание молитвенное, однако, лишь точка опоры для почитания практического: «Ангельскому поревнуем житию, и мысли вперим к высоте» (там же).

«Поревнуем» не том смысле только, что удивимся и восхитимся, а в том, что постараемся посильно подражать им.

Оправдывая свои слабости, иной раз говорим: «ну мы же люди — не ангелы…», как если бы противостояние греху было делом исключительно ангельским, а человеку по природе свойственно было бы заблуждаться и грешить. Вот, дескать, их дело стоять в истине, а мы на то и люди, чтобы грешить. Это лукавая позиция. Да, человеку присущ грех. Но присущ не по природе, а наподобие хронической наследственной болезни, которая настолько давно, поколениями передается, что ее перестают воспринимать как что-то чуждое.

Однако, хотя «привычка — вторая натура», но все же не первая. А первая — неистребимый образ Божий и призвание к богоуподоблению. И как бы грех ни опутывал, ни пропитывал наше существо, как бы мы ни падали и как бы нам ни казалось, что это и есть наша натура, наша сущность, а потому надо отложить «мечты, отвлеченные от реальности» и жить «по-людски», какими бы чуждыми ни казались призывы подражать ангельскому житию — тут дай Бог только не отчаиваться и не сворачивать с узкой евангельской тропы на кажущиеся попутными магистрали.

Пока человек помнит, что Евангелие — это общая норма, а не инструкция для святых «от чрева матери», он на пути спасения. Пусть даже он на этом пути не стоит, а валяется, но он валяется на пути заповедей, на пути святом, не уступая соблазну пойти путем соседним, путем, на котором заповеди нет, не отрицаются, но руководством к действию они являются, лишь когда «обстоятельства позволяют», вернее, когда рассмотрение жизненных обстоятельств в свете Евангелия не ставит под угрозу личные или корпоративные интересы.

Возможно, это странным покажется, но человек павший и все никак не встающий, однако же, и не сходящий со спасительного пути, т. е. не перестающий соотносить свои помыслы и поступки с Евангелием (а ведь проще жить, если принять установку на облегченную схему якобы христианской жизни), он, даже находясь, казалось бы, в падении, на самом деле не погибает, потому что продолжает бороться, стараясь свести до минимума свой грех и, не переставая предпринимать усилия, чтобы хоть как то, хоть ползком по этому пути двигаться, не оставляет надежды со временем встать и пойти по-человечески.

Конечно, падшее состояние ангельским едва ли назовешь, но в том-то и особенность человека, что он постоянно перед выбором, кому из духовного мира отдать предпочтение, на кого ориентироваться: на бесов, которые пребывают в нераскаянном падении, или на Ангелов, которым свойственно быть непоколебимыми в добре. И в зависимости от выбора, человек или придумывает себе «удобную религию», или старается честно в свете Евангелия оценивать не только свои поступки, но и мотивы их, свои внутренние побуждения, не позволяя себе лукавить.

Ангелы — светоносны по восприятию от Первого Света — Бога. Лукавство — тоже свет, но искусственный, поддельный, который излучают падшие ангелы для обольщения человека. А потому практическое почитание Ангелов Божиих состоит в том, чтобы отвергать лукавый свет и руководствоваться светом Истины.

Сегодня также день тезоименитства выдающегося русского полководца, легендарного «Белого генерала» Михаила Дмитриевича Скобелева. Отметим, что прах Михаила Дмитриевича покоится в пределе Спасо-Преображенского храма, освященного в честь Архистратига Михаила.

Русская линия

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных 

 Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил

Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

im1131

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13–16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92–95). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян… внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

pravmir.ru

***

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил безплотных — праздник Православной церкви в честь почитаемых небесных бесплотных сил во главе с архангелом Михаилом. Празднование совершается 21 ноября (8 ноября по юлианскому календарю).

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора.

Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

9 ангельских чинов

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архистратиг Михаил

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.

Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13–16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92–95). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян… внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Архангелы

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества ; Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил – огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу.

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – “пламень огненный”.

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

НОВОСТНАЯ СЛУЖБА, pravmir.ru

 

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил

Собор св. архистратига Михаила и прочих сил безплотных

8 ноября старого стиля, 21 ноября по новому. Собор св. архистратига Михаила и прочих сил безплотных установлен в начале IV в. на Лаодикийском соборе. Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое почитание ангелов как творцов и правителей Вселенной и утвердил православное их почитание.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
СОБОР АРХАНГЕЛОВ клеймо иконы БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Псковская школа, ок. 1500. 72 x 54 см. Музей русской иконы, Клинтон, Massachusetts.

Совершается празднество в ноябре – девятом месяце от марта, с которого тогда начинался год – в соответствии с числом 9-ти чинов ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил небесных в день Страшнаго Суда Божия, который свв. отцы называют “днем восьмым”, когда “приидет Сын Человеческий в славе Своей и все святые Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).

Всех чинов архангельских – девять, по указанию св. Дионисия Ареопагита: Херувимы, Серафимы, Престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы и ангелы; число их очень велико.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

Херувим, херувимская песнь, знаменный роспев, распев, демественный распев, старообрядцы, РПСЦ, самстар, самарское староверие, старообрядцы, староверы, древлеправославие, крюки, крюковое пение, демественный, наонное пение

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Изображение Херувима из Воскресенского собора г.Ростова

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Изображение Херувима, носимое во время Крестных ходов на Рогожском

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Настенная роспись в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Москве

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Архистратиг Михаил, икона 18 века

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, ТахиилОн явился Исусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

Архангел Михаил-Покровитель земли Русской

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: “А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: “сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“”.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил

В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему.

Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона “Благословенно воинство Небесного Царя” – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Благословенно воинство Небесного Царя, Государственная Третьяковская Галерея

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы:

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил

Архангел Гавриил – крепость Божия и благовестник таин Божиих.
Архангел Рафаил – врач болезней и путеводитель.
Архангел Уриил – возбудитель на молитву и просветитель потемненных.
Архангел Иегудиил – заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией.
Архангел Варахиил – податель и ходатай Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела.
Архангел Салафиил – врач от трясавичныя болезни и молитель Бога о людях.
Архангел Гефаил – возжигатель любви к Богу.
Архангел Тахиил – помощник и защититель от бед и напастей.
(Смотри: Пролог 8 ноября; Откр. 12, 7-8; 3 Езд. 4, 1; Тов. 3, 16-17 и др.).

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Собор Арх.Михаила_ предположительно 18в., реставрация 2010г., находится в частном собрании. http://pravicon.com/image-22046

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – “пламень огненный”.

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

Молитва архистратигу Михаилу из старинного молитвенника:

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, ТахиилАрхангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил

Она же, набранная Константином Спекторовым

Архангел Михаил, Михайлов день, традиции, история, старообрядцы, РПСЦ, торжество, престольный праздник, почитание ангелов как творцов, ересь, лаодикийский собор, херувимы, серафимы, престолы, господствия, силы, власти, начала, архангелы, ангелы, Дионисий Ареопагит, иерархия ангелов, Господства, силы, власти, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил, Салафиил, Гефаил, Тахиил
Молитва архангелу Михаилу, набранная Константином Спекторовым с указанной выше древней рукописи http://spektorov.narod.ru/slav/Mikhail.pdf

Текст молитвы в PDF: Arkhistratig_Mikhail-molitva_K.Spectorov

Немного другой вариант молитвы, которая была написана при входе в соборный храм Чуда св. архистратига Михаила, построенный в начале XVI века в Чудове монастыре в Московском Кремле, у Спасской башни.

МОЛИТВА АРХИСТРАТИГУ МИХАИЛУ

Аще человек прочтет сию молитву, того дне не прикоснется к нему диявол ни зол человек.

Господи Боже великий, Царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила, на помощь мне грешному рабу своему имярек, избави мя Господи от враг моих видимых и невидимых, и запрети всем врагом моим, борющимся со мною, сотвори их, яко овца, и соруши их, яко прах пред лицем ветра, господи, господи, великий Михаиле архангеле, первый княже и воевода небесных сил безплотных, Херувим и Серафим шестокрылатых, и всех ангел и архангел, чюдный и страшный, и честный, архангеле Михаиле, буди мне помощник рабу своему имярек, в бедах и скорбех и в печалех, и в пустынях и в тесных местах, на рати и на реках, и на распутиях, у царей и у князей и у боляр, и у вельмож, и всякия власти и от всякия прелести вражия избави мя, господи, господи, великий архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего имярек, молящагося к тебе, и призывающа на помощь имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою, великий архангеле Михаиле, и победи вся противляющаяся мне, силою Пресвятаго Духа и молитвами пречистыя Богородицы, и святых святителей и исповедник, и безмездник, и святых мученик и мучениц, и преподобных отец и всех святых молитвами.
Великий Михаиле архангеле, помози мне грешному рабу своему имярек, избави мя от труса и потопа, и от огня и меча и мора, и от напрасныя смерти, и от смертоносныя язвы, и всякаго гада и врага льстиваго, и бури наносимыя соблюди, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

В статье использованы иллюстрации и материал с форума «Староверы»

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s