Мц. Параскева Пятница

Св. мч. Параскева, нареченная ПятницеюСв. мч. Параскева, нареченная Пятницею – жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. В житии св. Параскевы происхождение ее имени объясняется тем, что благочестивые родители этой святой угодницы, поначалу бездетные, прося Бога о разрешении их неплодства, проводили по обету день пятницы в особенных подвигах молитвы и поста и в делах благотворения; Господь услышал их молитву, и у них родилась дочь, которой они, по случаю рождения в день пятницы, дали имя Параскевы (то есть имя дня, приготовительного к субботе — Paraskeue). Потому и в старинных наших азбуковниках толковалось, что Параскева означает пятницу или еще, как называли ее наши предки, общницу Христовых страстей — из-за ее мученической кончины.

Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. Озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. Уповая на Бога, Параскева твердо отвергла это предложение. За это, привязав ее к дереву, мучители долго терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем всю истерзанную до костей бросили в темницу. Но Бог чудесно исцелил ее тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Св. Параскева Пятница обычно изображалась на иконах в худощавом виде и высокого роста, с лучезарным венком на голове, иконы ее особо украшались. С памятью этой святой в нашем народе издавна связано множество своеобразных поверий и обычаев. Ей молились о всяком благополучии и счастье домашнем. По древнерусскому верованию, св. Параскева была покровительницею полей и скота, и потому в день памяти ее наши предки приносили в церковь для освящения разные плоды; приношения эти потом хранились в домах как священные предметы до наступающего года. По верованию наших предков, св. угодница эта считалась также целительницею и человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь св. Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли.

В древней Руси в честь св. Параскевы наблюдались особые 12 Пятниц, которые назывались обыкновенно временными, или именными: в первую неделю Великого поста, далее: Благовещенская, Вербная, Вознесенская, Троицкая, Предтеченская или Купальская, Ильинская, Успенская, Демьянская, Михайловская, Рождественская и Богоявленская. Подобным же образом во время природных бедствий (засухи, появления вредителей, падежа скота и т. д.) наши предки зарекались ничего не есть в так называемые обетные пятницы, которых насчитывалось девять. Столько же было торговых пятниц.

Многие эти обычаи, вероятно, имеют языческое происхождение, считает иерей Евгений Пуртов: «Некогда в пантеоне древних славян была богиня Мокошь (или мать Сыра земля), считавшаяся женой верховного славянского бога Перуна. Среди дней недели нечетный день пятница посвящался Мокоши, а четный день четверг – Перуну (считалось: чёт – муж, нечёт – жена). С принятием христианской веры о Мокоши забыли, но сила народной привычки перенесла почитание языческой богини на св. мч. Параскеву. Глубокое уважение к Параскеве Пятнице доходило временами до того, что предки наши день пятницы отмечали наравне с воскресеньем.

Очевидно, что против подобных народных представлений и соединенных с ними обычаев не могла не восставать Церковь в лице своих представителей, и потому, например, в Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались «богомерзкими, прельщениями бесовскими». Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 г. к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Не говорим уже о том, что самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим.

Борьба со стороны церковных властей за чистоту веры и благочестия оказалась вполне успешной: пристрастие ко дню пятницы в языческом смысле прошло, сменившись благочестивым отношением как дню распятия Спасителя».

rusidea.org

Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное?

Почему не Параскева, или Как святые становятся нам близкими

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних.

Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена.

Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь – один из древнейших украинских монастырей. Он расположен на берегу Днестра, на границе Украины с Молдовой.
Монастырь основал преподобный Антоний Печерский по пути со Святой горы Афон в Киев в 1013 году, на несколько десятилетий раньше, чем основана Киево-Печерская лавра. Монастырь побывал под властью монголов, затем терпел притеснения от властей Великого княжества Литовского, был разорен во время турецкого набега. После вхождения Подолья в состав Российской империи монастырь восстановили. В 1938 году во время строительства секретной линии обороны монастырь был взорван. Возрождение обители началось в 1998 году.

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь

Великомученица Параскева – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

Вот тогда-то и узнала я многое об этой святой. И крестнице своей подарила икону святой Параскевы, нареченной Пятницей. Хотя потом о великомученице Параскеве вспоминала не так уж и часто, но в канун дня ее памяти – обязательно. С теплотой, благодарностью и чувством вины, что так редко молюсь ей – лишь от случая к случаю.

«У кого что болит, тот к тому и обращается»

Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Настоятель Лядовского Усекновенского скального мужского монастыря архимандрит Антоний (Нетребин) говорит:
– В Греции очень почитают святую Параскеву, у нас – намного меньше. Не знаю, почему так сложилось, но где-то больше святителя Николая почитают, где-то – святителя Спиридона. Хотя у нас на Украине много храмов Параскеевских. Только одни – в честь Параскевы Сербской преподобномученицы, а другие – в честь Параскевы Греческой великомученицы. Но люди любят, чтобы святой был покровитель чего-либо, того или иного, помогал от тех или других проблем, от чего-то исцелял – людям такое интересно. А если просто святой, прославленный Церковью, но не прославлен какими-то чудесами и исцелениями, то люди к нему относятся без особого рвения.

Архимандрит Антоний (Нетребин)

Архимандрит Антоний говорит, что сейчас мало людей обращается к святой Параскеве за помощью в молитвах:

– Обращаются к иконам Божией Матери «Неупиваемая чаша», «Всецарица» – у кого что болит, тот к тому и обращается. А так просто люди о святых забывают. Бывает, про Бога забывают, про Божию Матерь. Вот к матушке Алипии народ тысячами идет. Она, конечно, подвижница святая, но люди у нас любят в крайности кидаться. Всех святых надо почитать!

Настоятель говорит, что с именем «Параскева» сейчас и правда почти не крестят. Но он считает, что мода на имена постоянно меняется.

Святая покровительница и целительница

Русская Православная Церковь почитает четырнадцать святых с именем Параскева. Начиная от святой мученицы Параскевы Римской, сестры святой мученицы Фотинии Самарянки из Картагена, пострадавшей в I веке со всей своей семьей во время правления Нерона, и заканчивая преподобноновомученицей Параскевой Макаровой, пострадавшей в 1938 году на Бутовском полигоне.

Святая Параскева, нареченная Пятница, с давних времен пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Так же в старину на Руси называли и небольшие придорожные часовни, где праздновались счастливые встречи, происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь, а девицы вымаливали себе хороших женихов.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обычно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой.

Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались на Руси. Иконописцы изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. До начала XX века иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. И ранее, и сейчас считается, что иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье.

Анна Аркуша, pravmir.ru