Праздник Воздвижения Креста Господня

 

Что нужно знать о празднике Воздвижения креста Господня

27 сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господнего. 

На Руси Воздвижение называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими движение, изменение состояния. Праздник был постным. Считалось, что «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца» или «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили в народе.

Обретение Честнаго Животворящего Креста Господня


Икона «Крестовоздвижение»

Император Константин Великий помнил о Божьем знамении, которое помогло ему одержать победу над своими врагами (ему был явлен на небе крест с надписью «Сим победиши»), и желал отыскать Крест, на котором был распят Христос.

Для обретения Креста он направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Удалось узнать, что Крест зарыт у капища Венеры. Капище разрушили, стали копать землю и вскоре обнаружили Гроб Господень, три креста, четыре гвоздя, которыми Христос был прибит к Кресту и дощечку с надписью вины Иисуса, сделанную по приказанию Пилата. Истинный Крест Господень удалось определить по тому, что от святыни сразу же стали происходить чудеса. Недалеко от места, где проводились раскопки шла погребальная процессия, и при возложении на умершего Креста Господня мертвец ожил.

Патриарх Макарий и другие духовные лица начали высоко поднимать, воздвигать Святой Крест, чтобы пришедшие поклониться христиане могли хотя бы издали созерцать Его.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный храм в честь Воскресения Христова. Он был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

 
 

Стоглавый собор


Икона «Воздвижение креста, со святыми на полях»

«Якоже искони на святых церквах святые кресты водружены и поставлены, и до днесь також да пребывают неподвижими», —  гласит правило Стоглавого собора, состоявшегося в 1551 году. Благодаря этому положению Стоглава, большинство древних надкупольных крестов в России сохранилось вплоть до XX столетия. А вообще на Руси на праздник Воздвижения существовал обычай: воздвигать кресты на строящихся храмах.

 

Надписания на православных крестах


Икона «Крестовоздвижение»

Надписи на православных крестых должны быть обязательно. «Спаси и сохрани» – самая поздняя надпись, появляется она на личных крестах лишь в XIX столетии и означает непрерывную молитву, которую совершает православный человек. До XIX довольно распространены были «Похвала кресту» («Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…»), псалом («Живый в помощи Вышняго…») и тропарь Животворящему Кресту Господню.

Кроме того на Кресте писали «Иисус Христос Царь Иудейский». В центре четырехконечного креста изображали восьмиконый и писали «ГГ» («Гора Голгофа»), «ГА» («Глава Адама»), «НИКА» («Христос Победитель»), «НЛРБ» («Место Лобное рай бысть»).

Традиция украшения крестов


Икона «Обретение честнаго и животворящего Креста Господня»

Традиция крестов с эмалями, настоящих произведений ювелирного искусства восходит к так называемому «Процвете Древо Креста».  По преданию считается, что Крест, который нашла
царица Елена, процвел.       russian7.ru

+++

Воздвижение Креста Господня 27 сентября — единственный праздник, посвященный событиям, не описанным в Новом Завете. Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение — Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Воздвижение Креста Господня Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.
Воздвижение Креста ГосподняХристиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма — она скончалась в 327 году. Храм был освящен 26 сентября (по новому стилю) 335 года. На следующий день, 27 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. © Calend.ru

 

27 сентября – праздник Воздвижения Креста Господня. Единственный праздник, посвященный событиям, не описанным в Новом Завете. Русская Православная Церковь прославляет главный из символов христианской веры.

7   ФАКТОВ О ВОЗДВИЖЕНИИ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
 
1
СМЫСЛ ПОЧИТАНИЯ КРЕСТА
 
Крест – самый узнаваемый атрибут христианской церкви. Он возвышается над каждой церковью, его знаменем осеняют себя верующие, символ Таинства Крещения, он дается людям, как оружие и напоминание о завете человека с Богом. Каждый раз крест свидетельствует о Боге, напоминая о крестных страданиях пришедшего на землю ради спасения человека Иисуса Христа. Именно через кровь, пролитую на Кресте, люди обретают искупление грехов и именно этот символ становится оружием каждого христианина. Тема Креста – одна из главных тем не только Нового Завета – ей посвящено огромное количество трудов святых Отцов Церкви. В IV веке н.э. Кирилл Иерусалимский, размышляя о значении креста, пишет: «Всякое деяние (действие) Христово – похвала Вселенской Церкви, но похвала похвал – крест».

В Русской Православной Церкви почитанию Креста посвящено три праздничных периода – Крестопоклонная неделя Великого поста, воспоминание о чудотворности древа Честного Креста и Воздвижение, о котором мы сегодня говорим.

2
ДВЕ ИСТОРИИ
 
 На празднование Воздвижения Креста Господня приходится неделя – отдание праздника 4 октября. Сегодня Русская православная Церковь вспоминает не только обретение Креста в Иерусалиме, но и его возвращение в Святой Город тремя столетиями позже. Праздник, установленный лишь в VII веке, христиане сочли нужным соединить с Воздвижением. Мотив сближения значимых событий истории Христианства кроется в обряде – как при обретении, так и при прославлении Честного Креста предстоятель церкви воздвигал, иными словами, поднимал Крест над головой, обращая его ко всем сторонам света.

3
КАПИЩЕ НА ГОЛГОФЕ
 
О том, как Крест оказался на Голгофе, о крестной смерти Иисуса Христа повествует Новый Завет, история, с которой, так или иначе, знаком каждый. Что же было дальше? Расцвет языческих предпочтений древних правителей не столько коснулся, сколько охватил город Иерусалим. В 70 году н. э.  город был захвачен и разрушен римским Императором Титом – место распятия и смерти Иисуса Христа – средоточие христианского поклонения, в ряду многих других, было разрушено и засыпано мусором. Позже римский император Адриан, желая уничтожить любое напоминание о христианской вере, засыпал место положения гроба Господня землей и камнями, руками императора «скала Креста» вновь стала местом поклонения, но языческого. На Голгофе была установлено капище, обитали в нем языческая чета Юпитера и Венеры.

«СИМ ПОБЕДИШИ»

Равноапостольный император Константин значительно повлиял на историю христианской веры — установил новое летоисчисление в пику языческому, выпустил первых христиан из катакомб. Благодаря усилиям императора Константина, в 1326 году были найдены Гроб Господень и Животворящий Крест. По преданию – в борьбе с соперниками Максентием и Ликинием, в одном из сражений Константин увидел на небе Крест с надписью «Сим победиши». Идея найти Животворящий Крест захватила императора, став в 326 году полновластным правителем Римской империи Константин, обратился к поискам.
 
5
МИССИЯ ЕЛЕНЫ

Праздник Воздвижения Креста Господня посвящен, прежде всего, его удачному обретению. В Палестину на поиски Креста император отправил свою мать, царицу Елену. В Русской Православной Церкви царица Елена, как и ее сын, почитаются святыми. Благодаря стараниям царицы и иерусалимского патриарха Макария, была обнаружена пещера Гроба Господня, а совсем рядом были найдены три креста. Оставалось определить, на каком же из трех был распят Христос? Патриарх Макарий поочередно прикасался крестами к покойнику. Мертвец ожил в тот момент, когда на него был возложен Крест Господень, здесь же, при обретении Креста произошло чудо исцеления больной женщины. Благодаря усилиям царицы Елены Иерусалим приобрел христианский облик – было построено порядка восьмидесяти церквей, а христианская Церковь обрела одну из главных святых реликвий.
 
6
МИССИЯ ИРАКЛИЯ

Позже, в правление византийского императора Фоки, Святой Крест был похищен персами, вместе с Животворящим Крестом в плену оказался патриарх Захарий. Лишь через четырнадцать лет новый император Ираклий вернул Иерусалиму его святыню и патриарха. По Преданию, когда император в порфире и венце нес Животворящий Крест в храм Воскресения, путь ему преградил Ангел. Шедший рядом, патриарх Макарий напомнил Ираклию о том, что крестный путь Христа был, прежде всего, уничижением, смирением Иисуса перед волей жаждущих Его смерти иудеев. Сняв порфиру и царский венец, Ираклий в простой одежде, внес Крест в храм. Возвращение Креста Господня в Иерусалим вспоминается сегодня Русской Православной Церковью в купе с Воздвижением Креста Господня.
 
7
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ОБЩИНА СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ

Узнаваемый атрибут христианской веры – крест, как символ милосердия и воинской силы, широко использовался в Средние Века. Он же стал символом женской заботы в условиях войны.  В 1854 году в день праздника Крестовоздвижения в Петербурге по настоянию Великой княгини Елены Павловны была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Поводом к созданию организации, прототипом которой служило «Международное движение Красного креста», стало начало Крымской войны. Уже на следующий день тридцать две медсестры прибыли в Севастополь. О сестрах Крестовоздвиженской общины писали многие современники — Кони полагал создание отряда сестер милосердия в новаторские заслуги Российской империи, деятельность сестер в Севастопольских рассказах описывал Толстой, а Сергеев-Ценский запомнил накануне отправления в Крым: «На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и — самое главное и самое заметное — наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах».

Наталия Савенкова, russian7.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s