День Святой Троицы. Пятидесятница

Троица, или Пятидесятница, — это день рождения Церкви. На Троицу все православные храмы убраны изумрудной зеленью — травами, ветками берез и цветами. В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло спустя пятьдесят дней после Воскресения Христова. Мы расскажем о событиях, традициях и смысле Пятидесятницы.

Что такое Пятидесятница

День святой Троицы

День Святой Троицы — это один из двунадесятых праздников, 12-ти главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем евангельское событие — сошествие Святого Духа на апостолов. На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.

Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.

Происхождение названия «Пятидесятница»

«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение, т. е. «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки.

В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В этот день иудеи приносили Богу жертву — плоды первого урожая. Потом, в течение веков, значение праздника менялось. Он стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви — на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта, т. е. иудейской Пасхи. Эти события происходили во второй половине XIII в. до н. э.

И вот, после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником нового Завета Господа с людьми. Днем рождения христианской Церкви.

Когда празднуется Пятидесятница

Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник. Это соответствует новозаветной истории — именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов.
День Троицы всегда приходится на воскресенье.

События Пятидесятницы

Сошествие Святого Духа на учеников Христа в день Пятидесятницы описано в одной из книг Нового Завета — Деяния святых апостолов.

Событие произошло через десять дней после Вознесения Христова, когда на горе Елеонской Он во плоти вознесся на небо. Наступил праздник ветхозаветной Пятидесятницы. Апостолы и Богородица находились в этот день в Сионской горнице в Иерусалиме — той самой комнате, где совершилась Тайная Вечеря. Именно там, как написано в Новом Завете, произошло Сошествие Святого Духа на учеников Христа:

«…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

Чудо не осталось незамеченным. Пятидесятница была общенародным праздником, и столица Израиля наводнилась верующими. Люди приехали из разных городов и даже соседних стран. Каково же было их изумление, когда они, привлеченные шумом, подошли к дому, где собрались апостолы, и услышали, что те говорят на самых разных языках. Сперва народ решил, что ученики Христа просто-напросто пьяны: «говорили: они напились сладкого вина» (Деян 2:13). Но апостол Петр развеял эти домыслы и рассказал людям о смысле чуда, о том, что с этого дня апостолы будут проповедовать Христа Воскресшего всему миру:

«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деян 2:14-18)

Богослужение Пятидесятницы

На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.

Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

Икона Пятидесятницы

На иконах праздника Пятидесятницы по традиции изображают Сионскую горницу, в которой Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков.

Перед нами — двенадцать апостолов, они стоят как бы полукругом — в форме подковы. Вместо Иуды Искариота — избранный на его замену апостол Матфий. В руках учеников Христа — книги и свитки; пальцы апостолов сложены в благословляющем жесте. Есть на иконе и апостол Павел, которого не было в Сионской горнице. Этим подчеркивается, что Дух Святой сходит не только на конкретных лиц, находившихся в Сионской горнице, но дается всей Церкви, которая на тот момент состояла из Двенадцати апостолов. Между Петром и Павлом на иконе — пустое место, которое напоминает нам о присутствии Святого Духа.

Смысл дня Святой Троицы

«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади

Молитвы праздника Святой Троицы

Тропарь Пятидесятницы

глас 8

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Перевод:

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе! 

Кондак Пятидесятницы

глас 8

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод:

Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Величание Пятидесятнице

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

Перевод:

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим.

Почему храмы украшают березами?

На Троицу традиционно украшали храмы ветвями берез и травой. Этот обычай имеет несколько объяснений. Во-первых, березы могут напоминать о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Она изображена на иконах Троицы.

Во-вторых, в  тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, который был связан с историей дарования им Закона Божия. . На пяти­десятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей.
Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Троицкая родительская суббота

О смысле Троицкой родительской субботы рассказывает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади:

«Троицкая родительская суббота похожа на другие родительские субботы. Это день в году, когда мы, христиане, концентрируем свое внимание на молитве об усопших.

Важно, чтобы в эту субботу ничто не отвлекало нас от молитвы, чтобы весь наш ум был сосредоточен празднике.

Как правильно провести этот день? В храме, молитвенно вспоминая умерших, которые дороги нашему сердцу. А еще — почтить их память добрыми делами, постараться изменить себя к лучшему. Это будет лучшим подарком для тех, кто нам дорог и находится за гробом, перед лицом Божиим».

Стихи о Троице

Отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина:

В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…

 

Сергей Есенин. Троица 

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам зычный перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Нонче на закате с Божьего крыльца

Стану к аналою подле молодца.

Батюшкина воля, матушкин приказ,

Горе да кручина повенчают нас. 

Ах, развейтесь кудри, обсекись коса,

Без любви погинет девичья краса.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам зычный перезвон.

Иван Бунин. Троица 

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.

* * *
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы,
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О, весенние зори и теплые майские росы!
О, далекая юность моя!

Николай Некрасов. Зеленый Шум

 

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой.
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, — все зелено:
И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!…

foma.ru

+++

ПятидесятницаДень святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи. После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. «Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали». Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа». Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова. Пятидесятница Сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении). Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых… «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»). Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
© Calend.ru
*Троица* Рублёва из Троице-Сергиевой Лавры   Настал праздник величайшей радости для христиан: Дух Святой сошёл на апостолов. И не только на апостолов – Дух Святой пришёл в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя».

Дух Святой освятил землю, и будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой прежде всего снизошёл на апостолов. И как снизошёл? В виде огненных языков. Больше никогда Дух Святой так видимо и ощутимо ни на кого не снисходил. Для чего это было нужно? Чтобы апостолы стали святы, потому, что через них, через их проповедь, во всем мире должно было утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понёс свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Он освятил и просветил сердца и ум их, напомнил им всё, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы привести весь мир ко Христу.

Но разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? Нисходил Дух Святой на многих и многих святых, нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в Таинстве Миропомазания и святого Крещения подается нам всем благодать Духа Святого. Всем подается эта благодать, все её получили, но не все её сохранили. Многие потеряли это сокровище, лишились благодати Духа Святого. Ибо разве может обитать Дух Святой в нечистом, полном греха сердце человека? Как дым отгоняет пчёл, как смрад отгоняет людей, так и смрад греха отгоняет Духа Святого. Дух Святой живёт только в сердцах чистых, только им подает Он Свою Божественную благодать, Свои Святые дары.

А как же нам приобрести сердце чистое? Как нам воздержаться от постыдных грехов? Как воздерживаться от соблазнов врага спасения нашего, от соблазнов мира? Как уберечься от них?

Нужно неустанно, в каждый час, во все дни жизни нашей помнить о том, что Дух Святой не живёт в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну, когда дух нечистый, враг спасения нашего, пробуждает гордость нашу, возбуждает желание чести и славы, рисует соблазнительные картины, искушая нас. Мы не должны принимать в сердце наше этих дьявольских нашёптываний. Когда приходят в сердце такие соблазны, мы должны сразу понимать, что это искушение. Мы тотчас же должны всеми силами ума и сердца отгонять эти соблазны; мы не должны поддаваться нашёптываниям его. А если мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины, если будем всё больше и больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим.

Великие подвижники благочестия, которые умели наблюдать движения своего сердца, говорили, что если человек принимает образы соблазнительные, то он сослагается с ними, соединяется с ними. Святые отцы требуют от нас, чтобы мы боялись сослагаться с нечистыми образами. Если мы последуем этому наставлению, то нас не постигнет тяжкое и страшное горе – Дух Святой не оставит нас. Ни любоваться, ни услаждаться соблазнами сатаны должны мы, ни сослагаться с ними, но вооружаться против них.

У апостола Павла есть глубокие слова, которые всем нам нужно крепко помнить: «Гневаясь, не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4, 26). Но есть праведный гнев, тот, которым пылало сердце Иисусово, когда Он бичом изгонял торгующих из храма, когда Он св. ап. Петру сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Так да спасет нас Господь от того, чтобы мы остались холодными или теплохладными. Да даст Он и нам праведный гнев, чтобы прогнать искусителя.

Нужно нам также всю жизнь свою помнить о том, что Господь Иисус Христос призвал нас к тому, чтобы мы стали чадами Божиими и всю жизнь стремились к свету Христову. Нужно всю жизнь свою посвятить Господу Иисусу Христу. Нужно всеми силами души стремиться к тому, чтобы ничем не прогневать Господа, и усердно молиться о том, чтобы Он нам, слабым духом, помог. И Господь поможет.

И Дух Святой приидет в наше сердце, и освятит его, и даст силы к тому, чтобы идти по пути спасения.

И Дух Святой поможет нам на этом трудном пути спасения.

И Дух Святой утешит нас и всех скорбящих.

Вот чему учит нас этот великий праздник Пятидесятницы.
rusk.ru

Постилание травы на праздник Троицы

Вопрос: В день Пятидесятницы в храмах и даже в домах принято постилать зелень и цветы. Откуда такой обычай и есть ли где о нем писано?
Ответ: В Уставе Новгородского Софийского собора начала XVII века, после указания постилать к вечерне в день Пятидесятницы «прутие», помещен следующий вопросо-ответ: «Аще ли кто вопросит: чесо ради постилаются в церквах многолиственное ветвие древес в день Пятьдесятый? Ответ: Глаголют убо неции, яко двою ради вину таковое узаконишася быти. Повествуют убо сице: Понеже до воплощения Божия поклонялися людие кусту и огню и иным тварем, а не Творцу всех и Богу, по Христове же Рожестве умолкоша идолопоклонение и многобожие еллинское преста и отнюдь исчезе, и сего ради рече в день Пятьдесятныи постилаем листвие и попираем ногами прежде бывшую еллинскую честь, и поклоняемся Творцу всех и Содетелю, а не твари… И инако убо овии глаголют быти сему: вместо рече иудейскаго праздника потчения сениц сие творим. И сего ради зде уставися лежати на листу и попирати ногами прежде бывший закон, понеже убо ветхая рече мимо идоша и вся быша нова».

Однако составитель ответа не соглашается ни с тем, ни с другим объяснением. «Аз убо мню, – говорит он, – не тако сему толкованию быти. Праведно судих малыми, елико вместит мысль моя худая, разрешити яже о сих недоумение».

Приступая к разрешению недоумения, ответчик прежде всего критически разбирается в приведенных объяснениях «некиих». Он говорит: «Аще бы сего ради узаконися древеса многолиственныя постилати во храмех на сей Тройческий праздник яко идолопоклонение преста, прилично (было) бы творити сия на праздник еже по плоти Христова поклоняемаго Рожества: понеже бо Рожеством Своим еллинское многобожие устави и истреби, яко же бо и во Египте пришествием Своим идолы сокруши. И подобно бы уже совокупити всякое многобожие еллинское, не едино древо, но и огнь, и камень, и солнце, и луну, и иную тварь, почтенную ими; они убо ни единому древу поклонялися и честно творили, но и прочих, о них же предрекохом».

Так же говорит ответчик и в отношении другого объяснения о «потчении сениц». «И то, – говорит, – неправо же мудрствуют, и зело неискусно. Понеже убо не в поругание закон сотворен от Бога: аще и на время узаконися тогда; но да не творим его ныне и не ходим по нем, а ругатися ему не подобает, яко же и Сам Единородный рече: не приидох разорити за-кона или пророки, но да исполнити. Аще что и не потребно ныне во християнстве от закона того обретается нам по евангельскому спасительному завещанию и святых апостол учению, и сие оставити и не творити того, а не ругатися богоданному сему закону».

Разсмотрев далее подробно основания к установлению иудейских праздников: Пасхи, Пятидесятницы и «потчения сениц» и выяснив, «яко не сицевыя ради вины постилаем зде (на праздник Пятьдесятницы) листвие», ответчик, наконец, высказывает и свое мнение: «Сего ради убо мню, – говорит он, – таковое действие узаконися, понеже бо сотвори Бог небо и землю и вся украшения их и потом сотвори человека и оживотвори его, вдохну в лице его дыхание жизни и устрои его над всею тварию, яко бы князя и властелина того постави и вся ему покори… И сего ради, мню, на сей Тройческий праздник постилаем листвие, яко человека ради сотворено бысть украшение земное и покорено ему вся. И в лепоту убо приносится листвие на сей настоящий трисолнечный день и постилается под ногама человеческима, яко не ко иному чесому потребну сущу, – не яко другое овощие. Ибо всяко плодоносие вначаток времен своих собрания приносится в домы иерейския на благословение, и в честь Сотворшему е и в потребу человеком, сие же листвие во время красования своего приносится и постилается в храмех; яко Божественный трисиятельный праздник сей празднуется в начаток ликования весны, во время новолиствия, понеже убо тогда всяка тварь обновляется обра-щающися на первое. Прилично убо сему негде и в писании повествуется: Весны убо рече время начинается, воздух веселится, светлостию блистаяся… сеются жатвы и зеленеются поля, и новолиствием облачаются древеса и отвсюду «украшаются плоды земли, и прочая»… И в лепоту убо таковому твориму… яко вся красная мира сего человека ради сотворена суть яко (же) и Сам Творец и Владыка поносившим Ему книжником о законе: не человек, рече, сотворен субботы ради, но суббота человека ради. Тако же и вся тварь, и украшение земное человека ради устроено бысть и учинено, и да видев человеческий род неизреченное человеколюбие Божие, молитвы своя к Богу неослабно простирает и плод благодарения приносит, и к Творцу своему вси вкупе любовию горят».
Давая такое объяснение обычаю постилати зелень на Троичный праздник, ответчик оговаривается следующими словами: «О сем убо благодатию Христовою разсудих, елико мя вразуми Божественный Параклит; а в Божественных писаниях сего не обретох, откуду начало прият и коея ради вины сицевое постилание бысть».

Журнал «Церковь», 1910 г.

А вот что пишет один из никонианских историков:
Особенность русского чина всенощного бдения составляло украшение храмов зеленью в великие праздники летнего времени – обычай, сохранившийся в настоящее время только в праздник Пятидесятницы. О нем можно говорить как о чисто русской богослужебной особенности, так как восточные церкви, несмотря на большее богатство их растительного мира сравнительно с Россией, этого обычая не знают. На Православном Всотоке издревле употребляются в Неделю ваий пальмовые ветки, каковой обычай установился еще в IV веке…

Русская Церковь приняла от Восточной употребление ваий, но кроме того создала свой обычай украшения храмов зеленью. Соборные чиновники указывают такое украшение храма в праздник Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Божией Матери. Что касается видов зелени, то они представляли собой в одних случаях древесные ветви, в других – свежескошенную траву. Первый вид зелени, как видно по всем Чиновникам, употреблялся в Пятидесятницу…

Из… перечня древесных пород, ветви которых привозились для украшения храма в Пятидесятницу [«а лист добыть березовой, черемховой да ивовой, и смородник с прутием» – Чиновник Новгородского собора – вставка моя, из другого абзаца], видно, что их подбор исходил из соображения наполнения храма ароматом, каковой присущ данным растениям…

Второй вид зелени – свежескошенная трава – употреблялась в праздники Преображения и Успения. Употребление древесных ветвей в эти праздники памятники не указывают…

В Холмогорах 30 ноября в престольный праздник апостола Андрея Первозванного, когда уже не было свежей зелени, постилалось сено…
Само украшение храмов производилось путем постилки зеленью всего пола в алтаре и в храме [«и по пределом, и в папертех»]…

Можно полагать, что, кроме постилки пола, зеленью украшались отдельные предметы храма, например, тронное место епископа, аналои…

Из чиновника Новгородского Софийского собора видно, что зелень полагалась на том кресле, на котором лежала книга, по которой архиепископ читал на вечерне Пятидесятницы главопреклонные молитвы.
Мария Ямпольская

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s