22 ноября Церковь празднует память иконы Божией Матери «Скоропослушница»…

Церковь празднует память иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница» — древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим. На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования. В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». В Россию списки иконы стали поступать с Афона в XIX веке. Они всюду пользовались большой любовью и многие почитались чудотворными. Московский список “Скоропослушницы” был привезен с Афона в 1887 году и помещен в Афонской часовне в честь святого великомученика Пантелеимона у Никольских ворот Китай-города. В 1902 году честь этой иконы был освящен храм на Ходынском поле. Лютиковский список, по преданию, прислал в 1872 году на родину крестьянин села Троицкое Александр Фролов, отправившийся на Афон, чтобы принять там постриг. Он просил поставить икону в храме, а деньги для оплаты работы иконописца выслать ему. Но в маленьком деревенском храме нужной суммы не оказалось, и икону решили передать в Троицкий Лютиков монастырь (неподалеку от Перемышля на берегу реки Оки). В храмовый праздник “Скоропослушница” была внесена в обитель, и там начали исцеляться люди. Петербургский список — “Невская Скоропослушница” — по преданию, был написан “по сонному видению иноку Святой Горы”. Он был привезен из русского Пантелеимонового монастыря на Афоне и хранился в часовне на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц, освященной в 1879 году. В 1885 году часовня сгорела, но список иконы “Скоропослушница” чудесным образом уцелел. Восстановленная часовня с иконой, получившей после этого случая известность, перешла к Императорскому православному Палестинскому обществу, и в 1913 году вместо часовни в присутствии Великой княгини Елизаветы Федорвны, председательницы общества, был заложен Николо-Барградский храм. В этом храме образ хранился до уничтожения церкви в 1932 году. Петербуржцы почитали его чудотворным. До 1958 года он оставался во Владимирском соборе. В блокаду “Невскую Скоропослушницу” считали хранительницей города. Теперь она находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Елеонский список Афонская обитель Дохиар принесла в 1938 году в дар Русской духовной миссии в Иерусалиме. Сейчас он хранится в правом приделе Спасо-Вознесенского храма Елеонской женской обители.          pravmir.ru

Реклама
Рубрика: Культурное наследие | Оставить комментарий

22 ноября Церковь чтит память преподобной Матроны…

Церковь чтит память преподобной МатроныПреподобная Матрона родилась в городе Пергии Памфилийской (Малая Азия) в V веке. Её выдали замуж за состоятельного человека по имени Дометиан. Когда у супругов родилась дочь Феодотия, они переселились в Константинополь. Двадцатипятилетняя Матрона любила ходить в храм Божий. Целые дни проводила она там, горячо молясь Господу и плача о своих грехах. В храме святая познакомилась с двумя благочестивыми старицами Евгенией и Сусанной, которые в юности подвизались при нем в трудах и молитве. Преподобная Матрона стала подражать Богоугодной жизни подвижниц, смиряя свою плоть воздержанием и постом, за что ей приходилось претерпевать нападки со стороны мужа. Душа ее стремилась к полному отречению от мира. После долгих колебаний святая Матрона решила оставить семью и просила Господа открыть, угодно ли Ему ее намерение. Господь услышал молитвы рабы Своей. Однажды в тонком сне ей было видение, что она убегает от мужа, который догоняет ее. Святая спряталась в толпе иноков, шедших навстречу, и муж ее не заметил. Этот сон преподобная Матрона приняла как Божие указание поступить в мужской монастырь, где муж не догадается ее искать. Свою дочь она отдала на воспитание старице Сусанне, а сама остригла волосы и, переодевшись в мужское платье, пришла в монастырь преподобного Вассиана (память 10 октября). Там преподобная Матрона выдала себя за евнуха Вавилу и была принята в число братии. Опасаясь как бы иноки не узнали, что она женщина, святая пребывала в постоянном молчании и многих трудах. Братия удивлялась великим добродетелям Вавилы. Однажды святая с другими монахами трудилась в монастырском винограднике. Новоначальный инок Варнава заметил, что у нее проколоты мочки ушей и спросил об этом. «Надо, брат, землю возделывать, а не на чужие лица смотреть, это не подобает иноку», – ответила святая. Через некоторое время игумену монастыря, преподобному Вассиану, было во сне откровение, что евнух Вавила – женщина. Такое же откровение было и блаженному Акакию, игумену соседнего Авраамиева монастыря. Преподобный Вассиан призвал святую Матрону и сурово потребовал ответа, с какой целью она проникла в монастырь, не для совращения ли иноков и позора обители. Преподобная со слезами рассказала игумену всю свою прошлую жизнь, о преследовании мужа, ненавидевшего ее подвиги и молитвы, о видении, указавшем ей идти в мужской монастырь. Убедившись в том, что намерения ее были чисты и непорочны, и благословив ее, преподобный Вассиан отправил святую Матрону в город Емес в женский монастырь. В той обители святая пробыла многие годы, поражая сестер высотой своего иноческого подвига. Когда умерла игумения, по единодушному желанию инокинь, настоятельницей обители стала преподобная Матрона. Слава о ее добродетелях, о чудесном даре исцелений, который она стяжала от Господа, распространилась далеко за стенами монастыря. Услышал о подвигах преподобной и Дометиан. Когда святая Матрона узнала, что ее муж пришел к монастырю и хочет ее видеть, она тайно ушла в Иерусалим, затем на гору Пинай, оттуда в Берит, где поселилась в заброшенном языческом храме. Местные жители узнали о ее затворе, стали приходить к ней. Многих святая подвижница отвратила от языческого нечестия и обратила ко Христу. Возле жилища преподобной стали селиться женщины и девицы и вскоре возник новый монастырь. Исполняя волю Божию, открытую ей в видении, святая покинула Берит и отправилась в Константинополь, где узнала, что муж ее умер. По благословению своего духовного отца, преподобного Вассиана, подвижница основала в Константинополе женский монастырь, куда переехали и сестры из основанной ею Беритской обители. Константинопольский монастырь преподобной Матроны был известен строгостью иноческого устава, добродетельной жизнью сестер. В глубокой старости святая Матрона удостоилась видения пресветлого рая и уготованного ей там места за 75-летний иноческий подвиг. В возрасте ста лет преподобная Матрона, благословив сестер, тихо отошла ко Господу (около 492 года).                     pravmir.ru

Рубрика: Культурное наследие | Оставить комментарий

21 ноября 1325 года в Орде был убит московский князь Юрий Данилович…

Дмитрий Михайлович Грозные Очи убивает Юрия Даниловича Московского. Миниатюра из «Царственного летописца». 15 век

Князь пал от руки Дмитрия Михайловича Грозные Очи, чей отец, тверской князь Михаил Ярославич был казнен по приказанию хан Узбека семью годами ранее. Настроил Узбека против Михаила как раз Юрий Данилович, за что и поплатился жизнью. Дмитрий Грозные Очи был казнен в Орде спустя девять месяцев. «Юрий Данилович (год рождения неизвестен — умер 21. 11. 1325) московский князь (с 1303 года) и великий князь владимирский (с 1317 года), старший сын московского князя Даниила Александровича. Присоединил к Московскому великому княжеству Можайск и другие территории. С 1304 года вёл борьбу за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Ярославичем. Позднее он получил поддержку митрополита Петра, в 1314 году вступил в союз с Новгородом против Твери. После пребывания в Золотой Орде (около 2 лет) и женитьбы на сестре хана Узбека Кончаке Юрий Данилович получил ярлык на великое княжение. В конце 1317 года был разбит князем Михаилом, бежал в Новгород, затем в Орду, где в конце 1318 года добился убийства своего соперника. В 1322 году возглавил поход новгородцев на Швецию, в 1323 году заключил Ореховский мир. Убит в Орде тверским князем Дмитрием Михайловичем».

Цитируется по: Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1970-1977

«[1325 г.] В следующий год отправился к Хану и Димитрий. Там они увидели друг друга, и нежный сын, живо представив себе окровавленную тень Михаилову, — затрепетав от ужаса, от гнева, — вонзил меч в убийцу. Георгий испустил дух: а Димитрий, совершив месть, по его чувству справедливую и законную, спокойно ожидал следствий… Так одно злодеяние рождает в мире другое, и виновник первого ответствует за оба, по крайней мере в судилище Вышнего! Тело Георгиево привезли в Москву, где княжил брат его, Иоанн Даниилович, и погребли в церкви Архангела Михаила. Митрополит Петр с четырьмя Епископами совершил сей обряд печальный. Князь Иоанн и самый народ проливал искренние слезы, умиленные столь бедственною кончиною Государя хотя и не добродетельного, однако ж знаменитого умом и славными предками. Новогородцы сожалели об нем: Тверитяне хвалили дело своего Князя, с беспокойством ожидая суда Узбекова.
Хан долго молчал. Друзья Князя Московского без сомнения представляли ему, что убийство столь наглое, совершенное пред его глазами, требует наказания, или будет пятном для чести Царской, знаком слабости и поводом к новым опасным своевольствам Князей Российских; что Хан, сверх того, должен вступиться за Георгия как за своего зятя. Прошло десять месяцев. Брат Димитриев, Александр, спокойно возвратился из Орды с Ханскими пошлинниками, надеясь, что дело уже кончилось и что Узбек не думает о мести. Но вдруг вышло грозное повеление, и несчастного Димитрия убили [15 сентября 1326 г.] в Орде (вместе с Князем Новосильским, потомком Михаила Черниговского, обвиненным также в каком-то преступлении). Сия весть, равнодушно принятая в Москве и в Новегороде, огорчила добрых Тверитян, усердных к государям и видевших в юном своем Князе славную жертву любви сыновней. Димитрий Михайлович, прозванием Грозные Очи, смелый, пылкий, имел только 27 лет от рождения; женатый на дочери Князя Литовского, Гедимина, он не оставил детей».

Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства российского. М.: Эксмо, 2006
Рубрика: Этногенез, Этнополитика | Оставить комментарий

21 ноября (9.11 ст.ст.) 1844 года умер Иван Крылов, русский поэт-баснописец…

Иван КрыловИван Андреевич Крылов родился (2) 13 февраля 1769 года в семье офицера, и его детские годы прошли на Урале и в Твери. Глава семьи рано умер — в 1778 году — оставив вдову с двумя детьми на руках. Семья постоянно нуждалась, и Крылов, еще будучи подростком, поступил на службу. В 1782 году он с матерью переезжает в Петербург. Систематически занимается самообразованием, изучает литературу, итальянский и французский языки, математику. Вскоре он поступает на службу в петербургскую казённую палату. В 1786-1788 годах Крылов создал цикл комедий «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья», «Проказники». В этих комедиях он высмеивает разврат и моральную пустоту высшего общества столицы. Сатира Крылова вызвала недовольство царской семьи, и ему пришлось уехать в провинцию. В Петербург писатель возвращается только в 1806 году. В период с 1812 по 1841 год он служил библиотекарем в Императорской публичной библиотеке. Как баснописец, Крылов заявил о себе в 1809 году, когда из печати вышла его первая книга басен. Басни Крылова органически переплетаются с миром русских пословиц и поговорок. Из них в наш язык пришло много крылатых выражений, со временем тоже превратившихся в пословицы. А ларчик просто открывался. А Васька слушает да ест. А вы, друзья, как ни садитесь — всё в музыканты не годитесь. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Слона-то я и не приметил. Хоть видит око, да зуб неймет. Рыльце в пуху. Басни Крылова не утратили своей актуальности и сегодня. Они переведены на более чем 50 иностранных языков. Умер знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов (9) 21 ноября 1844 года в Петербурге.                  © Calend.ru

Рубрика: Культурное наследие | Оставить комментарий

21 ноября (14.11 ст.ст.) 1263 года умер Александр Невский, русский полководец, князь Новгородский, великий князь Киевский и Владимирский…

Александр НевскийКнязь Александр Невский – знаменитый русский полководец, покрытый воинской славой, удостоившийся литературной повести о своих деяниях, канонизированный церковью вскоре после смерти, человек, чье имя продолжало вдохновлять поколения, жившие много веков спустя. Александр Ярославич Невский родился (30 мая) 6 июня 1220 года в Переславле-Залесском. Он – второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха. Отрочество и юность Александр в основном провел в Новгороде. В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» – обряд посвящения в воины, а вскоре посадил Александра со старшим братом Федором княжить в Новгороде. Но в 1233 году Федор неожиданно умер, и Александр остался старшим из Ярославичей. А вскоре состоялись его первый военный поход (под отцовским стягом) на Дерпт, который тогда находился в руках ливонцев, и победа на реке Омовже. В 1236 году Ярослав уехал на княжение в Киев, который номинально продолжал считаться столицей всея Руси. С этого времени Александр стал самостоятельным новгородским князем и в первые годы занимался укреплением города. В 1239 году Ярослав женил Александра на дочери полоцкого князя Брячислава. Уже в 1240 году в Новгороде родился их первенец – Василий. Всеобщую славу Александру принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом. Незадолго до этого немцы подступили к Пскову, а шведы, оспаривавшие у новгородцев обладание Финляндией, вошли в Неву, достигли устья Ижоры и двинулись на Новгород. Согласно легенде отрядом командовал будущий правитель Швеции Ярл Биргер. 15 июля 1240 года Александр со своей дружиной и небольшим отрядом новгородцев внезапно атаковал численно превосходивших шведов. Противник, застигнутый врасплох, понес тяжелые потери. Под покровом ночи остатки шведского войска погрузились на корабли и бежали. Победа в этом сражении не только предотвратила потерю Русью берегов Финского залива, остановив шведскую агрессию на новгородско-псковские земли, но и продемонстрировала талант и силу Александра, как военачальника. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Между тем на Новгород надвигались и ливонские немцы. Не остановившись на завоевании Прибалтики, они попытались перенести экспансию на новгородские земли. Рыцари-крестоносцы захватили Изборск, затем – Псков. Вся западная часть новгородских владений разорялась немецкими отрядами. Первый удар Александр нанес на Копорье – опорный пункт захватчиков. Крепость, построенная здесь противником, была взята. В 1242 году Александр со своей дружиной, войском из новгородцев и отрядом во главе с братом Андреем, пришедшим на подмогу из Суздальской земли, двинулся на помощь Пскову. Освободив город, Александр направился в Ливонию. В апреле 1242 года произошла битва на границе с Ливонским Орденом, на Чудском озере, известная как «Ледовое побоище». Эта победа русских войск над рыцарями на льду Чудского озера добавила славы Александру, а его успешные военные действия надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. В том же году немцы прислали в Новгород посольство с просьбой о мире: Орден отказывался от всех претензий на русские земли и просил об обмене пленными. Мирный договор был заключён. После Ледового побоища крестоносцы не беспокоили русские земли 11 лет. Но в 1253 году они нарушили мирный договор и подступили к Пскову, но были отбиты псковичами и подоспевшими на помощь новгородцами. Но опять же ненадолго… Александр же продолжал княжить в Новгороде, оберегая русские земли от каких-либо набегов с запада. После смерти отца, в 1247 году он вместе с братом Андреем поехал в Орду к Батыю, чтобы получить разрешение на великое княжение. Оттуда они были отправлены к великому хану в Монголию. Откуда вернулись на Русь лишь через 2 года с ярлыками на княжения. В итоге Александр был признан «старейшим» среди русских князей: он получил Киев и «Всю Русскую землю», а владимирским князем стал Андрей. Но Александр не поехал в Киев, сильно пострадавший и потерявший всякое значение после татарского разгрома 1240 года, и продолжал княжить в Новгороде. Андрей не сумел поладить с татарами, а потому недолго покняжил во Владимире: в 1252 году против него были двинуты татарские войска. Он был разбит и бежал в Швецию. Во время этих событий Александр находился в Орде и получил ярлык на великое княжение Владимирское. С этого времени и до своей смерти он был великим князем Владимирским, оставаясь великим князем Киевским. Обосновавшись во Владимире, Александр стал таким же оборонителем русской земли от татар, как ранее от шведов и немцев, но действовал иным путем: с одной стороны сдерживал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой – старался покорностью перед ханом доставить возможные льготы русской земле, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных. Андрей же вскоре вернулся и сел княжить в Суздале, при посредстве брата получив прощение от хана. Также Александр предпринял шаги по закреплению за собой прав на Новгород. Ранее новгородское боярство могло приглашать к себе князей из разных русских земель, но Александр установил новый порядок: Новгород признавал своим князем того, кто занимал великокняжеский стол во Владимире. Таким образом, став великим князем Владимирским, Александр сохранил за собой и новгородское княжение. Там он оставил старшего сына Василия, но не в качестве самостоятельного князя, а как своего наместника. В 1262 году хан Золотой Орды Берке затеял войну против монгольского правителя Ирана Хулагу и стал требовать послать ему на помощь русские войска. Александр отправился в Орду, чтобы «уберечь людей от той беды», и пробыл там почти год. Видимо, миссия его удалась: сведений об участии русских войск в войнах Золотой Орды против Хулагу нет. На обратном пути на Русь осенью 1263 года великий князь разболелся. Приняв схиму под именем Алексия, Александр Невский (14) 21 ноября 1263 года скончался в Городце на Волге и был похоронен (23) 30 ноября в монастыре Рождества Богородицы во Владимире (но по традиции Русской Православной Церкви днем его памяти считается 6 декабря). Почитание князя Александра как святого началось почти сразу же после его кончины. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где почивают и ныне в Троицкой церкви. Он канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. 6 декабря 1941 года, в День памяти Александра Невского, началось контрнаступление советских войск под Москвой в 1941 году, а в 1942 году день Ледового побоища совпал с Пасхой. На денежные средства Русской Православной Церкви была создана воздушная эскадрилья имени Александра Невского. А в 1942 году во время Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского (единственный советский орден, названный именем деятеля эпохи русского средневековья). Им награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей. Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади городов России. Ему посвящены православные храмы. Памятники Александру Невскому установлены в Санкт-Петербурге и Петрозаводске.  И по сей день в народе живет вера в то, что Александр Невский охраняет северные и восточные границы Российского государства.                     © Calend.ru
См. ещё: Александр Невский;
Невская битва;
Ледовое побоище – миф?
Святой благоверный великий князь Александр Невский, в схиме — Алексий

Рубрика: Совесть нации, Этногенез, Этнополитика | Оставить комментарий

21 ноября 1472 года в Москву из Рима прибыла Зоя Палеолог…


Царские слуги встречают Софью Палеолог

Юная Зоя Палеолог, племянница последнего византийского государя Константина XI Палеолога, погибшего в 1453 году при захвате турками Константинополя, она же – дочь пелопоннесского деспота (правителя) Фомы Палеолога, бежавшего от мусульман в Италию, прибыла в Москву из Рима 12 ноября 1472 года. В тот же день она была обвенчана с великим князем Московским Иваном III Васильевичем и приняла имя Софья. Этот брак способствовал повышению междунароВ Москву из Рима прибыла Зоя Палеологдного престижа как великого князя Московского, так и его потомков — благодаря ему Москва получила определенное право считаться преемницей Византии. Впрочем, на Руси Софью Фоминичну недолюбливали за страсть к интригам и потворство своим родственникам – зачастую в ущерб местной знати. Однако она поразила всех обилием привезенных книг. Двор великого князя Московского многое перенял из этикета византийских императоров, а династический знак Палеологов – двуглавый орел – стал гербом нашего государства. Софья оказала немалое влияние и на своего мужа, и на внешнюю политику России. Некоторые источники сообщают, что она настаивала на решительной борьбе с татарами и на свержении татаро-монгольского ига. Софья активно участвовала в придворных интригах и добивалась от Ивана III провозглашения наследником своего сына Василия вместо внука Ивана III Дмитрия (сына Ивана Ивановича Молодого), над которым уже состоялось венчание на царство.          istpravda.ru
См. ещё: Встреча царевны Софии;
Как Софья Палеолог повлияла на Россию;
Каково значение двуглавого орла?
Иван III — Государь всея Руси;
Наследие Византии: Россия

 

 

Рубрика: История в датах, Культурное наследие, Этногенез, Этнополитика | Оставить комментарий

21 ноября 1344 года в Праге был заложен первый камень собора Святого Вита…

В Праге заложен первый камень собора Святого ВитаКафедральный собор Святого Вита в Праге (Фото: Mikhail Markovskiy, Shutterstock)

В 1344 году будущий чешский король и император Священной Римской империи Карл IV (тогда еще маркграф) приступил к планомерному созданию чешского государства на новых принципах. Ему удалось освободить Чехию от власти имперского епископства. На папский престол под именем Климент-VI был посажен бывший воспитатель и друг Карла, кардинал Пьер Роже де Росье. От него маркграф Карл добился освобождения Пражской церкви от подчинения майнцскому архиепископу и получения права учреждения в Праге архиепископства. В ноябре 1344 года пражский епископ Арношт стал митрополитом, а король (он же архиепископ Ян Люксембургский) и два его сына — Карл и Ян — 21 ноября 1344 года торжественно заложили первый камень в фундамент будущего детища Карла, нового кафедрального собора Святого Вита. Первые 8 лет его строительство возглавлял французский архитектор Матье из Арраса. После смерти Матье в 1352 году возведение этого величественного сооружения продолжил лучший чешский зодчий того времени Петр Парлерж (1330–1399), на смену которому в 1399 году пришли его сыновья Вацлав и Ян.
Окончательно строительство собора было завершено только в начале 20 столетия. В его приделах погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневекового Чешского государства. Кафедральный собор Святого Вита ярко характеризует эпоху Карла IV, его создателя, и является не только жемчужиной европейской готики, но и духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии. В соборе находится усыпальница королей Богемии.                  
© Calend.ru

Рубрика: Культурное наследие | Оставить комментарий

21 ноября 1368 года князь литовский Ольгерд напал на Москву…

Algierd. Альгерд (A. Guagnini, 1578).jpgВоображаемый портрет Ольгерда. Гравюра из «Описания Европейской Сарматии», 1578.

Собственно, Ольгерд пришел на Москву не просто так, а по заказу своего родственника – еще в 1350 году он женился на княжне Ульяне, дочери тверского князя Александра Михайловича, а тверские князья были главными соперниками московских князей за региональную гегемонию. В этой междоусобной брани литовцы были своего рода элитным отрядом наемников, которые помогали тверичам устанавливать свою власть над московитами. И, надо сказать, мало кто тогда мог противостоять литовским дружинам, которые на две трети состояли из смоленцев и псковичей. 
Поход 1368 года вообще мог бы считаться образцом рейдерского искусства. Разорив «порубежные места», он уничтожил отряд стародубского князя Семена Дмитриевича Крапивы, в Оболенске разгромил князя Константина Юркевича. Разбив на реке Тросне московский сторожевой полк, спешно собранный из московских, дмитровских и коломенских ратников, 21 ноября 1368 года он напал на Москву. Однако, построенный годом ранее новый белокаменный Московский кремль Ольгерду взять не удалось. Кремль устоял, и спустя три дня враг отступил, оставив за собой разграбленные и сожженные волости, села и подмосковные монастыри. Войска Ольгерда не только разорили окрестности города, но и увели в Литву огромное количество населения и скот. Непосредственной причиной снятия осады стало вторжение тевтонцев в западные владения Литвы. Московский Летописец сравнил нашествие Ольгерда с ордынскими набегами — «такое же великое зло».  Ольгерд ходил на Москву еще дважды — в 1370 и 1372 годах. После ухода противника московские войска совершили ответные походы.          istpravda.ru
См.ещё: Что нужно знать о Великом княжестве Литовском;
Участвовали ли литовцы в Грюнвальдской битве? 
ВКЛ и Московское княжество: трехвековое противоборство

 

 

 

Рубрика: История в датах, Этногенез, Этнополитика | Оставить комментарий

21 ноября — день рождения Союза Русского Народа и Русского Народного Союза имени Михаила Архангела…

Значок Союза Русского НародаВ день празднования Собора Архистратига Михаила в 1905 г. состоялись выборы Главного Совета Союза Русского Народа. Этот день стал считаться днём основания Союза Русского Народа. Основатель и председатель Союза детский врач Александр Иванович Дубровин вспоминал о первых шагах организации: «Союз зародился в моей квартире. Мысль о нем зрела у меня с 9 января 1905 г. Как выяснилось, почти одновременно со мной тою же мыслью был охвачен и Аполлон Аполлонович Майков. Другие присоединились уже к нам. Первые шаги по образованию Союза были сделаны из моей квартиры, где и собирались вначале. Учредители в моем доме сделали и первые взносы, кто сколько мог… Из учредителей избран был Совет и должностные лица: председатель — я, Дубровин; два товарища председателя: А.А.Майков и А.И.Тришатный; секретарь С.И.Тришатный и казначей Ив.Ив.Баранов. Начались работы; в моей квартире было собираться неудобно, и я предоставил Союзу в своем доме отдельную квартиру. Я оставил за собой общее руководство, А.А.Майков принял на себя заведование Советом и канцелярией, а А.И.Тришатный занялся формированием и открытием отделов. А.А.Майков с раннего утра приходил в Союз и оставался там до ночи… Деятельное участие в работе принимали не только члены Совета и учредители, но и простые союзники. Денежные поступления, хотя и не обильно, но притекали ежедневно и давали возможность скромно существовать начатому делу… Работали все и несли свой труд идейно, без ожидания какого-либо вознаграждения, благодаря чему Союз разрастался незаметно, но быстро; волна оскорбленного чувства за поруганную Родину быстро разливалась по всему пространству униженной России, охватывала умы и сердца во всех слоях населения и привлекала к Союзу массу новых единомышленников». В состав Главного Совета Союза Русского Народа вошли: детский врач Александр Иванович Дубровин (председатель), художник Аполлон Аполлонович Майков (товарищ председателя), инженер Александр Иосифович Тришатный (товарищ председателя), присяжный поверенный Сергей Иосифович Тришатный (секретарь), купец Иван Иванович Баранов (казначей), присяжный поверенныйПавел Федорович Булацель, предприниматель Георгий Васильевич Бутми, купец Петр Петрович Сурин, приказчик Василий Андреевич Андреев, купец Василий Львович Воронков, а также Е.Д.Голубев, М.Н.Зеленский, Г. А.Слипак, С.Д.Чекалов, Н.Н.Языков и др. Эмблема РНСМАВ этот же день, в 1907 г. в Санкт-Петербурге вышедшие из состава Союза Русского Народа В.М.Пуришкевич и его сторонники объявили о создании Русского Народного Союза имени Михаила Архангела. Союз ставил своей целью «развитие среди православных и старого обряда Русских людей ревностной, деятельной любви к своей вере своему Царю-Самодержцу и своему Народу для дружной совместной работы всех без различия состояний и сословий на пользу России единой, неделимой и мощной». Всеми делами Союза управляла Главная Палата, которая состояла из председателя и четырнадцати членов; делами местных отделов ведали местные Палаты, которые состояли из председателя и шести членов. Первый состав Главной Палаты был следующим: товарищ председателя (председателя не было) В.М.Пуришкевич, управляющий канцелярией В.В.Казаринов, казначей Союза И.И.Баранов; члены Палаты: сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов, граф А.А.Буксгевден, В.В.Кузьмин, Д.О.Оборин, А.В.Ососов, В.М.Скворцов, Н.С.Соломко.В состав Главной Палаты РНСМА вошли помимо Пуришкевича: В.В.Казаринов (управляющий канцелярией), И.И.Баранов (казначей), протоиерей И.И.Восторгов, В.М.Скворцов, А.В.Ососов, граф А.В.Буксгевден, В.В.Кузьмин, Д.О.Оборин, Н.С.Соломко. Союз просуществовал до 1917 г. и был запрещен новой властью после февральского переворота. Сегодня также день тезоименитства выдающегося русского полководца, легендарного «Белого генерала» Михаила Дмитриевича Скобелева. Отметим, что прах Михаила Дмитриевича покоится в пределе Спасо-Преображенского храма, освященного в честь Архистратига Михаила.                 Русская линия
См. ещё:  Русский Народный Союз имени Михаила Архангела;
Зарождение Союза Русского Народа;
Александр Дубровин, основатель Союза Русского Народа;
Николай Марков, один из вождей Союза Русского Народа…

 

Рубрика: Совесть нации, Этногенез, Этнополитика | Оставить комментарий

21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил…

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотныхПразднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале 4 века на Поместном Лаодикийском Соборе, проходившем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Совершается праздник 8 ноября (21 ноября по новому стилю) — в девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым». С древних времен прославлен своими чудесами архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (начало 13 века), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил изображен с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий. На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.         © Calend.ru
См. ещё: Архангел Михаил;
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;
7 архангелов небесного воинства;
Иконография ангелов (+Видео);
Армагеддон: Ангелы vs Демоны

Рубрика: Культурное наследие | Оставить комментарий