Шпицберген?

Шпицберген (древнерусское название – Грумант), архипелаг островов в Северном Ледовитом океане (в него включают также Медвежий остров и некоторые мелкие острова). Архипелаг с XII века был известен поморам под названием Грумант (сейчас так называется один из заброшенных русских поселков на островах). Норвежцы также претендуют на первооткрытие: в 1194 г. некая земля Свальбард упоминается в норвежских летописях, однако нет уверенности, что имелся в виду именно сегодняшний норвежский Свальбард (Шпицберген); это могли быть и Гренландия, и Ян-Майен.

В 1596 г. острова были обследованы голландцем В. Баренцем, который и дал главному острову название Шпицберген (в переводе: «Островерхие горы»). Баренц обнаружил на архипелаге большое число моржей и китов, что положило начало многочисленным промысловым экспедициям.

Примерно в это же время архипелаг появился на русских картах под названием Святые русские острова. Поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку. В 1765–1766 гг. по инициативе Ломоносова были организованы две научные экспедиции к Шпицбергену под началом В.Я. Чичагова. Однако вплоть до начала ХХ века Шпицберген официального российского присутствия не имел.

В XVII и XVIII веках Шпицберген использовался разными странами как база китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в данном регионе. В это время Шпицберген фактически был ничейной территорией «terra nullius»  и никем не управлялся.

В конце XIX века с появлением более мощных судов архипелаг стал всё больше привлекать внимание исследователей и туристов. На архипелаге побывало множество знаменитых путешественников, включая Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена. В 1912 г. Западный Шпицберген был подробно описан и картографирован последней экспедицией российского исследователя В.А. Русанова. На архипелаге были обнаружены залежи угля, который с начала XX века добывался американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями, что привело к возникновению постоянных поселений на островах. Разумеется, Норвегия стремилась застолбить архипелаг своей территорией, что оспаривали не только Россия (что было понятно исторически), но и Англия, Дания и другие страны.

Однако суверенитет Норвегии над архипелагом был признан только 9 февраля 1920 г., когда США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский договор. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные земли в отсутствие главного соперника (Российской Империи), что и определило беспрецендентно уступчивые со стороны норвежцев рамки договора. Архипелаг не разрешалось использовать в военных целях, все страны-участницы сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. В 1935 г. к договору присоединился и СССР, уже имевший к тому времени на Шпицбергене несколько рабочих поселков треста «Арктикуголь». В 1977 г. участниками договора были 40 государств.

С середины 20-х годов Шпицберген становится всемирно известен как база полярных экспедиций – например, полетов Руаля Амундсена на гидросамолетах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 г. Амундсен отправился со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетел и вернулся к Шпицбергену. 11 мая 1926 г. со Шпицбергена отправилась экспедиция Амундсена–Эллсворта на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция достигла Аляски. При правлении Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, в 1928 г. решил повторить полет к Северному полюсу со Шпицбергена; он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас советский ледокол «Красин».

Во время Второй мировой войны население Шпицбергена было эвакуировано, а присутствие немецких войск на архипелаге было ограничено забрасываемыми с самолетов и подводных лодок метеостанциями, корректирующими работу немецкой авиации в Заполярье. В послевоенные годы добыча угля на архипелаге возобновилась силами норвежских компаний и советским трестом «Арктикуголь». Образцовым поселком стала Пирамида, где были построены капитальные пятиэтажные дома, ТЭЦ, детский сад, школа, больница, клуб, кинотеатр, библиотека, насчитывавшая 50 тысяч томов, баскетбольная и футбольная площадки, спорткомплекс с закрытым бассейном, зимний сад и мелководный порт для приема угля. Население в 1980-е годы составляло около тысячи человек. Для всех жителей еду готовили централизованно в огромном ресторане-кухне. В поселке были парники, в которых выращивали зелень и овощи, фермы, где откармливали свиней и кур.

Советские поселки были изолированы от общения с норвежцами, а поскольку хождение иностранной валюты (в том числе рублей) норвежцы на архипелаге не разрешали –  в «Арктикугле» были введены специальные талоны-«рубли». Постепенное истощение разведанных запасов в шахтах архипелага привело к сокращению добычи почти везде, кроме норвежской Свеагрувы.

Ныне архипелаг Шпицберген официально является частью Королевства Норвегия, однако с прежними отличиями, связанные с налогообложением (безналоговая зона) и военной деятельностью (демилитаризованная зона). На островах два официальных языка – норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский договор 1920 года.

В настоящее время, РФ – единственная страна, кроме самой Норвегии, поддерживающая своё экономическое присутствие на архипелаге. Российская Федерация сохраняет на острове Западный Шпицберген действующий русский поселок Баренцбург (основан в 1920 г.), а также законсервированные поселения Пирамида и Грумант. На Пирамиде в 2008 г. Арктикуголь выделил средства на работу одного туристического гида и нескольких рабочих для поддержки зданий поселка в хорошем состоянии, в 2009 г. там открылась летняя гостиница для туристов. (Ныне «Арктикуголь» дотируется из госбюджета РФ. Расходы на поддержание деятельности бывших советских концессий на Шпицбергене только за 2006 г. составили 395,6 млн рублей.)


Русский поселок Баренцбург

Население архипелага в 2009 г. составляло 2 600 человек. Из них 69,9 % норвежцы, 18,3 % русские, 0,4 % поляки. В настоящее время Шпицберген стал одним из центров арктического туризма, в порту Лонгийербюен регулярно останавливаются крупные круизные суда из северной Европы. В городе имеется полярный музей и университет UNIS, ведется научная работа по контролю климата, геологии и гляциологии. В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как домашних, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны.

В сентябре 2010 г. президент РФ Медведев подписал договор с Норвегией о передаче ей 90 тыс. кв. км морской территории России и полного суверенитета над островом Шпицберген – в нарушение всех заключенных ранее международных соглашений. Норвегия ликует от этого подарка: там найдены нефть и газ на 30 миллиардов евро. «Северная Норвегия станет новой нефтяной провинцией страны. Подъем ждет всю нашу экономику», – прокомментировал итоги изысканий министр нефти и энергетики Норвегии.

rusidea.org

***
шпицберген

 
Поселения слева-направо: Баренцбург, Колез-бухта, Грумант, Лонгийрбюен, Пирамида
бужты Трюгхамна и Имербухта на противоположной стороне фьорда от Баренцбурга.

Исследование территорий, связанных с историей пребывания русских на архипелаге.
с вертолёта
На норвежском архипелаге Свальбард,  о. Западный Шпицберген.

Значительную хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу арипелага, осуществляет также и РФ, присоединившаяся к Шпицбергенскому трактату в 1935 году, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт — посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.
Первое наше место жительство на архипелаге — была Колез бухта. Это место было ареной различных горнодобывающих и геологоразведочных работ начиная с 20 в. Угля там много, да только геологи и геоморфологи заинтересованы в этом мнсте намного больше! На полевой сезон туда приезжают русские ученые, в окрестностях Колез бухты очень много съедобных грибов…
 На сегодняшний день на этой территории можно найти множество интереснейших находок, как например старая электростанция, футбольное поле, а неподалёку расположен бывший дом, сегодня дом-музей В.А.Русанова —  русского геолога, исследователя Арктики, возглавлявшего экспедицию на Шпицберген в 1912г.

грумантПо дороге в Колез бухту сложно не обратить внимания на просторные птичьи базары, а под одним из них расположен наш родной советский посёлок Грумант, ныне разрушенный и законсервированный. 
На Груманте мы провели целый день, в поисках остатков прошлого и гуляя по окрестностям. Сезонными жителями посёлка являются-птицы, заполонившие все дома, как в перенаселённом квартале. А название посёлка- поморское, ранее поморы называли весь архипелаг Грумантом.
Говорят на руднике было добыто 2 млн тонн угля, а после доразведки была обозначена цыфра -100 млн тонн запасов угля на сегодняшний день. Посёлок  в плачевнейшем состоянии. Разрушенные столбы электропередач могут привезти к пешой тропе, ведущей из самого Лонгийрбюена.
Далее по маршруту путь наш «на Баренцбург». Погрузив вещи в лодки, мы, на легке, отправляемся вдоль берега Исфьорд прямо туда. На сегодняшний день Баренцбург — второй по величине населённый пункт на архипелаге, проживает там около 500 жителей.грумант Основная деятельность посёлка-добыча угля, совершаемая трестом «Арктикуголь».  Но в последнее время так же начинает развиваться и туристская деятельность. Пока что, простому туристу из России туда можно добраться либо на вертолёте, либо на норвежском судне, по настоящей «норвежской цене». Кстати в Баренцбурге есть замечательный музей «Помор» под руководством учёного археолога д.и.н. В.Ф.Старкова из Института Археологии РАН, исследующего историю поморского субэтноса. Вадим Фёдорович собирает доказательства присутствия поморов на архипелаге, которые там действительно есть и не мало. Получив не очень подробную карту с данными о бывших поморских поселениях мы отправились на поиски. Пока мы пересекали Исфьорднас постепенно настигал туман, но вскоре он рассеялся и мы оказались в очень живописной и спокойной бухте Трюгхамна. Разделившись на группы мы пошли вдоль спокойного берега, всматриваясь и выискивая что нибудь намекающее на остатки дома.
По дороге на нас напала хищная птица поморник, защищая своих детёнышей. Не с проста они здесь поселились, ведь у самой бухты расположена величественная гора Ольхорн — привлекательная для птичьих базаров. На пути к лодке нас догнал работник поисковой службы, он искал задержавшихся туристов, заплутавшихся в этих водах…  Обнаружив остатки дома и могил мы отправились в следующую Имербухту, где нашему взору предстал ледник Эсмарк.. Прямо на наших глазах кусочек ледника стремительно рухнул в воду, образовав сильную волну, немного отбросившую норвежскую лодку, видимо с теми самыми потерявшимися.  Прогулявшись по моренным холмам мы обнаружили старый след крупного мишки, а далее находились остатки жилищных построек и могил. Неподалёку стояли палатки с геологами из ПМГРЭ, их полевой сезон подходил к концу, но не всех.  эсмарк

На фото справа ледник Эсмаркбриен и моренные гряды. Такие лагунки очень любят крачки для выращивания своего потомства

  полярный мак Полярний мак

В следующей  Вилкинсбухте мы обнаружили множество остатков китобойного промысла, на что свидетельствуют костные остатки  китов, которые, по норвежским законам, запрещено передвигать даже с места на место.
поморские остНа пути домой мы быстро добрались до замечательного домика, кстати принадлежавшего старинной поморской семье Старостиных, который прожил рекордное число зимовок на архипелаге —
32, а на ужин нас ждала трапеза из вкуснейших грибов тундры…

Останки поморского становища

сканскаяБухта Сканская

И вот мы пересекли  Биллефьорд и оказались в сказочно-спокойной бухте Сканской, где мы нашли множество остатков деятельности человека в прошлом, закрытая шахта, железная дорога для вагонеток, разрушенное судно на берегу… Вся бухта связана с деятельностью норвежских поселений, в частности охотников.
И вот! Мы на Пирамиде. Пирамида- это третий российский посёлок, сегодня законсервированный, но имеющий сезонных жителей для поддержания посёлка. … посёлок просто уснул…ну и безусловно памятник Ленину там тоже есть.

 пирамида       пирамида2

пирамида3        бутылочный домик                                                                                                           Бутылочный домик
Кстати в окрестностях есть красивые водопады и райское местечко для палентологов, а если глаз-алмаз, то вообще повезло исследователю, тк окаменелостей там много!

мимердаленнорденшельд 
                                                                                         ледник Норденшельд

 олежка                андреас

geoblog.rgo.ru

***
Шпицберген, который норвежцы называют Свальбардом, расположен в Северном Ледовитом океане между 76-й и 80-й параллелями. Он был передан под суверенитет скандинавского королевства после Первой мировой войны при условии сохранения за ним особого международного статуса. Шпицбергенский трактат, подписанный в 1920 году, закрепил суверенитет Норвегии над архипелагом, однако все участники договора, а это более 50 государств, имеют равные права на эксплуатацию его ресурсов. Тем не менее, экономическое присутствие на Шпицбергене на сегодняшний день поддерживают лишь Норвегия и РФ. Россияне имеют возможность для безвизового посещения архипелага в случае, если отправляются на его территорию непосредственно из РФ. Если же маршрут путешествия пролегает через континентальную Норвегию, им необходимо оформлять транзитную шенгенскую визу. 

Это самая северная точка, куда можно добраться относительно легко и сравнительно недорого. Легко — потому что всё можно забронировать в интернете — и авиабилет, и жильё. Туда летают обычные рейсы авиакомпании SAS из норвежской столицы. И недорого, потому что это обходится на порядок дешевле, чем любые поездки на Северный полюс или в Антарктиду, на которые обычно надо выкладывать от 15-20 тыс. долларов на человека. При этом это уже настоящая Арктика, 78 параллель северной широты, 1200 км до Северного полюса. Попасть в эти широты обычно очень непросто: это либо север Гренладии, либо самый север Канады, либо российские Земля Франца Иосифа или Северная Земля. См. карту (стрелка указывает на Шпицберген, круг очерчивает 78-ю параллель):

Никуда из перечисленных мест, насколько мне известно, нет никаких регулярных рейсов. Шпицберген же не менее экзотичен по своей природе и климатическим условиям, при этом попасть на него не так уж сложно. Понятно, что туда не летают никакие лоу-кост-авиакомпании,а немногочисленные гостиницы там столь же дороги, как и отели в центре Нью-Йорка и Парижа (при том, что удобств в них куда меньше). Экскурсии и продукты там тоже дорогие. Дороже, чем в Норвегии, хотя и Норвегия страна не дешёвая. А вот алкоголь, напротив, дешевле, чем в Северной Европе — там он подлежит обложению акцизами. Впрочем, водка в русском посёлке Баренцбург ещё дешевле.

А на этой карте я нарисовал ту же 78-ю параллель, только южной широты. Для сравнения. Те, кто отправляются на экскурсии в Антарктиду, почти никогда и близко не достигают этой параллели. Так что повторюсь, что Шпицберген — это самая удалённая из точек планеты, которые можно посетить практически с европейским комфортом.

Хотя Шпицберген формально управляется Норвегией, согласно Свальбардскому соглашению 1920 года, граждане 40 с лишним стран, подписавших это соглашение, могут не только въезжать сюда свободно без виз, но и работать, если пожелают. Желающих, правда, находится немного.

На пути в Шпицберген самолёт из Осло совершает промежуточную посадку в аэропорту города Тромсё, где пассажиры проходят через паспортный контроль, а в паспорт ставится выездной норвежский штамп. То же самое происходит и на обратном пути, только ставят въездной штамп. Таким образом у меня в паспорте образовалось два въездных и два выездных норвежских штампа. Туда же летают и чартеры треста Арктикуголь из России (вроде бы из Москвы). Но достать на них билеты непросто. И главное, не особо дешевле, чем если лететь через Норвегию.
***
История Шпицбергена, если не считать полярных исследователей, путешественников и поморов, целиком и полностью связана с добычей угля. Здесь до сих пор много шахт, по большей части брошенных. Отработанные шахты не разбирают, а просто оставляют медленно разваливаться под воздействием дождей, ветров и камнепадов. Раньше здесь предлагались экскурсии на заброшенные шахты. Но по мере обветшания посещать их стало небезопасно, и экскурсии прекратились. Поэтому теперь приходится лазить на эти шахты на свой страх и риск.

Угольные предприятия нередко переходили от одной страны к другой. Главный посёлок Шпицбергена Лонгйирбюен в начале двадцатого века принадлежал американцам. Отсюда и английское название: Longyear City. Когда в 1916 шахты были проданы норвежцам, к названию города добавилась норвежская частичка byen (город), превратив его в непроизносимое Longyearbyen. Ныне российский Баренцбург в 1920-х принадлежал голландцам, а в 1932 г. продан Советскому Союзу. Третье относительно крупное поселение острова Пирамида / Pyramiden (ныне брошенное) было основано шведами в 1910 г., а в 1927 г. тоже продано Советскому Союзу. Отсюда и путаница в этимологии названий: норвежский посёлок носит английское наименование, а российские — голландское и скандинавское.

Шахта «Santa Claus». Держим путь к ней. Вокруг — ни души. Главное, чтобы медведь не пришёл.



 

Постройки постепенно разваливаются. Здесь тишина, только время от времени слышно как сверху скатываются камни.



Остатки былой роскоши

Вскоре внизу показались четыре подозрительные личности в синем, которые тоже принялись карабкаться наверх.
Встретившись, мы побеседовали. Двое из них были молодые, а двое постарше. Те, что постарше, оказалось, трудились на этой шахте в 1970-х.

Вид из шахты на север, на сам Лонгйирбюен. Там где магазины, рестораны, спальный район, гостиницы, церковь, порт.

 

Вид из шахты на юг. Эта часть города носит название Nybyen (новый город). В этих бараках раньше жили шахтёры. А теперь в них преимущественно гостиницы, в одной из которых снимал номер ваш покорный слуга. Возвышенность на заднем плане называется Sarkofagen.
mijas.livejournal.com

Grumantbyen 01.jpg***
Грумант
(норв. Grumantbyen) — советский, российский шахтёрский посёлок на норвежском архипелаге Шпицберген. Своё название посёлок получил из-за старого поморского названия Шпицбергена — Грумант. В посёлке Грумант производилась добыча угля, но из-за отсутствия глубоководного порта его погрузка на суда происходила в порту Коалбухта (Колсбей), куда вела железная дорога. 

Поселение Грумант было куплено компанией СоюзЛесПром (предшественник Арктикугля) в 1931 году у компании Англо-Русский Грумант[1] (по другим источникам — Russkiy Grumant). Государственный трестАрктикуголь за время своего существования добыл на руднике Грумант 2 млн тонн угля. В 1961 годубыло принято решение о консервации, последние тонны грумантского угля были выданы 15 июля. Географическое положение поселения, зажатого между фьордом и горой, не позволяло строительства жилья, поэтому большинство шахтёров проживало в Коулбухте.

В настоящее время железная дорога в сторону Коулбухты находится в полной негодности, туннель в сторону Груманта засыпан. В самом посёлке Грумант находятся несколько аварийных зданий советского времени, непригодных для эксплуатации.

Сохранность зданий в поселке Коалбухта (Колсбей) намного лучше — двухэтажные здания казарменного типа вполне пригодны для временного проживания. Кроме того, в поселке находится дом-мемориал экспедиции Русанова[2] в отличном состоянии и полностью пригодный для проживания в зимнее время.

В 1981 году было принято решение о доразведке Грумантского месторождения. Разведанные запасы угля сейчас оцениваются более чем в 100 млн тонн. Этот факт неоднократно использовался руководством концерна Арктикуголь для объявления о проектах возобновления добычи угля на разрезе. Учитывая, что кроме строительства шахты для этого потребуется восстановление туннеля, железной дороги и порта Коалбухта (Колсбей), экономическая целесообразность проекта остаётся под вопросом.
Pyramiden july2011 8.jpgПирамида (норв. Pyramiden) — российский шахтёрский посёлок на острове Западный Шпицбергенархипелага Шпицберген. Законсервирован с 1998 года. Своё название посёлок получил из-за пирамидальной формы горы, у подножия которой он основан на берегу бухт Петунья и Мимер. Посёлок находится на расстоянии около 120 км от Баренцбурга. Расстояние до столицы архипелага, Лонгйира, составляет по прямой около 50 км на юг. До 1998 года Пирамида была самой северной в мире действующей шахтой. Посёлок строился с учетом опыта, накопленного при строительстве Баренцбурга, Груманта и Колсбея и стал, по словам Норвежского короля Харальда V, посетившего посёлок в 1995 году, одной из «жемчужин» архипелага. В летнее время в Пирамиду ходит туристическое норвежское судно из Лонгйирбуена, чередуя рейсы с заходом в Баренцбург.
ru.wikipedia.org

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s