Хазария

Часть первая.

В седьмом веке н.э. на огромном пространстве от Китая до Дуная и от Каспийского и Чёрного морей до Скандобалтии сложилась единая евразийская целостность Pax Chazarica (Хазария), которую иногда называли средневековой империей евреев. Известный русский историк 19 века В.В. Григорьев так сформулировал свой взгляд на эту державу. «Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла не оставив никаких следов своего существования».
Креативным ядром Хазарии были еврейские купцы-рахдониты, контролировавшие в то время мировую торговлю. Рахдониты создали первую в истории постоянную торговую сеть, простирающуюся от Китая и Индии до Западной Европы и охватывающую большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая. В Хазарии рахдониты основали три основных торговых маршрута. Во-первых, северную ветку Великого Шёлкового Пути, проходящую через города Итиль на Волге, Саркел на Дону и Киев на Днепре. Во-вторых, Великий Волжский путь и, наконец, Путь «из варяг в греки». Слово рахдонит имеет персидские корни и переводится как «знающий пути». Но для поддержания логистической инфраструктуры торговых путей недостаточно было «знать пути». Нужны были кадры и, прежде всего, мореходы и воины. Такие кадры рахдониты нашли в Скандобалтии, которая во второй половине первого тысячелетия н. э., как и Киевская Русь, Волжская Булгария, Алания, Крым и другие территории была частью Хазарии.

Часть третья. Рахдониты.
Креативным ядром Хазарии были еврейские купцы-рахдониты, контролировавшие в то время мировую торговлю. Рахдониты создали первую в истории постоянную торговую сеть, простирающуюся от Китая и Индии до Западной Европы и охватывающую большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая. В Хазарии рахдониты основали три основных торговых маршрута. Во-первых, северную ветку Великого Шёлкового Пути, проходящую через города Итиль на Волге, Саркел на Дону и Киев на Днепре. Во-вторых, Великий Волжский путь и, наконец, Путь «из варяг в греки». Слово рахдонит имеет персидские корни и переводится как «знающий пути». Но для поддержания логистической инфраструктуры торговых путей недостаточно было «знать пути». Нужны были кадры и, прежде всего, мореходы и воины. Такие кадры рахдониты нашли в Скандобалтии, которая во второй половине первого тысячелетия н. э., как и Киевская Русь, Волжская Булгария, Алания, Крым и другие территории была частью Хазарии.

Часть четвёртая. Феномен викингов.

Итак, кадры для поддержания логистической инфраструктуры торговых путей рахдониты нашли на северо-западе Хазарии — в Скандобалтии, где существовала общинно-первобытная формация, но жители были умелыми мореходами и отважными воинами. Дружины викингов на первых порах формировались еврейскими купцами из тех жителей Скандобалтии, которые по тем или иным причинам не желали жить в своём племени и подчиняться его законам. Слово «викинг» носило тогда оскорбительный оттенок, вроде современного «пират, бандит». Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали, как погибшего. Завербованных людей рахдониты поселяли в специальных центрах — виках. Наиболее крупными виками были: Бирка (на территории современной Швеции), Хедебю (на территории современной Дании) и Альдейгью — Старая Ладога (на территории современной России). В виках формировались и обучались экипажи и боевые контингенты гребных торговых судов. Собирательным названием таких дружин в Хазарии было слово «Русь». Постепенно вики стали местом кристаллизации качественно новых социально-экономических функций. Здесь концентрировалась торговля и зарождалось ремесло, развивались формы городского самоуправления. На определённом этапе наблюдалось возникновение обширного военно-демократического дружинного строя, в котором постепенно выделялись наиболее организованные и сильные коллективы, объединившиеся вокруг могущественных и авторитетных вождей, первых князей и конунгов предфеодальных объединений, к числу которых принадлежал и Рюрик.

Комментарии

Со времени возникновения вика в Старой Ладоге в середине 8 века н.э. там занимались обработкой янтаря и изготовлением янтарных бус. Известно существование кузнечно-ювелирной мастерской в 753-770 годах, где скорее всего работали члены еврейской общины. После каких-то бурных событий и пожара ок. 780 года в Старой Ладоге появляются первые клады арабского серебра, доставленного по Великому Волжскому пути. Одновременно начинает действовать стеклодельная мастерская, просуществовавшая до рубежа 830-840 годов и использовавшая привозное (из Алании) сырьё. Бусы обменивались у местного населения на меха, а меха — на арабское серебро.

С Биркой, как с центром «шведских викингов», дело темное… Современные скандинавские и русские историки склоняются к выводу, что в Швеции викингов никогда не было, в смысле викингов-шведов. Уровень Балтийского моря был тогда гораздо выше современного и большая часть нынешней береговой линии находилась под водой (см. о трансгрессии Балтийского моря, о Римском климатическом оптимуме и о малом ледниковом периоде IX-XII в.в.)
Скорее всего, многое в нашей истории — выдумки монахов-летописцев, слагателей саг и поздних историков-норманистов.
Возвращаясь к Бирке, можно сказать, что она (может быть) и была где-то в Скандинавии и … всё.

Прочтите книги историков про быт викингов- Вы пишете «Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали, как погибшего». Раскопки показывают, что поселения викингов не предполагали уход из семьи. Наоборот, это были семейные поселения, где рождались дети, и в подтверждение тому найденная домашняя утварь, женские украшения, детские игрушки. Мужчины уходили в походы- иногда и на несколько лет, но их «юношами» никто не оплакивал. Девочки жили с матерью до замужества, а мальчики начинали ходить «на дело» уже с 14-15 лет. В это время женщины занимались хозяйством, заготовками, шили паруса и одежду. Есть сохранившиеся письма жен и даже детей к отцам. Существовали родовые наследуемые владения, есть замечательная книга Аделаиды Сванидзе- «Викинги- люди саги, жизнь и нравы». Там четкие ссылки на исторические документы и эпос (саги, есс-но).
Поэтому предположение Ваше, что викинги были чуть ли не крепостными, ошибочно. Да, они нанимались типа контракников к различным князьям, ханам и проч. Возможно, были наемниками и у рахдонитов- но только из корыстных побуждений.

Ведь я пишу о начальном (Хазарском) периоде эпохи викингов, когда у них ещё не сложились те социально-экономические формы, о которых пишете Вы.

Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали, как погибшего. Завербованных людей рахдониты поселяли в специальных центрах — виках. Наиболее крупными виками были: Бирка (на территории современной Швеции), Хедебю (на территории современной Дании) и Альдейгью — Старая Ладога
——————————————
Указанные Вами города говорят об обратном- Вы пишете — «Ведь я пишу о начальном (Хазарском) периоде эпохи викингов, когда у них ещё не сложились те социально-экономические формы, о которых пишете Вы.»
Хедебю был одним из центров работорговли, и вообще крупнейшим торговым центром. Там были и ремесла и проч.

Я, конечно, не мог не упомянуть названия крупнейших виков. Но все они прошли несколько этапов своего развития. Первые викинги, которых вербовали рахдониты для своих торговых нужд и «гроза Европы», которыми они стали на последующих этапах своего существования кардинально различаются.

Раздел канонической территории Хазарии

После окончания арабо-хазарских войн, Хазария оказалась «равноудалённой» от находящихся в перманентном военном и религиозном противостоянии Византии и Арабского Халифата. Со своей стороны элита Хазарии противилась обращению в иудаизм нееврейского населения, считая прозелитов «проказой Израиля» и в то же время всячески поощряя переход язычников в лоно других авраамических религий — христианства и ислама. В этих условиях в начале  60-х годов девятого века н.э. в столице Хазарии Итиле состоялась встреча делегаций трёх держав, посвящённая разделу канонической территории Хазарии. Речь шла о разграничении сфер деятельности миссионеров из Византии и Халифата.

Константинопольский патриарх Фотий послал на эту встречу представительную делегацию во главе с братьями Кириллом и Мефодием. Сознавая важность возложенной на них миссии, братья выучили еврейский язык. Это впоследствии пригодилось им при разработке славянской письменности, в которой были использованы некоторые буквы еврейского алфавита. В результате встречи в сферу влияния Византии попали Крым, Северный Кавказ и территории, прилегающие к пути «из варяг в греки». В сферу влияния Халифата попали территории, примыкающие к Великому Волжскому пути, а также частично территории современного Казахстана и республик Средней Азии. В столице Хазарии Итиле все три конфессии получили равный статус.

Любой археолог занимающийся еврейскими поселениями. скажет вам, что существует три характерных признака такового-синагога, микве и кладище. За последние 300 лет на территории Хазарии ничего такого не найдено. найдены граффити с еврейской тематикой-менора. лулав. этрог, магендавид, найдены изделия из серебра с этой же тематикой, даже в захоронении скандинавского типа под Черниговым-знаменитая Чёрная Могила, что свидетельствует. что на территории были еврейские ремесленники, но не свидетельствует о наличии массового присутствия еврейского населения. Евреи и до хазар проживали в основных торговых центрах по берегам Чёрного Моря, в Закавказье и Персии. Принятие Хазарской верхушкой иудаизма привело к притоку этнических евреев из Византии-романийотов, из Персии-Мизрахи, по свидетельству многочисленных арабских авторов они были заняты в ремёслах и торговле, и проживали в немногочисленных городах расположенных вдоль торгвых путей, в частности Киеве-пограничной Хазарской крепости и торговой фактории. Миф о хазарском происхожденииевреев Восточной европы. в первую очердь Украины, запустили интелектуалы из Культур Лиги, тесно связанной с Бундом. бунд заявлял,что исторический дом восточно-европейских евреев, это территория приблизительно радиусом 600км с центром в Карпатах, что они являются потомками перешедших в Иудаизм славян и хазар, и что Сионизм есть вредная Химера. Миф излагался в публикациях на Идиш, для внутреннего пользования, в 1946г Кесслер запустил эту байку в международный о Территория Хазарии является очагом где сложились индо-европейские народы. Тюрки появляются в этом районе в 3-4 веке, первыми былиГуны, в 6 веке под влиянием внутренних проблем и распрей распадается великий тюрксий каганат Ашина. Сначала на восточный и западный. а потом на более мелкие единицы. Тюркских племена утигуро-кутигурской группы-Булгары. Кабиры, Хазары борются за контроль над территорией между Чёрным и Каспийским морями, в конечном итоге верх берут Хазары. Столица хазарского каганта первоначально находилась на территории современного Дагестана, была разорена арабами и позже перенесена в устье Волги. Основным населением Хазарии были коренные народы этого района предки дагестанцев, адыго-абхазов(черкесы, ингуши,чеченцы, кабардинцы), остатки тюркских пришельцев предшествующих Хазарам(балкарцы и карачаевцы), индоевропейцы касоги, предки осетин. Хазары образовывали феодальную, военную знать, собирающую дань. как это и было обычно во всех империях основанных кочевниками. Как все тюрки Хазары были шаманистами, но не препятствовали действию миссионеров мусульман из Хорезма и христиан из Византии. Выбор Иудаизма верхушкой каганата, был сугубо политическим решением, потому что принятие Ислама означало подчинение Калифу в Багдае, а Христианства попадание в сферу влияния Византии.

Известный русский историк середины 19 века В.В. Григорьев так сформулировал свой взгляд на Хазарскую державу. » Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окруженный племенами дикими и кочующими он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала на мрачном горизонте Европы и погасла не оставив никаких следов своего существования.»
«Святослав решил довершить дело предков и сокрушить паразитарное государство хазар, которое жило за счёт торговых пошлин, держа в своих руках все выходы из Восточной Европы на восток и юго-восток. Хазары брали огромные пошлины с купеческих караванов, а при удобном случае просто грабили русских купцов. Под властью Хазарии находились и славянские земли, которые платили хазарам дань. Хазарская элита пополняла свои богатства и за счёт работорговли. Тысячи славян были проданы в восточные страны. К тому же есть предположение, что Святослав хотел отомстить за гибель Вещего Олега. По одной из версий, именно хазарская «змея» (символ предательства) стала причиной гибели князя Олега. В период 912/914 русское войско ходило в поход в Закавказье и Персию, на обратном пути оно попало в засаду и долгом кровавом бою хазары его почти полностью истребили (Каспийский поход русов 912 года). Даже если Олег пал не в этом бою, кровь русских воинов взывала к отмщению, как и тысяч других русов павших в схватках с хазарами или захваченных в плен и проданных в рабство. Русы тогда жили по принципу кровь за кровь, отвечая на удар ударом.Весной 964 года, едва подсохли дороги, русское войско выступило в поход. Дружины шли не обычным путем по Днепру, в ладьях, а конным и пешим ходом на восток. Позднее летописец отметит: «И идее на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реша (сказали): «Козаромъ по щьлягу от рала (плуга) даемъ». В это короткой фразе укрыта целая страница русской истории – эпоха освобождения восточно-славянских земель от хазарского ига и объединение их в единое Русское государство. Хазарский каганат был традиционным противником Руси, врагом упорным, хитрым и жестоким. Повсюду, где только было можно, хазары противодействовали Руси, закрывали дорогу на Восток, создав мощный антирусский союз в составе Волжской Булгарии, буртасов, некоторых племен Поволжья и Северного Кавказа. Хазары не обрадовались тому факту, что на Руси появилась мощная варяжская династия, которая начала тяжкий труд по объединению восточнославянских земель в единое целое и серьёзно уменьшившая влияние Хазарии на русские земли. Теперь и вятичи, сильный племенной союз, занимавший земли в бассейне Десны, Верхней и Средней Оки, притоков Оки, на Дону (в арабских источниках страна Вантит), перестали платить дань хазарам и вошли в состав Русского государства.»
http://topwar.ru/34583-sabelnyy-udar-svyatoslava-po-hazarskomu-chudu-yudu.html
Поэтому разгром Святославом Хазарии — чистейшей воды выдумка.
—————————————————————

«В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их взял» «Повесть временных лет»

«Возвращаясь на твердую почву установленных фактов, мы убеждаемся в
реальности похода Святослава против хазар. Молодой князь, оказавшийся
энергичным полководцем, начал его летом 964 г. Святослав не решился идти от
Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя
северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было
сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили
ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии — Итиля. Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы.
Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь
Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы
Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик,
пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно
встретились у Итиля. Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные
дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались
вежливо.

Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. (Лев Гумилев)

Столица Хазарии — Итиль, расположенная в дельте Волги, поражала приезжих своими размерами и великолепием. Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешёвой баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов, корабли, спускающиеся по Волге и караваны, подходящие к городу с востока и с запада, — всё это производило сильное впечатление на очевидцев. Арабский географ Масуди писал, что в Итиле было семь судей: двое для евреев, двое для мусульман, двое для христиан и один для язычников. Следовательно, существовала система права, при которой каждая религиозная и этническая группы проводила суды в соответствии со своими религиозными и правовыми обычаями. К сожалению, конец этого прекрасного города, а с ним и всего начального периода отечественной истории был внезапным и трагичным. Во второй половине 10 века н.э. произошла быстрая трансгрессия Каспийского моря. Итиль и огромные территории вокруг него оказались под водой. Из воды торчали только колокольни наиболее высоких зданий города — христианских церквей. Это и послужило основанием для возникновения известной легенды о невидимом граде Китеже.

«Крещение Руси» стало естественным следствием раздела канонической территории Хазарии.

Хазарское царство отдаленно напоминает мне Империю Кира Великого. Он умел находить общий язык среди покоренных народов. И он не противился существованию многих вероисповеданий на ее территории, а иудеев привлекал к развитию ее экономики. От чего же так не повезло Хазарии в понимании, что главное экономика и ее мощь а не веры? «Крестили Русь, я что толку? Нарды в нее входящие так и остались со своими традиционными верами, что только мешало когда, например иудеев и мусульман заставляли переходить в Христианство. И как наследие сегодняшнее отношение к людям других конфессий в России да и в Европе, и это вместо того, чтобы не вмешиваться в дела веры и заниматься проблемами экономики и развития общности людей. Хотя, вероятно, Хазария с ее укладом жизни не совсем сравнимая модель общности людей в современном мире.
А азбука, наверно, хороший пример, откуда истоки происхождения устного языка общения людей, и где зародились корни языкового общения?

На мой взгляд, Хазарский период является ключевым в отечественной истории, когда появилась евразийская геополитическая целостность, в рамках которой впоследствии сложилась великая русская нация.

 

Александр Македонский в Иерусалиме

В 332 году до н.э. на пути из Ливана в Египет Иерусалим посетил великий полководец Александр Македонский. Его армия вышла к окраинам Иерусалима в районе нынешней горы Обозрения. Навстречу Александру на гору поднялась группа служителей Иерусалимского Храма во главе с первосвященником Яддуа. И тогда случилось неожиданное — полководец встал на колени перед первосвященником и получил от него благословение. На удивлённые вопросы соратников Александр ответил, что видел сон, в котором жрец, похожий на Яддуа предсказал ему великое будущее.

Получив благословение, полководец направился в Иерусалим и, посетив Храм, нашёл его архитектеру и убранство достойными внимания. Правда, видимо по незнанию, предложил поставить на видном месте в Храме свой бюст. Священники не могли с этим согласиться и предложили другое, более по их мнению, существенное для увековечения имени великого Александра: всех мальчиков, которые родятся в этом году назовут Александрами. Полководец согласился. Так имя Александр вошло в число еврейских имён.

Глускин Яков,diletant.medi

Комментарии

Это миф не имеющий подтверждения нигде за пределами Мидраша, Иосифа Флавия, и упоминается в Тосефе написанной через 500-700 лет после описываемых событий, как и история о том что Сангедрин и Первосвященник встретили армию Александра у Реки Таниним, тогда в ней водились крокодилы, возле нынешней Хедеры,где якобы он принял их дары и подтвердил культурно-религиозную автономию дарованную Киром Великим Эзре-писцу и Нехемии. Говорить о Хар ха Цофим в описываемый период это анахронизм. Такое название этот холм получил после Великого Восстания. когда евреям было запрещено приближаться к Иерусалиму на расстояние 1 миллиария. В Тиша бе Ав паломники восходили на холм, откуда открывался вид на Хар ха Байт и развалины храма и разрывая одежды плакали и молились об Избавлении, отсюда и название Гора Взирающих. Собственно само упоминане Хар ха Цофим указывает. что автор Мидраша жил во времена Мишны, и предовал некую изустную легенду. Флавий же преследовал определённую цель, будучи «реформистским евреем» своего времени, в эпоху запрета на Иудаизм после Великого Восстания, и старающимся вписаться в римскую элиту, он воспроизвёл эту исторю, дабы легитимизировать Иудаизм в глазах римских интеллектуалов, что вот мол даже Великий Александр признал мудрость Иудаизма, как равного Греческой Философии.

Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (книга 11, глава 8) приводит подробный рассказ о посещении Иерусалима Александром. Этот факт находит своё подтверждение и в трудах римского историка 1 в.н.э. Курция Руфа.