Хазария

Часть первая.

В седьмом веке н.э. на огромном пространстве от Китая до Дуная и от Каспийского и Чёрного морей до Скандобалтии сложилась единая евразийская целостность Pax Chazarica (Хазария), которую иногда называли средневековой империей евреев. Известный русский историк 19 века В.В. Григорьев так сформулировал свой взгляд на эту державу. «Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окружённый племенами дикими и кочующими он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала она на мрачном горизонте Европы и погасла не оставив никаких следов своего существования».
Креативным ядром Хазарии были еврейские купцы-рахдониты, контролировавшие в то время мировую торговлю. Рахдониты создали первую в истории постоянную торговую сеть, простирающуюся от Китая и Индии до Западной Европы и охватывающую большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая. В Хазарии рахдониты основали три основных торговых маршрута. Во-первых, северную ветку Великого Шёлкового Пути, проходящую через города Итиль на Волге, Саркел на Дону и Киев на Днепре. Во-вторых, Великий Волжский путь и, наконец, Путь «из варяг в греки». Слово рахдонит имеет персидские корни и переводится как «знающий пути». Но для поддержания логистической инфраструктуры торговых путей недостаточно было «знать пути». Нужны были кадры и, прежде всего, мореходы и воины. Такие кадры рахдониты нашли в Скандобалтии, которая во второй половине первого тысячелетия н. э., как и Киевская Русь, Волжская Булгария, Алания, Крым и другие территории была частью Хазарии.

Часть третья. Рахдониты.
Креативным ядром Хазарии были еврейские купцы-рахдониты, контролировавшие в то время мировую торговлю. Рахдониты создали первую в истории постоянную торговую сеть, простирающуюся от Китая и Индии до Западной Европы и охватывающую большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая. В Хазарии рахдониты основали три основных торговых маршрута. Во-первых, северную ветку Великого Шёлкового Пути, проходящую через города Итиль на Волге, Саркел на Дону и Киев на Днепре. Во-вторых, Великий Волжский путь и, наконец, Путь «из варяг в греки». Слово рахдонит имеет персидские корни и переводится как «знающий пути». Но для поддержания логистической инфраструктуры торговых путей недостаточно было «знать пути». Нужны были кадры и, прежде всего, мореходы и воины. Такие кадры рахдониты нашли в Скандобалтии, которая во второй половине первого тысячелетия н. э., как и Киевская Русь, Волжская Булгария, Алания, Крым и другие территории была частью Хазарии.

***
Хазары: что стало с этим могущественным народом

О хазарах много писали соседние народы, но сами они практически не оставили о себе сведений. Насколько неожиданно хазары появились на исторической сцене, настолько же внезапно они с нее сошли.

Невесть откуда

Впервые о хазарах в V веке сообщил армянский историк Моисей Хоренский, который писал что «толпы хазар и басилов, соединившись, перешли Куру и рассыпались по эту сторону». Упоминание реки Куры, по всей видимости, говорит, что в Закавказье хазары попали с территории Ирана. Арабский летописец Якуби это подтверждает, отмечая что «хазары вновь завладели всем, что персы отняли у них, и держали в своих руках до того времени, пока римляне не выгнали их и не поставили царя над четырьмя Армениями».
До VII столетия хазары вели себя довольно скромно, входя в состав различных кочевых империй – дольше всего в Тюркский каганат. Но к середине века они окрепли и осмелели настолько, что создают собственное государство – Хазарский каганат, которому суждено было просуществовать более трех столетий.

Государство-призрак

В византийских и арабских летописях во всех красках описывается величие Итиля, красота Семендера и мощь Беленджера. Правда, складывается ощущение, что летописцы отражали лишь ходящую о Хазарском каганате молву. Так, аноним, словно пересказывая легенду, отвечает византийскому сановнику, что есть такая страна, называющаяся «ал-Хазар», которую от Константинополя отделяет 15 дней пути, «но меж ними и нами находится много народов, а имя их царя Иосиф».
Попытки археологов установить, что собой являла загадочная «Хазария» активно стали предприниматься в 20-30-х годах XX столетия. Но все безуспешно. Легче всего оказалось обнаружить хазарскую крепость Саркел (Белая Вежа), так как ее местоположение было известно относительно точно. Профессору Михаилу Артамонову удалось раскопать Саркел, но найти следы хазар он не смог. «Археологическая культура собственно хазар остается до сих пор неизвестной», – грустно констатировал профессор и предлагал продолжать поиски в низовьях Волги.

«Рыбий клей»

Некоторые исследователи не видят ничего удивительного в том, что археологические раскопки не приносят никаких результатов. По их мнению, масштабы хазарской культуры сильно преувеличены. Например, в одном из летописных сводов мы находим: «Страна хазар не производит ничего, что бы вывозилось на юг, кроме рыбьего клея… Хазары не выделывают материй… Государственные доходы Хазарии состоят из пошлин, платимых путешественниками… Царь хазар не имеет судов». А в качестве хазарского экспорта автор называет только баранов, быков и пленников.
На скромные размеры каганата обращал внимание историк Борис Рыбаков. Он также отмечал, что «отсутствие археологических следов хазарских городов делает очень неубедительными рассуждения о городском строе у хазар, а паразитарный характер государства, жившего по преимуществу за счет транзитной торговли, лишает нас возможности присоединиться к выводам о развитом феодальном строе каганата». По мнению историка, Хазарский каганат это, по сути, огромная таможенная застава, занимавшая очень выгодное географическое положение и «запиравшая пути по Северному Донцу, Дону, Керченскому проливу и Волге». В этой связи также интересен фрагмент письма жившего в каганате еврея, который называет хазар народом «без закона и без письма».

Русская Атлантида

Продолжая исследования Артамонова, Лев Гумилев ведет свои поиски «Хазарии» на незатопляемых островках дельты Волги, но список находок отнесенных к хазарской культуре невелик. Более того, легендарный Итиль ему найти так и не удалось. Тогда Гумилев меняет свою стратегию и проводит подводную разведку около части Дербентской стены, которая уходит в Каспий. Обнаруженное его поражает: там, где сейчас плещется море, жили люди и нуждались в питьевой воде! Еще средневековый итальянский географ Марина Сануто отмечал, что «Каспийское море год от года прибывает, и многие хорошие города уже затоплены».
Гумилев делает вывод, что Хазарское государство следует искать под толщей морской воды и наносов волжской дельты. Однако напасть шла не только со стороны моря: с суши на «Хазарию» надвигалась засуха, которая довершила, начатое Каспием.

Рассеяние

Что не сумела сделать природа, осуществили русско-варяжские дружины, окончательно уничтожившие некогда могущественный Хазарский каганат и рассеявшие его многонациональный состав по миру. Часть беженцев после победного похода Святослава 964 года встретил в Грузии арабский путешественник Ибн Хаукаль.
Современный исследователь Степан Головин отмечает весьма широкую географию расселения хазар. По его мнению «хазары дельты смешались с монголами, а евреи частью скрылись в горах Дагестана, частью перебрались обратно в Персию. Христиане-аланы сохранились в горах Осетии, а тюркские хазары-христиане в поисках единоверцев перебрались на Дон».
Некоторые исследования показывают, что хазары-христиане, слившись с донскими единоверцами, впоследствии стали именоваться «бродниками», а позднее и казаками. Однако внушающими больше доверия являются выводы, по которым основная масса хазар вошла в состав Волжской Булгарии.
Арабский географ X века Истахри утверждает, что «язык булгар подобен языку хазар». Эти близкие этнические группы объединяет то, что они первыми на развалинах Тюркского каганата создали свои государства, которые возглавлялись тюркскими династиями. Но судьба распорядилась так, что сначала хазары подчинили своему влиянию булгар, а затем сами влились в состав нового государства.

Неожиданные потомки

В настоящий момент существует множество версий о народах-потомках хазар. По мнению одних – это восточноевропейские евреи, другие называют крымских караимов. Но сложность в том, что мы не знаем каким был хазарский язык: немногочисленные рунические надписи до сих пор не удалось расшифровать.
Писатель Артур Кестлер поддерживает идею о том, что хазарские евреи, переселившись после падения каганата в восточную Европу, стали ядром мировой еврейской диаспоры. По его мнению, это подтверждает тот факт, что потомки «Тринадцатого колена» (так писатель назвал хазар-евреев) будучи не семитского происхождения, в этническом и культурном плане имеют мало общего с современными евреями Израиля.
Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он опирается на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, по его мнению, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В).
Полюх пишет, что группа III (В) служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (куда он относит и хазар), у которых она приближается к 100% популяции.
Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем также свидетельствуют «берестяные грамоты». Также, по мнению Полюха подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Тут он и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар.

Последние находки

Впрочем, сенсационные выводы могут оказаться преждевременными. В начале 2000-х годов в 40 километрах южнее Астрахани российские археологи при раскопках средневекового города Саксин обнаружили «хазарские следы». Серия радиоуглеродных анализов датирует культурный слой IX веком – время расцвета Хазарского каганата. Как только поселение было оконтурено, определилась его площадь – два квадратных километра. Какой крупный город кроме Итиля возвели хазары в дельте Волги?
Торопиться с выводами конечно рано, однако, уже сейчас столпы хазарологии М. Артамонов и Г. Федоров-Давыдов практически уверены, что столица Хазарского каганата найдена. Что касается хазар, то скорее всего они просто растворились в этнокультуре соседних народов так и не оставив после себя прямых потомков.

russian7.ru

*** 

Часть четвёртая. Феномен викингов.

Итак, кадры для поддержания логистической инфраструктуры торговых путей рахдониты нашли на северо-западе Хазарии — в Скандобалтии, где существовала общинно-первобытная формация, но жители были умелыми мореходами и отважными воинами. Дружины викингов на первых порах формировались еврейскими купцами из тех жителей Скандобалтии, которые по тем или иным причинам не желали жить в своём племени и подчиняться его законам. Слово «викинг» носило тогда оскорбительный оттенок, вроде современного «пират, бандит». Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали, как погибшего. Завербованных людей рахдониты поселяли в специальных центрах — виках. Наиболее крупными виками были: Бирка (на территории современной Швеции), Хедебю (на территории современной Дании) и Альдейгью — Старая Ладога (на территории современной России). В виках формировались и обучались экипажи и боевые контингенты гребных торговых судов. Собирательным названием таких дружин в Хазарии было слово «Русь». Постепенно вики стали местом кристаллизации качественно новых социально-экономических функций. Здесь концентрировалась торговля и зарождалось ремесло, развивались формы городского самоуправления. На определённом этапе наблюдалось возникновение обширного военно-демократического дружинного строя, в котором постепенно выделялись наиболее организованные и сильные коллективы, объединившиеся вокруг могущественных и авторитетных вождей, первых князей и конунгов предфеодальных объединений, к числу которых принадлежал и Рюрик.

Комментарии

Со времени возникновения вика в Старой Ладоге в середине 8 века н.э. там занимались обработкой янтаря и изготовлением янтарных бус. Известно существование кузнечно-ювелирной мастерской в 753-770 годах, где скорее всего работали члены еврейской общины. После каких-то бурных событий и пожара ок. 780 года в Старой Ладоге появляются первые клады арабского серебра, доставленного по Великому Волжскому пути. Одновременно начинает действовать стеклодельная мастерская, просуществовавшая до рубежа 830-840 годов и использовавшая привозное (из Алании) сырьё. Бусы обменивались у местного населения на меха, а меха — на арабское серебро.

С Биркой, как с центром «шведских викингов», дело темное… Современные скандинавские и русские историки склоняются к выводу, что в Швеции викингов никогда не было, в смысле викингов-шведов. Уровень Балтийского моря был тогда гораздо выше современного и большая часть нынешней береговой линии находилась под водой (см. о трансгрессии Балтийского моря, о Римском климатическом оптимуме и о малом ледниковом периоде IX-XII в.в.)
Скорее всего, многое в нашей истории — выдумки монахов-летописцев, слагателей саг и поздних историков-норманистов.
Возвращаясь к Бирке, можно сказать, что она (может быть) и была где-то в Скандинавии и … всё.

Прочтите книги историков про быт викингов- Вы пишете «Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали, как погибшего». Раскопки показывают, что поселения викингов не предполагали уход из семьи. Наоборот, это были семейные поселения, где рождались дети, и в подтверждение тому найденная домашняя утварь, женские украшения, детские игрушки. Мужчины уходили в походы- иногда и на несколько лет, но их «юношами» никто не оплакивал. Девочки жили с матерью до замужества, а мальчики начинали ходить «на дело» уже с 14-15 лет. В это время женщины занимались хозяйством, заготовками, шили паруса и одежду. Есть сохранившиеся письма жен и даже детей к отцам. Существовали родовые наследуемые владения, есть замечательная книга Аделаиды Сванидзе- «Викинги- люди саги, жизнь и нравы». Там четкие ссылки на исторические документы и эпос (саги, есс-но).
Поэтому предположение Ваше, что викинги были чуть ли не крепостными, ошибочно. Да, они нанимались типа контракников к различным князьям, ханам и проч. Возможно, были наемниками и у рахдонитов- но только из корыстных побуждений.

Ведь я пишу о начальном (Хазарском) периоде эпохи викингов, когда у них ещё не сложились те социально-экономические формы, о которых пишете Вы.

Когда юноша покидал семью и уходил в дружину викингов, его оплакивали, как погибшего. Завербованных людей рахдониты поселяли в специальных центрах — виках. Наиболее крупными виками были: Бирка (на территории современной Швеции), Хедебю (на территории современной Дании) и Альдейгью — Старая Ладога
——————————————
Указанные Вами города говорят об обратном- Вы пишете — «Ведь я пишу о начальном (Хазарском) периоде эпохи викингов, когда у них ещё не сложились те социально-экономические формы, о которых пишете Вы.»
Хедебю был одним из центров работорговли, и вообще крупнейшим торговым центром. Там были и ремесла и проч.

Я, конечно, не мог не упомянуть названия крупнейших виков. Но все они прошли несколько этапов своего развития. Первые викинги, которых вербовали рахдониты для своих торговых нужд и «гроза Европы», которыми они стали на последующих этапах своего существования кардинально различаются.

Раздел канонической территории Хазарии

После окончания арабо-хазарских войн, Хазария оказалась «равноудалённой» от находящихся в перманентном военном и религиозном противостоянии Византии и Арабского Халифата. Со своей стороны элита Хазарии противилась обращению в иудаизм нееврейского населения, считая прозелитов «проказой Израиля» и в то же время всячески поощряя переход язычников в лоно других авраамических религий — христианства и ислама. В этих условиях в начале  60-х годов девятого века н.э. в столице Хазарии Итиле состоялась встреча делегаций трёх держав, посвящённая разделу канонической территории Хазарии. Речь шла о разграничении сфер деятельности миссионеров из Византии и Халифата.

Константинопольский патриарх Фотий послал на эту встречу представительную делегацию во главе с братьями Кириллом и Мефодием. Сознавая важность возложенной на них миссии, братья выучили еврейский язык. Это впоследствии пригодилось им при разработке славянской письменности, в которой были использованы некоторые буквы еврейского алфавита. В результате встречи в сферу влияния Византии попали Крым, Северный Кавказ и территории, прилегающие к пути «из варяг в греки». В сферу влияния Халифата попали территории, примыкающие к Великому Волжскому пути, а также частично территории современного Казахстана и республик Средней Азии. В столице Хазарии Итиле все три конфессии получили равный статус.

Любой археолог занимающийся еврейскими поселениями. скажет вам, что существует три характерных признака такового-синагога, микве и кладище. За последние 300 лет на территории Хазарии ничего такого не найдено. найдены граффити с еврейской тематикой-менора. лулав. этрог, магендавид, найдены изделия из серебра с этой же тематикой, даже в захоронении скандинавского типа под Черниговым-знаменитая Чёрная Могила, что свидетельствует. что на территории были еврейские ремесленники, но не свидетельствует о наличии массового присутствия еврейского населения. Евреи и до хазар проживали в основных торговых центрах по берегам Чёрного Моря, в Закавказье и Персии. Принятие Хазарской верхушкой иудаизма привело к притоку этнических евреев из Византии-романийотов, из Персии-Мизрахи, по свидетельству многочисленных арабских авторов они были заняты в ремёслах и торговле, и проживали в немногочисленных городах расположенных вдоль торгвых путей, в частности Киеве-пограничной Хазарской крепости и торговой фактории. Миф о хазарском происхожденииевреев Восточной европы. в первую очердь Украины, запустили интелектуалы из Культур Лиги, тесно связанной с Бундом. бунд заявлял,что исторический дом восточно-европейских евреев, это территория приблизительно радиусом 600км с центром в Карпатах, что они являются потомками перешедших в Иудаизм славян и хазар, и что Сионизм есть вредная Химера. Миф излагался в публикациях на Идиш, для внутреннего пользования, в 1946г Кесслер запустил эту байку в международный о Территория Хазарии является очагом где сложились индо-европейские народы. Тюрки появляются в этом районе в 3-4 веке, первыми былиГуны, в 6 веке под влиянием внутренних проблем и распрей распадается великий тюрксий каганат Ашина. Сначала на восточный и западный. а потом на более мелкие единицы. Тюркских племена утигуро-кутигурской группы-Булгары. Кабиры, Хазары борются за контроль над территорией между Чёрным и Каспийским морями, в конечном итоге верх берут Хазары. Столица хазарского каганта первоначально находилась на территории современного Дагестана, была разорена арабами и позже перенесена в устье Волги. Основным населением Хазарии были коренные народы этого района предки дагестанцев, адыго-абхазов(черкесы, ингуши,чеченцы, кабардинцы), остатки тюркских пришельцев предшествующих Хазарам(балкарцы и карачаевцы), индоевропейцы касоги, предки осетин. Хазары образовывали феодальную, военную знать, собирающую дань. как это и было обычно во всех империях основанных кочевниками. Как все тюрки Хазары были шаманистами, но не препятствовали действию миссионеров мусульман из Хорезма и христиан из Византии. Выбор Иудаизма верхушкой каганата, был сугубо политическим решением, потому что принятие Ислама означало подчинение Калифу в Багдае, а Христианства попадание в сферу влияния Византии.

Известный русский историк середины 19 века В.В. Григорьев так сформулировал свой взгляд на Хазарскую державу. » Необыкновенным явлением в средние века был народ хазарский. Окруженный племенами дикими и кочующими он имел все преимущества стран образованных: устроенное правление, обширную цветущую торговлю и постоянное войско. Когда величайшее безначалие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в неё отовсюду. Как светлый метеор ярко блистала на мрачном горизонте Европы и погасла не оставив никаких следов своего существования.»
«Святослав решил довершить дело предков и сокрушить паразитарное государство хазар, которое жило за счёт торговых пошлин, держа в своих руках все выходы из Восточной Европы на восток и юго-восток. Хазары брали огромные пошлины с купеческих караванов, а при удобном случае просто грабили русских купцов. Под властью Хазарии находились и славянские земли, которые платили хазарам дань. Хазарская элита пополняла свои богатства и за счёт работорговли. Тысячи славян были проданы в восточные страны. К тому же есть предположение, что Святослав хотел отомстить за гибель Вещего Олега. По одной из версий, именно хазарская «змея» (символ предательства) стала причиной гибели князя Олега. В период 912/914 русское войско ходило в поход в Закавказье и Персию, на обратном пути оно попало в засаду и долгом кровавом бою хазары его почти полностью истребили (Каспийский поход русов 912 года). Даже если Олег пал не в этом бою, кровь русских воинов взывала к отмщению, как и тысяч других русов павших в схватках с хазарами или захваченных в плен и проданных в рабство. Русы тогда жили по принципу кровь за кровь, отвечая на удар ударом.Весной 964 года, едва подсохли дороги, русское войско выступило в поход. Дружины шли не обычным путем по Днепру, в ладьях, а конным и пешим ходом на восток. Позднее летописец отметит: «И идее на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реша (сказали): «Козаромъ по щьлягу от рала (плуга) даемъ». В это короткой фразе укрыта целая страница русской истории – эпоха освобождения восточно-славянских земель от хазарского ига и объединение их в единое Русское государство. Хазарский каганат был традиционным противником Руси, врагом упорным, хитрым и жестоким. Повсюду, где только было можно, хазары противодействовали Руси, закрывали дорогу на Восток, создав мощный антирусский союз в составе Волжской Булгарии, буртасов, некоторых племен Поволжья и Северного Кавказа. Хазары не обрадовались тому факту, что на Руси появилась мощная варяжская династия, которая начала тяжкий труд по объединению восточнославянских земель в единое целое и серьёзно уменьшившая влияние Хазарии на русские земли. Теперь и вятичи, сильный племенной союз, занимавший земли в бассейне Десны, Верхней и Средней Оки, притоков Оки, на Дону (в арабских источниках страна Вантит), перестали платить дань хазарам и вошли в состав Русского государства.»
http://topwar.ru/34583-sabelnyy-udar-svyatoslava-po-hazarskomu-chudu-yudu.html
Поэтому разгром Святославом Хазарии — чистейшей воды выдумка.
—————————————————————

«В год 6473 (965) пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их взял» «Повесть временных лет»

«Возвращаясь на твердую почву установленных фактов, мы убеждаемся в
реальности похода Святослава против хазар. Молодой князь, оказавшийся
энергичным полководцем, начал его летом 964 г. Святослав не решился идти от
Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя
северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было
сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили
ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии — Итиля. Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы.
Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь
Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы
Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик,
пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно
встретились у Итиля. Столица Хазарии располагалась на огромном острове (19 км в ширину), который образовывали две волжские протоки: собственно Волга (с запада) и Ахтуба (с востока). Ахтуба в те времена была такой же полноводной рекой, как и сама Волга. В городе стояли каменная синагога и дворец царя, богатые деревянные
дома рахдонитов. Была и каменная мечеть, ведь с мусульманами там обращались
вежливо.

Воины Святослава отрезали все пути из Итиля. (Лев Гумилев)

Столица Хазарии — Итиль, расположенная в дельте Волги, поражала приезжих своими размерами и великолепием. Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешёвой баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов, корабли, спускающиеся по Волге и караваны, подходящие к городу с востока и с запада, — всё это производило сильное впечатление на очевидцев. Арабский географ Масуди писал, что в Итиле было семь судей: двое для евреев, двое для мусульман, двое для христиан и один для язычников. Следовательно, существовала система права, при которой каждая религиозная и этническая группы проводила суды в соответствии со своими религиозными и правовыми обычаями. К сожалению, конец этого прекрасного города, а с ним и всего начального периода отечественной истории был внезапным и трагичным. Во второй половине 10 века н.э. произошла быстрая трансгрессия Каспийского моря. Итиль и огромные территории вокруг него оказались под водой. Из воды торчали только колокольни наиболее высоких зданий города — христианских церквей. Это и послужило основанием для возникновения известной легенды о невидимом граде Китеже.

«Крещение Руси» стало естественным следствием раздела канонической территории Хазарии.

Хазарское царство отдаленно напоминает мне Империю Кира Великого. Он умел находить общий язык среди покоренных народов. И он не противился существованию многих вероисповеданий на ее территории, а иудеев привлекал к развитию ее экономики. От чего же так не повезло Хазарии в понимании, что главное экономика и ее мощь а не веры? «Крестили Русь, я что толку? Нарды в нее входящие так и остались со своими традиционными верами, что только мешало когда, например иудеев и мусульман заставляли переходить в Христианство. И как наследие сегодняшнее отношение к людям других конфессий в России да и в Европе, и это вместо того, чтобы не вмешиваться в дела веры и заниматься проблемами экономики и развития общности людей. Хотя, вероятно, Хазария с ее укладом жизни не совсем сравнимая модель общности людей в современном мире.
А азбука, наверно, хороший пример, откуда истоки происхождения устного языка общения людей, и где зародились корни языкового общения?

На мой взгляд, Хазарский период является ключевым в отечественной истории, когда появилась евразийская геополитическая целостность, в рамках которой впоследствии сложилась великая русская нация.

 

 

Александр Македонский в Иерусалиме

В 332 году до н.э. на пути из Ливана в Египет Иерусалим посетил великий полководец Александр Македонский. Его армия вышла к окраинам Иерусалима в районе нынешней горы Обозрения. Навстречу Александру на гору поднялась группа служителей Иерусалимского Храма во главе с первосвященником Яддуа. И тогда случилось неожиданное — полководец встал на колени перед первосвященником и получил от него благословение. На удивлённые вопросы соратников Александр ответил, что видел сон, в котором жрец, похожий на Яддуа предсказал ему великое будущее.

Получив благословение, полководец направился в Иерусалим и, посетив Храм, нашёл его архитектеру и убранство достойными внимания. Правда, видимо по незнанию, предложил поставить на видном месте в Храме свой бюст. Священники не могли с этим согласиться и предложили другое, более по их мнению, существенное для увековечения имени великого Александра: всех мальчиков, которые родятся в этом году назовут Александрами. Полководец согласился. Так имя Александр вошло в число еврейских имён.

Глускин Яков,diletant.medi

Комментарии

Это миф не имеющий подтверждения нигде за пределами Мидраша, Иосифа Флавия, и упоминается в Тосефе написанной через 500-700 лет после описываемых событий, как и история о том что Сангедрин и Первосвященник встретили армию Александра у Реки Таниним, тогда в ней водились крокодилы, возле нынешней Хедеры,где якобы он принял их дары и подтвердил культурно-религиозную автономию дарованную Киром Великим Эзре-писцу и Нехемии. Говорить о Хар ха Цофим в описываемый период это анахронизм. Такое название этот холм получил после Великого Восстания. когда евреям было запрещено приближаться к Иерусалиму на расстояние 1 миллиария. В Тиша бе Ав паломники восходили на холм, откуда открывался вид на Хар ха Байт и развалины храма и разрывая одежды плакали и молились об Избавлении, отсюда и название Гора Взирающих. Собственно само упоминане Хар ха Цофим указывает. что автор Мидраша жил во времена Мишны, и предовал некую изустную легенду. Флавий же преследовал определённую цель, будучи «реформистским евреем» своего времени, в эпоху запрета на Иудаизм после Великого Восстания, и старающимся вписаться в римскую элиту, он воспроизвёл эту исторю, дабы легитимизировать Иудаизм в глазах римских интеллектуалов, что вот мол даже Великий Александр признал мудрость Иудаизма, как равного Греческой Философии.

Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (книга 11, глава 8) приводит подробный рассказ о посещении Иерусалима Александром. Этот факт находит своё подтверждение и в трудах римского историка 1 в.н.э. Курция Руфа.