Татаро-монгольское нашествие

 

Поход на  Северо-Восточную Русь (1237—1238)

Планы завоевания Восточной Европы складывались у монгольских феодалов задолго до похода Батыя. Еще в 1207 году Чингиз-хан направил своего старшего сына Джучи на завоевание племен, обитавших к северу от реки Селенги и в долине Иртыша. При этом в состав улуса Джучи были включены и земли Восточной Европы, которые планировалось завоевать в дальнейшем. Однако, при жизни Чингиз-хана эти планы не были реализованы. В 1220-х годах монголы провели только подготовку к походу, важной частью которой был поход тридцатитысячного войска Субедея и Джебе в Закавказье и Юго-Восточную Европу в 1222—1224 гг.

 

Он имел рекогносцировочный характер и имел целью стратегическую разведку и сбор информации о странах Восточной Европы. Во время этого похода монголов 31 мая 1223 года произошла битва на Калке, окончившаяся поражением русско-половецкого войска.
1.jpegВ результате этой разведки татаро-монголы изучили будущий театр боевых действий, познакомились с русскими войсками и укреплениями, получили информацию о внутреннем положении русских княжеств. Из половецких степей войско Субедея и Джебе двинулось в Волжскую Булгарию, где было разбито и вернулось по степям современного Казахстана в Среднюю Азию.

Новым шагом по завоеванию Восточной Европы стал поход Субедея и его 30-тысячного корпуса в прикаспийские степи, начавшийся в конце 1220-х годов. Появление татаро-монгол на Яике русские летописи датировали 1229 годом. Войско Субедея потеснило саксин, половцев и сторожевые отряды булгар на Яике, а затем утвердилось в юго-западной части Башкирии.
2.jpg

После курултая 1229 года на помощь Субедею пришли войска улуса Джучи. Совместные атаки были направлены на половцев, башкирские земли, а с 1232 года и на булгар. Атаки монгол в этих направлениях продолжались до 1235 года.

В 1235 году был созван очередной курултай. Причиной созыва стала нехватка сил у улуса Джучи для масштабного наступления на Восточную Европу. Курултай наметил общемонгольский поход, в котором должны были принять участие и войска других улусов. Для участия в нем был привлечен находящийся тогда в Китае Субедей.

Список чингизидов, принявших участие в походе, присутствует в таких произведениях как «Сокровенное сказание», «Юань ши», «Сборник летописей» персидского историка Рашид ад-Дина. Согласно их данным, в поход помимо Батыя, в походе участвовали следующие чингизиды: сыновья Джучи Орда-Ежен, Шибан, Тангкут и Берке, внук Чагатая Бури и сын Чагатая Байдар, сыновьяУгэдэя Гуюк и Кадан, сыновья Толуя Мункэ и Бучек, сын Чингисхана Кюльхан, внук брата Чингисхана Аргасун. . По данным историка Каргалова, каждый чингизид вел с собой один или несколько туменов войска. Первоначально Угэдэй сам планировал возглавить кипчакский поход, но Мунке отговорил его. О том, какое значение придавали чингизиды покорению русских, свидетельствует монолог Угэдэя в адрес Гуюка, недовольного Батыевым руководством.

6.jpg

В 1235 и начале 1236 годов собравшееся войско готовилось к наступлению, а затем покорило башкирские племена, которые были вынуждены выделить в состав монгольского войска несколько отрядов. Осенью 1236 года татаро-монголы сосредоточились в прикаспийских степях под общим руководством сына Джучи Батыя.

Первый удар объединенного войска чингизидов обрушился на Волжскую Булгарию. До середины 1220-х она находилась в постоянном конфликте с Владимиро-Суздальским и Муромо-Рязанским княжествами. Стороны предпринимали походы, происходили постоянные стычки, победы в которых, в основном, одерживали русские войска. Однако с появлением татаро-монгол у своих границ булгары стали искать мира, что встретило понимание и поддержку у русских князей. На протяжении нескольких лет русские и булгары нормализовали отношения, что позволило Волжской Булгарии бросить все силы на подготовку к отражению предполагаемого вторжения монголов. Были создны валы в лесах, прикрывавшие основные города, сами города были укреплены, увеличились гарнизоны. Однако все эти меры оказались тщетными — Волжская Булгария была разгромлена молниеносно и полностью завоевана к весне 1237 года. О разгроме и массовом опустошении страны сообщают как русские летописи, так и восточные источники. Были разрушены почти все города, опустошению подверглась и сельская местность.

Следующим этапом похода стала атака на половцев и аланов. С района Нижней Волги татаро-монголы двинулись широким фронтом к устью Дона, где произошло очередное сосредоточение войск. Наступление продолжалось до осени 1237 года и закончилось разгромом половцев и алан. После этого татаро-монголы захватили земли буртасов, мокши и мордвы. По мнению историка Каргалова, боевые действия в 1237 году были предприняты для создания плацдарма для похода на Русь. К концу года огромное татаро-монгольское войско и союзные Батыю отряды стояли на рубежах Руси.

Подготовка к зимнему походу на Северо-Восточную Русь татаро-монголами была начата осенью 1237 года. Их войска группировались у Воронежа, туда же стягивались отряды, ранее воевавшие с половцами и аланами.

Монголы появились на южных рубежах Рязанского княжества и обратились к русским князьям с требованием дани. Юрий Рязанский послал за помощью к Юрию Владимирскому и Михаилу Черниговскому. Рязанское посольство было уничтожено в ставке Батыя, и Юрий Рязанский вывел свои полки, а также полки муромских князей, на пограничную битву, которая была проиграна.

5.jpg
 

Юрий Всеволодович послал на помощь рязанским князьям соединённое войско: своего старшего сына Всеволода со всими людьми, воеводу Еремея Глебовича, отступившие из Рязани силы во главе с Романом Ингваревичем и новгородские полки. Рязань пала после 6-дневной осады 21 декабря. Посланное войско успело дать захватчикам жестокий бой под Коломной (на территории Рязанской земли), но было разбито.

Монголы вторглись во Владимиро-Суздальское княжество, где их нагнал вернувшийся из Чернигова «в малой дружине» рязанский боярин Евпатий Коловрат вместе с остатками рязанских войск и благодаря внезапности нападения смог нанести им существенные потери (в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о торжественных похоронах Евпатия Коловрата в Рязанском соборе 11 января 1238 года). 20 января после 5-дневного сопротивления пала Москва, которую защищали младший сын Юрия Владимир и воевода Филипп Нянка «с малым войском». Юрий Всеволодович отошёл на север (р.Сить) и стал собирать войско для новой битвы с противником, ожидая полки своих братьев Ярослава (исследователи трактуют это как ожидание новгородских войск) и Святослава.

Владимир был взят в начале февраля после восьми дней осады, в нём погибла вся семья Юрия Всеволодовича. Кроме Владимира, в феврале 1238 года были взяты Суздаль, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Стародуб-на-Клязьме, Тверь, Городец, Кострома,Галич-Мерьский, Ростов, Ярославль, Углич, Кашин, Кснятин, Дмитров, а также новгородские пригороды Вологда и Волок Ламский.

4.jpg

 

На поволжские города, защитники которых ушли со своими князьями Константиновичами к Юрию на Сить, обрушились второстепенные силы монголов во главе с тёмником Бурундаем. В течение 3-х недель после взятия Владимира покрыв расстояние примерно вдвое большее, чем за то же время преодолели основные монгольские силы, во время осады последними Твери и Торжка (оборона 22 февраля — 5 марта) Бурундай подошёл к Сити со стороны Углича, владимирское войско не успело изготовиться к битве (за исключением сторожи численностью 3000 человек под руководством воеводы Дорофея Семёновича), было окружено и почти полностью погибло или попало в плен (4 марта 1238 года). Однако, монголы и сами «великую язву понесли, пало и их немалое множество». В битве вместе с Юрием погиб Всеволод Константинович Ярославский, Василько Константинович Ростовский попал в плен (впоследствии был убит), Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Углицкому удалось спастись.

Переяславль-Залесский, центр княжества Ярослава Всеволодовича, лежавший на прямом пути главных сил монголов от Владимира на Новгород, был взят царевичами сообща за 5 дней. При взятии монголами Твери погиб один из сыновей Ярослава Всеволодовича, имя которого не сохранилось. Летописи не упоминают об участии в битве на Сити Ярослава или новгородцев. Исследователями часто подчёркивается тот факт, что Новгород не послал войско на помощь Торжку.

Подводя итог поражению Юрия и разорению Владимиро-Суздальского княжества, первый русский историк Татищев В. Н. говорит о том, что потери монгольских войск во много раз превосходили потери русских, но монголы восполняли свои потери за счёт пленных (пленныезакрывали погибель их), которых на тот момент оказалось больше, чем самих монголов (а паче пленённых). В частности, штурм Владимира был начат только после того, как один из монгольских отрядов, взявший Суздаль, вернулся с множеством пленных.

 
3.jpg
 

После взятия 5 марта 1238 года Торжка основные силы монголов, соединившись с остатками войска Бурундая, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, от Игнач Креста повернули назад в степи (по разным версиям, из-за весенней распутицы  или из-за высоких потерь). На обратном пути монгольское войско двигалось двумя группами. Основная группа прошла в 30 км восточнее Смоленска, совершив остановку в районе Долгомостья. Литературный источник — «Слово о Меркурии Смоленском» — рассказывает о поражении и бегстве монгольских войск. Далее основная группа пошла на юг, вторглась в пределы Черниговского княжества и сожгла Вщиж, находящийся в непосредственной близости от центральных районов Чернигово-Северского княжества (с этим событием одна из версий связывает гибель четверых младших сыновей Владимира Святославича), но затем резко повернула на северо-восток и, обойдя стороной крупные города Брянск и Карачев, осадила Козельск. Восточная группа во главе с Каданом и Бури прошла весной 1238 года мимо Рязани. Осада Козельска, где князем был 12-летний внук участника битвы на Калке Мстислава Святославича Василий, затянулась на 7 недель. В мае 1238 года монголы соединились под Козельском и взяли его в течение трёхдневного штурма, понеся большие потери как в технике, так и в людских ресурсах во время вылазок осаждённых.

Ярослав Всеволодович наследовал Владимир за братом Юрием, а Киев занял Михаил Черниговский, сконцентрировав в своих руках таким образом Галицкое княжество, Киевское княжество и Черниговское княжество.

2

Вторжения 1239 года

Однако зимой 1238/39 г., согласно Тверской летописи, состоялся монгольский поход в Волго-Окский регион.

7.jpg

 

Вероятно в этом случае целью монголов были земли эрзи, чей князь отказался покориться монголам ещё в 1236 г. Тогда же монголы разграбили и соседние с мордвой русские земли, которые, по-видимому, не пострадали во время зимней кампании 1237—1238 гг.: Муром, Городец, Нижний Новгород и Гороховец. Л. В. Черепнин (в статье сборника «Татаро-монголы в Азии и Европе», М. 1977, стр. 197) датирует эти события 1239 г., но до взятия Переяславля Русского (ныне Переяславль-Хмельницкий). 3 марта 1239 года один из монгольских отрядов разорил Переяславль Южный. При этом соборная церковь св. Михаила была разрушена, а епископ Симеон — убит.

 
8.jpg
 

После осады, 18 октября 1239 года монголами был взят Чернигов (войско под руководством князя Мстислава Глебовича неудачно пыталось помочь городу). После падения Чернигова монголы занялись грабежом и разорением вдоль Десны и Сейма. Гомий, Путивль,Глухов, Вырь и Рыльск были разрушены и опустошены. С этими событиями одна из версий связывает гибель четверых младших братьев Мстислава Глебовича.

3  Военные действия против Даниила Галицкого (1240)

Следующей целью монголов стали русские земли на правом берегу Днепра. К 1240 г. большая их часть (Галицкое, Волынское, Киевское, а также, предположительно — Турово-Пинское княжества) была объединена под властью сыновей волынского князя Романа Мстиславовича: Даниила и Василька.

 
9.jpg
 

Не считая себя в состоянии самостоятельно противостоять монголам, накануне вторжения (то есть примерно осенью 1240 г.) Даниил отправился в Венгрию, вероятно, пытаясь склонить короля Белу IV оказать ему помощь.

Позднее он перешёл в Польшу: сначала в Сандомир (где встретился со своей семьёй), а затем в Мазовию, к своему союзнику Конраду. Там же оказался и брат Даниила Василько. В Мазовии князья оставались до тех пор пока не узнали об уходе монголов из их земель.

Первым пунктом на пути Батыя был Киев. Ещё осенью 1239 г., во время покорения Черниговского княжества (по мнению Р. П. Храпачевского это произошло не ранее февраля-марта1240 года), к Днепру напротив Киева подходил Мунке, который, как пишет летопись: «видивъ град̑ . оудивисѧ красотѣ его . и величествоу его присла послъı свои к Михаилоу и ко гражаномъ . хотѧ е . прельстити». Контролировавший в то время город черниговский князь Михаил Всеволодович ответил тогда отказом на мирные предложения монголов.

 
10.JPG
 

Новая попытка овладеть Киевом была предпринята монголами почти год спустя, осенью 1240 г. Батый снова собрал в кулак бывшие в его распоряжении войска.

Своё наступление монголы начали с покорения Поросья — области зависимых от киевских князей Чёрных Клобуков. После Поросья монгольские войска осадили Киев.

Относительно сроков и продолжительности осады Киева в источниках есть противоречие. Главный источник по событиям осады — Ипатьевская летопись — не содержит никаких дат.Лаврентьевская летопись под 1240 г. сообщает, что Киев был взят монголами «до Ржс̑тва Гс̑нѧ . на Николинъ дн҃ь»  — то есть 6 декабря. 

Отдать предпочтение любой из этих дат — сложно. Можно лишь отметить, что едва ли ослабленный усобицами, оставшийся без князя город мог продержаться особенно долго (почти в 10 раз дольше чем, например, столицы других русских княжеств: Рязань и Владимир). В пользу этого умозаключения свидетельствует и известие Рашид ад-Дина, сообщающего о взятии монголами некого крупного города «Манкер-кан» в стране русских и «народа чёрных шапок» (то есть очевидно Чёрных клобуков).

 
12.jpg
 

Падение Киева стало знаковым событием — среди правящих кругов Галича и Волыни началась паника. Сидевший в Луцке Михаил Всеволодович снова бежал со своим сыном в Польшу. Туда же бежала супруга князя Даниила и его брат Василько. Правители Болоховской земли изъявили завоевателям покорность.

Владевший в это время Киевом Даниил находился в Венгрии, пытаясь — как и Михаил Всеволодович годом раньше — заключить династический брак с королём Венгрии Белой IV, и также безуспешно (бракосочетание Льва Даниловича и Констанции в ознаменование галицко-венгерского союза состоится лишь в 1247 году). Обороной «матери городов русских» руководил тысяцкий Дмитр

Дмитр попал в плен. Были взяты Ладыжин и Каменец. Кременец монголам взять не удалось. Взятие Владимира-Волынского ознаменовалось важным событием во внутримонгольской политике — от Батыя в Монголию ушли Гуюк и Мунке. Уход туменов самых влиятельных (после Батыя) чингизидов, несомненно, уменьшил силы монгольской армии. В связи с этим исследователи считают, что дальнейшее движение на запад было предпринято Батыем по собственной инициативе.

 
13.jpg
 

3 тумена монголов во главе с Байдаром вторглись в Польшу, основные силы (до 70 тыс. чел.) во главе с Батыем, Каданом и Субэдэем, взяв за три дня Галич — в Венгрию.

Ипатьевская летопись под 1241 годом упоминает князей Понизья (болоховских), согласившихся платить дань монголам зерном и тем самым избежавших разорения своих земель, их поход вместе с князем Ростиславом Михайловичем на город Бакоту и удачный карательный поход Романовичей; под 1243 годом — поход двух военачальников Батыя на Волынь вплоть до города Володавы в среднем течении Западного Буга.

В результате нашествия погибла значительная часть населения Руси. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, а также города Смоленского, Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси понесла значительный урон.

 
14.jpg
 

На несколько десятков лет в русских городах практически прекратилось строительство из камня. Исчезли сложные ремёсла, такие как производство стеклянных украшений, перегородчатой эмали, черни, зерни, полихромной поливной керамики. «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Южные русские земли потеряли почти всё оседлое население. Уцелевшее население уходило на лесной северо-восток, концентрируясь в междуречье Северной Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём социально-экономическом развитии Русь была значительно отброшена назад.

 
15.jpg
 

Правда, существуют и возражения против такого мнения. Военная организация и вооружение определялись исторически, прежде всего, состоянием их же у «потенциальных противников», с кем велись (или могли вестись) войны. С этой точки зрения, тяжелая рыцарская кавалерия и пешие арбалетчики не были панацеей в борьбе с конно-стрелковыми армиями кочевых народов, против которых в основном приходилось воевать русско-литовским князьям в XIII-XV веках. Это подтверждают и крайне малые успехи этих родов войск европейских стран в борьбе с турками (у которых легкая кавалерия была самой многочисленной частью войск) вплоть до XVII века, когда тяжелая кавалерия и пешие лучники и арбалетчики стали достоянием глубокой истории.

Комментарии

Литва была отсталой периферией Киевского государства, населенной варварами платившими ему дань. В ПВЛ (Лаврентьевская летопись) читаем: «Се бо токмо словЂнескъ языкъ в Руси: поляне, деревляне, ноугородьци, полочане, дреговичи, сЂверъ, бужане, зане сЂдоша по Бугу, послЂже же велыняне. А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемись, моръдва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще, от колена Афетова, иже живуть въ странахъ полунощныхъ.».

И только благодарая монгольскому завоеванию, Литва, которой оно не коснулось, усилилась и стала притендовать на земли ослабленной Руси. При этом гос. язык, письменость и законы в ВКЛ первоначально были русьскими.

  • 2. Русь — это Киевское, Чернговское и Переяславское княжества. Новгородская земля и Владимиро-Суздальская противопоставлены Руси в Новгородской и Суздальской летописях. А после монгольского завоевания наследником Киевского государства становиться королевство Даниила Галицкого, оно же Королевство Русия, которое существовало еще целый век до вхождения центральных земель Руси в состав Литовского кн.
    3. В списке народов из ПВЛ, которые относились к руси, среди народов населявших территорю современной РФ упомянуты только новгородцы. Об новгороцах в ПВЛ читаем: «ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо бЂша словЂни». Остальные народы населявшие территорию РФ это были финно-угры к Руси не относившиеся, о чем указанно в ПВЛ.
    4. Такие понятия как Новгородская Русь, Владимирская Русь, Московская Русь и Литовская Русь это ахинея!!! Русь была одна — это Киевское государство, и оно прикратило свое существование после монгольского нашествия. Поскольку раздробленна была Русь или нет, тем не менее всякий удельный князек, седевший в какой нибуть глуши мечтал стать киевским князем.
    5. Крещение руси в 860-ых гг. было принято киевским князем Аскольдом. Но кто сказал, что он был скандинавом? В той же ПВЛ написано, что какие-то 2 неизвестных мужа отпрсились у Рюрика в Царьград, и ушли по Днепру вниз в итоге оставшись в Киеве. Из этого делается вывод, что это были Аскольд и Дир. Аскольде и Дира ПВЛ называет русью: «Иде Аскольдъ и Диръ на греки, и прииде въ 14 лЂто Михаила царя. Царю же отшедшю на огаряны, дошедшю же ему Черные рЂкы, вЂсть епархъ посла к нему, яко русь на Царьгородъ идеть». А о 2-ух мужах ушедших от Рюрика сказано:»И бяста у него 2 мужа, не племени его, ни боярина», т. е. если это были Аскольд и Дир, то Рюрик со своими братьями небыли русью, потому что отпросившиеся были не племени его — не из его народа. Пришедшим в Киев от Рюрика по ПВЛ сказали: «Была суть 3 братья, Кий, Щекъ, Хоривъ, иже сдЂлаша градоко сь, и изгибоша, и мы сЂдимъ, родом ихъ, платяче дань козаромъ», а реннее в ПВЛ сказано, что после Кия, Щека и Хорива княжение у полян стал держать род их (И по сихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в поляхъ). После того как пришедшим от Рюрика была рассказана история об основании Киева, написано: «Асколдъ же и Диръ остаста въ градЂ семь, и многи варяги съвокуписта, и начаста владЂти польскою землею», что означает следующее: Аскольд и Дир были потомками князя Кия, которые оставили у себя варяг пришедших от Рюрика, объеденились с ними, и освободились от дани хазарам (и начаста владЂти польскою землею). Кроме того Новгородская летопись не связывает Аскольда и Дира с Рюриком, хотя и называет их варягами. также не связывает Аскольда и Дира с Рюриком и Никонвская летопись. И так как Аскольд и Дир по ПВЛ это русь (поляне, яже нынЂ зовомая русь), то ни Рюрик ни пришедшие от него варяги, которые были не племени его, небыли русью!!! Ведь Рюрик в ПВЛ не разу не назван руским князем. Руским князем назван Вещий Олег, захвативший власть в Киеве, и ставший киевским князем: «от перваго лЂта Михаилова до перваго лЂта Олгова, рускаго князя, лЂт 29; а от перваго лЂта Олгова, понеже сЂде в КиевЂ, до перваго лЂта Игорева лЂт 31».
    6. Литовское княжество — от этнонима «литва». Также и Московское княжество от этнонима «москва». Этноним «москва» фиксируется как в староукраинских летописях (Густынская, Львовская и Острожская летописи), так и в тексте московского историка 17 века Лызлова А. И., написавшего книгу «Скифская история». Во мн. числе «москва», в ед. числе «москвин», также как «литва» и «литвин». Поэтому небыло никакой Литовской и Московской Руси. Московия же просто присвоила себе чужое название в виде кальки с греческого Ρωσία, что является аналогом летописного «Рускаӕ землѧ». Да, кстати, еще раз повторю, в Киевском государстве — Руси, небыло никаких русских, была русь. Русские же это как раз те самые финно-угры, которые по ПВЛ к Руси не относились!!! Ну а зачем так нервничать! «Хоть горшком назови — только в печь не ставь» Железная дорога — вообче-то на самом деле стальная дорога. А раньше ещё и чугункой называлась. Ну теперь нам из-за этого повеситься?

    Читайте ниже.Литовцы начали захват земель Киевской Руси задолго до вторжения на Русь монголо-татаров.До монголов , литовцы уже присоединили к себе Полоцк и другие русские земли.

    ««Много трудностей встретили историки при установлении даты сражения княжеских войск с монголо-татарами на реке Калке. В Ипатьевской летописи эта битва описана под 6732 г.: «В лето 6732 приде неслыханая рать безбожныи моавитяне рекомыи татарьве…». Летописец далее сообщает, что князья «переидоша же Днепр во день во вторник… оттуда же идоша 8 дни до реки Калки», однако не указывает более конкретной даты. Лаврентьевская же летопись в нескольких строчках дает сведения об этой битве под другим годом: «В лето 6731 … се же зло сключи месяца мая в 30, на память святого мученика Еремия». Но память упомянутого мученика церковь отмечает не 30, а 31 мая.

    В Никоновской и Густинской летописях сообщение о битве на Калке дано под 6733 г., в Рогожской летописи – под 6743 г. В летописных сводах XV в. (?), в частности, в Софийской I, Новгородской IV, Воскресенской и др. летописях упоминается дата битвы – 16 июня.
    В одном из не дошедших до нас источников Н. М. Карамзин прочел, что упомянутая битва происходила в пятницу. С другой стороны, арабский источник сообщал, что она состоялась в 620 г. хиджры, а этот лунный год начался 4 февраля 1223 г. Сопоставление всех этих данных привело к выводу, что битва на Калке произошла 16 июня 1223 г.»
    (И. А. Климишин. Календарь и хронология. Стр. 287-288)
    Итак, усилиями историков было установлено, что правильную дату битвы на Калке указали только Лаврентьевская летопись (промахнувшаяся с точным днем поминовения святого мученика Еремия) и анонимный арабский источник. Четыре другие летописи путались в показаниях как нашкодившие дети. У меня нет ни малейшего сомнения в честности и осведомленности неизвестного мне араба, но к автору Лаврентьевской хроники я отношусь предвзято – написанная им, как считается, лишь в 1377 году летопись содержит сведения почерпнутые из других, более ранних источников и никто в целом мире не может сказать что за дата была в них указана, насколько полно и указана ли вообще. Может, пресловутый Лаврентий тоже был историком и точности датировок добивался методом сопоставлений? Может тем же занимались и авторы других летописных трудов, и вся их беда состояла в том, что их научный метод дал менее точный результат? Вот что пишет цитированный выше И. А. Климишин:«Безусловно, любой элемент датировки легче запомнить и научиться использовать, если он циклический, т. е. если он повторяется через определенный промежуток времени. Такие календарные характеристики, …, и были разработаны уже в начале первого тысячелетия нашей эры. Это – круги Солнца и Луны, вруцелета (воскресные буквы), индикты, эпакты, конкурренты и др. Составитель того или другого документа, кроме номера года и месяца, иногда указывал еще индикт, круг Солнца и т. д., а иногда – лишь эти последние характеристики года или (что еще хуже) всего одну из них.»
    (Стр. 62-63)

    Наиболее часто используемым из элементов датировки (в силу своей простоты и удобства) был 19-летний Метонов цикл. Продолжу цитирование:

    «Вопрос о «сочетании» лунного календаря с солнечным (юлианским) стал воистину «во весь рост» перед христианскими богословами во II в. н. э., когда начала складываться христианская традиция празднования пасхи. После малоудачных попыток использовать для расчетов ее даты октаэтериду они как бы заново изобрели 19-летний цикл и, приняв, что через каждые 19 лет определенные фазы Луны в т о ч н о с т и приходятся на те же даты юлианского календаря, составили расписание фаз («возраста») Луны по календарным месяцам цикла. Другими словами, был построен своеобразный «вечный календарь», в котором для каждого года 19-летнего цикла новолуния (точнее – неомении) были сопоставлены с конкретными датами календарных месяцев. Эта таблица и использовалась на протяжении многих сотен лет как для расчета дат пасхи, так и для датировки событий, в особенности западноевропейскими историками.»
    (Там же. Стр. 74)

    А чем, скажите на милость, наш Лаврентий хуже их историков? Имея лишь отдельные характеристики года (что было скорее практикой, чем исключением), что бы он должен был делать? Верно! Взять «вечный календарь» и по нему выяснить дату битвы на Калке. Почему это так важно? Сейчас вы и сами все поймете…
    Появление татар в Северном Причерноморье историки объясняют двумя вещами:

    1) Субедэ, преследуя спасающегося бегством хорезмшаха Мухаммеда, с боями прошел Кавказ и повернул на запад, громя подвернувшихся под руку половцев.
    2) Субедэ был направлен Чингиз-ханом провести разведку боем, прощупать, так сказать, будущих западных противников.

    Обе версии, на мой взгляд, рассчитаны на идиотов. Посылать тридцатитысячное соединение в погоню за одним (или в составе небольшой группы) беглецом то же самое, что бить по воробью из пушки «Дора»! Да и сыщик из великого полководца оказался как из дерьма пуля: хорезмшах, говорят, укрылся на одном из островов Каспия, а Субедэ еще тысячу верст по горам, по долам отмахал в сторону! Колумб, приплыв вместо Индии в Америку, хоть на неверно вычисленную длину окружности Земли полагался, а этот на что? Палец слюнявил? Второй вариант под стать первому: у Чингиз-хана была лучшая в мире стратегическая разведка – купеческое сообщество, проникая в любые «медвежьи углы», добывала разведматериалы самого высокого качества и отправлять в бой неизвестно за что четвертую часть своих воинов во главе с самым способным из полководцев, что-то из области фантазий апологетов «Красной Звезды»… Если, только что завершившему тяжелейшую военную кампанию в Средней Азии Чингиз-хану элиту своих войск занять нечем, то умнее было бы отправить ее домой, в Монголию, с детками тютюкаться, а не класть в горах Кавказа и при калках пачками ради информации, которая через тринадцать лет безнадежно устареет! Другие варианты есть? Других вариантов нет! Мое же собственное объяснение куда проще: Лаврентий, вычисляя дату битвы, промахнулся на один Метонов цикл и отправил татар в другое время. Остается выяснить, в какой стороне следует их искать – прибавить следует 19 лет к найденной Лаврентием дате или же отнять? 1223 + 19 = 1242. Это год окончания «битвы за Европу» – два года спустя после завершения разгрома русских княжеств. Промазали. Попробуем по-другому: 1223 – 19 = 1204! Год падения Византийской империи! Год крушения главного торгового, политического и военного партнера русских княжеств! Даже не партнера – патрона! Осиротели, можно сказать! Но, похоже, кое-кто ощутил это сиротство как блаженство…»

    http://www.proza.ru/2010/01/11/964

    Говорите белорусы взяли от Литвы хе-хе…вообще-то Литвой называлась территория современной Беларуси. Первая столица ВКЛ (Великого Княжества Литовского)-современный Новогрудок в Гродненской области. На территории современной Беларуси полно географических названий, связанных с Литвой (деревни, реки и т.д.) типа Литовцы, Литвинка, Литовичи и т.п. Документооборот в ВКЛ велся на старобелорусском языке (посмотрите хотя бы Статуты ВКЛ 16 века). Да и города Вильнюса до 1940 года не было, а назывался он всегда Вильно, до момента присоединения современной Литвы в 1940 году в нем проживало 93 процента этнических белорусов, были там и евреи с поляками, а литовцев было не больше чем русских. Герб Беларуси-это Пагоня, похожа на герб Литвы, а исторический флаг белорусов бела-чырвоны-белы, именно под этим флагом Витовт бился при Грюнвальде, но белорусы выбрали себе Лукашенко, который считает, что история его страны и народа началась с 1 января 1919 года)))и с 1995 года истинные симоволы белорусов заменены на красное советские серпасто молоткастое.

    А могла история России быть совсем иной- После поражения Тохтамыша от армии Тамерлана в 1395 году, опустошения и ослабления Золотой Орды великий князь Витовт предоставил убежище Тохтамышу на своей территории, а после ухода Тамерлана на Ближний Восток предпринял несколько походов вглубь татарской территории. Литовская армия сначала перешла Дон и нанесла поражение татарской орде вблизи Волги, взяв тысячи пленных. В 1397 году Витовт появился в Крыму, где снова одержал победу над татарами, враждебными Тохтамышу.
    Витовт стремился к тому, чтобы папа римский объявил крестовый поход, который позволил бы ему сокрушить Золотую орду, завоевать русские земли и получить королевскую корону[11]. В 1399 году в битве на Ворскле возглавленное Витовтом объединённое войско, включавшее воинов Великого княжества Литовского, поляков, русских князей, крестоносцев и татар бежавшего в Литву хана Тохтамыша, потерпело сокрушительное поражение от войск хана Тимура Кутлуга и темника Едигея. Войско Витовта форсировало реку и обрушилось на войска Тимура Кутлуга, но в это время войска Едигея обошли его с флангов, прижав к реке и почти полностью уничтожив. Сам Витовт был ранен и едва не утонул.
    Поражение на Ворскле ослабило позиции Витовта. Ему пришлось отказаться от амбициозных планов на востоке.

    С исторической точки зрения весьма сомнительно такое молниеносное завоевание группой степных кочевников конеедов столь труднопроходимых и неизвестных им русских земель — лесов, болот. Монголы никак не зная этих мест, языка, возможностей древне-русского государства смогли так уверенно покорить народ, который сотрясал своими военными походами огромнейшую Византийскую империю. Даже если представить, что в те времена монголы имели такое могущество, то где оно теперь? Ведь история не поглотила в себя Англию, Испанию, Германию, Персию и т.д., а Монголия в современном мире одна из отсталых стран (если бы не интересы СССР на её территории, то и вовсе бы…). Где наследие Великой Монгольской империи, покорившей Китай, Среднюю Азию, Древнюю Русь? Кажется, что настало время наконец раскрыть правду о тех временах и перестать «пудрить» народу мозги всякой несостоятельной бредятиной.

    А как литовцы захватили земли Киевской Руси задолго до вторжения Орды? А их ещё меньше было чем монгол.В русских летописях первое датированное упоминание Литвы в 1040 году, когда состоялся поход Ярослава и была начата постройка новогрудской крепости.
    С последней четверти XII века многие княжества, граничащие с Литвой (Городенское, Изяславское, Друцкое, Городецкое, Логойское, Стрежевское, Лукомское, Брячиславское), покидают поле зрения древнерусских летописцев. Согласно «Слову о полку Игореве», городецкий князь Изяслав Василькович погиб в бою с Литвой (ранее 1185 года). В 1190 году Рюрик Ростиславич организовал поход против Литвы в поддержку родственников своей жены, пришёл в Пинск, но из-за таяния снегов дальнейший поход пришлось отменить. В 1198 году под контроль Литвы переходит Полоцк[3], с этого времени Полоцкая земля становится плацдармом для экспансии Литвы на север и северо-восток. Начинаются литовские вторжения непосредственно в новгородско-псковские (1183, 1200, 1210, 1214, 1217, 1224, 1225, 1229, 1234), волынские (1196, 1210), смоленские (1204, 1225, 1239, 1248) и черниговские (1220) земли, с которыми Литва не имела общих границ. Новгородская первая летопись под 1203 годом упоминает о сражении черниговских Ольговичей с Литвой. В 1207 году Владимир Рюрикович смоленский ходил на Литву, а в 1216 году Мстислав Давыдович смоленский разбил литовцев, грабивших окрестности Полоцка
    До похода на Русь, моголы, обитающие на территории Моголии, Манжурии и южной части Восточной Сибири создали свое государство. Они покорили и присоединили народы Южной Сибири-бурят,якутов,киргизов и др. Т.ч. монголы хорошо умели воевать в «труднопроходимых и неизвестных им …земель-лесов, болот» и у них хорошая разведка (т.н.торгоцы). Монголы разгромили империю Цзинь, Тангутское царство, Кара-Киданий, Хорезмское шахство, захватили южную Персию, Афганистан, Закавказье. И в горах монголы тоже умели воевать. Монголы прошли не только Русь но и Польшу, Чехию, Сербию, Венгрию, Болгарию. История не поглотила территории Англии, Испании, и т.д., она поглотила народы и государства на них обитающих. Бесследно исчезли скифы, хазары (которым платили дань славяне), а от других остались лишь развалины -Ассирийское, Вавилонское, Хетское Царства, Каргафен, Урарту. Или город Стамбул. Только одно государство, территория и население существует вечно -Китай. Ну, а России как государству, территории и населению всего 1000 лет.

    Монголы даже перепись провели. Первая перепись на территории Руси была проведена в Киеве, где монголы в 1245 году провели первую перепись в целях наложения дани. В 1255-57 гг. присланные центральным монгольским правительством численники проводят первую перепись населения Владимирской Руси в целях установления нормы налогообложения. С этого времени и начинается регулярный сбор дани, который осуществляют присланные центральным монгольским правительством баскаки. Русская Церковь была освобождена монголами от выплаты дани. После карательной экспедиции Бурундая в 1260 г. перепись населения была проведена в Галиче и Волыни. В Восточной и Северной Руси осуществлялись две общих переписи. В 1258-1259 гг. подсчет населения производился в Великом княжестве Владимирском и в Новгородской земле. В 1274-1275 гг. еще одна перепись была проведена в Восточной Руси, а также в Смоленске. После этого монголы больше не прибегали к всеобщей переписи, используя данные предыдущих в качестве основы для налогообложения. В соответствии с основными принципами монгольской политики монгольская перепись («число» — по-русски) имела две основных цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее число налогоплательщиков. Соответственно и термин «число» имел два значения: количество воинов, которые должны быть навербованы, и перепись населения с целью взимания налогов. Именно в свете этого двойного значения нам следует подходить к проблеме числовых разделений, установленных монголами на Руси.

    Не было бы нашествия, не было бы России! Орда — это первая манифестация империи, переименовавшейся впоследствии в Россию, но системы своей не изменившей до сих пор. Бату-хан впервые ввел единый рубль, единую систему почтовых трактов, единую вертикаль, провел первую перепись. Все сказки-жути насчет нашествия призваны ввести заблуждение людей, «доказать», что современная власть не является прямой наследницей Орды. Например, пропагандистская ахинея про «падение ига» на Куликовом поле (где наоборот, отстаивалась власть хана от повстанцев-самозванцев), или вообще ни в какие ворота не лезущие сказки про «героя» Ал. Невского — предателя, продавшего брата и народ свой в рабство за ярлык великого князя и впоследствии устраивавшего зверские карательные экспедиции на подавление русских, восстававших против ордынского (впоследствии перетекшим в российское) рабства. Особо неблаговидна во время «нашествия» роль церкви, которая, собственно, и подготовила народ под неизбежное порабощение, выполола за два предыдущих века нарождавшиеся культуры, ввела народы в режим отчуждения (в т. ч. раздробленности).
    Сейчас народ празднует как раз старт своего порабощения -1025 лет крещения Руси — когда метастаза имперского византийского рака проникла на Русь и история стала необратимой, рабство и деградация, превращение Руси в раковую опухоль планеты — http://ideo.ru/cancerocracy.html

    Насчет т.н. Крещения Руси можно говорить отдельно. Тут огромное количество нестыковок и недоговорок. Православие на Руси было необходимым, но абсолютно не по тем причинам, что мы привыкли или нас приучили слышать в ответ на вопрос о крещении 988 г..

    Князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х, вскоре после похода русов на Константинополь в 860 году, по другим источникам — во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.Помалкивают про это в России.Может потому, что скандинавы крестили Русь.

    почему же в таком случае не молчат в России о Рюрике? НЕ интересно кто крестил Русь, тем более кем он/она были по национальности, важны истинные причины.

    И важно препарировать православие в культуральном смысле. Окажется, что в православии ка кне было, так и не появилось ничего русского. За тысячу лет насаждения в русских сказках не появилось ни одного православного фигуранта. При первой возможности русские с озверением начали громить «свою» церковь. Так не бывает. Эта церковь не своя. Ее ценности не совпадают с русскими ценностями. Это чистый имперский агипроп, продукт византийской рейхстеологии.
    Главная ценностная характеристика русской культуры — ее идеализм (идея впереди материи, духовное важнее телесного), а православие наоборот — религия священной материи, культ поклонения всему только физическому (в том числе и «вочеловечашася» богу, т. е. идолу).
    А за верную службу ханам в Орде вообще следовало бы православную церковь поставить на вид. Избегаемая страница истории Орды-России.

    А где следы собственно МОНГОЛЬСКОГО нашествия — в курганах, языке, культуре, топонимике, генах?.. Тюркского (татарского) элемента, наложенного в основном на финно-угорский, сколько угодно, а вот с монголами — прокол. В общем, была это одна из тех мистификаций, какие обильно сочинялись при Екатерине 2-й ради обоснования имперских амбиций и «миссии» («между монголов и Европы») российской власти.

    Так монголы как и литовцы не сидели в русских городах.За них это делали покарённые русские князья.Собирали дань , караваны русских невольниц и невольников для азиатскиз рынков рабов.Они только контролировали и наказывали тех кто ныкал часть дани и собирал недостаточное количество живого тавара.Если кто наглел , отправляли экспидиционный корпус для наказания.Сами русские гнобили русских.

    Период Золотой Орды. В этот период в русский язык вошёл ряд важных слов, относящихся к государственному (ям, ямщик, ярлык, казак, караул, кочевать) и экономическому (деньга, казна, казначей, тамга (откуда таможня), барыш, хозяин, харч, возможно также кабала) устройству.

    Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (кирпич, жесть, лачуга), украшения (серьга, алмаз, изумруд), напитки (брага, буза), огород (арбуз, ревень), ткани (атла́с, миткаль, бязь, тесьма), одежда и обувь (башмак, колпак, фата, чулок, кафтан). Некоторые другие заимствования этого периода: кулак (?), курган, алый, барсук, бусурман, карий, мишень, стакан (?), безмен (??), таракан, тюрьма (??), бадья, булат.

    Собственно «монголов» в Батыевом войске было всего ничего, они либо остались на родине, либо погибли по пути.
    Орда состояла из множества степных народов, в большинстве тюркоязычных.
    Монгольским это нашествие называется чисто условно, по имени начавшего его народа.

    Та и в летописях монголы называются как угодно, только не монголами. Хотелось ба посмотреть на реставрацию тех событий — ведь все походы состоялись зимой рпи -30 и полном отсутствии корма для лошадей. Похоже «святые» Ярослав с сынишкой Шуркой устроили геноцид своей династии, убрав ВСЕХ на пути к власти, использовав для этого своих «братьев» — Батыя и Сартака. Расплатились по царски, но в рассрочку — на 200 лет.

    Каких 200 лет? Московия платила дань Золотой орде , а потом Крымскому ханству до 18 века. это 500 лет.

    Белорусы всегда были сильной нацией. Если бы не они и не поляки, быть бы жемайтам и аукштайтам дикарями по сей день.
    Да, как там на счёт Вильно? Не собираетесь полякам вернуть награбленное? Или считаете, что произнося вместо Европа Европас, можно и всю Европу к себе присоединить?

    Что же касается монголо-татар, то я, хоть и не поклонник Фоменко, в бред о нашествии с востока не верю. Да и наши предки не верили. Посмотрите на представленные картинки. На старых Царь (монгольский) и его воины вполне себе славянской (европейской) внешности. И лишь на новоделе откуда ни возьмись — раскосые «монголы».

    А что Литва взяла от беларусов??? Веру , не взяла- Литовцы и князья литовские были язычниками до 15 века.Язык и пмсьменность тоже не взяли.Вооружение и военное дело взяли у немцев и татар , плюс своё.Строительство и архитектуру тоже у немцев.Наоборот беларусы много чего взяли у Европы через литовцев.

    что вы спорите о какой-то ерунде? каждый народ позаимствовал что-либо у каждого другого и нет в этом ничего плохого. Если подумать, то все мы предки «одного» прародителя. Как бы не пытались «малые» народы возвысить себя в глазах международного сообщества, ничего хорошего из этого не выйдет. НИКТО никого не заставляет преклоняться перед Россией, но если бы не она, то на карте современного мира отсутствовали бы многие независимые государства, например, Прибалтийские и Закавказские республики, Финляндия, Балканские страны, те же Корея и Польша. Российская империя старалась сохранить эти народности и их культурное наследие, даровать им автономию и гарантировать защиту от военных посягательств от агрессоров. И если бы не самодурство некоторых советских вождей, то посылы русофобии у этих народов были бы ничтожно малы.

    Литва устояла и спасла большую часть Руси от деградации , присоеденив к себе.

    Литва и есть та Русь, которая сменила только династию Рюриковичей на Гедеминовичей. Центр государства тоже понятно отодвинулся от степи.

    Так ещё Илья Муромец постарался Прибалтику с Русью обьединить. Жена у него латышкой была — Латыгорка. Детей ему нарожала. Три дня Муромец бился с бабой латышской, победить не мог. Морду она ему била покруче разных богатырей. Потом они полюбили друг друга и настрогали потомство.—- Известно, что Илья Муромец не только бывал на берегу Латырь-моря (слово «латырь» означает «янтарь», и по описаниям действие происходит близ Балтийского моря на берегу Двины), но и сразился с местной богатыршей Латыгоркой. Правда, победу в тот раз досталась не Илье, а его сопернице «балтийской амазонке» Латыгорке. Одержав победу над русским богатырем, она тем не менее сочла его достойным соперником и рожала от него детей: каждый год по сыну, когда он приезжал за данью.
    Исследователи сходятся во мнении, что Латыгорка происходила из западных соседей кривичей – латыголов и латыгоров. Территория их проживания – это современная Латгалия в Латвии.
    И это далеко не единственный факт контактов балтийских и русских богатырей. Среди населения в Куремяэ сохранились предания о том, что Калевипоэг встречался на Курэмяэской (Журавлиной) горке с русским богатырем Добрыней Никитичем. И по сей день лесной массив недалеко от Куремяэ называется Тобрина, что, вероятно, восходит к имени Добрыня.

    http://www.youtube.com/watch?v=5gIEc_s6gS0 Литва первоначально прекрасно вписалась в Чёрную Русь, она же ею и была. А Русью тогда называлась Киев, Переяславль и Чернигов. Это же можно видеть и в титуле и названии — Вели́кое кня́жество Лито́вское, Ру́сское, Жемо́йтское. Жемойтия вошла в состав Литвы только после Жальгириса(Грюнвальда, Таненберга).

    Бургундский рыцарь Жильбер де Ланнуа собрался в страну, которую он опишет в своей книге.Дания и Литва, январь 1413. — Витовт ответил, что раз по-литовски «жемас» — низкий, а «аукштас» — высокий, следовательно Аукштайтия, как называлась литовская область вокруг Вильнюса, — это верхняя часть страны, а Жемайтия, соответственно, нижняя. Тевтонцы пожаловались римскому папе, что Витовт мешает им крестить язычников-жемайтов. Папа мог не утвердить условия мира и тем свести на нет победу под Грюнвальдом. Чтобы выбить из рук врага этот козырь, Витовт сам отправился в Жемайтию и сообщил оттуда в Рим, что жемайты обратились в католичество. Так объединились две ветви литовского народа, и в Европе не осталось ни одной языческой страны.

    Витаут объясняет императору Сигизмунду в 1420 г., что значит названия аукштайтов и жемайтов на литовском языке:

    «…вы сделали и объявили решение по поводу Жемайтской земли, которая есть наше наследство и вотчина из законного наследия наших предков. Ее и теперь имеем в своей собственности, она теперь есть и всегда была одна и та же самая Литовская земля, поскольку есть один язык и одни люди (unum ydeoma et uni homines). Но так как Жемайтская земля находится ниже Литовской земли, то и называется Жемайтия, потому что так по-литовски называется нижняя земля (quod in lythwanico terra inferior interpretatur). А жемайты называют Литву Аукштайтией, то есть верхней землей по отношению к Жемайтии. Также люди Жемайтии с древних времен называли себя литовцами, и никогда жемайтами (Samagitte quoque homines se Lythwanos ab antiquis temporibus et nunquam Samaytas appelant), и из-за такого тождества мы в своем титуле не пишем о Жемайтии, так как все есть одно — одна земля и одни люди.»

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s