Рах Eurasiana

 

Эстетические идеи евразийцев

Оглавление диссертации кандидат философских наук Карабаева, Карлгаш Дияровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. К вопросу о феномене евразийства в эстетическом аспекте

§ 1. Феномен евразийства как течение философской мысли начала

XX века.

§ 2. Эстетические конфигурации во взглядах музыкальных деятелей евразийства в предъевразийский период.

§ 3. Эстетические идеи евразийских музыкальных деятелей в 1920годы в социокультурном аспекте.

ГЛАВА II. Философско-эстетические предпосылки идей евразийства в

XIX веке.

§ 1. Русская философская мысль о пути к идеалу всечеловеческого совершенства.

§ 2. «Азийское уклонение» в русском музыкальном искусстве.

ГЛАВА III. Философско-онтологическое основание эстетических идей евразийцев.

§ 1. Идеал симфоничности как представление о цельности бытия и гармонически совершенном социальном космосе человека в философии

Л.П. Карсавина.

§ 2. Музыкальное видение совершенства мироздания и процесса стремительного движения к всеединству в воззрениях

П.П. Сувчинского, A.C. Лурье.

§ 3. Эстетические идеи лидеров евразийства в свете метафизики.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Эстетические идеи евразийцев»

Актуальность темы исследования состоит в том, что на современном этапе развития философской мысли переосмысливается значение эстетического знания, обращается особое внимание на проблему диалога культур в условиях усиливающегося процесса глобализации, демонстрирующего все более явное приближение к становлению новой единой взаимозависимой реальности. В изменяющемся мире возникает необходимость поиска нового пути и места развития России-Евразии как мирового средоточия гармонизирующих начал духовной жизни Востока и Запада. Поскольку мысль о России в русле евразийского культурного мира в наиболее теоретически обоснованной форме была представлена в зарубежном направлении русскойфилософии — евразийстве, постольку целесообразными и актуальными становятся философские и эстетические идеи евразийства.

Сегодня евразийство рассматривается достаточно широко учеными разных областей научного знания: философами, историками, социологами, политологами, культурологами, этнологами, экономистами, географами. Насущным является обращение к теме евразийства с точки зрения эстетики, что обусловлено необходимостью выявления значимости эстетической составляющей философских идей евразийства. Происходящая в эстетике трансформация традиционных принципов познания мира, связанных с современным динамично развивающимся искусством, изменяет классическое понимание метафизической сущности калокагатийной триады: истины, добра, красоты, являющейся до середины XX века общефилософским идеалом. В философской составляющей евразийства для современной действительности становится важной аксиологическая мысль, взывающая к рассмотрению эстетико-этических ценностей как единых, неотъемлемых движущих ориентиров в социальном космосе человека. Становится актуальной эстетическая ценность российского духовного потенциала, широко представленного в идеях евразийства, обнаруживающих универсальное тяготение к гармонии и совершенству, единству и единому миропорядку. В духовно-мировоззренческом поиске евразийства, наполненном глубоким религиозным, нравственным и всечеловеческим содержанием, представляется существенной эстетическая доминанта философских воззрений, направленная на гармонизацию отношений в системе: человек— мир-общество.

Степень разработанности темы. Исследованию идейного наследия евразийства посвящена обширная философская и научная литература. В частности, идеи евразийства рассматривались в трудах философов русского зарубежья, таких как H.A.Бердяев, В.В.Зеньковский, И.А. Ильин1. По мнению H.A. Бердяева, главным положительным началом в евразийстве явилось верное представление о важности духовно-культурной проблемы России над политической, что определяет значимость духовного основания в евразийстве. Вопросы соотношения церкви и государства в евразийстве раскрываются в работах П.М. Бицилли и Г.В. Флоровского, а также л оппонента евразийства A.A. Кизеветтера. Для раскрытия темы диссертационного исследования ценными стали первоисточники идейных основателей евразийства — Н.С. Трубецкого («Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока», «Общеславянский элемент в русской культуре», «О туранском элементе в русской культуре», «Русская проблема», «Упадок л творчества») ; П.Н. Савицкого («Евразийцы», «Два мира», «Степь и оседлость», «Географические и геополитические основы евразийства»)4; П.П. Сувчинского («Рах Eurasiana», «Новый Запад», «О современном евразийстве», «Типы творчества (памяти A.A. Блока)»)5; Г.В. Флоровского

1 Бердяев H.A. Евразийцы // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн — M.: Наука, 1993.

С. 292-300; Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн — М.: Наука, 1993. С. 301-306; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. — M.: Республика, 1997.268 сИльинИ.А. Самобытность или оригинальничание? //Русская мысль. — 1927. -№1. — С. 59-63.

2 Бицилли П.М. Два лика евразийства // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн — M.: Наука, 1993. — С. 279-291; Флоровский Г.В. Окаменснное бесчувствие: по поводу полемики против евразийцев // Из прошлого русской мысли. — M.: Аграф, 1998. С.246-255.; Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Из прошлого русской мысли. — M.: Аграф, 1998. С. 311- 343.;КизеветтерA.A. Евразийство //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн —M.: Наука, 1993. С. 266-278.

3 Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. M.: Аграф, 2000. — 560 е.;

4 Савицкий П.Н. Евразийство // Классика геополитики M.: Издательство ACT, 2003. С. 655-677; Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства // Классика геополитики М.: Издательство ACT, 2003. С. 677-687; Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Классика геополитики M.: Издательство ACT, 2003. С. 688-700. Савицкий П.Н. Два мира // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн-M.: Наука, 1993. С. 114-122;

5 Сувчинский П.П. Рах Eurasiana // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. M., 2005. С. 327-330.; Сувчинский П.П. Новый Запад // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. M., 2005. С. 324-327; Сувчинский П.П. О современном евразийстве // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. M., 2005. С. 330-332; Сувчинский П.П. Понятие времени и музыка // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. М., 2005. С. 356365; Сувчинский П.П. Типы творчества (памяти A.A. Блока) // Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель А.Л. Бретаницкая. — М.: Композитор, 1999. С.130-144

О народах не исторических (Страна отцов и страна детей), «Письмо к П.Б. Струве об евразийстве», «Смысл истории и смысл жизни», «Хитрость разума»)1. Особый интерес составили работы Л.П. Карсавина «О личности», «О началах», «Путь православия», «Церковь, личность и государство», в которых выделяется религиозно-философское понятие «симфоническая личность»2.

Важным основанием для рассмотрения евразийства в свете эстетики стала характеристика евразийства в качестве носителя утопической идеологии. Такая позиция была раскрыта во взглядах С.С. Хоружего и В.А. Сендерова . По мнению С.С.Хоружего, стремление евразийцев к совершенной организации жизни через преувеличение роли государства приводит к своеобразной утопии, порывающей с традициями русской религиозной мысли. Исследователь В.А. Сендеров, рассмотревший утопизм и мифологическую сторону феномена евразийства как определяющее свойство данного движения, определил то, что само обращение к теме евразийства носит мифологический характер, а также мифологичными становятся сами евразийские идеи и судьбы этих идей. Утопизм и мифологизм евразийства стали основанием суждения о том, что евразийство в современном измерении предстает как идеал, проникнутый эстетическим духом. В работах современных исследователей (Г.В. Ждановой, В.М. Хачатурян, И.Б. Орловой, М.А. Маслина, A.B. Соболева, В.П. Кошарного)4 евразийство предстает как самобытное научное и философское явление, которое раскрывает культурное своеобразие России, способное стать адекватным средством познания и прогнозирования будущего России-Евразии.

1 Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. — М.: Аграф, 1998.-432 с.

2 Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. — 536 е.; Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М.: Ренессанс, 1992. Т.1. — 325 с.

3 Хоружий С.С. Трансформация славянофильской иди в XX веке // Вопросы философии — 1994.

— №11. — С. 52-62.; Сендеров В.А. Евразийство миф XXI века // Вопросы философии — 2001 — №4 -С. 47-55.

4 Жданова Г.В. Философия культуры евразийства (методологические аспекты) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -№ 6. — 2004. — С. 36-46.; Хачатурян В.М. Культура Евразии этнос и геополитика // Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. -М., 1992. С.92-99.; Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Норма, 1998.-340 е.; Маслин М.А. Евразийские временники как источник классического евразийства // Евразийская идея и современность. — М.: РУДН, 2002.

— С. 245-252.; Соболев A.B. О евразийстве как культуроцентричном мировоззрении // О русской философии. — СПб.: Мир, 2008. С.198-220.; Кошарный В.П. Евразийство: опыт междисциплинарного синтеза// Вестник МГУ. Сер.7, — 1994. -№4. С. 9-11.

Близкой к теме исследования, направленной на выявление эстетических идей евразийцев, стала монография И.Г. Вишневецкого ««Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы», в которой рассмотрена «проекция евразийского мировоззрения в область музыкальной эстетики и творчества»1, опубликованы статьи и материалы П.П. Сувчинского, A.C. Лурье, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, В.А. Дукельского, И.Б. Маркевича. Эстетическую проблематику затронул А.И. Иванов в статье «Евразийские ценности позднего Пушкина» , в которой представляется творчество A.C. Пушкина как воплощение духовного синтеза культурного своеобразия России и подчеркивается мировоззренческая особенность поэта, раскрываемая в русле традиционных евразийских ценностей. Для исследования эстетических идей музыкальных деятелей евразийства важной стала книга «Петр Сувчинский и его время» , включающая работы П.П. Сувчинского о творчестве, искусстве, культуре, переписку философа с композиторами С.С. Прокофьевым, И.Ф. Стравинским, В.А. Дукельским.

В ходе исследования в поле зрения были диссертационные работы по художественной культуре и искусству, а именно: работа В.Н. Ким («Философия культуры евразийства и наследие художественной культуры Центральной Азии») и исследование Хэ Фан («Евразийство и русская литература 1920-1930 годов XX века»)4. Работа В.Н. Ким посвящена культурологическому анализу коренных связей между близкими национальными традициями художественных культур и их влиянию на формирование и развитие фольклора, литературы, драматургии и музыки. В исследовании Хэ Фан дается представление об евразийских мотивах в литературе, о преломлении идей, близких евразийству в литературно-художественном сознании. Евразийство у Хэ Фан анализируется как определенное звено развития русского национального сознания в контексте

1 Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2005. С.7.

2 Иванов А.И. Евразийские ценности позднего Пушкина // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. — 2006. — №5 — С. 3-18.

3 Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель А.Л. Бретаницкая. — М.: Композитор, 1999. 456 с.

4 Ким В.Н. Философия культуры евразийства и наследие художественной культуры Центральной Азии: дис. д-ра филос. наук: защищена 10.12.2004 / В.Н. Ким. — Москва, 2004.-297 с.\Хэ Фан Евразийство и русская культура 1920-1930 х годов XX века: дис. канд. филол. наук: защищена 17.06.2004 / Хэ Фан. — Москва, 2004. — 154 с. духовного развития Серебряного века. Вместе с тем, несмотря на то, что евразийство является объектом исследования многих ученых, в научной литературе недостаточно изучены философско-эстетические основания феномена евразийства, определяющие возможность рассмотреть евразийство в свете эстетики. Это вызвало обращение к теме диссертационного исследования: «Эстетические идеи евразийцев (на основе воззрений музыкальных деятелей евразийства)».

Теоретико-методологическая основа и источники исследования.

Исследование опирается на следующий фонд идей:

1) русской философской мысли, представленной философией славянофилов, религиозной философией и эстетическими взглядами К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева;

2) эстетические идеи русского музыкального зарубежья, нашедшие выражение в работах, прежде всего, философа, музыковеда, яркого общественного деятеля П.П. Сувчинского и композитора, теоретика музыки A.C. Лурье;

3) евразийского направления русской философии — Л.П. Карсавина, Н.С. Трубецкого, Г.В. Флоровского;

4) идеи современной отечественной эстетической мысли, а также идеи современной философской мысли о евразийстве в контексте диалога культур.

В качестве методологической основы предпринятого исследования выступают: конкретно-исторический метод, обеспечивающий подход к евразийству как к явлению, существующему и развивающемуся в определённом культурном контексте; сравнительный метод, позволяющий сопоставить взгляды философов и композиторов классиков на вопросы искусства и эстетики с позицией евразийских мыслителей и теоретиков искусства; системно-структурный метод, благодаря которому возможно рассмотреть идеи евразийства по отдельности, не нарушая при этом их внутреннего системного единства.

Объект диссертационной работы: эстетические взгляды евразийцев.

Предмет: эстетические идеи евразийцев, нашедшие яркое выражение в философско-эстетических взглядах музыкальных деятелей-евразийцев, связанных с метафизикой всеединства Л.П. Карсавина.

Цель: дать обоснование значимости эстетических идей евразийцев на примере музыкальных деятелей евразийства.

Гипотеза исследования заключается в том, что эстетические идеи евразийцев, с одной стороны, представлены в воззрениях евразийских музыкальных деятелей на искусство в социокультурном аспекте; с другой стороны, эстетические идеи евразийских музыкальных деятелей имеют философско-онтологическое основание, связанное с метафизикой всеединства Л.П. Карсавина и музыкальной онтологией П.П. Сувчинского, явленных в симфоничности мышления, в тяготении к универсальному музыкальному видению мира и процессу стремительного движения к всеединству. С точки зрения современности, эстетические идеи евразийцев можно связывать с переосмыслением глобальных процессов человеческого существования, создающих новую единую взаимозависимую реальность, обусловливающую значимость диалога культур.

Задачи: Объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

— изучить философскую литературу, дающую представление о феномене евразийства в эстетическом ракурсе;

— определить роль музыкальных деятелей в становлении евразийского миропонимания, ориентированного на ценности красоты, гармонии, совершенства и единства мира;

— выявить эстетические идеи евразийских музыкальных деятелей в социокультурном аспекте;

— раскрыть философско-онтологическое основание эстетических идей евразийцев;

— рассмотреть роль религиозной метафизики всеединства Л.П. Карсавина в становлении симфонического мышления в евразийстве;

— рассмотреть идею симфоничности как основу мировоззренческой ценности евразийства;

— показать влияние музыкального видения мира на формирование эстетического идеала евразийства;

— представить понимание субстанциональной сущности музыкального бытия в эстетических взглядах музыкальных деятелей-евразийцев;

— рассмотреть понятие музыкального хроноса П.П. Сувчинского и понятие ноуменального A.C. Лурье как основу представления о субстанциональной сущности музыкального бытия;

— обнаружить философско-эстетические предпосылки идей евразийства в XIX веке;

— показать философско-эстетическое влияние идеи всеединства B.C. Соловьева на становление евразийства;

— выделить «азийское уклонение» в русском музыкальном искусстве в качестве одной из предпосылок идей евразийства в XIX веке.

Научная новизна исследования заключается в следующих полученных результатах:

— определена роль музыкальных деятелей-евразийцев, которые внесли существенный вклад в становление евразийского мировоззрения;

— раскрыты эстетические идеи евразийских музыкальных деятелей в социокультурном аспекте;

— рассмотрена социальная функция искусства, музыки во взглядах евразийцев;

— раскрыто философско-онтологическое основание эстетических идей согласно воззрениям Л.П. Карсавина и П.П. Сувчинского;

— обнаружена тенденция к представлению об универсальности мира евразийцами на основе ценностей всеединства и симфоничности;

— представлено понимание субстанциональной сущности музыкального бытия в эстетических взглядах музыкальных деятелей-евразийцев;

— показано влияние музыкального видения мира П.П. Сувчинского, A.C. Лурье, И.Ф. Стравинского на становление эстетического идеала евразийства;

— выявлены идейно-эстетические предпосылки евразийства в художественном и философском наследии XIX века;

— выделено стремление евразийцев к целостному постижению сущности мира, что определяет выход на глобальную проблематику современности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Основу эстетических идей евразийцев представляют ценности красоты, гармонии, совершенства и единства мира как выражение полноты бытия, онтологического взаимодействия человека с универсумом. Стремление евразийцев к целостному постижению сущности мира обусловлены ориентацией на универсальные эстетические ценности.

2. Предпосылкой эстетических идей евразийцев явились, с одной стороны, наследие русской религиозной философии, с другой — музыкально-эстетические взгляды и творчество русских композиторов предшествующей эпохи.

3. Эстетический идеал евразийства составляет ценность симфоничности, выступающей как движимое начало воплощения идеи всеединства, наиболее полно выраженной в учении о «симфонической личности» Л.П. Карсавина и принципе «музыкального хроноса» П.П. Сувчинского — хронотопического музыкально-эстетического постижения мира.

4. В становлении философско-эстетической доминанты миропонимания евразийства значительную роль сыграли музыкальные деятели, которые на основе музыкального чувствования (видения) мира способствовали формированию симфонического мышления в евразийском направлении, явленного как процесс творческого качественного преобразования культурно-исторического бытия России-Евразии и восхождения человечества к всеединству в евразийской мысли.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что впервые рассмотрены эстетические идеи евразийцев на основе философско-эстетических взглядов музыкальных деятелей-евразийцев, связанных с метафизикой всеединства Л.П.Карсавина, подчеркивается «врастание» в евразийское философское учение эстетической программы, имеющей мировоззренческую ценность. Обращение к философско-эстетическим взглядам музыкальных деятелей евразийства расширяет проблемное поле эстетики, включая в него мир эстетических идеалов и ценностей евразийцев. Итоги исследования являются теоретическим вкладом в переосмысление истории эстетической мысли русской философии.

Научно-практическая значимость. Проведенное исследование, с одной стороны, расширяет представление об истории эстетической мысли посредством обращения к русскому зарубежью; с другой стороны, исследование способствует созданию целостного представления о евразийстве как о духовно-эстетическом направлении русской философской мысли, показывает философско-эстетические предпосылки евразийских идей, обеспечивая наиболее полное понимание феномена евразийства. Материалы диссертации могут служить научно-практической базой для совершенствования отдельных тем в рамках общих и специальных курсов по эстетике.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международных, Всероссийских и региональных конференциях, а именно: на III Овсянниковской международной эстетической конференции «Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе» философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, проведенной 2122 ноября 2008 г.; на Всероссийской научно-теоретической конференции «Этнонациональные ценности в условиях глобализации», организованной в Дагестанском государственном университете 25-26 сентября 2008 г., г. Махачкала; на IV Международной научно-практической конференции «Гуманитарное сознание: проблемы, поиски и перспективы», проведенной Московским государственным строительным университетом 8 апреля 2009 г.; на V Российском философском конгрессе в г. Новосибирске «Наука. Философия. Общество» 25-28 августа 2009 г.; на Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Человек: горизонты духовного развития», посвященной памяти д.ф.н. В.А. Андрусенко в г. Оренбурге 30 октября 2009 г.

Основные положения диссертации излагались и обсуждались на заседаниях кафедры эстетики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а также на кафедре философской антропологии факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и библиографии.

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Карабаева, Карлгаш Дияровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к теме исследования «Эстетические идеи евразийцев (на основе воззрений музыкальных деятелей евразийства)» было обусловлено тем, что в настоящее время человечество находится в процессе невероятных перемен. Начинается эпоха, когда человечество, переживая драматические коллизии, становится взаимозависимым в русле экономических, политических, экологических, демографических, культурных отношений, при этом все больше приближаясь к проявлению возникновения новой единой реальности. В связи с этим, с новой силой встает проблема эстетико-этической составляющей духовного бытия человека. Возникает необходимость возрождения значимости ядра философского знания калокагатийной триады: красоты, добра, истины. Возрастает роль места России-Евразии как мирового средоточия гармонизирующих эстетико-этических начал духовной жизни.

Основу эстетических идей евразийцев представляют ценности красоты, гармонии, совершенства и единства мира как выражение полноты бытия, онтологического взаимодействия человека с универсумом. Стремления евразийцев к целостному постижению сущности мира обусловлены ориентацией на универсальные эстетические ценности.

Эстетический идеал евразийства составляет ценность симфоничности, выступающей как движимое начало воплощения идеи всеединства, наиболее полно выраженной в учении о «симфонической личности» Л.П. Карсавина и принципе хронотопического музыкально-эстетического постижения мира П.П. Сувчинского.

В воззрениях музыкальных деятелей евразийцев на искусство, творчество сообразно евразийской мысли раскрывается онтологическое основание эстетических идей евразийства. В эстетических идеях об искусстве, с одной стороны, в аспекте евразийской общественно-политической деятельности выделяются необходимость искусства выразить единство традиции и новизны, произвести гармонию формального и духовного в художественных произведениях, раскрыть идею современности; с другой стороны, существует базисное представление об искусстве, в частности, музыки как метафизической сущности мира.

Эстетические идеи евразийцев с точки зрения современности можно связывать с переосмыслением глобальных процессов человеческого существования, создающих новую реальность, обусловливающую значимость диалога культур, сохранение ценностей симфоничности, красоты, гармонии, совершенства, единства мира. Эстетические идеи евразийцев дают возможность интерпретировать и транслировать философскую мысль евразийства в проекцию современного изменяющегося мира, учитывая диалектический процесс, в котором действуют силы противостояния красоты без добра и истины, и тяготения к красоте как совершенному, гармоническому и единому.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Карабаева, Карлгаш Дияровна, 2010 год

1. Азизян, И. А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И.А. Азизян. — М.: Прогресс-Трад иция, 2002. — 568 с.

2. Азизян, И.А. Диалог искусств Серебряного века / И.А. Азизян. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 400с.

3. Алеврас, H.H. Г.В.Вернадский: евразийство в контексте творческой судьбы / H.H. Алеврас, И.И. Серебрякова // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2007. — №1. — С. 26-32.

4. Александров, В.Г. Энергия Всеединства русского духа /

5. В.Г Александров // Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол. монография, / отв. ред. В.Ю. Колмаков. Красноярск: Издательство «Литера-принт», 2008. Вып. 2. С. 106-121.

6. Антонов, K.M. Социально-психологические истоки и интеллектуальные предшественники славянофильства / K.M. Антонов. // История мысли. Русская мыслительная традиция. / под ред. И.Н.Смирнова. — М.: Вузовская книга, 2007. Вып.4. С. 157-168.

7. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века / Б.В. Асафьев. -Ленинград: Издательство «Музыка», 1979. 344 с.

8. Асафьев, Б.В. О балете. Статьи, рецензии, воспоминания / Б.В. Асафьев. Ленинград: Издательство «Музыка», 1974. — 296 с.

9. Асафьев, Б.В. М.И. Глинка / Б.В. Асафьев. — Ленинград: Издательство «Музыка», 1978. 312 с.

10. Асафьев, Б.В. Композиторы первой половины XIX века (Русская музыка) / Б.В. Асафьев. М.: Издательство «Советский композитор». 1959.-40 с.

11. Ю.Асафьев, Б.В. Русская классическая музыка. Композиторы первой половины XIX века. /Б.В. Асафьев. М.: Московская государственная филармония. 1945. Выпуск 1.-61 с. И.Ашкеров, А.Ю. Глобализация и евразийство: Н.С. Трубецкой /

12. А.Ю. Ашкеров // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2008.1 С. 42-44.

13. Балакирев, М.А. Летопись жизни и творчества / М.А. Балакирев

14. Ленинград: Издательство «Музыка», 1967. 599 с. И.Балакирев, М.А. и Стасов В.В. Переписка / М.А. Балакирев, В.В. Стасов- М.: Издательство «Музыка», 1970. Т.1. 487 с.

15. Н.Балакирев М.А. и Стасов В.В. Переписка. / М.А. Балакирев, В.В. Стасов -М.: Издательство «Музыка», 1971. Т.2.-423 с.

16. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин. // Вопросы литературы и эстетики.- М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.

17. Бердяев, H.A. Духовное состояние современного мира / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. С. 464-498.

18. Бердяев, H.A. Евразийцы. / H.A. Бердяев //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн / сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. -М.: Наука, 1993. С. 292-300.

19. Бердяев, H.A. Конец ренессанса и кризис гуманизма. Разложение человеческого образа / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах. М.: Искусство, 1994. Т.1. С. 392-405.

20. Бердяев, H.A. Кризис искусства / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах. -М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 399-418.

21. Бердяев, H.A. К. Леонтьев философ реакционной романтики / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах. -М.: Искусство, 1994. Т.2. С. 246-273.

22. Бердяев, H.A. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь» / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах. -М.: Искусство, 1994. Т.2. С.301-322.

23. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков. / H.A. Бердяев — Томск: б.и., 1996. С. 5-22.

24. Бирюков, C.B. Федерализм в России: путь к распаду или величию державы? / C.B. Бирюков // Россия великая держава! (вызовы современности и поиски проективного россиеведения): тез. докл. форума, 7,8 и 9 декабря 2005г. — М.: б.и., 2006. С.107-111.

25. Бицилли, П.М. Два лика евразийства / П.М. Бицилли // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн / сост. Л.И. Новикова,

26. И.Н. Сиземская. -М.: Наука, 1993. С. 279-291.

27. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев М.: Высшая школа, 2002. -511 с.

28. Бородин А.П. в воспоминаниях современников / сост. А. Зорин. М.: Издательство «Музыка», 1985. — 288с.

29. Бородин, А.П. О музыке и музыкантах. Из писем. / А.П. Бородин. Москва: Музгиз, 1958. 355 с.

30. Буянов, B.C. Глобализация: сущность, истоки, неодномерность /

31. Бычков, В.В. Русская теургическая эстетика. / В.В. Бычков. — М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2007. 743 с.

32. Бычков, В.В. Эстетика: учебник / В.В. Бычков. -М.: «Гардарики», 2004. -556 с.

33. Бэлза, И.Ф. Шехеразада. Симфоническая сюита Римского-Корсакова /

34. И.Ф. Бэлза. -М.: Музгиз, 1951. -24 с.

35. Венцлер, Л. Понятие «смысл жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура и содержание. / Л. Венцлер // Вопросы философии. 2007. — № 11. — С. 21-32.

36. Визгин, В.П. В поисках Другого: опыт философской автобиографии. / В.П. Визгин // Вопросы философии. 2006. — № 9. — С. 156-165.

37. Гавриш, М.А. Политическая трансформация современного российского евразийства: Дис. канд. полит, наук, спец. 23.00.02, Ростов н/Д, 2003.

38. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. // Актуальность прекрасного М.: Издательство «Искусство», 1991. — С. 266-323.

39. Гадамер, Г.Г. Искусство и подражание / Г.Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — С.228-242.

40. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П.П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 472 с.

41. Гезалов, A.A. Динамика глобальных трансформаций! / A.A. Гезалов, A.A. Гамзаев. // Вестник РФО 2008 (4) — С. 135-137.

42. Генон, Р. Кризис современного мира. // Человек и искусство: Антропос и поэсис. — М.: ИФРАН, 1998. Вып. 1. С. 112-150.

43. Гиреев, Д. Лермонтов в Пятигорске. / Д. Гиреев. Пятигорск: Издание Государственного Музея «Домик Лермонтова», 1947. — 32 с.

44. Глинка, М.И. Записки / под ред. В. Богданова-Березовского. —

45. Ленинград: Музгиз. 1953. — 283 с.

46. Глинка, М.И. Записки. / подготовил A.C. Розанов. Москва: Издательство «Музыка». 1988. — 222 с.

47. Глинка, М.И. Литературные произведения и переписка. / подготовил A.C. Розанов. Москва: Издательство «Музыка». 1977. Т.2. (Б) 18041857 г.г.- 398 с.

48. Глинка, М.И. О музыке и музыкантах./ М.И. Глинка. — М.: Музгиз. 1954. -86 с.

49. Головинский, Г. Князь Игорь А.П. Бородина. / Г. Головинский, — М.: Музгиз. 1956. 52с.

50. Гончаров, Е.А. Идеологическое оформление императива совершенства: социально-философский анализ идеологии русского евразийства: дис. канд. филос. наук: защищена 27.11.2003 / Е.А. Гончаров. Красноярск, 2003.-149 с.

51. Гринин, Л.Е. Всемирный конгресс и «Восточный экспресс» // Вестник Российского философского общества. 2008 — №3 (47) — С. 14-18.

52. Грицанов, A.A. Евразийство. / A.A. Грицанов // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Издательство В.М. Скакун, 1998. С. 232-233.

53. Грубер Р.И. Проблема музыкального воплощения / Р.И. Груббер // «De Música», П.: Петроградская музыкальная филармония, 1923, С. 35-110.

54. Гулыга, A.B. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / A.B. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2000. — 447 с.

55. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. / Л.Н. Гумилев. М.: Издательство «Аст». 2008. — 655 с.

56. Гусейнов A.A. История этических учений: учебник для вузов / A.A. Гусейнов М: Гардарики, 2001. — 688с.

57. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. /

58. B.И. Даль. -М.: Русский язык, 1998. Т.4. 688 с.

59. Демина, H.A. Глобальное общество в перспективе постметафизического теоретизирования / H.A. Демина. // Философия без окраин: сборник науч. трудов, /отв. за вып. Г.У. Аминова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. С. 5-12.

60. Дианин, С.А. Бородин. Жизнеописание, материалы и документы. /

61. C.А. Дианин. Москва: Музгиз. 1955. — 320 с.

62. Долгов, K.M. Реконструкция эстетического в западно-европейской и русской культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 1040 с.

63. Дробжев, М.И. Русское философское наследие и проблема единства человечества / М.И. Дробжев. // История мысли. Русская мыслительная традиция. / под ред. И.П.Смирнова. М.: Вузовская книга, 2003. Вып.2. С. 87-107.

64. Евлампиев, И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И.И. Евлампиев. Москва: Издательство «Высшая школа», 2002. — 584с.

65. Евлампиев, И.И. Концепция сознания С.Н.Трубецкого в контексте европейской философии XX века. / И.И. Евлампиев. // Вопросы философии. 2007. — № 11 — С. 33-44.

66. Евразийство // Новейший философский словарь / под ред.

67. В.А. Кондрашова. Ростов на Дону: «Феникс», 2005. С. 224-225.

68. Мелих, Ю.Б. О личности Л.П. Карсавина. К 125-летнему юбилею. / Ю.Б. Мелих // Вестник МГТУ, 2007. — Т 10 — №3 — С. 409-417

69. Жданова, Г.В. Историософия евразийцев в современных публикациях / Г.В. Жданова // История мысли. Русская мыслительная традиция. / под ред. И.П. Смирнова. -М.: Вузовская книга, 2003. Вып.2. С. 73-85.

70. Жданова, Г.В. Философия культуры евразийства (методологические аспекты) / Г.В. Жданова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. — 2004. — С. 36-46. 70.3еньковский, В.В. История русской философии в 2-х томах. /

71. В.В. Зеньковский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. Т-1 — 544 с. 71.3еньковский, В.В. История русской философии в 2-х томах. — Ростов-на

72. Дону: «Феникс», 2004. Т- 2. 544 с. 72.Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа: критика европейской культуры у русских мыслителей. — М.: Республика, 1997. — 268 с,

73. Иванов, A.B. Евразийские ценности позднего Пушкина / A.B. Иванов. // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2006. — №5. — С. 3-17.

74. Иванов, В.И. Диалектика ментальных идеологий в глобальном мире /

75. B.И. Иванов // Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: кол. монография, / отв. ред. Колмаков В.Ю. — Красноярск: Издательство «Литера-принт», 2008. Вып. 2. С.123-174.

76. Идеал // Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. — Москва, Бишкек, Екатеринбург: Издательство «Одиссей», 1996. С. 195196.

77. Из переписки князей С.Н. и E.H. Трубецких. С.Н. Трубецкой в Берлине, зимний семестр 1890-1891гг. // Вопросы философии. 2007. — № 111. C.88-104.

78. Ильин, И.А. Самобытность или оригинальничанье? / И.А. Ильин // Русская мысль. 1927. — № 1. — С. 59-63

79. Ильин, А.Г. Евразийство как культурный феномен в глобализирующемся мире / А.Г. Ильин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007 — №4 — С. 47-49.

80. Иноземцев, В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире / В.Л. Иноземцев // Век глобализации 2008 — №1 — С. 31-44.

81. История русской музыки: в 10-ти т. /A.A. Баева и др.. М.: Музыка,1997. Т.10А. 542 с.

82. История русской музыки: в 10-ти т. / Ю.В. Келдыш и др.. М.: Музыка, 1994. Т.9. — 452 с.

83. БЗ.Ищук Г.Н. Эстетические проблемы народных рассказов JI.H. Толстого. Ростов-на-Дону, 1986.-234с.

84. Каган М.С. Искусство в системе культуры // Советское искусствоведение. М., 1979. С.246-254.

85. Каган, М.С. Философия культуры. / М.С. Каган СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416 с.

86. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. / М.С. Каган СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.

87. Капица, С.П. Демографическая революция и Россия / С.П. Капица // Век глобализации 2008 — №1. — С. 128-143.

88. Карсавин, Л.П. «Апологический этюд» / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. С. 377-394.

89. Карсавин, Л.П. Noctes Petropolitanae / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. С. 99-203.

90. Карсавин, Л.П. О личности / Л.П. Карсавин // Религиозно-философские сочинения. -М.: Ренессанс, 1992. Т. 1. С. 132-160.

91. Карсавин, Л.П. О началах / Л.П. Карсавин // Религиозно-философские сочинения. -М.: Ренессанс, 1992. Т. 1. С. 214-310.

92. Карсавин, Л.П. Путь православия / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. -СПб.: Алетейя, 1994. С. 343-360.93 .Карсавин, Л.П. Россия и евреи / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. — СПб.: Алетейя, 1994. С. 447-469.

93. Карсавин, Л.П. «Saligia» / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. С 24-57.

94. Карсавин, Л.П. A.C. Хомяков / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. -СПб.: Алетейя, 1994. С. 361-376.

95. Карсавин, Л.П. «Церковь, личность и государство» / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 1994. С. 470-553.

96. Керимов, В.И. Историософия A.C. Хомякова./ В.И. Керимов. — Москва: Издательство «Знание», 1989. 64 с.

97. Келлер, Г.С. Евразийство в контексте отечественной философской и общественно-политической мысли. / Г.С. Келлер. // Вестник МГТУ. -2000 Т 3. — №3, — С. 507-514.

98. Келлер, Г.С. Проблема взаимодействия Востока и Запада в историософии евразийства: дис. канд. филос. наук: защищена 30.10.2003 / Г.С. Келлер Мурманск, 2003. — 147 с.

99. ЮО.Кизеветтер, A.A. Евразийство / A.A. Кизеветтер // Русский экономический сборник. Прага, — 1925. — № 3. — С. 50-65.

100. Ким, В.Н. Философия культуры евразийства и наследие художественной культуры Центральной Азии: дис. . д-ра филос. наук: защищена 10.12.2004 / В.Н. Ким Москва, 2004. — 297 с.

101. Киреевский, И.В. Критика и эстетика. / И.В. Киреевский. Москва: «Искусство», 1998. — 463 с.103 .Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. Монография. / Г.Г. Коломиец. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 579 с.

102. Коломиец, Г.Г. Евразийство в художественной культуре России. / Г.Г. Коломиец. // Экономическая теория в XXI веке 5 (12): Национальная экономика и социум / под ред. Ю.М. Осипова, B.C. Сизова, Е.С. Зотовой. -М.: Магистр, 2007. — 615 с.

103. Коломиец, Г.Г. Эстетика социального космоса человека / Г.Г. Коломиец. // Социальный космос человека: коллективная монография. / отв. ред. Ю.Ш. Стрелец. Оренбург: Димур, 2008. С. 129-154.

104. Об.Коломиец, Г.Г. Функции музыки в социуме / Г.Г. Коломиец. //

105. Фундаментальные проблемы культурологи: сб.ст. по материалам конгр.: в 4 т. Т.4: Культурная политика. СПб.: Алетейя, 2008. С. 259-274.

106. Кормин, H.A. Как возможна эстетика? Ответы раннего Вл. Соловьева / H.A. Кормин. // Человек и искусство. Антропос и поэсис. — М.: ИФРАН, 1998. Вып. 1.С. 85-97.

107. Крутоус, В.П. Диалог через столетие. Книга о книге. / В.П. Крутоус -Москва: Издательский дом «Новый век», 2000. — 176 с.

108. Кошарный, В.П. Евразийство / В.П. Кошарный // Русская философия: энциклопедия / под общ. ред. М. А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.1. С. 164-165.

109. Ю.Кошелев, В.А. Парадоксы Хомякова. Заметки и наблюдения. / В.А. Кошелев. Москва: Издательство «Идрик», 2004. — 216 с.

110. Кошелев, В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов 1840-1850-е годы. / В.А. Кошелев. Ленинград: Издательство «Наука», 1984. — 194 с.

111. Кудашов, В.И. Философские аспекты трансформации ментальности /

112. B.И. Кудашов // Интеллект, ментальность и духовность в глобальном мире: коллективная монография, / отв. ред. Колмаков В.Ю. — Красноярск: Издательство «Литера-принт», 2008. Вып. 2. С. 83-105.

113. Кузнецова, Т.В. Россия в мировом культурно-историческом контексте: парадигма народности. / Т.В.Кузнецова. М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. — 152 с.

114. М.Кузнецова, Т.В. Переосмысливая основные эстетические категории / Т.В. Кузнецова. // Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе: сборник статей конф. Москва: б.и.. 2008.1. C. 145-175.

115. Кукрак, О.Н. Искусство. / О.Н. Кукрак // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Издательство В.М. Скакун,1998. С. 284-286.

116. Куракин, О.Д. Поэсис русского космизма: космическая драма отвлеченных начал. / О.Д. Куракин // Человек и искусство. Антропос и поэсис. -М.: ИФРАН, 1998. Вып. 1. С.47-64.

117. Кунин, И.Ф. Балакирев М.А. Жизнь и творчество в письмах и документах. / И.Ф. Кунин — Москва: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1967. 144 с.

118. Куссе, X. Возможно ли сегодня диалогическое мышление? / X. Куссе // Вопросы философии — 2007. № 11 — С.56-65.

119. Ларош, Г.А. Избранные статьи. Музыка и литература. / Г.А. Ларош — Ленинград: Издательство «Музыка», 1978. 336 с.

120. Ларош, Г.А. Избранные статьи о М.И. Глинке. / Г.А. Ларош — Москва: Музгиз. 1953.- 198 с.

121. Ларош, Г.А. Собрание музыкально-критических статей. / Г.А. Ларош. -Москва: Издание общества «Музыкально-теоретическая библиотека». 1913. Т. 1.-397 с.

122. Ларош, Г.А. Собрание музыкально-критических статей. / Г.А. Ларош — Москва: Музгиз. 1922. Т. 2. 4.1. 183 с.

123. Лекторский, В.А. Некоторые размышления в связи с Всемирным Философским Конгрессом в Сеуле в августе 2008 / В.А. Лекторский // Эпистемология и философия науки №2. — 2009. — С.44-56.

124. Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев // Записки отшельника. Москва: Русская книга, 1992. С. 19-190.

125. Леонтьев, К.Н. Грамотность и народность / К.Н. Леонтьев // Записки отшельника. М.: Русская книга. 1992. С. 351-399.

126. Леонтьев, К.Н. Как надо понимать сближение с народом /

127. К.Н. Леонтьев // Записки отшельника. -М.: Русская книга. 1992. С. 503531.

128. Леонтьев, К.Н. О всемирной любви / К.Н. Леонтьев // Записки отшельника. -М.: Русская книга. 1992. С. 400-447.

129. Леонтьев, К.Н. Письма о восточных делах / К.Н. Леонтьев // Записки отшельника. -М.: Русская книга. 1992. С. 231-304.

130. Леонтьев, К.Н. Письма отшельника / К.Н. Леонтьев // Записки отшельника. -М.: Русская книга. 1992. С. 206-230

131. Леонтьев, К.Н.: pro et contra. / Вступ. ст. A.A. Королькова, сост. послесл. и примеч. А.П. Козырева. СПб.: РХГИ, 1995. Книга 1. — 480 с.

132. Леонтьев, К.Н.: pro et contra. / Вступ. ст. A.A. Королькова, сост. послесл. и примеч. А.П. Козырева. — СПб.: РХГИ, 1995. Книга 2. 704 с.

133. Лосев, А.Ф. История эстетических категорий. / А.Ф. Лосев, В.П.Шестаков. Москва: Издательство «Искусство», 1965. — 327 с.

134. Лосский, Н.О. История русской философии, / Н.О. Лосский, Москва: «Советский писатель», 1991. — 540 с.

135. Лурье, A.C. Две оперы Стравинского (1924-1927) / A.C. Лурье // Вишневецкий И.Г. Евразийское уклонение в музыке 1920 1930-х годов. — М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2005. С. 196-216.

136. Лурье, A.C. Манифест «Мы и Запад» (1914) / A.C. Лурье // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2005 С. 161-162.

137. Лурье, A.C. О музыкальной форме / A.C. Лурье // Вишневецкий И.Г. Евразийское уклонение в музыке 1920 1930-х годов. — М., 2005. С. 270279.

138. Лурье, A.C. Речь к юношам-артистам Кавказа (апрель 1917) /

139. A.C. Лурье // Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. Статьи и материалы. М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2005. — С. 165-168.

140. Лурье, A.C. Феномен и ноумен в музыке / A.C. Лурье // Вишневецкий И.Г. Евразийское уклонение в музыке 1920 — 1930-х годов. — М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2005. — С. 317-320.

141. Лурье, A.C. Линии эволюции русской школы /A.C. Лурье // Вишневецкий И.Г. Евразийское уклонение в музыке 1920 1930-х годов. -М., 2005. С. 299-317.

142. Люкс, Л. Евразийство / Л.Люкс // Вопросы философии. 1993. — № 6. — С. 65-80

143. Люкс, Л. Заметки о «революционно-традицилналисткой» культурной модели «евразийцев» / Л.Люкс // Вопросы философии 2003. — № 7. — С. 23-34.

144. Майоров, Г.Г. Диалог Востока и Запада в контексте евразийской концепции / Г.Г. Майоров // Вестник РФО 2008 (4) — С.135-137.

145. Макаров, В.Г. Теософия П.Н.Савицкого: между идеологией и наукой /

146. B.Г. Макаров, A.M. Матвеева, // Вопросы философии. 2007. — №21. C. 123-135.

147. Макаров, В.Г. Как возникло евразийство / В.Г. Макаров, А.П. Репников // Россия в XXI веке 2008. — №5 — С.98-125.

148. Макаров, В.Г. «Рах rossica». История евразийского движения и судьбы евразийцев. / В.Г. Макаров // Вопросы философии 2006. — № 9 —1. С. 102-117.

149. Маковский, С.К. Портреты современников. Иннокентий Анненский, Максимилиан Волошин, Черубина де Габриак / С.К. Маковский // Серебряный век. Мемуары. Сборник / сост. Т. Дубинская Джалилова — -М.: Известия, 1990. С. 111-176.

150. Маньковская, Н.Б. Глобализация a la russe: художественноэстетический экскурс. / Н.Б. Маньковская // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М.: ИФ РАН, 2008. Вып.З. С. 24-57.

151. Маньковская, Н.Б. Хронотипологические этапы развития неклассического эстетического сознания / Н.Б. Маньковская // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. -М.: ИФРАН, 2005. С. 68-90.

152. Маркович, Д.Ж. Культура мира, толерантность и межэтнические отношения / Д.Ж.Маркович // Век глобализации 2008 — №2 — С. 155163.

153. Мартьянов, А. В. Культурфилософские основания евразийства: автореф. дис . канд. филос. наук: защищена 25.06.2008 /

154. A.B. Мартьянов Саранск: ООО «Референт», 2008. — 18с.

155. Мартынов, А. Лев Карсавин: философ всеединства, персоналист, ересиарх / А. Мартынов // Вопросы философии 2008 — №6. — С. 169171.

156. Маслин, М.А. История русской философии / М.А. Маслин М.: КДУ, 2008.-638 с.

157. Маслин, М.А. Евразийские временники как источник классического евразийства. / М.А. Маслин // Евразийская идея и современность / под ред. Н.С. Кирабаева, A.B. Семушкина, С.А. Нижникова. -М.: Изд-во РУДН, 2002 г. С. 245-252.

158. Маслин, М.А. Неоевразийство судьбе России / М.А. Маслин // Евразийская идея и современность / под ред. Н.С. Кирабаева, A.B. Семушкина, С.А. Нижникова. -М.: Изд-во РУДН, 2002.

159. Мелих, Ю.Б. Сущее личности и личность единосущего. К вопросу о спорности персонализма у Л.П. Карсавина и H.A. Бердяева. /

160. Ю.Б. Мелих // Вопросы философии 2008. — №8. — С. 145-157.

161. Мерсенн М. Универсальная гармония // Музыкальная эстетика западной Европы XVTI-XVTII веков / сост. В.П. Шестаков, М., 1971. С.335-375.

162. Мигунов, A.C. Красота и истина, но без добра / A.C. Мигунов // Эстетика научного познания: материалы международной научной конференции 21 -23 октября 2003 года. М.: Современные тетради, 2003. С.178-181.

163. Мигунов, A.C. Мифы и реальности современной эстетики / A.C. Мигунов // Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе: сборник статей. — Москва: МГУ. 2008. С. 176 -188.

164. Мигунов, A.C. Эстетика в свете философского знания / A.C. Мигунов // Эстетика: прошлое, настоящее и будущее: тез. докл. междунар. конф. -Москва: МГУ. 2007. С. 63-69.

165. Миргородский, В.Н. Дискуссии об эволюции идей Вл. Соловьева и проблема сущего и бытия. / В.Н. Миргородский // Вопросы философии — 2008 №12 — С.115-129.

166. Михеева, JI. «Исламей» М.А. Балакирева / Л.Михеева, Москва: Музгиз. 1961. -21 с.

167. Модерн // Эстетика: Словарь / под общ. ред. A.A. Беляева и др. -М.: Политиздат, 1989. С. 210.

168. Модернизм // Эстетика: Словарь / под общ. ред. A.A. Беляева и др.. -М.: Политиздат, 1989. С. 210-212.

169. Модернизм // Философский энциклопедический словарь / под общ. ред. Л.Ф. Ильичева и др.. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 382-383.

170. Можейко, М.А. Гармония / М.А. Можейко // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Издательство В.М. Скакун, 1998. С. 783.

171. Можейко, М.А. Футуризм / М.А. Можейко // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Издательство В.М. Скакун, 1998. С. 145-146.

172. Советская энциклопедия, 1990. — 672с. 171.Одоевский, В.Ф. Статьи о М.И. Глинки / В.Ф. Одоевский, Москва:

173. Музгиз. 1953.-100 с. 172,Орлова, И.Б. Геополитические концепции евразийства / И.Б. Орлова //

174. Панкевич Г.И. Музыка и идеология. М.: Музыка, 1985. 354с.

175. Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель A.JI. Бретаницкая. М.: Композитор, 1999. — 455 с.

176. Плимак, Е.Г., «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии -2006.-№9-С. 84-101.

177. Польдяева Е. «Я часто с ним не соглашался .» Из переписки

178. С.С. Прокофьева и П.П. Сувчинского // Петр Сувчинский и его время / Редактор-составитель A.JI. Бретаницкая. -М.: Композитор, 1999. С.56-104

179. Пономарева, JI.B. Евразийство и его место в русской западноевропейской и историко-философской традиции / JI.B. Пономарева // Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. — М.: б.и., 1992. С. 3-9;

180. Пономарева, JI.B. Евразийский синтез / JI.B. Пономарева // Евразия: Исторические взгляды русских мигрантов.-М.: б.и., 1992. С. 120-123;

181. Попова, A.B. Евразийство в контексте германофильских традиций отечественной мысли (социально-философские аспекты): автореф. дис. . канд. филос. наук: защищена 18.05.2006 / A.B. Попова. Омск:1. СибАДН, 2006. 22 с.

182. Пути развития русского! искусства конца XIX начала XX века / под ред. H.H. Соколовой, В.В. Ванслова. — М.: Искусство, 1972. 217 с.

183. Ремезов, И.В. А.П. Бородин / И.В. Ремезов Москва: Музгиз. 1958. -120с

184. Римский-Корсаков, H.A. Летопись моей музыкальной жизни. / H.A. Римский-Корсаков М.: Издательство «Музыка», 1982. — 440 с.

185. Римский-Корсаков, H.A. Полное собрание сочинений / H.A. Римский -Корсаков. -М.: Издательство «Музыка», 1982. Т. 8.Б. 253 с.

186. Романова, Е. В. Этнокультурная концепция основоположников евразийства: дис. канд. филос. наук: спец: 24.00.01 Барнаул, 2007.

187. Русская философия Серебряного века: курс лекций / Б.В. Емельянов, А.И. Новиков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. — 284 с.

188. Русское общество 40-50-х годов XIX века. Записки А.И. Кошелева. — М.: Издательство МГУ, 1991. 4.1. 237 с.

189. Русская философия в эмиграции: 20-е -30-е г.г. XX в. (документы из архива ФСБ России) // Вопросы философии 2007. — № 9 — С.124-133.

190. Савицкий, П.Н. Два мира / П.Н. Савицкий // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн / сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская, -М.: Наука, 1993. С. 114-122.

191. Савицкий, П.Н. Географические и геополитические основы евразийства / П.Н. Савицкий // Классика геополитики XX век, -М.:000 «Издательство ACT», 2003. С.677-687.

192. Савицкий, П.Н. Евразийство / П.Н. Савицкий // Классика геополитики XX век, -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 655-687.

193. Савицкий, П.Н. Степь и оседлость / П.Н. Савицкий // Классика геополитики XX век, -М.ЮОО «Издательство ACT», 2003. С. 688-699.

194. Самохвалова, В.И. И вновь к вопросу о форме / В.И. Самохвалова // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. -М.: ИФ РАН, 2008. Вып.З. С. 58-81.

195. Самохвалова, В.И. Красота против энтропии / В.И. Самохвалова. М.: Изд-во «Наука», 1990. — 175 с.

196. Самохвалова, В.И. Творчество: божественный дар, космический принцип, родовая идентичность человека / В.И. Самохвалова. М.: РУДН, 2007. — 538 с.

197. Самохин, A.B. Евразийство как идейно-политическое течение в России XX века: автореф. дис. канд. ист. наук: защищена 02.11.2004 /

198. A.B. Самохин Москва: ООО «Компания Спутник+», 2004. — 27 с.

199. Свиридов Г.В. Музыка как судьба. / Сост., авт. предисл. и коммент.

200. A.C. Белоненко.- М.: Мол. Гвардия, 2002. 800 с.

201. Седых, Т.Н. Учение о симфонической личности как концептуальное основание пространство политической теории евразийства: дис. . канд. полит, наук: защищена 27.09.2006 / Т.Н. Седых. Москва, 2006. — 160 с.

202. Сендеров, В.А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы /

203. B.А. Сендеров // Вопросы философии 2004 — №6. — С. 22-37.

204. Сендеров, В.А. Евразийство миф XXI века? / В.А. Сендеров // Вопросы философии. — 2001. — № 4. — С. 47-55.

205. Соболев, A.B. Полюса евразийства / A.B. Соболев // Новый мир. -1991. -№1. С. 43-54.

206. Соболев, A.B. Евразийство / A.B. Соболев // Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. М.: ИФ РАН «Мысль», 2001. Т.2. С. 11.

207. Соболев, A.B. О евразийстве как культуроцентричном мировоззрении / Соболев A.B. // О русской философии. СПб.: Издательский дом «Мир», 2008. С. 198-220.

208. Соколов, С.М.Философия русского зарубежья: евразийство. Монография / С.М. Соколов. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2003. -135 с.

209. Соловьев, B.C. Критика отвлеченных начал / B.C. Соловьев // Философское начало цельного знания. — Минск: Харвест, 1999. С. 398868.

210. Соловьев, B.C. Кризис западной философии (против позитивистов). / B.C. Соловьев // Философское начало цельного знания Минск: Харвест, 1999. С. 5-177.

211. Соловьев, B.C. Красота в природе. / B.C. Соловьев Избранные произведения. Ростов на Дону: «Феникс», 1998. С. 276-331.

212. Соловьев, B.C. Оправдание добра: нравственная философия. / B.C. Соловьев М.: Республика, 1996. — 496 с.

213. Соловьев, B.C. Философское начало цельного знания. / B.C. Соловьев // Философское начало цельного знания — Минск: Харвест, 1999. С. 178353.21 l.Coxop, А. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 423с.

214. Стасов, В.В. Статьи о Римском-Корсакове / В.В. Стасов. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — 91 с.

215. Стасов, В.В. Происхождение русских былин // Собр.соч. В.В. Стасова 1847 1886. СПб., 1894. — 542с.2Н.Стасов, В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени СПб.: Картограф.заведение A.A. Ильина., 1887 -354с.

216. Стасов, В.В. Избранные сочинения в двух томах. Статьи об искусстве. / В.В. Стасов. М.: Музгиз. 1937. Т. 2. — 663 с.

217. Стасов, В.В. Бородин А.П. / В.В. Стасов, -М.: Музгиз. 1954. 80 с.

218. Старчеус, М.С. Слух музыканта / М.С. Старчеус. — М.: Моск. гос. консерватория им П.И. Чайковского, 2003. — 640 с.

219. Степанянц, М.Т. Исламский мистицизм./ М.Т. Степанянц-М.: Канон, 2009. 272 с.

220. Стёпин, B.C. От философии науки — к философской антропологии. / B.C. Степин // Познающее мышление и социальное действие. — М., 2004. 544 с.

221. Сувчинский, П.П. Два ренессанса. 1890-1900-е и 1920 годы / П.П. Сувчинский // Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель A.JI. Бретаницкая, М.: Композитор, 1999. С. 214-219

222. Сувчинский, П.П. К познанию современности / П.П. Сувчинский // Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель A.JI. Бретаницкая, М.: Композитор, 1999. С. 220-235

223. Сувчинский, П.П. Музыкальная поэтика Стравинского (1939) /

224. Сувчинский, П.П. О современном евразийстве (1929) /

225. П.П. Сувчинский // Вишневецкий И.Г. Евразийское уклонение в музыке 1920 1930-х годов. Статьи и материалы. — М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2005. — С. 330-332.

226. Сувчинский, П.П. Pax Eurasiana (1929) / П.П. Сувчинский // Вишневецкий И.Г. Евразийское уклонение в музыке 1920 1930-х годов. Статьи и материалы. — Москва: Издательство «Новое литературное обозрение», 2005. С. 327-330.

227. Сувчинский, П.П. Сергей Прокофьев / П.П. Сувчинский // Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель A.JI. Бретаницкая, М.: Композитор, 1999. С. 105-107.

228. Сувчинский, П.П. Типы творчества (памяти Блока) / П.П. Сувчинский // Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель

229. A.JT. Бретаницкая, М.: Композитор, 1999. С. 130-144.

230. Тарускин Р. Турания / Р. Тарускин // Петр Сувчинский и его время / редактор-составитель A.JL Бретаницкая. М.: Композитор, 1999. С.248-258.

231. Творчество художественное / Краткий философский словарь по эстетике / под общей ред. М.Ф. Овсянникова, В.А. Разумного. — М.: Изд-во полит, литературы, 1963. С. 357-359.231 .Трубецкой, Н.С. «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с

232. Востока». / Н.С. Трубецкой // Классика геополитики XX век, М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 144-226.

233. Трубецкой, Н.С. «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока». / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 223-292.

234. Трубецкой, Н.С. Европа и человечество / Н.С. Трубецкой // Классика геополитики XX век, М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 33-105.

235. Трубецкой, Н.С. Мы и другие. / Н.С. Трубецкой // Классика геополитики XX век. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 106-125.

236. Трубецкой, Н.С. Мы и другие. / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 395-411

237. Трубецкой, Н.С. Наш ответ. / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. -М.: Аграф, 2000. С. 382-394

238. Трубецкой, Н.С. Об идее правительнице идеократического государства. / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. — М.: Аграф, 2000. С. 395-411.

239. Трубецкой Н.С. О государственном строе и форме правления. /

240. Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 480-492.

241. Трубецкой, Н.С. О туранском элементе в русской культуре /

242. Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 136-162.

243. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 493-505.241 .Трубецкой, Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре /

244. Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 163-219.

245. Трубецкой, Н.С. Религии Индии и христианства / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. -М.: Аграф, 2000. С. 293-327.243 .Трубецкой Н.С. Русская проблема / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. -М.: Аграф, 2000. С. 328-342.

246. Трубецкой, Н.С. Русская проблема / Н.С. Трубецкой // Классика геополитики XX век, М.ЮОО «Издательство ACT», 2003. С. 126-143.

247. Трубецкой, Н.С. Упадок творчества / Н.С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 2000. С. 526-531.

248. Трубецкой Н.С. Письма к П.П. Сувчинскому: 1921-1928 / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. К.Б. Ермишиной. -М.: Библиотека-фонд «Русское Зарубежье »; Русский путь, 2008. 384 с.

249. Умланд, А. Патологические тенденции в русской «неоевразийстве». О значении взлета Александра Дугина для интерпретации общественной жизни современной России. / А. Умланд // Вопросы философии 2008. — № 3 — С.74-82.

250. Усманова, А.Р. Модернизм. // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Издательство В.М. Скакун, 1998. С. 438.

251. Утопия // Современный философский словарь / под ред. В.Е. Кемерова. -Москва, Бишкек, Екатеринбург: Издательство «Одиссей», 1996.1. С. 542-545.

252. Фроловский, Г.В. Евразийский соблазн / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. -М.: Издательство «Аграф», 1998. С. 311343.

253. Фроловский, Г.В. Окамененное бесчувствие: по поводу полемики против евразийцев»/ Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. -М.: Издательство «Аграф», 1998. С. 246-255.

254. Фроловский, Г.В. О народах не-исторических (Страна отцов и страна детей) / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. —

255. М.: Издательство «Аграф», 1998. С. 87- 103.

256. Фроловский, Г.В. Письмо к П.Б.Струве об евразийстве /

257. Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. / Г.В. Флоровский. -Москва: Издательство «Аграф», 1998. С. 124-131.

258. Фроловский, Г.В. Пути русского богословия. / Г.В. Флоровский -Париж: Ymca-Press. 1937. 599 с.

259. Фроловский, Г.В. Разрывы и связи / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. -М.: Издательство «Аграф», 1998. С. 87- 103

260. Фроловский, Г.В. Смысл истории и смысл жизни / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. / Г.В. Флоровский. М.: Издательство «Аграф», 1998. С. 104-123.

261. Фроловский, Г.В. Человеческая мудрость и премудрость Божия / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. М.: Издательство «Аграф», 1998. С. 74- 86.

262. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2000. — 380 с.

263. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России / С. Хантингтон // Общественные науки и современность. — 1995. -№3- С. 133-137.

264. Хачатурян В.М. Истоки и рождение евразийской идеи / В.М. Хачатурян // Искусство и цивилизационная идентичность / отв. ред. H.A. Хренов. -М.: Наука, 2007. С. 289-301.

265. Хачатурян В.М. Культура Евразии: Этнос и геополитика // Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. — М.:б.и.. 1992. С. 92-99.

266. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия /

267. Ю.Н. Холопов // Вопросы философии 1993 — №4 — С. 105-120.

268. Хомяков, A.C. Записки о Всемирной истории / A.C. Хомяков. // Полное собрание сочинений. — Москва: Университетская типография на Страсном бульваре. 1900. Т. 6. 4.2. 504 с.

269. Хомяков, A.C. Собрание отдельных статей и заметок разнородного содержания. / A.C. Хомяков // Полное собрание сочинений. / под ред. И.С.Аксакова. Москва: В типографии П. Бахмететева. 1861. Т. 1. — 72с.

270. Хоружий, С.С. Карсавин, евразийство и ВКП / С.С. Хоружий // Вопросы философии 1992. — №2 — С. 78-87.

271. Хоружий, С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке / С.С. Хоружий // Вопросы философии. 1994. — № 11. — С. 52-62.

272. Хоружий, С.С. Жизнь и учение Льва Карсавина. / С.С. Хоружий // Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. — М.: «Ренессанс», 1992. Т.1. С. 5-73.

273. Хэ Фан Евразийство и русская литература 1920-1930-х годов XX века: дис. канд. филол. наук: защищена 17.06.2004 / Хэ Фан. — Москва, 2004. 154 с.

274. Цыкалов, Д.Е. Россия и Запад в русской общественно-исторической мысли периода Первой Мировой войны / Цыкалов Д.Е. // История мысли. Русская мыслительная традиция. / под ред. И.П.Смирнова. М.: Вузовская книга, 2007. Вып.4. С. 106-121.

275. Чаадаев, П.Я. Апология сумасшедшего / П.Я. Чаадаев // Тарасов Б.Н.

276. Чаадаев -М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 558-573. 273.Чаадаев, П.Я. Второе письмо посвященное истории общей философии

277. П.Я. Чаадаев // Сочинения и письма. М.: Звенья, 1934, T.l. С.94-119. 274.Чаадаев, П.Я. Философские письма / П.Я. Чаадаев // Тарасов Б.Н.

278. Чаадаев М.: Молодая Гвардия, 1990. С. 444 — 557. 275 .Чумаков, А.Н. О предмете и границах глобализации / А.Н. Чумаков //

279. Век глобализации 2008. — №1. — С. 7-16. 276.Чумаков, А.Н. Современный мир: на пороге фундаментальныхтрансформаций / А.Н. Чумаков // Век глобализации — 2008. №2. -С.88-94.

280. Шахматова, Е.В. Восток как метафизическая парадигма идеи Всеединства в культуре Серебряного века. / Е.В. Шахманова // Вопросы философии 2008. -№ 3 — С. 147-162.

281. Шупер, В.А. Россия в глобализованном мире: альтернативы развития / В.А. Шупер // Вопросы философии 2008. — № 12. — С 3-21.

282. Эстетика // Новейший философский словарь / под ред.

283. В.А. Кондрашова Ростов на Дону: «Феникс», 2005. С. 654-655.

284. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия («Academia XXI») / Хренов Н.А., Мигунов А.С. М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 688 с.

285. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. (1922) / К.Г. Юнг // Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 267-285.

286. Яковлев, Е.Г. Эстетика: учебное пособие. / Е.Г. Яковлев М.: Гардарики, 2002. 462 с.

287. Lourie Arthur. La Sonate pour piano de Strawinsky / Traduit par R/ Vandelle // La revue musicale/ Paris, 1925. — 6 annee, № 10,1er Août. — P. 100-104.

288. Lourie Arthur. Edipus -Rex / Traduit par B. de Schloezer // La revue musicale. Paris, 1927/ 8 annee, № 81er Juin. P. 240-253.

289. Lourie Arthur. A propos de Apollon d Igor Strawinsky // Musique: revue mensuelle de critique, d histoire, d esthetique et dinormation musicales. -1927.-1er annee, 3, 15 Décembre 1927/P. 117-119.

290. Lourie Arthur. Neogthic and Neoclassic // Modem Music: A Quartely Review. New York, 1928. — Vol. V № 3. -P. 3-8.

291. Lourie Arthur. Concerto Spirituale. Paris, 1928-1929. NYPLPA, JPA 9261 № 56.

292. Lourie Arthur. An Inquiry into Melody // Modem Music: A Quartely Review. New York, 1929-1930. — Vol. VII № 1. — P. 3-11.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/esteticheskie-idei-evraziitsev#ixzz3rqQyLyat

Реклама