Ход по солнцу или против? Белая Криница: лучшее место, чтобы умереть

Крестный ход по солнцу или против? 

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «К прообразам крестных ходов относят ряд описанных в Ветхом Завете историй:
1. путь евреев из Египта в Землю Обетованную;
2. торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона;
3. торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа».
Крестный ход в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), у старообрядцев — по движению солнца (посолонь).
1. Вы обратили внимание, что путь из Египта в Израиль лежит против солнца. За 40 лет исхода дошли только два человека из тех, кто вышел из Египта. Путь против солнца губителен.

Во времена Ирода, во время избиения младенцев Иосиф, Пресвятая Богородица и младенец Иисус бежали в Египет. Путь по солнцу спас нашего Господа.
2. Посмотрите, семикратный обход Иерихона против часовой стрелки, привёл к том, что стены Иерихонские пали, жители погибли. Крестные ходы против часовой стрелки привели к тому, что храмы были в 30-е разрушены, советская власть была только средством в руках Бога. Надо было крестных ходы совершать по солнцу.
3. Про перенос ковчега информации мало. Но если ковчег принесли в уже построенный храм, то его несли по солнцу, потому что вход в Храм Соломона был с восточной стороны. Странно, что наша церковь этого не замечает.
А Вы как считаете, надо ли учитывать движение солнца в своей жизни и делах?

 +++

В поиске истинного пути, или как правильно определить направление Киблы

А что же будем определять?

В первые годы распространения Ислама (с 610 по 623 года) Киблой была мечеть аль-Акса, расположенная в Кудсе (Иерусалиме). Изменение Киблы с мечети аль-Акса (Кудс) на Запретную мечеть (Мекка) произошло спустя семнадцать месяцев после хиджры, и было сделано в ответ на высказывания мединских иудеев о том, что, дескать, пророк и мусульмане не знали, где находится Кибла и якобы они их научили этому.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молил Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он указал мусульманам их Киблу для Ислама. И в месяце Шабан 2-го года хиджры Господь указал ему направление новой Киблы в соответствии со следующим кораническим откровением:

Мы видим, как ты [Мухаммад] многократно смотрел на небо [прося о том, чтобы направление совершения молитвы (Кибла) изменилось]. Можешь не сомневаться, Мы направим тебя в ту сторону, которой ты будешь доволен. Направь же свой лик в сторону Священной Мечети (в сторону Каабы). И где бы вы ни находились [на планете], направляйте свои лица [совершая молитву-намаз] именно в эту сторону.

 Те, кому было дано Писание ранее [иудеи и христиане], знают, что это есть Истина от Господа. Всевышний не оставит без внимания ни малейшего их действия [Его бдительность относительно дел и поступков всех и вся непоколебима, все в Его ведении].*
Священный Коран, 2: 144

Вот некоторые хадисы, описывающие этот момент:
Мы молились с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, (в течение) шестнадцати или семнадцати месяцев повернувшись в сторону Иерусалима, после чего повернулись к Каабе.
хадис от Аль-Бара’а, св. хадисов Муслима 

Однажды, когда люди совершали утреннюю молитву в мечети, к ним пришёл один человек и сказал: «Воистину, Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Коран, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней». Они стояли лицом к Шаму и повернулись к Каабе.
хадис от Ибн Умара, св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Как правильно определить направление КиблыПризнание Киблы в направлении Каабы имело важное значение для мусульман, заявивших о себе не как о реформаторском движении, а как о самостоятельной религии с аравийской спецификой. В связи с этим одно из наименований, которое получила мусульманская община ‒ «люди Киблы и согласия [общины]» (араб. أهل القبلة والجماعة‎‎ ‒ «ахлю-ль-Кибля ва-ль-джама’а»).

В повседневной жизни мусульманам очень важно знать направление Киблы также при совершении и некоторых других действий, не связанных с молитвой-намазом:

Захоронение мертвых

Умершего мусульманина кладут в могилу на правый бок лицом к Кибле.
Кааба является вашим направлением, живые вы или мертвые.
св. хадисов аль-Байхакъи, ат-Тахауи

Заклание животных

Заклание животных производят, положив их на левый бок и повернув головой в сторону Мекки.

Пророк порезал двух баранов в день праздника Ид. Когда их повернули, пророк сказал: «Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и я не принадлежу к многобожникам!». В другом риваяте сказано: «Повернул баранов в сторону  Киблы, при убое».
хадис от Джабира ибн Абдаллаха,
св. хадисов аль-Бухари

Сон и лежание

Засыпать рекомендуется, повернувшись лицом к Мекке, на правом боку, размышляя о том, какие деяния совершил в течение пройденного дня: благие или плохие. Ведь сон – маленькая смерть, и никто, засыпая, не знает наверняка, проснётся он или нет.

Обращаясь ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О такой-то, когда захочешь лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь перед намазом, ляг на правый бок и скажи: «Аллахумма инни асламту ваджхи илайка, ва фаввазту амри илайка ва алжаъту захри илайка, рагбатан ва рагбатан илайка ла малжаа ва ла малжаа минка илла илайка, аманту бикитабика ллази анзалта ва набийика ллази арсалта». (О мой Аллах, я направляю свое лицо к Тебе, я полагаюсь во всех своих делах на Твою волю, я опираюсь на Тебя, я надеюсь на Тебя, я боюсь Тебя, и мне некуда бежать от Тебя, кроме как к Тебе же Самому, я верю в Тобою посланного Пророка, и в ниспосланный Тобой Коран)».
хадис от Бары ибн ‘Азиба,
св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Справление естественных нужд

Нежелательно отправлять естественные нужды лицом и спиной к Кибле.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас станет справлять большую нужду (на открытом пространстве), пусть не обращается к кибле лицом и не поворачивается к ней спиной. Поворачивайтесь (лицом) к востоку или к западу».
хадис от Абу Айюба аль-Ансари,
св. хадисов аль-Бухари 

Таким образом, вопрос правильного определения Киблы является для мусульманина чрезвычайно важным!

Как правильно определить направление КиблыПопробуем разобраться в этом вопросе.
Всевышнему Аллаху (Господу миров, Творцу всего и вся, Богу) принадлежит и восток, и запад [если где-то вас подвергают религиозным гонениям, то помните, что молиться Всевышнему вы можете в любом чистом месте на всем земном пространстве]. Куда бы вы ни повернулись, там будет лик Его [Он не ограничен ни местом, ни временем]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) безгранично Широк [Своей милостью] и Всезнающ.*
Священный Коран, 2: 115

В своём переводе смыслов Священного Корана известный в России мусульманский богослов Шамиль Аляутдинов так поясняет этот аят:
Мусульмане всего мира молятся в направлении Каабы, расположенной в городе Мекке, но это, безусловно, не говорит о том, что Всевышний находится там.
Нет, Творец трансцендентен, да и планета наша ‒ песчинка среди галактик, сотворенных Им. Но всех мусульман мира, несмотря на то, что они разных культур, национальностей, живут в разных городах и государствах, думают и анализируют по-разному, говорят на разных языках, ‒ всех их объединяют общие духовные ценности, определенная форма совершения молитвы-намаза на арабском языке, соблюдение поста, действия хаджа (паломничества), направление во время совершения молитвы.

Тот, кто может видеть Каабу, при совершении молитвы должен смотреть на неё. А тот, кто не может видеть её, должен повернуться в её сторону, поскольку это всё, что в его силах, а Всевышний Аллах же возлагает на душу лишь то, что ей под силу. Например, для жителей Медины и к тем, чья территория расположена подобным образом, относится следующий хадис:
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «То, что (находится) между Востоком и Западом – (и есть) Кибла».
хадис от Абу Хурайры,

св. хадисов Ибн Маджы, аль-Хакима и ат-Тирмизи 

Способы определения Киблы

→ Для путешествующих на транспорте

Для путешествующих на транспорте Киблой во время движения является направление движения транспорта.
Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву во время езды, (и он молился) в том направлении, в котором ехал.
хадис от Амира ибн Рабиа,

св. хадисов Муслима

У аль-Бухари в тексте этого хадиса добавлено: «Он слегка наклонял свою голову». А у ат-Тирмизи к тексту добавлено следующее: «(Однако) он не поступал таким образом при совершении обязательных молитв».

 

→ При совершении молитвы-намаза в вынужденных условиях, болезни или опасности

При таких обстоятельствах, дозволяется молиться, не поворачиваясь в сторону Киблы, поскольку пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
Если я приказываю вам что-то сделать, то делайте то, что вы в силах (сделать).
св. хадисов аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи

Также Всевышний Аллах в Священном Коране учит нас:
Если вы боитесь чего-то (опасаетесь за себя), то можете совершить [очередную обязательную молитву-намаз] идя пешком [если ситуация настолько неординарна, опасна, а время молитвы уже подходит к концу, то можете совершить её даже не останавливаясь, на ходу] или верхом [двигаясь на любом из наземных, подземных или воздушных видов транспорта, совершая молитву с оптимальной в существующих условиях и максимальной амплитудой движений в направлении движения транспорта. В последующем перечитывать совершенную таким образом обязательную молитву нет канонической необходимости]. Если же опасений нет, тогда упоминайте Всевышнего так, как Он научил вас тому, чего вы не знали [то есть совершайте молитву-намаз в обычном порядке, спокойно, полноценно, умиротворенно].*
Священный Коран, 2: 239 

→ Во всех остальных случаях, когда человек не испытывает явных затруднений:

1)   В современном мире высоких технологий для определения Киблы вы можете воспользоваться специальными программами, устанавливаемые на сотовый телефон, планшет или на ваш персональный компьютер;  ( например, этой: Кибла-локатор (компас): Muslim Pro — программа позволяющая определенить направление Киблы)
2)   Если вы находитесь в населённом пункте, где есть мечеть, то направление Киблы вам подскажет михраб ‒ полусферическая ниша в стене мечети (часто украшенная двумя колоннами и аркой), в которой имам совершает коллективную молитву. Расположение ковров и полос в мечетях также помогают правильно ориентироваться внутри мечети;
3)   Если технических средств под рукой не оказалось, то можно высчитать направление в сторону Киблы с помощью географической карты, и, зная это направление, по компасу сориентироваться в той точке, где вы сейчас находитесь;
4)   Если и компаса вдруг не окажется под рукой, то, зная направление на Киблу для той местности, где вы сейчас находитесь (например, для Центральной России Киблой является направление на юг) вы можете:

5)   И, наконец, если нет возможности определить направление Киблы, к примеру, из-за темноты или облачности, то, в начале, следует спросить того, кто знает об этом. Если вам некого спросить, то вы должны попробовать определить Киблу сами и совершить намаз, повернувшись в ту сторону, которая по вашему предположению и является Киблой.
В таком случае ваша молитва, иншаАллах, будет действительной, и вы не будете обязаны повторять её, даже если позже обнаружится, что совершили намаз в неправильном направлении. Если же выяснится, что вы совершаете намаз в неправильном направлении во время его исполнения, то вы должны повернуться в нужном направлении, не прерывая молитву.

Эти выводы основаны на следующих хадисах:
Однажды, когда люди совершали утреннюю молитву в мечети, к ним пришёл один человек и сказал: «Воистину, Аллах ниспослал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Коран, в котором велел повернуться в сторону Каабы, так повернитесь же к ней». Они стояли лицом к Шаму и повернулись к Каабе.
хадис от Ибн Умара,

св. хадисов аль-Бухари и Муслима

Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находились в походе, небо было закрыто тучами, поэтому, пытаясь определить Киблу, мы разошлись во мнениях (относительно Киблы), и каждый из нас совершил молитву в своем направлении (на Каабу). (Однако) каждый начертил перед собой линию, чтобы обозначить направление (совершённой молитвы). Утром мы посмотрели на небо и обнаружили, что совершили молитву не в сторону Киблы. Мы рассказали о случившемся Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но он не велел нам повторить молитву и сказал: «Та молитва для вас достаточна».
хадис от Джабира,

св. хадисов ад-Даракутни, аль-Хакима,
аль-Байхаки, ат-Тирмизи, Ибн Маджы и ат-Табарани

Подводя итог, хочется напомнить ещё раз прочитать 115-й аят 2-й суры «Корова» Священного Корана, приведённый выше по тексту!

Не стоит излишне себя накручивать, если вам не удаётся точно определить Киблу, ведь главное сделать для этого всё от себя зависящее и совершить намаз с ниятом (намерением) его исполнения в сторону Киблы и, иншаАллах, ваш намаз в полной мере примется Всевышним Аллахом, Субханаху уа Та’аля!!! Главное ‒ не забывать его совершать!!!

Конечно же Вы догадались в процессе чтения, что статья не только в прямом смысле о Кибле…
Истинный, прямой путь, о котором говорится в Священном Коране и наставить на который просят Господа все мусульмане в каждом ракаате намаза, читая суру «аль-Фатиха», найти очень непросто, а ещё сложнее с него потом не свернуть!!!Советую Вам для развития посмотреть очень интересные видео-ролики: «В поиске прямого пути» и «Верное руководство для прямого пути«.

Расуль Фаткуллов,
Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова
уа’аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Ибн Усаймин говорил, что ученые разделили движения в молитве на пять видов:
1 – Обязательные движения в молитве – это такие поступки, которые связанны с действительностью молитвы. Например, человек стал совершать молитву не по направлению к Каабе, пришел другой и сказал ему, что правильное направление справа, после чего тот повернулся. Это является движением, однако оно обязательно, без которого молитва не будет действительной. Также, если человек увидел на своей одежде нечистоту, которую он в состоянии удалить, то он обязан это сделать, так как это связано с действительностью молитвы, и это движение является обязательным.
2 – Запрещенные движения в молитве – это те, которые нарушают молитву. Например, смех со звуком в молитве, даже если его было мало, это нарушает молитву, так как противоречит духу молитвы. Также и игра человека в молитве. Например, один молится, а другой играет в мяч, после чего и совершающий молитву начал играть мячом, это нарушает молитву, даже если этих движений было мало. Также и много лишних движений запрещено, и они нарушают молитву.
3 — Желательные движения в молитве – это то, что связано с улучшением и совершенствованием молитвы. Например, движение человека вперед в пустом месте для заполнения ряда молящихся. Это является Сунной, поскольку в этом полнота молитвы. Или то, что сделал однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда совершал ночную молитву с Ибн ‘Аббасом, который встал слева от него. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял и поставил его справа от себя. Это также является движением, однако желательным, так как в этом совершенство молитвы.
4 – Порицаемые движения в молитве – это небольшие движения, не связанные с нуждой, но не по причине игры и если их не много. Например, как делают многие молящиеся, поправляющие платок или одежду в молитве, смотрят на часы и т.п. Эти небольшие движения являются порицаемыми.
5 – Дозволенные движения в молитве – это многочисленные движения при необходимости или небольшие движения при нужде. Пример движениям при необходимости: человек совершает молитву и видит, что враг хочет его убить, и начинает убегать, не прерывая своей молитвы. Это очень много движений, однако, они не нарушают молитву, поскольку связанны с вынужденностью. Также и пример, если во время молитвы появилась змея или скорпион, и молящийся пытается убить его, в этом нет проблем, так как это является необходимостью. Сл. «Шарх Булюгъ аль-марам», № 8. ИСТОЧНИК

A’mash писал(а):Также к числу небольших движений в молитве, которые являются дозволенными, относятся: выключить телефон, который звонит в молитве; высморкаться в платок и положить его обратно; встать в тень и скрыться от солнца и т.п.

Уа алейкума салям уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Да брат, в такой ситуации следует приблизится к сутре.

Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал, что основа движений в молитве – нежелательность, если только они не вызваны необходимостью.
Движения во время молитвы можно разделить на пять категорий:

1. Обязательные;
2. Запрещенные;
3. Нежелательные;
4. Желательные;
5. Дозволенные.

К обязательным движениям относятся те, от которых зависит действительность молитвы. Например, если человек заметил нечистоту на своем головном уборе, то он должен почистить его и снять, потому что однажды, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал коллективную молитву, к нему явился Джибриль и сказал, что на его сандалиях нечистота. Поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, снял сандалии во время молитвы и не прерывал ее. Передал Абу Дауд, 650; шейх аль-Албани назвал его достоверным в «аль-Ируа», 284. Также, если кто-то говорит верующему, что он молится не в направлении киблы, то он должен повернуться в ее сторону.

К запрещенным движениям относятся частые беспричинные движения, потому что они нарушают молитвы, а все, что нарушает молитву – запрещено, и это подобно насмешкам над знамениями Аллаха.

К желательным движениям относятся те, посредством которых делают что-то желательное. Например, если человек двигается, чтобы выровнять ряд, или он видит брешь в переднем ряду и переходит в него, или видит брешь в своем ряду и двигается, чтобы заполнить пустое пространство и т.д. Подобные движения позволяют человеку достигнуть желательного и делают молитву более полной и совершенной. Поэтому однажды, когда Ибн Аббас, да будет доволен им Всевышний Аллах, встал молиться с левой стороны от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он взял его сзади за голову и поставил справа от себя. Хадис согласован.

К дозволенным движениям относятся незначительные движения, для совершения которых есть причина, или многочисленные движения, вызванные необходимостью. Примером незначительных движений, для совершения которых есть причина, служит молитва Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он молился, держа на руках свою внучку Умаму, дочь своей дочери Зайнаб. Перед совершением земного поклона Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опускал девочку на землю, а когда поднимался, снова брал её на руки. См. аль-Бухари, 5996; Муслим, 543.
Многочисленные движения, вызванные необходимостью, включают в себя молитву во время сражений. Аллах говорит:
«Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали» См. аль-Бакъара, аяты 238-239.

Если человек молиться во время ходьбы, то совершает множество посторонних движений, но в случае необходимости это дозволено и не нарушает молитву.

К нежелательным относятся все движения, которые мы не перечислили. Это основа движений в молитве. Поэтому мы говорим тем, кто совершает посторонние движения в молитве, что их действия нежелательны и отвлекают от молитвы. Можно часто видеть, как человек трогает свои часы, ручку или головной убор, поглаживает нос или бороду и т.п. Эти действия считаются нежелательными, а если их совершают много и часто, то они запрещены и делают молитву недействительной.

Шейх Ибн Усеймин также сказал, что нет определенного количества движений, которые бы нарушали молитву. Движение считается противоречащим молитве, если посторонний видит это движение у молящегося и это выглядит так, как будто он не молится. Именно такое движение делает молитву недействительной. Поэтому ученые, да смилуется над ними Всевышний Аллах, установили, что это определяется обычаем, и сказали: «Если посторонних движений много и их делают часто, то они нарушают молитву, без упоминания определенного числа». Некоторые ученые сказали, что три посторонних движения нарушают молитву, но такое утверждение требует доказательств, потому что любой, кто устанавливает определенное количество или манеру исполнения, должен привести доказательства, иначе он привносит нововведения. См. «Маджму Фатауа аш-Шейх», 13/309-311.

 

Если у Вас появилось желание поближе познакомиться с Исламом и познать его основу основ — Священный Коран, то рекомендуем прочитать его первый богословский перевод на русский язык, сделанный Ш. Аляутдиновым («СВЯЩЕННЫЙ КОРАН СМЫСЛЫ. БОГОСЛОВСКИЙ ПЕРЕВОД»).

В издании представлен полный перевод Священного Корана, однако автор не претендует на то, что этим исчерпывает все смыслы Священного писания — вниманию читателей предлагается лишь то, что смог извлечь автор, проведя многолетнюю кропотливую работу с фундаментальными трудами мусульманских богословов и анализируя современность через многие десятки тысяч людских вопросов, на которые ему довелось ответить.

Наличие ритуальной чистоты при чтении данной книги не является обязательным (подробнее о том, почему это не является обязательным, читайте в 79-м аяте 56-й суры).

+++

В дневное время определить стороны света можно определить:

 

Определение направления Киблы по солнцу и тени

        ‒ по тени в полдень

 

Стороны света легче всего определить в солнечную погоду в полдень. Нужно стать спиной к солнцу и тень, которую вы отбрасываете, укажет на Север в Северном полушарии и на Юг в Южном. В экваториальных областях полуденная тень полгода направлена на север (с 23 сентября по 21 марта), а полгода на юг (с 21 марта по 23 сентября).

 Определение направления Киблы по солнцу и часам        ‒ по солнцу и часам

 

     В солнечную погоду стороны света можно определить при наличии часов. Для этого необходимо расположить часы так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Угол между часовой стрелкой и 12 часами разделить пополам, а линия, разделяющая этот угол, и будет указывать на Юг, причем Юг до 12 ч будет с правой стороны от Солнца, а после 12 ч с левой. Этот способ годится для определения направления днём, а именно с 6 часов утра и до 6 часов вечера.    

Внимание! С наступлением весны многими странами, в том числе и Российской Федерацией, вводится летнее время и часы переводятся на час вперёд, поэтому полдень наступает в 13 часов дня, т.е. угол измеряется между часовой стрелкой и цифрой 1.

По состоянию на 01.01.2015 г. время опять поменяли — теперь полдень высчитывается так же, как и было, ориентируясь на 12 часов.
На момент чтения статьи, пожалуйста, ориентируйтесь на текущее время, так как авторы могут не уследить за очередным изменением!!!

в ночное время:

          ‒ по Полярной звезде (если вы находитесь в северном полушарии)

Определение направления Киблы по полярной звезде

I) Найти на небе созвездие Большой Медведицы (большой ковш).

II) Расстояние между двумя крайними звездами отложить пять раз по прямой в сторону созвездия Малой Медведицы (малый ковш). Отложенный отрезок совпадет с последней звездой в хвосте Малой Медведицы. Это и будет Полярная звезда, от которой мысленно провести отвесную линию к Земле. Это и будет направление на север.

          ‒ по созвездию Южного Креста (если вы находитесь в южном полушарии)

Определение направления Киблы по созвездию южного креста

Созвездие Южный Крест состоит из четырех ярких звезд, взаимно расположенных в виде креста. Для более точного определения Юга пользуются прямой, проложенной через две звезды, расположенные слева от Южного Креста. Пересечение этой прямой и прямой, отложенной от Южного Креста и будет направлением на Юг.

 

 

+++

Лестовка имеет 4 лапостка, коими исповедуются 4 евангелиста, обшивка около лапостков — евангельское учение. Между лапостков 7 передвижек в знак 7 церковных таинств. 9 крупных ступеней (по три на сторону, и в лестовке — три) — 9 чинов ангельских. От связки простое место — земля, на нюже Господь сниде спасения нашего ради, и мы от земли взяты и в землю пойдем. 12 ступеней — 12 апостолов с Господом ходили. 38 ступеней — 38 недель Богородица Христа во чреве носила, 33 ступени — 33 года Господь по земле ходил, 17 ступеней —17 пророчеств о Христе было. Другое простое место — небо.Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Исусову непрестанно повторяти: и в церкви и дома и по торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву сию Исусову тако:«Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.»Кто молитву сию Исусову творит непрестанно, како воздухом дышит, то после перваго года вселится в него дух Святый, после второго внидет в него Христос Сын Божий. После третьего же года приидет к нему Отец. И вниидет в него и обитель в нем сотворит Святая Троица. И поглотит молитва сердце человеку тому и сердце поглотит молитву. И станет взывати непрестанно сию молитву днем и нощию. И буде свободен человек той от всех сетей вражиих.

Хочешь ли, брате, научится умственной молитве сердечной? Внимай прилежно. Прежде бо тебе подобает творить молитву Исусову негромко вслух тихим гласом. Когда же насытятся уста произношением молитвы, тогда глас стихает. Затем шопотом продолжается и тогда умом подобает взирати и приникати к произнесенному в гортани. Таковым образом, как бы сама собой начнет приходити в движение и действовати умственная сердечная молитва, на всяко время, во всяком деле, на всяком месте. В начале противу воли подобает творити молитву, принуждая себе усердно, и егда навыкнет, то станет аки птица парящая сама обращаться в уме человека. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

+++
Мужчина с длиннющей бородой в ситцевой одежде, подпоясанный, сидит на остановке, рядом с ним – женщина с прямой осанкой, на ее голове – платок. Они начинают говорить – и вдруг, в одном из самых южных райцентров Украины, там, где румынскому отдают предпочтение перед украинским, ты слышишь русский язык. Правильный, чистый, литературный. А через полчаса оказываешься в староверческом селе Белая Криница, всемирном духовно-историческом центре старообрядчества…

Стоп. Духовно-историческом центре? Ожидаешь увидеть ровную дорогу, по которой чуть ли не каждый день, словно муравьи, бегают туристические автобусы, магазин с сувенирами, современный музей… Вместо этого в неуступчивой реальности дорога – только наполовину асфальтирована, автобус ходит два раза в день, школы, магазина и почты нет. Есть два храма. Над большим высится простреленный крест.

1.jpg

Выжить несмотря ни на что

История российских старообрядцев – это история борьбы за выживание. В 1656 году всех, кто продолжал креститься двумя перстами, объявили еретиками, отлучили от Троицы и прокляли. С этого времени начались жесткие преследования: уничтожение староверческих книг, храмов, монастырей, изгнания, тюрьмы, пытки и сожжение тысяч старообрядцев. Почему? В середине XVII века они выступили против богослужебной реформы Московского патриарха Никона, согласно которой церковь должны были унифицировать по греческому образцу. Это означало исправление аутентических славянских текстов и изменения в проведении обрядов. Предки староверов, старообрядцев или, как их еще называют, липован, поселились на юге Буковины во время гонений в 1770–1780-х годах с разрешения австрийского правительства. Массовым преследованиям староверы подверглись и после установления советской власти, атеистический режим которой не мог смириться с традициями липован и их преданностью своей вере.

«Они любили Бога, а Господь любил их»

Выходишь из тарахтящего автобуса и попадаешь в полнейшую красоту.

– Посмотрите, какая природа вокруг – наилучший храм Божий, – говорит простую истину староверка Ирина, переехавшая с мужем в Белую Криницу из Одесской области.  

Мне рекомендуют пойти к Анне, которая живет почти напротив величественного митрополичьего собора Успения Пресвятой Богородицы. Она родом из Донбасса, перешла в липованскую веру в 27 лет, потому что почувствовала, что та «от Христа, а не от людей». Часто старушка первой принимает гостей, охотно рассказывает им самые интересные истории села:

– Места тут святые. Когда к нам лет пять назад приехали два парня, то они говорили: «Прибыли ночью, вышли из машины и не смогли понять, что с нами происходит. Мы просто упали на эту землю и целовали ее, нас такая благодать охватила!» Люди здесь всегда жили сильные, потомки тех, кто шел за Христа на смерть, ничего не боялись. Они любили Бога, а Господь любил их, давал и силу, и веру, и любовь.

Когда советские войска проходили через село после войны, то получили приказ разрушить все дорогое для верующих. Уничтожили пять церквей из семи, а из центрального храма сделали зернохранилище. Один коммунист сказал: «Ха, я этого Христа сейчас!..» и прострелил крест на колокольне.

2.jpg

Неподалеку от главного храма живет Епистимия Михайловна с Андронником Калиновичем, представители старшего поколения села. Женщина руководит клиросом, хором общины. Сейчас на ней простая одежда, в руках – вилы.

– Весной времени практически нет, – вздыхает. – Нужно все посадить, за всем присмотреть… Вон, клубника какая завядшая, зато черешня – красавица! Вся в цвету стоит!

Хоть жизнь в селе и не легкая, но для Епистимии Михайловны это словно рай на земле и «…единственное, чего бы хотела, это чтобы была единая Любовь на свете».

Игумению Таисию напрасно звать, если она молится. Пока строят помещения для монашек, которых в селе осталось только трое, она живет в небольшом домике. Матушка Таисия считает, что спасти Белую Криницу можно, только если возродить монастыри, ведь раньше их было два: женский и мужской. Первый еле-еле до сих пор функционирует, а на месте второго – пограничная застава.

3.jpg

Дочка зовет Ирину с огорода. Это – ее третий ребенок. Двое старших вынуждены ездить в школу, которая находится за восемь километров, в соседнем селе. Не может автобус проехать сквозь сугробы зимой – дети не идут в школу.

Трое мужчин из Белой Криницы пошли на фронт. Двое – добровольцами. Среди них и муж Ирины, офицер в отставке Виталий, сейчас дислоцируется возле Горловки.

– Если живешь в этой стране, на этой земле, то и должен ее защищать, – говорит женщина.

Ирина строго придерживается обрядов, воспитывает детей соответственно обычаям: когда ее дочь Аня выйдет замуж, то наденет кичку (специальную шапочку), а поверх платок, так же, как и ее мама. По липованским традициям, женщины носят длинные сарафаны, мужчины не стригут бороды – все должно оставаться естественным, таким, каким наградил Господь.

Ирина приглашает на обед и замечает, что в последнее время атмосфера в общине изменилась, люди стали не такими открытыми, искренними, будто остерегаются чего-то. Некоторые дети в школе стесняются своей веры, многие взрослые выехали в поисках заработка. Однако на свою жизнь не жалуется.

Музей для экспонатов-привидений

4.jpg

Музейный комплекс старообрядчества. Директор Оксана Дядюшка приводит к двухэтажному строению из сруба. А внутри – почти пусто. В музее нет сигнализации, поэтому из львовской и черновицкой коллекций не могут передать ценные экспонаты. Несколько старых фотографий, пара-тройка предметов быта, небольшая коллекция книг о липованстве и все. Крыша немного протекает, залита фотография с «экспозиции». Есть две комнаты для митрополитов, которые останавливаются здесь, когда приезжают.

5.jpg

– Многое разворовано, – объясняет Оксана. – Вывезли в 80-х под видом выставки. Неизвестно, кто это разрешил, кто инициировал.

А несколько лет назад ее знакомую из контрольно-пропускного пункта между Румынией и Украиной «Вадул–Сирет» вызвали среди ночи, чтобы проверить, законно ли вывозят книги со штампом Белой Криницы. Библиотека монастыря не была инвентаризована, ценный груз пришлось пропустить. То, что осталось, и сейчас находится в безопасности: реквизит для богослужений, главные книги и иконы. Их переносят между тремя местами, где проходят службы, поскольку в центральном храме слишком холодно зимой. Жители Белой Криницы просили батюшку описать то, что осталось, сделать каталог ценностей, на что получили ответ: «Не волнуйтесь, не пропадет, все равно будет не в одной церкви, так в другой».

Старики держат на чердаке гроб для себя, наполненный зерном. Они ничего не скажут. Побаиваются, что если сельское духовенство поменяют, то временно никого не будет в Белой Кринице, кто мог бы их отпеть в случае чего, – поясняет Оксана.

Инвентаризационная книга могла быть уничтожена вместе с мужским монастырем, и, наверно, никто уже не объяснит, как на самом деле реликвии из Белой Криницы оказались за границей, в музеях и частных коллекциях, даже в библиотеке Конгресса.

6.jpg

56 километров вместо трех

В трех километрах от Белой Криницы, по ту сторону границы с Румынией, находится старообрядческое село Климеуц. Раньше староверы могли перейти границу пешком, чтобы увидеть родственников и друзей. Но с тех пор как Румыния начала получать членство в Европейском Союзе, переход закрыли. Теперь для жителей Белой Криницы прогулка в соседнее село превратилась в испытание: лишь у единиц есть транспортные средства, и то чаще это кони. Сегодня дорога в Климеуц – это 56 километров объезда через два райцентра, очереди на контрольно-пропускном пункте и куча денег.

И хотя с колокольни собора прекрасно видна румынская сторона границы, попасть к родственникам белокриничанам нельзя.

7.jpg

Кстати, болеть в Белой Кринице можно только во вторник и четверг, именно в эти дни здесь бывает фельдшер. Невольно приходит в голову, что этот покинутый кусок земли, пульсирующий от подлинности, с открытыми Богу людьми, с воздухом, которым хочется дышать, стал лучшим местом… Лучшим местом, чтобы умереть.

Анна ВОРОБЬЕВА, risu.org.ua
Этот текст написан в рамках Школы международной журналистики «Українські фронтири», организатором которой была Школа журналистики Украинского католического университета при поддержке проекта Mymedia.org.ua.

***

 

White Well.
Где в Украине можно как следует поговорить на древнерусском языке

Является ли гроб предметом первой необходимости, сколько раз в день нужно просить прощения и почему 980 поклонов — это совсем не то же самое, что тысяча? Будьте осторожны! Поездка в село Белая Криница, ставшее полтора века назад столицей старообрядчества, — это перемещение не только в пространстве, но и во времени

Асфальт закончился в Старом Волчинце. Под колесами уже несколько километров стелется дорога-призрак. Сейчас это более или менее приличная грунтовка, выравненная снегом, но в любой момент она может исчезнуть с лица земли. Я еду под сводом белых заиндевевших деревьев и молю Бога, чтобы до завтра не начался дождь или снегопад. В непогоду маленькое русскоязычное село на границе Украины с Румынией по полтора-два месяца остается отрезанным от мира — даже автолавка не может добраться. Наверное, так и должна выглядеть дорога туда — в XVII век.

 


Дорога Белая Криница расположена неподалеку от основного украинско-румынского пограничного пункта пропуска «Порубное — Сирет», к которому ведет трасса М-19 (Е-85), круглогодично поддерживаемая в хорошем состоянии. В Слободке сверните на Старый Волчинец. Последние 5-6 км — грунтово-щебеночный грейдер. Зимой возможны заносы. Через Сторожинец дорога значительно хуже, особенно в районе Глыбокой и Каменки. Лучше сделать крюк через Черновцы.

Гнездо сепаратизма

— Прости мя, отче! — кланяясь, произносит на старорусский манер идущий навстречу мужичок с седой бородой.

— Бог простит, — отвечает отец Сергий. Тут же поясняет мне:

— Так тут принято приветствовать священника.

Мы идем по сельской улице, никогда не знавшей асфальта, мимо обычных на вид крестьянских дворов. От дома настоятеля всего полсотни метров до храма Святых чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана. Внешне здание ничем не выдает своей конфессиональной принадлежности.

— Мне кажется, в основе это типичный буковинский храм, — говорит священник, отпирая дверь увесистым ключом. Если верить этой вывеске, построен в 1740 году.

Русские беженцы на Буковине стали появляться со второй половины XVII века, когда в православии произошел большой раскол. Ради утверждения первенства Москвы в православном мире патриарх Никон при содействии царя Алексея Михайловича провел тогда радикальную реформу церковных обрядов и чинов по греческому образцу. Несогласных объявили раскольниками и еретиками. Самых непокорных ссылали на каторгу, морили голодом, жестоко пытали, сжигали заживо. Приверженцам старой веры в течение столетий пришлось скрываться в труднодоступных районах Сибири, под протекторатом Турции на Дунае и на австрийских территориях Буковины. Но только буковинские староверы сумели официально оформить свой статус. В 1783 году они получили от императора Иосифа II патент на поселение, освобождение от налогов и свободу отправления своих религиозных обрядов.

— Иконостас интересный, правда? — войдя в храм, отец Сергий показывает мне девять рядов икон XVIII–XIX веков. — Вверх посмотрите. Распятие здесь не простое, а с разбойниками, как оно и было на Голгофе. А вот по таким крюковым книгам старообрядцы молятся, — священник раскрывает «Апостол» в кожаном переплете с замочками. Желтые страницы испещрены церковнославянскими письменами. Вместо нот разделенные на слоги слова помечены сверху крючковатыми значками — знаменами. «Како не дивимся богомужному твоему рожеству, Пречистая», — хрипловатый голос читает молитву нараспев, плавно, но неритмично, как будто постоянно спотыкаясь о пробелы между словами.

— Не похоже на современные церковные песнопения, — робко замечаю я.

— И не должно быть похоже, — соглашается отец Сергий. — С Крещения Руси все православные народы пели таким знаменным распевом. Переход на западноевропейские ноты начался лишь в XVII веке. А старообрядцы сохранили традицию.


Амвросий Белокриницкий, 1791–1863 Первым старообрядческим митрополитом стал в 1846 году греческий епископ Амвросий (Амирей Паппа-Георгополи). Перейти в старообрядчество его убедили послы из Белой Криницы. По легенде ему было предречено «великое дело от Бога исполнить и от русского царя пострадать». Узнав о создании старообрядческой иерархии, русский император Николай I устроил международный скандал и потребовал от Австрии изгнать архиерея как бродягу. Последние 15 лет жизни Амвросий провел в изгнании на территории Словении. В 1996 году причислен к лику святых.

Под флажком Евросоюза

На почетном месте в Космо-Дамиановском храме висит портрет митрополита Амвросия Белокриницкого, первого иерарха старообрядческой церкви. По бокам от него — лица иноков Павла и Алимпия. Это они уговорили греческого епископа Амвросия учредить и возглавить старообрядческую митрополию на территории веротерпимой Австро-Венгрии. Так с 1846 года Белая Криница стала превращаться в духовную столицу всех староверов мира.

Сто лет назад здесь было шесть храмов и два монастыря. Самым большим и красивым стал Успенский собор, появившийся здесь в 1908 году. Меценатом строительства был московский купец Глеб Овсянников. Таким образом он решил почтить память своего сына, который умер молодым. Собор и сегодня привлекает в Белую Криницу тысячи туристов и паломников. Он и правда очень красив, похож на московский Храм Василия Блаженного.

— Мне больше напоминает Спаса-на-Крови в Питере, — возражает отец Сергий.

— А почему такое скромное убранство? — обращаю я внимание на голые, по-казенному крашеные стены.

— Здесь же 40 лет был склад минеральных удобрений! А до революции его просто не успели расписать, хотя эскизы готовил сам Виктор Васнецов. В одном из российских музеев недавно нашли 146 его рисунков. Скорее всего, наши.

Возрождать святыню начали в 1988 году по инициативе жены советского генсека Раисы Горбачевой. Собор стал филиалом московского музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Но успели только восстановить купола и отреставрировать иконостас. Вторую попытку предпринял белокриничанин Сергей Деев. Его благотворительный фонд «Белая Криница» собрал средства, которых хватило на продолжение реставрации, а также постройку зданий женского монастыря и музея старообрядчества. Сейчас священник белокриницкой общины больше надеется на реституцию.

— Можно миллион собрать и потратить, а что дальше? Надо ведь на что-то жить. Если Украина пойдет по европейскому пути, должен состояться хотя бы частичный возврат церковной собственности.

Перед собором установлен информационный стенд с флажком Евросоюза и исторической справкой на трех языках. В английской версии название села переведено дословно — White Well. Вероятно, по аналогии с историческим румынским названием Fântâna Albă. Когда-то здесь действительно был источник белесой известковой воды. Для первых поселенцев в нем воплотилась сибирская легенда о Беловодье, славянском рае и царстве свободы, где сохранилась настоящая древняя правая вера.

Вкус этой воды помнит Татьяна Васильевна, сухонькая старушка в платочке, который, по местному обычаю, не завязан, а заколот булавкой под подбородком. Священник называет ее «нашим живым экспонатом». Мать Татьяны служила в Белокриницком женском монастыре, сама она тоже много лет прибирается в старообрядческих храмах. Говорит, вода из священного источника была целебной. А пропала она, когда при советской власти провели мелиорацию и осушили окрестные болота. С тех пор и Белая Криница перестала быть столицей старообрядчества: в 1940 году митрополия была перенесена в Румынию, поближе к основной массе верующих, которые были вынуждены бежать из Советского Союза. Сегодня резиденция епископа находится в Брэиле. Но сердце древней веры осталось здесь.


Музей старообрядчества47°58’31’’N, 25°52’58’’Eс. Белая Криница, ул. Белокриницкая, 53+38 (097) 715-95-40Режим работы: 09:00–18:00 (пер.: 13:00–14:00), вых.: сб., вс.Стоимость билета: 5 грн

О вкусной и здоровой смерти

— Это трапезная, а там кухня, бабушки готовят, когда митрополит приезжает. Наверху — спальни, душевая и котельная, — знакомит меня со скромным, но вполне современным архиерейским бытом белокриничанка Оксана Дядюшка. Молодая женщина совсем не похожа на староверку: носит джинсы, голову за стенами храма не покрывает, не отказывается от косметики. Говорит, от батюшки на исповеди ей за это достается, но отгородиться от мира она не может.

— Смотрим телевизор, слушаем музыку, танцуем на праздниках, хотя всего этого нельзя, — снисходительно вздыхает Дядюшка.

Оксана, выпускница Харьковского университета МВД Украины, впервые попала на Буковину семь лет назад по приглашению будущего мужа Сергея. Знала, что он из семьи староверов, но не придавала этому значения, пока дело не дошло до венчания. Тут ей пришлось пройти обряд перекрещивания с тремя полными погружениями в воду и надеть на голову кичку — скрывающий волосы чепец, который обязаны носить замужние женщины. Теперь Дядюшки — самая молодая семья в Белой Кринице. Сергей служит на пограничной заставе, а юрист Оксана заведует местным музеем.

— Вот традиционный сарафан. У меня такой же, чтобы в церковь ходить. Это подручник для земных поклонов. Есть такая служба «Марьино стояние», когда женщины должны сделать 980 поклонов. Без подушечки никак. А это лестовка, типа четок, на 109 молитв. Очень красивые лестовки делает наша матушка Лена.

Елена Бобкова — жена отца Сергия, 12 лет назад вместе с ним переехала в Белую Криницу из Подмосковья. Ведет хозяйство и воспитывает восьмерых детей. Художница по образованию, мечтает заняться реставрацией икон.

— Быт у нас уже не старообрядческий, а чисто украинский. Язык только сохранился, — говорит Елена с легким московским акцентом, накладывая мне в тарелку риса с картошкой. Мы сидим за столом на кухне в доме священника. Обстановка очень скромная, почти аскетичная. Из признаков современности только планшет, на котором хозяйка показывала фотографии своих работ. Но главное отличие XXI века от предыдущих Елена видит в другом.

— Например, раньше люди смерти не боялись. У каждого стоял гроб на чердаке.

— Это еще зачем?

— К смерти заранее готовились. Гроб наполняли пшеницей — ценность была немалая. Когда человек умирал, то и гроб ему уже был готов, и было из чего кутью сварить да милостыню раздать — все, жизнь удалась. У некоторых наших старушек и сейчас на чердаках такие гробы стоят.

— А посуду, из которой ели чужаки, у вас до сих пор принято выбрасывать?

— Ох уж эти сказочки, ох уж эти сказочники, — парирует отец Сергий. — Да, действительно, имелся такой обычай, но не было в нем никакого религиозного высокомерия. Просто бытовая гигиена. Раньше ведь болезни выкашивали целые села. А теперь если какая хворь приключится — раз, выпили таблеточку, и все. Так что и выбрасывать посуду надобность отпала. Старообрядцы меняются вместе с обществом. Кстати, хотите воды?


Лестовка Традиционные православные четки сейчас редко используются никонианцами (духовенством нового обряда), но среди старообрядцев очень популярны. Петля из 109 звеньев (ступеней) символизирует лестницу духовного восхождения и замкнутый круг непрестанной молитвы. Изготовление и художественное украшение лестовок — одно из традиционных старообрядческих ремесел.

Текст и фотографии: Андрей Тычина, reporter.vesti-ukr.com

 

Вспоминая о. Севастиана.

28 июля 2011 года исполнилось 15 лет со дня кончины священноинока Севастиана (Озерского).

Отец Севастиан (в миру Симеон Маркович Озерский) родился в Новосибирской области в 1929 году. После прохождения воинской службы окончил энергетический ВУЗ и стал строителем высоковольтных линий. В возрасте 52 лет он переехал в Калач-на-Дону, оставил мирскую работу и был рукоположен во иереи
епископом Донским и Кавказским Анастасием.
В 1981 году отец Симеон начал свое служение в старообрядческой Общине гор. Калач-на-Дону (Волгоградской области) как истовый служитель и пламенный проповедник. С начала своего служения он усиленно занимался духовным самообразованием.
В те годы духовного голода ему удалось собрать уникальную святоотеческую библиотеку. Полученные знания отец Симеон использовал для активной проповеднической деятельности. Вокруг него очень быстро стали собираться духовные чада из разных городов СССР. Такая деятельность очень не нравилась властям, особенно проповеди, в которых о. Симеон неоднократно
говорил о засилии властей над Церковью, о предательствах среди христиан, о вредности телевизора (советской пропаганды). Последовала череда лишений его регистрации и переводов по общинам епархии. В этом же году он был переведен в город Ессентуки, затем в город Кисловодск (там умерла его супруга в 1983 году), затем в Ростов-на-Дону и после этого, в 1986 году, в село Белая Криница.

В ноябре 1987 года Митрополитом Алимпием он был пострижен в иночество с именем Севастиан. Оставшиеся годы своей жизни отец Севастиан посвятил восстановлению Белокриницкого монастыря. При нем в обители была восстановлена монашеская жизнь. Был выстроен сестринский корпус, восстановлены из руин Успенский Собор и зимняя Никольская церковь, налажена хозяйственная и духовная жизнь монастыря.
В период 1992-1995 годов в монастыре совершалась ночная служба. Ежедневную Литургию служил сам отец Севастиан. В лучшие времена в монастыре подвизались 11 инокинь и 5 послушниц.

Трудами отца Севастиана была восстановлена старообрядческая Община и Покровский храм в селе Луковцы, Сторожинецкого района Черновицкой области. При его активном участии прошли встречи в Белой Кринице Белокриницкого Митрополита Тимона и Московского Митрополита Алимпия в 1987 году, завершающие торжества празднования 1000-летия Крещения Руси
в 1988 году.

Отец Севастиан был постоянным членом Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви. В 1991-1996 года он был заместителем директора Белокриницкого музея истории старообрядчества. На протяжении всего своего служения отец Севастиан находился под пристальным вниманием спецслужб.
Не достигнув успеха в его вербовке, потерпев неудачу в давлении на архиереев с целью сместить его со служения,  представители органов госбезопасности постарались всячески дискредитировать деятельность отца Севастиана.
В том числе, и посредством местных жителей. Зная всю подноготную этой ситуации, Митрополит Алимпий до самой смерти уважал и поддерживал отца Севастиана и не реагировал на многочисленные происки его врагов.

Преставился отец Севастиан 28 июля 1996 года после непродолжительной болезни. Похоронен он на братском кладбище Белокриницкого мужского монастыря.

izdrevle.ru

 

Величественный Успенский собор посреди умирающего села Белая Криница
Величественный Успенский собор посреди умирающего села Белая Криница фото: Дмитрий Чернореченцев

Старообрядцы: от рассвета до заката

Писать о старообрядцах одновременно и легко, и сложно. Косоворотки, окладистые бороды у мужчин, двуперстное крестное знамение, написание слова «Иисус» как «Исус» – вот, пожалуй, и все, что замечает обыватель. Еще можно сказать о том, что в современной Эстонии, в отличие от остального бывшего Советского Союза, живут преимущественно старообрядцы-беспоповцы.

На Украине же старообрядцы менее обособленны, легче идут на контакт, и именно поэтому, как ни странно, писать о них особенно сложно. В мегаполисах отличия старообрядцев от других православных вообще становятся почти незаметны.Ушло то время, когда в старообрядческие храмы не пускали бритых мужчин, женщин на каблуках или в джинсах. «За всеми не уследишь – но женщины должны приходить только в юбках. Думаю, что если не половина, то около того в старообрядческих храмах – это «новые люди», искавшие ответ на вопрос, что такое истинная христианская, православная вера, и пришедшие к нам», – говорит корреспонденту «ДД» дьякон единственного старообрядческого храма на киевском Подоле.

Вот и решили мы рвануть туда, где на Украине еще сохранился почти первозданный уклад старообрядческой жизни. Где мужчины, от деда-прадеда росшие в вере и похожие на русских богатырей, поголовно все бородачи, а женщины – благообразные и многодетные, всегда если не в сарафанах, то хотя бы в юбках.

Как оказалось, исторический и духовный когда-то центр русских старообрядцев – село Белая Криница находится едва ли не в самом географическом центре Европы, а до границы с Евросоюзом от него не больше километра. Когда-то это была территория Австро-Венгрии, приютившая ревнителей старых обрядов из России.

К этому селу можно добраться на поезде из Киева до Черновцов – купе стоит приблизительно двадцать евро. А дальше еще километров шестьдесят на различных попутках по цене двух бокалов пива в таллиннской пивной – и мы в селе Белая Криница.

О том, что собственный автомобиль как средство передвижения на маршруте Киев – Белая Криница априори нужно исключить, напоминают украинские дороги. Если все же рискнете, то бензин на путешествие из Киева до Белой Криницы в одну сторону для исправной легковушки с объемом двигателя в 1600 кубических сантиметров обойдется приблизительно в 50 евро.

В Белой Кринице находится величественный Успенский собор, который в 1901-1908 годах построил московский купец Александр Овсянников. Это здание из какого-то действительно необычного бирюзового кирпича, ни на какую другую церковь не похожее. Но ни украинская, ни российская теперешние власти о сохранении достопримечательности не заботятся.

Местные жители, а их тут сегодня не больше 150 человек, в массе своей все старообрядцы или их потомки, говорят, что если бы не их братья по вере, живущие через три километра на румынской территории, но этот Успенский собор так бы и развалился за последние двадцать лет независимости Украины. Правда, Евросоюз по проекту приграничного сотрудничества Румынии, Молдавии и Украины регулярно выделяет на изучение этого действующего культового памятника гранты.

«С колокольни собора видны наши старообрядческие села, которые расположены на территории Румынии. По программе приграничного сотрудничества мы имеем право дважды в месяц ходить через границу к братьям и сестрам по вере. Но уже и ходить некому, мы сами заставляем нашу молодежь: уезжайте отсюда, уезжайте, все равно у вас тут никакого будущего», – вздыхает одна из местных жительниц, которая просит не называть ее имени, так как ей «здесь еще жить и жить».

В середине XIX века, когда Белая Криница была частью Австро-Венгерской империи, тут находились два старообрядческих монастыря – женский и мужской, а общее количество населения достигало полутора тысячи человек. В октябре 1846 года здесь был привлечен к старообрядчеству боснийский митрополит Амвросий, который возглавил старообрядческую иерархию. До этого события на протяжении полувека у старообрядцев по причине различных гонений на церковь не было епископов, а это значит, что не было и возможности совершать новые епископские хиротонии. Перед Второй мировой войной эта часть украинской Буковины отошла к СССР. С тех пор, считают нынешние старообрядцы, и начался закат их «духовного центра».

В старообрядческой Белой Кринице молодежи как таковой нет. Здесь нет ни школы, ни дороги, ни детских садов, ни хотя бы магазина с минимальным выбором товаров, ни газопровода, ни водопровода. Есть электричество, и то лишь благодаря пограничной заставе. Поэтому рожать тут детей могут лишь те, кто привязан к Белой Кринице чем-то большим, чем просто желанием называть это место своей родиной. Правда, кое в чем «хозяйская рука» здесь все-таки чувствуется. Рядом с величественным собором идет масштабная стройка административного здания! Зачем оно тут нужно, сложно понять.

«Есть у нас такое желание: возродить былую духовную мощь Белой Криницы. Но сегодня не так-то просто привлечь людей разговорами о Боге. Многие хотят спастись, но немногим понятно, как это можно сделать в современном мире», – говорит «ДД» настоятель Успенского храма отец Сергий Бобков. Он, с двумя высшими образованиями, сделавший когда-то успешную карьеру в России и США, теперь живет в Белой Кринице с такой же образованной женой и пятью детьми.

О тех временах, когда старообрядчество по самым скромным подсчетам владело третью российских капиталов, занимало свою нишу в торговле и промышленности России, вспоминать в таких вот духовных центрах с умирающей экономикой, где коротают век пожилые люди, как-то неловко. Хотя казалось бы – быть богатым сейчас не запрещено, а показывать нарочитую религиозность украинские и российские политики стараются в обязательном порядке. И потому немного странно звучат слова старосты церковной общины в Белой Кринице: «Да нам и нечего предложить миру. У нас есть только одно – Бог и молитва».

Деревянный музейный комплекс на территории Белой Криницы посвящен истории старообрядчества.И все же есть в Белой Кринице люди, которые с уверенностью смотрят в будущее. Несколько лет назад тут построили деревянный терем, который громко назвали Музеем старообрядчества. «Туристов принимать будем, зарабатывать деньги», – почти заговорщически говорит мне одна из женщин-старообрядок. В подтверждение своих слов показывает две комнаты, в каждой из которых есть три кровати, тумбочка, душевая кабина, отдельный туалет.

Для тех, кто желает приобщиться к быту раскольников, в музейном тереме приготовлены палаты для ночлега. Но представьте: приезжает семья, уставшая от городской суеты, селится за недорого, первые полдня осматривает Успенский собор и еще две церкви. А потом этим туристам, отмахавшим, например, из Киева более пятисот километров, стоило бы предложить какую-то культурную программу. А ее-то пока и нет. Поэтому сегодня туристы на двухэтажных автобусах заворачивают в село всего на час-полтора. Но может быть, у Белой Криницы все еще впереди?
Ноябрь 2013 

 

+++

Belaya Krinitsa, September 2016: Observer’s Notes

В конце августа-начале сентября 2016 года один из наших братьев христиан-старообрядцев побывал по делам на Северной (т.н. «украинской») Буковине. Его путевые заметки и, сделанные в пути, фотографии занимательны и представляют значительный интерес. Приводим небольшой отрывок, касающийся положения дел в Белой Кринице. Горестные слова автора, сопоставляющего Белую Криницу и «белую митру» имеют основанием недавнее событие в Браиле.

+++

img_01551

Эту неделю был в Украине в Черновцах. Когда  ехал обратно, то  заехал в Белую криницу. Жаль, что там, кроме дороги (очень плохая), все остальное  — собор  и так далее — заросло дикими растениями, бурьяном степным.  Внутри собора вроде  какой-то ремонт. Спросил: когда будет готово? В ответ получаю: а когда  будет угодно?

img_01581

Большая церковь закрыта местными властями — сказал один человек, единственный, которого встретил по дороге.

img_01531

Вроде бы на 2-й день Успения был там епископ Геннадий с  одним дьяконом и служил там в малой церкви, на которой был замок, когда я был. Внешний вид тоже очень плохой.

img_01631

Никого не видел там кроме ремонтников: 2 пацана и 2 пожилых и одну мамку возле келии, которая  разговаривала по мобильнику.

И вот так увидел и я центр старообрядчества, но зато Леонтий имеет теперь новую белую митру.

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: