Монастырь Кутлумуш на Святой Горе

Афонские монахи предупредили об опасности увлечения пророчествами — такая одержимость признак неверия и нежелания людей довериться


Афонский монастырь КутлумушКутлумуш — православный монастырь на горе Афон. Шестой в иерархии Афонских монастырей. Расположен посредине северо-восточного склона Афона, подле местечка Кареи. Впервые монастырь с названием Кутлумуш упомянут в документах в 1169 г. Существует легенда, что основателем обители был некий араб Кутлумуш, принявший христианство.

 

Но, по сохранившейся купчей грамоте можно сделать вывод, что он существовал уже в 988 году, хотя впоследствии он был разрушен.  Существует легенда, что основателем обители был некий араб (или турок) Константин Кутлумуш, принявший христианство, откуда и произошло название монастыря.

Трудным временем для монастыря был XIV век, когда каталонцы начали грабить его. Процветание в Кутлумуш пришло при просвещенном управлении игумена Харитона Имвросского (с острова Имврос), когда он получил важный документ, подтверждающий привилегии греков на владение обителью. В свою очередь получить официальное право на владение монастырем требовали и румыны. В 1393 году монастырю был дарован статус ставропигиального.  В начале XV столетия к  Кутлумушу присоединили  пустующий монастырь святого Алипия, а в 1428 году патриаршей грамотой Патриарха Константинопольского Иосифа II, который сам ранее был насельником этого монастыря, официально подтверждалось, что монастырь святого  Алипия отходит к обители  Кутлумуш.

Период процветания монастыря сопровождался и бедствиями, здесь неоднократно случались пожары, наибольшие из них произошли в 1497 и в 1767 годах и, обитель была разрушена. Но благодаря щедрости правителей дунайских княжеств, впоследствии объединившихся в государство Румынию, была восстановлена. В восстановлении Кутлумуша большое содействие оказал и Патриарх Александрийский Матфей  II. В XIX столетии, примерно в 1857 и 1870 годах огонь вновь нанес серьезный ущерб постройкам Кутлумуша. Ремонт был проведен усилиями игумена Мелетия. Последний пожар случился в 1980 г., вызванные повреждения удалось  устранить недавно.

Собор монастыря, который относится к XVI веку,  является типичным образцом афонской архитектуры.
Первоначальные фрески собора были закрашены. Купол и колокольня  монастыря представляют работы XIX века.  К Кутлумушу относятся  18 келий и скит во имя великомученика Пантелеймона, с 22 находящимися на территории леса каливами. Помимо этого, здесь расположены семь храмов  и столько же — вне ее территории. В храме Всемилостивой Заступницы хранится одноименная икона Пресвятой Богородицы. Храм носит свое наименование в честь этой иконы.

В монастыре хранятся множество мощей святых: часть Живоносного Креста Господня, часть стопы праведной Анны ( матери Пресвятой Богородицы), кисть святого мученика Евстратия, глава святого Алипия Стилита, частицы мощей святой Марии Магдалины, святой великомученицы Варвары, святой великомученицы Анастасии, святого Харалампия, святого Трифона, святой Параскевы,  святого Елевферия, святителя Григория Богослова и святого великомученика Пантелеимона.

Резной деревянный иконостас – эта один из особо ценных предметов искусства, находящихся в Обители. Здесь хранятся священные облачения и иконы.
В библиотеке монастыря содержатся 662 рукописи и более чем 3.500 печатных книг.
Монастырь Кутлумуш находится на шестом месте на Святой Горе и является общежитийным, где проживают 20 монахов.

Монастырь хранит множество мощей святых, священных облачений и икон. 6(19) августа здесь отмечают престольный праздник во имя Преображения Господня.

grekomania.ru

***
Монахи монастыря Кутлумуш  заявили: «В связи с тревожными событиями в мире и, в частности, в Сирии в последнее время среди православных верующих в Греции и России начали активно распространяться всевозможные пророчества, согласно которым Россия вступит в войну с Турцией и, освободив Константинополь от осман, вернёт его грекам. Если мы сами не следуем Христу, то зачем нам Константинополь или дата рождения антихриста?»  Степень экзальтированности и увлечения этими предсказаниями среди некоторых верующих оказалась настолько сильной, что свою обеспокоенность по данному поводу уже высказали даже монашествующие Святой Горы Афон. 
Так, духовники монастыря Кутлумуш выступили с пространным посланием, в котором предупредили об опасности увлечения пророчествами, а также назвали подложными аудиофайлы, выложенные в Интернете якобы с голосом святого Паисия Святогорца, сообщает Agionoros.Ru.

«Мы говорим это не для того, чтобы поставить под сомнение пророческий дар, — заявили афонские монахи. — Но пророчество немыслимо без других добродетелей. Одна из них — смирение. Святой Паисий Святогорец хорошо знал, что каждый может допустить ошибку. Говоря о событиях будущего, он имел обыкновение начинать со слов „помысел говорит мне“. Он не определял сроки (как некоторые современники известные и неизвестные, которые всё время опровергаются). Он верил, что если изменится человек — может изменить ход событий и Бог, как это происходило в Ветхом Завете.

Сама святая Евфимия, посетившая старца Паисия, не предвещала будущего, но показала как могут развиваться события в зависимости от того, как поведут себя люди и какой выбор сделают. Одно можно сказать наверняка: пророчество дается для покаяния, нашего возвращения к Богу, а не организации нашей личной жизни или самоуспокоенности.

Обладающие пророческим даром — люди трезвения. Они обладают ясным духовным сознанием, их души подобны незамутненным зеркалам, в которых нашли отражение тайны Божественные и мирские. Однако, трезвение необходимо не только пророку, но и тем к кому оно обращено. Как правильно относиться к предсказаниям? Находиться под впечатлением? Подгонять и форсировать события, чтобы пророчество сбылось?

Правильно относится к пророчествам тот, кто извлекает из них духовную пользу и обладает ясным умом, чтобы интерпретировать события, когда они произойдут, то есть в состоянии судить о них естественно и в Духе. Это значит, что способность к рассуждению дают трезвение, молитва и любовь, а не погружение в информационной поток. К сожалению, некоторые люди посвящают часы напролет, чтобы узнать о времени прихода антихриста или возвращении национальных земель, но не вспоминают о том, чтобы открыть Евангелие и посмотреть на себя в свете слова Божиего. Как таким образом, избежать риска впасть в заблуждение и прелесть?

Сегодня особенно поверхностным и легкомысленным является использование преподобного Паисия Святогорца для того, чтобы якобы распространить православную истину (Яркий пример — размещение аудио файлов якобы с голосом старца, в которых слышен голос совсем другого человека!). Мы опасаемся, что это призвано удовлетворить сегодняшнюю одержимость пророчествами, одержимость, возросшую на дефиците веры, и восстанавливает „дух рабства, чтобы опять жить в страхе“.

Сегодня, во времена растерянности и страха, в эпоху изображения и сенсационности, где всё (слова, чувства, переживания) стало мелким, нет более важного и своевременного пророчества, чем слова Афанасия Великого: „подготавливай себя каждый день для встречи со Христом. Ежедневно испытывай себя сверяясь с заповедями Христа и начни перестраивать то, в чем у тебя недостаток“.

Как христиане, мы ожидаем пришествия Христа. Его присутствие — самая прекрасная часть нашей повседневной жизни. Не только в качестве ожидание, но как опытное приобщение к Живому и Воскресшему Христу. Но если мы сами будем пустыми и мелкими, зачем нам Константинополь или дата рождения антихриста?»

Русская линия